Денис Чижов: Следующая тема еще гораздо большее количество людей затрагивает. Что делать, если коммунальные услуги не оказывают как положено? Когда можно требовать компенсацию, в каком размере, за что? Если, например, вы услугой не пользуетесь или мусор, к примеру, вам не вывозят, а деньги с этого берут. И какие еще истории бывают? Тамара Шорникова: Да масса, масса. Например, в поселке Новый Кременкуль под Челябинском придумали, как решить застарелую проблему. Там регулярные перебои с электричеством. Написав горы писем во все инстанции, одна из семей обратилась в суд. Посмотрим сюжет, что вышло. Вы пока уже можете набирать наш номер, расскажите, что у вас со светом, теплом, водой, все исправно приходит в ваш дом? СЮЖЕТ Тамара Шорникова: Ну, так настойчиво. Денис Чижов: Такая вот история. Но мало на самом деле людей, которые доводят дело до конца, да? Вот чаще просто платят и платят. Тамара Шорникова: Не знаю, давай выясним. Может быть, и есть такие в стране. Позвоните, расскажите, был ли у вас такой опыт борьбы, чем он завершился и что бы сейчас хотели исправить в плане коммунальных услуг. Денис Чижов: К нам присоединяется Александр Викторович Мурашкин, юрист по вопросам ЖКХ, председатель ТСЖ. Вот человек, который в этой теме, конечно же, разбирается. Александр Викторович, здравствуйте. Александр Мурашкин: Добрый день. Денис Чижов: Вот в репортаже наш коллега назвал это прецедентом. А это прецедент или уже достаточно давно люди тоже периодически отсуживают что-то? Тамара Шорникова: Протоптанная дорожка? Денис Чижов: Да, дорожка протоптана. Какова практика судебная? Александр Мурашкин: Страна у нас большая. Наверняка есть такие случаи. Но они единичные. И самое главное, что, с моей точки зрения, это никак не поможет в борьбе с монополистами. Я уже не раз в вашей программе говорил, что пока у нас существуют монополисты поставщиков коммунальных услуг… Ну, что такое 10 тыс. руб. для местного энергосбыта? Да они даже не заметят этого вообще. Поэтому надежды вот людей, которые говорят: «Сейчас мы будем судиться, пока им не надоест и они нам не сделают сети», – это напрасные надежды. Таким образом изменить ситуацию не удастся. Денис Чижов: Александр Викторович, вы сказали: единичные случаи. А они единичные потому, что люди просто не обращаются в суды? Или потому, что обращаются, но судебная практика в большинстве на стороне все-таки поставщиков? Александр Мурашкин: Ну, вот смотрите. Вот этот человек, видимо, сам юридически подкован и самостоятельно смог обратиться в мировой суд. В основном у нас люди юридически неграмотные и для того, чтобы обратиться в суд, необходимо будет привлечь квалифицированного юриста. При сумме иска в 10 тыс. руб. расходы на квалифицированного юриста никогда просто невозможно будет компенсировать. Поэтому как бы овчинка выделки не стоит. И из-за таких мизерных сумм… Еще 10 тыс. это еще большая сумма. Если брать какие-то другие коммунальные услуги, предоставляемые с ненадлежащим качеством, то там вообще будут копейки. И просто люди не идут в суд. Пытаются это решить жалобами в местные надзорные органы, в прокуратуру, еще куда-то. За компенсацией очень мало людей обращается, потому что суд – дело непростое. Тамара Шорникова: Александр Викторович, так, может быть, настолько вольготно сейчас себя чувствуют монополисты потому, что действительно случай единичный? Я не призываю к мировому сутяжничеству, но если, например, разработать какую-нибудь методичку. «Гражданин, что-то не устраивает? Вот такой-то список, вот в такую-то инстанцию, вот в такие-то сроки, вы можете получить то-то и то-то». Например, да? И чуть ли не на каждом подъезде развесить. Чтобы, если что, гражданин знал, что ему делать. Или, например, тот же ОНФ у нас много что проверяет, а вот бы еще и помогал, например, отсуживать что-то полагающееся тебе. Может такой вариант сработать? Если больше будет таких прецедентов? Александр Мурашкин: Ну, вряд ли. Потому что люди у нас в основном пассивные. Не хотят они отстаивать свои права. Вот, допустим, у нас Жилищный кодекс с недавних пор дает большие права жилищной инспекции по контролю и надзору за управляющими компаниями и за поставщиками коммунальных ресурсов. В том числе по ряду вопросов дает право обращаться в суд от имени собственников помещений. Но при этом таких исков крайне мало. Потому что сами люди не инициируют это. Мало обращаются даже в инспекцию, где не нужно составление искового заявления, там, и подача его в суд. Т. е. тут, помимо сложности самой процедуры, еще пассивность людей. У нас люди не привыкли отстаивать собственные права. Вот ко мне когда обращаются люди по каким-то мелким вопросам, я всегда им объясняю, что отстаивание своих прав – это сложный и муторный процесс, поэтому вы готовьтесь, что это не будет за один день. Вот мы пошли, написали правильную бумажку, и нам тут же вернули деньги или каким-то иным образом наши права защитят. Это целый процесс. И в большинстве своем наши люди к этому не привыкли, и они сами не борются, а платят деньги. Единичные энтузиасты, что называется, которые пошли и дошли до суда, получили решение и наверняка получат свои 10 тыс. Тамара Шорникова: Так. Пока вы не вселяете оптимизм… Денис Чижов: Можно секунду, хотел уточнить. Александр Викторович, а скажите, всегда конечное решение и правду нужно искать в судах? Или все-таки на уровне жилинспекций, может быть, что-то заканчивается, какие-то проблемы решаются? Тамара Шорникова: Муниципальных властей. Денис Чижов: Например. Александр Мурашкин: Безусловно, есть разные способы. Все зависит от ситуации. Так сложно сразу вот, навскидку, сказать, что нет, только в суде. Нет, конечно. По-разному решаются эти вопросы. Но я говорю о том, что системного решения нету через суд. Это какие-то все равно разовые, местечковые такие меры. Системное решение, с моей точки зрения, это создание конкурентной среды. Когда ты не просто пошел и отсудил у этого нерадивого поставщика, а он в следующем месяце опять тебе электричество отключил, а когда у тебя была возможность поменять его на другого поставщика, который более качественные услуги оказывает. И тогда уже будет борьба поставщика не с одним человеком, а борьба за свое место под солнцем с конкурентами. Он будет стараться более качественно представить услуги. Вот как бы глобальное решение вопроса. А судиться каждый раз – это мелочь для поставщика. Вы представляете, какие там обороты у местного… Гигантские просто. Тамара Шорникова: Ой, мы представляем, да. Есть один пока голос в поле. Но, возможно, такой… Денис Чижов: Решающий. Тамара Шорникова: …воинственный, да. Денис Чижов: В Липецкой области этот голос, да. Тамара Шорникова: Давайте послушаем Валентину. Валентина, слушаем. Зритель: Здравствуйте. Тамара Шорникова: Да, здравствуйте. Зритель: Я очень люблю вашу передачу. У меня был такой случай с соседом. Ни с того ни с сего местные электрические сети начали мне по нормативу начислять плату. Я с ними боролась восемь месяцев. Сумма увеличивалась и увеличивалась. Потом я связалась с Липецкими областными сетями, и только там смогли мне помочь. Местные электрические сети настаивали на том, что мне нужно заменить счетчик, кончился нормативный срок. А оказалось, когда я им даже все это сфотографировала, принесла, показала: вот счетчик, вот показания, вот все, – они не поверили. Пока вот не связалась с областной конторой. Там все решили моментально. Оказывается, счетчик надо менять в 2024 году. И все мне излишне начисленное все пересчитали и сделали все как положено. Денис Чижов: Валентина, вот скажите только, какие трудозатраты теперь? Сколько месяцев или сколько часов вы потратили от начала до результата? Зритель: Ой, зачем об этом говорить, я пенсионерка, у меня свободное время, я могу им распоряжаться, как хочу. Денис Чижов: Нет, но нас сейчас смотрят и другие телезрители. Может быть, кто-то не надеялся. И чтобы мы понимали… Тамара Шорникова: Заранее понимали, да. Денис Чижов: …сколько времени. Зритель: Сколько времени? Если все сразу взять в свои руки, то все это будет не очень долго. Только нужно конкретно заниматься. Денис Чижов: Ну, несколько недель? Несколько месяцев? Дайте нам цифру. Зритель: Нет. Это обошлось в неделю. Денис Чижов: Неделю? Ну, в принципе… Тамара Шорникова: Неделю? Все, хорошо, спасибо. Денис Чижов: Да, спасибо. Спасибо, Валентина. Да, не так все страшно-то, на самом деле. Вот есть энтузиасты. Тамара Шорникова: Липецкая область пишет: «Жилищные инспекции не работают. Сегодня они в связке с ЖЭКами». А в чат нашего телеканала пришло вот такое сообщение, Оренбург: «У нас три дня назад у соседей отопление прорвало, приехали слесари, но тепла нормального нет. А за свет вообще в этом месяце в два раза больше пришел счет». Ростовская пишет: «Три года выставляли за свет по нормативу. Все оплачивали. А теперь выставляют долг откуда-то 200 тыс. руб.» Денис Чижов: А вот из Ярославской области еще сообщение. Пишут, что все коммунальщики боятся судов. А человек говорит, что работал в этой сфере. Александр Викторович, а действительно они боятся-то судов? Или им хоть кол на голове… Александр Мурашкин: Ну, я бы не сказал, прямо что боятся судов. Но, конечно, при обращении в суд все-таки наши суды в большинстве случаев стоят на стороне потребителя. Поэтому, если бы люди обращались в суд… Вы поймите, вот вся моя предыдущая речь была не направлена на то, чтобы призвать людей не бороться. Конечно, надо бороться, отстаивать свои права. Просто это системно не поменяет ситуацию, вот. А бороться с коммунальщиками через суд вполне себе возможно. Еще раз говорю: наши суды в большинстве случаев стоят на стороне потребителей. Просто обычно это суммы не очень большие. Денис Чижов: Чтобы конкретные советы дать нашим телезрителям, вот смотрите: какую-то услугу, по мнению потребителя, коммунальная служба какая-то отдельная (это свет или вывоз мусора или, там, уборка территории, неважно) оказывает плохо. Как подготовиться к суду? Как это фиксировать, какие-то доказательства собирать, не знаю, подписи у соседей? Александр Мурашкин: Смотрите, у нас есть 354-е постановление правительства Российской Федерации, утвердившее правила оказания коммунальных услуг. В нем прямо есть целая глава о том, каким образом должно быть зафиксировано то или иное нарушение именно в обеспечении коммунальными ресурсами. Пересказывать ее бессмысленно, там все подробно расписано, кто, как и когда должен это зафиксировать. И еще одна глава есть, которая устанавливает правила перерасчета в том случае, если коммунальная услуга была оказана ненадлежащего качества либо с перерывом. Целая глава тоже. Есть формулы специальные там, опять же, в этом постановлении, которые устанавливают, каким образом произвести перерасчет. И с требованием этого перерасчета изначально, безусловно, нужно обратиться в ресурсоснабжающую организацию либо в управляющую компанию, в зависимости от того, напрямую вам поставщики услугу поставляют или через управляющую компанию. А в случаях бездействия уже с этим можно обращаться в суд. Причем там предусмотрены, безусловно, по закону о защите прав потребителей и штраф в размере 50% от суммы, которую добровольно поставщик услуг вам не выплатил. Но все равно эти суммы очень небольшие. Даже вот если взять Москву, максимальный там счет за отопление даже за 100-метровую квартиру будет 3 тыс. руб. в месяц. Ну, если там перерыв на 2-3 дня, ну, вы понимаете, да, какая это сумма. Мизерная. Из-за этого люди в суды и не идут. Поэтому и мало очень такой практики. Больше можно взыскать, если реально какой-то вот этим перерывом в оказании услуги нанесен ущерб. Вот как в сюжете … был там автосервис. Но опять же, вот на словах там руководитель этого предприятия говорит, что – да, большой ущерб. Но он же не пошел в суд, да? Если реально какое-то оборудование пострадало, если была какая-то упущенная выгода, еще что-то, это уже суммы, которые даже поставщику будут заметны. Это не 10 тыс. руб. Но при этом он только на телевидение обращается. Тамара Шорникова: Но подождите, сейчас вот на соседа посмотрят, скажут: «Ага! Значит, у него 10 тыс. руб., а у нас сколько?» Начинают калькулировать и, возможно, да?.. Спасибо. Александр Мурашкин, юрист по вопросам ЖКХ, председатель ТСЖ. В общем, учитесь отстаивать свои права. А информацию где получить, вот только что рассказали.