Марианна Ожерельева: 2023 г. объявлен Годом педагога и наставника. Владимир Путин подписал соответствующий указ для признания особого статуса педагогических работников, включая тех, кто занимается наставничеством. По словам президента учительский труд в России вызывает особое уважение. Именно от школьного учителя, наставника во многом зависит то, кем вырастет человек, каким он станет. Учитель способен не только зажечь в ребенке интерес к знаниям, раскрыть все его таланты и способности, но и заложить базовые ценности, которые станут надежной опорой во всей взрослой жизни человека. Какие же ценности закладывает современный учитель, давайте подробнее об этом поговорим. Со мной в студии Елена Юрьевна Меркулова, учитель начальных классов Школы №1000, московской школы. Здравствуйте. Елена Меркулова: Здравствуйте, Марианна. Марианна Ожерельева: Мы говорим о современных детях, о современных учителях и вот этой нравственности. Как можно ребенку в начальной школе привить некую нравственность и как-то его воспитать, помимо того, что у него есть бабушка, дедушка, мама, папа, возможно, братья, сестры, которые и так в него что-то уже заложили? Елена Меркулова: Ну на самом деле таких методов очень много. И, мне кажется, любой учитель всегда должен в первую очередь опираться на свою любовь к детям. Именно через любовь найдутся и методы, и возможности, и заложить то, что он хочет заложить в ребенка. А современные дети они очень доверчивые к учителю, они доверяют ему, они любят его, они его слушают, несмотря на то, что современные дети, конечно, несколько отличаются, чем дети были раньше. Марианна Ожерельева: Вот то, о чем вы говорите, кажется, когда встречаешь его там в автобусе, на детской площадке, что они совершенно не обращают внимания на взрослых. Стали все друзьями как-то, у него стираются границы. То есть современный ребенок, первоклашка, он правда уважает учителя? Елена Меркулова: Да, но это надо заслужить. Марианна Ожерельева: А как это заслужить? И через какие уроки? Есть же понятие классная работа, а есть еще внеурочная деятельность. Вот в рамках чего закладывается, какие учебники могут этому научить, чтобы родину любить? Елена Меркулова: Ну любовь к родине она не складывается только из слов. Невозможно сказать: «Ты должен любить свою родину». Для этого нужны примеры. И в первую очередь любовь начинается с любви к своей семье, к своему классу, к своим одноклассникам, с понятия малой родины. Со своей улицы, со своей школы. Все это, когда складываются какие-то традиции, положительное отношение ребенка– через его деятельность, когда он принимает непосредственное участие в жизни школы, в жизни класса, когда он самостоятельно решает какие-то вопросы. Вот через это складывается любовь. Марианна Ожерельева: Предлагаю сейчас посмотреть небольшой сюжет, как должна воспитывать начальная школа и должна ли. Вот мнение родителей из разных городов сейчас послушаем. ОПРОС Марианна Ожерельева: Очень интересные мнения и очень разнопланово. Здесь и про родителей, и про учителя, и про самих детей. Уважаемые телезрители, пожалуйста, присоединяйтесь к нашей беседе. Я думаю, что она очень интересна должна быть для нас, мы очень много любим говорить о том, какие у нас дети и почему такая молодежь. Звоните в прямой эфир – 8-800-222-00-14, либо пишите на бесплатный SMS-портал – 5445. Нам пишут из Сахалинской области: «Учитель – это призвание. Надо любить детей и быть профессионалом». Как все это сочетается, ну вот если ребенок не принял, просто не принял и все, как его вписать в общую систему, в этот микроклимат класса? Это какая-то специальная литература, или это действительно вот призвание учителя, что он все равно сможет это сделать? Елена Меркулова: Ну в первую очередь, конечно, учитель чувствует детей. Их нужно чувствовать. Это опять мы к вопросу о любви. И мне очень понравилось высказывание девушки о том, что учитель должен уважать детей. И в первую очередь из этого уважения идет его развитие. Я абсолютно согласна, что учитель должен постоянно развиваться. Он должен понимать, что такое современные дети. Он должен смотреть фильмы вместе с ними, знать их героев. Участвовать, быть таким же открытым, как они. И через это приходит понимание. Конечно, есть такие случаи очень трудные, но удается. Марианна Ожерельева: Вот сегодня очень актуальна тема, значит, уроки патриотического воспитания, нравственного воспитания. А что это? Я помню, вот у нас в школе что-то было в виде урока мужества. Значит, девочки занимались трудом, там вышивали, каши варили, учились. А вот мальчики – у них там военные песни. Это очень недолго длилось, но было. А в начальной школе тоже так можно, или есть какие-то специальные уроки, адаптированные под детский такой, совершенно детский возраст, чтобы как-то привить ему, что вот обижать ближнего нельзя, любить надо там родителей? Елена Меркулова: Ну, конечно, мы все в педагогическом институте учили психологию. Марианна Ожерельева: То есть не без этого. Елена Меркулова: И проработав просто уже такое количество лет, ты постоянно обращаешься к психологии, именно вот к учету индивидуальных особенностей детей. Марианна Ожерельева: То есть каждого надо учесть! Вот их сидит у тебя 30 человек, и под каждого подстроиться? Елена Меркулова: Не подстроиться, а понять, прочувствовать. Марианна Ожерельева: Сколько лет должно пройти, чтобы их всех понять? Елена Меркулова: Ну, наверно, все-таки призвание. Марианна Ожерельева: А вот учитель начальных классов – это же особая категория, потому что он всегда с детьми, в отличие, когда уже ты там… предметник появляется и классный руководитель. Как быть, если какой-то конфликт случился? Это вот нравственное воспитание, какую-то брошюрку родителям дать: «Знаете, вы со своим Иваном, пожалуйста, вот почитайте книжечку». А как? Елена Меркулова: Нет. Ну, во-первых, с детьми мы разбираем всегда каждую ситуацию. Почему так получилось. Что нужно сделать, что можно было исправить, как можно было себя вести. А как надо было поступить в это ситуации? После таких разговоров они обычно не совершают такие поступки. И, конечно, мы разговариваем с родителями, но ни в коем случае никаких брошюрок, только личные беседы. Марианна Ожерельева: Тут же была история о том, что родителей надо подключать. А вот родителей лучше максимально дистанцировать от процесса обучения? Елена Меркулова: Конечно, нет. Нет. Конечно, нет. Родители должны знать о том, что происходит в школе. В нашей школе есть социальные сети, которые рассказывают, и наш сайт, в котором информация совершенно открыта, она доступна. Плюс Московская электронная школа помогает нам очень в этом просвещении родителей. И, конечно, мы привлекаем родителей: совместные праздники, совместные походы, совместные экскурсии. Мы все с родителями. Только так они видят своих детей, они их понимают, они понимают учителя. И только во взаимопонимании мы работаем. Марианна Ожерельева: Наконец-то в это погружаются. Звонок у нас есть из Москвы. Ирина, здравствуйте. Зритель: Здравствуйте. Марианна Ожерельева: Слушаем вас. Зритель: Вы знаете, что у меня к вам очень большая просьба. Сейчас речь идет о детях. Я вас очень прошу, у меня внуки тоже есть, и я просто сужу по сравнению с тем, что было в советское время. Но верните какое-то в школу обязательно трудовое обучение! Мальчикам нужно вернуть военное дело хоть элементарное. Потому что, если на Украине детей воспитывают в таком жутком виде. Как в Турции мои дети отдыхали и им говорили: «Эх вы, русские, там это такие-сякие». Наши даже не могут ответить им! Вы понимаете или нет?! И была пионерская организация, пускай, сейчас не будет пионерской организации… Марианна Ожерельева: Но как-то преобразовать это. Спасибо. Как вы считаете, вот этот патриотизм через военное дело – это надо все возрождать, или может быть мы чего-то не знаем, и все это присутствовало в современных школах в том или ином виде? Елена Меркулова: Ну в нашей школе, например, существуют и успешно работают кадетские классы, кадетское движение. И они как раз вот занимаются данным направлением более углубленно, чем другие детки. Ну а насчет трудового воспитания, дети на самом деле современные они с удовольствием и убирают за собой, и какие-то элементарные трудовые обязанности выполняют. Ну нельзя так голословно говорить. Марианна Ожерельева: Это вам какие-то хорошие дети попадаются, не ленивые. Елена Меркулова: Да, мне всегда везет. Марианна Ожерельева: И уважают старших. Есть эти проявления, и как можно переломить эту ситуацию? Когда вот он один смотрит такой на 25 других, которые (условно представим) что они думают иначе и уважают учителя, старшее поколение, маму с папой. Он меняется? Елена Меркулова: Да. Да, меняется. Марианна Ожерельева: То есть все-таки среда. Нельзя заставить или как-то вот назидательно ему сказать, что если ты так будешь, то ты… Елена Меркулова: Назидательно никогда не получится. Он должен сам захотеть это делать. А он сам захочет, когда он поймет это. Опять же нам приходит и внеурочная деятельность на помощь, и совместные дела, и походы, и экскурсии, и посещение музеев. Только так. И, кстати, когда вот возникает такая ситуация, ты думаешь: «Ну… классно!» Марианна Ожерельева: Вот оно, да? Добилась! Наверное, это такая победа. Елена Меркулова: Да, вот это вот вершина, когда вот такой ребенок начинает интересоваться чем-то. Марианна Ожерельева: Быть как все! Елена Меркулова: Не быть как все. Марианна Ожерельева: Нет? Индивидуально все-таки? Елена Меркулова: Да, принимать те традиционные ценности, которые для нас важны. Марианна Ожерельева: Наверное, ценности все-таки важны. К нашей беседе присоединяется Евгений Ямбург, заслуженный учитель России, доктор педагогических наук, директор Центра образования №109 из Москвы. Евгений Александрович, здравствуйте. Евгений Ямбург: Здравствуйте, добрый день. Марианна Ожерельева: Мы сегодня говорим о нравственном воспитании. Причем, что закладываем его основы в начальной школе. Как вы считаете, можно привить нравственность именно в школьной среде, и должна ли школа вообще воспитывать? Или задача школы – только учить. Отучился, ушел – все, а дома пусть тебя воспитывают. Евгений Ямбург: Ну вопрос немножко детский, потому что школа всегда воспитывала – и при советской власти, и в годы перестройки, и сейчас. Я не знаю ни одной школы, где бы не занимались воспитанием. Это ложь, что не было воспитания, потому что мы что, перестали водить детей в походы, в экспедиции, создавать театральные фестивали? И так далее и тому подобное. Конечно, первый воспитатель – это родители. И как писал замечательный Рождественский: «Хотите ли, не хотите ли – прежде всего родители». А все остальное потом. Но они очень заняты, поэтому на первый план выходят бабушки и дедушки, у которых много страхов. Ну вот раньше ведь и вода была мокрее, и деревья были большими, и учили здорово. Марианна Ожерельева: И дети другие были. Евгений Ямбург: И дети другие были. Но я могу сказать, что процент добра и зла никогда не менялся, и паниковать не нужно. Я вот всем цитирую документ один, где написано, что дети вообще – это какой-то кошмар. Они не слушают родителей, они ходят бренчат на каком-то инструменте у реки, и вообще близится конец света. Это текст – XIII век до нашей эры, это папирус. Но конец света не наступил, а дети действительно в какой-то степени меняются. Они более современные. Есть эти интернеты, и много сейчас вещей, которых раньше не было. Поэтому здесь надо просто без паники заниматься воспитанием детей. И, кстати говоря, и воспитанием родителей. Потому что на самом деле часто родители бывают очень авторитарны. А ведь настоящая педагогика – это педагогика событийная. С одной стороны запоминается то, что является ярким событием, а с другой – то, о чем говорил мой предыдущий коллега-психолог, это со-бытие, совместное бытие родителя, учителя, педагога. И когда они вместе, в единой команде, тогда и будет толк. Вот так бы я сказал. Марианна Ожерельева: Евгений Александрович, а вот говоря о нравственности, что важно привить ребенку в семье и в той же школе? Евгений Ямбург: Вы знаете, что? Ну вот я хотел сказать, ведь есть вечные ценности. Марианна Ожерельева: Ну например. Евгений Ямбург: Ну вы знаете, никто не отменял заповеди Моисея и нагорную проповедь Христа, ну было, есть и будет всегда. Но все это начинается с маленьких вещей. И прежде всего нужно всегда прививать любовь к своей собственной семье, а родителям быть на стороне ребенка, и как правило не вставать в позу (об этом говорил мой коллега) ментора – вот делай это, делай то, делай другое. Нужно быть другом своего ребенка, причем понимая, что это личность уже. Даже в детском саду это личность. Они совсем другие. Вот я, знаете, как бабушки и дедушки очень недовольны, мы специально сделали урок для бабушек и дедушек. Традиционный урок, первый класс, значит. Но они сидят не как вот при советской власти спиной к задней стенке и по стойке «смирно» поднимают руки. Они сидят за квадратными столами. Идет традиционная тема– это слоговое чтение, старинная методика: «ма-ма, па-па, ба-буш-ка». 450 лет уроку, и когда мне говорят, урок устарел, это полная ерунда. Колесо еще старее, но почему-то машина без колеса не едет. Ну вот они сидят за большим квадратным столом, там есть свои редакторы, корректоры, потому что из слогов создаются слова, из слов – предложения, а из предложений – тексты. Они работают на текст. Идет рабочий шум, а не то, что вот они сидят все напряженные и так далее. Висит плазма, и там есть одно творческое задание: нужно придумать нового персонажа. И вот маленький эпизод 1,5 минуты, чтобы глаза не посадить, потому что компьютер длительно – это миопия и близорукость. Значит, вот сказка, которую мы все знаем – «Кот в сапогах». Всем братьям что-то досталось, а главный персонаж говорит: «Мне ничего не досталось, а еще ты мне, облезлый кот. Чем я тебя буду кормить?» Обрывается, значит, этот фрагмент, и поднимает руку девочка и говорит: «Я не понимаю, почему делили наследство, а где был нотариус?» У нее мама нотариус. Марианна Ожерельева: Прекрасный пример. Евгений Ямбург: Так появляется новый персонаж в старой вечной сказке. Марианна Ожерельева: Давайте звонок послушаем из Ленинградской области. Геннадий, здравствуйте. Зритель: Здравствуйте. Марианна Ожерельева: Слушаем вас. Зритель: Знаете, все валят на школу и науку. Ну я… когда дочке было 9 лет, мы развелись с женой, я оставил дочку у себя. И я сразу ей объяснил: «Катя, ты взрослый человек». Вот, показал: вот зарплата наша, вот это деньги – на это, это – на это, на одежду там, ну на… А вот это, ну мало ли, что-то купить надо. И главное советоваться всегда, главное детей не обманывать. Марианна Ожерельева: Спасибо. Спасибо. Вот видите, какая постановка вопроса, Елена Юрьевна. То есть все идет от родителей. Согласны, что все-таки основа, вот скажем, этот самый нижний пласт – это будет родительская среда. Понятно, что школа тоже влияет, и друзья влияют. Елена Меркулова: Конечно, конечно. Они в школу приходят уже со своими ценностями, те, которые сложились. Они же приходят не с младенчества. Они приходят уже, им 6-7 лет, и у них уже есть какие-то устои в семье. И, конечно, это отношение сказывается и на учебе, и на взаимоотношении со сверстниками. Но это не значит, что школа никак не влияет. Конечно, влияет. Марианна Ожерельева: А есть сегодня такой предмет в начальной школе, как литературное чтение? Елена Меркулова: Конечно. Марианна Ожерельева: Вот когда что-то читаете с детьми, примеры из этих произведений они как часто используются для того, чтобы решить какую-то ситуацию? Ведь проще показать что-то на пальцах, что помните, герой в этой книге он поступил так, а последствия были потом такие. Применяете вот эту уловку, чтобы как в книге показать? Или сегодня для современных детей то, что в книге написано – не особо-то и ценно? Елена Меркулова: Для них все ценно. Они, несмотря на то что современные дети они получают очень много информации, у них сегодня есть другая небольшая проблема, когда у них мало общения, с родителями, например или с наставниками. И они очень часто задают вопросы, и они очень часто нуждаются в общении, в том, чтобы их выслушали, чтобы им рассказали, чтобы им объяснили. Потому что не на все вопросы они могут отвечать. Марианна Ожерельева: Евгений Александрович… Спасибо. Евгений Александрович, вы говорили о том, что сегодня очень заняты родители. Вот как раз Елена Юрьевна говорит, что им требуется это общение, как-то восполняют. То есть вы как-то общаетесь уже со взрослыми детьми, не начальная школа. А у них, им это заменяет все сегодня интернет-среда, и они ищут там какой-то поддержки? Это некое их развитие. Или же школа позволяет им тоже как-то реализовываться и заменять общение с родителями недостающее со своими сверстниками? Евгений Ямбург: Ну, во-первых, у меня огромный комплекс, у меня есть свой детский сад, где буквально с 3,5 лет у меня дети. Я хочу сказать, что ссылки на занятость, я в это не верю по одной простой причине. Потому что всегда говорят, вот они мало читают. Это же… простите, а вы им читали на ночь сказку? А даже если вам некогда, поставьте диск, флешку. И сейчас все замечательные сказки… Марианна Ожерельева: То естьаудиосказки тоже можно? Евгений Ямбург: А как же? В машине, когда едут на дачу. Более того, вы снимали портьеру с окна и превращали в небольшой домашний театр, когда разыгрываются и родители, и дети? Это же настолько вообще поднимает интересы к чтению. Но бывает и другое. Вот знаете, я со смехом, значит. Ко мне юноша… ну они переехали в микрорайон, это восьмой класс, подчеркиваю, это москвич. Выяснилось, что он не был за все годы ни в одном театре, ни в одном музее. Форма отдыха – это барбекю на даче и шоп-тур. С трудом мы из него вытащили, что он был в подвале на Красной площади, мы не могли понять. Оказывается, это Мавзолей Ленина. Ну что вы думаете? Начали водить в театр, ну сначала под дулом автомата, это метафора. А вы знаете, понравилось! Поэтому, здесь есть вопрос, связанный с ценностями культуры, которые… не могут быть ценности, как в кодексе строителей коммунизма. Первое, второе, третье и так далее. Марианна Ожерельева: А есть вопрос с тем, что мы читаем и что показываем? Все-таки сегодня на сцене не только в московских детских театрах, но и по стране тот же Финдус современный, там норвежская литература, это все есть в постановках. Все-таки должен ли быть перечень книг, обязательных, так скажем, для чтения? Вот есть же там 100 лучших книг по зарубежной литературе. А для ребенка там, скажем, 7-9 лет, вот обязательно, что необходимо было бы прочитать и заложить в него? Евгений Ямбург: Понимаете, ну, конечно, есть «золотая полка». Но я бы так не ограничивал. Марианна Ожерельева: Нет? Евгений Ямбург: Потому что вы не поверите, что дети разные. Одни с карими глазами, другие – с голубыми. Это метафора, разумеется. Поэтому есть вещи, которые ну каждый нормальный человек должен прочитать. Вы знаете, отскребли бомжа сегодняшнего, он вам начнет читать «Мой дядя самых честных правил» и так далее. Это все-таки заложено школой и так далее. Ну сегодня перечень огромный. И я вам должен сказать, что вот фентези там, эти вот все замечательные, так сказать, «Властелин колец» – это не хуже литература, это тоже очень важно, она развивает воображение, ответственность. И дети на нее западают, и не надо с этим бороться, потому что любой запретный плод он слаще. Марианна Ожерельева: А как же патриотизм? Что читать, чтобы воспитать патриотическое воспитание на вот этот настрой? И как быть с русскими народными сказками? Я очень много… у меня ребенок, девочка, дочка ходит в сад. И говорят, а сказки русские не надо читать, там уже все в прошлом, вот давайте, значит, что-то из современного. Евгений Ямбург: Ну это 2 разных вопроса. Во-первых, я совершенно против. У нас как говорят, патриотизм всегда с приставкой «военный». Как будто нет патриотизма, связанного с нашей культурой, того, что мы построили и всех строим. Кстати говоря, вот говорила одна из ваших слушательниц, что нужно, чтобы военное дело. Братцы, у нас сегодня основы безопасности. Там входят, кстати говоря, и разборка, и сборка автомата, ну и поведение в условиях террористической угрозы и так далее. Очень много вещей здесь есть. Но патриотизм предполагает две стороны очень серьезных: нам есть, чем гордиться и есть чего стыдиться. Потому что на самом деле мы должны гордиться и культурой, и многими вещами, которыми, действительно… Достоевским, Толстым, и теми преступлениями, которые от имени народа совершены. Патриотизм – чувство стыдливое, и еще в 1840 году позапрошлого века русский помещик, философ, поэт Хомяков обращался к молодежи. Ну некоторые считали – это не есть там отношение, это все было, что написал Хомяков: Не говорите: «То былое, То старина, то грех отцов; А ваше племя молодое Не знает старых тех грехов». Нет, этот грех — он вечно с вами, Он в наших душах и крови, Он слился с нами и сердцами — Сердцами, хладными к любви. За все за всякое страданье…» Марианна Ожерельева: Спасибо огромное, Евгений Александрович, спасибо большое. Заслуженный учитель России, доктор педагогических наук, директор Центра образования №109 города Москвы был с нами на связи сейчас. Елена Юрьевна, все-таки о вот этом детском чтении. Нравственные же уроки тоже и там воспроизведены. А что сегодня читают дети в начальной школе, и что, вы слышите, им читают родители? Елена Меркулова: Совершенно разное. Конечно, родители всегда просят какую-то рекомендацию для того, чтобы почитать с детьми, и мы даем, конечно, рекомендацию. Это обязательно русские народные сказки. И, кстати, вы правильно заметили, что дети приходят в школу, они сказки, не знают и не читают. Для меня это было вот в этом году вот откровением большим. Но мы знакомим их и с литературой и, кстати, через спектакли. Мы со вторым классом были на спектакле по рассказам Виктора Драгунского, и с этого момента они просто полюбили Дениса Кораблева. Мы перечитали все рассказы. Это была безусловная любовь всего класса, и через этот спектакль мы пришли к библиотеке, они обменивались книгами, они читали, они просто… интерес к чтению повысился очень сильно. Поэтому через привитие вот этих духовных ценностей, это очень, ну я действительно согласна, это и будет патриотизм. Не маршировать на плацу, а знать русские народные сказки, сохранять традиции, знать пословицы, поговорки, почему они есть и о чем они. Это, мне кажется, самое главное в воспитании. Марианна Ожерельева: Насколько сегодня разнообразна речь первоклассника? Ведь он читает, соответственно, какие-то метафоры может использовать и понимать. Вот вы сказали о пословицах, поговорках. Действительно же есть некая такая пропасть между тем, вот Евгений Александрович говорил, надо помнить свое прошлое – и хорошее, и плохое. И оно же есть, а зачастую же они ни знают. Это тоже входит в некие наши нравственные ценности, помнить, что было? Елена Меркулова: Конечно. Развитие речи – это вот, например, одно из направлений нашей внеурочной деятельности. И, конечно, дети приходят, они не всегда умеют говорить из-за того, что они мало читают, у них небольшой словарный запас. Мы учимся разговаривать, пересказывать, доказывать свою точку зрения, читать. Это все их очень сильно развивает. Марианна Ожерельева: А умеют сегодня дети говорить друг с другом? Все же лидеры, все личности, и вот этот тренд последних лет в обществе, на детской площадке очень часто «не трогай этого мальчика, если ударил – подойди, извинись». И учителя говорят, что раньше извинение для ребенка было – что-то от души, сегодня – «ну извини, ладно». Если можно, коротко. Елена Меркулова: Да, конечно. И мы должны это учитывать. Мы должны понимать, что каждый ребенок индивидуален, но тем не менее мы живем в обществе. У нас есть свои традиции, правила, как мы должны общаться. И это мы тоже должны ценить. Марианна Ожерельева: Вы верите в светлое будущее наших детей? Елена Меркулова: Однозначно! Они замечательные на самом деле? Марианна Ожерельева: Замечательные? Елена Меркулова: Конечно. Марианна Ожерельева: Но есть над чем работать все-таки еще? Елена Меркулова: Всегда, конечно, конечно. Это бесконечный процесс. Марианна Ожерельева: Главное, чтобы они уважали учителя. Потому что у вас такой тяжелый труд, и следующий год объявлен Годом педагога, наставника – еще одна такая монетка в копилочку того, что этот труд надо уважать, конечно, и заниматься его популяризацией. Спасибо вам. В студии была Елена Меркулова, учитель начальных классов Школы №1000 города Москвы. Мы говорили о современном образовании маленьких детей и о той самой нравственности, которая всем так нужна.