Оксана Галькевич: Проблема качества информации, накануне об этом говорил президент. По его словам, в интернете сейчас очень много информационного мусора, который часто преподносится как истина в последней инстанции. Ну и верить этому не стоит, потому как это мнение не специалистов, а обычных людей, сказал президент. Константин Чуриков: Ну, таких, да, диванных критиков, как их часто в Сети у нас называют, диванных аналитиков, такие диванные экспертные войска. Вот эту мысль, да, высказал президент на встрече со школьниками. Но вот возникает все-таки вопрос, как научить детей, в общем-то, людей, наверное, неопытных и с не таким критическим мышлением отличать зерна от плевел, вообще как-то разбираться в этом, что правда, что ложь, какой источник верен, какой, скорее всего, нет? Сейчас с этим будем разбираться. Оксана Галькевич: А не слепо доверять, да. Какие у вас, может быть, есть решения, уважаемые зрители, что вы думаете по этому поводу? Делитесь, предлагайте, бесплатные номера телефонов у вас на экранах всегда указаны, звоните-пишите, мы в прямом эфире. Ну а в студии у нас… Константин Чуриков: В студии у нас Яна Лантратова, эксперт Совета при Президенте России по развитию гражданского общества и правам человека, правозащитник, основатель Союза добровольцев России. Яна, здравствуйте. Оксана Галькевич: Здравствуйте. Яна Лантратова: Здравствуйте. Оксана Галькевич: Вы знаете, мне кажется, что в принципе это ведь не только, наверное, к детям относится, это и ко многим взрослым тоже относится, которые несмотря на образование, на жизненный опыт, тем не менее тоже слепо чему-то доверяют, не умеют где-то проверить, найти дополнительные источники… Константин Чуриков: Как включать голову? Яна Лантратова: Очень правильно вы сказали. На самом деле интернет наш достаточно стремительно развивается и контент там разный. Если порой не любой взрослый может разобраться и противостоять тем манипуляциям, которые есть в социальных сетях, то что говорить о детях. И действительно, понимаете, с одной стороны, вот если говорить о том, как технически можно защитить ребенка, Роспотребнадзор публикует на своем сайте рекомендации. Можно установить родительский контроль, можно установить специальный семейный браузер, семейный поисковик, детский поисковик. Но на самом деле есть пятый и самый важный пункт – научиться говорить с детьми и больше с ними разговаривать. Это действительно важно. Я вот сейчас была в регионе, я объезжаю разные регионы России, была сейчас в Челябинской области. Роскомнадзор за 1 год закрыл 500 тысяч сайтов с вредоносным контентом, из которых было 25 тысяч групп – детский суицид, 23 тысячи групп – детская порнография, 230 тысяч групп – это азартные игры, вовлечение детей, пропаганда наркотиков и так далее, и тому подобное. Это страшные цифры. И безусловно, к сожалению, возникает разный контент. Например, ко мне обратились родители в одном из регионов и говорят: «У нас увеличилось число ДТП с участием детей и подростков». Почему это происходит? Детям приходят через интернет сообщения: «Хочешь быть крутым? Ты можешь снять на стрим видео, перебежать перед машиной, снять это на видео, разместить в интернете, и ты будешь крутым». И дети бегут, снимают, попадают в ДТП, и вот такие страшные трагедии происходят. Вторая история – то же самое: «Хочешь стать огненной феей? – пойди ночью на кухню, зажги газ, произнеси какие-то вещи…» – и так далее. Константин Чуриков: Давайте даже не будем рецепты давать, да. Яна Лантратова: Это страшные вещи, которые распространяются в интернете. И зачастую очень важно рассказывать людям о том, какие есть риски и опасности, и рассказывать детям, что опасно, что нельзя делать. Для этого мы сейчас организовали и запустили по всей России федеральный проект под названием «Дети в интернете». Мы собрали большую группу экспертов, специалистов, психологов, которые работают отдельно с родителями, отдельно с педагогами, отдельно с детьми. Для детей мы, во-первых, рассказываем ребятам о том, какие манипуляции есть и как их отличить, о том, как заниматься планированием, целеполаганием, учим их критическому мышлению, эмпатии и тому подобному. Константин Чуриков: А как вы это делаете? Яна Лантратова: У нас проработана группа специалистов на федеральном уровне, которые разбились на различные тематики. То есть там есть профилактика опасного контента в интернете, профилактика буллинга и травли в школе, профилактика любых других опасных вещей. И отдельные, кстати говоря, занятия для родителей, как научиться говорить с детьми, какие проблемы есть у детей. Константин Чуриков: Яна, ну мне показалось, что вчера президент вообще шире говорил. Он же вышел к детям из этого детского центра «Океан», то есть, очевидно, это дети с какими-то уже успехами, олимпиадники, то есть это в принципе была такая подготовленная школьная молодежь. И говорил он, может быть, даже не только об этих случаях и, может быть, не столько о них, сколько вообще о медиаграмотности, кому верить, кому не верить. Вот я приведу простой пример. Я тоже есть в соцсетях, я вижу там, кто-то, значит, распространяет новость. Потом я-то как журналист дошел до ссылки исходной и понял, что это сатирическое издание, но новость была такая: «Эвакуированные в Омск афганцы попросили отправить их обратно в Кабул». Это тиражируется, об этом на полном серьезе начинают говорить, понимаете. Вот как здесь быть? Яна Лантратова: Ну вот, понимаете, именно для этого очень важно, чтобы было общение с детьми. Если порой, предположим, родители действительно, к сожалению, очень много работают, они вынуждены это делать, то в данном случае разные общественные организации сейчас объединяются… И вчера, кстати, после выступления президента объединились разные структуры, корпорации, чтобы бороться с безопасностью в интернете, а общественные организации, это здорово, объединяются, чтобы рассказывать детям о том, как отличить… Константин Чуриков: Бороться с опасностью в интернете. Яна Лантратова: Бороться с опасностью и как отличить вот эти манипуляции, которые возникают в интернете. Оксана Галькевич: Яна, а почему только на детях вы концентрируетесь? Яна Лантратова: Не только. Оксана Галькевич: Я вот могу сказать по, допустим, даже опыту своему семейному – пожилые родственники, например. Яна Лантратова: Конечно. Оксана Галькевич: Они как дети, вот правда. Мама, тетя, еще кто-то. Яна Лантратова: Бабушки к нам тоже обращаются, понимаете, возникает в интернете и не только в интернете, звонят им мошенники, что-то говорят… Оксана Галькевич: Да не только мошенники, они сами на YouTube там такого смотрят иногда, что, знаете… Яна Лантратова: Ну вот, если умеют пользоваться интернетом, безусловно. Оксана Галькевич: Приходится говорить: «Слушайте, ну у вас же два высших образования». Яна Лантратова: Поэтому я вам рассказала о том, что есть три категории, родительское сообщество, туда бабушки и дедушки приходят, они очень этим обеспокоены, они общаются с экспертами, они задают этот вопрос. Между прочим, сейчас вот в Кемеровской области у нас запрос есть и собралось более 1,5 тысячи человек. Это родители, которые обеспокоены тем, что происходит, которые задают вопрос специалистам, и, кстати говоря, это очень помогает. Константин Чуриков: Яна, а как все это, какие-то, может быть, очень сложные вещи, которые, наверное, даже и не простым языком объяснишь, может быть, нужны какие-то тоже сложные, знаете, аналогии, не знаю, жизненные, литературные? Объяснить поколению, среди которого холдинг «Ромир» на днях провел опрос, среди молодых людей 2000–2007-х гг. рождения, «Кому из публичных личностей России вы доверяете?». На первом месте Моргенштерн, на втором Егор Крид, на третьем блогер Антон Птушкин, Анастасия Ивлеева, Константин Ивлев, Тимати, Артем Дзюба, Гарик Харламов. Яна Лантратова: И к сожалению, зачастую также разные вещи, и Даня Милохин, и другие блогеры, которых называют дети. Константин Чуриков: Да. Яна Лантратова: Но, знаете, при этом я сейчас проводила специальный опрос, у нас в опросе приняли участие 1 700 детей и подростков, с кем им было интересно бы пообщаться. И вот когда ты направляешь ребят и даешь им более широкий выбор, например из ученых, из спортсменов, то уже список людей становится больше. Нам надо создавать для детей позитивный контент, и, кстати говоря… Константин Чуриков: Нет, надо-надо. А какой список, извините, просто вот интересно? Ну что, Махатма Ганди? Яна Лантратова: Нет, вы знаете, например, очень интересно, многие ребята захотели пообщаться с нашим господином Карякиным, который у нас чемпион по шахматам. Константин Чуриков: Шахматист, да-да-да. Яна Лантратова: Ну это же здорово, он шахматист, им интересно. Оксана Галькевич: Он был у нас в студии, кстати. Константин Чуриков: Очень умный, очень-очень эрудированный. Яна Лантратова: Очень умный, грамотный молодой человек. Очень много запросов на общение с нашими хоккеистами, с олимпийскими чемпионами, в том числе по фигурному катанию. У детей есть запрос, им это интересно. И кстати, когда я зачастую говорю… Константин Чуриков: А из ученых? Оксана Галькевич: Смотрите, мы опять… Мы знаете, к чему опять сводим решение проблемы? – к неким личным авторитетам. Но, простите, хоккеист – специалист в хоккее, он классно, но он может иметь какое-то заблуждение… Яна Лантратова: При этом ученый, как коллега наш сказал… Оксана Галькевич: …в сфере истории, по истории может заблуждаться, а дети ему доверяют, вот он классный такой, прикольный. Или вот эти юмористы, те, кого ты там перечислил… Яна Лантратова: Они с ними говорят по их специфике. Именно поэтому мы подготовили блоки людей, ученые, в разных направлениях, чтобы ребята могли расширить кругозор. Но ведь согласитесь, роль личности, она влияет; если человек смотрит на успешного человека… Оксана Галькевич: Это больше популяризация тогда, наверное, какого-то контента, хорошего контента. А речь-то ведь о том, как научить их искать, как сделать вот эту практику «проверь информацию, прежде чем» нормальной. Яна Лантратова: Когда вы задали мне вопрос, я вам рассказала о нескольких направлениях работы. У нас есть одно направление в рамках проекта «Дети в интернете» для родителей, для педагогов, в том числе для пожилых людей, и для детей. Вторая история – у нас есть познавательные просветительские мероприятия для расширения кругозора, когда подростки, дети могут общаться с известными людьми, задавать вопрос, что-то узнавать. И третий проект – у нас есть «Онлайн-каникулы», которые мы запускаем по всей России, когда мы создаем позитивный контент в интернете через образовательные, культурные, творческие разные проекты и программы, которые ребята проходят, набирают баллы, и потом конкурсная комиссия отбирает победителей, которые потом награждаются в разных номинациях. Всю эту историю бороться, тут нет такого механизма «запрети интернет», это не работает, «запрети контент»… Оксана Галькевич: Ага, не работает. Яна Лантратова: Не работает, они все равно выйдут в интернет. И в интернете есть много и позитивного в том числе, не только негативного, но это комплексная история. Мы должны научить детей мыслить критически, мы должны их научить отличать контент. А как мы их научим? – нам нужно с ними разговаривать. Поэтому в данном случае я считаю, я вижу, что те подростки, которые со мной еще начали эту историю в 2013 году, это уже взрослые ребята, которые сейчас общаются с этой молодежью, у нас очень много хороших результатов. Более того, у нас ребята, которые дети-сироты были, которые росли в детских домах, попадали в детскую комнату милиции, через разные добрые добровольческие проекты потом становились и добивались очень больших высот. Константин Чуриков: Давайте сейчас послушаем нашу зрительницу. Наталья, Подмосковье. Наталья, здравствуйте. Оксана Галькевич: Здравствуйте, Наталья. Зритель: Добрый день. Константин Чуриков: Как избавиться от информационного мусора вот этого лишнего? Зритель: Ну, как избавиться? Если честно, наверное, я хотела немного о другом сказать. Константин Чуриков: Так. Зритель: Я хотела сказать, что современные дети, на мой взгляд, вот то, о чем вы сейчас говорили про ученых, про каких-то, скажем так, ярких личностей. Но сейчас яркие личности, они все имеют кучу подписчиков и кучу лайков, и дети смотрят именно вот тот самый, так сказать, мусорный контент у большинства популярных блогеров, скажем так, которые тоже примерно их возраста, и для них, наверное, больше они являются авторитетом. А те самые популярные блогеры, они точно так же пропагандируют этот самый мусор, от него, скажем так, достаточно сложно избавиться. Возможно, что здесь больше имеет вот именно разговор с родителями, как уже говорили, и воспитание в семье. То есть если в семье это позволяется, смотреть такое, то, наверное, результат очевиден, что ребенок будет больше обращать на это внимание. Оксана Галькевич: Ну да, в семье-то да. Только, знаете, подростки разные же бывают... Вот у меня два сына, и они примерно, ну оба подростки, чуть один постарше, другой помладше. Один достаточно замкнутый, другой весьма разговорчивый. Вот с одним разговариваешь, прямо вот не знаешь, как уже уйти от этого разговора, а со вторым еще попробуй, на какой козе подъехать. Константин Чуриков: Спасибо, спасибо большое за ваш звонок. Оксана Галькевич: Сложно это все. Константин Чуриков: Я сейчас попрошу режиссеров показать мой компьютер. Ну вот что вокруг да около ходить? Есть самая популярная в нашей стране, вообще в мире, молодежная такая соцсеть, называется TikTok. Я там не зарегистрирован, я просто сейчас открыл заглавную страничку. Сейчас я промотаю… Вот смотрите, вот тут что-то вот он делает, что-то там… Или она, непонятно… А, она, да. Значит, тут вот что-то тоже девочка делает, ну хорошо. Тут вот что-то она… Оксана Галькевич: Достала до потолка… Константин Чуриков: Тут я даже боюсь дальше смотреть. Вот это вот, вот это вот… Вот это зачем, Яна? Вот это зачем нужно? Зачем это нужно? Смотрите, вот тут вот они что-то… Зеркало сейчас разбили – ну и что? Яна Лантратова: Я с вами абсолютно согласна. Я сама мама, и вот, знаете, я сама тоже принимаю участие в этих лекциях, в которых мы участвуем. И очень здорово сказал один специалист, он, кстати, психиатр, который работает непосредственно со сложными подростками. Он, например, нам, в том числе родителям, принес текст Моргенштерна и показал, собственно, про что он поет. (А кстати, был проект, в TikTok запущенный, только достаточно грамотными людьми, которые на слова классиков, читая стихотворения классиков, прочли в таком же стиле текст Моргенштерна, где было понятно, что смысла там, к сожалению, никакого нет.) И когда родителям раздали эту историю и они пришли, поговорили с детьми, они просто сели и сказали: «А ты понимаешь, о чем он поет?» И когда вот такие разговоры с детьми выстроены, ну хоть что-то позитивное это дает. И знаете, вы правильно же сказали, есть такие разные там яркие лидеры, они есть в TikTok. Какой рецепт? Закрыть TikTok? Ну нет, это не работает. Так давайте создавать хотя бы интересных лидеров, которые будут интересны детям. Константин Чуриков: Вы знаете, я сейчас просто открыл опять… Я ничего не делаю, Оксана, мне везет. Оксана Галькевич: Давай. Что там? Константин Чуриков: Не надо это показывать на экране, просто я узнал сейчас случайно, что одна из самых популярных песен Моргенштерна, релиз 28 июня 2021 года, она называется «Если я спал с тобой». И это, понимаете, икона молодежи. Яна Лантратова: Вы знаете, я вам могу сказать, что Моргенштерн свой контент делает абсолютно осознанно, он очень умный молодой человек. Константин Чуриков: Да вы что? Яна Лантратова: Он это делает осознанно. Он очень хорошо знает, что он делает. Это грустно для меня, потому что… Константин Чуриков: А «умный» в каком смысле, интересно? Умный – в смысле богатый? Яна Лантратова: Ну вот достаточно… Он достаточно образованный молодой человек. Я просто специально посмотрела его передачу, он образованный. Он делает это осознанно, понимая, что это хайп. Мне как маме это очень грустно, это меня расстраивает. Константин Чуриков: Сейчас посмотрю… Яна Лантратова: Поэтому в данном случае… Оксана Галькевич: Родители находятся в конкуренции с такими хайповыми персонажами. Вопрос, кто больший авторитет. Яна Лантратова: Поэтому есть определенный запрос, как поговорить с ребенком о том или ином вопросе. На него могут ответить очень серьезные экспертные личности. Поэтому мне кажется, что проект действительно должен, и я уверена, что он поможет людям. Оксана Галькевич: Но только этому учить надо уже не когда ребенку 10 лет… Яна Лантратова: С детского сада. Оксана Галькевич: …и уж тем более… Да, может быть, даже и раньше. Знаете, как… Вот есть такие книги, «после трех уже поздно». Яна Лантратова: Да, вы правы. Вот как специалист говорил, еще, вот психиатр выступал у нас на мероприятии, он говорил: зачастую к нему приходят родители и говорят, что их ребенок «ВКонтакте» нашел опасный контент, как им оградить его от этого. Он говорит: «А у него есть профиль «ВКонтакте»?» А со скольких лет можно заводить профиль «ВКонтакте»? Так вот если мы узнаем, то там надо указывать номер телефона, а SIM-карта, повторюсь, выдается с 18 лет. Так на чей телефон регистрируют дети аккаунты? Кто-то покупает этот телефон, зачастую родители. Константин Чуриков: Значит, я тут просто открыл, извините, биографию, раз уж мы, просто мне стало интересно. Значит, рэпом начал увлекаться в школьные годы, слушал таких-то, пробовал себя в роли курьера. Затем некоторое время учился в педагогическом университете, впоследствии был исключен… Мне стыдно говорить, за что он был исключен, просто мы уважаем наших зрителей, мы не будем это все описывать. Затем поступил в Уфимский государственный авиационно-технический университет… В общем, ну так, в общем, учился чему-нибудь и как-нибудь, нет? Яна Лантратова: Вы посмотрите передачу, я вам еще раз говорю. Константин Чуриков: Да? Яна Лантратова: Самое страшное и опасное, когда это делается не просто так, потому что человек играется в эту игру, он осознанно эту историю… Константин Чуриков: А отчисляли его случайно? Яна Лантратова: Нет, я не про это. Он осознанно это делает. Оксана Галькевич: Костя, ты знаешь, почему ты не такой популярный и не такой богатый, как Моргенштерн? Константин Чуриков: А я не хочу, а я не хочу. Оксана Галькевич: Потому что ты сказал, что его исключили за что-то, ты не можешь сказать, и все что сделали? Яна Лантратова: Все сейчас посмотрят! Оксана Галькевич: Побежали к интернету, понимаешь. Константин Чуриков: Да-да-да, это называется эффектом Стрейзанд. Оксана Галькевич: Да-да-да. Что же там такое-то? А почему он не может… ? Константин Чуриков: Ну, за неприличные вещи, которые он предложил одной девушке, и решил записать это на видео. Интеллигентно, да, сказал? Оксана Галькевич: Ага… Константин Чуриков: Так, у нас еще есть звонки. Татьяна, здравствуйте. Оксана Галькевич: Татьяна, здравствуйте. Константин Чуриков: Тоже Подмосковье. Зритель: Здравствуйте. Константин Чуриков: Здравствуйте. Зритель: Я обожаю вашу передачу, ваш канал. Очень нравятся темы, которые вы поднимаете. Хочу поделиться собственным опытом, как я научилась как бы определять информацию. Константин Чуриков: Так. Зритель: Это началось в школе. В старших классах учитель истории и обществоведения, каждый урок мы начинали с обзора событий в мире культурном, по России. И она нас учила читать между строк, как бы какое событие несет за собой какие последствия. И сейчас, пользуясь интернетом, я не пользуюсь только одним каким-то направлением, сравниваю всю полученную информацию с печатным словом, с информационными программами по телевидению. Я считаю, что учить отделять истину от мусора надо начинать в школе, и это очень многое зависит от педагога. Если он заинтересован научить своих детей видеть, что несет то или иное слово или событие, высказывание, то дети уже в жизнь вступают более подготовленные. Спасибо большое. Яна Лантратова: Абсолютно согласна. Константин Чуриков: Спасибо, спасибо за ваш звонок. Вы знаете, Яна, вот такое сообщение из Калининграда, в принципе критика в адрес вообще широкого журналистского цеха: «Если бы официальные СМИ всегда говорили правду, то диванных экспертов никто бы не смотрел и не слушал». А вот к этому как относиться? Яна Лантратова: Есть суть в этой, конечно, критике, потому что в любом случае раскручиваются в том числе средства массовой информации, хотя сейчас через интернет раскрутка и через YouTube, TikTok идет очень активно. При этом смотря о чем, понимаете. О проблемах важно говорить, их важно не умалчивать. А раскручивать вот таких людей, когда мы показываем только негатив… Ведь про позитив неинтересно показывать, понимаете. Вот у меня добровольческая организация, 77 региональных отделений – ну неинтересно говорить про что-то доброе. А вот если трагедия какая-то произошла или то, за что отчислен Моргенштерн, – это показывают на всех каналах. Константин Чуриков: Яна… Оксана Галькевич: Понимаете, Яна (Костя, прошу прощения), дело в том, что и вот этот вот подростковый хайп, на чем обогащаются и зарабатывают многочисленные блогеры, рэперы и все прочие, то, о чем вы говорите, как работают некоторые средства массовой информации, – это все так или иначе опирается на некую человеческую пси-хо-ло-ги-ю, на психологию подростков, если мы говорим о молодежной аудитории. Они все равно ищут какой-то вот такой вот контент, а не тот, который предлагают официальные взрослые, так скажем. Яна Лантратова: Можно я вам расскажу о вот этом проекте «Онлайн-каникулы»? За него, участвуя в этом проекте, ребята могут выиграть iPhone 12, наушники, поездку из региона в Москву и посещение Кремля – такие крутые призы, что подростки приходят туда. Только знаете, какие у них задания? – пойди в музей города, найди определенную картину, опиши там биографию художника и креативно про это расскажи на видео, и много-много заданий. Вы знаете, какой результат после выполнения работ? Ребята начинают интересоваться культурой, образованием, творчеством и другими направлениями. Константин Чуриков: Ну это как у маркетологов, называется воронкой продаж, воронкой вовлечения. Яна Лантратова: С одной стороны, через хайповые вещи, такие как iPhone, крутые подарки, гаджеты и так далее, но через это мы учим ребят окунаться в культуру, творчество и тому подобное. Между прочим, вполне вероятно, что после этого они пойдут куда-нибудь в музей или прочитают какую-то книгу, про которое есть задание, или какое-то интересное место в своем городе, чем будут смотреть мусор в интернете. Оксана Галькевич: Подойдут к родителям и скажут: «Купите мне уже, оформите «Пушкинскую карту» наконец». Яна Лантратова: Да. Константин Чуриков: «Добавьте денег на «Пушкинскую карту»», потому что там 3 тысячи. Оксана Галькевич: Яна Лантратова, эксперт Совета при Президенте России по развитию гражданского общества и правам человека, правозащитник, основатель Союза добровольцев России. Спасибо большое. Константин Чуриков: Через несколько минут продолжим, будем выяснять, почему у нас в стране появились 1-е «Ы», 1-е «Я» классы. Это потому, что у нас с демографией хорошо, или школ не хватает? Спасибо.