Каким должен быть идеальный начальник

Каким должен быть идеальный начальник | Программы | ОТР

И как найти общий язык, если он не дотягивает до совершенства?

2020-08-18T14:36:00+03:00
Каким должен быть идеальный начальник
Дорожает даже мусор
Индекс Масленицы. Торговля личными данными. Дорогой мусор. Связь в глубинке. Помощь безработным
Хоть какая, но занятость
Село: абонент недоступен!
Домик с окнами в ад
Безработные с приданым
ТЕМА ДНЯ: Мусор дорожает
Индекс Масленицы: блин, как всё дорого!
ОПЕК-батюшка, нефть-матушка…
Торговля данными о россиянах
Гости
Ольга Симонова
социолог, доцент ВШЭ
Александр Ветерков
заместитель генерального директора сервиса «Работа.ру»

Иван Князев: Ну а сейчас – вот о чем. Каждый пятый опрошенный россиян не дружит со своим начальством. Об этом говорят данные портала Rabota.ru. Ну как не дружит? Ругается, не ругается – это одно дело, как говорится. Но отношения – напряженные. И бывает такое часто.

Марина Калинина: Вот интересно, из-за чего чаще всего бывают конфликты. На первом месте – лишили премии или урезали зарплату, таких 30%. 26% опрошенных жалуются, что их вынуждают оставаться на работе дольше. 12% руководитель отказал в отгуле или отпуске. А остальным задерживают зарплату.

Иван Князев: Ну, из-за последнего пункта, конечно, можно смело поскандалить со своим начальником. Однако большинство жителей России все же говорят, что довольны своими отношениями с руководством. 57% респондентов отметили, что у них нейтралитет, все в рамках формального общения. 23% с начальством дружат.

Марина Калинина: В каком лагере вы? Расскажите нам, дружите ли вы с начальством или, наоборот, ругаетесь? Почему? Из-за чего? Какой у вас работодатель – вменяемый или не очень? Расскажите нам. В течение получаса будем обсуждать эту тему. Звоните и пишите в прямой эфир.

Иван Князев: Ну да, попытаемся разобраться вместе с экспертами, вообще как в нынешних условиях сохранить хорошие отношения на работе, чтобы при этом и платили вовремя, и права не ущемляли.

С нами на связь выходит Александр Ветерков, заместитель генерального директора сервиса Rabota.ru. Здравствуйте, Александр Юрьевич.

Александр Ветерков: Здравствуйте.

Марина Калинина: Здравствуйте.

Иван Князев: Это свежие исследования у вас? После этой эры ковидной они как-то поменялись с теми замерами, которые были до этого? Россияне стали чаще конфликтовать со своим руководством на работе или меньше?

Александр Ветерков: Ну, не сильно изменились данные. Если сравнивать с аналогичными исследования начала года или с прошлым годом, то примерно так же – около 20% россиян не очень довольны своими взаимоотношениями с руководством. Хотя ситуация, конечно, до пандемии и во время пандемии изменилась.

Это показывают еще и другие данные – то, из-за чего люди начали увольняться или задумываться о смене работы. Например, на второе место вышел такой пункт, как профессиональное выгорание, стресс или состояние здоровья. В то время как он всегда был на шестом-седьмом месте. И этот термин «профессиональное выгорание» появился в том числе у массовых сотрудников: у обычных продавцов, водителей либо токарей, слесарей. В то время как этот термин чаще раньше применялся у топ-менеджеров либо специалистов офисных служб.

То есть ситуация все-таки на рынке меняется. И люди, действительно, за время пандемии немножко подустали.

Марина Калинина: Ну, люди-то подустали. Но за время пандемии началась тенденция к увеличению безработицы. Как-то люди не боятся говорить о том, что они хотят поменять работу? Как в такой ситуации-то? Найдут ли они эту работу?

Александр Ветерков: Вообще сейчас ситуация, честно говоря, уникальная. В чем? В том, что несмотря на то, что в июле и в августе большое количество работодателей заявляли об оптимизации затрат на персонал либо о сокращении штата, мы видим рост количества кандидатов на рынке. Но при этом очень часто эти кандидаты, может быть, в результате того, что они устали за время пандемии, не готовы прямо сейчас выходить на работу. То есть они отсиживаются на дачах, передыхают, отдыхают.

Например, на достаточно приличные вакансии сейчас многим работодателям (несмотря на то, что мы считаем, что рынок стал рынком работодателей, работодатели выбирают) вакансии закрыть достаточно сложно. Все ждут сентября, когда действительно начнется активность со стороны соискателей, чтобы проще закрыть вакансии. Истории с тем, что люди говорят: «Мы подождем, отдохнем», – несмотря на то, что они в настоящий момент не работают, – это стало встречаться достаточно часто. Например, когда мы подбираем сотрудников под заказ работодателя, мы видим из десяти пять ответов: «Мы сейчас отдыхаем».

Иван Князев: А что люди говорят, когда ищут новую работу, почему они ушли со старой, чаще всего? Они говорят, что они поругались или их просто сократили? Сейчас на что они готовы пойти, на какие условия?

Александр Ветерков: Оптимизация затрат на заработную плату – как одна из главных причин, почему они ушли с работы либо их «попросили». То есть снижение экономической целесообразности содержания большого штата, снижение прибыли компании, снижение затрат на персонал, снижение заработных плат – это одна из главных причин.

Еще какие причины называли? Это отсутствие карьерного роста.

И одной из таких важных причин стало, что люди всегда хотят работать рядом с домом. Но когда во время пандемии им приходилось ездить, если их магазин либо производство не останавливались, то сейчас они хотят посмотреть на работу рядом с домом, готовы на те же самые условия пойти, на которых работали ранее, но пойти работать ближе к тому месту, где они проживают.

И есть такой пункт тоже: во время пандемии они почувствовали такой вкус к работе из дома, больше время уделяли личной жизни и семья. И они хотели бы сохранить это и в будущем.

Марина Калинина: Давайте послушаем, что думает по этому поводу Василий из Перми, он у нас на связи. Василий, здравствуйте.

Иван Князев: Здравствуйте, Василий.

Зритель: Здравствуйте. Слышно меня, да?

Марина Калинина: Да, прекрасно слышно.

Зритель: Я хотел сказать, что мне стыдно за вас, за то, что вы делаете. По всей стране восстания, а вы ни разу про Хабаровск ничего не сказали, про Куштау. Но вы находите какие-то темы, которые вообще из пальца высосаны. «Я начальник – ты дурак». Мне просто стыдно, что наше телевидение упало на такой уровень!

Марина Калинина: Ну, спасибо за ваше мнение.

Иван Князев: Василий, вы, конечно, несколько неправы, потому что мы обсуждали и одну, и вторую тему. Просто сейчас мы говорим…

Марина Калинина: Мы же не можем каждый день обсуждать.

Иван Князев: Да, не можем каждый день, каждые полчаса об этом говорить. Сейчас у нас тема – взаимоотношения с нашими работодателями. Но все равно спасибо вам за ваш звонок.

Александр Юрьевич, смотрите, какое дело. Вот тут наш телезритель в чате прямого эфира пишет: «Если люди говорят: «Мы отдохнем, а потом подумаем искать работу, или, может быть, какие-то новые условия захотим, потому что понравилось на удаленке работать», – значит, у людей все с деньгами в порядке».

И мне казалось, что сейчас коронавирус, многих сокращают, многие остались без работы – россияне должны соглашаться вообще на любые условия, пойти, лишь бы взяли. Или сейчас такого нет?

Александр Ветерков: Мы тоже думали, что именно такая ситуация, что сотрудники будут готовы к любым предложениям работодателей. Тем не менее мы видим, что этого не происходит. У людей есть все-таки накопления, есть какая-то «подушка безопасности». И даже есть истории, когда люди сидят достаточно долгий период времени без работы, год либо полтора года (ну, возможно, содержит либо муж, либо жена хорошо зарабатывает), и они выбирают из тех предложений, которые есть на рынке.

Хотя реально сейчас есть достаточно неплохие возможности трудоустроиться практически в любой сфере, если мы не говорим, конечно, про маленькие города, где гораздо сложнее найти работу. И условия, которые предлагают, например, в агропромышленном комплексе, они все-таки с невысокими заработными платами. И туда не хотят идти, говорят: «Ну, там зарплата – 7–15 тысяч рублей. Мы лучше посидим дома, займемся домашними делами, нежели пойдем работать, например, доярками либо в свиноводческие комплексы».

Иван Князев: Ох, избаловались россияне!

Александр Ветерков: Но в городах крупных, в миллионниках есть достаточно большое количество разноплановых вакансий. Понятно, что работодатель выбирает сейчас лучших, а не берет всех подряд. Тем не менее устроиться на работу есть возможности. В июле относительно июня на сайте Rabota.ru на 30% выросло количество вакансий. За первые две недели августа – еще на 15% относительно июля. То есть, в принципе, предложение на рынке все-таки есть.

Марина Калинина: А кто нужен?

Александр Ветерков: Понятно, что классические схемы, где нужны массовые сотрудники, – это производственные компании, которые лишились иностранной рабочей силы во время пандемии, очень активно заинтересованы в привлечении россиян. Агрокомплексы очень активно ищут людей. Все пошли в IT-компании. И понятно, что мы всегда говорим про IT-сегмент. В IT-сегменте очень большой спрос на разных специалистов. Начали искать себе заново работу в розничной торговле, непродовольственные товары. Во время пандемии продовольственные товары были перезагружены, а сейчас непродовольственные товары. Возродился рынок такси и перевозок, таксистов очень активно агрегаторы ищут к себе на работу. Ну понятно, что классические комплектовщики, сборщики товаров тоже востребованы.

Я бы сказал, что практически в каждом сегменте можно, наверное, поискать себе работу. Например, в медицине очень много ищут медсестер разные компании, которые связаны с анализами. Я практически в каждой сфере, наверное, могу найти примеры, где требуется большое количество людей.

Марина Калинина: Александр Юрьевич, а есть какие-то требования, которые иногда кажутся вам странными, от работодателя? Ну, такое самодурство. Бывают такие истории?

Александр Ветерков: Ну бывают, бывают, да. Если говорить про странности, то мы, например, недавно провели такой смешной опрос (ради отвлечения), например: используют ли гороскопы при проверке сотрудников? И есть порядка 16% руководителей компаний или собственников бизнесов, которые оценивают в том числе по гороскопу либо по приметам: куда сел сотрудник во время собеседования, был ли какой-то посторонний запах из-за окна.

Вот такие вещи, да, встречаются. Как правило, они личностно оцениваются уже не рекрутерами, которые оценивают все-таки большей частью профессионально людей, а не «понравился/не понравился», а лицом, которое берет на работу. Бывают случаи странноватого такого поведения.

Марина Калинина: Ну хорошо, что гадалок хоть не приглашают, чтобы сразу всю подноготную узнать.

Иван Князев: Это точно!

Спасибо вам большое. Александр Ветерков, заместитель генерального директора сервиса Rabota.ru, был с нами на связи.

Марина Калинина: У нас еще есть один звонок, Михаил нам дозвонился. Михаил, здравствуйте.

Иван Князев: Здравствуйте, Михаил.

Зритель: Я на пенсии… Вы меня слышите?

Иван Князев: Да-да-да.

Зритель: У меня 43 года стажа. За всю мою трудовую деятельность все начальники были прекрасные. Был один не очень, но благодаря ему – большое спасибо! – я нашел высокооплачиваемую и хорошую работу.

Отношения с начальником выстраиваются, я думаю, на взаимности. Попросил вечером остаться – остался. Надо что-то срочно сделать – сделал. А потом мне отгул надо взять. Он говорит: «А какие вопросы? Пожалуйста, иди». То есть я считаю, что просто сам человек выстраивает с начальником отношения. Хотя могу сказать, что идиоты попадаются. Но это другой вопрос.

Марина Калинина: А в каком плане попадаются? Что у них там?

Зритель: Понимаете, вот есть такой баран, вот он упрется, и все! Он знает, что он неправ, но он упертый. Он принципиально хочет тебя задавить, чтобы ты ушел. Это уже совсем плохо. Тут надо просто, к сожалению, только уходить. Здесь других вариантов нет.

Марина Калинина: То есть договориться невозможно?

Зритель: Ну, бывают такие ситуации. Но у меня в жизни таких не было. Говорю, был один начальник у меня не очень такой адекватный, будем говорить, но, уволившись от него, я нашел хорошую работу. То есть ему за это спасибо.

Марина Калинина: Видите, как хорошо?

Зритель: А так всегда хорошо было.

Иван Князев: Ну а мы говорим спасибо вам, Михаил, за то, что поделились с нами своим жизненным опытом.

Марина Калинина: Еще есть несколько цифр у нас, раз такие сейчас позитивные звонки. Благодаря хорошим отношениям с руководством россияне могут раньше уходить с работы, отпрашиваться или опаздывать. Об этом рассказали 15% респондентов. И еще 14% отметили, что благодаря такой дружбе получили премии, а 5% – повышение.

Иван Князев: Ну а также мы хотели узнать у наших телезрителей, у жителей разных городов разных регионов нашей страны, каким должен быть идеальный начальник. Спросили наши корреспонденты жителей Владикавказа, Самары и Новокузнецка.

ОПРОС

Иван Князев: Уважаемые друзья, вы тоже звоните, рассказывайте, по вашему мнению, каким должен быть идеальный начальник. Или, может быть, у вас были конфликты и сейчас есть на работе – как вы их решаете?

Ну а сейчас поговорим на эту тему с нашим следующим экспертом.

Марина Калинина: Да. Кстати, вы можете задать ему свои вопросы. Ольга Симонова, социолог, доцент Высшей школы экономики. Ольга Александровна, здравствуйте.

Иван Князев: Здравствуйте, Ольга Александровна.

Ольга Симонова: Здравствуйте.

Иван Князев: Жители разных городов, которые сейчас отвечали на вопрос, который задавали наши корреспонденты… одна из них сказала, что атмосфера на работе должна быть, как в семье. А вот насколько это правильно? Каким все-таки начальник должен быть? Он должен быть, как любящий и заботливый папа, муж и так далее? Или наоборот – должен быть строгий, жесткий, и тогда будет в коллективе царить такая рабочая атмосфера? И как эти тенденции менялись со временем – в последние десятилетия, к примеру, или раньше?

Ольга Симонова: Во-первых, о том, каким должен быть начальник. Это вопрос о той культуре, которая сложилась у людей, их представление о норме, каким должен быть начальник. Поэтому то, что говорили люди, можно разделить на две категории. Каким он должен быть – это культура, которая сформировалась. И мы видим, что большинство из тех, кого вы опрашивали, говорили, что он должен быть заботливым. Это такое нормативное представление о начальстве.

А есть, собственно говоря, реальное положение дел. И те люди, которые в разных городах отвечали, они говорили: «Вот у меня был такой, а был вот такой». И вот здесь, конечно, и состоит самое интересное – то, как оно на самом деле обстоит.

Ну а со временем, безусловно, представление о том, каким должен быть руководитель, конечно, изменилось. Ну, может быть, одна из ценностей остается, наверное, более или менее постоянной – это то, что он должен быть профессионалом своего дела. И мы видим, что это прозвучало тоже. Я думаю, с советских времен тоже эта ценность осталась прежней.

Я думаю, что в современное время, поскольку мы начинаем осмысливать, что такое капитализм, рыночные отношения в нашем варианте, то, наверное, здесь уже добавляются какие-то другие нормы и представления о том, каким должен быть начальник. Видите, добавляется здесь и то, что он должен быть хорошим психологом, например. То есть для людей это ценно. То есть не просто должен быть профессионалом, но еще и должен психологически в коллективе разбираться.

Иван Князев: Тут наши телезрители нам накидывают свои варианты. Ярославская область пишет: «Начальник не должен быть скрягой». Архангельская область пишет: «Начальник не должен быть другом, иначе коллектив расслабится, и будут этим пользоваться. Начальник должен быть строгим и справедливым». А вот замечательная эсэмэска из Белгородской области: «У меня начальник – как младенец. Такой же лысый, беззубый и орет. Сам не знает, чего хочет». Интересная история!

Марина Калинина: Вот еще одно сообщение: «Идеальный начальник – мужчина. Пришла женщина – это катастрофа». Вот эти «мужчина/женщина» тут как делятся?

Ольга Симонова: Вы знаете, я что хочу сказать?..

Марина Калинина: Какие нюансы?

Иван Князев: Это уже сексизм какой-то.

Ольга Симонова: Безусловно. Разные варианты. Просто отношения с начальством – это целый комплекс формальных и неформальных отношений. И вот здесь могут разворачиваться совершенно разные варианты.

У меня есть, например, одна из версий, почему часто женщина воспринимается как более суровый, более невыносимый начальник, возможно, более требовательный и даже истеричный. Тут не только стереотипы виноваты, но есть еще и совершенно объективные условия.

Мы забываем часто, что от женщины очень много требует, во-первых, вышестоящее начальство, если уж она заняла такую должность. Более того, у женщины, как правило, много домашней работы. Вот она разрывается между этими реалиями. А еще ей нужно быть начальником. И еще, как правило, конкурировать с мужчинами. И получается, что она в этих стараниях становится более требовательной. Поэтому, конечно, конфликты здесь неизбежны.

Безусловно, это соперничество между мужчинами и женщинами. И довольно традиционные стереотипы о том, что начальник-мужчина – он более на месте, чем женщина, они, конечно, тут тоже играют роль.

Иван Князев: Давайте узнаем, что думают наши телезрители – Екатерина, в частности, из Челябинской области. Здравствуйте, Екатерина.

Зритель: Добрый вечер, уважаемые ведущие. Я бы хотела… Я могу говорить, да?

Иван Князев: Да-да-да.

Зритель: Я бы хотела сказать такую вещь. На мой взгляд… Я не помню, где я слышала это выражение: вообще руководство – это тяжкий пресс. И когда руководитель это поймет и не будет пользоваться своим служебным положением, не будет высказывать свое превосходство над подчиненными, тогда можно добиться каких-то целей, именно в данной организации.

В силу того, что я несколько раз переезжала в своей жизни, я меняла место работы. И за все это время, когда я меняла место работы, единственный раз мне попался начальник, который, можно сказать, идеальный был по всем параметрам. В основном руководитель всегда – ну как это сказать? – рисуется, что ли, если так можно сказать.

Иван Князев: Пользуется, пользуется своим положением начальствующим. А должен, наоборот, понимать, что на нем ответственность, в частности за других людей. Спасибо вам.

Ольга Александровна, а вы какой начальник? У вас есть подчиненные?

Ольга Симонова: Ну, относительно. Я не большой начальник, я всего лишь заместитель заведующего кафедрой.

Вы знаете, что я еще хотела сказать? Стиль руководства очень зависит еще от типа коллектива. Понимаете, если бы я руководила бригадой на заводе, может быть, мой стиль руководства был другой. Но поскольку я имею дело с научным коллективом и с интеллектуалами, то здесь нужно быть очень осторожным. Здесь самое лучшее – это коллегиальный стиль. Нужно учитывать, что ты руководишь очень умными людьми. Поэтому здесь…

Иван Князев: …приходится это учитывать.

Ольга Симонова: Да. А что касается того, что пользуются своим влиянием. Вы знаете, у этой роли руководителя (то есть это не человек, а это роль) есть свои функции и дисфункции. Вы знаете, когда человек начинает пользоваться своим положением, то есть исполняет эту роль, то это фактически дисфункционально для самой организации. Поэтому, собственно говоря, люди недовольны именно тем, что, конечно, они видят, что это плохо сказывается на эффективности работы. Поэтому я думаю, что наши респонденты совершенно правы в этом.

Иван Князев: Спасибо.

Марина Калинина: Спасибо. Ольга Симонова, социолог, доцент Высшей школы экономики, была с нами на связи.

Авторизуйтесь, чтобы быстро и удобно комментировать
Авторизуйтесь, чтобы быстро и удобно комментировать
Комментарии (0)