Как избежать спонтанных покупок перед праздниками

Гости
Владимир Козлов
член Гильдии Маркетологов, основатель Высшей школы нейромаркетинга

Иван Князев: Более половины жителей России, 57%, если быть точным, совершили спонтанные покупки. Чаще их делают... женщины, Марина, ха-ха.

Марина Калинина: Ха-ха, я бы не согласилась.

Иван Князев: При этом большинство, 82%, считают, что спонтанно купленные товары более полезны, об этом свидетельствуют результаты опроса ВЦИОМ. Как мы принимаем решения, что покупать и что не купить? И как вообще не купить ненужное? Ну а почему не согласилась? – это сухие данные статистики.

Марина Калинина: Ха-ха. Я по себе сужу просто.

Иван Князев: Друзья, вы делаете спонтанные покупки? Были такие истории? Что покупали и как, при каких обстоятельствах? Напишите, позвоните нам. Мы пока поговорим с экспертами.

Марина Калинина: Владимир Козлов с нами на связи, член «Гильдии Маркетологов», основатель Высшей школы нейротехнологий. Здравствуйте.

Иван Князев: Приветствуем вас.

Владимир Козлов: Здравствуйте.

Марина Калинина: Как наш мозг подсказывает нам, что купить нужно, а что мы делаем спонтанно? Почему так происходит?

Владимир Козлов: Ну, во-первых, отвечу на вопрос о спонтанности. Для магазинов очень важно, чтобы люди делали спонтанные покупки, а нет никого более, скажем так, системного, чем провинившийся муж со списком покупок, вы понимаете. Именно поэтому женщины чаще делают спонтанные покупки, вот.

И поэтому наш мозг, он как работает? На самом деле у нас очень большие планы, очень большие запросы, и очень часто мы себя как бы сдерживаем. И когда мы приходим в магазин, мы слегка расслабляемся, приятная обстановка, приятная какая-то музыка, наш самоконтроль засыпает, и как бы наружу вырываются все наши желания, все наши запросы. И вот тут начинается весь вот этот разгул, когда зашел за хлебом, а вышел с шестью пакетами, понимаете. Как-то так.

Иван Князев: Но маркетологи специальные же придумывают уловки на все это. Вот, например, в супермаркете на кассе что у нас, причем на уровне глаз... ?

Марина Калинина: Да, товар располагают специально.

Иван Князев: На уровне глаз детей специально располагают сладости, какие-нибудь там маленькие игрушечки, сюрпризы...

Марина Калинина: Конфетки, жвачки.

Иван Князев: ...конфетки, жвачки – это же все туда же, да?

Владимир Козлов: Коварные маркетологи, да, это все примерно туда, к тому состоянию, когда человек расслаблен, когда он себя не очень точно контролирует, подтолкнуть в наше поле зрения что-то, что могло бы спровоцировать у нас дофаминовый или окситоциновый отклик, то есть по сути вот это вот желание, вот это будущее удовольствие и его ощущение. Да, это, безусловно, действует, и это мы видим с вами каждый день.

Марина Калинина: Владимир, там еще такой пункт в этом исследовании был интересный, что чаще спонтанные покупки покупает человек, когда он пришел в магазин один.

Владимир Козлов: Чаще всего тогда, когда он пришел не просто один, чтобы кто-то его держал за руки, за ноги, но когда он пришел еще и голодный. Поэтому я, например, как опытный маркетолог стараюсь заходить в большие магазины, что-то быстренько перекусив, для того чтобы себя обезопасить от этого коварства маркетологов. Как-то так.

Иван Князев: А все закусочные на верхних этажах располагаются...

Марина Калинина: Пока доберешься, все равно что-нибудь купишь.

Иван Князев: В общем, смысл, как я понял, вот в чем: женщину одну, да еще и со своей кредиткой, в магазин не пускать?

Владимир Козлов: Голодную женщину с кредиткой одну в магазин, да, не пускать.

Иван Князев: Голодную еще к тому же.

Владимир Козлов: Вот ее накормил, обцеловал, и можно пустить на 15 минут. Вот я свою отпускаю только так.

Марина Калинина: Хорошо, а если женщина не за продуктами пошла?

Владимир Козлов: Ну, вы знаете, женщина – это...

Марина Калинина: Тут голодный не голодный, знаете ли...

Владимир Козлов: Вы знаете, наш мозг, он действительно очень точен и мы должны ему доверять. Например, если женщина пошла в магазин и купила, не знаю, что-то такое, платье, что-то еще, это, безусловно, то, что ей действительно нужно, для того чтобы компенсировать какие-то психологические ситуации, для того чтобы компенсировать психологическое давление. Поэтому, безусловно, вот наши поведенческие исследования доказывают, что человек, чье внутреннее состояние гармонично, покупает гораздо более осторожно, покупает гораздо более с умом.

Марина Калинина: Я не пойму, что мы все время про женщин говорим? Вот у нас Ваня шопоголик, между прочим, ха-ха.

Иван Князев: Ну да, я, кстати, тоже делаю достаточно много спонтанных покупок, потому что я просто иногда люблю гулять по супермаркетам, ну хожу о чем-то думаю и покупаю совершенно... Но у меня другое бывает, я иногда покупаю, вот пришел за одним, а купил другое, а то, что нужно, не купил. Вот какие здесь советы помогут, чтобы избежать этого? Голодным не ходить, что еще?

Владимир Козлов: Ну смотрите, первое я уже в самом начале как бы пошутил, но на самом деле не пошутил, что нет никого более опасного для нашего, скажем так, ретейла, чем провинившийся муж со списком покупок. Именно список покупок, собственно говоря, как система самоконтроля, как система как бы страховки себя, это, наверное, пожалуй, самый главный рабочий инструмент. Одно время я собирал инструменты, которые позволяют сами себя контролировать и управлять покупками. И вы знаете, в США есть очень интересные приборы, такие, знаете ли, пластиночки с такими загибами, чтобы люди могли себе как бы сделать, а это 20-е гг. XX века, для похода в магазин делали себе памятки, что надо купить, рыбу, яйца, молоко, и их производили везде, в США, в Англии, в Германии. То есть проблема самоконтроля стояла всегда. И есть простые инструменты, которые позволяют мужчинам и женщинам защищать себя вот от этих спонтанных решений набрать сладостей, набрать тортов или, вот я недавно был в магазине техническом, набрал инструментов и отверток, теперь их раздаю.

Иван Князев: Смотрите, какие интересные SMS приходят от наших телезрителей. Из Томской области: «Да, делаю спонтанные покупки. Купил сразу два массажера для ног, не мог определиться, какой больше нравится».

Марина Калинина: Ха-ха.

Иван Князев: «А заходил за телевизором». Башкортостан: «Купила две пары обуви, третья пара в подарок. В чеке оказалось, что за все высчитано», – ну заплатил, видимо, человек за все. «Если пойду в магазин не одна, вообще ничего не куплю», – сразу видно, женщина пишет. Из Ивановской области: «Я вчера спонтанно ЖКХ оплатила, сегодня без копья сижу», – ха-ха.

Марина Калинина: Ха-ха.

Владимир Козлов: Ха-ха-ха!

Иван Князев: Ну, про ЖКХ это, наверное, человек иронизирует.

Владимир Козлов: Вот, знаете, понятно, почему он купил два массажера, – потому что ноги две.

Марина Калинина: Ха-ха.

Владимир Козлов: Но вот ЖКХ – это, конечно, очень спонтанно, это как бы...

Иван Князев: Да. Владимир, спасибо вам большое!

Марина Калинина: Спасибо.

Иван Князев: Владимир Козлов, член «Гильдии Маркетологов», основатель Высшей школы нейротехнологий, был с нами на связи. Друзья, здраво рассуждайте, когда заходите в торговый центр.

Марина Калинина: Ха-ха, и давайте мужьям список продуктов, которые нужно купить.

После новостей будем обсуждать последние новости пандемии, накроет ни нас новая волна после праздников...

Иван Князев: ...и рост цен на стройматериалы, был ли картельный сговор.

Авторизуйтесь, чтобы быстро и удобно комментировать
Авторизуйтесь, чтобы быстро и удобно комментировать

Ваш комментарий будет опубликован после проверки модератором

Комментарии (1)
Олег Столяров
не ходить в магазин с дебетовой карточкой, а только с наличными в расчете на плановый объем покупок плюс 10%. Когда траты с карточки, то они не так заметны как наличные траты.