Марина Калинина: Здравствуйте! Я – Марина Калинина. Это рубрика «Промышленная политика». Как всегда по вторникам в 14:30 по московскому времени, мы рассказываем о российских предприятиях – о маленьких, о средних, о больших; показываем продукцию, которую они делают. А главное – показываем людей, которые работают на этих фабриках и заводах. И сегодня вот на какую тему хотелось бы поговорить: как небольшие российские фирмы выходят на международный рынок со своей продукцией, завоевывают эти рынки и продают свои товары очень успешно? Причем совсем маленькие – по 26 человек на этих предприятиях зачастую работает. На примере одной из компаний, которая находится в Туле, называется она «Байкал Майкрофонс», производит микрофоны для звукозаписи, рассмотрим эту ситуацию. И в целом поговорим о таких компаниях. У меня на связи сейчас Павел Базарев, сооснователь компании «Байкал Майкрофонс», и Лидия Рой, начальник управления образовательных и акселерационных программ Московского экспортного центра. Здравствуйте. Павел Баздырев: Здравствуйте, привет. Лидия Рой: Да, Марина, здравствуйте. Марина Калинина: Давайте посмотрим сюжет о компании «Байкал Майкрофонс», который мы с коллегами сделали, а потом будем беседовать. СЮЖЕТ Марина Калинина: Ну что, вот такой получился сюжет. Павел, когда я приехала на ваше предприятие, первая мысль у меня была такая: сумасшедшие авантюристы! Ну, это такая авантюра, действительно, потому что изделия такие совсем непростые. Как вы на это решились? Вообще с чего все началось? Почему именно микрофоны? И как этот стартап вылился в то, что вы сейчас полмира завоевали практически? Павел Баздырев: Ну, любой бизнес – это авантюра. И любая авантюра начинается с какого-то просто желания и стремления, с желания что-то создать. Мне повезло, я встретил своего партнера Дэвида, он американец. И у нас как раз родилась мысль, поскольку он музыкант, а я нахожусь здесь, в Туле, у нас родилась мысль изначально – продавать микрофон другого предприятия тульского. Но там мы не договорились. Тогда мы решили, что мы создадим свой микрофонный бренд и будем именно целиться на западный рынок, поскольку в мире звукозаписи основной рынок – это Соединенные Штаты Америки. Туда мы и направили все наши усилия. Марина Калинина: Так, а дальше что? Павел Баздырев: А дальше мы начали работать. Дальше мы очень долго искали инвестора. Мы искали людей, которые помогут нам это все сделать. Это сейчас уже какое-то сформировавшееся предприятие, 26 человек, оргструктура, процессы выстроены. А тогда это начиналось все с маленькой комнатки. Один человек сидел и собирал. Потом еще один человек. Потом постепенно начали расширяться, сделали успешные прототипы, отдали популярным авторитетным западным музыкальным продюсерам – те одобрили, дали нам свои цитаты. Мы пошли дальше – поехали на выставку. И начали потихонечку продвигаться по всему миру. А потом еще и наше Правительство помогло, то есть команда Центра поддержки экспорта. Вот Лидия Рой, которая с нами сегодня, ее команда, они нам помогали. То есть благодаря им мы смогли попасть на некоторые выставки. Они нам оплатили сертификацию продукции, которая тоже вносит существенный вклад в развитие продаж на западных рынках. Помогают переводить сайт и так далее. То есть на самом деле задействовали все ресурсы – и свои, и государственные, и внутренние чакры раскрыли. Приходится очень много работать, и все получается. Марина Калинина: Лидия, а как вы работаете с такими компаниями? Какие еще меры поддержки вы предоставляете? Вообще что нужно вот таким небольшим компаниям, которые хотят свою продукцию поставлять на экспорт? Лидия Рой: Безусловно, Марина, необходимо желание этих компаний выходить на международные рынки. Как вы правильно сказали: «Какие энтузиасты сумасшедшие!» – касательно Павла, касательно его партнеров, которые решили в такое непростое время начать экспортировать непосредственно в Соединенные Штаты сперва, изначально. И если мы говорим про компанию, то, конечно, необходимо желание. По мерам поддержки. Мы начинаем с самого начала – помогаем выстроить маркетинговую стратегию для компаний, помогаем найти необходимые знания, которых компании не хватает для выхода на международный рынок. У нас есть и образовательные услуги: всевозможные тренинги, вебинары, акселерационные программы, которые помогают компаниям выходить на международные рынки, которые помогают получить ускоренное развитие. Бизнес-миссии, выставки финансируем. Финансируем сертификацию, получение патентов необходимых. Перевод сайтов на иностранные языки региональные центры поддержки на данный момент финансируют. То есть гигантский спектр мер государственной поддержки, которые сейчас специально созданы для экспортоориентированных предприятий в помощь с выходом на международные рынки, включая получение компенсаций затрат на получение патентов, сертификатов, адаптацию продуктов под международные рынки. Ну, это я сейчас непосредственно рассказываю про московские меры поддержки, потому что на данный момент я возглавляю направление Московского экспортного центра, связанное как раз с образовательными и акселерационными программами. Но и в регионах все те меры поддержки, которые я перечисляла, они есть и действуют на базе региональных центров поддержки экспорта. Поэтому заинтересованным компаниям в экспорте я советую обратиться. Даже если вы не знаете, какой первый шаг сделать, очень важно сделать его в правильном направлении и с правильной поддержкой. А все институты экспортной поддержки нацелены на то, чтобы вас обучить, дать вам необходимые знания, прописать вам маркетинговую стратегию и помочь вам сделать верные шаги – в зависимости от того этапа, на котором вы сейчас находитесь, включая оценку ваших ресурсов для продвижения вашей компании на международных рынках. Марина Калинина: Павел, а почему именно международные рынки вас заинтересовали? Почему не внутренний рынок? Почему вы хотели именно изначально на экспорт все это делать? Павел Баздырев: Объемы рынка. То есть американский рынок микрофонов как минимум раз в двадцать больше российского рынка. Марина Калинина: У нас тоже поют. Павел Баздырев: Поют, но намного меньше. Если вы посмотрите все хиты, все чарты англоговорящие – это все идет из Америки. Там другая культура. То есть в каждом доме… ну не в каждом, а в каждом втором доме есть какая-то своя маленькая студия звукозаписи. У нас только сейчас приходит это. А сейчас, действительно, с последними событиями люди стали больше времени проводить дома, записывая что-то, музыку, подкасты. Марина Калинина: А пандемия вам помогла, я так понимаю, да? Павел Баздырев: Да. Марина Калинина: То есть вы увеличили продажи даже здесь, в России? Павел Баздырев: Мы готовились к худшему, но по факту мы столкнулись с тем, что спрос только вырос. И нам буквально не хватало рук для того, чтобы выполнить все заказы. За последние три месяца нам пришлось даже привлекать новых людей. Марина Калинина: Ну, на России все равно рынок расширяется сейчас, да? Павел Баздырев: Да, да, он растет. Я думаю, это органический рост. То есть меняется поведение, меняются привычки. Каждый школьник уже что-то дома записывает, какие-то подкасты. Больше проходит совещаний по Zoom. Людям нужен нормальный звук. Люди не готовы уже терпеть… Вот я сейчас лично уже отвык от такого плохого звука, когда люди говорят в микрофон, встроенный в компьютер. Это прямо ухо режет. И я считаю, что… Лидия Рой: Паша, ты сейчас говоришь в свой фирменный микрофон, а я в офисе – во встроенный в компьютер. Понимаешь, просто камень в мой огород. Марина Калинина: Да-да-да. Так что вы как-то отстаете. Павел Баздырев: Я думаю, что нам придется поставить пару микрофонов в Московский экспортный центр, чтобы вы звучали на уровне, потому что люди там классные, действительно здоровское дело делают. Надо будет их отблагодарить Марина Калинина: Лидия, а какие есть, может быть, какие-то яркие примеры региональных компаний, помимо «Байкал Майкрофонс», которые делают такой специальный продукт для внешних рынков? Лидия Рой: Да, на самом деле сейчас большое количество компаний, которые задумываются об экспорте. И не факт, что они изначально были реализованы на внутреннем рынке. Бывает так, что компания, изначально создавая продукт (яркий пример – Павел с микрофонами, компания «Байкал Майкрофонс»), они изначально, сразу же думают о внешних рынках, то есть изначально ориентируются на внешний рынок. Если говорить по опыту работы с тульскими компаниями, то это такие предприятия, например, как компания «Лесков». Они делали специальное оборудование для Голливуда, съемочное оборудование. У них даже есть технический «Оскар». Например, их оборудование участвовало в съемках фильма «Безумный Макс», ремейк которого был в 2015 году. Представляете? То есть они получили технический «Оскар». Это такой яркий пример тульской компании. Изначально 100% их продукции идет на международный рынок. А мы, находясь в Москве, в Туле, неважно, мы даже себе представить не можем, какие у нас есть предприятия, которые работают на международный рынок, потому что на внутреннем мы про них не знаем. Если говорить про другую сферу деятельности, то тоже есть получатель поддержки регионального центра поддержки экспорта – компания, которая производит вялое мясо. Они изначально популярны достаточно на европейском рынке, на западном рынке, но совершенно не популярны на внутреннем российском рынке. Марина Калинина: А почему? Как это можно объяснить? Лидия Рой: Почему не популярные? Марина Калинина: Да. Лидия Рой: Потому что изначально культура была привита именно на западном рынке. И этот продукт пришел к нам с западного рынка. То есть это специальная закуска под вино, под пиво, которая у нас не пользуется популярностью. И для того чтобы привить вот эту привычку употреблять это вялое мясо к вину или к пиву, нужно эмоциональную привычку создать. У нас нет этой эмоциональной привычки, а на западном рынке она есть. И компания изначально была ориентирована на то, что она будет продавать свой продукт для западного рынка. 80% их продукции идет на западный рынок, а остальная часть остается у нас, внутри России реализуется постольку-поскольку. То есть такая возможность реализовать есть. И таких примеров – их превеликое множество. Вот вы задавали как раз Павлу вопрос относительно того, каким образом пандемия повлияла на рост продаж за рубежом. Можно отметить, что действительно есть компании, которые в какой-то степени понесли определенные… ну, для них рынок немного закрылся, внешний рынок закрылся, и они больше сконцентрированы на том, чтобы выжить на внутреннем рынке. Но есть компании из определенных сфер деятельности, у которых произошел действительно взрыв, бум из-за внешних обстоятельств. Например, яркий пример компании московской, которая занимается производством оборудования для обеззараживания воздуха. Вы можете представить, какие объемы продаж начались вот сейчас, в текущее время. Марина Калинина: Ну да. Лидия Рой: Или компании, которые являются разработчиками определенных платформ, разработчиками игр, IT-компании. То есть в IT-секторе тоже достаточно большой прирост. Марина Калинина: Так, Лидия, у нас времени не так много, давайте дадим слово нашему зрителю. Дмитрий нам дозвонился из Москвы. Дмитрий, здравствуйте. Зритель: Здравствуйте. У меня такой вопрос. А есть ли, может быть, какое-то снижение цены для внутреннего рынка? Потому что я так понимаю, что цена достаточно высокая на микрофоны эти. Павел Баздырев: Ну, на самом деле сейчас цена на российском рынке в среднем на 20–25% ниже, чем цена на американском рынке. И несмотря на то, что доллар подрос, мы цену для россиян держим. Хотя уже хочется, есть такой соблазн поднять цену, потому что американские дилеры возмущаются: «Как так? То есть вы в России продаете на 20–25% дешевле. А вот если у нас люди купят…» Ну, на самом деле люди не покупают, потому что там есть свои нюансы – пошлины, логистика, сертификация и так далее. Но вообще цены существенно отличаются в пользу россиян. Марина Калинина: Какие еще меры господдержки вам сейчас нужны как производителю? Павел Баздырев: Да хорошо, что никто не мешает. Мы сейчас хотим построиться. У меня большая мечта есть построить… В том месте, где мы сейчас находимся, нам уже тесновато стало. И хочется все сделать правильно. Хочется построить под себя. Вот завтра как раз иду в Белый дом на заседание рабочей группы, чтобы получить разрешение на постройку на участке, который нам пригляделся. И если нам дадут такое разрешение… Я вот скрестил пальцы. Надеюсь, что все получится. Марина Калинина: Я тоже скрестила. Получится! Павел Баздырев: …то мы скоро начнем постройку. Построим что-то красивое, где сможем уже масштабироваться по-настоящему. Марина Калинина: Лидия, а какие предприятия могут рассчитывать на вашу поддержку? Любые? И что для этого нужно? Какие документы? Что нужно собрать? К кому обратиться? Вот какой алгоритм этих действий? Буквально кратко, если можно. Лидия Рой: Если мы говорим непосредственно про Московский экспортный центр, то это малые и средние предприятия, которые относятся к Москве. Если мы говорим про региональные центры поддержки экспорта, то это предприятия, которые тоже малые и средние, относящиеся к тому региону, куда они обращаются в центр поддержки экспорта. Процедура достаточно простая. Относительно того, на какую меру поддержки вы заявляете свое участие, там будет отличаться набор, список документов. Ну, чаще всего это достаточно простой список документов, которые можно собрать в течение недели. То есть это какая-то базовая информация про компанию, информация о том, что вы не являетесь должником по налогам, и то, что вы являетесь добросовестным предприятием, которое платит налоги и находится именно на территории того региона, куда вы подаетесь за государственной поддержкой. Если мы говорим про образовательные услуги, то там вообще не требуется никаких документов. Вам достаточно просто оставить заявку для получения информации о проходящем тренинге, вебинаре, семинаре, конференции, куда вы подаетесь. Если это акселерационные программы, бизнес-миссии, выставки, получение бесплатного аккаунта на популярных маркетплейсах, то там, конечно, будет определенный список, пакет документов. Марина Калинина: В общем, все это есть, всю эту информацию можно получить. Лидия Рой: Да, вся эта информация есть. Марина Калинина: Павел, к вам на работу уже собираются, из Ивановской области сообщение: «У меня еще музыкальная школа по классу фортепьяно, юридическая уголовно-правовая специализация, математический класс. Когда приступать? И в ансамбле я пел до третьего класса». Павел Баздырев: Кстати, на удивление, у нас никто на предприятии не поет. Если хотите приехать к нам и спеть что-то, ну или вообще обсудить трудоустройство – пишите мне напрямую. Я есть во «ВКонтакте», Павел Баздырев. Или на почту. У нас на сайте все указано. Все рассмотрим, обсудим, с удовольствием пообщаемся. Марина Калинина: Спасибо вам большое. К сожалению, время, как всегда, пролетело очень быстро. Павел Баздырев, сооснователь компании «Байкал Майкрофонс», и Лидия Рой, начальник управления образовательных и акселерационных программ Московского экспортного центра. Ну а прямо сейчас – производственные портреты «Байкал Майкрофонс».