Константин Чуриков: Сейчас будет номер, конечно. Это наша рубрика «Один дома», в которой мы детям, которые, надеюсь, сейчас нас смотрят. Не только родители, но и те, кому нет 16 лет, мы показываем разные опыты. Но, конечно же, не сами. Мы можем лишь исполнять те указания, которые нам сегодня будет давать Юрий Трифонов, основатель ютьюб-канала «Инженерные знания». Юрий, здравствуйте. Оксана Галькевич: Да. Я в таком странном виде. Я штудирую билеты. Константин Чуриков: Юрий, мы получили бумагу. Оксана Галькевич: Воду, масло. Константин Чуриков: Из 6 пунктов. С разными какими-то опытами, фокусами. И мы совершенно не понимаем, что нам делать. Вы нами руководите, а мы будем это выполнять и пытаться изобразить какой-то фокус. Вместе с вами, я надеюсь. Юрий Трифонов: Да, конечно. Начнем с самого простого. Напомним, для чего все это делаем. Мы это делаем, чтобы изучить какие-то простейшие физические явления, эффекты и понять, как это работает. Оксана Галькевич: Закрепить программу. Юрий Трифонов: У нас с вами ряд опытов. Начнем с самого простого. Стакан с водой подготовленный. У вас он тоже есть. Оксана Галькевич: У нас тоже есть. Подожди. У нас рубрика детская. Константин Чуриков: Подойдет стакан? Хорошо. Юрий Трифонов: В общем, обычный прозрачный стакан с водой. Дальше. Берем с вами бумажку. Оксана Галькевич: Берем бумажку. Бери какую-нибудь бумажку. Константин Чуриков: Рисуй стрелочку. Хорошо, дальше. Юрий Трифонов: Есть такая штука, как преломление света. Вот сейчас в этом опыте мы с вами и поговорим про преломление света. Оксана Галькевич: Ее же еще и закрасить надо, да? Константин Чуриков: Да. Оксана Галькевич: Так. Юрий Трифонов: Можно закрасить, можно не закрашивать. Как вам больше нравится. Может быть, рыбку нарисовать. Оксана Галькевич: Извините. Константин Чуриков: Если Оксана рыбку нарисует, мы опозоримся сильно. Оксана Галькевич: Так. Константин, слушай, я бы попросила. Константин Чуриков: Так. Стрелку нарисовали. Дальше что? Юрий Трифонов: Дальше все просто. Берем наполненный стакан с водой. Готов у вас ведь, правильно? Оксана Галькевич: Да, готов стакан. Юрий Трифонов: Берем нашу с вами стрелочку и смотрим. Видите, стрелочка смотрит, допустим, налево или направо, как у вас получилось. Дальше берем стаканчик с водой. И стрелочку помещаем в стаканчик с водой. Я надеюсь, хорошо это видно в камере. Константин Чуриков: Лучше взять другой стакан тогда. Оксана Галькевич: Возьми другой стакан. Вот такой. Константин Чуриков: Который уже наполовину пуст. Юрий Трифонов: Теперь смотрите. Мы должны играть с расстоянием от стаканчика до бумажки таким образом, чтобы у нас рано или поздно за стаканом получилось перевернутое изображение нашего объекта. Давайте попробуем. Константин Чуриков: Я не знаю, как это будет. Юрий Трифонов: У меня это примерно 20 см от стакана до нашего с вами изображения. Константин Чуриков: Чтоб на камеру было видно, пытаюсь сделать. И что мы узнаем полезного в ходе этого опыта? Юрий Трифонов: Что у нас с вами на границе раздела двух сред происходит преломление света. Когда происходит преломление света, получается… Прекрасно у вас получается. Давайте смотреть. Оксана Галькевич: Вот так. А теперь вот так. Стрелочка меняет направление. Понимаешь? Константин Чуриков: Очень интересно. Правда, чувствую себя полным дебилом. Юрий Трифонов: Что у нас с вами получилось? У нас получилась собирающая линза. Что у нас делает собирающая линза? Она преломляет свет. В данном случае у нас в принципе граница раздела воды, стакана и окружающего воздуха является поверхностью этой линзы. Она преломляет у нас с вами луч света. Он переворачивается. И получается, что мы видим перевернутое изображение. Вот такой простой опыт. Константин Чуриков: Раздел, который вы сейчас проходили, называется оптика. Правильно? Юрий Трифонов: Правильно. Константин Чуриков: Я угадал название. Хорошо. Что еще мы можем с вами сделать? Юрий Трифонов: Давайте мы с вами сделаем такой интересный опыт, который покажет, как частицы окутываются каким-то другим веществом, а потом отмываются в стакане с водой и всплывают. На самом деле все гораздо проще. Берем тот же самый прозрачный стаканчик. Берем подсолнечное масло. Константин Чуриков: Оксан, я тебе помогу. Я поухаживаю за тобой. Оксана Галькевич: Да. Давай. Ты не расплескай только. Константин Чуриков: Я просто хочу понять, какой коктейль мы сейчас Оксане готовим. Оксана Галькевич: Нет. Константин Чуриков: Вот так много лить надо, да? Оксана Галькевич: Это же не пить надо. Юрий Трифонов: Чтобы у нас было с вами сантиметра два. Константин Чуриков: Вот эту рюмку видите? Посмотрите, пожалуйста. Вот такую рюмку надо влить в стакан? Оксана Галькевич: Давай, давай. Юрий Трифонов: Пузырьки рассосутся. Они с вами у нас пропадают. Получилось у вас там? Константин Чуриков: Очень красиво, кстати. Извини, я насвинячил. Так, дальше. Юрий Трифонов: У нас с вами получилось, что масло, которое имеет плотность меньше, чем обычная вода, поднялось над слоем жидкости и образовало ровный поверхностный слой. Правильно? Константин Чуриков: Да, так и есть. Оксана Галькевич: Да, да. Константин Чуриков: Можно показать. Юрий Трифонов: Готовы? Оксана Галькевич: Ровный слой. Нормально. Юрий Трифонов: Начинаем солить масло. Оксана Галькевич: Солить? Вот у нас соль. Юрий Трифонов: Соль тяжелее масла. Она начинает выпадать у нас на дно стаканчика. А теперь видите, какой интересный эффект получается? Посмотрите. Пузырьки у нас, которые уплывают вместе с тяжелой солью на дно, начинают потихонечку отмываться от соли. Видите, эффект такой интересный? Оксана Галькевич: А, да, да, да. Константин Чуриков: Ой как интересно! Оксана Галькевич: Ты пальцами закрыл всю красоту. Давай, я буду держать, а ты будешь соль добавлять. Юрий Трифонов: Получится такая интересная красивая лампа. Оксана Галькевич: Поссоримся. Что ж ты… Константин Чуриков: Да ладно. Мы уже всю соль отработали. Чему нас учит этот опыт, Юрий? Юрий Трифонов: У нас получилось, что у нас с вами частички, которые попадают в слой масла, сначала окутываются не полностью слоем этого масла, потом погружаются на дно нашего с вами стаканчика, там у нас соль переходит в раствор с водой, растворяется в воде. И масло, которое теперь ничто не держит, возвращается обратно к слою масла, поскольку имеет плотность меньшую, чем плотность воды. Вот такой интересный опыт, который в принципе является эквивалентом опыта с пирамидкой, который нас когда-то спрашивали. Вспомните. Оксана Галькевич: А, точно. Это цветные пирамидки, которые переворачиваешь, они в разные стороны. Понятно! Сначала они как бы на дно падают, а потом поднимаются обратно. Константин Чуриков: Довольно безопасный простой способ. И мама, кстати, не заругает. Я хочу, чтобы дети, которые нас сейчас смотрят, мальчики и девочки, нам позвонили. Если какие-то вопросы есть, пожалуйста, Юрий на них ответит. Так. Что еще у нас по плану, Юрий? Оксана Галькевич: СМС-портал. Что у нас там? Юрий Трифонов: Дальше можем сделать с вами такой интересный опыт, который называется по-разному — «Кораблик», «Рыбка». Основан на том, что у жидкости есть поверхностное натяжение. Поверхностное натяжение есть не только у жидкости, но и у той среды, которая попадает в эту жидкость. Если на жидкость капает капля масла, эта капля масла пытается покрыть весь слой жидкости и максимально ровно, максимально тонко, вплоть до слоя величиной в 1 молекулу, одну частичку, распространяется по всей поверхности. Если мы с вами возьмем вот такой тазик… Оксана Галькевич: Тут есть какой-то тазик. Костя, это наш с тобой совместный тазик. Не поверишь. Константин Чуриков: На двоих. Оксана Галькевич: Так. В тазике уже есть вода. Юрий Трифонов: Налили воду сколько-нибудь. Потом берем вот такую заготовочку. У вас ее, скорее всего, нет. Нужно ее вырезать. Это картонка. Оксана Галькевич: А, картонка. Кость. Что нужно? Квадратик вырезать, да? Константин Чуриков: Букву «Ю». Оксана Галькевич: Ну, попробуем вот такую. Господи, как давно я этого не делала! С детского сада младшего сына, по-моему. Так, теперь в центре делаем раз. Небольшой такой здесь вырез. Юрий Трифонов: На конце выреза делаем такое расстояние для капли. Кружочек такой. Оксана Галькевич: Кружочек. Сейчас я попробую. Простите. Это уже прям сложные задачи ставите. Кружочек, знаете… Ой, полетело куда-то. Ой, елки! Все, я испортила. Константин Чуриков: Ничего, ничего. Оксана Галькевич: Кость, я все испортила. Константин Чуриков: Да ладно, ничего страшного. Оксана Галькевич: Рассказывайте, пожалуйста, что-нибудь еще. У меня упал моя картонка. Во второй раз я справлюсь гораздо быстрее. Сейчас такое вырежу вообще. У меня тут сейчас будут вологодские кружева, пока вы говорите. Давайте. Константин Чуриков: Ты задавай вопросы по физике, школьник. Юрий Трифонов: Заготовочку, которую мы сделали, кладем на поверхностный слой воды. Она у нас плавает. Но на этом, конечно же, не все. Дальше мы берем с вами то самое подсолнечное масло, которое заготовлено. Или можно… его вытянуть. И набираем какое-то количество в шприц. Константин Чуриков: Шприц-то мы дома забыли. Юрий Трифонов: Можно просто капать из бутылки. Оксана Галькевич: Ты смотри, что делает наш учитель. Константин Чуриков: Угу, так. Юрий, а вы учителем работали в школе? Юрий Трифонов: Учителем — нет. Я в институте работал преподавателем. Собственно, вот у нас с вами есть капля нашего масла. И эту каплю масла мы должны с вами поместить в тот самый круглый вырез, который у нас есть на заготовке. Оксана Галькевич: А листочек на поверхности плавает? Юрий Трифонов: Да, на поверхности. Константин Чуриков: В тот самый откровенный вырез, который ты сделала, надо поместить эту каплю. Юрий Трифонов: Получилось слишком много. Я не знаю, видно или нет. Константин Чуриков: Видно. Юрий Трифонов: Но наша с вами заготовка должна начать плавать. Когда мы капаем каплю масла, она помещается в центр этой заготовки. Потом постепенно начинает через вырез мигрировать по всей поверхности жидкости, пытаясь образовать слой. Видите? Константин Чуриков: Посмотрите, у нас плавает. Оксана Галькевич: Ничего не трогай. Сейчас испортишь опыт. Константин Чуриков: Давай каплю ложкой попробуй сделать. Оксана Галькевич: Давай ты попробуешь. У тебя такая тонкая моторика, Константин. Ты же музыкант у нас. Константин Чуриков: На скрипке играл когда-то. Сейчас маленькую капельку. Юрий Трифонов: Мы с вами получили простейшее… Оксана Галькевич: Молодец, Константин! Мы прям попали, куда надо. Только она никуда не идет. Константин Чуриков: И чему нас это учит? Самое главное. Мораль. Юрий Трифонов: Это нас учит тому, что в результате того, что жидкость пытается распространиться из этого выреза, который мы сделали на заготовке, по всей поверхности нашего этого тазика с водой, по всей поверхности воды, образуется реактивная сила, которая и толкает нашу с вами заготовку. Вот видите, она потихоньку… Оксана Галькевич: Правда толкает, да! Очень медленно, но толкает. Юрий Трифонов: Можно ускорить этот процесс. Я просто сказал вашим коллегам, что можно взять Фейри еще. Можно Фейри капнуть — тогда она полетит, как ракета. Константин Чуриков: Фейри — это дорого, Оксан, да? Мы не принесли Фейри. Юрий Трифонов: Можно любое другое чистящее средство. Не столь важно. Главное, чтобы была высокая активность этого вещества. Видите, у нас пролетело какое-то количество времени. У нас вся поверхность покрылась новым слоем. И она перестала двигаться. Вот такой нехитрый опыт тоже демонстрирует интересное физическое явление. Оксана Галькевич: Да, очень интересно! У нас рыбка поплыла. Это правда. Действительно, плывет рыбка. Что еще? Константин Чуриков: Вопрос есть из Ярославской области: «Юрий, можете ли вы положить в стакан с водой обыкновенную иглу, чтобы она плавала?» Оксана Галькевич: Что? Иглу? Юрий Трифонов: Иглы сейчас под руками нет. А в принципе этот опыт тоже построен на том, что у жидкости есть поверхностное натяжение. Если аккуратно положить иглу и игла этот поверхностный слой не повредит, то она будет плавать. Да, это можно сделать. Константин Чуриков: Но это как всякие водяные паучки, да, эти водомерки — они же как-то перемещаются по воде? Они же в ней не тонут. Юрий Трифонов: В том числе. Пример хороший. Мало того, что они очень легкие. Они еще умеют очень хорошо пользоваться этими свойствами жидкости. Оксана Галькевич: У нас тут зритель из Оренбургской области повторяет за нами и говорит, что у него все гораздо лучше, чем у тебя, Константин, получается. Константин Чуриков: Я не претендовал. Оксана Галькевич: В принципе мы для этого и делаем, друзья. Опыт — сын ошибок трудных. Мы показываем, вы повторяете, делаете какие-то выводы. Юрий нам рассказывает о том, какие физические законы работают в этот момент. Что еще мы можем нашим зрителям показать? Константин Чуриков: Меня пугает. Тут есть какой-то пункт, пятый: «Протыкаем пакет карандашами». Юрий Трифонов: Именно это мы и хотим сделать. Этот опыт банальный. Он по интернету гуляет очень активно. Но почему-то все, кто его проводит, не объясняют истинный смысл этого опыта. А главный смысл здесь не в том, что мы с вами карандашом затыкаем дырку, как пробкой, а смысл в том, что у нас полиэтилен имеет способность восстанавливать свою форму после повреждения. Мы с вами протыкаем пакет карандашом, молекулы полиэтилена пытаются вернуться к естественному состоянию, вроде как заживить этот пакет. И получается, что у нас вода перестает проливаться. Давайте попробуем это сделать. А объяснение здесь вот это наиболее важное. Константин Чуриков: Возьми кулек. Оксана Галькевич: Только аккуратнее, прошу, пожалуйста. Юрий Трифонов: Еще чтоб пакет был наиболее мягким. То есть именно полиэтилен. Потому что пакеты бывают разные. Константин Чуриков: Сейчас тебя залью. Оксана Галькевич: Ну что сделаешь уже? Натерпелась и так от тебя всего, чего угодно. Константин Чуриков: Хватит? Еще? Оксана Галькевич: Побольше. Выливай все. Я боюсь, что и стакана будет мало. Юрий Трифонов: Вот у нас есть пакет. Оксана Галькевич: Главное мне его сейчас не уронить. Константин Чуриков: Завязывать пакет? Юрий Трифонов: Да, можно завязать, можно не завязывать. Это не столь важно. Оксана Галькевич: Можно я лучше завяжу? Правда, не знаю, лучше это будет или не лучше. Константин Чуриков: Мы в детстве так делали и потом это сбрасывали с балкона. Оксана Галькевич: Бомбочки такие делали? Константин Чуриков: Ага. Оксана Галькевич: Подождите, Юрий. Юрий, куда вы? Константин Чуриков: Не бросайте в самый ответственный момент. Оксана Галькевич: На самом интересном месте. Константин Чуриков: Юрий к нам вернулся. В каком месте протыкать? Юрий Трифонов: Делаем вот так. Оксана Галькевич: Иди сюда. Подожди. Вот сюда. Давай… Константин. Константин Чуриков: Хоба! Оксана Галькевич: Опа! Константин Чуриков: Ой. Так. Ну, ладно. Я почти. Оксана Галькевич: У нас почти получилось. Практически… Константин Чуриков: А можно мы кого-то попросим прийти в студию, эвакуировать пакет. Я боюсь, что мы тут все зальем. Оксана Галькевич: Да клади ты его туда уже. Там рыбка, пакет. Все утонули уже. Константин Чуриков: Так, хорошо. Нам понравилось. Юрий Трифонов: Идея в том, что у нас полиэтилен должен не давать воде вытекать. Если сделать медленно и аккуратно, все получается. Константин Чуриков: Торопиться не надо. Юрий Трифонов: Видно, как у нас слои полиэтилена пытаются эту образовавшуюся дырку затыкать. Вот этот простейший пример в какой-то степени метаматериала, который умеет сам на себе заживлять дырки. Это если очень просто. Это большая тема. Про нее можно долго говорить. Если упростить, это материал, который умеет сам себя залечивать. Вот такой опыт простенький. Есть еще опыты. Будем дальше смотреть? Константин Чуриков: Давайте, конечно. Мы не можем остановиться. У нас буквально 1.5 минуты, но мы успеем. Юрий Трифонов: Давайте про инерцию поговорим. Про инерцию все всё знают. Инерция — это способность тела сохранять свое положение и некоторый набор характеристик. Чтобы проверить, как это работает, мы с вами возьмем самую обычную бумажку и положим на край стола. На нее положим монетку. Можно даже две монетки. Положили — смотрим. Константин Чуриков: Нам пишет зритель из Хабаровского края: «Ребят, ничего не понимаю. Но самое главное — это смешно». Хорошо, что мы хоть кому-то поднимаем настроение. Оксана Галькевич: Это наша задача — занять вас и повеселить. Юрий Трифонов: Смотрите, в чем смысл. Когда мы бумажку перемещаем медленно, у нас с вами монетки перемещаются вместе с ней. Но если мы бумажку выдернем быстро, монетки остаются на своем положении. Оксана Галькевич: Это, кстати, очень важное сейчас умение — в любой непонятной ситуации чтоб деньги не терялись. Юрий, слушайте. Надо срочно тренироваться нам. Костя, здесь мокро. Давай там, где сухо, пожалуйста. Отойди. Ты тут намочил. Вот сюда. Константин Чуриков: Свинарник развела около себя. Оксана Галькевич: А свинячил то кто рядом со мной? Они не мокрые? Нормальные. Давай. Константин Чуриков: Смотрите, смертельный номер. Подождите, рука дрогнула. Не стой над душой. Ну, почти. Оксана Галькевич: Давай еще разочек. Константин Чуриков: Давай ты. У тебя рука счастливая. Оксана Галькевич: Я даже не знаю, что у меня с рукой. Константин Чуриков: Школа наперсточника. Оксана Галькевич: Все боятся. Константин Чуриков: Юрий, это все так интересно. Так это все поучительно. Давайте через неделю продолжим. Оксана Галькевич: О, получилось! Юрий Трифонов: Продолжим, наверное. Еще подготовим опыты. Продолжим, конечно. Константин Чуриков: Что нам приготовить? Что еще такое безобидное из реквизита можно использовать? Оксана Галькевич: Юрий, смотрите. Нам тут Ростовская область предлагает: «А не замахнуться ли нам на квантовую нашу механику?» Юрий Трифонов: Это довольно серьезная часть физики. И в таких условиях мы вряд ли с вами что-то сможем интересное… Константин Чуриков: Сегодня мы немножко благодаря вам поднаторели. Спасибо вам большое. Юрий Трифонов, основатель ютьюб-канала «Инженерные знания».