Как обманывают доверчивых стариков

Гости
Александр Толмачёв
заместитель председателя Союза юристов Москвы, доктор юридических наук
Александр Теслер
врач-психотерапевт

Иван Князев: Семидесятилетняя жительница Магнитогорска отдала двум женщинам, обещавшим снять с нее порчу, более 2 миллионов рублей. Это уже не фокусы. Пенсионерка взяла деньги дома, сняла со счета. Мошенниц теперь разыскивает полиция.

Тамара Шорникова: Недавно появилась новая схема обмана: пожилым людям продают ненужные вещи, якобы спасающие от коронавируса, различные очистители воздуха и даже вакцины.

Как обманывают пенсионеров? Рассказывайте свои истории. Может быть, что-то, к сожалению, приключилось нехорошее с вами лично, с вашими родственниками, друзьями. Ну а мы будем спрашивать экспертов, как защитить себя и членов семьи.

Иван Князев: Первым на связь с нами выходит Александр Толмачев, заместитель председателя Союза юристов Москвы, доктор юридических наук. Здравствуйте, Александр Васильевич.

Александр Толмачев: Ребята, давно вас не видел. Привет! Все хорошо выглядите, молодцы!

Тамара Шорникова: Спасибо.

Иван Князев: Да, мы тоже рады вас видеть. Много у нас таких историй?

Александр Толмачев: Хотя я пока в гриппе весь, но через экран не заражу.

Давайте сразу по делу. Значит, это удивительно, но тема, которую вы сейчас затронули, она касалась меня еще больше 30 лет назад, потому что я сам был участником того, что называется «школа целителей», я сам там преподавал еще в советское время.

Так вот, могу сказать, что, конечно, обманщиков всегда была куча, толпа. Но есть государство и есть специальные структуры государственные, которые четко отделяют обманщиков, мошенников от правильных людей. Ну, например, тех же целителей, которые могут, если что, и порчу снять, но при этом быть сертифицированными и лицензированными.

Если вы не знаете, могу сказать, что, например, с 2016 года у нас в стране уже официально через Министерство труда введена профессия, уже такая нормальная профессия, как астролог. Ну, целители там уже давно находятся – с 1990 года. Так что ничего страшного нет. Другое дело…

Иван Князев: Подождите! Порчесниматель – официальная профессия у нас теперь? Вы на полном серьезе?

Александр Толмачев: Официально называется «целитель». Это у нас называется «целительство», да, совершенно верно. Только другое дело, что это бабушки так называют – «порчу снять». На самом деле там, конечно, дело не в порче, а, скорее всего, там какие-то заболевания. Ну неважно. Бабушкам так легче.

Понимаете, дело в том, что часть людей, к которым отношусь сам я, врачам не доверяют вообще. Я считаю, что медицина сегодня – это просто бизнес, как и юриспруденция, поэтому чем хуже людям, тем лучше юристам и тем лучше врачам. Поэтому, естественно, я врачам лично не доверяю.

Я доверяю народной медицине. Если я заболел, то я использую чеснок в нос, грубо говоря, имбирь с лимоном в рот и лимонный и малиновые чаи. Таким образом неделю потеешь… Знаете, если грипп не лечить, то он через неделю проходит, а если лечить – через семь дней. Например, я живу так. И многие люди, те же бабушки (я скоро тоже стану дедушкой), таким образом живут.

Когда мы пытаемся показать людям: «Ребята, нехорошо 2 миллиона нести каким-то непонятным людям за снятие порчи», – это неправильный подход. Надо сказать: «Бабушка, а вы сертификат проверили у этих людей? А они заплатят с этих денег налоги?»

Понимаете, какая штука? Вы как журналисты должны обучать наших бабушек, что надо делать в этой ситуации. Бабушка сама проверить не сумеет. На бабушку красивым глазом посмотрит какой-нибудь молодой человек – и ей кажется, что молодость вернулась. Понимаете, вот такая сегодня реальная жизнь. Она не только в нашей стране. И в Европе, и в Америке все то же самое.

Тамара Шорникова: Так, ну мы все-таки от себя, Александр Васильевич… Все-таки у всех своя позиция. Мы своим телезрителям посоветуем ходить к врачу, если чувствуете какие-то признаки заболевания. Это надежнее всего, на ваш взгляд.

Александр Толмачев: Я сегодня ходил к врачу. Врач говорит: «Чего ты ко мне приперся? Ты здоровый, как кабан». Я говорю: «Меня жена заставляет, потому что я кашлял, сморкался, чихал и так далее». Врач говорит: «Послушайте, вы же умный человек. Ну чем мы вам можем помочь? Хотите – пилюльку пососите», – и так далее.

Все умные врачи понимают, что это бизнес. Осмотр у врача – полторы тысячи рублей. Маленькая пилюлька стоит еще столько же. Понимаете, какая штука? Это бизнес.

Тамара Шорникова: Ну, видимо, просто ничего серьезного у вас не было, поэтому, действительно, зачем лишний круг наматывать.

Александр Толмачев: Нет-нет-нет. Неделю болел, как положено. Температура – 39. Все как положено. Понимаете, все по-честному. Но дело в том, что…

К чему я веду разговор? Если мы хотим четко разделить нашим людям понятие «здравоохранение» от понятия «медицинский бизнес»… А это совершенно разные вещи. Медицинский бизнес – это когда нам пытаются впарить какие-то таблетки, пилюльки, которые стоят хороших денег, либо из вашего кармана, либо за счет бюджета (все равно из нашего кармана).

А есть другая вещь. Есть так называемая природная медицина. Надо просто людей обучать, какую травку взять, какую мазь взять. Это стоит три копейки, а не триста рублей. Понимаете? Я думаю, что должна быть просветительская работа в первую очередь. Вот о чем надо говорить.

Тамара Шорникова: Александр Васильевич, давайте послушаем вместе нашу телезрительницу – Зинаиду из Волгоградской области. Здравствуйте, Зинаида.

Зритель: Здравствуйте.

Тамара Шорникова: Да, слушаем вас.

Александр Толмачев: Здравствуйте.

Зритель: У нас в Волжском ходят ребята молодые, лет по двадцать пять им. Приходят, звонят, говорят: «Мы проверяем газ, чтобы не взорвалось. У нас в городе сегодня был взрыв». Я говорю: «Да только проверяли». – «Нет, надо. Это внеочередная проверочка». Я запускаю. Я говорю: «Одного запущу, второго – нет. Второй, постойте там». Зашел он, сел. И у него что-то пикает. Я говорю: «Что вы хотите мне предложить?» – «Газоуловитель. А вентиляция у вас работает?» Я говорю: «Плохо, у нас вообще плохо работает». – «Вы взорветесь. Надо купить». Я говорю: «И сколько же тысяч?» Он говорит: «Одиннадцать». Я пошла, дверь открыла, говорю: «Выходи быстро отсюда, пока я милицию не вызвала!» В общем, выгнала их. Выхожу на улицу…

Александр Толмачев: Слушайте, Зинаида, вы замечательная женщина. Вы правильно поступаете, потому что никого в дом себе впускать не надо. Если газовик, то он и так…

Иван Князев: Вообще гнать надо было прямо веником их сразу, до того как обратились!

Александр Толмачев: Правильно.

Зритель: Вы понимаете, я сказала: «Сейчас я вызываю милицию и в газ позвоню». До меня они в другом подъезде женщине за 11 тысяч продали. Это что за безобразие? И ни милиция, ни полиция – никому ничего не надо. Надо подключить как-то, чтобы позвонили, чтобы милиция быстро могла определить их, внешность описать. А никто этим не занимается. Вот почему у нас так?

Александр Толмачев: Потому что у нас есть активные люди, такие как вы, Зинаида, и благодаря вам этих людей вычислят и накажут, отшлепают по заднице. Понимаете? 11 тыщ, конечно, не вернут, но другие люди будут покупать то же самое не за 11 тысяч, а уже за 15 тысяч, потому что дороже будет. Понимаете, какая штука? Но вы молодец!

Зритель: Даже не одна, а двое. Одна говорит: «Я вообще сыну не показываю, спрятала». А Людмила говорит: «Я купила за 11 тысяч».

Александр Толмачев: Ну, потому что ей мальчики понравились. Мальчики – хорошие продавцы, они торгуют товаром очень хорошо.

Тамара Шорникова: Спасибо, спасибо, Зинаида.

Иван Князев: Спасибо вам, Зинаида. Будьте внимательнее в следующий раз, никому не доверяйте.

Тамара Шорникова: Даже одного впускать не стоит.

Иван Князев: А если уж кто-то настойчиво что-то предлагает – ну, можно позвонить родным, я не знаю, у соседки спросить. Как минимум пригласить ее и вместе с ней что-то выслушать.

Давайте сразу еще Удмуртию присоединим к разговору, Александр дозвонился.

Тамара Шорникова: Слушаем.

Зритель: Вы слышите, да?

Тамара Шорникова: Отлично! Говорите.

Зритель: У нас, значит, новый вид обмана наша энергосбытовая компания придумала на фоне того, что коронавирус. Даже ходят… У меня два телефона, два адреса, но ни разу не позвонили: «Идем проверять электроснабжение». Номер лицевого счета… Я не могу дать данные. И они мне считают и считают, считают и считают – по тысяче в месяц. О как! У меня никто не прописан в доме…

Александр Толмачев: Послушайте, Александр, это старый вид обмана, нормально, все так делали. Все ресурсоснабжающие компании всегда делают так до первого звоночка – пока вы им в нос не сунете, что они не правы. Поэтому старый способ обмана, все нормально. А потом они извинятся и скажут: «Ой, извините, машинка неправильно посчитала». Ну или секретарша. «Секретарша была наказана, ее оштрафовали и уволили». Вот чем все закончится.

Обычная схема. Никакой тут какой-то удивительной технологии не существует. Почему вы говорите, что это новая? Это старая и давно проверенная схема.

Тамара Шорникова: Александр Васильевич, вы говорите о том, что с денежками в любом случае всегда приходится прощаться, если уж облапошили. А почему?

Александр Толмачев: Потому что я считаю, что врагов вообще у нас в мире не существует. У нас существуют учителя для всех для нас. Есть учителя, которые нас воспитывают таким образом, понимаете, отнимая у нас часть не нужных нам денег.

Кстати, если мы посмотрим Древнюю Русь, ну, например, IX, X, XI век, то у нас, у народа старорусского, что называется, у крестьянства, было даже поверье: если у тебя какое-то лишнее имущество появляется, то это имущество срочно надо отдать в мир нави, то есть в мир иной, в мир потусторонний. Таким образом ты избавляешь себя от проблем в этой жизни. Понимаете, какая штука? Это такая народная религия была у нас в те времена, даже когда христианство приняли при Владимире Красном Солнышке.

Так вот, ничего здесь удивительного нет. Фактически, как народ верит (в том числе мы можем доказать это), тем самым ты как бы откупаешься, ты совершаешь некое такое микрожертвоприношение.

Тамара Шорникова: Александр Васильевич, вы, пожалуйста, выздоравливайте…

Иван Князев: Александр Васильевич, я хочу узнать просто, как вы сами себя пытаетесь обезопасить от всех таких ситуаций? У вас личные какие-то рецепты есть? Вот вы человек, который много всего знает.

Александр Толмачев: У меня рецепт самый простой с детства. Рецепт номер один: надеяться можно только на своих родственников и на соседей, поэтому прежде всего дружить надо с соседями.

Второй рецепт: если ты вдруг заболеваешь или что-то с тобой не то происходит, то запомни, что спаситель для тебя – не врач, не лекарства, а только твой иммунитет. Поэтому для того, чтобы ты был здоров всегда, воспитывай этот самый иммунитет.

Поэтому третий рецепт: ведро холодной воды либо с утра, либо вечером на голову, понимаете, чтобы был холодный удар. И, извините, травки. Больше ничего. Если у кого-то уже возраст, как у меня, под шестьдесят, то еще можно пиявки. Все, больше ничего не нужно. Все остальное…

Тамара Шорникова: Понятно.

Иван Князев: Спасибо вам, Александр Васильевич. Александр Толмачев, заместитель председателя Союза юристов Москвы, был с нами на связи, доктор юридических наук.

Тамара Шорникова: Я сейчас начала листы проверять. У нас точно эта рубрика сейчас была, не медицина, не ее обсуждали? Нет, обсуждаем мошенничество, его разные виды. Почему мы доверяем? Как обезопасить себя и близких? Все это будем скоро обсуждать.

Иван Князев: Из Краснодарского края нам пишут: «Все, кому не лень, обманывают. Очень сложно вообще верить на всех уровнях: и на улице обманывают, и в учреждениях различных». Из Московской области пишет телезритель: «Мне часто звонят мошенники. Беседую вежливо, иногда издеваюсь над ними. Они не выдерживают, бросают трубку». «Авиакомпания меня обманула, – из Забайкальского края написал человек, - не возвращают деньги за рейс, который был отменен».

Тамара Шорникова: «Вас, ваших родных или знакомых обманывали?» – поинтересовались наши корреспонденты у жителей Бийска, Владивостока и Самары.

ОПРОС

Тамара Шорникова: Отлично!

Иван Князев: Без юмора, конечно, нельзя. Это как в истории – пришла SMS: «Мама, я сбил человека». В ответ мама: «Добивай свидетелей, приезжай домой, борщ греется».

Тамара Шорникова: По каким запятым, по каким нюансам, тональностям, маркерам распознать мошенника? Поговорим сейчас с врачом-психотерапевтом. Александр Теслер выходит к нам на связь.

Иван Князев: Здравствуйте, Александр Оскарович.

Александр Теслер: Добрый день.

Иван Князев: Я вот что хотел спросить. Тут у нас сейчас телезритель говорил в том материале, который мы показывали: «Наваждение навели». С точки зрения вашей профессиональной, с точки зрения врача-психотерапевта, это как? О чем речь идет?

Александр Теслер: Дело в том, что мошенники – это достаточно хорошие психологи. И воздействуют они на механизмы, которые практически всегда срабатывают. Они воздействуют на человеческую жадность. Когда человеку предлагают получить какую-то услугу за небольшие деньги, купить какую-нибудь вещь за меньшие деньги, чем она стоит, заработать много денег за короткий период времени, не вкладывая никакого труда, – это основной рычаг, которым действуют мошенники.

Именно поэтому возникают финансовые пирамиды, где люди хотят заработать. Чувствуют, что их могут обмануть, но пусть сначала им дадут деньги, а потом уже обманывают кого угодно. И жадность – это основной рычаг отъема денег.

А потом, когда человек понимает, что он не получил тех денег или той льготы, которую хотел бы получить, он начинает звонить в полицию и говорить: «Вот меня обманули. Это наваждение. Это цыганский гипноз». Хотя на самом деле нужно понимать, как учат нас с детского садика: бесплатный сыр бывает только в мышеловке.

И вообще, когда тебе ничего не нужно, а тебе что-то навязывают, ты должен понимать, что ты играешь в чужую игру. А когда ты играешь в чужую игру, ты всегда будешь в проигрыше, потому что ты играешь по чужим правилам – раз; и два – всегда правила игры по ходу игры меняются. И ты будешь в проигрыше, в первую очередь финансовом.

Тамара Шорникова: Давайте послушаем вместе телефонные звонки. Юрий, Пермь.

Зритель: Да-да.

Тамара Шорникова: Да, слушаем.

Зритель: Я хотел тоже сказать. У нас тут по подъездам ходили мошенники, тоже предлагали, короче говоря. Бабушку на 11 тысяч, конечно, хорошо…

Тамара Шорникова: Мошенников-то поймали?

Зритель: Здравствуйте. У нас тут тоже был случай…

Тамара Шорникова: Мы историю слышали, Юрий. Концовка интересна.

Зритель: Ну, поймали, да, задержали. Они, оказывается, из другого города приехали, она из Челябинска. Вот такие дела.

Тамара Шорникова: Ну хорошо.

Зритель: Они были из другого города. И еще могу случай рассказать. У нас тоже бабушка, она не ходит. Значит, пришли двое – он и она – проверять газ. Пока та ходила с молодым человеком на кухню, эта мадам у нее пенсию украла. А я как раз от мамы шел, вижу – милиция работает. Я говорю: «А что у нас случилось?» – «Так вот, у меня пенсию украли». Хотя объявления никакого не было. Понимаете? Они знают, где что находится, оказывается. Она вот так поступила. Потом без пенсии осталась.

Тамара Шорникова: Да, страшно. Спасибо за ваши истории.

Александр Оскарович, понятно, что у всех разная степень доверчивости. Но, чтобы обезопасить себя, можете подсказать, на что следует обратить внимание в разговоре, в речи, в поведении? Что может намекнуть на то, что перед вами мошенники?

Александр Теслер: Вы понимаете, успешный мошенник замечательным образом входит в доверие. Раньше это так и называлось – «мошенница на доверии». А неуспешный мошенник ходит по подъездам, его ловят и бьют. Это естественный отбор среди мошенников, что называется.

Уже 40 лет всем по радио, по телевидению, в газетах пытаются донести: не впускайте чужих людей в дом! Предварительно звоните. Ну нечего чужим людям делать у вас в доме. Перезванивайте в домоуправление… Или как это нынче называется? В первую очередь будьте сами бдительны. Потому что полиция примет у вас заявление и скажет: «Да, мы одну банду поймали, теперь будем ловить эту». И говорят: «Какая хорошая полиция! Приняла заявление».

Но на самом деле спасение утопающих – все равно дело рук самих утопающих. Ждать, когда к тебе приплывут и спасут тебя – это проблематично. Очень вас прошу… Сейчас тревожные времена. Постарайтесь чужих людей в дом не впускать, разговаривать через цепочку или по телефону. Не давать телефон, не давать свои координаты, не давать реквизиты паспорта, карточек. Потому что получается, что все наступают на одни и те же грабли и подкармливают мошенников.

Иван Князев: Ну, мошенники ведь тоже знают, к кому идти. Получается, что пенсионеры, пожилые люди более доверчивые. Ведь так?

Александр Теслер: Пожилые люди? Во-первых, им нечего делать. Во-вторых, у них есть хоть какие-то накопления, потому что пенсионеры – люди из прошлого века, и поэтому есть какая-то заначка. А так как пенсионерам предлагают довольно выгодные предприятия – купить какие-нибудь прекрасные вещи, которые стоят в два раза дешевле, которые совершенно случайно… «вот только вам, и никому больше», – и пенсионеры с большим удовольствием ведутся на эту удочку. Так что я думаю, что людей, которым за 60, за 70, их уже столько раз обманывали. Ну, в очередной раз их обманут, если они не хотят сами себя защищать.

Тамара Шорникова: У нас сейчас уровень доверия растет или падает? Как влияет на нас весь этот сумасшедший дом, который сейчас происходит в нашей жизни?

Александр Теслер: Дело в том, что сейчас растет уровень доверия к мошенникам, судя по этой передаче.

Иван Князев: Спасибо вам.

Тамара Шорникова: И мы в этой передаче надеемся, что как-то повлияем, и этот уровень доверия снизится, в том числе рассказывая о разных эпизодах. Спасибо. Александр Теслер, врач-психотерапевт.

Вот еще буквально несколько SMS. Москва: «Позвонили по телефону о бесплатной проверке суставов в медцентре. Пошел. Выставили счет – больше 100 тысяч рублей. Еле вырвался. Сказали: «Не думаете о своем здоровье».

Иван Князев: Московская область: «Повесили на двери в подъезде список должников ЖКХ. И я там есть. А у меня-то долгов нет, я точно это знаю».

Кстати, меня тоже недавно обманули, судя по всему. Мне в Instagram периодически в комментариях к фотографиям присылают: «Помогите! Больной ребенок». Я перевел 500 рублей. Но, судя по всему, думаю, что это тоже были мошенники. Наивный!

Тамара Шорникова: В общем, будьте бдительными. Смотрите нашу передачу чаще, мы плохого точно не посоветуем.