Ольга Арсланова: Мы продолжаем. Это программа «ОТРажение», время нашей большой темы. Давайте поговорим об отдыхе. Лето кончается, увы, да, это так, а вместе с ним и сезон отпусков. В этом году он был необычным, за рубеж из-за коронавируса нас не выпускали, так что россияне отдыхали дома, ну то есть либо в прямом смысле этого слова у себя дома, никуда не смогли поехать, или путешествовали в основном по нашей стране. Иван Гостев: И в первые же дни продаж россияне купили туров с кешбэком на 500 миллионов рублей, это программа туристического кешбэка. Большинство туроператоров фиксируют трехкратный рост бронирований по внутренним направлениям до конца этого года. Повышенным спросом на осень пользуются как традиционный юг России, Крым и Краснодарский край, так и Московский регион, Санкт-Петербург и Ставропольский край. Ольга Арсланова: Впрочем, появляются и новые направления. Ну, вот эта ситуация, когда некуда было людям ехать, придумывали какие-то совершенно новые для себя места, куда, может быть, в другой раз и не поехали бы, если бы границы были открыты. Так что можно сказать, что такого туристического бума в России точно давно не было, коронавирус ему, в общем-то, в чем-то помог. И вот у нас есть несколько историй о том, как россияне отдыхали в этом году, это репортаж Рустема Давыдова, давайте посмотрим. Вот еще раз популярные места отдыха мы показываем, это Крым, Краснодарский край, Ставропольский край, Москва, Санкт-Петербург и Калининград. Вот мы сейчас посмотрели на них на нашей карте, на графике, а сейчас посмотрим в сюжете. СЮЖЕТ Ольга Арсланова: И давайте посмотрим, во сколько обошелся отпуск героям нашего репортажа. Итак, стоимость восхождения на Эльбрус на человека от 41 тысячи рублей, аренда квартиры в Приэльбрусье от 700 до 1,5 тысяч рублей в сутки тоже с человека. Следующий – тур на озеро Тургояк из Челябинска, мне очень понравились эти кадры, отличное озеро. Так вот, на семью с ребенком от 60 до 80 тысяч на 2 недели. И поездка на Байкал из Москвы на двоих на неделю от 64 тысяч рублей. Ну вот мы понимаем, что это абсолютно сопоставимо с путешествиями за рубеж, которые в этом году были недоступны, ну вот обычно примерно столько же можно было потратить на отпуск за рубежом. Мы хотим у вас узнать, отдыхали ли вы в этом году, ездили ли вы отдыхать. Отвечайте «да» или «нет» на короткий номер... Иван Гостев: ...5445. Ольга Арсланова: Да. Есть анекдот о том, что «впервые в этом году не поехал из-за коронавируса, раньше просто денег не было». Если это не про вас, голосуйте или звоните в прямой эфир и рассказывайте, где вы отдохнули. Иван Гостев: Ну а мы сейчас будем обсуждать эту тему с Михаилом Мальцевым, директором Уральской Ассоциации туризма. Михаил Анатольевич, здравствуйте. Ольга Арсланова: Здравствуйте. Михаил Мальцев: Рад нашей встрече. Добрый день. Ольга Арсланова: Здравствуйте, здравствуйте. Иван Гостев: Снова рады вас видеть. Ольга Арсланова: Расскажите, пожалуйста, как прошел, по вашим данным, туристический сезон в этом году? Он был очень странный, но вполне благоприятный для наших регионов? Михаил Мальцев: Для Уральского федерального округа это, безусловно, шанс, ведь у нас в отличие от тех регионов, которые вы перечислили в топе, Москва, Санкт-Петербург, Ленинградская и Калининградская области и, конечно же, субъекты Крым и Краснодарский край, мы все-таки не воспринимаемся настолько, как именно место для массового посещения туристов. Вот тот замечательный сюжет, который был, который демонстрирует красоты наших ближайших соседей, Челябинской области, – это вот как раз яркая иллюстрация, насколько готов Уральский федеральный округ к приему туристов. Это великолепная действительно природа, это памятники-мегалиты, остров Веры и, конечно, развитая уже гостиничная инфраструктура. Я думаю, Челябинская область как раз передовик в отношении туризма в нашем округе. Поэтому прошел хорошо, заполняемость большая. Но выявили и целый ряд недостатков: нехватку средств размещения, не всегда хороший придорожный сервис. В общем, есть и над чем работать. Ольга Арсланова: Ага. По поводу кешбэка можно же, да, было к вам тоже вот таким образом приехать, воспользоваться этой услугой? Как вы вообще оцениваете ее эффективность? Михаил Мальцев: Сегодня мы проводили совещание, онлайн-конференцию с участием президента Российского союза туриндустрии, ...турпомощь, руководителей Ростуризма, так скажем, генералитет, и первые итоги уже можно подвести. Примерно, по нашим данным, около 70–80% это все-таки будет Крым, Краснодарский край. Но важно даже не то количество, которое отдохнет дополнительно за счет этой меры государственной поддержки, а важно, что мы прозвучали, мы прозвучали, Свердловская область, Челябинская, другие области нашего округа как место для отдыха. Мы раскрыли свой потенциал, наши операторы продемонстрировали программы интересные, запоминающиеся. И конечно, эта мера, безусловно, всеми поддерживаема, она, вне всякого сомнения, даст импульс, толчок для развития туротрасли в том числе нашего региона. Но она не должна быть единственной, должна она сочетаться и с другими мерами и господдержки, и с другими работами, которые осуществляет турсообщество. Поэтому, я думаю, это старт развития нашего внутреннего туризма, выход на принципиально новый уровень. Иван Гостев: Михаил Анатольевич, вот читал я интервью с Зариной Догузовой, руководителем Ростуризма, вот приведу ее цитату: «Ростуризм планирует не только вывести туристическую отрасль на докризисный уровень, но и дать ей стимул для развития на годы вперед». То есть я так понимаю, что задача переориентировать людей на внутренний туризм и сохранить вот эти вот завоевания, которые нам достались такими суровыми, в общем-то, мерами на будущий год. Ну вот смотрите, допустим, был 2016 год, когда закрыта была Турция, и в связи с этим увеличился приток в наши регионы. А потом, когда Турцию открыли, опять люди поехали туда, и наши регионы недосчитались тех туристов, которые были раньше. Вот вы как считаете, получится ли в этом году ту планку, которую мы взяли, ее и держаться в будущие годы? Михаил Мальцев: Здесь два момента, на мой взгляд, принципиально важных. В первую очередь надо учитывать, что отрасль не может развиваться длительное время, закрытая от всего мира. Если она развивается вне мирового контекста, не берет какие-то передовые технологии, не перенимает опыт, то все равно рано или поздно это тупик. А использовать как шанс, как возможность, как импульс это необходимо, и здесь, в чем я абсолютно разделяю позицию, оптимизм главы Федерального агентства по туризму, так это видение и понимание в том числе и государственных органов, что эту возможность должны использовать, и уже перечень тех мер, которые государство предложило, я уже не говорю о нацпроекте, наверное, эксперты, может быть, следующие раскроют эту тему, 13-й национальный проект «Туризм», который принципиально и должен вывести нас на совершенно иной уровень... Но даже те меры поддержки, которые мы сейчас видим со стороны государства, то внимание нашей туротрасли у нас вызывает оптимизм. Я абсолютно убежден, что мы выйдем на иной уровень. Конечно, субъекты будут по-разному осваивать это, разные будут этапы, естественно, есть и передовики, в нашей стране можно выделить целый ряд субъектов, которые заметно обгоняют, причем даже не имея каких-то природных факторов, отличающих их. Но в целом, я думаю, подтягиваться будут разные регионы, используя те виды туризма, к которым у них есть предпосылки в силу географических, исторических и прочих особенностей этих регионов. Поэтому да, я абсолютно убежден, из того, что мы сейчас видим, внимание государства, понимание и поддержка всех инициатив со стороны турсообщества, что скоро мы придем к светлому будущему внутреннего туризма. Но это вовсе не должно отрицать, конечно же, и путешествий по всему миру. Ольга Арсланова: Михаил Анатольевич, чего сейчас не хватает для этого светлого будущего? Очень многие туристы, которые открыли для себя Россию, сходятся во мнении, что довольно дорого, ну в основном, и пока что сервис у нас не дотягивает до зарубежного. Вот что нам мешает переплюнуть заграницу? Михаил Мальцев: Нехватка средств размещения, нехватка опять-таки придорожного сервиса, что диктует высокую стоимость и позволяет не отслеживать уровень сервиса. Отсутствие конкуренции: если мы увеличим... Скажем, в Свердловской области, по нашим данным, нехватка примерно в 10 раз, если мы не будем брать Екатеринбург, это то количество средств размещения, которых не хватает не только для того, чтобы принимать, я уж не говорю иностранных, жителей соседних областей, а просто отдохнуть, оздоровиться нашим землякам, уральцам, жителям Свердловской области. И естественно, при таких условиях у нас совершенно высокая стоимость и сервис часто хромает. Но если мы решим эту ситуацию, то конкуренция сформирует и то и другое, уже под это государственные программы образовательные на базе высших, средних специальных учебных заведений, подготовим линейный персонал, менеджмент, возьмем в том числе и передовые технологии наших европейских коллег, для чего, конечно, границы должны быть открыты, должны совершаться рабочие встречи, обмен опытом. И я думаю, что это вопрос времени; я предположил бы, что это примерно 3–5 лет нам будет достаточно при такой динамике, при таких темпах, что бо́льшая часть регионов, конечно, далеко не все, но, может, добрая половина сможет догнать, ну и в чем-то перегнать наших в том числе европейских коллег. Ольга Арсланова: Своим опытом делятся наши зрители, вот пишут SMS: «Едем в Абхазию, в Гагру. Снимаем жилье, ходим в горы, море, вкусно едим», «Лучший отдых на Кавказе: Чечня, Ингушетия, Дагестан – отдыхай не хочу», «Тур в Карелию, отлично отдохнули», – вот такие истории. Иван Гостев: Ну да. Вот из Краснодарского края тоже пишут: «Отдыхали в этом году в Анапе, масса впечатлений, позитивных эмоций. Даже рады, что не поехали в Турцию». Ольга Арсланова: Ага. Послушаем Артема из Москвы. Добрый вечер. Зритель: Здравствуйте. Хотелось бы поделиться своим опытом. Вот с семьей в этом году ездили в Крым весной, до пандемии успели съездить, и вот буквально в понедельник вернулись с Кольского полуострова. Очень, под таким впечатлением, блин, до сих пор остаемся, не знаю даже, на эмоциях... Иван Гостев: Даже не можете скрыть волнения. Ольга Арсланова: Кольский... Почему вы решили на Кольский полуостров вообще отправиться? Зритель: Не знаю, захотелось посмотреть всю страну нашу необъятную, драгоценную, и решили на Кольский отправиться. Ольга Арсланова: Это дорого получается? Зритель: Ну, на семью из 4 человек где-то в районе 120 тысяч рублей на автомобиле потратили, ну с приличными гостиницами, с питанием. Более-менее, считаем, на 2 недели. Иван Гостев: На 2 недели. А собираетесь по программе туристического кешбэка еще куда-нибудь поехать? Зритель: Ну, в этом году, наверное, вряд ли уже получится, а вот на следующий год будем планировать на Алтай куда-нибудь либо вот на Кавказ, пока думаем еще. Иван Гостев: Спасибо большое. Ольга Арсланова: Да, спасибо. Михаил Анатольевич, я могу сказать, что такого разнообразия, такого патриотизма, как у меня в ленте соцсетей у друзей в этом году, никогда не было. То есть люди были и на Кавказе, и на Алтае, то есть вот такого количества путешественников, наверное, внутри России еще не было. Но что, неужели нам для того, чтобы люди свою страну открывали, в нее вкладывали силы и деньги, нужна эпидемия? Михаил Мальцев: Мы обязательно выстроим систему, которая будет позволять... Ну конечно, это еще вопрос и моды, я извиняюсь вот за такое определение. То есть, конечно, это вопрос, когда популярно станет в социальных сетях делиться фотографиями с отдыха из той же Челябинской области. Кстати, остров Веры, который вы демонстрировали, и красоты другие Челябинской области действительно ничем не уступают, я сам там был, и не единожды, красотам и тем же мегалитам на территории Британии или Франции, и чистота вод там ничем не уступает швейцарским или, скажем, баварским. Поэтому, конечно, это был этап, требуется определенное, конечно, время, и во многом будет это продиктовано модой, которую нам принесет молодежь, потому что сейчас, конечно, многое диктует Instagram, другие соцсети. Вот когда станет очень хорошо, модно не фотографии под пальмой, условно так назовем, или на шведском столе, где какое-то изобилие блюд, а вот действительно остров Веры, или красоты Алтая, или красоты нашего Северного Кавказа, – а мы уже чувствуем, к этому приходит, – это будет принципиальный качественный сдвиг... Иван Гостев: То есть... такой на внутренний туризм? Ольга Арсланова: Вот как раз это было модно на самом деле. Михаил Мальцев: ...придорожному сервису, придорожный сервис важен, как и развитие автомобильного туризма, за этим, я считаю, тоже будущее у нас, и многообразие кемпингов и других средств размещения недорогих. Но вот должно прийти время, должен быть и частный инвестор, и развитие государственно-частного партнерства. Мы видим те области, где это успешно реализуется и развивается. Ольга Арсланова: Да, спасибо вам. Михаил Мальцев с нами был на связи. Мы спрашивали россиян, жителей разных городов, где они этим летом отдыхали, какие у них впечатления после этого отпуска. Давайте посмотрим. ОПРОС Ольга Арсланова: Продолжаем общаться с вами и с нашими экспертами и читать ваши SMS, конечно же. Вот нам пишут: «Отдыхали в Евпатории, затем съездили на Селигер, просто в восторге! Точно не хуже, чем за рубежом», – это сообщение из Тверской области. Иван Гостев: Из Ростовской области пишут: «Отдыхали хорошо, как бы скоро опять на карантин не поехать». Ольга Арсланова: Надо успеть еще отдохнуть, еще есть немного времени, вполне может быть. Мы продолжаем. С нами на связи вице-президент Ассоциации туроператоров России Дмитрий Горин. Дмитрий Львович, здравствуйте. Дмитрий Горин: Здравствуйте. Ольга Арсланова: Расскажите, пожалуйста, как вы оцениваете результат вот этой программы по отдыху с кешбэком. Пятьсот миллионов рублей туров всего за несколько дней. Видимо, людям не очень хватало денег, для того чтобы решиться, ну были какие-то сомнения, и вот это стало последней каплей, для того чтобы поехать отдыхать в России, все-таки перевесил этот аргумент. Дмитрий Горин: Да. Вы знаете, с первых минут мы увидели 10-кратное увеличение запросов на сайт мирпутешествий.рф, и такая динамика продолжается каждый день. Единственное, что все уже просят не ограничиваться этой неделей, у нас с вами еще есть время до 28 августа забронировать свое путешествие. География самая разнообразная. Конечно, в лидерах Краснодарский край и Крым; много запросов в Москву, Санкт-Петербург, Центральную Россию. К счастью, у нас еще вся навигация речная впереди, до 4 ноября можно отправиться, например, в речной круиз. Единственное, опять-таки много предложений и в них разобраться не всегда легко, и мы надеемся, что в будущем в программах кешбэка будут активнее участвовать турагентства, потому что туристы любят поговорить, почувствовать будущий тур и спланировать вместе со своими экспертами. Ольга Арсланова: Ну вот несколько дней, да, еще остается, для того чтобы воспользоваться этой программой. А напомните, пожалуйста, на каких условиях можно воспользоваться кешбэком, как вернуть часть потраченных денег. Дмитрий Горин: Да. Условия очень просты, и уже многие, кто купил туры в начале программы, получают кешбэк на карты. Для этого нужно прежде всего зарегистрировать карту «Мир» в программе привилегий платежной системы «Мир», делается это буквально несколько минут. Переход на сайт мирпутешествий.рф, 2 тысячи компаний, отелей предлагают свои услуги, мы подсчитали, около 1 миллиона предложений разнообразных от Калининграда до Владивостока. После выбора путешествия уже на сайте странички туроператора или отеля нужно этой же картой оплатить только в интернете тур, и в течение 5 дней от 5 до 15 тысяч рублей в зависимости от суммы покупки, деньги придут к вам на карту. Можно пользоваться картами друзей, у кого нет, например, сейчас, кто не успел ее сделать, это может быть карта любых ваших родственников. Иван Гостев: Дмитрий Львович, ну вот подскажите, пожалуйста, 15 миллиардов рублей выделили на эту программу, это, по-моему, такое впервые, масштабная, большая сумма. Скажите, вот зрители наши волнуются – а если будет, если деньги недоосвоят? Какой их путь дальше? Дмитрий Горин: Волнуемся и мы, туроператоры, потому что опрос опять-таки наших туристов показывает, что из-за вот такого периода неопределенности, мы с вами слышали даже в репортаже, многие думают, планируют и не готовы быстро принимать решение, например, на такие даты, как ноябрь-декабрь, хотя впереди школьные осенние каникулы, можно даже захватить предрождественские праздники, так как фестивали у нас стартуют фактически 10-х числах декабря. Мы обратились в Ростуризм и надеемся, что он нас поддержит, не останавливаться на этой программе, и очень верим, что, действительно, если деньги все-таки будут не израсходованы, она, может быть, повторится в будущем. Но мы не останавливаемся только на программе кешбэка, хорошие новости – сейчас обсуждается изменение программы субсидирования чартерных туристических рейсов, потому что основное сложное и дорогое в турах – это авиабилет. Вот программа, которая стартует, мы надеемся, осенью, даст возможность получать скидку с билета в турпакете, и в зависимости от продолжительности перелета она будет от 2 тысяч рублей до 15, чем-то похоже на цифры кешбэка. Если посмотреть на саму скидку в кешбэке, которая вот сейчас действует, ведь это 20%; аналогичные программы за рубежом максимально 5–10%, поэтому и размер скидки тоже уникален. Ольга Арсланова: Давайте наших зрителей подключим к нашей беседе. Павел из Ульяновска в эфире. Добрый вечер. Иван Гостев: Павел? Павел, здравствуйте. Ольга Арсланова: Добрый вечер, Павел. Зритель: Алло? Иван Гостев: Слушаем вас. Зритель: Да-да-да. Алло? Ольга Арсланова: Вы в эфире, Павел. Расскажите, удалось вам этим летом отдохнуть где-нибудь? Зритель: Ну, нет, пока еще... Я живу в Ульяновской области в деревне, пока еще некогда отдыхать. Но обычно я отдыхаю осенью, в сентябре-октябре, езжу за границу в основном. Но дело в том, что я бы хотел и Байкал посмотреть, и Камчатку, и Дальний Восток, Владивосток в основном. Но дело в том, что билеты на самолет у нас неимоверно дорогие. У меня сын живет в Америке, и мне проще слетать в Майами... Иван Гостев: Да вы что? Зритель: ...отдохнуть там, позагорать на Атлантическом море, чем слетать, предположим, на Камчатку нашу родную. Ольга Арсланова: Ну, Камчатка, да, дорогая история. Зритель: А? Ольга Арсланова: Это действительно очень дорого. Ну а если вдруг вы на Байкал соберетесь, наверное, это будет с Америкой сопоставимо примерно. Зритель: Ну да, одинаково будет, похоже, вот в чем дело. И смысл-то... Алло-алло? Иван Гостев: Да-да-да. Зритель: Да, и смысл такой, то, что вот даже если брать «Аэрофлот» Москва – Майами, прямой рейс 80 тысяч стоит, а Air France 55 тысяч, практически на 25 тысяч дешевле. Ольга Арсланова: Да, понятно, спасибо вам. Иван Гостев: Спасибо. Ольга Арсланова: А вот давайте об этом поговорим. Дмитрий Львович, понятно, что страна у нас большая, лететь далеко, но есть определенные проблемы все-таки с перевозчиками: не так много компаний, между ними, наверное, недостаточно конкуренции, региональные перевозки для многих не очень престижная история, не очень выгодная. И в итоге очень многие россияне жалуются на то, что готовы, хотят путешествовать по России, например самостоятельно организовывать себе отдых, но билеты действительно очень дорогие. И очень часто из одного пункта в другой невозможно прилететь напрямую, приходится через Москву, например, лететь. Дмитрий Горин: Мы активно подключились к решению этого вопроса, и как раз, если уж заговорили о Байкале, даже сейчас на 4–16-е сентября у наших федеральных туроператоров есть турпакет от 30 тысяч рублей на 7 дней на человека с перелетом и с проживанием в гостинице, даже экскурсии входят в эту стоимость. Это чартерные рейсы, это первый как раз путь решения, удешевления таких перевозок. Не надо забывать и о плоских тарифах, которые есть. Вы правы о конкуренции. Этот год уникальный, и, если пик у нас был июль-август, и этот пик был в основном в Краснодарском крае и в Крыму, цены, например, на сентябрь-октябрь на авиаперелеты значительно, на 30–40% подешевели как раз из-за, наверное, закрытых зарубежных направлений. Авиакомпаниям крайне сложно сейчас поддерживать свою экономику, и больше даже конкуренции, можно сказать, с элементами демпинга. Но как раз вот о чем я немножко анонсировал, о чартерной субсидии, которая будет уже после кешбэка реализована, 15 тысяч рублей за билет, например, на рейсе более 5 часов, скидка, которая будет в рамках туристической поездки, – это де-факто 200 долларов, если уж так мы сравниваем с Америкой, в Америке таких скидок от государства очень редко бывает. Ольга Арсланова: Ага. Вот пишут, смотрите, не все довольны: «Отдыхал в Геленджике, дорого, сервиса никакого», «Был на Селигере, домик в сутки 3 600 без питания, вода в озере 19 градусов. Больше ни ногой на отдых в нашей стране». Вопрос простой – можно ли в нашей стране, как вам кажется, отдохнуть дешево и качественно? Если да, то где? Дмитрий Горин: Можно, и мы сейчас делаем как раз туристические пакеты, проверяя качество гостиниц, потому что, действительно, гостиниц катастрофически не хватает, особенно уровня 4–5 звезд, и туристы, которые побывали в Турции ранее, сравнивают, естественно, с международными отелями, которые, к счастью, у нас тоже появились, сетевые отели. Путь только один – это инвестиции и, как правильно сказал Михаил Мальцев, развитие конкуренции. Статистика сама за себя всегда говорит: у нас в Краснодарском крае всего 45 5-звездочных гостиниц в прибрежной зоне, в Анталии 400. Мы в начале пути, и, если говорить о нацпроекте, о стратегии развития туризма, очень большие деньги, никогда туризму не уделялось так много внимания, а уж если будет нацпроект, я уверен, что мы станем супертуристической державой. Ольга Арсланова: Ага. И вот последний вопрос, наверное, как раз об этом национальном проекте – что в нем должно быть? Дмитрий Горин: Прежде всего национальный проект нужно обсуждать с бизнесом, с инвесторами. И сегодня тоже хорошие новости: мы узнали, что возобновляет работу Координационный совет при правительстве, с этой инициативой выступил вице-премьер Дмитрий Чернышенко. Должны быть инвестиции, государственно-частное партнерство, и инвесторы, например, со стороны туркомпаний тоже уже есть, так как наши операторы управляют собственными и авиакомпаниями, и отелями. Вот опыт Сочи, почему так успешно развивается, после Олимпиады один из наших операторов взял в управление 9 тысяч номеров в гостиницах – сразу появилась анимация, all inclusive так нами любимый на зарубежных курортах. Просто туризмом должны заниматься профессионалы и нам нужно чуть-чуть инвестиционной поддержки. Ольга Арсланова: Спасибо вам. Иван Гостев: Спасибо большое, Дмитрий Львович. Давайте сейчас послушаем звонок, к нам в эфир дозвонилась Ирина из Свердловской области. Ирина, слушаем вас. Зритель: Здравствуйте. Спасибо за вашу передачу, всегда смотрю ее, очень интересно. Отдыхала в санатории в Крыму не первый год. Обычно я езжу осенью Греция и Кипр, а летом Крым. Значит, самое плохое, что убивает, это не только в этом санатории, не буду называть его, – самая дешевая туалетная бумага, и за столом полсалфетки на человека. Ольга Арсланова: Слушайте, ну это... Зритель: Я не буду называть этот санаторий, я думаю, что они исправятся. Ольга Арсланова: Это новые экологические стандарты, понимаете, это, наоборот, видите как, чтобы потребление не стимулировать, ресурс ценный бумага. Зритель: Ну да. Но добавьте 100 рублей на человека, добавьте, стоимость как за границу поездки, то же самое. Ольга Арсланова: Ага, хорошо, мы запомнили вашу претензию и надеемся, что ее сейчас... Иван Гостев: ...прокомментирует... Ольга Арсланова: ...слышал наш следующий эксперт – это кандидат географических наук, доцент кафедры туризма Таврической академии Крымского федерального университета Екатерина Лукьяненко. Здравствуйте, Екатерина. Екатерина Лукьяненко: Добрый вечер. Ольга Арсланова: Видите, отдых в Крыму разный, очень много жалоб на плохой сервис. Расскажите, что сейчас происходит в Крыму, как этот сезон прошел. Остались ли довольны туристы, по вашим данным? Екатерина Лукьяненко: Вот главное, чтобы ваши слова не были правдой, потому что сезон еще не прошел, как раз-таки... Ольга Арсланова: Ну да-да-да, еще, да, я поторопилась, простите, еще целый сентябрь, хорошо, да, но очень важная часть сезона уже позади. Екатерина Лукьяненко: Да, и октябрь тоже. Но сейчас традиционный пик сезона, и, как в любой пик сезона, конечно, людно, много людей, максимальный спрос на все виды услуг, ну и, как всегда, максимальное количество недовольных, ничего не меняется. Ольга Арсланова: Ага, ага. А расскажите, что было с ценами в этом году? Вот судя по тому, что нам пишут зрители, огромный разброс: кто-то говорит, что дешево, кто-то говорит, что невероятно дорого. Вот какие-то средние цены по Крыму на этот сезон? Екатерина Лукьяненко: О средних ценах трудно говорить, потому что и Крым очень разный, очень разный Крым. Ольга Арсланова: Да. Екатерина Лукьяненко: То есть и западное побережье, и южный берег Крыма, восточное побережье одни цены, а если мы говорим, допустим, поселок Стерегущее, северо-западный Крым с его прекрасными пляжами, там от 300 рублей койко-место, и кто скажет, что это дорого? Другой вопрос, с чем сравнивать и как сравнивать. Ольга Арсланова: Триста рублей койко-место? Ага. Я просто, 300 рублей койко-место – оно как вообще выглядит? Я помню, что я за такую цену в Крыму отдыхала в 2006 году, когда Крым еще был не нашим, и это даже в те времена выглядело ну так, знаете, стремновато. Екатерина Лукьяненко: Да, выглядит на 300 рублей... Иван Гостев: Так и выглядит, да? Екатерина Лукьяненко: ...какая-нибудь база отдыха «Чайка», «Волна», «Ветерок», понятное дело, деревянный домик, удобства на улице. Но они же есть, спрос на них тоже есть. Просто не нужно от этого 300-рублевого койко-места просить сервиса на 4 звезды, вот какая проблема нынешнего года. Ольга Арсланова: Ага. Иван Гостев: А скажите, пожалуйста, вот как вы считаете, в этом году цены в разгар туристического сезона поднялись больше, чем обычно, допустим в предыдущие годы, по сравнению с 2019-м, 2018-м? Или в этом году, учитывая, что у нас границы закрыты, отели и другие представители туристического бизнеса решили просто взвинтить до тех уже лимитов, «ну пока покупают, тогда и будем поднимать»? Екатерина Лукьяненко: Я поняла ваш вопрос. Главный момент, в чем ошибочно сравнивает наш рекреант, наш турист цены нынешнего года и прошлый сезон. Если говорить в процентном отношении, то ничего не изменилось, соотношение, конечно, процентное разницы между маем-июнем и августом. Но подчеркиваю, в процентном отношении не изменилось, просто цены вообще выросли, особенно в Крыму, начиная с топлива и заканчивая всем остальным. Поэтому цены вообще поднялись, поэтому мы говорим о том, что кажется дорогим, опять-таки с чем сравнивать. Нас постоянно сравнивают с пакетными турами в Турцию. Конечно, кто привык покупать дешевый пакет, супергорящий тур, прямо уже горит синим пламенем, и этот горящий пакет турист сравнивает с нормальным отдыхом без чартерной перевозки в Крыму, что невозможно просто к сравнению. Ольга Арсланова: А расскажите, пожалуйста, туристам, которые не в курсе, чем Крым, отдых в Крыму может быть лучше вот этой Турции с all inclusive? Ну вдруг кто-то еще сомневается, ехать не ехать. Екатерина Лукьяненко: Пусть сомневаются. Кто сомневается, не приезжайте на самом деле, потому что Крым – это Крым, и сравнивать ни с какими другими дестинациями его не нужно. Крым разнообразен, тем лучше, потому что можно найти отдых на любой вкус, начиная от пляжей галечниковых, песчаных и с крупными экзотическими волнами, к этому нужно добавить удивительное разнообразие ландшафта и огромное количество памятников культурно-исторического наследия. То есть я не могу назвать вид туризма, который невозможно было бы освоить в Крыму или предложить туристу, может быть, только каньонинг, вот с каньонингом сложно, с водой у нас проблемы, а так все что хотите, от полета на воздушном шаре, дайвинга до скальных маршрутов, современных..., я уже не говорю о детском отдыхе. И самое главное, коллеги, – это безопасное море. Иван Гостев: «Безопасное море». Ольга Арсланова: А что вы имеете в виду, «безопасное море»? То есть кишечных инфекций у вас там не будет, вы хотите сказать, в Крыму? Екатерина Лукьяненко: Я не говорю про кишечные инфекции, которые будут в любом море в любом количестве людей, в турецком тоже, в испанском тоже. Ольга Арсланова: Это правда, это правда. Екатерина Лукьяненко: Но у нас есть ядовитые медузы, которые ужалили..., у нас есть, бывают... породы, где ты разрезал ногу в кровь, у нас есть ядовитые рыбы, которых страшно в руках держать, – у нас ничего этого нет. И для детей... Где вы видели в Турции ребенка, купающегося, с открытыми глазами ныряющего при солености совсем другой? Ольга Арсланова: Ага. Екатерина Лукьяненко: То есть мы почему-то о плохом всегда говорим, а вот о хорошем говорим очень мало, вот это большая проблема. Ольга Арсланова: И еще очень важный момент – это все-таки родная страна, а если мы отдыхаем с детьми, особенно вот в такое непростое время эпидемии, это очень важный момент, все-таки своя медицина, свои врачи, там по страховке можно получить помощь. По вашим данным, как с этим в этом сезоне обстоят дела? Екатерина Лукьяненко: Дело в том, что правительство нашей республики сейчас уделяет настолько, я бы сказала, как никогда максимальное внимание оказанию медицинской помощи. Конечно, да, если на дороге пробка, то карета «скорой помощи» не может телепортироваться, я это не отрицаю, но в других случаях, как я знаю, сколько туристов ни обращалось даже в обычные медицинские пункты, все получали медицинскую помощь. Она, как правило, традиционна, вы правильно говорите, какие-то порезы, кишечная инфекция, как в любой разгар курортного сезона. Не слышала, чтобы кому-то отказали. Ольга Арсланова: А как с коронавирусом, не страшно было работать в этом году? Все-таки Крым очень популярное направление, наверное, большинство выбрали его и Краснодарский край. И вот такое большое скопление людей – это опасно во время эпидемии. Екатерина Лукьяненко: Я уже воспринимаю и мои коллеги коронавирус как какую-то, знаете, виртуально существующую страшилку, которую никто не видел. Ольга Арсланова: Ага, ага, интересно. Почему? Он вам никак не помешал в этом году? Екатерина Лукьяненко: У меня нет знакомых среди моих, наверное, 50 или 60 тысяч знакомых, кто бы заболел коронавирусом, или знакомые знакомых. Ну слава богу на самом деле. Ольга Арсланова: Вам повезло. Екатерина Лукьяненко: Наверное, есть, но... сохраняется, нужно соблюдать... Иван Гостев: Дистанцию-то соблюдают, как вы считаете, Екатерина, по вашим подсчетам, соблюдают вот это все, масочный режим, социальную дистанцию? Ольга Арсланова: В Крыму, да, во время отдыха? Екатерина Лукьяненко: Конечно, когда на пляже такое количество людей или в маршрутном транспорте, конечно, все в масках. Так что я тоже подобного не видела, но и количество заболевших не видела. Я думаю, наш климат, постоянное обновление воздушных масс способствует оздоровлению ситуации очень серьезно, то есть наши солнце, море, вода и воздух взяли на себя вот эту сложную задачу, ну скажем так, помочь преодолеть эту инфекцию. Ольга Арсланова: Ага. Послушаем нашего зрителя Антона из Москвы. Антон, добрый день, вечер. Зритель: Да. Иван Гостев: Здравствуйте. Ольга Арсланова: Где вы отдыхали, отдыхали ли? Как все прошло? Зритель: Мы отдыхали в этом году в Анапе, для себя, честно говоря, открыли достаточно такой интересный отдых. Просто от себя могу сказать, что надо выбирать прежде всего именно по деньгам. Если вы хотите действительно хороший отдых, он и стоит тех денег. Вот мы выбрали для себя, так скажем, 5-звездочный отель дорогой, но это было действительно интересно, нам очень понравилось, понравилось детям, мы с четырьмя детьми ездили, они в восторге. Питание... Ну, мы такого не видели ни в Турции, ни в Египте, честно говоря, не встречали. Иван Гостев: То есть даже сервис показался вам лучше, чем в Турции или в Египте? Зритель: Сервис показался намного лучше. Но это, наверное, зависит еще и от того, что менталитет наш, да, совпадает, как-то, как сказать, больше какая-то доброжелательность персонала, какие-то вот более открытые люди. Нам очень понравилось. Я считаю, что, если мы хотим отдохнуть в России, надо понимать, что это должно стоить каких-то денег действительно хороших, но за это вы получите действительно шикарный отдых. Ольга Арсланова: А сколько, сколько получилось-то у вас? Вы говорите, что относительно дорого. Я просто тоже отдыхала в Анапе один-единственный раз в своей жизни, это был самый дорогой отдых в моей жизни, честно. Зритель: Ну, это было со скидками в этом году, как нам сказали, мы заплатили 212 тысяч на 7 дней на шестерых. Ольга Арсланова: Ага. Иван Гостев: Ну где-то 40 тысяч на человека. Зритель: Наверное, 30 с чем-то, насколько я помню, не считали, 31 в сутки, ну там 8 дней получилось, да, 30 с чем-то тысяч. Ольга Арсланова: Да, спасибо вам, спасибо. Мы продолжаем беседу прямо сейчас. Екатерина, скажите, Краснодарский край по-прежнему, да, ведь ваш главный конкурент? Екатерина Лукьяненко: Конечно, тем более с таким огромным количеством новых койко-мест, которые были введены в эксплуатацию после Олимпиады. Ольга Арсланова: Да. Екатерина Лукьяненко: С 4–5-звездочными отелями... Ольга Арсланова: И туда, в отличие от Крыма, может приходить более активно западный капитал, все-таки у Крыма есть ограничения серьезные геополитические. Вот как вы справляетесь с этой конкуренцией? Екатерина Лукьяненко: Да мы, по-моему, с ней пока не справляемся никак, это пока разные два турпотока, то есть кто едет на побережье Сочи, Черноморское побережье Кавказа, кто едет в Крым, пока эти потоки разъединены, нам нет смысла конкурировать, мы действительно очень разные дестинации. То есть Крым – это Крым, Сочи – это Сочи. Но единственное, что мне нравится, что наши туристы все чаще и чаще констатируют факт, как вот только что наш слушатель Антон, что 4 или 5 звезд в Турции – это далеко не наши 4- или 5-звездочные отели, наши гораздо качественнее и лучше, особенно в вопросе питания. Девяносто восемь процентов туристов, данные моего соцопроса, говорят о том, что питание сравнивать в отелях высокого уровня даже невозможно. Сравнивать «пластмассовое» питание Турции и Египта, по выражению туриста, цитирую, и наши фермерские продукты, которые в 4–5-звездочных отелях, – это большая разница, особенно молочная продукция для детей, фрукты, овощи, которые выращены не на гидропонике, а выращены в нормальном грунте наших южных широт. Ольга Арсланова: Спасибо вам. Екатерина Лукьяненко, кандидат географических наук, доцент кафедры туризма Таврической академии Крымского федерального университета, была у нас в эфире. Иван Гостев: Но это еще не все, сейчас мы пообщаемся... Ольга Арсланова: Конечно, не все. Иван Гостев: ...с нашим следующим экспертом. Ольга Арсланова: Мы еще SMS почитаем. Иван Гостев: SMS почитаем? Ну давай. Ольга Арсланова: Смотри: «Отдыхали на Байкале, южный Байкал, отдых на «пять с плюсом». Отдыхали семьей 3 человека, 150 тысяч рублей с перелетом, питанием и экскурсиями. Планируем приехать на Байкал еще раз, много интересного еще не посмотрели», «Пять лет назад могли себе позволить отдых на ближайшем море за 25 тысяч рублей, на ближайшем море семьей вчетвером на пять дней, но с каждым годом все хуже. Теперь отдыхаем дома под душем». Не забывайте, что у нас продолжается опрос, отдыхали ли вы где-то в этом году, смогли ли куда-то выбраться, отвечайте «да» или «нет» на короткий номер, посмотрим, что получится, вот данные в режиме реального времени на вашем экране меняются, можете тоже обратить на это внимание. И позвоните. Иван Гостев: Да, в конце подведем итоги. Сейчас подключаем к беседе нашего эксперта Сергея Ромашкина, генерального директора туристической компании «Дельфин». Сергей Анатольевич, здравствуйте. Ольга Арсланова: Здравствуйте. Иван Гостев: Ну вот что хочу спросить вас. Мы говорим о том, что у нас пик сезона – это лето, безусловно, это Краснодарский край, Крым. Есть у нас определенный такой небольшой туристический сезон зимой, когда в основном все едут, допустим, кататься на лыжах в Сочи, ну Калининград чуть поменьше. Скажите, а можем ли мы сделать туризм в нашей стране круглогодичным, чтобы эта отрасль стала одной из, скажем так, ВВП-образующих отраслей нашей экономики? Есть у нас для этого такой потенциал? Сергей Ромашкин: Вы знаете, все-таки сезонность и географические особенности нашей страны, наверное, нам не позволят говорить о таком полноценном круглогодичном равномерном наполнении туристами всех наших регионов, всех наших курортов. Ну все-таки давайте честно скажем, летом нас интересует прежде всего море, морей у нас раз-два и обчелся, прежде всего Черное, Балтийское, может быть, на Дальнем Востоке можно купаться. Соответственно, ну вот почему мы любим ездить в Юго-Восточную Азию? – потому что она доступна и зимой как морской отдых. Я думаю, что все равно какая-то сезонность будет, летом будет всегда отдыхать больше людей, чем зимой, ну это неизбежно в силу расположения нашей страны. Ольга Арсланова: Ага. Открыла вот сайт вашей компании, вижу, что продаете туры с кешбэком. И кстати говоря, если кто-то еще сомневается, 2 дня можно еще воспользоваться этой услугой. Насколько вот вы заметили спрос на такие туры? И куда в основном люди их берут? Сергей Ромашкин: Действительно, программа стартовала, она идет уже, получается, 5 дней, по-моему, с пятницы, 21-го. Ну, я бы сказал, что результаты неплохие, но они могли бы быть лучше, если бы мы все-таки немножко раньше запустили эту программу. Туристы раскупают два основных, что ли, направления таких. Это вот пляжный отдых, о котором мы говорим… Но здесь, к сожалению, ограничения по программе позволяют прибыть на Черное море только с 1 октября, но тем не менее много туристов, которые готовы ехать в бархатный сезон, в низкий сезон. И примерно половина всех наших продаж с кешбэком – это заезды в Крым и Краснодарский край позже 1 октября. Ольга Арсланова: Ага. Сергей Ромашкин: Большая часть поездок – это экскурсионные туры ближайшие, Золотое кольцо, Татарстан, Санкт-Петербург, ну известные туристические направления нашей страны. Ольга Арсланова: Ага. Скажите, вот интересно, самый дешевый тур, который у вас есть, и самый дорогой? Сергей Ромашкин: Ну, если мы говорим про кешбэк, там параметры программы вы знаете, 25 тысяч, иначе вы кешбэк не получите. Ольга Арсланова: Да. Сергей Ромашкин: А если говорить об обычных продажах, то, наверное, минимально... Вот у нас был турист, который ухитрился разместиться в Феодосии за 7 тысяч рублей в неделю. Ольга Арсланова: Ничего себе! Иван Гостев: Это как же это? – 300 рублей койко-место, вот это предложение? Ольга Арсланова: Он, может быть, просто на пляже спал, на лежаке? Иван Гостев: Или 300 рублей койко-место тоже. Сергей Ромашкин: Это была база отдыха очень недорогая, по-моему, без питания. Не знаю, чем он питался, может быть, сам готовил, такие туристы есть. Вот это самый экономичный отдых. А самый дорогой... Я боюсь даже называть цифру... Ольга Арсланова: Ой, назовите, пожалуйста, это так интересно, как можно дорого отдохнуть в России. Сергей Ромашкин: Бабушка с двумя внуками отдохнула в одном из лучших отелей Сочи за 3 миллиона рублей. Она отдыхала 24 дня. Иван Гостев: Ух ты! Это золотой номер, что ли, там был? Сергей Ромашкин: Ну, это достаточно дорогой отель, достаточно качественный номер, больше 100 тысяч в сутки она платила. Ольга Арсланова: Вот такой отдых есть в России, удивительно, конечно. Иван Гостев: Но кешбэк, наверное, вернут с 3 миллионов или как? Сергей Ромашкин: Она уже отдохнула в июле, поэтому мы сейчас про кешбэк с ней не говорим. Мне кажется, что программа кешбэка, да, как-то оживила нам сейчас... Обычно август – это конец сезона и у нас достаточно небольшие продажи, ну относительно пика, но сейчас мы видим, что продажи идут на уровне максимумов июля, потому что кешбэк действительно вызвал огромный интерес, само обсуждение этой темы вызывало интерес к внутреннему туризму, к поездкам по России. Ольга Арсланова: Но вообще вы заметили всплеск спроса с момента эпидемии, с начала эпидемии, когда уже стало понятно, что границы закрыты и остается отдыхать в России? Сергей Ромашкин: Ну, курорты наши открылись, скажем, Крым открылся для всех туристов с 1 июля, и, конечно, с 1-го по 10-е у нас был завал работы, потому что туристы, которые раньше могли, имели полгода, грубо говоря, они могли покупать в январе, в феврале и так далее, они были вынуждены, так получилось, купить все эти туры за неделю-две. Соответственно, мы работали фактически в две смены по 16–18 часов, но всех отправили, и вроде бы вот по тем отзывам, которые мы получаем, претензий довольно мало. Люди остались довольны отдыхом, и Крым понравился, и Краснодарский край, в том числе те люди, которые в первый раз там оказались. Действительно много людей, которые не поехали за границу, они выехали на наши курорты, и качество оказалось довольно высоким. Ольга Арсланова: Ага. А вообще люди не опасались того, что все-таки в стране не очень благополучная обстановка по коронавирусу? По вашим наблюдениям, насколько качественно отели подготовились к новым санитарным правилам и условиям нашей жизни? Сергей Ромашкин: Ну, я, наверное, не открою секрета, если скажу, что поначалу, когда заезжали первые туристы, первая волна, первые несколько недель режим был достаточно жесткий, контролировался каждый сантиметр отеля, санатория, контролировались все аспекты, были частые уборки, дезинфекции, маски и так далее. Но постепенно, конечно, народ расслабился, и сейчас мы видим и по телевизионной картинке, и когда сами бываем, конечно, соблюдается только часть тех мероприятий, которые Роспотребнадзор обязал совершать. Но судя по уровню заболевания, может быть, действительно летом заболеваемость ниже, или вот целебный крымский воздух, как говорила наша собеседница, помогает. Заболеваний немного, соответственно, туристы чувствуют себя в безопасности. Ольга Арсланова: У нас тут зрители, видите как, по поводу бабушки, которая за 3 миллиона отдохнула, не могут никак пережить... Иван Гостев: Успокоиться. Ольга Арсланова: Спрашивают: «Уточните, чьи эти бабушка и дети». Иван Гостев: «Бабушка олигарха», пишут. Ольга Арсланова: Да. Судя по цене, место отличное, и хорошо, что на самом деле у нас в стране есть отдых на любой вкус и на любой кошелек, наверное, это самое главное по крайней мере пока. Спасибо вам. Мы сегодня говорили о туризме в том числе и с нашими зрителями. Вас спрашивали, отдыхали ли вы где-то в этом году, «да» ответили всего 14%, 86%, видимо, провели отпуск дома. Иван Гостев: Или, может быть, еще поедут. Ольга Арсланова: Да. Давайте еще вернемся к этой теме чуть позже, так как сезон все-таки не закончен, хотя лето уже, увы, подходит к концу.