Как узнать, что вам звонит мошенник?
https://otr-online.ru/programmy/segodnya-v-rossii/kak-uznat-chto-vam-zvonit-moshennik-45174.html Иван Князев: Россиянам рассказали о верном способе, как распознать телефонных мошенников. Нужно обращать внимание на номер, с какого звонят.
Давайте сразу дадим слово эксперту – он расскажет, каких звонков стоит опасаться в первую очередь, какие действия нужно предпринять, чтобы не попасться на уловки аферистов, и чего нельзя делать ни в коем случае.
Марина Калинина: Ну а вы нам звоните, рассказывайте. Может быть, вы сталкивались с такими случаями. Или пишите. Может быть, вам нужен совет наших экспертов.
С нами на связи Евгений Лифшиц, руководитель «Агентства кибербезопасности». Евгений Александрович, здравствуйте.
Иван Князев: Здравствуйте, Евгений Александрович.
Евгений Лифшиц: Здравствуйте, Иван. Здравствуйте, Марина.
Иван Князев: Ну расскажите нам тогда этот верный и надежный способ. Как понять, что тебя хотят обмануть?
Евгений Лифшиц: Всегда хотят обмануть. Знаете, самый верный способ – это положить трубку и перезвонить самому в банк.
К сожалению, за время пандемии мы с вами стали свидетелями нового термина «инфодемия», когда в потоке информации и в таком объеме данных, которые люди стали получать из Интернета, они зачастую стали путаться в правдивости, неправдивости. И на базе этого мошенники построили очень много, к сожалению, таких сложных схем. Даже подделывают сайты Госуслуг, даже подделывают сайты, на которых люди заполняли анкеты для выплат семьям с детьми и так далее. И это мошенничество, к сожалению, в таких условиях растет. Любой инфоповод дает мошенникам очередной всплеск и поле для деятельности.
Марина Калинина: Ну а советы-то какие все-таки людям, чтобы не попасться на эти уловки?
Иван Князев: Каких номеров опасаться нужно?
Марина Калинина: И как действовать?
Евгений Лифшиц: Номера в IP-телефонии сейчас абсолютно легко меняются, поэтому вам могут звонить с номера банка мошенники – что зачастую и происходит.
Первое правило: никогда не общайтесь с банком, если позвонили вам. Просто положите трубку и перезвоните в свой банк. Это самое надежное и верное правило. Оно, к счастью, сохранит вам деньги, сохранит ваши счета и вашу персональную информацию.
Второе: не переходите даже на банковские ссылки из писем, то есть любые письма интернет-магазинов и так далее, и так далее. Не переходите, потому что сейчас очень много фишинга в отношении даже «Аэрофлота» и крупных корпораций, крупных компаний, даже сайтов Госуслуг. Если вам требуется перейти в какой-то магазин, то пользоваться либо приложениями установленными, которые подтвержденные, что они принадлежат этому магазину или оператору, либо самому вбивать ссылку туда, куда вы хотите попасть.
Марина Калинина: И еще такая история вот у меня лично произошла. Мне звонят с совершенно разных телефонов. Один гудок, не берешь трубку – они сбрасывают. И постоянно, чтобы люди перезванивали. Зачем?
Евгений Лифшиц: Объясняю. Потому что по законодательству, если вы перезвонили, то это не считается тем, что вам навязывают услугу.
Марина Калинина: А, вот так вот?
Евгений Лифшиц: Понимаете? То есть если вам позвонили, вы взяли трубку, и вам что-то навязывается, используются при этом ваши персональные данные, вам навязываются какие-то услуги, то вы можете пожаловаться и, более того, даже подать в суд. А если вы перезвонили, то это как бы считается, что вы позвонили и чем-то интересуетесь у них. Это тоже одна из уловок.
Вы знаете, есть хороший пример на Западе. Допустим, сейчас создан портал, государственный портал, где вы регистрируете свой номер телефона – и тем самым запрещаете всем звонить вам, всем рекламным компаниям и так далее. И если рекламная компания вам позвонит, а вы находитесь в списке тех, кто запретил звонить себе на телефон, то для них это колоссальный штраф.
Марина Калинина: Ну а сколько же таких компаний? Они же меняют и телефоны, и названия, и явки, пароли.
Евгений Лифшиц: Нет, тут речь не о компании. Я просто говорю про международный опыт вам. Есть пример создания реестра, государственного реестра, в котором вы регистрируете свой номер и говорите: «Я запрещаю всем рекламодателям мне звонить». И рекламодатель перед тем, как позвонить вам, он проверяет, есть ли вы в этом списке. И если есть в этом списке, то он вам не звонит, потому что для него это колоссальный штраф.
Иван Князев: Понятно. Давайте вместе истории телезрителей послушаем. У нас Любовь дозвонилась из Ростова. Здравствуйте, Любовь.
Зритель: Добрый день. У меня такая проблема – меня постоянно взламывают. Я знаю, кто это делает. В общем, это уже продолжается 30 лет. Сначала письма читали, а теперь они уже в Интернете. Я не знаю, что мне делать. Я уже меняю симки. В общем, номер симки знают уже на третий день. Я знаю – кто. Но полиция не предпринимает никаких действий. Что делать? Я не могу от них избавиться уже сколько лет.
Марина Калинина: А что хотят они? Просто хулиганят?
Зритель: Я сама не знаю, что они хотят.
Марина Калинина: Может, это поклонники какие-то ваши?
Зритель: Бывшая соседка и первая жена моего мужа. Мы с ним живем 32 года. И 30 лет они не дают нам покоя.
Марина Калинина: А, понятно. То есть вы знаете, кто эти люди. В таких случаях можно что-то сделать, Евгений?
Евгений Лифшиц: Случай, я так понимаю, больше не к IT-отрасли относится, а больше к каким-то семейным драмам.
Ну, ситуация на самом деле простая. Если вы понимаете, что злоумышленник вас пытается взломать или взламывает – обращайтесь в правоохранительные органы, если вас уже взломали, если вы можете засвидетельствовать этот факт. А если нет, то смените все пароли – и никто никогда вас не взломает. Это ваши соседи должны быть очень сильными и мощными хакерами, относящимся к серьезным группировкам, чтобы это делать.
Иван Князев: Спасибо вам.
Марина Калинина: Спасибо.
Иван Князев: Евгений Лифшиц, руководитель «Агентства кибербезопасности», был с нами на связи.
Несколько SMS. Астраханская область пишет: «Звонили с неизвестных номеров, предлагали купить по скидке монеты царского монетного двора и еще что-то. Настойчиво предлагали, поэтому я и отказался». Краснодарский край: «На незнакомые номера не отвечаю», – пишет Михаил, пенсионер. Воронежская область: «Мне постоянно звонят с разных московских номеров. Видимо, мошенники. Стараюсь просто не отвечать».
Марина Калинина: Ну что, а у нас еще один эксперт на эту тему – Дмитрий Мариничев, интернет-омбудсмен. Дмитрий Николаевич, здравствуйте.
Иван Князев: Здравствуйте, Дмитрий Николаевич.
Дмитрий Мариничев: Добрый день.
Иван Князев: В средствах массовой информации писали, что нужно обращать внимание на те номера, которые начинаются не с +7. И там был еще номер 800-809. Получается, что это из-за границы звонят? А вот этот 809 – это что за номер?
Дмитрий Мариничев: Звонить могут откуда угодно, потому что здесь IP-телефония. По сути, этот номер просто подставляется звонящему, он может быть любой. И обращать на него внимание, наверное, имеет смысл, но я бы не стал концентрироваться на том, что, обращая на него внимание или делая какие-то выводы, вы будете обезопасены со стороны мошенников.
Сейчас как раз рассматривается в рамках «регуляторной гильотины» предложение о запрете подмены номера, то есть чтобы операторы не могли подменять номер на любой удобный для них. И это, наверное, несколько снизит риски, когда мошенники пользуются подстановкой какого-то чужого номера или мимикрируют под номер уважаемой организации, хорошо известной, или банка – и тем самым фактически вводят в заблуждение.
Поэтому концентрироваться на номерах непосредственно я бы не стал. Обращать внимание нужно, но это не панацея на сегодняшний день.
Марина Калинина: У нас есть звонок от нашей зрительницы – это Татьяна из Краснодара. Татьяна, здравствуйте.
Иван Князев: Добрый день, Татьяна.
Зритель: Точнее – город Сочи, Краснодарский край. Здравствуйте.
Марина Калинина: Прекрасно!
Иван Князев: Здравствуйте, Сочи. Рассказывайте.
Зритель: Здравствуйте, здравствуйте. Мы решили сделать перестановку, и так оказалось, что у нас лишний диванчик появился. Выставили объявление на «Авито», как это обычно и бывает. И тут понеслось! «А можно у вас купить без личного визита? Приедут, допустим, курьеры, грузчики. Дайте карточку – мы деньги вам перечислим». Ну, мы без задней мысли дали номер карточки. И тут началось! «А продиктуйте код. А какой код?» Мы такие: «Так, спасибо, мы все поняли. Всего доброго». И целый день нам звонили одни мошенники, ни одного реального покупателя. То есть номера – регионы из всей России.
Иван Князев: Да, спасибо, спасибо вам, спасибо вам за вашу историю.
Действительно, я тоже слышал про такие способы, когда размещаешь объявление, и просят онлайн перевести деньги. Но я так понимаю, просят ведь не только номер карточки, но и какие-то другие данные дополнительно.
Дмитрий Мариничев: Да. На самом деле это, конечно, не относится к разряду технологий, это чистая социальная инженерия. Опять же повторяю, что часто люди могут подставлять номер, какой захотят, когда названивают. В данном случае они получают потенциальную базу жертв для себя и обзванивают стопроцентно всех.
Здесь нужно обращать внимание на то, что данные по карточке, данные, которые вам присылает банк в SMS, вы никому и никогда передавать не должны, и сообщать также не должны. Большая часть мошеннических схем связана с тем, чтобы получить контроль над вашим онлайн-банкингом и, соответственно, уже безнаказанно переводить деньги на различные карты различных людей. И в данном случае, с точки зрения даже текущего закона, доказать будет очень сложно, потому что для банка такие переводы – это просто ваши собственные переводы. И здесь нужно будет уже искать мошенников, непосредственно обращаясь в полицию. Это очень и очень сложно.
Поэтому, повторюсь, любые звонки, любые предложения… Особенно сейчас популярно то, что сказала девушка, на «Авито»: «Давайте сделаем доставку за счет «Авито». Я оплачу. Давайте карту, чтобы вы получили деньги, перевод». Это чистой воды социальная инженерия. Это просто попытка выудить цифры банковской карты, данные по карте и CVV-код, чтобы сделать этот перевод самостоятельно. И еще хуже, если вы сообщаете код, который пришел в SMS, потому что обычно это присылает банк, и идет он для смены пароля и доступа в банк клиента – то, что делают мошенники вместо вас.
Поэтому повторюсь: никому никаких данных не сообщать. И как правильно опять девушка сказала: «Всем спасибо, все свободны». И обязательно проинформировать площадку, например «Авито», или, соответственно, ваш банк на предмет такого рода звонков. Службы безопасности на сегодняшний день реагируют на это и начинают отслеживать этих злоумышленников. Где-то в какой-то момент их ловят с поличным. Это тоже сегодня реалии наших дней.
Иван Князев: Дмитрий Николаевич, несколько наивный такой вопрос у меня. Многие люди пишут: «Звонят, звонят, звонят…» А есть ли вообще хоть какой-то малюсенький шанс, чтобы про мой номер вообще забыли везде все и навсегда? Как такое можно сделать? Программа какая-то? Я не знаю, отовсюду удалиться? Всех заблокировать?
Дмитрий Мариничев: На сегодняшний день нельзя так сделать. Даже если вы поменяете и новый номер получите, то есть шанс, что этот номер был в использовании до вас и уже «засветился где-то», и вам все равно позвонят так или иначе.
Здесь, наверное, это решаться может так, как приводил эксперт пример из Соединенных Штатов Америки. Эта идея сейчас очень набирает обороты – относительно запрета любых несанкционированных звонков. Это персональные, такие приватные, частные номера. Но на сегодня позвонить вам может робот, а робот может работать с точки зрения банального перебора номера.
Иван Князев: Ну, сгенерировать номер, позвонить и так далее. В общем, нет у нас защиты, не скрыться нам.
Марина Калинина: Не исчезнешь ты из информационного пространства.
Спасибо. Дмитрий Мариничев, интернет-омбудсмен.
А у нас есть еще один звонок – Елена из Приморского края нам дозвонилась. Елена, здравствуйте.
Иван Князев: Здравствуйте, Елена.
Зритель: И вам здравствуйте.
Иван Князев: Рассказывайте.
Зритель: Я очень рада вас видеть и слышать, уважаемые ведущие.
Иван Князев: Взаимно.
Зритель: Пожалуйста, пусть меня увидит и услышит вся Россия. Что делать с мошенниками? Очень простой выход! Если звонят вам люди незнакомые, их можно вычислить, что это мошенники. Это нетрудно учуять. Сказать: «А ваши уже звонили». И больше звонков не будет никаких. Я так отбоярила очень многих.
Пример привожу. Был звонок такой интересный: «На ваш телефон положили деньги случайно, цифру перепутали». Естественно, у меня ничего нет. «Надо бы вернуть». Я говорю: «Прекрасно! На этом номере 25 человек. Кому телефончик дать, чтобы положили вам обратно?» На меня оттуда матом: «На венок тебе хватит!» Понятно, куда венок. Я говорю: «Ошибаетесь, до сих пор собираю».
Иван Князев: Понятно.
Марина Калинина: Вы находчивая женщина! Спасибо за ваш совет, спасибо.
Иван Князев: Спасибо. Друзья, берите пример с Елены из Приморского края. Вот так надо с ними поступать!
А мы переходим к следующей теме.