Институт ядерной физики имени Будкера. Коллайдер ВЭПП - 2000 для современных учёных - как библия - раскрывает тайны мироустройства. Здесь изучают физику элементарных частиц и космологию. Таких коллайдеров в мире 7. Два - в Новосибирске. Павел Логачёв, директор Института ядерной физики СО РАН, академик РАН: Важно не открыть какую-то новую частицу, вот которых никогда не было. Самое важное - очень точно померить свойства тех частиц, которые мы приблизительно сегодня знаем и понимаем. Ключевое слово «приблизительно». Точные измерения дадут такие нюансы, которые позволят выйти на новые частицы, на новую физику, не поднимаясь колоссально по энергии, не тратя безумные деньги на коллайдеры периметром сотни километров. Электрон-позитронный коллайдер ВЭПП-2000 сейчас собирает информацию об энергии частиц. Для этого учёные сибирского отделения академии наук разработали и установили калориметр - измеритель энергии, каких больше нет в мире. Павел ЛОГАЧЁВ: Чтобы сделать такое сложное оборудование нужен не обычный завод - никакой даже самый высокотехнологичный завод этого сделать не сможет, здесь нужен завод, в котором научные сотрудники мирового уровня каждый день работают вместе с технологами ,мастерами, конструкторами, рабочими , создавая уникальное оборудование, пробуя всё в первый раз. И получая уникальный результат. Прогресс последних 30-ти лет будь то цифровизация или мобильная связь - обязан, по словам академика Логачёва, физике высоких энергий. Если бы не коллайдер, не было бы надежд, связанных с ядерной медициной. В частности - с онкологией. Это ускорительный источник эпитепловых нейтронов - аппарат, способный разрушить опухоль и метастазы за один сеанс. Павел Логачёв: Они делаются несколькими копаниями в мире, но наш он в этом смысле по технологии является уникальным и он позволяет дать минимальную энергию нейтронам при большой так сказать интенсивности потока нейтронов. Уничтожить поражённые раком клетки помогает нетоксичный изотоп бора. После введения пациенту препарат накапливается в опухоли, она облучается пучками нейтронов, ядра бора взрываются вместе со злокачественными клетками. Меньше чем за час, без химиотерапии, без мучительных побочек, без тотального повреждения здоровых тканей. МОСКВА, НМИЦ ОНКОЛОГИИ ИМ. Н.Н. БЛОХИНА Каждый год в онкоцентре имени Блохина проводится более 15 тысяч операций. Но не только лечением занимаются онкологи. Бор-нейтронозахватная терапия рака - технология, над усовершенствованием которой учёные работают не одно десятилетие. Две недели назад этим мышам учёные онкоцентра имени Блохина ввели клетки мышиной меланомы. Сейчас на животных они исследуют эффективность накопления новых бор-содержащих препаратов. В медицинском сообществе меланому называют королевой опухолей. Без лечения эти мыши погибнут через две недели. Двадцать лет назад учёные пролечили с помощью бор-нейтронозахватной терапии собак - в эксперименте участвовали 50 животных. Получившие химио- и лучевую терапию прожили не больше полутора месяцев. Собаки, пролеченные бором и нейтронами - 3 года. Для пациентов, кому ничего не помогло - такая лучевая терапия - шанс. Борис Долгушин, академик РАН, заместитель директора по научной и лечебной работе НИИ клинической и экспериментальной радиологии: Вот видите пациент, у которого большая очень опухоль слизистой носовых пазух, которая проникла уже в череп. Тогда фтор бор фенилаланин введенный в организм этого человека показал, что опухоль накапливает бор в 5-6 раз больше, чем окружающие ткани. Это обнадеживающий результат и после этого он был введен проведена лучевая терапия и вот видите опухоли не стало. Пока во всём мире нет ни одной клиники, где лечат с помощью компактных ускорителей, подобных тем, что созданы в Новосибирске. Раньше бор-нейтронозахватая терапия рака была доступна только на ядерных реакторах. Это мешало внедрению технологии - опасно и слишком громоздко. Ускоритель и не один можно установить в онкоцентре. Иван Стилиди, директор НМИЦ онкологии им. Н.Н. Блохина, академик РАН: Мы совместно с нашими экспертами подробнейшими образом проработали все нюансы размещения этого ускорителя этой технологии для того, чтобы стартовать в этом направлении. Нельзя построить некий комплекс новейших технологий в открытом поле, Этого делать нельзя. Только тогда, когда это в крупном учреждении происходит с большим опытом клиническим, с большим объемом работ только тогда можно оценить роль и место этой технологии. Специалисты института ядерной физики сибирского отделения академии наук уже создали нейтронный источник по заказу американской компании. Клинические испытания на нём начнутся в Китае предположительно в этом году. Россия- на очереди. В начале марта премьер-министр Мишустин во время визита в Новосибирск распорядился поддержать развитие бор-нейтронозахватной терапии онкологических заболеваний и выделить на это 800 миллионов рублей. НИЖНИЙ НОВГОРОД, ИНСТИТУТ ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИКИ РАН) Технологии, которые оздоровят экологию, развивают участники самого масштабного мирового научного проекта стоимостью 25 миллиардов долларов. ИТЭР - международный экспериментальный термоядерный реактор. К его строительству во Франции привлечены ведущие учёные мира. В том числе, японские и российские. Григорий Денисов, директор Федерального исследовательского центра ИПФ РАН (Институт прикладной физики Российской академии наук): Управляемый ядерный синтез считается перспективным и экологически чистым источником энергии. Известно, что есть разные источники энергии. В настоящее время большая часть электроэнергии производится на угольных электростанциях и это крайне экологически вредное производство. Институт прикладной физики Российской академии наук обеспечивает международный проект гиротронами - учёные их сравнивают с СВЧ- печью. Только микроволновка греет пищу, а гиротроны генерируют энергию для нагрева плазмы. Мощность на выходе не тысяча ватт, а миллион. Евгений Тай, директор «Гиком-НН» (нижегородский филиал ЗАО НПП «Гиком»): Для проекта ИТЭР надо 24 гиротрона, 8 гиротронов делают европейские производители, 8 гиротронов делают японцы, а 8 гиротронов делает Российская Федерация За 30 лет в Нижнем Новгороде выпустили более ста пятидесяти гиротронов. Но если тогда ту же мощность в 1 мегаватт они не могли давать в непрерывном режиме, то сейчас достаточно нажать кнопку. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, ФИЗИКО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ИМ. А.Ф. ИОФФЕ РАН Над источниками безопасной и бесконечной энергии работают и учёные физико-технического института имени Иоффе в Санкт-Петербурге. Их детище - тороидальная камера с магнитной катушкой - сокращенно токамак. Вот он - Глобус-М2. Единственная в России установка, на которой отрабатываются системы диагностики плазмы для международного реактора ИТЭР. Михаил Петров, главный научный сотрудник Физико-технического института им. А.Ф. Иоффе: Наш институт он издавна, так сказать, славился разработкой диагностических систем для физики плазмы и вот нам, нашему институту, поручили сделать три из десяти важнейших систем Неиссякаемая, безопасная, экологичная. Такова энергия, которую в результате международного эксперимента мир получит от термоядерных реакторов. Владимир Минаев, ведущий научный сотрудник Физико-технического института им. А.Ф. Иоффе: Топливо для атомных электростанций разведанные запасы порядка 8 миллионов тонн. Из них уже 1,5 миллиона тонн за это время человечество потребило соответственно этот ресурс тоже ограниченный. Первые испытания термоядерного реактора намечены на это лето. Если всё пойдёт по плану, то через двадцать лет - энергетика будущего станет реальностью. Анна Тарубарова, Андрей Терехов, Дмитрий Минеев, Надежда Гусарова Оксана Пугачева. ОТР.