Как делают металлическую мебель? Марина Калинина побывала на производстве в Калужской области

Как делают металлическую мебель? Марина Калинина побывала на производстве в Калужской области
Спад рождаемости. Ипотечное рабство. Реальные цифры: национальная идея. Что с погодой? Автомат века. Чем мы лечимся
Числом не вышли: как реально стимулировать рождаемость в стране?
Сергей Лесков: Именно высокий уровень человеческих достоинств Калашникова и позволил ему создать такое великое творение, каким является автомат АК
Владимир Воронцов: Как можно требовать от полиции не брать взяток от граждан, если само государство в лице начальства залезает в карман к полицейскому?!
Юрий Поляков в рубрике «Реальные цифры». Спрашиваем телезрителей, какой должна быть национальная идея
Тимур Усманов: На месте власти я бы для предприятий тариф на утилизацию отходов повысил и поставил надзор
Юрий Поляков: Чтобы прийти к какому-то равновесию, необходимо нравственно оценить то, что произошло в 90-е годы в нашей стране
Юрий Кара: Можно украсть приёмы Тарантино и Феллини, но украсть живое сердце нельзя. А живут только те фильмы, в которые вложено сердце
Более 50 стран поместили на своих гербах изображение автомата Калашникова
Насколько эффективны дженерики
Гости
Игорь Скляр
председатель комитета ТПП РФ по поддержке и развитию малого и среднего бизнеса, Соучредитель ООО «КМК завод»
Николай Тубеншляк
заместитель руководителя Агентства развития предпринимательства Калужской области.

Марина Калинина: Понятно. Давайте все-таки расширим тему. Потому что мы хотим сегодня поговорить и о малом и среднем бизнесе. Как чувствуют себя эти люди, которые с таким авантюризмом, я бы даже сказала, открывают свои предприятия на свой страх и риск? Николай, много ли таких именно в Калужской области? Поскольку, скорее всего, вам это лучше всего знакомо.

Николай Тубеншляк: Если говорить в цифрах, на сегодняшний день в Калужской области 44 тыс. предпринимателей ведут свою деятельность. И, конечно…

Марина Калинина: Но я имею в виду все-таки производителей, давайте так.

Николай Тубеншляк: Производителей, наверное, уже, конечно, не так много. Но при этом самое главное, что мы сейчас наблюдаем, это положительную тенденцию. В целом сейчас ряд мероприятий реализуются на федеральном и региональном уровне, которые позволяют бизнесу чувствовать себя комфортнее. Это касается как поддержки непосредственно финансовой (и вот представитель подтвердит, что она действительно существует. Только в этом году там уже более 1,5 млн. руб. получено именно непосредственно поддержкой), так и, конечно, информационной и вопросов популяризации бизнеса. Самое сложное, с чем мы столкнулись, это заставить людей поверить в то, что заниматься своим бизнесом реально, возможно, что это не страшно, что никто этот бизнес не отожмет и что государство…

Марина Калинина: Но согласитесь, что эти страхи не так уж и необоснованны. Потому что люди боятся.

Николай Тубеншляк: Наверное, они были не так уж и обоснованны во времена нашей перестройки в 90-е годы и, может быть, в начале 2000-х. Сейчас, конечно, уровень поддержки бизнеса со стороны государства намного выше, чем уровень какого-то, скажем так, желания что-то отжать, отбить и т. д. И мы сейчас работаем в едином правовом поле, которое позволяет в общем-то бизнесу действительно развиваться. В прошлом году, если говорить именно по производителям, более 300 производителей получили реальную финансовую и государственную поддержку. Посетили различные выставки. Причем мы говорим про софинансирование этих выставок как внутри страны, так и на ближнем и дальнем зарубежье. Мы говорим о том, что государство помогает им вплоть до печатания визиток уже и создания сайтов. И это все вместе вызывает некий такой положительный резонанс в обществе и меняет отношение людей к бизнесу. Все-таки начинают верить в то, что все получится. Такие положительные примеры, как сегодня у нас КМК завод, – это доказательство того, что, несмотря на те сложности, трудности, с которыми сталкиваются предприятия, желание развиваться и сильная команда позволяют быть успешными.

Марина Калинина: Но у нас очень большая страна, регионы все разные. Кто-то богатый, кто-то бедный. У кого-то одна инвестиционная политика, у кого-то другая. Вот какой должен быть климат в регионе, чтобы пришли туда люди, которые хотят вложить деньги? Ведь, наверное, я не буду ошибаться, если скажу, что если существует предприятие, то вокруг него начинают собираться, начинается жизнь какая-то, появляются кафе, магазины, какая-то инфраструктура. Люди живут, зарабатывают, они получают зарплату, получают рабочие места, могут там жить и нормально существовать. Вот что нужно сделать региону, чтобы это было выполнено? Я не знаю, вот с точки зрения предпринимателя и с точки зрения людей, может быть, к власти ближе.

Николай Тубеншляк: Тут, наверное, смело можно сказать, что нам крайне повезло работать в Калужской области. Калужская область, наверное, одной из первых поняла, что привлечение крупных инвесторов это залог развития непосредственно малого и среднего предпринимательства и, как следствие, благополучия непосредственно жителей региона. Поэтому…

Марина Калинина: Вот не все же понимают это, как я уже сказала. Вот Тверская область, совсем недалеко, а там совсем все как-то плохо с этим.

Николай Тубеншляк: Не буду обсуждать другие регионы.

Марина Калинина: Но как пример.

Николай Тубеншляк: Говорят, что Калужская область поняла одной из первых. Действительно, я говорю не просто какое-то там ментальное осознание, а именно непосредственные действия, которые были предприняты. Ведь индустриальные парки как таковые, а это некие площадки, где создана вся инфраструктура для бизнеса, просто приходи, размещайся и делай, – в принципе первое такое ноу-хау, которое появилось в Калужской области.

Игорь Скляр: Извините, я все-таки вставлю свои пять копеек со стороны именно бизнеса. Потому что, надо отдать должное, что Агентство развития бизнеса – это отличная структура, которой как раз таки удалось эту модель, создания именно агентства, реализовать в том числе и по линии Минэка, чтобы это транслировалось на всю страну. И Стефана Перевалова как раз таки приглашали Минэк на эту тему, поменяться опытом и т. д. Потому что ребята приходят и говорят: «Скажите, что вам надо. Вам надо выставку? Какую вам выставку?» Вот, например, «Армия-2019». Мы, Олечка говорит, обмолвились случайно в агентстве, что нам нужна эта выставка. И целый отдел агентства занялся этим вопросом. Сформировал для нас полностью предложение. Менеджеры даже были в определенном восторге. Потому что, говорит, организовали не то что даже само участие в выставке, а непосредственно и продумали логистику, как, где будем передвигаться, размещаться и т. д. И для предприятия это было абсолютно бесплатно. Т. е. это все сделало агентство. Но, с другой стороны, касаемо индустриальных парков. Мы в свое время тоже сравнивали, смотрели. Все-таки для производственного бизнеса…

Марина Калинина: А давайте людям объясним, что такое индустриальный парк. Просто не все понимают.

Николай Тубеншляк: Это технопарк либо индустриальный парк, т. е. государство туда подводит всю инфраструктуру, делает, как Николай сказал, готовую производственную площадку. Ты приходишь и говоришь: «Мне надо 200 кв. м (или, там, 2 000 кв. м) производственной площадки». Тебе ее готовую дают. Ты только расставляешь уже оборудование. Либо уже даже тебе дают оборудование это установленное. И твоя задача уже просто выпускать продукцию и т. д. Для среднего и крупного бизнеса, возможно, это интересно. Потому что у них уже есть отработанные серии изделий, у них есть отработанный рынок и т. д. Для малого бизнеса, мы на своем примере скажем. Мы проезжали многие смотрели индустриальные площадки, в Калужской области созданные. Да, на них очень интересные условия и т. д. Но в большинстве случаев мы на свои, как говорится, плечи примеряли эту тужурку и понимали, что нам все-таки выгоднее искать… Вот даже помещение, в котором был репортаж о нашем бизнесе. Когда мы пришли в это помещение, на полах стояла буквально вода. Т. е. помещения были в непригодном состоянии для эксплуатации: освещение и т. д. Но нам все равно было выгоднее вкладывать туда свои деньги, что называется, в поддержание развития там освещения, электроэнергии и т. д., чем приходить на новую площадку. На готовую площадку, созданную государством. Но опять же, это, допустим, в рамках нашего бизнеса. Есть бизнесы, которые с готовым сбытом приходят и им только дай возможность производить. Надо отдать должное, что вот Николай сказал: нам действительно повезло с регионом в Калужской области. Потому что, я не знаю, как во многих других регионах, но, в частности, в Калужской области с достаточной регулярностью проходят завтраки с губернатором, когда за круглым столом губернатор в прямом диалоге с предпринимателями. Будем говорить так: встреча без галстуков. Это во внутреннем режиме, с 8 до 9 утра. Но когда предприниматели поднимают животрепещущие и волнующие их проблемы. Понятно, что у каждого боль своя. Но, допустим, вот это проводит Торгово-промышленная палата Калужской области. Виолетта Ивановна, соответственно, подготовит тематические некие завтраки, к которым собираются предприниматели со всего региона, со всей Калужской области, с общей какой-то болью, на какие-то предметы обсуждения. И надо отдать должное, что Анатолий Дмитриевич погружается досконально. Меня, честно, это поражает. Я даже иногда в своем производстве не погружаюсь настолько глубоко в какие-то детали, как он погружается в проблемы предпринимателей. И надо отдать должное, что он потом не снимает с контроля. И вот агентство, которое создано, еще хочется подчеркнуть, что это не с точки зрения, что ребята сидят и ждут, когда к ним придут: они идут сами. Они идут сами к предпринимателям.

Марина Калинина: Кстати, да, Николай, а с чем приходят? С какими проблемами? А приходят, кстати, начинающие бизнесмены, которые как-то еще не определились? Или приходят люди, у которых уже какие-то проблемы назрели, которые надо решать?

Николай Тубеншляк: Приходят и те, и те. Конечно, наверное, в большем объеме приходят те бизнесмены, которые уже начали вести свою деятельность, но столкнулись с какими-то сложностями. У нас достаточно большой спектр вопросов, по которым мы стараемся быть компетентными либо найти решение совместно с бизнесом. Начиная от вопросов земельного законодательства и заканчивая сбытом продукции: вся производственная цепочка. Конечно, наверное, самый частый вопрос – это привлечение финансов на сегодняшний день, получение мер государственной поддержки. Мы специально создали такие буклеты: «Меры государственной поддержки». Где коротко объяснили бизнесу, вообще на что он имеет право. Что он может получить, развиваясь в том или ином направлении. Это позволяет достаточно быстро сориентироваться. И, максимально распространяя эти буклеты, где-то кто-то на них натыкается, видит: «Ух ты! А я, оказывается, тут 3 года уже работая, все это время я имел право получать возмещение затрат, которые я несу за аренду своего здания. Так, телефон в конце вот указан. Пойду в агентство». Это первый вариант. Второй вариант: мы сами постоянно ездим по всем районам Калужской области, собираем предпринимателей и говорим: «Коллеги, вы имеете право. Государство создало для вас подобные условия. Пожалуйста, пользуйтесь. Мы за вас соберем все документы, мы разработаем бизнес-план, мы сделаем необходимые все переговоры с банком. Абсолютно для вас бесплатно. Только, пожалуйста, воспользуйтесь».

Марина Калинина: А вы за это денег не берете?

Николай Тубеншляк: Мы не берем за это.

Игорь Скляр: С предпринимателя за это деньги не берутся.

Николай Тубеншляк: Мы созданы министерством экономического развития Калужской области, и это такая вот информационная и конституционная поддержка, которую регион оказывает бизнесу. В принципе мы видим динамику. В 2018 году уже на 10% больше предпринимателей МСП получило кредитов, чем в 2017 году. Получателей мер государственной поддержки стало больше чем на 20%. И эта динамика положительная идет, идет и идет. Параллельно как бы, получается, растет объем поддержки, которую выделяет государство, и количество людей, которые об этом узнают. Самое главное – донести до предпринимателей. Но приходят, конечно же, и начинающие тоже, которые только хотят сделать первые шаги.

Марина Калинина: А регион же налоги получает взамен. Т. е. тут польза всех.

Николай Тубеншляк: Да. И если возвращаться сейчас к индустриальным паркам и ко всему прочему, в двух словах. Конечно, это больше для среднего и крупного бизнеса. Но за счет тех налогов, которые это формируют, за счет тех МСП, которые вокруг начинают создаваться, – конечно, в итоге формируется тот самый благоприятный инвестиционный климат, возможность делать дороги, возможность улучшать социальные какие-то условия жизни для населения. И в целом повышать благосостояние населения. В общем-то, для чего мы все работаем – и бизнес, и т. д., – это все-таки чтобы каждый гражданин…

Марина Калинина: Чтобы всем было жить хорошо.

Николай Тубеншляк: Конечно. Чтобы жить всем было хорошо.

Игорь Скляр: Но вот опять же, вот я…

Марина Калинина: Давайте послушаем нашего зрителя, к нам дозвонился…

Игорь Скляр: А, давайте, конечно, да.

Марина Калинина: …Василий из Московской области у нас на связи. Здравствуйте.

Зритель: Здравствуйте. Я хотел сказать огромное спасибо вашим гостям, вашим предпринимателям. Чтобы у нас было побольше таких людей в России. И не только в Калужской, но и в других областях. Низкий поклон вам.

Игорь Скляр: Спасибо.

Марина Калинина: Спасибо большое.

Игорь Скляр: Я хотел перед звонком слушателя сказать о той проблеме касаемо момента, связанного с прямой поддержкой от агентства как такового и т. д. Работает как и сарафанное радио. Многие предприниматели Калужской области друг другу уже звонят, даже вот из агентства ребята отзваниваются и говорят: «Игорь Николаевич, нам сказали, что вы хотите поехать в Германию». Я говорю: «Я вам точно это не озвучивал». Они говорят: «А нам уже сказали за вас. Что вот мы собираем бизнес-миссию в Германию, и вы точно туда хотите поехать». Я говорю: «Нет, в Германию я точно не хочу поехать». А тоже, допустим, многие предприниматели, мы вместе, пытались набрать блок, пул участников на выставку «Мебель-2018». Абсолютно бесплатно. Агентство оказывало услуги по созданию креативного стенда Калужской области, чтобы набрать участников. И была проблема. В Промышленный форум в Санкт-Петербурге. Была проблема найти участников.

Марина Калинина: А почему?

Игорь Скляр: А тут проблема в чем, я как предприниматель могу сказать. Во-первых, многие заняты самим, допустим, добежать до агентства и подать заявки на программу мероприятия, которое тебя интересует. А во-вторых, многие не верят. В разрезе того, что не верят в доступность и в бесплатность этой поддержки. Потому что каждый почему-то… Через те же самые средства массовой информации. У нас много слышно о чиновниках, которые что-то берут себе на карман. Но не слышно о чиновниках, которые, вот… Да, они получают достойную зарплату. Я даже не знаю, какую они зарплату получают. Но они приходят и говорят: «Мы тебе сделаем, ты скажи только, что надо сделать. Ты скажи, как тебе надо сделать. Тебе надо страницу сайта перевести? Тебе надо сайт создать? Тебе надо разместить на электронной площадке eBay? Давай мы тебя разместим. Тебе надо субсидиями помочь? Вот есть такие программы…» Понятное дело, что есть программы отдельного региона, а есть программы страны как таковой по поддержке производства. И любое агентство, в любом субъекте Федерации, конечно, оно и от федеральных программ во многом зависит. Но, допустим, по программам субсидирования. Вот Николай сказал: 1,5 млн. руб. Надо отдать должное, эта программа именно региональная. И что плохого в том, что мы получили эту субсидию? Спасибо за то, что оказали. При том, что в глобальном масштабе, безусловно, естественно, налоговое бремя весьма некомфортно. Т. е. если смотреть на сегодняшний день, есть, будем так говорить, помыслы, что производство где-то в другом месте было бы выгоднее (к примеру.) Но в то же время, опять же возвращаясь к крупному бизнесу…

Марина Калинина: А нет таких, например, как сказать, даже не знаю… перспектив, что малых предпринимателей и средних предпринимателей хотя бы на какое-то время освободить вообще от налогов?

Игорь Скляр: Марина, ну, понимаете, это мы сейчас…

Марина Калинина: Можно я услышу, да?

Игорь Скляр: Если бы нас услышали, называется. Т. е. мы эту проблему-то поднимали во многих местах. Но когда предприниматели просят, что… Т. е. главный клич предпринимателей к государству – «Не мешайте работать». Такие услуги, как агентство, они нужны. Однозначно нужны. Но когда государство начинает себя вести в том числе как медведь в посудной лавке, что называется… Т. е. одно дело, когда вот со стороны агентства: «Вам помочь?» – «Нет, не надо». Не с точки зрения «Нет-нет, давай мы тебе все-таки поможем». А с точки зрения «Не надо – значит, хорошо».

Марина Калинина: Совсем государство пусть не мешает.

Николай Тубеншляк: Можно, я вступлюсь за государство?

Марина Калинина: У нас прямо уже время заканчивается.

Игорь Скляр: И я хочу еще сказать, проблема в чем, проблема большого бизнеса и привлечения крупных инвесторов в регионы. Проблема кадрового голода. Потому что, допустим, «Фольксваген», «Пежо Ситроен» и т. д., они вымывают производственные кадры. Да, хорошо, что мы смогли (и в сюжете это наглядно прямо видно), что сварщицы, которые в свое время были в сельском хозяйстве, реально в селе люди жили, работали, никогда и не думали, что будут сварщиками… А трудовых рук не хватает в регионе.

Марина Калинина: Мы уже посмотрели. Ну что, спасибо большое, просто разговор очень большой. Надо будет еще нам встретиться. Прямо сейчас посмотрим производственные портреты. А у меня в гостях был Игорь Скляр, соучредитель КМК завода, и Николай Тубеншляк, заместитель руководителя Агентства развития и предпринимательства Калужской области. Спасибо.

Авторизуйтесь, чтобы быстро и удобно комментировать
Авторизуйтесь, чтобы быстро и удобно комментировать
Комментарии (0)

Выпуски программы

  • Все видео
  • Полные выпуски