Константин Чуриков: Сейчас поговорим о самом главном, что у нас есть – о наших детях. Сегодня президент России в режиме видеоконференции провел встречу с учениками пятых-седьмых классов. Это были участники Всероссийского конкурса «Большая перемена», которые собрались в детском лагере «Артек», в том самом легендарном «Артеке», для участия в финале соревнования. Ну, из важных новостей: президент согласился возглавить наблюдатель совет нового российского молодежного движения, которое в кулуарах называют новой пионерией. Ну, это мы его так называем. Пионерией это, конечно, не будет. Одна из участниц форума, тринадцатилетняя девочка, попросила президента об этом. А еще он беседовал с одним из школьников (он вообще со многими детьми общался), и один мальчик, тринадцатилетний Максим Алферов из Козельска, сказал, что очень много чем увлекается: и шахматами, и программированием, а раньше занимался бальными танцами. И вот президент дал совет, сказал: «Чтобы не превращаться в ботаника, все-таки надо быть разносторонним человеком, не бросать бальные танцы, заниматься и программированием, и шахматами». Как воспитывать детей? Как их развивать? Вот сейчас мы об этом спросим нашего гостя уважаемого. У нас в студии Алексей Малеев, директор по дистанционным программам МФТИ, руководитель тренерского штаба по информатике. Здравствуйте, Алексей Викторович. Алексей Малеев: Здравствуйте. Константин Чуриков: Я так понимаю, что это выращивание, если так можно выразиться, талантливой молодежи, талантливых детей – это в том числе и ваша заслуга. Расскажите немножко, как вы с детьми работаете. Алексей Малеев: Ну, мне кажется, это вообще большая заслуга огромного числа родителей в первую очередь, семей, в которых вырастают наши дети, и учителей, а особенно учителей младших и средних классов. По моей практике, мы работаем уже больше со старшеклассниками, особенно когда готовим их к международным олимпиадам. В частности, вы упомянули информатику. Наши коллеги на кампусе Физтеха и к физике, и к математике готовят. И рассмотреть талант ребенка в совершенно разном возрасте – это, в общем-то, большой и важный труд. Константин Чуриков: Ну, это зачастую невозможно. С одной стороны, у нас система построена так, что есть единый госэкзамен как некий итог школьного обучения, он же мостик уже в вуз, если человек туда идет. То есть до этого распознать, наверное, как-то сложно. Все в разных условиях, будем честны, в маленьких городах, в небольших городках. Ну, в общем-то, и с учителями проблемы, и, наверное, не на том уровне, признаемся честно, ведется преподавание. Как сделать так, чтобы у детей были равные возможности? Алексей Малеев: Это правда. Мы по школьникам, которые добиваются высоких результатов, видим, что они, например, родились в одном городе, сначала сменили свою районную школу на следующую школу, после этого они переходят в профильную гимназию, лицей или переезжают в другой город. Но есть конкурсы разные. Например, в этом году были подведены итоги Всероссийской олимпиады школьников по всем предметам, и в ней приняли участие, если я не ошибаюсь, больше 7 миллионов человек. Ну, уже достаточно много. Может быть, не каждый школьник, но большое количество. Что мы делаем? Ну, например, мы проводим у себя на кампусе так называемые олимпиадные школы, куда приглашаем ребят из совершенно разных мест. К нам подключаются онлайн, даже сегодня, из совершенно разных стран – это около 30 стран. Да, у нас бывают подключения, например, и из Соединенных Штатов Америки, как ни странно. Но рабочий язык у нас – русский. И к нам приезжают из большого числа городов. Главная ценность, на мой взгляд, – это среда, в которую приходят эти дети. Важно общение друг с другом. Важна мотивация, почему они этим занимаются. Мы пытаемся не столько их, что называется, натаскивать… Вот вы говорите про ЕГЭ. Мы хорошо знаем сегодня, что нужно сделать в завершающем, наверное, выпускном классе, прорешать эти все задачи, все возможные их варианты, подвиды. А мы, наоборот, хотим показать им и показываем красоту математики и физики, ну, в нашем конкретном случае. Константин Чуриков: Как здорово вы сказали! Алексей Малеев: Но это же ведь правда удовольствие, такое эстетическое удовольствие. Кажется, что… Это может быть и на физиологическом уровне описано. Если вы решаете интересную задачу, вы над ней долго бились, у вас появилось решение, то это здорово. А особенно мы стараемся делать в формате устного диалога, то есть мы не в такую бездушную систему сдаем, на бланке ЕГЭ пишем ответ, а рассказываем, как происходило решение задачи, человеку. Ну, вот как мы с вами сейчас. И его реакция… Ну, во-первых, это эмоциональная реакция, а она как живой контакт с любым человеком. А во-вторых, это возможность остановить, поправить, сказать: «Вот тут ход решения был немножечко не такой. А давайте по-другому подумаем». Причем дать еще одну, вторую попытку. Например, математические олимпиады, которые родились в Санкт-Петербурге, если так кратко говорить… До сих пор в Санкт-Петербурге проходит устная математическая олимпиада. Это, мне кажется, важнее… Вот этот тот случай, когда важнее участие, чем результат. Вы приходите… Константин Чуриков: Так, уважаемые родители, записывайте: устная математическая олимпиада в Санкт-Петербурге. Так? Алексей Малеев: То же самое стараемся делать и мы. Причем у нас происходит конкуренция за время ребенка. Мы во взрослой жизни выбираем же, что мы будем делать. И мы вынуждены этот выбор делать все время. Точно так же и дети. И им это предстоит делать, с одной стороны, в совсем ближайшем будущем. Почему не дать им попробовать это сейчас, то есть дать возможность немножко заглянуть в свое будущее, ну, как они приезжают на кампус любого университета, на несколько лет вперед попасть? Между кем конкуренция? Между ассистентами и студентами, которые с ними разбирают задачи, и с другими вожатыми, которые зовут их играть в футбол, в волейбол, в разные квесты. И получается такой суперкипящий котел, насыщенная атмосфера. Мне кажется, вот мне самому лично, может быть, даже и поменьше стоит в этом участвовать. Главное – запустить эту среду, чтобы она сама себя поддерживала. Константин Чуриков: А дальше – сама. Вот по поводу футбола, и вы его упомянули. Вы знаете, можно поверить во все изменения, которые произойдут и должны произойти в нашей стране, но вот я лично в успех нашего футбола не верю. А знаете – почему? Потому что мне, когда я бывал в Бразилии, рассказывали: «Почему у вас, русских, нет футбола? Понимаете, вот у нас здесь, внизу играют мальчишки на пляже. Вот у нас обязательно есть тренер из «Фламенго», из «Ботафого», из разных клубов, из «Васко да Гама». Он обязательно следит за каждым. И если парень играет хорошо, то его берут в какую-то юниорскую сборную. Есть система этого квалифицированного отбора». В случае с талантливыми ребятами, которые «шарят», понимают в математике, в информатике, понимаете, путь к вам только один – через олимпиаду. Правильно? Вы же не будете по каким-то другим критериям отбирать. Как вот этим подающим надежды, может быть, где-то надо помочь, нужен учитель посильнее? Вот как их всех разглядеть заранее, на берегу? Алексей Малеев: Очень хороший вопрос! Но, во-первых, хочу про футбол сказать. Не буду комментировать результаты нашегоофициального футбола, но есть у нас и робофутбол. И, как ни странно, в робофутболе наша сборная становится и чемпионом отдельных континентов, и мира. Константин Чуриков: А там после соревнований, после матчей футболисты себя прилично ведут, не как наши? Алексей Малеев: Ну, наверное, у них есть свои какие-то… Константин Чуриков: Свои слабости, да, понятно. Так? Алексей Малеев: Но если визуально это посмотреть, то они примерно такого же роста, как и мы с вами. Ну, может быть, чуть поменьше. Там разные лиги есть. И главное, что это полностью автономный футбол. Константин Чуриков: И бегают, не пешком ходят, бегают. Алексей Малеев: То есть эти роботы программируются, но мы с вами, в том числе и тренеры, становимся просто активными зрителями. А как они друг с другом сыграют – это неизвестно. Но, конечно, возвращаясь к основному вопросу, да, мне кажется, очень важно, может быть, даже не столько… Вот вы говорите про школу. Но и в семье каждый ребенок или большинство первое получают от родителей. Константин Чуриков: Мы поэтому на экране написали: «Как воспитывать детей?». Уважаемые зрители, если у вас есть какие-то рецепты, метода какая-то уникальная, то позвоните и расскажите. Алексей Малеев: Поддерживать ребенка, смотреть на него, давать ему какую-то уверенность. И тут я, понимаете, как молодой отец делюсь, может быть, даже просто своими наблюдениями. Мне кажется, этот момент очень важен. А после в школе, ну, можно пробовать, пробовать и не бояться этих проб. Причем, на мой взгляд, важно не только в детском возрасте, но и во взрослом. Ну, много чего появилось того, чего не было в нашем с вами детстве. Почему бы сейчас это не попробовать? Да, первая попытка будет наверняка не самая удачная, а с десятой попытки вы или поедете на самокате, или начнете программировать (может, чуть позже, чем с десятого урока). И мы приглашаем, у нас есть открытые программы, например, куда берем всех участников абсолютно, не ограничивая по возрасту. Оказалось, что за пять фестивалей учебных, как мы их называем, у нас было около 60 тысяч человек. Опять же, рабочий язык у нас – русский. Возраст – от 9 до 72 лет, если я не ошибаюсь. Почему бы не попробовать или в 9, или в 72? Константин Чуриков: Ну, понимаете как? Вот вы упомянули слово «мотивация». Кстати, тут зрители многие так отреагировали, что, в общем-то, не то, не подходящее слово, сейчас оно как-то все портит. Действительно, если по поводу воспитания – это важно. Как нам вырастить все-таки из человека, из каждого маленького человечка вырастить личность, человека культурного, человека доброго, человека образованного? Я здесь уже, наверное, не о школе или не только о школе говорю. Вот как это сделать? Алексей Малеев: Ну, наверное, семья, школа и окружение ребенка – вот это три ключевых фактора, которые влияют. А особенно важно окружение. Мне кажется, в сильной хорошей школе это не менее важный фактор, чем учителя. Но эту среду создает все же сама школа, то есть взрослые. Константин Чуриков: Извините, но мы же ходим по улицам, мы слышим, как идут подростки. Практически все (кстати, сейчас еще особенно девочки) ругаются матом, просто вот идут и ругаются матом. Я понимаю, что, может быть, они талантливые в физике или в химии, я не знаю, но вот это… Вот как с этим бороться? Алексей Малеев: Наверное, нужно согласиться, во-первых, что это важный элемент. Вот я хочу пример «Сириуса» привести, есть у нас такой образовательный центр, причем открытый для всех. И вот мы там тоже проводим какие-то смены. Помимо учителей, там очень сильная система вожатых. И если ребенок как-то приехал туда и, может быть, немножечко не вежливо себя повел, то ему просто делают уверенное замечание. И на третий день… Это суперсреда. Константин Чуриков: А на десятый он уже на заборе не пишет вот то слово, которое бы нам всем не хотелось, чтобы он писал. Клавдия из Московской области. Клавдия, здравствуйте. Зритель: …своего ребенка. И вот школа, компания… Ребята, единственный способ воспитания – не пряники, не кнуты, не нравоучения, не показуха, а только собственный пример. Начало дают родители, потом – соседи, потом – друзья, потом – коллектив, потом – общество. Только собственный пример! Если мы хотим видеть детей такими, как мы хотим видеть, то надо самим такими стать. Константин Чуриков: Клавдия, спасибо вам огромное! Полностью с вами согласен. Тут Рязань тоже вам вторит: «Дети – это как магнитофон: что записал – то и получил». Петербург пишет: «Любой священник скажет, что мат – проклятие». Ну, мы сейчас… Про мат – это мы так, вскользь упомянули. Хотя тема, кстати, отдельная, об этом надо отдельно поговорить. Алексей Викторович, хорошо, а как нам тогда воспитать взрослых, воспитать родителей? Вроде бы взрослые уже люди все, да? И что их воспитывать? Они считают, что они все решают. Кто их будет воспитывать? Алексей Малеев: Ну, все взрослые ведь прошли школу. И у нас очень большой процент прошли через университет, высшие учебные заведения. Может быть… Вот сейчас у нас такая дискуссия стоит про предмет БЖД – безопасность жизнедеятельности. Он, кстати, обязательный в школе и в университете по разным стандартам образования. Но что он должен закладывать внутри, какое содержание? Кроме воспитания и, может быть, рассказа о том, как подготовить молодую семью к будущему материнству и отцовству, там еще очень много факторов современной жизни появляется. Ну, например, мы сейчас очень много говорим про данные, да? Их утечки – это всегда неприятно. Ну, наверное, и дети уже точно это понимают, по крайней мере в средней школе. И вот почему бы об этом с ними тоже не говорить? И таких примеров огромное количество. То есть, другими словами, из нашей повседневной жизни с теми сложностями, с которыми мы сталкиваемся сегодня, переносить их так или иначе в школьную программу. Константин Чуриков: А что важнее – быть умным или быть добрым? Алексей Малеев: Вариант ответа только один, да? Мне кажется… Константин Чуриков: Провокационный вопрос. Ну что вы скажете на это? Алексей Малеев: А почему бы… Константин Чуриков: Ну, потому что можно развивать, да, мотивация, олимпиады, все прекрасно, а человек вырастает не тот. Алексей Малеев: Ну, мне кажется, все люди у нас те все-таки. Каждый человек – это человек. И у каждого человека есть свои сложности, у ребенка они свои, у взрослых они свои. Они у всех есть. Поддержать его с разных сторон. Точно так же, как и… Я согласен, может быть, слово «мотивация» мы сегодня слишком часто используем, да. Константин Чуриков: Еще «эффективность». Алексей Малеев: Ну, особенно для детей. Наверное, это немножко странно. Потому что если ваш и наш ребенок увлечен решением каких-то задач, то это еще не значит, что он плохо… Может, ему это не нравится, а ему нравится что-то другое. Ну, например, ему нравится играть в баскетбол, и он станет профессионалом в этом области. Или на музыкальных инструментах играть, или языками увлекаться. Мне кажется (виноват, что повторюсь), надо попробовать почти все или как можно больше – и тогда обязательно найдется что-то приятное каждому. Константин Чуриков: Что касается этого нового движения школьников, молодежи, о нем по-разному говорят. Идея хорошая? Примут ее дети, вот если это сверху? А это же фактически сверху решили, в недрах Госдумы принималось решение. Алексей Малеев: Ну, из того, что мы видим сегодня в новостях о том, что был запущено такое движение, мне кажется, это важно – уделять внимание детям. В нашей суете сейчас много разных вопросов, с которыми так или иначе мы сталкиваемся, и сложных. Но – уделять внимание детям. Для них само внимание, на мой взгляд, очень важно – то, что мы о них помним, поддерживаем их в разных ситуациях. Я думаю, что массово школьники пока еще не понимают, как это отразится на их жизни. Но, с другой стороны, приятно, наверное, прочесть в новостях, что вот о вас помнят. Константин Чуриков: Я пишут зрители? Тверская область: «Костя, иной раз пока не обложишь, – ну понятно чем, – не поймут. Так что я с вами поспорю». «Лучше быть добрым», – Смоленская область. Коми: «Умные – они и добрые, и ответственные в жизни». «Воспитывать только через труд». Пермь: «Детей надо любить и баловать. Так мне посоветовала взрослая женщина, воспитавшая замечательного сына». А вы что посоветуете? Ну, и на своем примере, и, я не знаю… Вот общаетесь же, взращиваете олимпиадников. А они вообще какие? Алексей Малеев: Они совершенно разные. Константин Чуриков: Ботаники? Алексей Малеев: Вот это какое-то такое слово… Константин Чуриков: Ну, это хорошее на самом деле слово. Алексей Малеев: Да, хорошее. То есть люди, которые трудятся и добиваются результатов в своей области. Но, мне кажется, в любом деле… Помните, как в поговорке: «Без труда не выловить и рыбку из пруда». Да, если человек увлекся биологией, то, конечно, чтобы добиться результатов, приходится на это тратить много времени. И, кстати, часто мы говорим, что вот эти ребята, так сказать, ориентированы на быстрый результат, а на долгий их может не хватить, они растеряются. Нужно в этот момент всегда помнить, что любое достижение, к нему обычно идут годами. Я даже помню высказывание: чтобы стать профессионалом в какой-то отрасли, нужно порядка миллиона часов времени, проведенного в этом деле. Надо об этом помнить. И если человек добился результата – значит, он к нему долго шел. Знаете, даже такое исследование было, вот если сравнить карьеру молодых специалистов, как она развивается: оба не учились в университете, но один поступил туда, а второй даже не пробовал поступить. В среднем у первого результаты будут выше, потому что он смог поставить себе цель и ее добиться. Школьники совершенно разные. Кто-то увлекается, играет в компьютерные игры и параллельно решает задачи. Константин Чуриков: А такое бывает? Алексей Малеев: Ну, это всегда. Константин Чуриков: Мне кажется, что если человек начинает играть в компьютерные игры, то, в общем, прощай все. Алексей Малеев: Мне кажется, и взрослые играют в компьютерные игры. Константин Чуриков: И взрослые. Алексей Малеев: Мы же помним, что, по статистике, это уже почти 50% населения Земного шара играют в компьютерные игры. Константин Чуриков: Слушайте, вы серьезно? Вот я верю, я уверен, что наши зрители не играют в компьютерные игры, во всяком случае большинство. Алексей Малеев: Ну, может быть, но в среднем уже почти каждый второй. Кто-то занимается олимпиадами, потому что смотрит в будущее и хочет поступить в университет. И это тоже достойный результат. Кого-то иногда подталкивают родители. Мне кажется, здесь нужно быть очень аккуратным. Ну может быть ребенок хорош или плох в зависимости от его результата в каком-то очередном соревновании или от оценки в школе. А кто-то, наоборот, очень далеко смотрит. И такие дети у нас появляются. «Я хочу быть программистом, например, в «Яндексе», поэтому я в свои 13 или 15 лет уже увлекаюсь программированием». Когда мы сейчас абитуриентов смотрим на собеседованиях, вот сейчас идет приемная кампания, все выпускники поступают в университеты, то многие уже приносят свое портфолио на GitHub: «Я то, то и то сделал». А какие-то проекты даже внедрены… Вот у нас был парень из Тульской области, например. Он рассказал, что на уровне администрации области его поддержали, и его идеи уже внедряются в регионе. Константин Чуриков: А хорошо, что сейчас дети находятся в состоянии вот этой конкуренции какой-то, понимаете, погони за чем-то, погони за этими, не знаю, олимпиадными какими-то баллами? Понимаете, все-то как-то меркантильно стало. Карьера, ты должен быть лучше. Понятно, что надо стремиться быть лучше остальных, но мне кажется… Опять же, может быть, я ретроград совсем, но как-то в наше счастливое советское время вот такого расталкивания других локтями в погоне за своей мечтой не было. Нет? Алексей Малеев: Вот тут я даже соглашусь с вами, потому что, к сожалению, часто мы, особенно по тем, кто добился высоких результатов, видим некую такую личностную как бы деформацию, сдвиг в сторону их достижений. И это сложно. Это сложно переживается, причем как и в детском возрасте, так иногда это сохраняется у людей, и потом они еще во взрослом возрасте продолжают переживать такой период. Мы, с одной стороны, вынуждены сравнивать. Ну, мы и во взрослой жизни конкурируем, наверное, за хорошую работу, не знаю, за комнату с видом на какой-то парк, еще за что-то. Так устроена, к сожалению, наша жизнь. Но, мне кажется, важно в детстве получать удовольствие и со стороны взрослых поддерживать детей в этом. Ну, если человеку нравится что-то, то необязательно каждый день соревноваться и обыгрывать сначала своих соседей по двору, а потом на всероссийском чемпионате. Константин Чуриков: Ну что же, спасибо. Очень интересно! Спасибо огромное. У нас в студии был Алексей Малеев, директор по дистанционным программам МФТИ, руководитель тренерского штаба по информатике. Если у вас ребенок силен в математике и информатике, то это к Алексею Викторовичу. Мы вас сдали. Спасибо большое. Я еще несколько сообщений почитаю. «Лучше быть добрым». «Лучше быть богатым», – нам пишет Нижегородская область. То есть не добрым, не умным, а просто богатым. Новосибирск: «Россия без мата – что борщ без томата». Ну да, мы такую присказку слышали. И вообще, в принципе, можно сделать отдельную тему. Более того, уважаемые зрители, если вам было бы интересно, чтобы мы на ту или иную тему поговорили, то предложите свои варианты. Мы – «ОТРажение». Мы с удовольствием это отразим в эфире. А вам еще раз спасибо. Продолжим через две минуты. Будем говорить о «кентавре», который «прискакал» в нашу страну. «Кентавр» – это разновидность коронавируса.