Иван Гостев: Хорошо отдохнуть и вдобавок деньги вернуть. Государство предлагает частично компенсировать затраты на поездку по России. На программу планируется выделить 15 млрд. руб. Постановление о порядке выплат подписал накануне Михаил Мишустин. Итак, за туры от 25 до 75 тыс. руб. можно будет вернуть от 5 тыс. руб. до 15. В программе участвуют все регионы России. И главное, чтобы продолжительность тура была не меньше 4 ночей, а соответственно оплата тура должна пройти по платежной карте «МИР». Получить кешбэк смогут как те, кто выберут организованные туры, так и круизы. Или индивидуальные путешественники: им частично компенсируют проживание в отеле. Дарья Шулик: Полный список предложений опубликуют на сайте мирпутешествий.рф 21 августа. Насколько популярной окажется программа? Напишите нам, планируете ли вы ей воспользоваться? Ну, а мы сейчас обсудим эту тему с нашим экспертом. Иван Гостев: И подключаем к беседе нашего первого эксперта. Юрий Барзыкин, вице-президент Российского союза туриндустрии. Юрий Александрович, здравствуйте. Юрий Барзыкин: Здравствуйте. Иван Гостев: Юрий Александрович, вот смотрите, сколько самых разных условий. И карта «МИР», и нужно попасть в определенное такое временное окно, и нужно, чтобы отель участвовал в этой программе. Почему так много условий? Юрий Барзыкин: На самом деле это первая такая программа. И по объему 15 млрд., раньше на программу субсидирования больше 300 млн. не выделялось. И впервые идет напрямую потребителю – туристу, на карту поступает, а не через оператора, организатора. Т. е. на самом деле это такой, может быть, тестовый даже режим. И те условия, которые определены, они выполнимы. Хотя для кого-то покажутся и сложными. Карту «МИР» может любой получить. И зарегистрироваться на сайте по программе лояльности. Ну, а дальше мирпутешествий.рф, выбираешь себе регион, тур либо размещение, производишь оплату, и в течение нескольких дней (до 5 дней) кешбэк: деньги возвращаются. Причем нужно отметить: да, временной промежуток мал. И мы об этом говорили. За неделю с 21 августа по 28 можно не успеть. Но я абсолютно уверен: если деньги не будут освоены в этих пределах (но путешествовать можно до 20 декабря при этом и выбирать туры по всем регионам), то, скорее всего, будет продлена акция. Аргументы такие были: а вот с черной пятницы всего 1 день или 2 дня, вот. Хотя мы думаем, что, конечно, нужно было дольше программу. Чтобы люди осознанно уже. Не разбирали быстрее, что лежит, а все-таки осознанно подходили к выбору и планированию своего отдыха. Дарья Шулик: Юрий Александрович, но вот с учетом всех этих условий, вот этой спешки, вот вы сказали, что на самом деле действительно небольшое количество времени на это выделено, – по-вашему, как много людей захотят воспользоваться этим предложением? По вашим прогнозам? Юрий Барзыкин: Ну, покажет практика. Думаю, что полностью, вполне возможно, и не выберут эти суммы. Хотя, планируется, около 3 млн. могут воспользоваться. Тем более, подчеркну, все-таки возврат приличный: до 20% от стоимости тура. Нигде, ни в каких программах лояльности и раннего бронирования, такую скидку не получишь. От 25 тыс. 5 тыс. И вплоть до 15. В общем-то это неплохо. Поэтому думаю, что только в силу незнания, неинформированности, ограниченного лимита времени не все смогут воспользоваться. Но все-таки, думаю, пилотный проект, это даст возможность в дальнейшем отрабатывать и на других платформах реализацию такого рода туров. В принципе, мы, конечно, безусловно поддерживаем этот проект. Потому что наши коллеги за рубежом проводят такие акции, и напрямую, и ваучерами, в разных формах. Но и сама сумма немалая, даже по международной практике. От 5 до 15 тыс. Обычно это бывает в районе €200 поддержка. Так что мы в тренде, можем сказать. Иван Гостев: Юрий Александрович, а вот вы говорите: по международной практике. А вот как за границей? Там тоже предусмотрены какие-то такие субсидии? Юрий Барзыкин: Да. Не везде, не всегда, но в период выхода из экономического кризиса, в данном случае мы стимулируем потребителя после пандемии, есть, да. Там, я говорю, выдаются либо ваучеры, который ты можешь отоварить, т. е. купить за него частично размещение, либо просто только (разные практики) услуги, т. е. напитки, питание. Т. е. более скромней. У нас все-таки базовые составляющие: комплексно тур, т. е. переезд и размещение, либо, что еще неплохо, тебе кешбэк за размещение. Это тоже очень хороший. Т. е. мы, можно сказать, конечно, более в этом плане на передовых рубежах по возврату. Иван Гостев: А вот, вы знаете, волнуются телезрители, спрашивают, что с кешбэком-то этим будет, если не доосвоят средства. Не разворуют ли их? Из Москвы пишут. Юрий Барзыкин: Нет. Нас это тоже волнует. И я, повторюсь, уверен, что будут введены дополнительные дни для того, чтобы… Деньги уже выделены, они уже прошли Минфин, раз есть распоряжение о 15 млрд. Поэтому они именно на эти целевые назначения будут использованы. Так что пусть не волнуются. И, повторюсь, именно на карты потребителям они идут, минуя, так сказать, промежуточные и посреднические структуры, что тоже немаловажно. Дарья Шулик: Юрий Александрович, скажите, пожалуйста, а что будет, если турист, например, купил тур, а затем его аннулировал? Что с кешбэком будет? Юрий Барзыкин: Ну, безусловно, у него будет он тоже снят. Как при покупке любого другого товара. Это то же самое. Дарья Шулик: Т. е. оставить себе не получится ни при каких условиях, да. Юрий Барзыкин: Да. Поэтому он должен быть вернут. У него спишут эти деньги. Если не будет, значит, будет вчинен иск, требование по возврату этих средств. Иван Гостев: Так что лучше даже не пытаться… Хорошо. Спасибо большое, Юрий Александрович, за ваш комментарий. Дарья Шулик: Спасибо. Иван Гостев: Пожалуйста, пишите, звоните нам, уважаемые телезрители. А мы сейчас побеседуем с нашим следующим экспертом – Сергеем Ромашкиным, генеральным директором туристической компании «Дельфин». Сергей Анатольевич, здравствуйте. Дарья Шулик: Сергей Анатольевич, здравствуйте. Сергей Ромашкин: Да, здравствуйте. Иван Гостев: Мы вас слышим и сейчас, интересно, увидим ли. Да. Дарья Шулик: Да, мы вас видим. Иван Гостев: Сергей Анатольевич, вот такой вопрос. А как вы считаете, насколько добросовестно отнесутся турфирмы? Сейчас уже значительно, в общем, подняли цены. Не будет ли так, как в случае с распродажами в магазинах, когда сначала поднимают в 2 раза, а потом говорят: ну, у нас сейл, скидка 10%. Сергей Ромашкин: Я бы хотел отметить, что все туры, которые выставляются в эту программу, они проверяются Ростуризмом. Т. е. мы выслали список туров еще неделю назад в Ростуризм, и Ростуризм, фактически в ручном режиме пока, проверяет соответствие тура требованиям программы. И у него есть понимание, выросли здесь цены или нет. Поэтому я думаю, что, учитывая еще, что и сезон как бы заканчивается и цены обычно падают, и я думаю, туристы заметили бы, если бы это было не так. Дарья Шулик: Вот из Хакассии тоже поддерживают тебя, пишут: «Значит, все туры повысятся в цене». Иван Гостев: Волнуются люди. Дарья Шулик: Люди прямо переживают, что действительно сейчас очень высокие будут цены под эту программу. Иван Гостев: Как-то можно получить гарантии, что цены на туры, допустим, не повысятся? Сергей Ромашкин: В принципе, турист может запросить у нас цену сейчас и цену по акции. Или зайти просто на сайт посмотреть. До 21 числа еще есть время. Если туристы уже готовятся, они нам звонят и спрашивают, когда, что. Я думаю, что если турист очень такой озабоченный этим вопросом, нужно сейчас посмотреть, какая цена на тур уже лежит на сайте и какая будет лежать 21 числа. Я думаю, что здесь участники обойдутся без… Иван Гостев: Ну конечно, озабочены. Безусловно. Это же наши деньги. Все мы хотим, в общем, чтобы их у нас не отняли, правильно? Не переплатить. Давайте послушаем звонок. Прямо сейчас. На связи Екатерина у нас. Из какого вы региона звоните? Зритель: Из Кемерово. Иван Гостев: Екатерина, ну как, вы воспользуетесь программой? Дарья Шулик: Планируете воспользоваться, да? Зритель: Планируем. Но вот у меня такой вопрос. Мы отдохнули 5 июля в санатории курорта Шира в Хакасии. И нам уже дали этот лист в санатории для предоставления его в налоговую. А здесь я слышу, что с 21 августа только будет это действовать. Поняла я так, нет? Иван Гостев: А давайте сейчас уточним у нашего эксперта. Спасибо за вопрос. Сергей Анатольевич? Дарья Шулик: Сергей Анатольевич, но вот переживают, что дали налоговый вычет, а программа действует в другое время. Как с этим быть? Сергей Ромашкин: Это разные деньги, да, я так понял, что туристка хочет получить какое-то налоговое возмещение из бюджета… Дарья Шулик: Да-да. Сергей Ромашкин: …по своей поездке за лечение. Эта система давно уже работает. Но мы сейчас говорим о кешбэке, который еще не запустился. Поэтому к тем поездкам, которые уже состоялись, получить кешбэк не удастся. А этот документ, да, надо отнести в налоговую и получить налоговый вычет. Иван Гостев: Сергей Анатольевич, вот пишут нам из Приморского края: «Тур-кешбэк мне напоминает игру в наперстки. Кручу, верчу, обмануть хочу». Почему такое отношение у наших телезрителей? Дарья Шулик: Недоверие. Сергей Ромашкин: Я думаю, что наши граждане не так часто получают какие-то подарки от государства, от бюджета. И, возможно, в этом кроется какой-то элемент недоверия. Но, на мой взгляд, постановление подписано, участники готовы к работе, и все должно пройти совершенно четко. Если только не возникнет каких-нибудь технических трудностей. У нас, например, есть туристы, которые уже сейчас платят картой «МИР», а сегодня только 12 августа, и говорят: «Где мой кешбэк?» Ну, мы им говорим: «Внимательно читайте условия. Только с 21 числа. Подождите, куда вы торопитесь?» Дарья Шулик: Давайте послушаем еще одного телезрителя. К нам дозвонился Валерий. Валерий, здравствуйте, мы вас слушаем. Зритель: Здравствуйте. Это город Тюмень. Хотел эксперту вашему задать вопрос. Если я самостоятельно хочу полететь в Калининградскую область в санаторий и купить по карте «МИР» путевочку на месте, будет возврат кешбэка? Иван Гостев: Спасибо. Мы сейчас узнаем как раз у Сергея Александровича. Дарья Шулик: Спасибо. Хороший вопрос, кстати. Действительно, вот самостоятельно приезжает человек и на месте приобретает путевку. Сергей Ромашкин: Да, самостоятельно можно приобретать. Если что, оплата должна происходить только в онлайне, ваш санаторий должен быть участником программы, и вы должны платить картой «МИР» на сайте этого санатория. Кроме того, по Калининграду есть одно существенное ограничение. Ну, вы знаете, участвуют все регионы – 85 регионов, вот 7 регионов – там даты поездки отнесены с 1 октября по 20 декабря. Соответственно, Калининград отнесен, к сожалению, на эти даты. И вы можете получить кешбэк, только если поедете в санаторий с 1 октября до 20 декабря, не раньше. Иван Гостев: А вот вы упомянули о том, что отель или санаторий должен быть участником программы. А на каком основании, по какому принципу отбирают эти самые отели и санатории? Сергей Ромашкин: Если это оператор, это должны быть операторы поддержки в реестре туроператоров, можно проверить на сайте Ростуризма. Если это отель или санаторий, они должны быть классифицированным объектом, у него должны быть звезды, свидетельство о классификации, и на Ростуризме тоже можно проверить, является ли этот объект классифицированным. Других требований нет. Т. е. без ограничений. Сейчас в программу вошли около 700 туроператоров и около 3,5 тыс. отелей. Т. е. выбор очень хороший. Дарья Шулик: Сергей Анатольевич, вот нам из Кировской области написали, думаю, что это по теме вообще всего въездного туризма, внутреннего, точнее, туризма. Кировская область пишет: «Ездил отдыхать в Сочи, Москву, Ленинград. Везде грязь, нет сервиса, цены завышены. Больше в России отдыхать не буду». Ну вот смотрите, в этом году летом, например, такая ситуация получилась у внутреннего туризма, что люди, хотят не хотят, а поедут по России. Дай бог, что все у нас будет хорошо с коронавирусом этим злосчастным, откроются границы, и люди, конечно, будут ездить. Как вы думаете, как изменится ситуация с внутренним туризмом? Захотят вот дальше ездить? Или все-таки все равно уедут в Турции и Египты и остальные страны? Иван Гостев: И только ограничатся этим годом, а дальше опять? Сергей Ромашкин: Знаете, у нас уже есть такой опыт. В 2016 году, когда была закрыта, но только Турция, мы получили несколько миллионов человек, которые не смогли поехать на привычные курорты и отдохнули в России. Я могу сказать, что оценки были очень высокие. И процент претензий был минимальный. Он составляет 0,1% недовольных туристов. И претензии были в основном связаны с тем, что люди не очень, скажем, ответственно или очень быстро принимали решение о месте поездки или об отеле и т. д. Вот мне кажется, у нас есть достойные объекты, у нас есть достойные курорты. И если турист проявит должную осмотрительность, то он не должен… Дарья Шулик: Нет, достойные-то есть. Вопрос в количестве. Видите, в этом году было такое количество людей, что не на всех, видимо, хватает хороших курортов. Многие недовольны. Сергей Ромашкин: Я думаю, что если он воспользуется вот услугами какой-то туристической компании и посидит лишних полчаса при выборе отеля, при выборе курорта, он избежит возможных ошибок и получит удовольствие от поездки. Это не проблема. Иван Гостев: Спасибо большое, Сергей Анатольевич. Дарья Шулик: Спасибо, спасибо. Иван Гостев: А мы переходим к следующей теме.