Как поступить в колледж, если балов не хватает, а на платное обучение нет денег?
https://otr-online.ru/programmy/segodnya-v-rossii/kak-postupit-v-kolledzh-esli-balov-ne-hvataet-a-na-platnoe-obuchenie-net-deneg-61839.html
Тамара Шорникова: Зрители пишут, вот одна из историй, спрашивают: «Как поступить в колледж, если нет денег на платное обучение?» Мама одна воспитывает троих детей. Один из них – девятиклассник. Многодетной семье положены льготы при поступлении, но в колледжах не устраивает низкий балл ребенка в аттестате. Платное обучение – 140 тысяч в год – семья позволить себе не может, так как живет на пенсию в 23 тысячи.
Сколько бюджетных мест предусмотрено в российских колледжах в этом году? Какой конкурс? И во сколько обойдется обучение, если баллов не хватило? Будем прямо сейчас обсуждать.
На связи с нами Владимир Блинов, руководитель Центра высшего и среднего профессионального образования Российской академии образования. Здравствуйте.
Владимир Блинов: Добрый вечер, Тамара. Добрый вечер, уважаемые телезрители.
Тамара Шорникова: Владимир Игоревич, давайте сначала с бюджетными местами разберемся. Сколько их в российских колледжах в этом году? Как эта величина отличается от прошлого года? Больше стало бюджетных мест? Меньше?
Владимир Блинов: Здесь ситуация, в общем-то, такая, что контрольные цифры приема планируются субъектом Российской Федерации. И обычно закладывается примерно 50–60% от общего количества выпускников девятых классов как раз на те самые контрольные цифры приема, чтобы всех обеспечить бесплатными местами. Но при этом есть еще прием на базе одиннадцатых классов, который, если они показывают высокие результаты, должны также получить бюджетные места. И делается это еще и в соответствии с теми перспективными потребностями в кадрах, которые существуют в данном субъекте Российской Федерации. При учете этих слагаемых и получаются контрольные цифры приема.
Тамара Шорникова: Если говорить о льготных категориях, то кто может рассчитывать на поступление на бюджет по отдельной схеме, скажем так?
Владимир Блинов: Здесь ситуация такова, что, вообще говоря, среднее профессиональное образование – это тот уровень профессионального образования, который является общедоступным. Поэтому, в принципе, закладывать отдельно для каких-то категорий – в общем-то, это не везде делается, просто смысла в этом нет, поскольку даже ощущаются и недоборы. То есть в некоторых колледжах не удается добрать то плановое количество детей, которые должны прийти учиться на бюджетные места. Ситуация не такая, как в вузах.
Но при этом надо понимать, что есть дефицитные учебные места по тем специальностям, которые сегодня в фаворе, которые всем нравятся, и есть, скажем так, такие профессии, которые не сильно у наших старшеклассников сегодня востребованы.
Тамара Шорникова: А что сегодня в фаворе, Владимир Игоревич?
Владимир Блинов: Ну, конечно, информационные технологии.
Тамара Шорникова: IT?
Владимир Блинов: Совершенно естественно. Это особый бум. На втором месте, наверное, у нас находятся сегодня специальности, так сказать, гуманитарного плана, они традиционно всегда пользуются высоким спросом: это и юридические, и, естественно, экономические, социальная работа очень многих интересует. То есть я бы сказал так: там, где, в общем-то, действительно кажется, что есть какая-то такая могучая перспектива для дальнейшего трудоустройства и развития.
Тамара Шорникова: Звонок сейчас обязательно примем, но, пока не ушли от темы… Владимир Игоревич, если есть очевидно дефицитные специальности, востребованные сейчас, и государство говорит: «Нам нужно больше таких специалистов», – и есть те, по которым недобор, то как часто колледжи пересматривают количество вакансий на тех или иных специальностях? Почему не увеличить набор на тех самых популярных, чтобы больше детей могли прийти туда? Это же и колледжам выгодно. Там же тоже, наверное, как и в школах, подушевое финансирование и так далее.
Владимир Блинов: Ну давайте, Тамара, просто представим эту ситуацию. Все хотят идти, например, в правоохранительную деятельность, но кадровый потенциал ведь, как говорится, не резиновый. И если потребность, например, 100 человек, а мы, видя, что всем это очень интересно, набрали 300, то это значит, что мы создали уже некую тревожную ситуацию через три года, потому что мы просто не трудоустроим 200 человек. То есть тоже так делать нельзя. Какой-то небольшой зазор есть, да. Открываются платные группы – ну, одна-две. Может быть, в регионе есть несколько частных колледжей, которые также ведут прием по этому принципу.
Но все-таки надо количественные показатели согласовывать с реальной потребностью, иначе, решив легко проблему сегодняшнего дня, мы обретем очень серьезную проблему, так сказать, перекоса в кадровом обеспечении в ближайшие три-четыре года.
Тамара Шорникова: Хочется просто понять: а эту потребность, эту потенциальную проблему действительно кто-то просчитывает? Или цифры, как были, условно, пять-десять лет назад, цифры набора, такими и остаются, а увеличиваются только платные группы, потому что об этом думают – о заработке?
Владимир Блинов: Вы знаете, безусловно, любой колледж думает о заработке. То есть сохранять свою финансовую устойчивость и стабильность – это важно.
Второй момент. Ну, даже если мы с завтрашнего дня очень захотим выпускать по какой-то новой специальности, но у нас нет ни оборудования, ни кадров… А освоение колледжем новой специальности – это, вообще говоря, очень серьезный, длительный и дорогостоящий процесс. Поэтому колледжи действительно находятся в сложном положении, когда, может быть, проще открыть еще дополнительно платную группу и как бы сбалансироваться.
И государственные программы сегодня и по новым мастерским, по обновлению, они в том числе направлены на переориентацию колледжей на наиболее востребованные профессии. Мы не увидим в этих мастерских вот тех специальностей, которые пользуются высокой популярностью, но менее востребованные. То есть помощь государства в развитии кадрово-технической и кадровой базы, конечно, идет в сторону именно тех профессий и специальностей, которые востребованы рынком труда.
Тамара Шорникова: Давайте послушаем вместе телефонные звонки. Сначала – Андрей, Белгород. Здравствуйте.
Зритель: Здравствуйте. Белгородский индустриальный колледж, отправили ребенка на обучение в этом году, на платный факультет. Колледж готовит замечательных специалистов, которых у нас очень не хватает в стране, это ребята строительных специальностей. Сколько же стоит обучение нашего ребенка? 70 тысяч в год. То есть это где-то месячная зарплата папы и около двух месячных зарплат мамы. Дальше. Комиссия за оплату составила 2 тысячи рублей.
Тамара Шорникова: Комиссия?
Зритель: Да. Совершенно непонятно, кому комиссия дается, тем не менее 2 тысячи рублей. В общем-то, все.
Тамара Шорникова: Андрей, а на бюджет поступить по этой же специальности? Какой конкурс был? Рассматривали возможность?
Зритель: Ой, вы знаете, да, рассматривали, но папа, как всегда, не в курсе, поэтому прощения.
Тамара Шорникова: Понятно. Зато папа хорошо считает. Спасибо за ваши реальные цифры.
Валентину из Новосибирска давайте еще послушаем.
Зритель: Здравствуйте. Валентина Николаевна, город Новосибирск. У меня внук в прошлом году поступил в колледж имени Косыгина на факультет программирования. Было 16 человек на место. У них бюджетных мест нет вообще в колледже, поэтому все только платное. В прошлом году было где-то около 60 за обучение, а в этом году уже поднимается: 23 за семестр, потом еще два раза, то есть где-то будет 75, около 80 тысяч в год. Единственный вопрос такой, конечно, хотелось бы задать. Ребенок наполовину сирота, то есть папы нет, умер, а мама одна, у нее заработная плата – 18 200. Вот очень сложно ребенку учиться, конечно, находить эти деньги.
Тамара Шорникова: А каким образом находятся? Потому что серьезная сумма.
Зритель: Как находятся? Я, бабушка, помогаю. Ну, все помогаем. Единственное, что у него еще есть пенсия по потере кормильца – 10 тысяч. Вот эти деньги, конечно, выручают, но они выручают, чтобы проплачивать, а питаться, одеваться и все остальное, получается, сложно.
Тамара Шорникова: Да, Валентина, спасибо вам за вашу информацию.
Вот еще один пример. Стоимость обучения в колледжах Уфы: стоматолог-ортопед – 106 тысяч; лечебное дело – 90; сварщик-кровельщик – 81 (это все средние значения, естественно); парикмахер – 75. При этом средняя зарплата в Башкирии – чуть более 47 тысяч. Но это, конечно, такая средняя температура по больнице. Понятно, что меньше.
Как формируются цены? Пока по сообщениям, которые приходят к нам, по звонкам кажется, что с большим трудом люди находят деньги. И наверняка много тех, кто их все-таки не находит.
Владимир Блинов: Ну, во-первых, государство обозначает минимальную цену. Минимальная цена ежегодно просчитывается в зависимости от того подушевого норматива, который в этом году сложился. У нас ведь очень разные регионы федерации, то есть в Москве такой норматив составляет 140 тысяч, соответственно, в Белгороде – вдвое меньше, и так далее. То есть это та сумма, которую выделяет на обучение человека в СПО государство. И цена платной программы не может быть ниже, это правило. Ну, многократно сталкивались с недобросовестными, скажем так, исполнителями. Они набирали на дешевые программы, а в результате там ничего, в общем-то, не давали. То есть цена ведь определяется реальными затратами.
Вот мы даже сейчас на экране видим как раз строительно-монтажные, обшивочно-каркасные работы. Это дорого. Это и дорогие мастера, и дорогое оборудование, и расходные материалы. Это немалые затраты. Если все это просуммировать, посчитать, то, конечно, вот эти 70 или 140 тысяч в Москве – это будет минимальный порог, потому что программу нельзя сделать дешевле, иначе это будет профанация.
Есть колледжи, да, которые успевают еще сделать какую-то свою наценку, и тоже в зависимости от условий. У нас две трети колледжей находятся не в больших городах, а в малых городах и в сельской местности – и это добавляет на самом деле сложностей, повышает расходные части. Как правило, кстати сказать, в сельской местности и не реализуются платные программы, поскольку платежеспособный спрос, так сказать, там достаточно низок и там есть свои особенности.
Но я хочу подчеркнуть: у всех детей есть альтернатива. Если мы говорим о завершении девятого класса, то если уж совсем не нашлось ни одной профессии, специальности, которая удовлетворяет интересам, у ребенка есть альтернатива – совершенно бесплатно пойти снова в школу. Такой вариант есть.
Можно пойти не на специальность, а на профессию, начать свой трудовой путь, так сказать, не сразу со специалиста среднего звена, а получить какую-то профессию, так сказать, взять старт более низкий. И никто не запрещает потом вернуться. Потому что речь идет прежде всего о детях, у которых низкие результаты, которые не прошли по конкурсу.
Тамара Шорникова: Хочется понять просто… Завершающий вопрос, наверное. Безусловно, дорогостоящее оборудование, должны получать хорошую зарплату преподаватели. Но при этом у государства есть определенные интересы. Мы много говорили о дефиците, например, работников той же строительной отрасли. Насколько разумно выставлять вот такие минимальные цены, если мы хотим получить как можно больше специалистов в этой отрасли?
Владимир Блинов: Тамара, про какой регион идет речь? Потому что если мы посмотрим на некоторые регионы, то там не могут набрать детей на архитектуру, на все строительные профессии (и отделочные, и каменщики), все в дефиците, на дорожное строительство. Дети просто не хотят туда идти. В других регионах это, оказывается, дефицитнейшие профессии. И здесь, понимаете, надо, конечно же, в каждом конкретном случае смотреть на тот рынок труда, который окружает конкретный город, конкретное село, конкретный колледж.
Тамара Шорникова: Спасибо. Владимир Блинов, руководитель Центра высшего и среднего профессионального образования Российской академии образования.
Послушаем телефонный звонок. У нас на связи сейчас Сергей, Тверская область. Здравствуйте. Сергей?
Зритель: Добрый день.
Тамара Шорникова: Да, вы в эфире.
Зритель: Здравствуйте, добрый вечер. У меня как бы вопрос. И хотелось бы задать Сергею Блинову, наверное… ой, Владимиру Блинову.
Тамара Шорникова: У нас на связи будет еще один эксперт. Возможно, он сможет прокомментировать.
Зритель: По поводу… Вот у меня дочка, мы живем в Тверской области, дочка хотела поступить в Москву на бюджетное образование, на IT-технологии какие-то. Но нам сказали: «Чтобы поступить на бюджет в Москву, нужно, чтобы была или временная регистрация именно города Москвы, или прописка». Мы являемся гражданами Российской Федерации. Как нам в этом случае быть?
Тамара Шорникова: Как раз я думаю, что Александр Добряков, начальник Управления профессионального образования и науки Департамента образования и науки города Москвы, сможет прокомментировать. Здравствуйте, Александр Анатольевич.
Александр Добряков: Здравствуйте. Здравствуйте, Тамара. Здравствуйте, уважаемые коллеги.
Тамара Шорникова: Слышали вопрос из Тверской области? Хотят поступить на информационные технологии в колледж московский. Требуют регистрацию московскую. Все мы граждане одной страны. Насколько это правомерно?
Александр Добряков:Вы знаете, у нас существует действующее законодательство в стране. Конечно, все могут поступить и приехать. Но существует определенный порядок, который требует оформления по месту пребывания в Москве, и ничего сложного в этом нет. А каждый колледж принимает исключительно строго в соответствии с действующим законодательством. Пожалуйста. Я не думаю, что здесь вопросы какие-то должны возникнуть.
Тамара Шорникова: Вот любопытный комментарий…
Зритель: Да-да.
Тамара Шорникова: Коротко ремарка. Тут же поступает комментарий: «На бюджет требуют регистрацию, а вот платно – в списке документов не значится, можно и без нее обойтись».
Александр Добряков: У нас на бюджет поступление идет через Портал государственных услуг города Москвы, то есть заявление на бюджет подается через портал mos.ru. Соответственно, на портале mos.ru есть определенный набор документов, которые необходимо сдать. Это процедура, которая совершенно несложная, и она не требует, допустим, регистрации по месту жительства.
И надо сказать, что московские колледжи… Я сейчас с интересом слушал коллегу, который говорил про дефицит поступающих в региональные колледжи. Я хотела сразу сказать, что в московских колледжах обратная ситуация: у нас существует очень большая очередь желающих поступать и на бюджет, и на небюджет. И у нас есть специальности, на которые есть конкурс – 10 и выше человек на место.
Совершенно разные специальности: и информационные технологии, и вопросы, связанные, например, с пожарной безопасностью, и специальности, связанные с обслуживанием двигателей, и специальности, связанные… Колледж полиции у нас очень популярен. Строительные, сфера услуг. Везде есть дети, которые хотят получить рабочую профессию и работать в московской экономике.
Тамара Шорникова: Понятно. Если говорить о наплыве абитуриентов, в целом в этом году отмечаете больший интерес к обучению в колледже? Или, в общем-то, это такая уже долгая тенденция, примерно один и тот же набор каждый год?
Александр Добряков: В Москве примерно один и тот же набор каждый год. Контрольные цифры приема каждый год коррелируются в зависимости от востребованности специальностей. Мы очень тесно работаем с органами исполнительной власти, которые отвечают за те или иные направления, и обязательно запрашиваем у них потребность в тех или иных отраслях московской экономики, для того чтобы скорректировать цифры приема. Мы ведем, соответственно, мониторинг этой востребованности и корректируем каждый год цифры в зависимости от того, какие профессии более востребованные.
Тамара Шорникова: Минимальная сумма, которую нужно будет заплатить родителям, если они хотят учиться на платном в московском колледже?
Александр Добряков: Ну, в Москве есть цифры бюджетного финансирования: 130 тысяч – норматив на реализацию образовательной программы. Это и есть минимальная цифра, которая базовая для поступления на внебюджетные места. Дальше многое зависит от того, как ребенок будет обучаться, поскольку есть колледжи, которые могут учитывать успехи ребенка или какие-то другие нюансы и дальше, соответственно, корректировать стоимость его обучения.
Коллега говорил… Вот есть норматив – 130 тысяч на реализацию образовательной программы, бюджетной. И для того чтобы услуга была аналогичной, такая же стоимость и внебюджетная.
Тамара Шорникова: Давайте послушаем Маргариту, Санкт-Петербург на связи. Здравствуйте.
Зритель: Добрый день.
Тамара Шорникова: Да, слушаем вопрос.
Зритель: Вопрос у меня звучит следующим образом. Ну, это скорее мысли вслух. Я готова поддержать вас. Вы высказали точку зрения о том, что необходимо применять гибкое финансирование в подготовке определенных профессий, которые востребованы в нынешнее время в Российской Федерации.
Мы все время говорим о колледжах, а ведь у нас… Я 1961 года рождения. Соответственно, получала образование в то время. У нас были технические училища, профессионально-технические училища и техникумы (вы их теперь называете колледжами). Действовала система заказа, то есть у нас путевку от определенного предприятия получали дети, ребята, подростки, которые обучались в соответствующих учебных заведениях. И платили за них, получается, финансировали именно те предприятия, которые заказывали подготовку определенных специальностей.
Вы только что говорили о том, что обучение каждого стоит определенных денег. При этом, если то или иное предприятие закажет указанные профессии, то оно сможет получить себе этих сотрудников. На сегодняшний момент можно посчитать, сколько стоит оплата определенного мигранта, которого приглашают сюда для выполнения той или иной работы. Если сравнить эти цифры, то они сопоставимые. Я говорю, абсолютно зная эту специфику.
Так может быть, пойти этим путем? Потому что совсем недавно, буквально дня три-четыре назад, я слышала очень не понравившееся мне выступление одного из наших министров, который сказал, что, так сказать, работники из Корейской Народно-Демократической Республики работают лучше, чем российские сотрудники.
Тамара Шорникова: Эффективнее. Не лучше, а эффективнее.
Зритель: Эффективнее. Ну, вы понимаете меня. Полагаю, что, наверное, все-таки стоит вкладываться в подготовку сотрудников, имеющих российское гражданство.
Тамара Шорникова: Маргарита, понятно, понятна ваша позиция.
Много ли сейчас таких предприятий, желающих вкладываться в будущих сотрудников?
Александр Добряков: Тамара, вы знаете, у нас каждый колледж имеет соглашение с будущими работодателями, с партнерами, которые предоставляют возможность для ребенка проходить на предприятии практику, чтобы ребенок сразу мог понимать, как и где он будет работать, с чем столкнется. Эти же колледжи выступают для колледжей в качестве консультантов по образовательным программам, по подготовке кадров. И они дальше принимают этих ребят к себе на работу. Таким образом, соответственно, конечно, большое количество предприятий московских, которые являются партнерами колледжей, помогают нам, что называется, чувствовать нерв экономики и корректировать подготовку студентов таким образом, чтобы они были в московской экономике востребованными.
Тамара Шорникова: А это предприятия из каких сфер? Хочется понять, кто сегодня такой… портрет ответственного бизнеса в стране.
Александр Добряков: Вы знаете, московский бизнес – он весь ответственный. И здесь у каждого колледжа есть свои партнеры. Если колледж развивает IT, то это IT-компании. Если колледж развивает транспорт, то это транспортные компании – как крупные (Московский транспорт, например, огромный работодатель), так и компании меньшего масштаба. Это компании… В роли подобных партнеров могут выступать ассоциации – например, Ассоциация рестораторов, которая взаимодействует с колледжами из сферы услуг. Это московские отели. Это, конечно же, московские предприятия, предприятия «Ростеха», предприятия, связанные с промышленностью.Ну, тот же самый завод «Москвич», который в Москве сейчас активизирует свою деятельность, и он тоже взаимодействует с нашими колледжами.
Поэтому здесь нет какого-то одного или двух предприятий, поскольку колледжи охватывают все сферы экономики. И в каждой сфере экономики должен быть такой партнер, который помогает корректировать образование так, чтобы ребенок был востребован, ведь мы же будущее ребенку даем.
Тамара Шорникова: Александр Анатольевич, вот еще одна SMS, из Омской области, тоже такой крик души: «В медицинские колледжи не поступить, а врачей не хватает от слова «вообще». И нигде их не хватает». Ваш взгляд на решение этой проблемы? Как все-таки соблюсти баланс, чтобы у колледжей были абитуриенты, чтобы они могли зарабатывать, платить достойную зарплату преподавателям, и чтобы при этом государство закрывало все-таки дефицит в определенных сферах с помощью своих молодых и перспективных специалистов?
Александр Добряков: Я думаю, что здесь… У меня ответ будет очень простой. Я думаю, что здесь можно использовать… Мы готовы коллегам из регионов показывать московский опыт, который заключается в том, что, первое, очень тщательно анализируем потребности рынка, привлекая к этому все отрасли власти, все органы исполнительной власти. Второе: у каждого колледжа должен быть обязательно партнер и будущий работодатель студентов, который помогает в организации обучения, помогает организовать практическую часть и дает возможность ребенку прийти и…
Тамара Шорникова: Но у больниц же нет на это денег. Это же не крупная IT-компания или Ассоциация рестораторов.
Александр Добряков: Вы знаете, я не могу сказать, что зарплата врача является маленькой. Если вы посмотрите на зарплаты врачей в Москве, то это очень достойные зарплаты. Ну, за тот огромный труд, который, соответственно… ну, труд врачей достойно у нас оплачивается.
Тамара Шорникова: В Москве, да. Важное уточнение.
Спасибо. Александр Добряков, начальник Управления профессионального образования и науки Департамента образования и науки города Москвы.
Буквально через несколько секунд поговорим уже о продовольственной безопасности. Что у нас будет с урожаями? ООН грозит миру голодом. Как его избежать?