Сергей Белолипецкий: Между исполнителем и потребителем услуг ЖКХ должен быть заказчик

Гости
Сергей Белолипецкий
директор Ассоциации ТСЖ Московской области, преподаватель РАНХиГС

Как стартовал отопительный сезон? В правительстве обсудили подготовку к зиме в масштабах всей России, и обещают, что никто и нигде не замерзнет. А что думают об этом обычные люди, жители регионов нашей страны, основываясь на своем опыте и текущей ситуации?

Константин Чуриков: В  этом часе будем выяснять, к у вас уважаемые зрители начался отопительный сезон. Тему так и обозначили "Тепло ли вам, зрители". Если всё хорошо - слава богу, а если нет - рассказывайте, у нас включен эфирный телефон, я бы назвал его "холодной линией", - 88002220014. Если у вас дома или на работе, например, холодно – звоните, рассказывайте. Почему интересует именно этой проблемой. Ну, потому что неделю назад на совещании у премьер-министра Дмитрия Медведева было сказано, что только в Чукотском АО, Камчатском крае и Тверской области есть проблемы с подачей тепла. Ну, а в остальных субъектах якобы всё в порядке. Ну, даже если так, то какая погода сейчас в этих трех регионах. Пожалуйста, музыку! Завтра, первого ноября, в Твери будет пасмурно, местами небольшой снег, ночью до шести мороза, днем минус один; в Анадыри +1… +3, пасмурно, дождь; в Петропавловске-Камчатском, где всё время полночь, как мы знаем, - 4, днем около нуля, малооблачно. Погода вот такая, какая есть. Ну и пока власти этих городов и регионов решают проблемы с отоплением, музыку можно уже выключать, можем порекомендовать гражданам индивидуальные средства защиты. Ну, вот, пожалуйста, наряду с носками, валенками и свитерами есть термобелье, кстати, для всей семьи подойдёт. Кстати недорогая, я видел отдельные наименования всего за пару тысяч рублей. Ну конечно существуют другие средства  для согрева, но мы их марина рекомендовать не будем, они и так слишком известные. Давайте лучше пригласим в студию нашего гостя. Это Сергей Белолипецкий, директор ассоциации ТСЖ московской области, преподаватель Российской академии народного хозяйства и госслужбы при президенте. Сергей Александрович, здравствуйте, вот ваш стул, пожалуйста, занимайте его.

Сергей Белолипецкий: Здравствуйте.

Марина Калинина: Здравствуйте.

Константин Чуриков:
Ну что, мы были удивлены, когда узнали, что только в трех регионах проблема. Сейчас, конечно, наши зрители подключатся, мы сразу объявим смс-опрос. У вас-то тепло есть? "Да" или "нет" - пожалуйста, ответьте нам по смс 3443, первые три буквы ОТР и дальше ваши ответы.

Марина Калинина: Ещё, наверное, можно, Кость, спросить, если даже отопление включили, то насколько теплые батареи? Т.е. отвечают они каким-то стандартам или не стандартам. Если хотите – расскажите.

Константин Чуриков: В целом по стране, у нас что, действительно вот эти коммунальные сети тепловые стали как-то более надежными, всё хорошо?

Сергей Белолипецкий: Знаете в целом по стране, конечно, говорить сложно. Да и нужно ли, понимаете? Ведь мы с вами живем каждый в конкретном доме, и нас волнуют как раз проблемы в нашем конкретном доме. И вот здесь как раз, наверное, и стоит сделать акцент. Я вот тоже не меньше вашего удивлен, что только в трех регионах не складывается обстановка. Но это опять, наверное, усреднённая такая температура по больнице, где, видимо, совсем плохо, в остальных местах, наверное, ещё более менее. Вот, я бы вот всё-таки такой акцент поставил, что вообще говоря, вы меня простите, так достаточно печально и даже стыдновато каждое начало зим вспоминать о том, что начался отопительный сезон. И что тут проблемы совершенно какие–то неразрешимые существуют. Ребята, ну 21-й век, нормальный потребитель вообще вспоминать об этом не должен. Это настолько простые вещи, что вообще говоря, ну должны быть, ещё раз говорю, должны быть простые вещи… Ну, вот почему-то у нас каждый раз зима приходит внезапно, и каждый раз мы говорим "Ой, что же это мы не готовы?" 

Константин Чуриков: "…А у нас оказывается страна-то холодная!" 

Сергей Белолипецкий: Да, это несмотря на то, что в каждом доме существует такой документ, он должен заблаговременно подписываться, паспорт готовности к отопительному сезону, к эксплуатации дома в зимних условиях. Это, в общем-то, документ строгой отчетности. Без этого там… Ну, собственно, на основании документов Медведев и сделал наверное такие выводы. Правда, как этот документ оформляется, ну, это я не знаю, в прямом эфире неудобно говорить.

Марина Калинина: Ну, тем более что счета-то приходят регулярно и люди их оплачивают, а взамен собственно услугу не сильно-то и получают.

Сергей Белолипецкий: Ну, вот вы знаете, я в общем каждый раз на самом деле и в вашем эфире и е в вашем говорю, так сказать уже мозоль на языке, что законодатель, он себе представляет несколько идиллически картину, он вот говорит, что… вот если жилищный кодекс мы откроем, там везде красной строкой идет  "потребитель" и "исполнитель". В то время как классический треугольник, извините, я как преподаватель говорю… В то же время от науки я вам могу сказать, что классическая схема оказания услуг, тем более таких сложных услуг, как коммунальных - это треугольник. Между потребителем  и исполнителем ещё должен был заказчик, профессионал, у которого интересы потребителя: или общие интересы или взаимосвязанные. У нас же законодательство совершенно наоборот, понимаете. В Вашем доме, конкретном, скорее всего управляющая компания, ГБУ "Жилищник", которая так сказать по закону исполнитель Коммунальных услуг. Но он же де-факто представляет ваши интересы как, так сказать, профессиональный заказчик перед МОЭКом, ресурсно-управляющей организацией.

Константин Чуриков: Формально, он может сам себя спросить, обеспечил ли он людей теплом? И сам ответить: обеспечил.

Сергей Белолипецкий: Совершенно верно, он исполнитель и заказчик в одном лице, интересы у него какие-то общие есть с вами? Ну, только чтобы вы не жаловались, понимаете. Вот и всё, понимаете.

Константин Чуриков: Была такая поговорка, про козла и огород, в общем, из этой серии.

Сергей Белолипецкий: Ну, примерно так. Самый простой пример: если хозяйка идет за огурцами для всей семьи, то она вот заказчик вот этих огурцов. Он там смотрит, выбирает, какие лучше, какие хуже. А если для вас кто-то будет подбирать, и интересы другие. То вам и выберут числом поболе, ценой подешевле. Семья есть не будет, скажет, что это такое.

Марина Калинина: Ну, если вы заговорили про жалобы, что исполнитель не хочет, чтобы жаловались. А если всё-таки не устраивает качество услуг, куда жаловаться, какой алгоритм, что делать?

Сергей Белолипецкий: Ой, ну, понимаете, алгоритм опять: есть, прописан законодательно. Есть надзорные органы, Жилинспекция, есть в каждой администрации отдел ЖКХ, так называемый муниципальный контроль. Вот у нас контролеров достаточно много. Пальцев может не хватит, сколько в управляющих компаниях контролеров на это дело. Но, как известно, семь нянек – дитя без глазу. Я поэтому говорю, предлагаю всегда другой алгоритм. Создавайте ТСЖ, становитесь хозяевами в собственном доме и заказчиком этих услуг. Председатель ТСЖ может быть не с первого дня, он там первый год понабивает себе шишки, так сказать, понатирает мозоли. Но через год, через полтора, через два он становится профессионалом, если он, конечно, плотно этим делом занимается. И через год через два вы свой дом не узнаете, и платежи будут совсем другие.

Константин Чуриков: Смотрите, какие письма пришли, кстати, ещё до сегодняшнего эфира, это важно, вот буквально ещё несколько часов назад от наших зрителей. Вот город Орёл, кстати, город, который не был в правительственном списке:

- Улица Теплостроительная, тепла нет, замерзаем, топят так, что батареи еле теплые, дома ходим в куртках, дети болеют, в садик их отводим, чтобы хоть погрелись.

Кстати, вот по поводу батарей: теплые они нетеплые, ведь к нам приходит управляющая компания, ну и даже в Москве многие  сталкиваются с этим, и говорят: "Нет, подождите, вот вопрос дискуссионный – теплые они или не теплые?".


Сергей Белолипецкий: Нормативы, есть нормативы. Тут опять же закон достаточно строгий, понимаете, если у вас даже есть какие-то сомнения. Простая вещь: открываете правила оказания коммунальных услуг, это постановление 354, да, так сказать, оно должно отскакивать от каждого профессионала как от зубов. Другое дело, что потребителю скучновато разбираться во всех тонкостях этого дела. Опять же, я говорю, а если есть профессиональный заказчик, он представителя своего ТСЖ вызывает, и говорит: "а что это такое?" И всё, и тот уже должен колотиться, это его работа.  Что такое профессиональный заказчик, он за это деньги получает, зарплату! Если он не устраивает его, то всё: раз и до свидания.

Марина Калинина: Вот пишут нам люди, обычные люди, которые смотрят нас сейчас:

- Выхино, температура ниже нормы, приходится выпрашивать и писать по сто жалоб.

Сергей Белолипецкий: Это так и будет продолжаться вечно, понимаете, мы так сказать всё время будем крутиться вокруг той самой штуки. Есть две схемы: недотоп и перетоп. И обе приносят прибыль ресурсникам, на самом деле. Если у вас в доме стоит счётчик, в Москве таких домов большинство, по области там меньше половины.  Вот, так сказать, им интересно перетапливать. Сделать побольше, что бы так сказать прибыль, она же сидит в тарифе, значит, там какой-то процент с этого иметь. Если вы оплачиваете без счетчика, по нормативу, так вам надо просто урезать, грубо говоря, подачу вдвое, и вот они деньги, понимаете. Ещё раз, да: у вас нет ресурсников, у заказчиков нет интересов, таких же, как у потребителя. Нету. Поэтому будет не так – будет всегда.

Константин Чуриков: Выгодней делать не так, в любом случае.

Сергей Белолипецкий: Конечно, конечно. Надо удивляться, когда у вас всё хорошо.

Константин Чуриков: Ну, давайте, может быть, я не знаю, удивимся или не удивимся.

Марина Калинина: Давайте послушаем, да, Александра из Московской области. Он нам дозвонился, Александр, здравствуйте, вы в эфире.

Александр, г. Москва: Здравствуйте. Проблемка всё тоже насчет отопления. Звоню я из Московской области, Орехово-зуевский район, город Куровское. Сколько раз в управляющую компанию обращались, у нас проблемы и с водой и с отоплением. И по сей день, вот всю неделю эту диспетчеру звоним, заявки оставляли, записки и ноль эмоций. Ни ответа, ни привета.

Константин Чуриков: Александр, а чтобы было побольше эмоций, вы куда-то ещё пробовали обращаться? И что за дом у вас?

Александр, г. Москва: Да, многоквартирный, пятиэтажный. Первый подъезд страдает, говорят, там нарушена технология при стройке вроде, ну я просто новенький в этом доме, всего живу полтора года в этом доме, около двух лет почти. И бабушки уже говорят, с 2011 или 2013 года ходят, пишут, заявления оставляют, а управляющая компания, я не знаю, не реагирует или что. И вот я занялся этим вопросом. Думаю, немножко их потеребить что ли.

Константин Чуриков: Вы, может быть, не тех теребите, потому что  нам наш гость, Сергей Александрович, говорит, что нужно жаловаться обращаться во всякие органы. А не к тем, кто в общем-то сам себе судья и сам заказчик.

Марина Калинина: Ну, во-первых, главная причина, то надо создать свое ТСЖ, да, я так понимаю? Это выход.

Сергей Белолипецкий: Это выход, который решит все проблемы, понимаете. Если вы это, так сказать… это лениво и, так сказать… "ой, это надо бухгалтерию, регистрироваться налоговых органах", - это, в общем, считается хлопотно.

Марина Калинина: Это один раз надо пройти. Чтобы собрать сначала собрание – это самое сложное. Всё остальное – ерунда. Но понимаете, или один раз это сделать и потом так сказать навести уже порядок в собственном доме, или каждый отопительный сезон сначала вот это начинать.

Константин Чуриков:
Ну, хорошо, создан ТСЖ. В любом случае надо чтобы хотя бы кто-то, как минимум председатель этого ТСЖ, разбирался в проблематике.


Сергей Белолипецкий:
Совершенно верно, тут вы смотрите в корень, но опять обыватель обычно забывает, и вы в том числе, что ТСЖ необязательно занимается эксплуатацией. Опять законодатель эти вещи не разделяет, больше того, в законе написано одновременно:  в одном месте, что эксплуатация – это часть управления, в другом месте написано, что управление – это часть эксплуатации. Ну, это нормально для нашего законодателя это в порядке вещей, понимаете. Так вот, ТСЖ не обязан заниматься эксплуатацией, самостоятельной эксплуатацией собственного дома. Достаточно создать ТСЖ, зарегистрировать, да, заиметь печать, расчётный счет, собирать все деньги и всё. Дальше можно нанять ту же управляющую компанию. Но платить ей вы уже будете после того, как вам оказаны качественные  услуги. Не оказаны услуги – нет денег. Понимаете, что такое заказчик: это приемка работ. Есть даже такая бумага – акт о принятии выполненных работ, понимаете. Акт подписан – оплата есть, акт не подписан – оплаты нет, до свидания понимаете. И тут уже перед вами всё по-другому, и те же ресурсники за деньги, они будут топить как надо.

Константин Чуриков: А в знак протеста они, извините, не отключат вас от каких-либо благ цивилизации?

Сергей Белолипецкий: Вот вы уже смотрите дальше. Значит, мало того что отключают блага цивилизации. У меня есть конкретные примеры, я не знаю, можно специально не готовил. Но есть, так сказать, подмосковные города, где на председателей ТСЖ заводят уголовные дела, понимаете? А он только бьётся за что? Чтобы был тариф для населения, а не для промпредприятия. Он эти суда выиграл, но пока он, так сказать, это всё шло, на него завелось уголовное дело за неоплату, за уклонение от оплаты и человеку вообще говоря не срок, но административку получил.

Марина Калинина: Ну, у нас вот, лично на моем опыте, председателя ТСЖ избили.

Сергей Белолипецкий: Да, вот такие варианты бывают.

Константин Чуриков: Я думаю, что после таких историй, количество ТСЖ в нашей стране увеличиваться явно не будет.

Сергей Белолипецкий: Не город Железнодорожный, нет?

Марина Калинина: Нет.

Сергей Белолипецкий: А, ну я знаю, так сказать, подмосковные варианты. И люди сидят, вплоть до того, что…

Константин Чуриков: Так что граждане, организовывайте ТСЖ, понятно. У нас есть звонок. Елизавета из Москвы дозвонилась, Елизавета, здравствуйте.

Елизавета, г. Москва: Здравствуйте, по поводу ТСЖ могу сказать что у нас было организовано ТСЖ, но от этого теплее в доме не стало, потому что председатель ТСЖ был от строительной компании и, собственно говоря, воровали прекрасно. Никто никаких уголовных дел не заводил. Сейчас я живу в Москве вот как раз в Выхино ЖСК. У нас ЖСК. Но при этом мы обслуживаемся ГБУ "Жилищник", но ЖСК сейчас фактически брошенное, т.е. предыдущий председатель, он вообще ничего не делал, он было просто-напросто пожилой человек, который ничего не делал. Вроде как его заменили, но он не передал дела. И мы в подвешенном состоянии. В итоге, единственный, кто занимается домом – это я. Хотя  я просто жилец этого дома. Я каждый год добиваюсь, пишу кучу просто бумаг, у меня уже макулатуры огромное количество. И после там определенных десятков обращений и в управу района и в мэрию, нам включают наконец-то отопление. Внизу вентели перекрывают всё это время до того, как приходят к ним проверки, значит, мне говорят: "Это подача от города, мы ничего не можем сделать". А потом вдруг раз и всё приходит в норму.

Марина Калинина: Оказывается, что могут.

Константин Чуриков: И вы хотите сказать, Елизавета, что вот так вам приходится бороться каждый сезон или это вот из ряда вон выходящее?

Елизавета, г. Москва: Да, каждый год я включаю отопление через вот… Т.е. несколько месяцев я мерзну и включаю обогревательные приборы. Но вот после вот этой вот борьбы наконец-то мне включают. Это город Москва.

Константин Чуриков: Ну, вот это город Москва. А давайте вспомним, ещё у нас несколько недель назад был случай трагический в Рязани.  Взрыв газа в жилом доме, да? А человек просто пытался отопить свои квадратные метры.

Сергей Белолипецкий: Да, это тема очень больная, надо сказать, и в общем, я не знаю, может быть, это определенное кощунство, но надо благодарить именно людей, которые пострадали, что это попало в средства массовой информации, что это хотя бы озвучено. Вы мен простите, но если покопаться в этом деле подробно, то выясняется, что это не единственный случай. Вообще говоря, у меня тут где-то выписано, что в 2016 году зарегистрировано девять взрывов газа по стране, в 2012 году – 130 погибших было в стране из-за взрыва газа. Это серьезнейшая проблема, причем тенденция не к убыванию, понимаете, она сохраняется, а может быть даже и растет. Это очень серьёзная проблема, на самом деле это всё опять от того же, понимаете. Вот, представьте себе: коммерческая недвижимость, вот вы там строите себе здание, бизнес-центр. У вас там подрядчик, строитель, он перед вами, опять же, как перед заказчиком, в определенной степени пляшет, заглядывает в глаза, понимаете? Вот люди, покупающие квартиры, они заказчиками строительства ну никак не являются. Кто является заказчиком строительства? Сам строитель, понимаете? Ну, вот точно такая же схема, понимаете? Чего он там строит? Значит, с обманутыми дольщиками у нас вроде как проблема, хотя ещё тоже далеко не снята, но с полуобманутыми дольщиками, это когда дом построен, а канализации нет, а лифт не пущен, а отопление, как звонил нам человек, работает в полнакала. На самом деле, человек должен ещё раз заплатить, чтобы ещё раз достроить собственный дом.

Марина Калинина: А потом ведь жители никогда не узнают, как там проведены эти трубы внутри дома и как это проверить…

Сергей Белолипецкий: Вы меня простите, а он не обязан! Вы же если покупает картошку, вы же не знаете, как она выращивается, вы же смотрите на внешний вид, так сказать, и всё. Другое дело, что есть потребнадзор, он за этим следить, а здесь есть вроде как стройнадзор. Но интересы стройнадзора, понимаете, ну… чтобы здание там не рухнуло, чтобы сильно не взорвалось. Всё. Интересы потребителя, который платит деньги, как известно, кто платит, тот должен, так сказать по идее заказывать…

Марина Калинина: Заказывать музыку.

Сергей Белолипецкий:
Совершенно верно! Вот смотрите, платим мы, а заказчиком при этом не являемся. А если разобраться во всей этой схеме, должен быть системный заказчик. В одно время вот продвигалась идея самоорганизции, ну это я правда сильно углубляюсь и отвлекаюсь… Но в принципе, вот именно, так сказать, один из авторов, Виктор Семенович Плескачевский, именно об этом и говорил, что должен быть системный заказчик: плавно переходить ответственность, финансовую ответственность, да?! Что такое саморегулирование – это комиссионный фонд, который должен идти именно на погашение этих ущербов. Вот как в строительстве есть, я вот не понимаю, извините, да, куда смотрят законодатели опять же, как в строительстве есть система саморегулирования – огромные, разбухшие, чуть ли не триллионные суммы в комиссионных фондах - и вот такие ситуации обманутых дольщиков. Ребята, это должно вот прямо автоматом из комиссионного фонда все эти огрехи затыкать. Потребитель не должен задумываться даже об этом он уже заплатил. Будьте любезны, обеспечить ему то, что он должен получить. Всё.

Константин Чуриков: Давайте послушаем звонок, Галина из Калуги у нас на линии. Галина, здравствуйте.

Галина, г. Калуга: Здравствуйте, скажите, пожалуйста, вот я живу в многоквартирном доме. Вот у меня сейчас 14 градусов тепла. А зимой бывает 11. Я куда только не обращалась с ЖКО. Бесполезно. Всё по кругу идёт. Я депутату в том году писала заявление, он позвонил. Только тогда пришли из ЖКО. Померили – 15 градусов у меня было. Ну, я думаю, хотя бы сняли бы оплату за отопление. Ничего не сняли. Так вот, и сейчас 15 градусов. Я опять звоню к депутату. Пришел инженер. Намерил мне 18,5 градусов. Я говорю, какой 18? Я сижу в трех платках и в перчатках, понимаете? Меня даже на скорой увозили в том году: у меня началась аллергия на почве холода, а в этом году у меня что-то по гинекологии произошло. Я не знаю даже, что делать.

Марина Калинина: Галин, а такая проблема только у вас в квартире или во всём доме или в подъезде?

Галина, г. Калуга: Во всём доме, знаете, что у нас делают люди, у нас ставят по 5 батарей, обивают квартиры, вот знаете, сверху, что-то с домом, я не знаю даже. Я вот к депутату сейчас записалась на 9 ноября и вот скажу ему, я говорю, посмотрите, что делается… А вот окружение этой квартиры стоит 32 тысячи. Я говорю, давайте, я восемь батарей что ли поставлю? Вот и всё. Я говорю, что с ума сошли, вы что? Она мне намерила 18 градусов! Какой 18?

Марина Калинина: Ну, мы поняли…

Константин Чуриков: Слушайте, Галина, ну, вот что страшно в этой истории, что речь идет не медвежьем угле, это Калуга. Это очень обеспеченный регион. Губернатор, кстати, Калужской области у нас возглавляет списки самых эффективных губернаторов страны.

Сергей Белолипецкий: Печально, печально всё это слышать, и я вот опять. Прям хочется извиняться перед людьми, что эта тема из года в год одна и та же возобновляется возобновляется. Единственное что я ещё могу порекомендовать: в каждом регионе есть общественная организация "ЖКХ Контроль". И в Московской области я тоже её представляю отчасти. Значит, ну всё-таки правильно составленный документ и отправленный куда надо и подписанный именно вот…

Константин Чуриков: А куда надо - это куда?

Сергей Белолипецкий: Ну в ту же инспекцию я могу направить, ну я правильно составлю акт. Кстати, говоря, вот когда холодно, когда там не та температура воды. Кстати, я напоминаю, 60 градусов должно быть, не 55, а 60 должно быть градусов.

Марина Калинина: А сколько должно быть в комнате по нормативам?

Сергей Белолипецкий: 18, в угловых – 20. Значит, другое дело, что нужно взять термометр. Ну, ясное дело, что хотя бы бытовой, но бытовой легко в суде оспорить, он у вас показывает неправильно.

Константин Чуриков:
Там же ещё, извините, целая наука. На расстояние одного метра от пола…

Сергей Белолипецкий: Целая наука, совершенно верно! И вдали от отопительных приборов. Ну, опять, есть такая вещь – интернет,  вы всегда найдете, как это сделать. Что я могу сказать, пригласите двух соседей, ещё какого-нибудь независимого человека. Три человека, три собственника, вот я делаю, кстати, девушке поставлю запятую, она не жилец, он собственник, скорее всего, это уже кое-что, это ответственность, это уже определённая заинтересованность должна быть в результатах. Значит, берете трех собственников, можно ещё кого-нибудь стороннего, опять же общественную организацию. Составляете акт, хоть каждый день. Вот этот акт, когда уже составлена бумага, профессионал понимает, что это вообще тема для суда, ему деньги придется возвращать рано или поздно.

Константин Чуриков: Ну, извините, тут уже последствия для здоровья, да? Галина жалуется на определенные заболевания, это серьёзное дело, это статья.

Сергей Белолипецкий: Конечно, значит. Ну опять, смотрите, хочется отослать к адвокату, ну это опять затраты…

Марина Калинина: Деньги, нервы и тоже здоровье.

Сергей Белолипецкий: Вы меня простите, здоровье может быть дороже. Но другое дело, что всё упирается в то, что у народа и денег на это всё. Они поэтому ждут, что, может быть, само заработает всё. Но вот видите, не заработает само.

Марина Калинина: А сейчас узнаем, как дела обстоят в Казани. Марат, вы с нами на связи, слушаем вас.

Марат, г. Казань: Алло, здравствуйте, вот я хотел сказать, у нас когда отопление включают, в квартире становится невозможно дышать, т.е. где-то около 30 градусов становится тепла. Мы первый год когда переехали терпели, а потом вот постепенно на все батареи поставил я краны, и перекрывали их, и мы включаем, когда уже сильно холодно на улице: -20… -30. А по идее получается, что мы отоплением не пользуемся почти, а платим как будто бы у нас по максимуму оно идет.

Константин Чуриков: Скажите, Марат, а такая ситуация у вас во всем доме или только в вашей квартире. Потому что бывает же что на одних этажах очень тепло, а …

Марат, г. Казань: Ну, я так понял, что во всём. Потому что у нас и в других подъездах, мы разговаривали, и у нас даже вот друзья живут в нашем микрорайоне в другом доме, у них такая же ситуация, да.

Константин Чуриков: Вы хотите сказать, что вы завидуете нашей зрительнице Галине из города Калуги?

Марат, г. Казань: Ну, я не завидую, в принципе мы сами регулируем. Мне не нравится, что я переплачиваю за то, чем я не пользуюсь.

Константин Чуриков: Резонно.

Марина Калинина: Спасибо. Ну вот то, что вы говорили – перетоп и недотоп.

Сергей Белолипецкий: Жар – он, как говорится, костей не ломит. Но перетоп, это вот да. Одна из бед наших систем теплоснабжения. Вот есть разные причины, да. От банального заработать побольше. Но если там… в технологии просто углубляться не хочется. Ну грубо говоря, одна котельная, а неё десять домов, так сказать, ветвь тупиковая, то последний дом – недотапливается, первый – перетапливается. Ну и там надо делать новое шамбирование, новую регулировку делать всего этого дела, а это опять деньги затраты, ну, небось как-нибудь, понимаете. Опять же – нет заказчика. В своем доме, да, мы поставили автоматическое регулирование и всё, проблема снята: у нас на 30-40 процентов платежи снизились тут же. Тут же всему дому, понимаете. Другой раз люди говорят: "Ой, какой у вас там тариф высокий на содержание", понимаете. Так вы меня простите, я здесь заплачу на рубль больше, а там на сто рублей меньше. Вот этого люди ещё не понимают.

Константин Чуриков: Интересное сообщение из Балашихи:

- Спасибо большое вашему каналу. Мы год назад по смс послали вам жалобу по поводу плохого отопления. Но теперь у нас жара, батареи горячие – дома жара. Не знаем, ваша передача помогла или совпадение, но всё равно спасибо.

Видите, прикладывают как говорится, ОТР к больному месту.

Марина Калинина: Ну, вот как раз Марат, который звонил из Казани, он затронул такой важный вопрос – "почему я должен платить за то, что я недополучаю и чем я не пользуюсь". А мы имеем право не платить?

Сергей Белолипецкий: Ну, совсем не платить - такого не бывает, конечно, но опять, если мы идем к тому, что рыночные механизмы – они объективны, экономически обоснованы и должны завладеть. И, кстати, в стратегии развития реформы, которая не так давно была принята, в этом определенные слова есть. Так вот если на это смотреть с этой точки зрения, да. Вы должны заплатить столько, сколько потребляете – не больше, не меньше. Но ещё важно, какой тариф. Об этом тоже два слова надо сказать. Смотрите, на сегодняшний день как определяются тарифы на то же отопление. Мы говорим про отопление, наверное, ещё и потому, что это самая капиталоёмкая коммунальная услуга. Все остальные на самом деле примерно те же проблемы: и по горячей воде, и по холодной. Разные параметры: там давление, а здесь температура. Ну это мы отвлеклись. В принципе, да, как определяются тарифы в настоящее время. Есть в каждом регионе комитет по ценам тарифов, который на основание документов, которые предоставляет поставщик. Да? Говорит, вот у меня такие и такие затраты. И он на основании эти документов говорит, вот, будет 2000 рублей за гика калорию. Вы меня простите, но поставщику в таких случаях выгодно свои затраты увеличивать. Всё равно же люди заплатят.

Константин Чуриков: Одних убытков там сколько, естественно, да.

Сергей Белолипецкий: Кто же должен заказывать музыку? Вот! Значит, объективно говоря, должна быть ситуация немножко другая. Опять должен быть треугольник: с одной стороны поставщик, с другой стороны потребитель, которого интересы, а государство в лице комитета должно быть третейским судьей. Вот я как потребитель, скажу: "ребята, а вот почему это вы электроэнергию покупаете или там газ вдвое дороже, чем она на рынке вообще может быть? Или зачем вот вы там, я не знаю, роллс-ройс себе купили?". Вот тут  надо влезть, так сказать, и посмотреть, когда будут существовать вот такие весы равновесные, вот тогда да, тогда я соглашусь. Вот здесь мы заплатим, вот здесь не заплатим.

Константин Чуриков: Ну, с другой стороны ресурсы, снабжающие организации, они же чаще всего государственные, правильно?

Сергей Белолипецкий: Не всегда, далеко не всегда. даже если государство или там муниципалитет - владелец. Он всё равно хозяйствующий субъект. У него всё равно есть прибыль, всё равно есть свои интересы, понимаете, у них там премиальные, там туда-сюда, про серые схемы я не говорю. Это сплошь и рядом.

Константин Чуриков: Т.е. государство не будет спрашивать у самого себя, как вы обеспечиваете…?

Сергей Белолипецкий: На самом деле комитет по ценам и тарифам отслеживает  постановления того же Медведева или там ещё кого-то, какие меры борьбы государства, чтобы тарифы чересчур не завышались. Они установили предел – вот порог инфляции – 4 процента, понимаете. Вот соответственно дело ресурсника – хотя бы эти 4 процента отъесть.

Марина Калинина: Отжать.

Сергей Белолипецкий: Отжать, совершенно верно, да.

Марина Калинина:
Ну, в этой сфере мне кажется, только так разговаривают.

Сергей Белолипецкий: Интересы потребителя совсем в другом. И ещё по этому поводу, так сказать, важная вещь. Смотрите, в июне у нас принято очередное постановление 603. Почему-то вот СМИ замалчивают. Это тема она возникла ещё с 261 закона в 2009 году принятого. Коэффициенты, повышающие коэффициенты к нормативам потребления. Что это означает. Если у вас на доме общедомового счетчика тепла нету, это к любой коммунальной услуге относиться, мы говорим про тепло, еще раз, потому что это капиталоемкая услуга. Если у вас нет счетчика, то выплатите по нормативу. Значит норматив потребления – определенная гигокалория на квадратный метр и умножаем на тариф. Тариф в каждом регионе свой. На севере побольше, здесь поменьше. И норматив тоже для регионов разный. Но вот этим постановлением ещё раз подтвердилось, что будет коэффициент. Простите, с первого января 2017 года, не за горами, повышающий коэффициент полтора. Это очень-очень важно. Значит, давным-давно пора бежать, в Москве это может быть не так актуально, здесь 99 процентов домов счётчиками, общедомовыми приборами учета, профессионально говоря, оснащены, а в Московской области, я ещё раз говорю, меньше половины, там процентов сорок имеют счетчики. Вот они, скорее всего первого января получат полтора и вот-вот сделают вот такие глаза на всё на это и скажут: "А как, а почему?". Так закон, незнание закона не освобождает. Вы меня простите, бегом, бегом! Это очень серьезные вещи. Другое дело, что это опять стоит денег. Это не просто купить счетчик как на воду и поставить это определенное технологическое сооружение. Это надо взять подрядчика, это называется узел учета, это там трубопровод… ну грубо говоря, это несколько миллионов рублей. Это несколько миллионов рублей.

Константин Чуриков: Чтобы ещё грамотные люди, а не какие-то аферисты за это взялись, потому что по-разному бывает.

Сергей Белолипецкий: Слава богу, здесь вроде порядок есть. Там не лицензирование, но, по-моему, допуск определенный есть, сейчас скажу. Ресурсники не подпустят кого бы то ни было. Вы должны, если вы даже нашли на стороне, так сказать, не ресурсника, то, значит, ваш подрядчик должен проект с ресурсником согласовать. Там как раз всё очень строго прописано, 261 закон открываете, он большой, но там всё это подробно прописано. Но я к тому, что это делать уже собственно поздно. Уже попали на эти деньги. Уже попали. Потому что это дела не одного дня, и, как правило, делается летом, вы меня простите, не в отопительный сезон. Вот, почему об этом не говорят – я не знаю.

Марина Калинина: У нас звонок ещё один есть, давайте послушаем. Здравствуйте, вы в эфире.

Евгений, Ростовская область: День добрый. Подскажите, пожалуйста. У нас квартирный дом на восемь квартир. Перед домом в яме установлена шайба так называемая, после крана на подачу в дом, шайба, в которой отверстие 8 миллиметров. Якобы существует какая-то норма на каждый дом. Это правда? Законна эта шайба или нет? А труба диаметром подходит 50 миллиметров. Т.е. пять сантиметров.

Сергей Белолипецкий: Ну, мне как профессионалу понятно.

Константин Чуриков: Понятно, что не о хоккее речь.

Марина Калинина: Спасибо за звонок!

Сергей Белолипецкий: Ну, естественно бывает сложно, так сказать, термин там с правильной… Слова "шайба" мне в этом случае достаточно. Шайбирование – что это такое? Когда одна котельная обогревает сразу десяток или два десятка домов, да? И, так сказать, дома старые и ТП нету, регулировки подачи тепла нет. Так чтобы последнему дому всё-таки что-то досталось, да, то первому немножечко трубу, так сказать, зажимают. Вот вставляют шайбу на входе  - это стандартная ситуация. Другое дело, что там чуть ли не ежегодно нужно делать пересчеты, потому что, вы меня простите, это система живая, там трубы могут закокситься, там отложения всякие разные, ну и, так сказать, кто-то может быть, что-то где-то увеличил, кто-то ТП поставил, кто-то узел учета поставил. Всё-таки это всё в одном месте поотрегулировали, а влияет-то на всех. Поэтому это надо… по идее, значит, ресурсники должны проверять и диаметр этой шайбы… У них должен быть определенный документ на это, что вот они проверили, что вот этот дом вот столько. Вот. Ну, собственно говоря, шайба – она должна, так сказать, и обеспечить вам не недотоп, не перетоп, а вот то, что надо. Это законно, но дело в том, что диаметр нужен тот, который нужен. Ресурсники должны за этим следить.

Константин Чуриков: Очень много у нас сообщений на смс-портале. Просто даже не знаем, с чего начать. Ну, например, вот Краснодар: ужасная работа управляющей компании, горячая вода надлежащего качества идет с перебоем, отопление уже три года ниже нормы. Ещё вот, мне очень понравился стиль, Ликино-Дулево, Московская область: помогите управляющей компании "Партнер" восстановить отопление на улице Октябрьской, дом 12. Простите, пожалуйста, но мы, в общем, не занимаемся жилищно-коммунальными услугами, я думаю, что Сергей Александрович только вот совет вам какой-то может дать.

Сергей Белолипецкий: Ну, опять-таки, есть многочисленные надзорные органы, муниципалитет, Жилинспекция, общественная организация "ЖКХ Контроль" Московской области сидит перед вами. Вот звоните мне, обращайтесь.

Марина Калинина:
Вот, сообщение из Анапы:
- Улица Парковая, 64А, нет отопления вообще.
И ещё у нас есть звонок. Ирина из Приморского края. Ирина, здравствуйте. Какая у вас ситуация?

Ирина, Приморский край: Здравствуйте, ну, у нас на улице уже снег лежит. В детских садах – десять градусов всего тепла. Отопление не давали. Не знаю, когда у нас будет отопление.

Константин Чуриков: Там же дети, наверное, болеют вообще! Как говорится, из гриппа не вылезают.

Марина Калинина: А что говорят? Вы обращались с жалобами наверняка же?

Ирина, Приморский край: Обращались, ну… Пока обещают, но пока нет отопления. В квартирах холодно.

Марина Калинина: Понятно, спасибо большое. Но вот как оказалось…

Сергей Белолипецкий: Ну, это беда, она к сожалению, нередкая. Ещё раз говорю, мне даже вот извиняться за коллег, что в 21-м веке такие проблемы существуют. Это вообще абсурд! Этого быть не должно никогда. Но вся беда в том, что у нас и сети бесхозные, и заинтересованности у ресурсников нет особенной. И заказчика нет. Ну, вы меня простите, ну вот так. Вот…вот так! У нас такая страна, у нас такая система. И когда это кончится, я откровенно говоря, не знаю.

Константин Чуриков: Я просто думаю, может быть как раз…

Марина Калинина: Есть ещё одна проблема, такая в общем… человеческий фактор, когда один сосед вредит другому. Вот, пример из Оренбургской области, сообщение: один умник, купил квартиру угловую, отрезал батареи, сам там не живет, а его соседке перестали греть трубы вообще, и никому до этого дела нет. Вот такие случаи тоже есть.

Сергей Белолипецкий:
Нет, ну вы простите, заявление в управляющую компанию, элементарная вещь. Заявление только вот каждый раз, когда вы какую-нибудь бумагу пишете, она достаточно официальная. Вы копию себе оставьте. И, так сказать, если вас в кратчайшие сроки, я сейчас уже не помню, там по электронной почте три дня, а так чуть ли не две недели нет ответа по существу – вы идёте в суд, в прокуратуру, в жилинспекцию. Там штраф выписывают, вы меня простите, там до полумиллиона рублей вообще без разговоров.

Константин Чуриков: Я просто подумал, может быть, в следующий раз, проводя подобное совещание по проблемам ЖКХ, вот спрашивать не у чиновников, а в общем селекторное совещание с жильцами, с жителями, вот и тогда будут другие совершенно, да, результаты.

Сергей Белолипецкий:
Я не завидую, я понимаю совершенно, да, что этого никто не будет делать. Поверьте, ну если можете мне, даже проводя собрание вроде всей душой на стороне людей, да, то там другой раз хватали за грудки, ну потом разбирались, правда.

Константин Чуриков: Давайте подведем результаты нашего смс-опроса. Мы спрашивали, включили у вас отопление. Ну тем не менее, абсолютные цифры таковы, что да – 98 процентов, нет – только 2 процента. Другой вопрос, мы не спросили там о нюансах, да? Включили, тепло ли вам, довольны ли вы, ну в общем – сухие цифры они такие.

Марина Калинина: Но вот судя по сообщениям, которые к нам пришли в огромном количестве просто. Все так откликнулись на эту тему, что в общем и основном батареи-то прохладные. И вот как нам звонили и говорили, что в квартире плюс одиннадцать, а не как положено – плюс восемнадцать.

Сергей Белолипецкий: Акт, акт, срочно акт! Три человека, несколько даже бытовых термометров вы берете три штуки и, так сказать, среднее покажет вам более-менее объективную картину. Но это всё надо грамотно зафиксировать. Ну адвоката берите в конце концов, если сами не можете.

Константин Чуриков: Спасибо за ваши советы!

Марина Калинина: Спасибо большое.

Константин Чуриков: У нас в студии был Сергей Белолипецкий, директор Ассоциации ТСЖ Московской области, преподаватель РАНХиГС, говорили мы об отопительном сезоне и как стартовал в нашей стране.