Как лечить аллергию?
https://otr-online.ru/programmy/segodnya-v-rossii/kak-lechit-allergiyu-59973.html Виталий Млечин: Поздняя весна – сезон аллергии. И в этот самый момент пришла тревожная новость: остановка поставок американской компании Thermo Fisher Scientific в Россию из-за украинских событий может привести к исчезновению самых популярных молекулярных тестов на аллергию. Об этом написала газета «Коммерсантъ». Сейчас лаборатории расходуют остатки запасов и подбирают альтернативных поставщиков. Если этого не сделать, с рынка могут вообще исчезнуть узкоспециализированные тесты на индивидуальные аллергены и аутоиммунные заболевания.
Насколько сложная ситуация? К чему это приведет? Обсудим прямо сейчас со специалистом. А заодно разберемся, из-за чего вообще возникает аллергия и как с ней бороться. Собственно говоря, как всегда в нашем эфире, вы сможете задать вопрос врачу. 8-800-222-00-14 – бесплатный телефон прямого эфира. 5445 – короткий номер для ваших SMS-сообщений.
А у нас в гостях Надежда Логина, врач аллерголог-иммунолог, кандидат медицинских наук. Надежда Юрьевна, здравствуйте.
Надежда Логина: Добрый день.
Виталий Млечин: Надежда Юрьевна, давайте с этой актуальной новости о том, что оборудование для диагностики зависит, понятно, от импорта. И вот эти самые тесты… Он каждый одноразовый, этот тест, правильно?
Надежда Логина: Диагностика аллергических заболеваний заключается, преимущественно проводится в двух направлениях: кожные тесты, которые осуществляются в процедурных кабинетах любого аллергологического учреждения, и диагностика in vitro, то есть вне организма. Это широкие спектры диагностических тест-систем, которые позволяют по небольшому количеству крови выявить уровень специфических антител к тем или иным аллергенам и косвенно судить о наличии аллергического заболевания, потому что более достоверными являются кожные тесты.
Я уже аллерголог с достаточно большим стажем, доктор. И очень долгое время мы использовали собственные, наши, отечественные аллергены, по крайней мере для диагностики. Потому что еще, скажем, лечение аллергенами требует каких-то совершенствований вакцин, а то, что касается диагностики – я думаю, с этим легко и быстро можно будет справиться. Этот метод заключается в том, что на кожу предплечья наносится небольшая капелька тех или иных аллергенов, и затем легкая скарификация – и через 15 минут готов результат.
Виталий Млечин: А вот эта компания Thermo Fisher Scientific – вы когда-нибудь имели с ней дело? Что именно она поставляет?
Надежда Логина: Я сходу не отвечу на этот вопрос. Конечно, имела. Ну, я ведь как врач пишу рекомендацию и даже не всегда смотрю, какой использует реактив для постановки лабораторных тестов.
Виталий Млечин: Просто хочется понять, насколько мы в этой сфере зависимы. Мы сейчас во многих сферах пытаемся разобраться – и выясняется, что во многих сферах очень сильно зависимы. А вот здесь?
Надежда Логина: Тогда поговорим о лечении аллергии.
Виталий Млечин: Давайте.
Надежда Логина: Лечение аллергии. Я не имею в виду симптоматическую терапию, которая тоже важна. Есть отечественные препараты для использования с целью снизить активность проявления аллергических симптомов. Но радикальное лечение имеет два направления во всем мире. Это аллергенспецифическая иммунотерапия, так называемая АСИТ. В этом случае используется аллерговакцины.
Аллерговакцины представляют собой маленькие дозы в данном случае пыльцы растений и вводятся подкожно или сублингвально, то есть на слизистую органов дыхания. И таким образом формируется устойчивость к пыльцевым аллергенам и аллергенам бытовых клещей, то есть при аллергии на бытовую пыль.
Но это не всегда устраивало врачей и тем более пациентов, поэтому в 70-е годы прошлого века Московской медицинской академией имени Сеченова, в которой я руководила Лабораторией клинической иммунологии и аллергологии, был разработан метод аутолимфоцитотерапии.
Суть этого метода заключается в том, что вместо коммерческих, то есть искусственно приготовленных вакцин, содержащих микродозы аллергенов, используются собственные иммунные клетки – лимфоциты, которые выделяются из небольшого количества венозной крови пациента и формируют устойчивость к различным аллергенам при подкожном их введении.
Этот метод практически не содержит побочных эффектов, может использоваться… В основном, конечно, мы лечим пыльцевую аллергию вне сезона цветения. Но есть и модификация метода, которая позволяет очень быстро помочь восстановить местные защитные реакции – в этом случае клетки вводятся непосредственно на слизистую оболочку носа, то есть так называемый шоковый орган.
Следует отметить, что… В общем, я понимаю обычный вопрос: почему метод не так широко известен? Ну, внедрение любого метода (а 20 лет назад он был создан, и это небольшой срок) – это требует и времен, и некоторых ресурсов для внедрения. Тем не менее, метод уже внедрен. Около 10 лет его используют врачи в Казани, в Екатеринбурге, сеть клиник в Подмосковье, в Москве. И вот буквально в этом месяце мы внедрили эту технологию в медицинском центре в Ленинграде, в Санкт-Петербурге.
Виталий Млечин: В Санкт-Петербурге.
Надежда Логина: Да.
Виталий Млечин: Надежда Юрьевна, много уже вопросов, сейчас еще один от себя задам. Мне кажется, это важный такой вопрос. Аллергия – это какой-то сбой в организме? То есть когда у человека вот такие проявления – это означает, что что-то не в порядке у него, или нет?
Надежда Логина: Аллергия – это гипериммунная реакция, повышенная реакция организма на аллергены. Аллергены – генетически чужеродные для организма факторы, абсолютно безвредные для человека. Они не обладают, в отличие от бактерий и вирусов, самостоятельной болезнетворной активностью. Ну, пыльцы березы, яблоки, какая-то микрофлора – это абсолютно безвредные факторы.
А что происходит? Вот в 70-е годы, когда резко начала нарастать активность аллергических заболеваний во всем мире, сначала была эпидемия, потом объявили уже пандемию, потому что, начиная с этого времени, сначала в высокоразвитых странах (и на это есть причина), а затем во всех странах резко увеличилось количество аллергических заболеваний – ну, с 4–6% до 60% сейчас. И неуклонно идет рост аллергических болезней.
Случилось это в силу того, что резко изменилась среда обитания человека: экология, характер питания, бесконечное и бесконтрольное пользование лекарственными препаратами. Да и сама атмосфера, в которой мы сейчас проживаем – а это наши квартиры, офисы, это не только экологические выбросы, – она резко поменялась. Бытовая техника, бытовая химия.
Изменился характер, образ жизни человека. То есть если раньше стрессом считалось какое-то очень сильное, тяжелое воздействие на организм, то сейчас это повседневное эмоциональное стрессовое напряжения. Он так и называется в медицине – эмоциональный стресс, которого тоже сложно избежать.
И вот это привело к нарушению функций иммунной системы. Те же лимфоциты, которые мы используем в лечении для восстановления нормальной функции иммунной системы, – это клетки, кстати, центральные клетки иммунной системы, в которых зашифрован наш генокод. Поэтому эти клетки обладают уникальной способностью не только определять проникновение в организм антигенов (чужеродных факторов), но и определяют степень опасности для человека. Более того, если лимфоциты выяснили, что в организм проник вирус, то включается и далее контролируется этими клетками противовирусный иммунитет. Если это бактерии, то антибактериальные аллергены – значит, соответственная защита.
Так вот, суть возникновения аллергических заболеваний заключается в том, что клетки, которые должны оценивать опасность этого чужеродного антигена, изменяются их функции, и они начинают оценивать абсолютно безвредную пыльцу березы как опасность, ну, вирусный фактор, например, для жизни. И тогда включаются бурные защитные реакции, которые в итоге приводят к развитию аллергических симптомов. То есть защитные антитела, которые накапливаются в организме, вызывают бурный иммунный ответ – и это проявляется гиперреактивностью.
Виталий Млечин: Если не лечить, ничего страшного не будет? Или лучше помочь организму?
Надежда Логина: Не лечить – это страшно. В каком плане? Потому что… Мы уже с вами выяснили, что аллергия – это нарушение функции иммунной системы. А раз функция нарушена, то болезни будут прогрессировать. Как правило, вначале возникает аллергия на какую-то одну группу аллергенов, а потом уже аллергия не только на пыльцу, но и на бытовую пыль, аллергены домашних животных. А при поллинозе вообще возникают очень своеобразные осложнения этой болезни – возникает перекрестная пищевая аллергия.
Ну, например, у лиц, страдающих аллергией на пыльцу березы, формируется непереносимость ко всем косточковым фруктам: яблоки, груши, персики – ну, все, что содержит косточку. И одновременно аллергия на орехи. А самое страшное, что эта аллергия может проявляться круглый год и принимать более тяжелые формы. Если аллергия на цветение преимущественно проявляется симптомами со стороны органов дыхания (ринит, конъюнктивит, ну, в самых тяжелых случаях сезонная бронхиальная астма), то аллергия на растения, на белок продукции деревьев, то есть яблоки, груши и так далее, она может проявляться аллергическим отеком Квинке и даже анафилактическим шоком. А вот эти состояния уже опасны для жизни человека.
Виталий Млечин: Пришло время дать слово нашим зрителям. У нас несколько звонков. Первой была Наталья из Вологды. Наталья, здравствуйте.
Зритель: Здравствуйте. Я бы хотела узнать. У нее перекрестная аллергия, из тимофеевки пошла, ей нельзя многие продукты есть.
Виталий Млечин: Так? А вопрос в чем?
Зритель: Здравствуйте. Вот мне бы надо задать вопрос.
Виталий Млечин: Так задавайте, задавайте.
Зритель: Девочка учится в Ярославле, у нее страшная аллергия. Ей прописан АСИТ от тимофеевки. И у нее вот эта перекрестная пошла, видать, и на продукты. Мы не знаем, как это все вылечить. Она сколько времени уже лечится, почти с 15, ей сейчас 20. Вот почти шесть лет.
Виталий Млечин: Понятно, понятно. Вопрос: к кому обратиться?
Надежда Логина: Я перечислила те центры, в которых применяется метод аутолимфоцитотерапии. Безусловно, широкий спектр разных лекарственных препаратов, которые помогают избежать острых проявлений аллергических заболеваний. Ну, в общем, сейчас существует Интернет. Наверное, можно будет это выяснить. Казань, Ленинград… Вот в Ярославле пока еще не внедрена методика. Планируется ее внедрение в Нижнем Новгороде и так далее. Ну, можно… В Подмосковье есть целая сеть клиник, где используется этот метод лечения. Ну и АСИТ, безусловно, тоже способствует формированию устойчивости к пыльцевым аллергенам и в определенных случаях снижает чувствительность к перекрестным продуктам.
Виталий Млечин: Лучше и правильно идти к врачу, не думая?
Надежда Логина: Безусловно.
Виталий Млечин: Или какие-то препараты попринимать?
Надежда Логина: Нет, безусловно. Ну, антигистаминные препараты тоже лучше принимать под контролем и по рекомендации врача. Но главное, что существует целый ряд и других методов, которые помогают снизить активность аллергического процесса. Но, как и любые лекарства, они должны назначаться врачом.
Виталий Млечин: Врачом, конечно.
Галина из Тюмени. Галина, здравствуйте, вы в эфире.
Зритель: Здравствуйте. Надежда… Отчества не знаю. Вы знаете, очень тяжелая аллергия! Она у меня более 30 лет. Я зачесываюсь, ужасно зачесываюсь. На все! Начиналась пищевая, потом лекарственная и так далее. После стресса, как говорят, нервно-аллергическая. Лежала в больнице, была на консультации у многих врачей. К аллергологам в Тюмени ходила много лет назад, так и не выявили. Аллергены якобы все. В общем, невозможно жить. Я живу с этой аллергией более 30 лет, вся исчесанная, руки-ноги. Говорят определенное название – почесуха. По-моему, так. По-разному называют. Вот к кому обратиться?
И такой вопрос. Единственное лекарство мне помогало – «Дипроспан». Но этот «Дипроспан» можно поставить раз-два. Ну, я ставила несколько месяцев. Потом появляется одутловатость лица, и уже не помогает. Чем мне вообще защититься? Ни мази, ни кремы, ни таблетки – ничего не помогает!
Виталий Млечин: Спасибо. Вот такой сложный случай.
Надежда Логина: Безусловно. Ну, дать рекомендации, не проконсультировав пациента, невозможно. Почесуха – это очень тяжелое и сложное заболевание смешанной природы. Курируют его в основном дерматологи. Нужно обратиться к дерматологу и, если есть такая возможность, к иммунологу. Такое совместное, комплексное лечение может помочь.
Виталий Млечин: То есть надо именно комплексное?
Надежда Логина: Конечно.
Виталий Млечин: Если это сложная проблема, то надо решать совместно?
Надежда Логина: Безусловно.
Виталий Млечин: А давайте посмотрим небольшой сюжет. Наши корреспонденты в разных российских городах спрашивали, как люди борются с аллергией.
ОПРОС
Виталий Млечин: Надежда Юрьевна, вот один молодой человек в самом начале сказал: «Я знаю, что это психосоматика». Вот как вы относитесь к такому утверждению?
Надежда Логина: Нет, абсолютно неправильное мнение, потому что объективные тесты показывают наличие или отсутствие аллергических заболеваний. Но, как и любое заболевание, активность проявления его симптомов, течение, прогрессирование зависит от состояния организма в целом и, безусловно, от состояния нашей нервной системы.
Виталий Млечин: Вот это очень важное, мне кажется, замечание.
Послушаем Анну из Московской области. Анна, здравствуйте.
Зритель: Здравствуйте. У меня такой вопрос. В 30 лет у меня началась аллергия на рыбу, началось с отека Квинке. И сейчас у меня родился ребенок, и я не знаю, стоит ли мне кормить рыбой. Может передаться аллергия по наследству?
Виталий Млечин: Спасибо. Очень интересный вопрос!
Надежда Логина: Аллергические заболевания относятся к хронической патологии и, как все хронические болезни, имеют генетическую предрасположенность. Безусловно, у родителей, страдающих аллергическими заболеваниями, генетически передается детям предрасположенность к этим заболеваниям. Но это не врожденные болезни. Для их проявления должен быть фактор, который спровоцирует те или иные нарушения функции иммунитета, и только тогда проявится аллергия.
Ну, по статистике, если один из родителей страдает аллергией, то предрасположенность ребенка по сравнению с лицами, не имеющими генетической предрасположенности, увеличивается на 50%. Но это не значит, что те, кто не предрасположены генетически, не могут заболеть аллергией. Просто увеличивается риск заболевания. А в случае если оба родителя страдают аллергическими заболеваниями, то риск возникновения аллергических заболеваний повышается на 75%.
Но речь идет о том, что если во время формирования адаптивного, то есть приспособительного иммунитета у маленького ребенка (а этот процесс завершается к 6–8 годам после рождения), и в это время действительно усиливается возможность проявления генетических особенностей организма, нужно постараться исключить факторы, провоцирующие аллергические заболевания и вообще нарушения иммунитета. Ну, правильное питание.
Виталий Млечин: То есть в этом конкретном случае, получается, рыбу лучше не давать ребенку, да?
Надежда Логина: Ну, в общем-то, посоветоваться с детским аллергологом и с педиатром, ограничить. Но вообще исключать рыбу не нужно, а нужно просто… Ну, во-первых есть тесты, мы можем диагностировать аллергию, в том числе и пищевую. Ну, в двух словах это не объяснить. Ведь на реактивность влияют не только пищевые продукты и предрасположенность, но и целый ряд других факторов.
Если ребенок заведомо предрасположен к аллергическим заболеваниям, то первое – нужно организовать его правильное питание в детском возрасте. Если педиатр говорит, что нужно добавлять микрокапельки свежих соков, то нужно капельки, а не столовую ложку. Если говорят, что нужно правильно вводить не только качественные продукты, но и количество продуктов, то этого нужно придерживаться.
А главное – детей нельзя лечить самостоятельно. Ну, есть педиатр, детский аллерголог, если это уже необходимо. И нужно четко соблюдать все рекомендации. И это до минимума снизит риск развития не только аллергических болезней, но и любых заболеваний.
Виталий Млечин: Вы знаете, у нас осталась всего минутка, а я хотел еще вот какой вопрос задать. А почему так бывает, что аллергия не только появляется в каком-то уже сознательном возрасте, но потом еще и сама проходит?
Надежда Логина: Опять-таки, очень зависит, как мы уже выяснили, реактивность организма от среды обитания. Вредные привычки, сопутствующие хронические заболевания, а особенно вирусные инфекции, стрессовые ситуации способствуют проявлению заболевания. Ну а правильный образ жизни, правильное питание уменьшают риск развития этих симптомов.
И еще есть возрастные факторы. С возрастом реактивность иммунной системы снижается, ну, как и все функции организма, к сожалению. И на этом фоне может снизиться проявление аллергических заболеваний, и возникает как бы сначала уменьшение симптомов, а потом происходит выздоровление. К сожалению, это не так часто происходит.
Ну и самое главное, что аллергия постарела. Если раньше аллергические заболевания в пожилом возрасте (старше 60 лет) возникали впервые крайне редко, то сейчас я постоянно встречаюсь с этим.
Виталий Млечин: Все прогрессирует, аллергия тоже.
Спасибо вам большое. Надежда Логина, врач аллерголог-иммунолог, кандидат медицинских наук, была у нас в гостях. Говорили об аллергии, старались дать максимально ценные советы.
Пора заканчивать. Всем большое спасибо! Хороших выходных! До свидания.