Как россиян собираются избавить от страхового рабства, в которое их берут банки

Гости
Андрей Крупнов
директор по отраслевым решениям в страховании в компании КРОК

Иван Князев: Сейчас вот какая тема: россиян хотят избавить от страхового рабства, которое сложилось в банках. Антимонопольная служба предлагает, чтобы граждане могли не только самостоятельно выбирать страховую компанию, но и менять ее уже после оформления займа без ухудшения условий по нему.

Оксана Галькевич: Также банки обяжут давать клиентам полный список страховых организаций, с которыми можно заключить договор, от компании требуют лишь соответствие нужного кредитному рейтингу. Как все это будет работать и что это даст заемщикам? Давайте будем в этой теме разбираться. Вырастут, не вырастут ставки по кредитам на этом фоне.

Звоните, друзья, и пишите нам, потому что у нас закредитованность достаточно большая, в нашей стране, в обществе, это всех, так или иначе, сейчас касается. А мы выводим на связь наших экспертов. Сейчас с нами пообщается в прямом эфире Андрей Крупнов, директор по отраслевым решениям в страховании в компании «КРОК». Здравствуйте, Андрей Анатольевич!

Иван Князев: Здравствуйте, Андрей!

Андрей Крупнов: Добрый день!

Иван Князев: Расскажите, насколько эффективным будет механизм и что он нам даст?

Андрей Крупнов: Вы знаете, что-то подобное у нас уже было лет 10 назад, когда только в банках страхование начиналось. Сначала банки действительно предлагали своим заемщикам одну единственную страховую компанию, которая была с ними в самых близких отношениях, потом Центральный банк принял меры, и банки стали обязаны аккредитовывать несколько страховщиков, соответственно, давать своим заемщикам выбор одной компании из списка.

Сейчас, я так понимаю, будет сделан следующий шаг, и механизм аккредитации будет более прозрачным и более легким для страховых компаний. Я сам, в свое время работая в страховании, занимался вопросом аккредитации в банках, хочу сказать, что это было и смешно, и грустно одновременно, потому что требования банков к аккредитации страховых компаний иногда ничего, кроме недоумения, не вызывали, и сами они были направлены, скорее, на отсеивание тех, с кем банки не хотели работать, чем на создание объективной ситуации.

Оксана Галькевич: Андрей Анатольевич, а что это были за странные требования? Что это были за странные «фильтры», через которые не все могли перескочить?

Андрей Крупнов: Были какие-то очень забавные требования к финансовой отчетности, которые вообще не имели никакого отношения к реальности. Такое впечатление, что люди, которые составляли, в первый раз увидели баланс страховой компании и очень долго думали по поводу того, а чего бы такого потребовать, чтобы наша компания прошла, а все остальные компании не прошли или не очень прошли. Но я сейчас уже за давностью лет мелких подробностей не вспомню, но общее строение было такое.

Оксана Галькевич: Андрей Анатольевич, а какой интерес банку, так скажем, ради чего кого-то отсеивали, а кого-то оставляли? Работать только с этой, например, компанией страховой? Какой интерес? Там интерес какой-то коррупционный или что? Объясните.

Иван Князев: Партнер, скорее.

Андрей Крупнов: Почему коррупционный? Во-первых, давайте разберемся, зачем вообще все это нужно. Будем честны, это все кредитное страхование нужно, в первую очередь и больше всего, банкам. Это нужно как источник комиссии. Страхование, как вы помните, появилось у нас после того, как Центральный банк начал активно регулировать выдачу банками кредитов, обязал раскрывать системную ставку, запретил скрытые комиссии и принял, в общем, достаточно хорошие меры защиты прав потребителей.

Банки стали искать, как им возместить выпавшие доходы от этим ставок, скрытых комиссий, и нашли страхование, как прекрасный способ делать то же самое. Собственно, проблема того, что 80% страховых премий по кредитному страхованию уходит банкам в качестве комиссии, она же до сих пор существует.

Иван Князев: Плюс, с другой стороны, обезопасить все-таки тот кредит, тот заем, который банк выдает. Андрей Анатольевич, после принятия этого закона мы получим конкуренцию среди страховых компаний? Вот этот объем страховки, он снизится? Потому что сейчас он до трети самого кредита может составлять.

Андрей Крупнов: Честно говоря, я не думаю, что ставка принципиально изменится, потому что на каждое регулирование всегда находятся творческие люди, которые грамотно обыгрывают этот момент при организации взаимоотношений между банками, страховщиками и заемщиками.

Кроме того, я бы еще хотел обратить внимание на очень интересный момент в этой новации: банкам запретят давать, а точнее, страховым компаниям запретят давать какие-то особо хорошие условия для заемщиков, они у всех должны будут примерно одинаковыми быть. Это, на мой взгляд, совсем странно, потому что запрещать что-то ухудшать – это более-менее логично, запрещать делать лучше – это довольно странно.

Оксана Галькевич: То есть это, получается, выбор по численности будет представлен, у вас там компаний больше, а вот по условиям примерно все одинаковы.

Андрей Крупнов: Стоимости будут, да, примерно одни и те же предоставляться и, соответственно, на одних и тех же условиях для банков.

Оксана Галькевич: Интересно.

Иван Князев: Поживем – увидим, все-таки вопрос конкуренции, мне кажется, достаточно главный. Должен быть главным.

Андрей Крупнов: Да, согласен. Но конкуренция должна быть немного получше. Если действительно будут единые прозрачные критерии аккредитации страховщиков в банках, это будет гораздо лучше, чем то, что есть сейчас. С этим я полностью согласен.

Оксана Галькевич: Слушайте, тогда более-менее сходные условия как будут обсуждать эти компании, которые участвуют в работе с банком? Они между собой должны встретиться и договориться? Так они какой-нибудь... Не знаю, это больше похоже на сговор, вряд ли будет кто-то договариваться об условиях, удобных клиенту. Наверное, более удобных себе. Ну то есть это опять какая-то странная схема.

Андрей Крупнов: Странности есть, но тут, как говорится, хотелось бы подробностей, понять, что в деталях Центральный банк предлагает с точки зрения нового регулирования.

Иван Князев: Нет, это не Центральный банк. Центральный банк пока еще не комментирует эту историю, он еще свою позицию не обозначил, это Федеральная антимонопольная служба предлагает поправки проекта.

Андрей Крупнов: Федеральная антимонопольная служба, но все равно решение-то будет принимать банк для страхового рынка одновременно.

Иван Князев: Ну да. Хорошо, спасибо вам большое! Андрей Крупнов, директор по отраслевым решениям в страховании в компании «КРОК», был с нами на связи. Давайте послушаем наших телезрителей.

Оксана Галькевич: У нас есть звонок. Кто у нас на связи, подскажите? Елена из Ивановской области. Здравствуйте, Елена!

Зритель: Здравствуйте! У меня вопрос такой: если делать рефинансирование кредита, страховка по новой будет браться?

Оксана Галькевич: Оформляется ли страховка...

Иван Князев: При новом законопроекте, который предлагает Федеральная антимонопольная служба, скорее всего, не будет, потому что там отдельно прописано, что страховая компания сохранится. А у нас есть возможность эксперта еще вернуть нам? Видимо, нет. Тогда не переживайте, мы все равно ваш вопрос записали, при любом удобном случае вернемся.

Оксана Галькевич: В любом случае, это только законопроект, уважаемые друзья, какая у него судьба, мы еще не знаем. Мы обсуждали только вероятное, возможное развитие событий, а сейчас мы идем дальше, к следующей теме.