Константин Чуриков: Сейчас попробуем снять всеобщую сердитость хорошим российским кино. Доля хороших, я так понимаю, российских фильмов на рынке должна составлять не меньше 70%, заявил исполнительный директор «Фонда кино» Федор Соснов. Государство, похоже, осознает серьезность проблемы. Количество кинопроектов, которые получат господдержку, по итогам этого года вырастет примерно в 5 раз. Но означает ли увеличение поддержки улучшение качества, я не знаю, настроя самих фильмов, их тональности? Что будет на выходе? Как получить гарантированно высокий результат? И вообще, каких фильмов не хватает вам, уважаемые зрители? Вы, пожалуйста, позвоните или напишите. А у нас в студии специалист, да еще какой – Виталий Калинин, режиссер, сценарист, руководитель мастерской ВГИК, доцент. Виталий Серафимович, здравствуйте. Виталий Калинин: Да, здравствуйте, добрый вечер. Константин Чуриков: У меня сначала такой отвлекающий вопрос... Виталий Калинин: Да, я понимаю. Константин Чуриков: Вот на кого рассчитаны эти бесконечные сериалы про полицейских, хотя их по-другому сейчас называют, по-блатному, и бандитов? Вот мне просто интересно. Вот переключаешь каналы, и там вот одна и та же «балалайка». Это на кого рассчитано? Виталий Калинин: Ну, это в принципе идет от того, что это уже проверенный контент, он идет... Константин Чуриков: Тупо и работает? Виталий Калинин: Да, его можно крутить, крутить бесконечно, поправлять... Причем сериалы же, скажем, подобного рода, если брать полицейские сериалы, их, в общем, не смотрят, а слушают, и все прекрасно понимают, что ничего там нового нет, но вдруг что-нибудь там изменится, поэтому... Константин Чуриков: Но это рынок, и как это влияет на мозги, никого не волнует в принципе? Виталий Калинин: Абсолютно. Ну, там же они появляются, всякие разные герои, персонажи, я не знаю, ... какой-то, потом... Ну пофамильные такие вот эти... Константин Чуриков: Ага, да-да-да. Виталий Калинин: Они появляются, и это появляется некий такой вариант каких-то все-таки положительных историй. Но они, эти истории, все равно полицейские ловят бандитов и на этом все заканчивается. Константин Чуриков: Но все равно нужен какой-то, понимаете, эпатаж, нужна кровь, какой-то треш, извините, девиантное поведение, только так сейчас можно подцепить зрителя, да? Виталий Калинин: Ну да. И плюс ко всему, я бы не сказал, что там... Когда начинались эти полицейские детективы, полицейские сериалы, это начиналось, постольку-поскольку в обществе было такое напряжение и надо было... Это же было в середине девяностых, оттуда они пошли: менты, помните, эти «Улицы разбитых фонарей»... Константин Чуриков: Да-да-да. Виталий Калинин: Это была тема, которая хорошо заходила, потому что все понимали, контекст был понятен... Константин Чуриков: Потом вроде бы напряжения не стало, расслабуха настала, а все равно. Виталий Калинин: А поток-то уже сделан, павильоны построены, так сказать, следы отработаны, и по следам пошли... Константин Чуриков: Люди потребляют. Виталий Калинин: Потребляют-потребляют, конечно. Константин Чуриков: А какой кинематограф сегодня нужен нашей стране? Виталий Калинин: Ой, это, пожалуй, самый сложный вопрос, потому что... Ну и конференция была этому посвящена. Я могу сказать так, что единственное, до чего договорились на конференции, на мой взгляд, – это до того, что нам не нужны хорроры. Потому что одно время все говорили о том, что нужен хоррор-хоррор. А на сегодняшний день, безусловно, не хватает, наверное, я буду первым, кто это скажет, – не хватает историй женщин. Константин Чуриков: Именно женщин? Виталий Калинин: Именно женщин. Потому что если вы посмотрите советское кино, то это аудитория, фильм «Женщина» назывался, «Девчата». Это всегда рассказ о женщине, причем о женщине, не прикованной к кухне, а женщине, которая, так сказать... Константин Чуриков: ...деятельная. Виталий Калинин: Деятельная женщина, да. Не бизнесвумен, потому что это все-таки пока, на сегодняшний день аудитория телевидения, вы сами это хорошо знаете, – это все-таки не бизнес, потому что для бизнеса есть другие каналы и исключительно экономические. А смотрят женщины, и для женщины надо делать кино. Или, скажем, как на других каналах, делают мужское кино, если говорить о сериалах. А если говорить о фильмах, то тут вопрос, как вернуть зрителя, и прежде всего зрителя старшего поколения. Константин Чуриков: Как вернуть нормального зрителя к экранам, да? Виталий Калинин: Как вернуть нормального, конечно. Константин Чуриков: Вы знаете, я вот себе просто выписал перечень своих самых любимых фильмов, и я понял, что это все фильмы про простых людей: «Афоня» – сантехник, «Вокзал для двоих» – официантка, ну и пианист, «Гараж» – ученые, «Мимино» – летчик, «Ирония судьбы» – врач и учительница. Виталий Калинин: Абсолютно. Константин Чуриков: Как нам сделать так, чтобы кино снимали про простого, нормального человека, у которого нет, понимаете, там какого-то странного поведения, который не монстр, никого не убивает, не насилует, понимаете, не говорит по фене? Как это сделать? Виталий Калинин: Это опять-таки очень сложный вопрос, потому что нужно, во-первых, чтобы был запрос от общества. Общество пока не может сформулировать это. Общество пока идет на фильмы, слава тебе господи, их уже нет, а для индустрии это очень сложно, идут на голливудские фильмы. Константин Чуриков: Не хочу обидеть общество, но, как говорил, по-моему, господин Познер, если лошадиный зад постоянно показывать по одному и тому же телеканалу, он станет очень популярен. Виталий Калинин: Абсолютно. Константин Чуриков: Должны ли мы тут идти от запросов, извините, общества, я имею в виду масс таких? Виталий Калинин: Безусловно, запросы общества нужно менять, нужно... Мы должны перестроить, на мой взгляд, всю систему кинематографии, конференция сейчас как раз этим и занималась, но пока, мне кажется, не очень нашли выход. Но нужно очень точно определить, скажем, конкретно не тематику фильмов, а конкретно запросы той или иной аудитории. То есть, скажем, аудитория, предположим, городов, крупных городов, – это одна аудитория; аудитория региональная – это другая аудитория; аудитория региональная, где центром являются заводы, например, Нижний Тагил, Магнитогорск, Красноярск... Нужно перестраивать подход маркетинговый. Константин Чуриков: Виталий Серафимович, но вы же все равно о рынке говорите. Вот в советское время, когда снимали, я не знаю, мой, я думаю, и многих наших зрителей, любимый фильм «Гости из будущего», что, проводили какие-то фокус-группы, опрашивали? Виталий Калинин: Нет, фокус-групп не было, но было очень четко... Константин Чуриков: Заказ Гостелерадио. Виталий Калинин: Точное было понимание, отобьется фильм или нет. Сидели люди, сидели редакторы в Госкино СССР, которые очень точно понимали, что на сегодняшний день... То есть они, ну если взять «Гости из будущего», классическое кино, мониторили, что читают школьники, что вы читали... Константин Чуриков: Они тогда читали... Виталий Калинин: Да, что они читают, какие у них есть потребности, запросы Министерства просвещения, какие запросы сегодняшнего школьника. То есть такого маркетингового отдела не было, но понимание того, чем живут эти социальные группы, оно было. А сегодня это нивелировалось. Константин Чуриков: Понимаете, в то время школьники жили тем, чтобы помогать друг другу, чтобы девочке Алисе вернуть миелофон. Если мы сейчас с вами будем плясать от того, чем живут школьники и что их волнует, мы с вами такое кино наснимаем... Виталий Калинин: Конечно. Но тут опять-таки еще одна зона, которую нужно расширять, – это, конечно, зона детского и юношеского кино. Потому что, скажем, мы тоже воспитывались (я уже постарше немножко) на «Доживем до понедельника», на «Я вас любил», на огромном количестве фильмов, которые шли системно, т. е. каждый год выходил какой-то, а то и два фильма в год, которые формировали определенные необходимые качества этого человека, который нужен был для советской системы... Константин Чуриков: Ну даже поколения какого-то. Виталий Калинин: Поколения, да. И это поколение, собственно говоря, выросло на этих фильмах, вот это важный вопрос. Константин Чуриков: Елена из Москвы нам звонит. Елена, здравствуйте. Зритель: Здравствуйте. Вот я абсолютно согласна с говорившим относительно школьников. Когда вы говорите, что, если мы будем прислушиваться к мнению школьников, мы такого наснимаем... Ну вы понимаете, ведь фильмы снимают взрослые, высокообразованные, как правило, режиссеры, много знающие, и не хватает именно умных фильмов для подростков, для маленьких детей, которые бы воспитывали. Может быть, на исторической основе, обязательно патриотические фильмы, конечно, коррелирующие с современностью, но именно дающие что-то детям. Не развлекуху какую-то, а именно дающую детям детям знания и воспитание. Вот этого как раз не хватает совсем, т. е. практически таких фильмов сейчас, к сожалению, нет. А они должны быть, для того чтобы воспитывать наше молодое поколение. Константин Чуриков: Согласны. Спасибо большое, Елена. Давайте сейчас обратимся к небольшому опросу. Наши корреспонденты в Петербурге, в культурной столице, в Казани и в Липецке спрашивали, какое кино нужно сейчас снимать в России. ОПРОС Константин Чуриков: Виталий Серафимович, а может быть, нам нужно сначала ответить на вопрос, что мы хотим, чтобы зритель при этом делал у экрана? Мы хотим, чтобы он угорал, чтобы он, не знаю, жевал что-то, либо чтобы он думал, вдохновлялся, как-то, не знаю, заражался чем-то? Виталий Калинин: Я думаю так, что на самом деле, конечно, идеальный вариант – это сочетание эмоционального ума, если так можем сказать, чтобы у тебя было, с одной стороны, о чем подумать, с другой стороны, что принять к сердцу, это важный момент. Но если взять вот опрос, который вы провели, тут любопытная штука. Ведь на самом деле заказ аудитории... я понимаю, что это выборка такая... Константин Чуриков: Не репрезентативная, просто. Виталий Калинин: Не репрезентативная, но тем не менее заказ тот же, что и был в Советском Союзе, добавилось только успех, человек успеха, наш человек успеха, не их человек успеха, а именно наш человек, который достиг каких-то высот. И это причем не спортивных высот, тут понятно, эту чашу мы уже выпили, по-моему, до полного дна, а вот, скажем, человек успеха, человек профессии интересной – вот это очень важный момент, мне кажется. Плюс ко всему исторические вещи. Женщина сказала в начале очень точную вещь – достоверные исторические фильмы. Константин Чуриков: Да, а не вот эти вот дамы в помаде, современных стрижках... Виталий Калинин: Да, абсолютно. Но, на мой взгляд, мы должны прежде всего сейчас вот эту пустоту, которая образовалась (а она образовалась, 70% – это мы должны заняться импортозамещением), важный момент – сделать переход, т. е. надо понять вот эту зону перехода. И зрителя нужно приучить к тому, что мы не сразу это получим. Плюс ко всему, зритель, конечно, должен понимать, что исторические фильмы – это достаточно дорого. Но в истории России есть недорогие страницы, не кринолины с дворцами, не скачущие всадники, а какие-то вещи, которые действительно интересны. Вот это, мне кажется, важный момент. Константин Чуриков: Вот мы тут случайно с ребенком увидели, значит, Гостелерадио рекламировало какой-то советский махровый фильм 1970-х гг., «Таджикфильм», «Взлетная полоса». Мы ради интереса посмотрели. Нет, конечно, это очень забавно, но в принципе, понимаете, опять-таки благородство идеи – парень летчик, ему говорят: «Слушай, ты нам антенну привези, мы хотим сигнал советского телевидения принимать». Понимаете, вот этот вот замах на что-то благородное – как его вернуть в сценарий? Виталий Калинин: Это одна из самых главных проблем – это проблема конфликта. Но вот то, что вы говорите про «Взлетную полосу», это то, что называется конфликтом хорошего с прекрасным. Зритель этого не поймет. Константин Чуриков: Это специфический фильм, сразу предупреждаю. Виталий Калинин: Да, я знаю, я его видел. Константин Чуриков: На большого любителя. Виталий Калинин: Штука заключается в том, что нужно исподволь, нужно делать... Для этого нужны, конечно, другие подходы к этому, нужны герои, я имею в виду персонажи, не герои, идущие с пиками наперевес. Персонажи фильмов должны быть достаточно глубокими, они должны быть жизненными. Константин Чуриков: Не поверхностными, безусловно, конечно. Виталий Калинин: Не поверхностными, да. Они должны быть достоверными что в истории, что везде, а для этого нужно прорабатывать это. Нужно идти не путем, скажем... Я считаю, что вот эти годы голливудского кино нанесли просто гигантский ущерб с точки зрения сценарной работы. Потому что сегодня что произошло? Вытеснен т. н. киносценарий, кинопоезд, на котором работала вся советская кинематография... Я не призываю возвращаться в Советский Союз, я говорю о том, как это работало. И на передний план вышли исключительно вот эти вот подъемы-спады, подъемы-спады, техническая работа, а это, в общем, не приводит ни к чему. И персонажи переносятся сегодня, они становятся калькой голливудского кино, их реакции, их событийный ряд – они далеки от той жизни, которой мы, собственно говоря, живем. Вот это вот, мне кажется, та проблема, которую должны решать сценаристы. Кстати, на конференции было сказано, Сельянов, по-моему, об этом сказал, что проблема кадров и проблема идей. Константин Чуриков: Вот. Виталий Калинин: Идей, где их взять, в этом проблема. Константин Чуриков: Это наша проблема, поэтому у нас и рождаются вот эти ремейки, тоже отдельная история. Давайте сейчас еще дадим слово нашим зрителям. Татьяна из Калуги. Здравствуйте. Зритель: Здравствуйте. Константин Чуриков: Пожалуйста. Зритель: Алло, здравствуйте. Это по поводу того, что вот фильмы. Ну наконец вы эту тему затронули! Мы хотим сказать, что, понимаете, мы настолько устали от этих ментов, от этих «След», какие-то там плавают и убивают, насилуют... Ну пора сменить эти темы. Есть же у нас прекрасные спектакли, где там Яшин выступал, оперы есть, оперетты есть, которые вообще сняли с экрана. И мы вот... Сейчас товарищ сидит там рассуждает, что вот надо что-то там принять, чего-то там с кем-то согласовать, – ну чего согласовывать-то? Ничего не надо согласовывать – показывайте нам то, что показывали, ну сделайте добро. Ну и так настолько нагрузили уже, что мы уже боимся включать телевизор. Константин Чуриков: Конечно. А сейчас многие знаете как? Они на YouTube, пожалуйста, выложена вся вот эта золотая коллекция... Виталий Калинин: Конечно. Константин Чуриков: «Ленфильм», «Мосфильм», пожалуйста. Можно, кстати, по кругу, мы так и делаем дома. Виталий Калинин: Да. Константин Чуриков: У меня дети целиком на этих фильмах растут и счастливы. Виталий Калинин: И это, кстати, тоже еще опять-таки важная проблема, показ, скажем, старых лент. Потому что есть же очень замечательные ленты, которые вполне на сегодняшний день могли бы крутиться. Я вам приведу сейчас пример, который, в общем, кажется таким чудны́м, но тем не менее. У меня была такая история, мне дали группу детей, ну не в институте, мне дали группу детей, чтобы я их занял на некоторое время, ну школьников разных, «передержка», что называется, ну просто попросили. А я не знал, у меня ничего не было под рукой. И не поверите... А это были школьники разных возрастов. И я им показал «Броненосец «Потемкин»». Что вы думаете? Они пришли в эту аудиторию, они все прыгали, бегали, я не знал, что мне с ними делать. Но когда они сели это смотреть... И потом самое интересное – это был разговор с ними, поняли ли они, про что... Девочка одна просто плакала, вот просто плакала, потому что она говорит: это... Я говорю: «Про что кино?» Она говорит: «Это кино про несправедливость». Вот это вот тот момент, который необходимо, мне кажется... Константин Чуриков: Самое правильное воздействие кинематографа как раз должно быть, наверное, на детей именно такое, да? Виталий Калинин: Да. Или, скажем, мультфильмы те же самые. Показывал я потом еще в одной детской аудитории фильм, который дети проходят, по повести Платонова «Корова», замечательный фильм мультипликационный, – они плакали. Я впервые видел, чтобы дети плакали не вот этими неживыми слезами... Они, конечно, переживают, но они сопереживают; они не просто переживали, а сопереживали. Вот это должно быть главным в нашем творчестве, что называется. И конечно, кадры, кадры, безусловно. Я считаю, что в этот период, когда мы должны вот это вот все замещать, надо больше давать возможностей, может быть, даже делать кинотеатры с показом дебютных работ. Константин Чуриков: Кстати, хорошая мысль. Вот про мультфильмы заговорили. Недавно увидел, еще раз показал детям и сам тоже вспомнил этот мультфильм «Девочка и дельфин». Виталий Калинин: Да. Константин Чуриков: Советский прекрасный, с музыкой Артемьева. Вот это, мне кажется, это же прямо прямая установка на добро, ничего не надо делать, просто вот сажаешь, включил, все, и ты все объяснил. Виталий Калинин: Конечно. Чем отличаются, скажем, фильмы даже наши отечественные от западных? Тем, что западные – это, будем так говорить, выхолощенные идеи: делай вот так, делай так... А советские мультфильмы и мультфильмы отечественные, скажем, есть у нас тоже замечательные и режиссеры, и аниматоры, – это фильмы, включающие ребенка в сам контекст, и он понимает, что это для него, о нем, и с этим живет. И плюс ко всему, конечно, эти пластмассовые... Я понимаю, что приучили аудиторию, нам сейчас нужно будет это все «выключать», все эти пластмассовые изображения, условные... Надо сохранять, безусловно, найденные новые какие-то формы, но должна быть содержательная сторона. Во многом это просто вот, что называется, движение изображения перед глазами, это вот опасно. Константин Чуриков: Давайте сейчас обратимся к приоритетным темам в кино, покажем целый список нашим уважаемым зрителям. Это вот то, что определил Минкульт, 17 приоритетных тем, которые могут получить государственную поддержку в 2023 году. Давайте сейчас даже не о том, как это звучит, просто вот направления: культура России; сохранение, создание, распространение традиционных ценностей; «Десятилетие детства», семья, дети, защита; наука России; историческое кино России; современное, стабильное, безопасное государство; герои среди нас... Я понимаю, что как-то вот куце так вот, давайте признаемся честно, на слух звучит как-то вот, снимать кино не хочется... Виталий Калинин: Звучит тяжело, да. Константин Чуриков: Может быть, как-то это по-другому называть все? «Герои среди нас», «Мотивация молодежи к освоению рабочих инженерных специальностей»... Слушайте, а может быть, назвать вот эту номинацию, просто написать «Давайте снимем фильм о молодом труженике»? Виталий Калинин: О человеке труда, о заводском парне. Константин Чуриков: Давайте вспомним фильм «Девчата», снимем фильм «Ребята». Виталий Калинин: Да, давайте «Весна на Заречной улице». Константин Чуриков: Да. Виталий Калинин: Конечно. Там самое интересное, действительно все критиковали и у нас, и со студентами я разговаривал, они сказали: «Неужели мы должны это делать?» Я им объяснял, я говорю: вы поймите, совершенно правильно, это просто так написано, дяди и тети написали вот такой текст. Но по содержанию это все понятно, потому что действительно интерес к обыкновенному человеку, обыкновенному в том смысле, что не какой-то там герой кинематографа или, я не знаю, олигарх... Константин Чуриков: Не какой-то очередной олигарх, убийца, еще кто-то, монстр... Виталий Калинин: Да-да-да, а именно тот, кто живет рядом с тобой. Это нормальная тема абсолютно. Причем ничего там такого нет, они просто сформулированы категорически неточно. И меня что волнует в этом? Это же Министерство культуры на самом деле – ну вы-то хотя бы должны быть культурные люди и формулировать должны по-другому. Константин Чуриков: А как сделать так, чтобы, знаете, все это не превратилось в, знаете, такое в плохом смысле освоение средств? Чтобы, понимаете, из этого не вышло такого дурновкусия, опять этот парад пошлости, привлечение каких-то блогеров, понимаете, вот эта дешевка... Вот как избежать дешевки в плохом смысле слова? Виталий Калинин: Ох, это самый тяжелый вопрос. Потому что, на мой взгляд, нужно менять не только систему кинематографии, но и производителей. Потому что производители нынешние – это замечательные люди, они знают все про кинематограф, но они устали, что называется, бороться. Я бы вот дал бы возможность молодым, скажем, выйти со своими проектами. Собирать, скажем, молодых продюсеров, молодых режиссеров. Они есть, они работают в YouTube, если посмотреть... Константин Чуриков: Пока у них не погасли глаза, пока они горят. Виталий Калинин: Конечно-конечно, пока они не превратились в этих дяденек и тетенек, потому что они выходят и говорят: «Мне бы надо познакомиться с каким-нибудь уже немолодым продюсером...» Вместо того чтобы взять, концентрированно им сказать: ребята, вот вам возможность... То, что было. Если мы возьмем, скажем, опять-таки историю кинематографа, то рывок 1956 года оттепельный начинался с Шукшина, с Тарковского, с Кончаловского, с тех, кто уже сегодня, в общем-то, уже или ушли, или уходят. А надо этих ребят брать и давать им возможность делать, вот это, мне кажется, самое главное. Константин Чуриков: Москва нас спрашивает: «Когда уберут подражание Голливуду?» – вот так сформулирован вопрос. Виталий Серафимович, а мы ведь помним, что Голливуд многих же погубил. Он, кстати, и французское кино вот прямо замечательно косит вообще, если так посмотришь... Виталий Калинин: Конечно. Голливуд вытеснил всех, всех, и итальянцев, и... Ну, англичане, скажем, сохраняют свое... Французы защищают свой рынок, но это, в общем-то, капля в море. Константин Чуриков: Там уже многое мимикрирует под Голливуд. Виталий Калинин: Да. Потому что Голливуд – это все-таки маркетинг, это вот это вот push-push, давление, умение... Мы уже теперь этому тоже научились. Но теперь нам надо найти те наши способы, какими мы можем на нашего зрителя воздействовать, не давить, а именно воздействовать. А мы пока этого еще не умеем, что там говорить. Все конструкции, которые выстраивают сегодня маркетологи и дистрибьюторы, они очень хорошо знакомы, они рассчитаны только на то, что первые 2 недели покажут, как идет, а потом будем уже думать, куда и как двигать. Потеряна еще на самом деле, мне кажется, выдумка. Вот выдумка нужна не только сценаристам, но выдумка нужна и дистрибьюторам: акции какие-то... Возьмем, например, пример «Звездных войн» – это и мерчандайзинг, это и всякие разные праздники, и всякое... Почему бы этого не делать? Жалко денег... Константин Чуриков: Виталий Серафимович, но, когда мы смотрели «Гостью из будущего», к сожалению, ни в одном советском магазине не продавали миелофон, какое-то его подобие, но мы смотрели это. Может быть, плевать на этот мерч, давайте снимать хорошее, доброе кино, а потом, как говорится, рынок покажет? Виталий Калинин: Это должно быть параллельно. Потому что нынешние дети, они без мерча не могут, их уже приучили к этому. Константин Чуриков: Да?.. Виталий Калинин: Конечно. Они должны что-то получить помимо фильма. Мы это не сможем преодолеть. Но вот это вот сочетание сначала интересной идеи, потом интересного режиссера и исполнителей и хорошего интересного продвижения, мне кажется, это самое будет. И мы это можем на самом деле, мы этому научились. Константин Чуриков: Смотрите, что пишут зрители. Владимир: «Сериалы – это пойло, делающее нас скотами», – жестко, но иногда это так. Воронеж: «Сейчас чересчур увлеклись сексом, часто перебор». Ярославль: «Смотрю только ваш канал, столько хороших фильмов показываете», – спасибо большое. «Когда вышел сериал «Семнадцать мгновений весны», улицы были пусты, все спешили домой». Еще последний вопрос, может быть, успеем – как вернуть, знаете, на экран... ? Вот, кстати, вспомним героя «Семнадцать мгновений весны» Штирлица – как вернуть умного, думающего человека? Чтобы, понимаете, не нечто такое вот сегодняшнее, не жующий блогер, не какой-то тупица, дурак был героем фильма, а чтобы умный, интеллигентный, добрый человек снова вернулся на экран? Виталий Калинин: На экран? Мне кажется, что надо просто делать пусть и недорогие фильмы, но часто. Вот как только зритель почувствует, что есть такой герой, есть... Это не блокбастеры, это постепенное приучение, как, скажем, в театре появляются эти люди, в литературе появляются, на телевидении появляется разговор об интересном человеке. И тогда можно будет это все, это, возможно, появится. Мелкими-мелкими шажочками. Константин Чуриков: Знаете такую шутку: «С каждым годом советские актеры играют все лучше и лучше»? Виталий Калинин: Ну да. Константин Чуриков: Новое поколение актеров готово к этим вызовам? Виталий Калинин: Конечно, конечно. У нас замечательные актеры, замечательные ребята. Единственное что? Их много, вот это другой вопрос. Константин Чуриков: А у нас сейчас задачи большие. Виталий Калинин: Да-да. Поэтому вот это сложный вопрос. Константин Чуриков: Ну что же, давайте смотреть с оптимизмом в будущее, будем ждать достойного, красивого, умного, хорошего кино. Спасибо вам большое! Виталий Калинин был у нас в студии, режиссер, сценарист, руководитель мастерской ВГИК, доцент. Нам сегодня помогали переводчики жестового языка Светлана Елисеева и Ольга Иванова. Меня зовут Константин Чуриков. Продолжим завтра. Смотрите ОТР. А кстати, для жителей европейской части страны сейчас мы должны будем показывать хорошее кино. Увидимся.