Константин Чуриков: Чтобы хорошо отдохнуть, надо где-то денег раздобыть. Все, кто хочет взять кредит, должны знать, что теперь на вашу кредитную историю влияет ваша активность в «Яндексе». Теперь совместно с крупными бюро кредитных историй «Яндекс» начинает оценивать платежеспособность россиян. Для анализа компания будет учитывать более тысячи самых разных показателей. Это поисковые запросы – то, что мы сами «вбиваем». Данные о покупках в Сети. Заказы разных услуг, в том числе, я не знаю, например, такси. «Яндекс» уверяет, что все эти данные будут передаваться банкам в обезличенном виде, это будет всего-навсего некий скоринговый балл, который для самого банка носит лишь рекомендательный характер. Но как на самом деле это будет работать? Сейчас попробуем выяснить у экспертов. Для начала это будет Михаил Алексеев, эксперт проекта ОНФ «За права заемщиков». Михаил Александрович, здравствуйте. Оксана Галькевич: Здравствуйте, Михаил Александрович. Михаил Алексеев: Здравствуйте. Константин Чуриков: Вот хочется все-таки понять, для чего бюро кредитных историй понадобился «Яндекс». Что поведение в Сети может говорить все-таки о заемщике? Ваше мнение. Михаил Алексеев: Вы знаете, эта история, которая связана с оценкой рисков при выдаче кредита, – это начало всего того, что может быть впоследствии. Нам нужно думать не о том, что нам вбрасывают информационно, что теперь будут рассчитывать по тысяче параметров. К сожалению (наверное, к сожалению), у нас продолжает раздуваться кредитный пузырь. И беспокоиться о том, что будут выдавать меньше кредитов, точно не приходится. Давайте задумаемся о том, куда это может уйти. А может это уйти в продолжение тех историй, когда человек не может выплачивать те же самые долги, когда ему их навыдавали по тысяче разных показателей. Я бы не очень хотел, чтобы меня настолько анализировали. И подобных согласий в этом контексте я не давал. Константин Чуриков: Например, те же самые истории с банками, с базами данных, которые попадают в Сеть. Оксана Галькевич: Гуляют. Константин Чуриков: Вы хотите сказать, что так же могут попасть и данные о поисковом поведении в интернете того или иного гражданина, так? Михаил Алексеев: И это поисковое поведение в интернете, конечно же, ни в коем случае никогда не попадает к мошенникам! Мы же ни разу с этим не сталкивались! У нас же совершенно сильнейшие системы безопасности, которые позволяют, в том числе государственным банкам, в том числе зеленого цвета, ни в коем случае не допускать утечек! Константин Чуриков: Михаил Александрович, вы сейчас иронизируете или всерьез? Михаил Алексеев: Конечно, речь идет об иронии, которая на самом деле горька. Мы понимаем, что если эта информация попадает к банкам, то она попадет в том числе и к другим кредитным организациям, если мы говорим о микрокредитных организациях. Это точно так же потом попадет к коллекторам. Это точно так же попадет к другим. И эта пронизывающая насквозь аналитика не позволяет сохранять приватность, которая является основой гражданских прав человека. На мой взгляд, эта история и этот информационный повод – это как раз таки повод задуматься о тех аспектах, которые были у нас, озвучивались у Оруэлла… Константин Чуриков: …в «1984». Михаил Алексеев: Да. Оксана Галькевич: Михаил Александрович, скажите, а такие истории, такие проекты возникают в первую очередь по заказу какой части бизнеса? Это банки заинтересованы и приходят в «Яндекс»? Или «Яндекс» говорит: «Слушайте, друзья, у нас тут столько людей тусуется на площадках! Можем вам информацию подкинуть по вашему профилю»? Михаил Алексеев: Такие стоят возле Казанского представители «Яндекса» и говорят: «У меня есть информация для вас». Константин Чуриков: Ну, «Яндекс.Такси» там стоит. Оксана Галькевич: Нет, ну а что? Слушайте, есть товар – найти покупателя. Why not? – как говорится. Михаил Алексеев: На самом деле ценность «Яндекса» и подобных систем, сейчас ценность любых компаний, которые занимаются IT, не в их продукте, а в том, что они обладают огромным массивом информации и базой данных. Именно это и ценится. Многие в рынке идут и реализуют любые стартапы с любыми низкими стоимостями чека, лишь бы собрать максимум базы, потому что за это платят. Банки за это платят. Телеком за это платит. Оксана Галькевич: Да. Но они обладают моими личными данными, так скажем, без моего согласия делиться ими с кем-то. Михаил Алексеев: Давайте будем честны. Я здесь возмущен тем, что обе стороны – коммерсанты, скажем так, – они пытаются у нас собрать эту информацию и на этом зарабатывать. Но давайте сами друг другу ответим на вопрос: когда мы регистрируем почту на том же самом «Яндексе», мы читаем пользовательское соглашение? А когда каршерингом пользуемся, мы читаем то, что там написано? Конечно нет. Оксана Галькевич: Подождите, подождите! Что вы хотите сказать? Что вот каршеринг, подписываясь на эту историю, или регистрируя почту на поисковом сервисе, я отдаю им возможность отдавать их банкам, я не знаю, еще кому-то? Нет! Только поисковому сервису. Константин Чуриков: Подожди. Может быть, тебе скажут «да». Михаил Алексеев: А откуда вы знаете, если вы не читали этого? Оксана Галькевич: Так, вы читали? Рассказывайте! Михаил Алексеев: Там ничего хорошего. Константин Чуриков: Да? Михаил Алексеев: Лучше не читайте. Константин Чуриков: Нет, ну подождите, Михаил Александрович, а может быть… Во-первых, никто же не заставляет с дулом автомата регистрировать почту именно на «Яндексе». Ты можешь это сделать на другом сервисе. Это раз. Михаил Алексеев: Google вообще не собирает. Константин Чуриков: Второе. Я подумал о том, насколько на самом деле эта система может ошибаться. Вот сегодня, пока мы готовились к эфиру, я в «Яндексе» «вбил»: «Как увеличить пенсию в два раза?»; «Корь – что делать?»; «Где бы встретить Новый год?» и «Яндекс» скажет, кому дать кредит». Оксана Галькевич: Сошел с ума! Константин Чуриков: И что? Что это обо мне говорит? Михаил Алексеев: Вы сейчас домой придете – и у вас там будет реклама из каждого утюга по поводу средств от кори и так далее. На самом деле эта аналитика, которая нам позволяет вроде бы находить быстрее и делает рекламные предложения – об этом нужно уже сейчас задумываться. Информационная чистота наших данных – это то, что в ближайшие годы станет проблемой. Я сажусь в машину, а мне начинает Google-карта показывать, сколько мне минут до следующей моей остановки. Он меня анализирует. И вот этот анализ уже ограничивает, на мой взгляд, свободу. И если сейчас кажется, что это странно, все эти призывы о том, что я не хочу, чтобы обо мне обобщали данные, – на самом деле я думаю, что в ближайшее время это станет внутренней потребностью людей, это будет мейнстримом. Константин Чуриков: Задуматься надо уже сейчас. Спасибо вам большое. Михаил Алексеев, эксперт проекта ОНФ «За права заемщиков». Оксана Галькевич: У нас звонки есть? Константин Чуриков: Звонки есть, но сейчас давай сначала поговорим с Игорем Костиковым – это председатель «Финпотребсоюза». Здравствуйте, Игорь Владимирович. Оксана Галькевич: Здравствуйте, Игорь Владимирович. Игорь Костиков: Добрый день. Оксана Галькевич: Я подумала, что тебе как человеку, который интересуется средствами от кори, не дадут кредит. Вдруг ты… Константин Чуриков: Игорь Владимирович, с вашей точки зрения, насколько вся эта история ущемляет права заемщиков? Игорь Костиков: Ущемляет, конечно. И «Финпотребсоюз» уже неоднократно поднимал эту тему, потому что у нас есть проблема полноценной защиты персональных данных. Я не могу согласиться с эмоциональным оратором, который только что выступал, потому что на самом деле договора требуют, чтобы мы четко давали разрешение или не разрешали пользоваться этими данными. И там есть соответствующая графа, в которой вы ставите галочку. Вот я, например, никогда не даю разрешения на пользование моими персональными данными и данными, которые попадают в рамках договоров с теми же самыми IT-провайдерами. Оксана Галькевич: Подождите, Игорь Владимирович. Но ведь есть часть каких-то процедур, где, не поставив эту галочку, вы таким образом лишаетесь этой услуги. Вам говорят: «Ах так? Ах нет? Значит – аривидерчи!» Игорь Костиков: Нет, нет, нет. Давайте мы… Если мы говорим про «Яндекс» и то, что он предлагает, то там такого нет. Все остальное является нарушением закона «О защите персональных данных». Вопрос стоит гораздо шире, вопрос на сегодняшний день стоит шире: почему на ваших персональных данных зарабатывает «Яндекс», а не зарабатываете вы? То есть задача в том, чтобы зарабатывали вы, а не «Яндекс». И эта тема уже давно обсуждается и в европейском сообществе, и в Штатах – о том, что необходимо установить плату для тех, кто пользуется вашими персональными данными. Если вы даете такое разрешение, то они пользуются персональными данными, и за каждое пользование, грубо, 300 рублей они вам платят. Оксана Галькевич: И это несет некую финансовую ответственность в таких отношениях, да? Игорь Костиков: Конечно. Вы живете и спокойно получаете. Вы смотрите: 300 рублей пришло на карточку, еще 300 рублей пришло, еще 300 рублей пришло. Константин Чуриков: Цифровая Оксана Галькевич. «Узнай меня лучше». Оксана Галькевич: И цифровой Константин Чуриков. Слушайте, хорошее дело! Константин Чуриков: Да. Кстати, интересно, как это все монетизировать. Все хотят зарабатывать деньги. Оксана Галькевич: Нет, ну правда. Игорь Костиков: Вопрос заключается в том, что на сегодняшний день, используя ваши персональные данные, они зарабатывают на вас. Константин Чуриков: Да-да-да. Игорь Костиков: Собственно говоря, задача, которая стоит, – урегулировать, сделать баланс интересов, чтобы зарабатывали не они на вас, а вы точно так же зарабатывали, если вы даете разрешение использовать свои персональные данные. Константин Чуриков: Игорь Владимирович, но здесь гораздо интереснее, как работает рекомендация ЦБ по вычислению предельно возможной и допустимой нагрузки долговой на гражданина. Вот эта история заработала в полную силу? Игорь Костиков: Ну, я могу сказать, что, судя по тому, как ведут себя банки, в отношении банков она заработала. Я не могу это сказать про микрофинансовые организации, потому что там «чудес» хватает. Только что, сегодня мы опять же обсуждали тему о том, что они увеличивают долг, в том числе в стоимость долга включают и дополнительные услуги. То есть «чудес» хватает. Банки, конечно, вынуждены этому следовать. И на сегодняшний день достаточно государственных источников, которые позволяют определить доход населения и кредитную нагрузку. Тут проблем нет. Оксана Галькевич: И этих источников… Игорь Костиков: Собственно говоря, я не очень понимаю, зачем нужны вот эти услуги «Яндекса», кроме того, чтобы тем, кому не нужны кредиты, пытаться их втюхать. То есть вот о чем идет речь, собственно говоря. Это не столько даже вопрос… Константин Чуриков: Спасибо. Игорь Костиков, председатель «Финпотребсоюза», был у нас в прямом эфире, все разъяснил. Оксана Галькевич: Четыре темы, друзья, за этот час мы обсудили, но впереди у нас еще несколько очень интересных. Сразу после новостей мы вернемся в эту студию, чтобы поговорить… Константин Чуриков: И будем говорить о детях в интернете. Оставайтесь с нами, смотрите ОТР. Вот тут интересная эсэмэска. О ком пишут? «Девушка в белых штанишках – молодец!» Оксана Галькевич: Ну, явно не ты девушка в белых штанишках. Константин Чуриков: Спасибо. Смотрите ОТР. Увидимся.