Такой картины в хлебниковском затоне не было со времён Великой Отечественной войны. Выражаясь языком речников, круизные теплоходы с октября всё ещё находятся в «состоянии зимнего отстоя». Отсюда суда каждую весну уходили по российским рекам в плавание. Если бы не пандемия. Потеряна половина сезона - всё это время компании не зарабатывали, а тратили - теплоход не машина - просто так в гараж не поставишь - обслуживать нужно круглые сутки. Михаил Кулик, юрист, специалист по международному морскому и внутреннему водному праву: «Международный круизный рынок, по данным и Forbes, и других уважаемых изданий, просел в среднем на 70-80 процентов. На столько подешевели компании и на столько же упали их доходы». У отечественных компаний доходов нет - об этом заявила сегодня Российская палата судоходства. Всё, что заработали в прошлом году, вложили в спасение утонувших проектов. И то - пока не у всех получилось рассчитаться с туристами, которые решили не переносить круизы, а потребовали деньги. Потеряли миллионы, но не людей... Александр Соснин, председатель совета директоров круизной компании «Созвездие»: «Мы ввели дополнительные должности первых штурманов на некоторых теплоходах. Это позволило на одну навигацию трудоустроить тех, кто не вышел - чьи суда не вышли. Вообще кадровый вопрос у нас приоритетный. Абсолютно. Не только у нас, наверное, потому что если сейчас мы начнём терять плавсостав, то в следующем году у нас будет кошмарный дефицит. И это просто не по-человечески». Юлия Рукша 13 лет показывает москвичам и гостям столицы город с реки. Её профиль - прогулки, свадьбы и банкеты на воде. В навигацию компания выходит полным составом - и экипажи, и флот - пережили изоляцию без потерь. И без заработка. Вкладывались в новые суда. Юлия Рукша, генеральный директор судоходной компании «Теплоход»: «Это наш новый теплоход. Он называется «Жемчужина». Мы планировали, что он выйдет в навигацию в июне месяце, но в связи с событиями… Мы всё-таки надеемся, что августе он откроет двери для пассажиров». Остаться на плаву удалось благодаря тому, что все теплоходы в собственности. Юлия Рукша, генеральный директор судоходной компании «Теплоход»: «У нас в этом году уже нет цели заработать, скажем так. У нас основная цель - это выйти в ноль. То есть заработать на зимние расходы и погасить какие-то расходы, которые были на стоянку текущие». Когда теплоход стоит - он стоит компании в среднем 70 тысяч рублей в месяц. С началом навигации - будет ещё дороже. Прежнюю прибыль не принесёт с учётом требований Роспотребнадзора. Например, там, где раньше могли покататься 150 пассажиров, придётся нарисовать разметку - из расчёта полтора метра на человека. Людей меньше - усилий больше, а билеты и банкет по прежним ценам. Алексей Киселев, технический директор судоходной компании «Теплоход»: «Если взять аналогию по «Аэрофлоту», им же тоже было предписано в шахматном порядке сажать людей, но всё-таки здравый смысл возымел силу, им дали возможность загружать воздушные корабли согласно рассадке. Я думаю, что на выход к навигации нам тоже придёт небольшое послабление в этом же направлении». Обычно перед открытием сезона речники, как и моряки, желают друг другу семь футов под килем. В этом году впервые успех навигации зависит не только от погоды. Участники рынка ждут попутного ветра от государства. Анна Тарубарова, Сергей Ялдин и Сергей Зайцев, Москва, ОТР.