Иван Князев: Ну, ладно. А теперь о серьезном. Последний месяц лета наступил, еще можно успеть спланировать свой отпуск. Ехать за границу вариантов практически нет, как мы все понимаем. Отдыхаем в России. Тем более что часть денег за туры внутри страны государство обещает нам вернуть. Но вот тут-то и выясняется, что условия компенсации такие весьма и весьма своеобразные. Давайте посмотрим, что нужно сделать, чтобы часть отдыха тебе финансово компенсировали. Первое. Нужно купить тур в Интернете. Он должен длиться не менее 5 ночей. Стоимость тура должна быть не менее 25 тыс. руб., при этом величина компенсации составит от 5 до 15 тыс. руб. И второе, вишенка на торте: оплатить тур нужно картой «МИР», и никак иначе. Оксана Галькевич: Ну, а что? Сейчас в принципе карта «МИР» у многих. Но тем не менее, как-то вот в такое количество условий, которые необходимо соблюсти, попасть довольно сложно. Но и это еще не все, что Иван перечислил. Плюс ко всему, сам тур: нужно успеть в так называемое окно продаж, которое составит, друзья, не месяц, не два и не до конца года, а всего (внимание!) одну неделю. Вот почему такие сложные условия по получению этой компенсации и кому она может реально помочь? Давайте будем об этом сейчас говорить, будем в этом разбираться. Это нужно гражданам или выгоднее туроператорам? Подключайтесь, пожалуйста, к обсуждению этой темы. А мы подключаем наших экспертов. У нас на связи сейчас Александр Осауленко, директор Ассоциации «Объединение туроператоров в сфере выездного туризма «ТУРПОМОЩЬ». Здравствуйте. Иван Князев: Здравствуйте, Александр. Александр Осауленко: Добрый день. Оксана Галькевич: Александр Павлович, вот я вам честно скажу: я когда представила себе вот это окно, в которое я должна успеть, и вот эти сто пятьсот миллионов каких-то там требований: карта «МИР», плюс там нужно же еще отель чтобы участвовал в этой программе, еще там что-то, еще что-то. Я подумала: какие креативные люди у нас вот эти программы пишут и создают! Вопрос только в том, какая была цель. Чтобы как можно меньше людей в этом поучаствовало? Или еще какая-то цель? Я не очень опытна в этих вопросах. Возможно, вы нас просветите, какая была цель. Александр Осауленко: Ну, все-таки целей там было несколько. И две основные я сейчас хотел бы обозначить. Первое – это, безусловно, ориентировать российских граждан на внутренний туристический рынок. И именно для этого данная программа и финансируется в размере 15 млрд. руб. И второе – это поддержать производителей этого продукта, непосредственно туроператоров, которые в нынешних условиях могут по вполне нормальной и обоснованной цене реализовывать свой продукт, который они сформировали на базе российских условий. Оксана Галькевич: Александр Павлович, а почему тогда так все сложно? Объясните, почему. Знаете, я на самом деле (коллеги подтвердят), во-первых, я много езжу именно по стране, как сумасшедшая, и всегда, в общем, защищаю именно внутренний туризм. Но тут – я как себе представила, что нужно попасть вот в это, вот в это, вот в это, а тут ты еще можешь не успеть: окно закрылось, – ага, а здесь уже путевки раскупили, и т. д. И тут у меня, честно говоря, крылья немножко опустились. Иван Князев: Даже не хочется заморачиваться, когда все это читаешь. Оксана Галькевич: Правда. Вам самому, как потребителю самых разных услуг и товаров, не кажется, что все-таки несколько сложный алгоритм (давайте так)? Александр Осауленко: Давайте все-таки разделим на две составные части, вот как и две задачи у нас были. И я бы определил это следующим образом. Что основную работу все-таки проводит туроператор. Он формирует турпакет, он его выкладывает на те площадки, которые обозначены правительством Российской Федерации, он запускает механизм взаимодействия с платежной системой через банки. А туристу, это вторая составляющая по большому счету, необходимо иметь на руках карту платежной системы «МИР» любого банка, и, собственно говоря, эта карта должна быть с системой лояльности непосредственно самой платежной системы. Все. Т. е. если говорить о туристе, то по большому счету чисто технические детали: наличие карты «МИР» и ее, так сказать, нахождение в системе лояльности платежной системы. Иван Князев: Но, знаете, даже эти детали несколько так, немного отпугивают. Во-первых, карта «МИР» есть не у всех. Понятно, что сейчас многие компании, многие работодатели подключают своих работников к этой платежной системе. Но тем не менее, она есть не у всех. А второй вопрос: а почему окно-то такое маленькое? Чисто даже физически, вот сейчас представьте: все желающие отдохнуть, что называется, ломанутся в турфирмы. Представляете, какая будет нагрузка на операторов, там, просто не успеешь ничего сделать. Почему окно такое маленькое? Александр Осауленко: Даже если они ломанутся в турфирмы, то, я могу вам сразу сказать, все равно бронирование будет осуществляться в онлайн-системе. Т. е. именно находясь дома, многие туристы в состоянии будут забронировать себе тур, выбрать себе тур. Более того, и оплатить. Иван Князев: Это если сайт не зависнет. Александр Осауленко: Еще раз? Иван Князев: Если сайт не зависнет туроператора. Александр Осауленко: Дело в том, что это можно сделать будет через сайты, которые… через платформы, адреса которых есть на сайте Федерального агентства по туризму. Поэтому здесь в принципе достаточно платформ, на которых можно это совершить достаточно дистанционно. Но, безусловно, я хотел бы обратить ваше внимание, что здесь очень важный момент – чтобы первый блин все-таки не получился комом. Чтобы из этого … Оксана Галькевич: Да, вот как раз со связью-то у нас возникли проблемы. Посмотрим, что нам пишут в сообщениях на СМС-портале наши зрители. Вот я все-таки надеюсь, что мы сейчас связь восстановим с нашим экспертом. Иван Князев: Всех интересует, что деньги могут куда-то пойти налево. В частности, туроператоры могут воспользоваться этими подарками от правительства в виде 15 млрд. руб., которые выделяются на этот так называемый кэшбэк. Оксана Галькевич: Вернулся к нам Александр Павлович. Александр Павлович, вот еще какой вопрос. Программа на самом деле была громко презентована. Сказали, что наконец в России кэшбэк за путешествия. Прекрасно, на самом деле. Я вам еще раз говорю: я всегда защищаю именно внутренний туризм. И когда мне говорят, что у нас дорого, что некуда ехать и негде жить, я вот сразу в стойку встаю. Но тут у меня, тем не менее, вопрос. У нас год очень специфический, вы понимаете, да? Достаточно сложно что-то далеко и глубоко планировать. При этом вот эти туры с кэшбэками заявлены до конца года. По разным регионам – где-то сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь. Но при этом, опять же, окно продаж всего одна неделя. Почему? Если программа действует до конца этого года, заявлены и осень, и начало зимы, почему окно продаж только одна неделя? Представляете, как людям достаточно сложно сейчас вот в этой несколько непонятной, в том числе экономической и финансовой ситуации, так глубоко и далеко планировать? По сути дела, вот мы сейчас должны в эту неделю планировать свой отдых в декабре, например. А мы не знаем, что там будет в декабре. Может, там вторая волна, может, там еще какая-нибудь волна, может, лебедь какой прилетит. Вот такие нюансы тоже. Александр Осауленко: Вы знаете, все очень взаимосвязано. Дело в том, что не всегда наши желания совпадают с техническими и технологическими возможностями. И так как вы прекрасно понимаете, что данный проект, мягко говоря, родился буквально за считанные часы, собственно, и время реализации исходит непосредственно как раз оттуда. Потому что это должно быть неким таким единовременным, что ли, актом. Но обращаю ваше внимание: вы абсолютно правильно сакцентировали внимание, что за этот период вполне возможна ситуация, когда туристы не успеют все купить то, что они для себя хотя бы элементарно запланировали. И вот здесь мы прекрасно понимаем, что возможны какие-то варианты, чисто технически и технологически, мягко говоря, второй серии. Т. е. если весь этот кэшбэк, все эти суммы, все эти туры не будут выбраны, то, безусловно, я так понимаю, это мое мнение чисто профессиональное, что возможна вторая серия. Иван Князев: Александр Павлович, еще знаете что хотелось бы узнать. Вот по поводу компенсаций, величины компенсаций. От 5 до 15 тыс. А как будет решаться этот момент, кому сколько: кому 5, кому 15? От стоимости тура? Александр Осауленко: Да, безусловно, от стоимости тура. И стоимость должна быть минимальная 25 тыс. руб. Иван Князев: Ну, это да. Александр Осауленко: Стоимость тура от 25 тыс. до 49 999 это 5 тыс. Аналогично от 50 тыс. до 75 (ну, 74 999) это 10 тыс. И все, что свыше 75, то соответственно там кэшбэк будет 15 тыс. руб. Но маленький такой чисто технический нюансик, подсказочка для, скажем так, туристов. Если у вас сумма тура превышает определенные лимиты (там, где дорогие туры, у вас на семью), разбивайте этот тур на несколько частей и платите разными. Тогда у вас появится возможность получить, мягко говоря, кэшбэк значительно больше, чем 15 тыс. Оксана Галькевич: Т. е. не за один тур, а соответственно за 2 тура, если вы их разбиваете… Иван Князев: Но все равно какая-то небольшая компенсацию. Не знаю, это лично мое мнение, мне все это напоминает какую-то акцию в «Пятерочке», когда мы побежим сейчас покупать все то, что там нужно и не нужно. Вот правильно Оксана сказала: я не знаю, куда я полечу отдыхать в декабре, а может быть в ноябре, даже не запланировал, но сейчас благодаря этой акции я подумаю – ах, надо же бежать, надо же покупать путевку. И все это направлено далеко не для меня, а именно для того, чтобы туроператорам помочь выжить в этой ситуации. Вот что беспокоит. Александр Осауленко: Туроператоры кэшбэк не получают… Иван Князев: Ну, понятно, они получают своих клиентов и количество туров проданное. Оксана Галькевич: А вот, кстати, заинтересованность туроператоров здесь отсутствует, да? Здесь подозревать какой-то интерес со стороны не стоит, да? Александр Осауленко: У туроператоров здесь только один интерес. Это возможность наиболее полноценно продать свой турпродукт. Т. е. за реальные деньги. Оксана Галькевич: Вы знаете, а я вот переживаю, в отличие от Ивана, о другом. Я переживаю, что действительно громко презентована была программа, и вот люди, которые пропустят эту неделю, придут в начале следующей, уже не действующей недели, и будет такой объем фрустраций по этому поводу и негатива в социальных сетях и т. д. – ну просто обидно, вот честно. Но вы как считаете: хорошо, вот вы сказали, что это пробный такой момент, а есть шансы у этого опыта стать каким-то более-менее регулярным? Александр Осауленко: Конечно, шансы такие есть. Все будет зависеть, безусловно, от того, насколько этот первый блин получится. Но я могу вам сказать, что уже на этом этапе туроператоры обратились в правительство, обратились в Федеральное агентство по туризму с просьбой не делать эту акцию разовой, этот проект разовым, а все-таки ввести его в некую систему. И, допустим, повторить эту ситуацию в следующем году и следующем году. Иван Князев: Тем самым стимулировать внутренний туризм. Правда, вот Сахалин нам пишет, что заманивать граждан на отдых в России нужно не кэшбэками, а все-таки качественным обслуживанием и приемлемыми ценами. Давайте спросим еще мнение Александра из Вологодской области, что он думает по этому поводу. Здравствуйте, Александр. Оксана Галькевич: Здравствуйте, Александр. Зритель: Здравствуйте. Меня слышно? Оксана Галькевич: Да-да, прекрасно слышно, говорите. Зритель: Да. Мне хотелось бы тоже поговорить на эту тему. И подумать, обсудить вопрос: зачем нужна эта компенсация? Дайте нам, пожалуйста, выезд в Египет. Иван Князев: Кхм, ну, а зачем вам в Египет-то? Сейчас там коронавирус, вот… В России много прекрасных мест, где можно отдыхать. Это и Черное море, и Балтийское море… Зритель: Нет, ребята, не хочу никак плохо отзываться о России, не хочу. Мне просто хочется выехать из этой страны и отдохнуть по-человечески. Зачем заманивать вот такими всякими заманками нас… Оксана Галькевич: Александр, скажите, вам просто хочется на море, на какое-то теплое и дешевое море, да? Потому что по-человечески, в принципе, можно и здесь отдохнуть. Зритель: Естественно, да. Потому что в Крым ехать – это нерентабельно и дорого. Ну, согласитесь. Иван Князев: Ага. Оксана Галькевич: Вот, нерентабельно и дорого. Александр Павлович, видите, это устами не нашими. Иван Князев: И никакие кэшбэки. Оксана Галькевич: И кэшбэки не нужны. Иван Князев: Спасибо вам, Александр. Оксана Галькевич: Но на самом деле качество и уровень отдыха и сервиса в нашей стране, как он меняется в течение, по вашему опыту работы в этом сегменте? А у нас, по-моему, опять проблемы со связью, Александр Павлович. Хорошо. Давайте тогда перейдем к следующему собеседнику. У нас на связи главный редактор портала Авиа.Ру Роман Гусаров. Роман Владимирович, здравствуйте. Иван Князев: Здравствуйте, Роман Владимирович. Роман Гусаров: Здравствуйте. Иван Князев: Как вы к этой идее относитесь, к этим компенсациям? Что они нам дадут, нам как потребителям, и что, может быть, дадут туроператорам? Я так понимаю, что вы же еще эксперт и в авиационной отрасли. Для авиационной отрасли это хорошо или плохо? Как она отреагирует на такую инициативу? Роман Гусаров: На мой взгляд, идея вполне здравая. Понятно, что сегодня и авиационная отрасль, и туриндустрия нуждаются в какой-либо поддержке. И в первую очередь ожидают поддержку со стороны государства. Но если государство раздаст каждому туроператору по 5 или 10 тыс. руб., конечно же, это вряд ли кого-то удовлетворит. Или каждому отелю. Поэтому государство пользуется такой возможностью небольшими ресурсами обеспечить приток, т. е. стимулировать приток туристов на наши курорты, в наши гостиницы и, соответственно, в наши авиакомпании. Что касается распродажи, о которой с предыдущим собеседником вы говорили. На мой взгляд, нет здесь ничего страшного. Подобные вещи практикуют те же авиакомпании. Они регулярно объявляют, что вот у нас в течение, допустим, 3 или 4 даже дней для членов программы лояльности (причем делают рассылку всем) будут распродажи с каким-то дисконтом, допустим, на перелеты… ну, на ряде направлений. В наши направления, за границу. И всего 3-4 дня. И все как-то кидаются, успевают. И я лично этим нередко пользуюсь. При этом, само собой, условие участия – это надо быть членом программы лояльности и, как минимум, иметь кредитную карту для оплаты. Иван Князев: Но те, кто часто это делает, они да, они на самом деле знают, как это делать, как следить за этими акциями. Роман Владимирович… Оксана Галькевич: И на самом деле тут еще все подписаны, понимаете, на оповещения. Вот мы почему так об этом спокойно говорим? Потому что мы знаем, как это работает. Это много лет уже работает. Иван Князев: Пришла СМСка, да. Оксана Галькевич: Пришла СМСка, пришло письмо на электронную почту, да. И все бросились, как вы говорите, покупать, и все успели, кому надо. Иван Князев: Роман Владимирович, вот вы говорите: это подстегнет как бы наших граждан к туризму, к внутреннему в частности. А на спрос-то – ну, спрос не подстегнет ли стоимость цен на те же авиабилеты? Роман Гусаров: Я думаю, что нет. Сегодня авиакомпании, несмотря на то, что сейчас разгар туристического сезона, авиакомпании продолжают продавать билеты ниже, дешевле, чем в прошлом году. Практически на всех направлениях. Потому что пассажирская загрузка салонов воздушных судов значительно ниже прошлогоднего. Т. е. авиакомпании недобирают пассажира. И в этой ситуации им, как говорится, не до жиру. Они готовы всяческими скидками, снижением цены или удержанием ее роста стимулировать пассажиропоток. Поэтому, я думаю, а особенно с учетом того, что по этой программе продажи на такие популярные для россиян курорты, как Алтай, Сочи, Калининград, они попадают под программу кэшбэка только с 1 октября, т. е. когда априори наступает низкий сезон, то, конечно же, в октябре вряд ли авиакомпании будут задирать цены. И, кстати, по поводу вот этой компенсации, вроде бы небольшой: там, 5 тыс. за каждые 25 тыс. руб. заплаченных за тур. На самом деле это ведь 20%. Т. е., по сути, каждый турист получает 20%-ную скидку за свое путешествие. Оксана Галькевич: Но вот, кстати, наш предыдущий собеседник сказал, что интереса туроператоров в данной ситуации нет, их интерес один: получить клиента к себе. И получается, что программа как раз продумана таким образом, чтобы выгоду получил именно потребитель, именно тот, кто собирается на отдых. Роман Владимирович, вопрос по загрузке. Вы сказали, что авиакомпании недобирают пассажиров. Но они ведь еще и сократили количество рейсов в последнее время. Вот я как раз занималась тут недавно планированием… Иван Князев: И маршруты переориентированы были. Оксана Галькевич: Да, да. Там, где было по 2 самолета в день, оставили 1. И, в общем, я не могу сказать, что дешевые-то уже билеты. Такие нормальные, как обычно. Роман Гусаров: Это происходит по той же причине: потому, что не хватает пассажиров. Если помните, новости буквально вчерашние-позавчерашние были о том, что первые рейсы в Турцию были отменены. Почему отменены? Да потому, что просто было продано слишком мало билетов для того, чтобы выполнять эти перелеты. И сегодня, действительно, авиакомпании даже по Российской Федерации, где нет никаких ограничений, летают значительно меньше, чем это в обычный летний сезон. При том, что никаких ограничений со стороны государства не было и нет. Но происходит это лишь только потому, что низкий спрос и сами россияне сегодня летают слишком мало. Кстати, отчасти это и из-за того, что нет международных перелетов. Потому что немалая доля российских туристов, вообще путешественников, летали, допустим, из региона в Москву внутренний перелет, а дальше улетали в тот же Египет, Турцию, в Грецию. И так же обратно. Т. е. внешние воздушные линии еще и стимулировали внутренний пассажиропоток. Сейчас этого нет. Поэтому, к сожалению, и летаем мы существенно меньше. Иван Князев: Роман Владимирович, на каких направлениях все-таки нет пассажиропотока? Насколько мне известно, субсидированные билеты в Калининград, например, тоже на курорты, распроданы чуть ли не до октября. Их сейчас не купить. И в принципе сам летел, самолеты и «Аэрофлота» забиты битком, и другие авиакомпании. На каких маршрутах, на каких направлениях у нас такая просадка происходит, а какие, наоборот, переполнены? Роман Гусаров: Конечно, если мы возьмем сейчас наиболее популярные курортные направления: или тот же Калининград, или Симферополь, или Сочи, – да, сейчас там достаточно высокая загрузка и цены более или менее такие обычные, как вы сказали. Вот. Если взять множество других направлений по России, то сегодня очевидно, что – да, и рейсов стало меньше, и пассажиров стало меньше. Ну, а что касается субсидируемых маршрутов, то программа субсидирования продолжается, она действует. Вот недавно было сообщение о выделении средств на нее, порядка 3 млрд. руб., если я не ошибаюсь. И, конечно же, в первую очередь речь идет о субсидировании льготных категорий граждан. Т. е. не всем подряд, пожалуйста, если вы из Владивостока в Москву летите, вам субсидия. А только если вы относитесь к одной из льготных категорий граждан. Оксана Галькевич: Роман Владимирович, а можно ли нам рассчитывать на то, что эти категории будут расширены? Субсидируемых билетов. Чтобы вот именно как всем. Потому что, знаете, расхожая фраза такая: «Вот хочу на Камчатку, моя мечта, но такие билеты дорогие!» Если ты льготник, то окей. А если нет? Ну, правда, чтобы страну свою смотреть, мы можем на это рассчитывать? Роман Гусаров: Я думаю, вряд ли государство сможет вернуться во времена Советского Союза и субсидировать все и вся вокруг, независимо от того, кто летит и куда летит. Иван Князев: Ну, а пока будем летать в условиях рынка и в условиях нынешнего спроса. Оксана Галькевич: Спасибо. Иван Князев: Спасибо. Роман Гусаров, главный редактор портала Авиа.Ру был с нами на связи. Оксана Галькевич: Дневной блок, друзья, почти подошел к концу. Сейчас расскажем о темах, которые наши коллеги обсудят вечером. Иван Князев: «Наши коллеги» – Оксана Галькевич, в частности. Оксана Галькевич: Да, и я туда, только вот с другим коллегой, с Константином Чуриковым.