Как развивать лёгкую промышленность. Проблемы и инновации в отрасли
https://otr-online.ru/programmy/segodnya-v-rossii/kak-razvivat-legkuyu-promyshlennost-problemy-i-innovacii-v-otrasli-46366.html Марина Калинина: Здравствуйте! Я – Марина Калинина. Это рубрика «Промышленная политика». Как всегда по вторникам в это время, в 14:30 по Москве, мы рассказываем о российских предприятиях, показываем сюжеты о них, показываем продукцию, которую они производят, показываем людей, которые там работают.
И сегодня поговорим о легкой промышленности в нашей стране. К сожалению, редко мы о ней говорим. Но когда выдается такая возможность, то это всегда очень приятно, потому что у нас уже есть предприятия, которые производят и одежду, и обувь, и так далее.
И сегодня в качестве примера – научно-производственная компания BASK. Производит эта компания одежду и снаряжение для спорта, путешествий, активного отдыха, причем даже для любителей экстрима. Расположена компания в Москве. Ну, впрочем, все подробности узнаем из сюжета, из репортажа.
У меня сейчас на связи Андрей Разбродин, председатель Комитета Торгово-промышленной палаты России по предпринимательству в текстильной и легкой промышленности. Андрей Валентинович, здравствуйте.
Андрей Разбродин: Добрый день.
Марина Калинина: Надеюсь, что у нас закончатся технические проблемы и к нам присоединится Владимир Богданов – это как раз генеральный директор компании BASK.
Ну давайте пока посмотрим с вами сюжет, а потом начнем обсуждать эту тему.
СЮЖЕТ
Марина Калинина: Вот такой получился сюжет. Андрей Валентинович, мы все ждем, когда к нам Владимир Федорович присоединится. Ну давайте начнем обсуждать эту тему.
Вообще много ли на сегодняшний день в России предприятий, которые такую продукцию производят?
Андрей Разбродин: Вы имеете в виду какую продукцию? Высокотехнологичную, достаточно современную и качественную?
Марина Калинина: Да, да, да.
Андрей Разбродин: Да, сегодня уже немало таких предприятий в разных отраслях, в подотраслях, которые производят суперсовременную продукцию, качественную, отвечающую всем современным требованиям, – и не только в области специализированной одежды, в которой работает фирма BASK, но и в ряде других подотраслей. То есть это и кожа, и нетканые продукты, и разные другие типы одежды, в том числе и чулочно-носочные изделия, и нижнее белье, и так далее.
Марина Калинина: А вот такой акцент именно в развитии научного подхода к пошиву именно пуховых таких изделий – насколько он распространен?
Андрей Разбродин: Ну, скажем так, сегодня уже в современном мире без такого подхода становится работать и конкурировать все сложнее. К чести фирмы BASK можно сказать, что в значительной степени по причине того, что это люди, как говорится, из старого Физтеха…
Марина Калинина: Ну да, я уже поняла, когда была там.
Андрей Разбродин: Там изначально был такой подход. И эту фирму всегда отмечало именно желание к высокотехнологичным вещам, к очень современному движению, что называется, даже впереди паровоза по некоторым вопросам. О том, что не характерно до этого года было для отрасли в целом, в фирме BASK уже об этом думали и реализовывали.
Поэтому они в этом направлении и являются лидерами. Как говорится, в их куртках в том числе и президент, и министр обороны наши не раз появлялись на телевизионном экране. Так что это можно только поддерживать и приветствовать. Поэтому они в своем направлении – лидеры.
Марина Калинина: Ну хорошо. Значит, президент не замерзнет. Мы спокойны.
Владимир Федорович, вы нас слышите? Здравствуйте.
Владимир Богданов: Да, здравствуйте.
Марина Калинина: Хорошо, что вы к нам присоединились. Напомню, что это Владимир Богданов, генеральный директор как раз компании BASK. Владимир Федорович?
Владимир Богданов: Да, здравствуйте.
Марина Калинина: Здравствуйте еще раз. Хотелось бы узнать… Мы уже с Андреем Валентиновичем начали беседу, пока вы к нам присоединялись. Вообще как появилась такая идея – создать именно это производство, ну, изначально?
Владимир Богданов: Да, уникальное производство в Москве. Во-первых, оно 1 800 метров. Поскольку мы 30 лет уже существуем на рынке, мы четко понимали, что нам нужно, для чего мы все это создаем…
Марина Калинина: Нет, а с чего все начиналось? Почему вы вообще решили это все создать? Ну, не пошив ботинок, я не знаю, не пошив белья постельного, а именно вот это.
Владимир Богданов: Мы сами ходили в походы 30 лет назад. И когда началась перестройка, нам пришлось как-то зарабатывать. И единственное, что могли делать, кроме физики, – это пуховки, рюкзаки, спальники и палатки. Мы этим и занялись. Почему мы сделали производство? Ну, так логика уже тридцатилетней работы привела к тому, что пришлось создавать такую цифровую фабрику.
Марина Калинина: Ну понятно. В общем, вы долго развивались, но начали с себя.
А как обстоят дела с конкуренцией, с тем же Китаем, о котором мы постоянно говорим, что возят они нам свои пуховики, которые очень некачественные? Я думаю, что это вопрос к вам, Владимир Федорович, и к вам, Андрей Валентинович. Вот что на рынке сейчас происходит? Потому что китайскими товарами завалено практически все.
Владимир Богданов: Сейчас многие компании, которые выпускают в Китае, и российские марки, и крупные фирмы, они хотели бы производить пуховые куртки в России. Но, к сожалению, специализированных производств нет. Есть проблемы с регулированием у нас в России. И мы, может быть, одна из немногих фирм, которая умеет производить пуховые изделия, поэтому мы не ощущаем конкуренции, особенно в сверхтеплой одежде.
Марина Калинина: Андрей Валентинович, но все-таки китайские товары… вот нам даже пишут наши телезрители, что они дешевле. В этом плане как бороться с этой вещью – с ценой? Ну понятно, что если производство высокотехнологичное…
Андрей Разбродин: Давайте начнем с того, что когда цена является единственным мерилом для покупки товара…
Марина Калинина: Но это немаловажная вещь тоже, согласитесь.
Андрей Разбродин: …то это не характеризует рынок как цивилизованный, потому что мы сравниваем несравниваемые вещи. Все-таки должны быть… Вот то, о чем говорил Владимир: должно быть современное регулирование. То есть должна быть система стандартизации и сертификации на соответствие техническим условиям – то есть показатели качества. И тогда мы будем сравнивать сравниваемые вещи.
Я вам просто могу сказать, что… Вот когда был сюжет, мы смотрели, и там пух был. То есть рассматривали: дикие утки, белый гусь, серый гусь. Это элитные пуха. То, что сегодня мы получаем из Китая, на 90% получаем с пухом утки. Это совершенно другой пух. У него и размер кластера другой, и жирность другая, и качественные показатели, и срок жизни у него другой, и загрязненность у него совершенно другая. То есть он отвечает совершенно другим параметрам. Пекинская утка – это основа, скажем так, китайского стола…
Марина Калинина: Ну да.
Андрей Разбродин: …поэтому перо белой пекинской утки в Китае почти что, можно сказать, не стоит. То есть это такая остаточная цена в значительной степени. По этой причине, конечно, изделия из такого пуха будут несколько дешевле. А особенно если еще учитывать протекционистскую политику китайских властей при экспорте определенных видов изделий.
Поэтому, конечно, если мы не сделаем правильную систему регулирования, то мы всегда будем иметь вот недобросовестную (назовем ее так) конкуренцию, когда сравнивают по качеству совершенно разные товары, а сравнительной характеристикой является только цена.
Мы об этом много говорим. У нас, в принципе, есть с фирмой BASK определенные идеи, как дальше двигаться в этом направлении. Есть у нас в России на самом деле те, кто занимаются производством пуха. Но поскольку система регулирования не выстроена современным образом, они не заинтересованы в том, чтобы перерабатывать пух максимально качественным способом.
Поэтому наша задача – добиться именно этого. Тогда можно будет в полном объеме производить пух на территории России и производить на территории России изделия уже, куртки с качественным пухом.
Марина Калинина: Давайте дадим возможность высказаться нашей телезрительнице, Александра нам дозвонилась из Москвы. Александра, здравствуйте.
Зритель: Здравствуйте. Я бы хотела поддержать нашу промышленность. Два года назад я купила куртку. У нас была выездная русская продукция, и были курточки. Очень красивая курточка голубого цвета. Я решила купить свою куртку, а не китайскую. И вы знаете, два года моей курточке – и она у меня как новая! Теплая такая. Я даже иногда выхожу, и мне знакомая говорит: «Ой, Саша, а ты где такую курточку купила?» Я говорю: «Как где? Это наша куртка, а не китайская».
Очень многие говорят так, я слышу: «Ну, дорого. А эта – подешевле». Но куртку-то мы покупаем не каждый день. Это же не питание. Курточку покупаешь на два-три года, а то и более. Неужели нельзя подкопить и купить нормальную хорошую нашу российскую курточку?
Марина Калинина: Спасибо вам большое за ваш звонок. Ну, вот такой вам комплимент.
Скажите, а какие требования нужно выполнять для того, чтобы производить пуховые изделия? Есть какой-то регламент? Какие сертификаты нужны? Насколько это все сложно? Владимир Федорович.
Владимир Богданов: Государство сейчас ужесточило требования к сертификации и тканей, и готовой продукции. Скажем, в 2019 году фирма BASK потратила 1 миллион 800 тысяч рублей только на сертификацию, проверку тканей и изделий. В 2020 году мы, наверное, потратим больше 2 миллионов. То есть со стороны государства – взять под контроль качество изделий.
Кроме этого, мы считаем, что и сами компании должны проверять и отвечать за качество своих изделий. Мы создали довольно оснащенную лабораторию и пользуемся этими данными, именно для того, чтобы правильно маркировать и создавать изделия. Это очень важно, особенно для альпинистских вещей.
Сейчас же Северный морской путь развивается, и было несколько НИОКР по развитию сверхтеплой одежды. Скажем, МЧС и Минпромторг проводили НИОКР по созданию сверхтеплой одежды. В общем-то, доказано, что если до минус 60, то нужно обязательно использовать пух, потому что синтетический утеплитель… Не получается сделать куртки для такой температуры из синтетического утеплителя.
Марина Калинина: То есть не держит он тепло, да?
Владимир Богданов: Потому что пух – он мягкий и более теплый. Просто если синтетика толстая, то не согнуть руки даже. Ну, неудобно носить толстые изделия. А пуховое изделие можно сделать 6 сантиметров, 8 сантиметров толщиной и обеспечить те температурные режимы, которые нужны.
Марина Калинина: Андрей Валентинович, ну смотрите. Для того чтобы полностью пройти эту сертификацию, достаточно дорого нужно за это заплатить. А государство как-то поддерживает такие компании? Может быть, какие-то субсидии, какие-то льготы, какие-то льготные кредиты? Вот что для этого делается, чтобы в России создавать, производить эту продукцию? Может быть, в планах что-то? Может быть, сейчас уже какие-то программы есть?
Андрей Разбродин: Ну, если мы говорим о прямой поддержке именно сертификации, то это на сегодняшний день никак не субсидируется. Это если мы говорим о внутренней сертификации.
Марина Калинина: Ну, сами производства поддерживаются каким-то образом?
Андрей Разбродин: Та сертификация, которая делается – это сертификация на соответствие требованиям технических регламентов, то есть это так называемая обязательная сертификация, прежде всего показателям безопасности, а не показателям все-таки в значительной степени качества. Поэтому когда Владимир говорил, то он говорил прежде всего об этих показателях для тканей.
А что касается показателей именно для наполнителя, например, то, к великому сожалению, это сегодня никак не стандартизовано. Я уже об этом говорил. Это не есть, как говорится, хорошо. То есть этим еще надо заниматься в значительной степени.
Марина Калинина: А в чем проблема-то? Почему не занимаются, если она лежит на поверхности? Ведь пух – это же… Ну как? Там могут быть какие-то микробы и так далее, и так далее. Это же птица, которая может болеть.
Андрей Разбродин: Ну, в данном ситуации я бы так сказал: это вопрос не ко мне, потому что я все-таки возглавляю и фирму свою, и общественную структуру, поэтому не мы принимаем решения. Мы об этом говорим постоянно, пытаемся обратить на это внимание. То есть сдвиги определенные в этом направлении есть, но пока конкретного результата, к сожалению, нет.
Что касается вообще поддержки отрасли, то на сегодняшний день, безусловно, с точки зрения поддержки, есть определенные программы, и они нашли отражение и в бюджете на следующий год, и по этому году. То есть было принято решение на совещании в мае месяце Владимиром Владимировичем Путиным. Так что сказать, что нас не поддерживают, нашу отрасль – это было бы неправильно. Программы эти потихоньку двигаются, развиваются.
Ну, хотелось бы, скажем так, чтобы объем инвестиций, объем этих средств был несколько больше, чем сегодня. Но я надеюсь, что мы все-таки покажем, наша отрасль покажет в ближайшее время, в том числе за счет этих мер, некие положительные моменты и в дальнейшем эти формы поддержки будут увеличены.
Марина Калинина: Владимир Федорович, пух у нас российский, насколько я поняла, когда общалась с вашими коллегами, а ткани – все-таки нет. В чем проблема? Неужели наши предприятия не могут эти качественные ткани изготовить?
Владимир Богданов: Ну, я думаю, что когда спрос будет и государство наше все-таки будет поддерживать именно создание производств… Просто это большие вложения. У нас в России уже есть хороший натуральный утеплитель, синтетический утеплитель, и мы уже не завозим сюда эти утеплители. А ткани, когда будет спрос, я думаю, что они появятся. Другое дело, что здесь без помощи государства не обойтись.
Марина Калинина: Андрей Валентинович, а что, нет спроса на ткани?
Андрей Разбродин: Ну, я бы сказал так: спрос, безусловно, есть, но мы с вами говорили о том, что сложилась определенная ситуация, когда большая часть такого товара, если мы говорим о куртках, все-таки у нас шьется не здесь, а завозится. Как только мы начнем процесс, увеличим объем производимого на территории России… А для этого нам для начала крайне важно разобраться именно с утеплителями, прежде всего с пухом и пером, с теми самыми пакетами, которые мы видели в сюжете. То есть – наладить их производство для разных фирм, для разного типа курток, разного объема наполнения и так далее. Будет меняться структура производства. То есть для начала будут ввозить полуфабрикат, а здесь он будет наполняться.
И сейчас эта проблема стоит очень остро. То есть большое количество фирм обращаются к нам в союз именно с желанием начать больше производства здесь, ищут возможности – и швейные возможности, и возможности наполнительные, и так далее. И следом появится спрос.
Хотя у нас есть предприятия, которые производят сегодня очень качественные виды тканей, которые сегодня ориентированы, как правильно Владимир сказал, на определенный спрос. Есть ткани, которые делаются и для «Газпрома», и для «РЖД», и для многих других. Весьма специализированные ткани со специфическими свойствами, пропитками и так далее.
Поэтому я абсолютно согласен, что как только будет немножко изменена логистика и появится другая структура спроса, наши предприятия способны уже сейчас начать, как говорится, выпуск аналогичных тканей.
Марина Калинина: Еще один звонок, Любовь из Московской области нам дозвонилась. Любовь, здравствуйте. Слушаем вас. Только, пожалуйста, очень коротко, потому что у нас времени совсем мало.
Зритель: Добрый день.
Марина Калинина: Да, здравствуйте.
Зритель: Я бы хотела… Алло.
Марина Калинина: Да-да-да, говорите.
Зритель: Добрый день. Я хотела бы поблагодарить компанию BASK за то, что они выпускают такую продукцию. Нам довелось в общей сложности шесть пуховиков поносить. Дети носили, муж носил. Мы жили на Крайнем Севере. Один пуховик до сих пор у нас жив и здоров. Производите такую продукцию! А мы будем рады российскому производству.
Марина Калинина: Спасибо вам большое. Вот видите, сколько вам сегодня комплиментов.
У нас буквально минутка остается, даже чуть меньше. По поводу кадров. Владимир Федорович, где вы берете кадры? Ведь не все хотят идти работать на производство. Как? Вы их где-то выискиваете или сами взращиваете?
Владимир Богданов: Идет постоянный набор швей. Самый больной вопрос – это швеи, механики, просто рабочие. Ну, понятна ситуация во всей легкой промышленности.
Хотел сказать женщине, которая звонила, что мы делаем, стараемся делать такие вещи, которые долго служат. И сейчас, конечно, такое время уже, что надо покупать вещи надолго.
Марина Калинина: На всю жизнь.
Владимир Богданов: Ну, на всю жизнь – нет. Ну, лет на двадцать.
Марина Калинина: Спасибо вам огромное за эту беседу. Владимир Богданов, генеральный директор компании BASK, и Андрей Разбродин, председатель Комитета Торгово-промышленной палаты по предпринимательству в текстильной и легкой промышленности.
Ну а прямо сейчас – производственные портреты сотрудников компании BASK.