Иван Князев: Ну а сейчас все серьезно. Ольга Арсланова: Посмотрим в наши платежки. Иван Князев: Да. На столб позора всех должников прибивать нельзя, к столбу позора. В Роскомнадзоре заявили, что списки неплательщиков за ЖКУ, которые мы с вами периодически видим на дверях наших подъездов, – все это нарушает закон «О персональных данных». Ольга Арсланова: Там есть уточнение, что номер квартиры еще как-то можно указать, но вот имя и фамилию – точно нельзя. В общем, такая мера мало помогает, считают эксперты. В общем, и так это не работает. Кто много и долго не платит, на списки внимания все равно не обращает. Сколько Россия должна за ЖКХ и отдельные россияне? Ни много ни мало за первое полугодие – 1 триллион 240 миллиардов рублей. При этом неуплата в первом полугодии выросла на 1,5%. По мнению аналитиков, к концу 2020 года задолженность составит более 1,5 триллиона рублей, между прочим. Иван Князев: Да, уже колоссальная сумма там набегает. В общем, как бороться с неплательщиками? По вашему мнению, что бы помогло реально? Про ваши долги не спрашиваем. Расскажите про соседа, к примеру. Вот сколько он должен за коммуналку? Ольга Арсланова: Настучите на соседа. Иван Князев: Как из-за этого страдает обслуживание вашего дома? Ну а если уж о вас говорить, то для вас тогда опрос: есть ли долг по коммуналке? Вот здесь можно отвечать только «да» или «нет». Пишите нам прямо сейчас на 5445. В конце обсуждения посмотрим, сколько нас таких. Ольга Арсланова: Если вдруг у вас есть рассказ о том, почему долги накопились, непростая ситуация в жизни, – звоните и расскажите. Иван Князев: Тоже звоните. Ну а для начала несколько примеров такого творческого подхода к решению этой проблемы. Давайте посмотрим. СЮЖЕТ Ольга Арсланова: В принципе, недовольные жильцы могут такую же штуку принести к своей управляющей компании и написать: «Здесь живет тот, кто плохо работает». Иван Князев: «Позор». Нет, ну на самом деле с лазерной указкой – я такого еще не видел. Спросим мнение Константина Крохина об этом, председателя Союза жилищных организаций Москвы, он у нас на связи. Здравствуйте, Константин Викторович. Ольга Арсланова: Здравствуйте. Константин Крохин: Здравствуйте. Иван Князев: 1,6 триллиона к концу года – это очень большая сумма. У нас коллапса в ЖКХ в стране не получится? Ольга Арсланова: Там же, наверное, не только физические лица, насколько мы понимаем. Константин Крохин: Да, вы совершенно правы, это не только физические лица. По статистике, большую часть задолженности несут государственные предприятия и организации, бюджетополучатели, которые в последнюю очередь платят за жилищно-коммунальные услуги. Ольга Арсланова: То есть больницы, школы? Константин Крохин: И военные части. И я еще хотел обратить внимание, что по сравнению с прошлым годом рост не такой большой. В прошлом году было 1 триллион 200 миллиардов, а сейчас, на текущую дату, 1 триллион 340 миллиардов. Я хочу обратить внимание, что в условиях падения доходов и в условиях освобождения от пени до конца года эти показатели не столько пессимистичные. Думали, что будет хуже. Иван Князев: Нет, тут просто вопрос: в каком финансовом состоянии окажутся ресурсоснабжающие компании, управляющие компании? Константин Крохин: Я поясню. Дело в том, что во всей этой задолженности на протяжении десятилетий очень много «мутной воды». То есть все время долги растут, однако ресурсоснабжающие компании никуда не делись, никто не обанкротился. Управляющие компании тем не менее появляются, все новые и новые, связанные с местной администрацией, и они работают. Никто этот рынок не бросает. Например, МОЭК – это московская теплоснабжающая компания, крупнейшая в стране, дочерняя структура «Газпрома». У них есть на сайте так называемый антирейтинг должников. И что мы там увидим, на этом антирейтинге? Что 10 миллиардов – задолженность. И десяток крупнейших управляющих компаний, у которых задолженность от 200 миллионов до миллиарда. Возникает вопрос: каким образом они так «эффективно» управляют, что допускают задолженность до миллиардных величин? Я подвожу мысль к тому, что в условиях, когда при задолженности больше двух месяцев ресурсоснабжающая организация может прекратить обслуживание этой компании и перейти на прямые расчеты с населением, сбытовики (теплосбыты, энергосбыты) по какой-то причине этого не делают, а накапливают долг. Управляющая компания становится банкротом, а на смену ей приходит другая однодневка, которая получает миллиардные контракты. То есть я подвожу к тому, что огромные долги – это в том числе причина неверного, неэффективного администрирования, а где-то и злого умысла. То есть это «схематоз», на котором зарабатывают ресурсники. Поэтому никуда они не денутся, ничего с ними не произойдет. Просто будет эта сумма расти, и они будут каждый год обращаться к государству с просьбой повысить тарифы. О чем уже Правительство и заявило: со следующего года повышение тарифов на 4%, в том числе увеличение сборов на капитальный ремонт. Вот вам пример такой экономики. Она неэффективная, люди недовольны, но тем не менее вот эти компании, как МОЭК, и иные теплосбыты (а в каждом регионе, в каждом городе есть свой монополист), они продолжают вести роскошный образ жизни, покупая яхты, катера и самолеты. Ольга Арсланова: Есть ли какая-то хотя бы минимальная возможность установить конкуренцию в этой сфере? Константин Крохин: Конечно. Ольга Арсланова: Ну пусть хотя бы две компании работают, ладно уж. Константин Крохин: Вы совершенно правильно сказали. В Москве, до того как пришел новый мэр, у нас было две компании – МОЭК и «Мосэнерго». И у «Мосэнерго», у этой компании тариф на тепло был меньше. И многие пользовались ее услугами. Однако эта модель централизации… У нас теперь дорогами занимается государственное бюджетное учреждение «Автомобильные дороги». У нас управлением домами занимается государственное бюджетное учреждение «Жилищник». В каждом районе есть «Жилищник», который является монополистом. То есть курс на монополизацию – это, по сути, курс Правительства Москвы, а также других регионов, которые считают, что монополия – это выгодно, потому что так удобно управлять. Но надо понимать, что в условиях монополий мы переплачиваем двойную цену как за тепло, так и за управление. Вот я на примере прошлой зимы уже неоднократно высказывался, что в тех домах, где управление ТСЖ, то есть сами люди определяют, сколько тепла подать, в зависимости от погоды, у нас возврат денег гражданам произошел в начале 2020 года – от 30 до 50%. Вот и вдумайтесь. Это порядка 5–6 тысяч на квартиру. И возникает вопрос: почему же в домах «Жилищника» или «Жилкомхоза» в Санкт-Петербурга, или каких-то ДЭЗ и РЭП возврат за тепло не произошел? Вы сделайте опрос населения России: кому-то вернули за тепло в январе, феврале, марте тогда? И выяснится, что подавляющее большинство – больше 99% и дальше в периоде – никакого перерасчета не получили. Ольга Арсланова: Там вообще очень неповоротливая система, потому что… У меня, например, в доме, естественно, дом тоже управляется «Жилищником». Отопление – 2 500, между прочим, каждый месяц мы платим. Ну практически не топят. То есть это проблема очень многих квартир. И звонить бесполезно, трубку не берут. Говорят: «Да, мы разберемся». Время проходит, проходит месяц – ты продолжаешь платить те же деньги. Понятно, что… Остается что? Только судиться, разбираться. Поменять этот «Жилищник»? Ну а на кого его поменяешь? Константин Крохин: Ну пожалуйста, можно создать товарищество, можно создать кооператив и можно нанять частную управляющую компанию. Ведь оборотная сторона монополий – это не только МОЭК и теплоснабжающие компании, а это в том числе управляющие компании, вот такие как «Жилищник», которые сегодня являются монополистами, и их прикрывают жилищная инспекция. В Москве в августе провели более 900 фальшивых собраний по капремонту. И делали это все «Жилищники». У нас очень много обращений граждан, которые пытаются через суд, через обращения в мэрию предотвратить этот захват через фальшивые собрания ненужных решений. Однако суды стоят на стороне управляющих компаний. Я приведу пример последний. Никулинский суд в Москве принял решение… Когда 200 человек пришли к нотариусу и заявили, что они не голосовали, тем не менее суд им отказал. То есть никаких средств доказывания того, что собрания фальшивые, на сегодняшний день государство не предоставляет. И вот здесь природа монополизма. Уже совершенно понятно, как улучшить управление и как снизить расходы, однако гражданам этого не дают. Иван Князев: Давайте послушаем телезрителей. Елена из Московской области у нас на связи. Здравствуйте. Ольга Арсланова: Здравствуйте. Зритель: Добрый день. Дай Бог вам всем здоровья! Ольга Арсланова: Спасибо. Зритель: Я хотела вот о чем спросить. Город Подольск Московской области, город Климовск. Ну, бывший город Климовск, а сейчас микрорайон Климовск. Улица Заводская, квартира 4. Вы знаете, это бывшее общежитие. Давали в администрации номера квартир. У нас квартира 4. В общем, № 7, квартира 4. И это в семи квартирах. Ольга Арсланова: И? Иван Князев: Не платят? Зритель: Уезжает человек, он на вахте. Понимаете? У нас почтальоны не могут разобраться, кому же… Здесь не может разобраться и администрация. Никто не может разобраться. Даже не могут знать, кому вообще подсунуть эту квитанцию. Ольга Арсланова: То есть вахтовик не платит, потому что его нет дома, правильно? Зритель: Правильно. Ольга Арсланова: И? Что получается? Зритель: Сейчас почтальоны перестали приносить нам квитанции. Нужно просто идти на почту, забирать эту квитанцию и только после этого оплачивать. Понимаете, в чем дело? Я пойду и оплачу ее, я пойду и заберу. Вы знаете, а этот молодой человек говорит: «Ну и не надо. Не приносят – ну и хорошо». Ольга Арсланова: А его долг? Зритель: И он не один такой. Ольга Арсланова: А долги эти на вас раскидывают, на остальных жильцов, правильно? Зритель: Долги раскидывают. Ну скажите, что вот с этим делать, с этой проблемой? Понимаете, не дают… У меня была квартира № 34, а сейчас – опять комната. Хотя у меня есть коммуникации, у меня и ванная, у меня и санузел, у меня кухня. У меня все есть. Понимаете? Мы все – опять квартира № 4. Ольга Арсланова: Понятно. Иван Князев: Понятно. Зритель: И никто ничего не делает. Ольга Арсланова: Константин Викторович, на самом деле, если человек платить не хочет, то как его заставить? А соседи вынуждены расплачиваться. Константин Крохин: Насколько я понял, там ситуация немножко другая: почтальон не приносит в принципе квитанции. Я хотел обратить внимание по теме вашей передачи – долги и должники. Не только финансовое положение должника влияет на дисциплину, но в том числе и как управляющая компания коммуницирует с потребителями, со своими клиентами. В данном случае женщина жалуется на то, что управляющая компания, скорее всего, тоже местная какая-нибудь монополия, типа «Жилищника», она решила: «Ну, все равно не платит вахтовик». Нет денег у них на почту, почтальон не ходит и не приносит квитанцию. Но я хотел бы сказать, что в данном случае это их обязанность. Жительнице нужно обратиться в администрацию. Потому что у нас есть информационные государственные системы, такие как ГИС ЖКХ, например. Или есть Mosreg. ru, сайт такой. Это аналог московского сайта Mos.ru, где можно и узнать задолженность, и оплатить задолженность. Поэтому если такая нерадивая управляющая компания, я бы гражданке посоветовал научиться попытаться получать квитанции в электронном виде и оплачивать в электронном виде. Мы не можем изменить кардинально жизнь в конкретном городе Климовске, который теперь поглощен городом Подольском, но подсказать гражданину, как ему самостоятельно решить это, если администрация или управляющая компания не реагируют, вот я бы посоветовал таким образом. Иван Князев: Еще SMS от наших телезрителей. Из Ленинградской области (наш призыв сработал): «Мой сосед более десяти лет не платит коммунальные платежи. Не работает, пьет, разрушает свою квартиру, заливает мою. Обращалась в разные инстанции – никакие меры не предпринимают». Кстати, еще один телезритель до нас дозвонился. Сейчас на связи Ростовская область, тоже Елена. Елена, слушаем вас. Ольга Арсланова: Добрый день. Зритель: Добрый день, здравствуйте. Я нервничаю. Я бы хотела спросить у вашего гостя, такой вопрос задать. Либо он уже ушел? Ольга Арсланова: С нами. Иван Князев: Нет-нет, он еще слушает. Зритель: Я в 2019 году за июнь месяц 3 июля оплатила квитанцию по ЖКХ. Ну, я всегда так оплачиваю – 3-го, 5-го, как пенсию получаю. А «Сбербанк» ошибся, не на тот счет прислал, переслали на водоканал. Я ходила в «Сбербанк» – без проблем, они мне все исправили, написали бумаги, что это их ошибка, счет лицевой, все. Я отнесла в водоканал, отнесла в нашу управляющую. Все зарегистрировано под номерами, у меня экземпляр есть. Я его предоставляю, когда мне субсидию начисляют. У меня пенсия – 9 тысяч. В феврале этого года водоканал им перечислил сумму эту ошибочную, но они до сих пор не присылают квитанцию. Еще и пеню на эту сумму! Ну, это же долг. Еще и пеню на эту сумму пишут. Ольга Арсланова: Потому что вы числитесь должником по-прежнему, наверное. Зритель: Все это время я этот долг не оплачиваю – уменьшаю на тот, который начислен. Иван Князев: Понятно. Ольга Арсланова: Ну, тут очевидная ошибка какая-то. Константин Крохин: Здесь, к сожалению, у нас участвуют в этом процессе несколько бюрократических структур, достаточно крупных, таких как «Сбербанк», водоканал, жилищная инспекция. Я бы посоветовал гражданке написать жалобу в жилищную инспекцию, пояснив, что есть неправильное начисление. Вины гражданина нет, и пеня не должна начисляться. Для успокоения я бы ей так сказал: пеня будет начисляться тогда, когда на нее подадут в суд. Я очень надеюсь, что после обращения в органы жилищного надзора с указанием и объяснением сложившейся ситуации вот эта управляющая организация либо водоканал, если там прямые расчеты, они не будут подавать в суд и не будут начислять пеню. То есть начисленная пеня не всегда взыскивается. Но ей необходимо обратиться в жилищную инспекцию по месту жительства. Иван Князев: Я так думаю, что просто ей, может быть, даже сложно будет это сделать – человек пожилой. Константин Крохин: Ну, учитывая, что она уже сходила в «Сбербанк», сходила в водоканал и каким-то образом передала… Либо нужно попросить либо родственников и соседей, или попытаться воспользоваться электронным сервисом. К сожалению, пожилые люди – это действительно те люди, которым сложнее всего разобраться в таких вещах. И тут очень важна помощь соседей, родственников. Ну и орган жилищного надзора, это его прямая обязанность – проверять соблюдение законодательства, в том числе в части начисления платы за жилищно-коммунальные услуги. Ольга Арсланова: Спасибо вам. Иван Князев: Спасибо. Константин Крохин, председатель Союза жилищных организаций Москвы, был с нами на связи. Ольга Арсланова: У нас тут сообщение из Башкирии: «Семь квартир в подъезде не платят. И правильно делают! А за что платить? Подъезд не убирают. Горячая и холодная вода не соответствуют требованиям. Электроэнергию часто отключают. Отапливают квартиры кое-как. Капитального ремонта не видим более десяти лет. А тарифы каждый год растут». Вот видишь? То есть соседи не платят, а зритель наш и не против. Иван Князев: Ну а вообще как бороться с должниками за ЖКУ? Все-таки главный посыл, который у нас сегодня в этой теме. Какие меры можно применять, чтобы заставить их платить? ОПРОС Ольга Арсланова: Продолжаем. Иван Князев: «Почему должникам не отключают свет? У меня соседи новые, живут уже третий год, не платят совсем», – из Башкортостана вот такая SMS пришла. Из Нижегородской области: «В моем доме 111 квартир. 64% дома – должников». Посчитал человек точно! Ольга Арсланова: Ну хорошо, вот отключают им – и что? Вам легче будет? Иван Князев: Тоже вопрос. Ольга Арсланова: С нами на связи депутат Госдумы Александр Шерин. Александр Николаевич, здравствуйте. Александр Шерин: Здравствуйте. Иван Князев: Александр Николаевич, вот такой вопрос. Знаете, мы все спрашиваем: как бороться с должниками? А может, уже пора как бы не выбивать долги, а прощать (хотя бы частично) тем, у кого просто денег нет? Ольга Арсланова: Тем более сейчас, во время пандемии, многие на дистанционке, и намного больше набегает электричества, воды. Люди сидят дома, приходят огромные счеты. У многих проблемы с работой. Люди не могут это оплатить. Ну, какой-то мораторий ввести хотя бы временно. Александр Шерин: Я абсолютно с вами согласен. Тем не менее мы от фракции ЛДПР подобные инициативы вносили в Государственную Думу. Но наши государственные структуры будут ссылаться на то, что эти коммерческие организации самостоятельно определяют стоимость тех услуг, которые они предоставляют. Во-первых, хочу напомнить, что Российская Федерация является самой крупной северной страной в мире. У нас огромная территория, а плотность населения очень низкая. Никогда у нас система ЖКХ не будет людям приносить радость, пока она находится в частных руках. Систему ЖКХ необходимо возвращать под полный контроль государства. Если у нас ежегодно тарифы на услуги ЖКХ растут на 9% в среднем, а индексация пенсий и заработных плат осуществляется в размере 3,7%, то у людей всегда денег не будет хватать на оплату услуг ЖКХ. Сегодня система ЖКХ и ресурсоснабжающие организации – это просто кормушка для частного бизнеса. Вот мы говорим про компании, которые поставляют услуги, поставляют газ, электричество, воду. Сегодня практически все эти компании являются частными. Если электростанция продает электричество за 1 рубль за киловатт, то население это электричество через ресурсоснабжающую компанию – посредника, который ничего не производит, – покупает это электричество за 6–7 рублей. Ко мне приходят бабушки-пенсионерки и говорят о том, что пенсия у них 9 тысяч рублей в месяц, а они только за отопление платят 4 тысячи рублей. У нас сегодня тарифы услуг ЖКХ формируются по непонятной методике. Я пытался этот вопрос выяснить неоднократно. Я писал запросы в Генеральную прокуратуру, в жилищную инспекцию. Никто не может толком сказать, из каких составляющих насчитывается та или иная оплата за ЖКХ. У нас на сегодняшний день – вдумайтесь в эти цифры! – электростанции в Российской Федерации электричества вырабатывают на 23% больше, чем мы можем в России его потребить. Наше электричество продается, в том числе экспортируется за рубеж, по цене 90 копеек за киловатт. Нашему гражданину в своей собственной стране – самые дорогие газ, электричество и вода. Мы могли бы наше население (и это не популизм) обеспечивать электричеством. Но кое-кто РАО «ЕЭС» раздробил на отдельные организации, и эти организации сегодня принадлежат частным структурам. Я слышал, предыдущий выступающий говорил о том, что надо создавать конкуренцию. Никогда вы в этой отрасли конкуренцию не создадите, потому что будет сговор. Будут три-четыре разные компании с разными юридическими лицами, но все они будут принадлежать одному человеку. Еще раз повторюсь: только государственное регулирование цен, только возврат системы ЖКХ под контроль государства может нас в этом плане спасти. Иначе наши граждане сегодня работают за еду и оплату услуг ЖКХ. Все, у них больше ни на что денег не остается. Это практически бесплатный рабский труд. Сегодня низкие доходы у людей. И пенсионеры, самая незащищенная категория граждан, которые получают пенсию… Вот женщина вам звонила. Даже вовремя она заплатила тарифы за услуги ЖКХ. У кого-то какая-то ошибка прошла – и она мытарится по судам. А сейчас они имеют право без суда и следствия арестовывать счета у наших пенсионеров, взимать с них соответствующие штрафы – до половины пенсии. Ко мне приходят часто, я за них заступаюсь, пишу в прокуратуру. С них начинают взимать не половину пенсии, а 25%. Но те пени и штрафы, которые насчитывают нашим пенсам, они как снежный ком просто загоняют людей в кабалу. Ольга Арсланова: А как вам кажется, государство сможет эффективно регулировать эту сферу? Александр Шерин: Государство не то что сможет эффективно регулировать эту сферу. Государство обязано это делать. Предыдущий выступающий говорил о том, что самые большие платежи выплачивают государственные организации. Я вам хочу сказать, как первый зам. председателя Комитета Госдумы по обороне, что оплата услуг коммунальных в ведомствах Министерства обороны входит в закрытые статьи. Я вам не имею права даже эту сумму озвучить, сколько наша армия за счет налогоплательщиков платит нашему собственному «Газпрому», нашей собственной «Роснефти» и нашим собственным электростанциям за тот газ, топливо и электричество, которые потребляют наши защитники Отечества, которые в принципе должны защищать нашу территорию. А когда человеку насчитывают пользование лифтов из расчета его квадратных метров, хотя этот человек живет на первом этаже; когда человеку насчитывают плату за вывоз мусора не из расчета количества членов семьи, а из расчета квадратных метров жилья, которое ему принадлежит, а если ему принадлежит и квартира, и дом, то он, соответственно, вынужден платить за несколько жилищ, в которых он не может одновременно проживать и платить за мусор. И человек сегодня платит и за капитальный ремонт, хотя он квартиру только что купил. И неизвестно, когда этот капитальный ремонт состоится. Иван Князев: Если он вообще будет когда-нибудь. Александр Шерин: Да. Вот эта несправедливость у людей накапливается. И они просто не понимают, почему они должны платить такие деньги. Ольга Арсланова: Спасибо вам. Александр Шерин: Я еще помню те времена, когда электричество стоило две копейки за киловатт. Иван Князев: Спасибо большое. Александр Шерин: Я надеюсь, мы к этому вернемся. Ольга Арсланова: Александр Шерин. Увы, время заканчивается. Иван Князев: Депутат Государственной Думы был с нами на связи. А вот итоги опроса. «У вас есть долг по коммуналке?» – спрашивали мы вас. «Нет» – ответили 78%, а «да» – соответственно, 22%. Ты знаешь, Оля, мне понравилось, что, может быть, когда-нибудь либо мы, либо наши дети доживут, что ЖКХ будет приносить нам радость. Заплатил квитанцию – и счастлив! Ольга Арсланова: Только жить в эту пору прекрасную… Спасибо всем за то, что были с нами. До встречи! Иван Князев: Увидимся.