Какое событие стало для вас главным в уходящем году?

Гости
Алексей Зубец
директор Института социально-экономических исследований Финансового университета при Правительстве РФ

Оксана Галькевич: Итак, друзья, под тихо падающий за окном снег, под перезвон бубенцов на русской тройке, под звон пока еще не бокалов, а праздничной посуды...

Константин Чуриков: Неразбитых бокалов и рюмок.

Оксана Галькевич: ...доставаемой, Костя, для новогоднего стола, – в общем, друзья, под вот это все мы запускаем новый опрос в нашем прямом эфире в рамках проекта «Реальные цифры». Что, скажите нам, что стало для вас событием года?

Константин Чуриков: Это может быть событие вашей личной семейной жизни, может быть что-то из того, что вам запомнилось из области международной политики или внутренней, или и первое, и второе, и третье, пожалуйста, выбор за вами, пишите. 5445 – наш SMS-портал, всю неделю вплоть до пятницы мы будем принимать сообщения, собственно, по поводу этих событий.

Оксана Галькевич: А это должно быть связано с хорошим или с плохим настроением?

Константин Чуриков: Как угодно.

Оксана Галькевич: Кому что больше запомнилось.

Константин Чуриков: Мы не ограничиваем вас в ответах, в ваших фантазиях.

Оксана Галькевич: В общем, друзья, мы принимаем ваши сообщения до конца недели, в пятницу будем подводить итоги. Участвуйте как можно активнее. Кстати, писать вы можете начинать уже прямо сейчас, телефоны у вас указаны на экранах, давайте выходите на связь. А мы представим нашего эксперта в студии.

Константин Чуриков: У нас в студии Алексей Зубец, директор Института социально-экономических исследований Финансового университета при Правительстве. Алексей Николаевич, добрый вечер.

Алексей Зубец: Добрый.

Константин Чуриков: Мы вот сегодня уже днем с подачи коллег тоже начали исследовать этот вопрос, и я обратил внимание, что такая происходит определенная поляризация. То есть либо это ответы про личную жизнь, родился ребенок, родился внук или там, не знаю, еще что-то, либо это что-то из области «все дорого, все дорого, как все подорожало». Есть, конечно, там ответы по поводу политики и т. д. Почему людей вообще не волнует политика? Вот такое у меня ощущение сейчас складывается.

Алексей Зубец: Ну, на самом деле их должна беспокоить политика, потому что в мире происходит масса того, что влияет на нашу жизнь и будет влиять на нее в 2022 году, и мы даже, ну многие, об этом даже сейчас не догадываемся, да. Вот эта история с посланием российского МИД американцам, что давайте дружить, знаете, такой, как это, призыв «Выходи, давай дружить будем», который был отправлен в Америку и на который пока ответа не получено, но вот эта история на самом деле фундаментальная. То есть это история, которая может изменить нашу жизнь, в том числе и бытовую, потому что если мы вдруг перейдем к мобилизационной экономике по китайскому образцу...

Константин Чуриков: Ой...

Алексей Зубец: Да, то, в общем, мало не покажется никому на годы вперед. Поэтому я бы вот... Если вот мне скажут «Выбери событие года», я выберу именно это послание американцам про то, что вы нам угрожаете, а если вы не прекратите нам угрожать, мы вам тоже начнем угрожать, а еще у нас там масса есть разных действий, которые мы можем, как это, приемчиков против вас применить, – ну это, в общем, история, которая будет иметь серьезные последствия по всем планам.

Константин Чуриков: Ничего себе. Мы только успокоились, ну вернее не то что успокоились, мы пытались зрителей успокоить, потому что мы с этого начали эфир, а вы нам про это и говорите.

Оксана Галькевич: Ну, нам сегодня говорили эксперты о том, что да, это беспрецедентное на самом деле событие, прежде ведь никогда не было такого.

Алексей Зубец: Да, последние лет 30 Россия так с Америкой, даже больше, наверное, 35, Россия так с Америкой никогда раньше не говорила. И надеюсь, что у тех людей, у тех, кто у нас принимает решения, есть план, что они что-то задумали и это только первое фасадное действие, фасад этого действия, а, наверное, у них есть какой-то план в случае, если американцы ответят так или иначе. И это, наверное, будет довольно, как это, смешно, весело и страшно одновременно, ну как вот катание на аттракционах, на этой самой горке...

Константин Чуриков: Будем надеяться, не сбудется. Алексей Николаевич, а что все-таки помимо Америки повлияло на жизнь россиян в этом году?

Алексей Зубец: На жизнь наших соотечественников и нашу жизнь повлияло быстрое восстановление российской экономики, рост реальных доходов и рост реальных зарплат. Это вот после послания американцам, как турецкому султану, после послания Байдену рост реальных доходов населения и рост реальных зарплат – это событие №2. Несмотря на инфляцию, то есть инфляция высокая, но номинальный рост доходов и зарплат оказался все-таки выше, чем эта инфляция, ненамного, но выше, и это тоже очень хорошо.

Смотрите, у нас есть расслоение населения...

Константин Чуриков: Вы поняли наше молчание, спасибо, что поясняете.

Алексей Зубец: Да-да-да, ваш удивленный взгляд, я понял, что надо продолжать.

Константин Чуриков: «Удивленный пешеход, удивленные растенья», как в стихотворении.

Алексей Зубец: Смотрите, у нас есть люди, которые стали жить лучше, и те люди, которые стали жить хуже. Бедные обеднели, богатые стали чуть-чуть богаче. Средний класс стал жить лучше. Те люди, которые живут на пособия, пенсионеры, стали жить хуже, потому что инфляция съела большую часть их доходов. Но вот если мы говорим о среднем классе и богатых и нижнем среднем классе, который небогатый, вот у них жизнь стала налаживаться. Порадуемся хотя бы за них.

Константин Чуриков: Ха-ха, мы за них каждый день радуемся, ха-ха.

Оксана Галькевич: Алексей Николаевич, нет, подождите, а как? Мне кажется, инфляция ела всех, кроме тех, простите, кто стал немного больше.

Алексей Зубец: Она ела всех, но некоторых она недоела.

Константин Чуриков: Ха-ха-ха.

Алексей Зубец: Да, но некоторых она недоела.

Оксана Галькевич: Средний класс вдруг как стал богаче?

Алексей Зубец: Поверьте мне на слово...

Оксана Галькевич: Не могу.

Алексей Зубец: ...знаете, такая стандартная фраза шарлатана. Поверьте мне на слово, средний класс стал богаче. Но средний класс у нас небольшой, это 20%.

Константин Чуриков: А давайте послушаем сейчас Валерия из Ленинградской области. Я не знаю, из какого он класса...

Оксана Галькевич: Здравствуйте, Валерий.

Константин Чуриков: Валерий, здравствуйте.

Зритель: Здравствуйте.

Константин Чуриков: Событие года для вас какое?

Зритель: Событие года? Ну, негатив мой или позитив нужен?

Константин Чуриков: Слушайте, пожалуйста, что хотите, то и говорите, это «Реальные цифры», ваше реальное мнение.

Зритель: Ну, у меня такое ощущение складывается, что ваша передача для жалоб.

Константин Чуриков: Нет.

Алексей Зубец: Для жалоб, для жалоб, тут я согласен.

Константин Чуриков: Так, ну-ка, ну-ка.

Зритель: Вот именно для жалоб.

Алексей Зубец: Да.

Константин Чуриков: А у вас что? Ну рассказывайте, господи.

Оксана Галькевич: А вы хотите пожаловаться, или чтобы мы порадовались за вас? Говорите.

Зритель: А нечего радоваться, у всех все плохо.

Алексей Зубец: Золото, ха-ха.

Зритель: Нет у нас у населения… Как мужчина сказал, бедные беднеют, а богатые богатеют.

Константин Чуриков: Подождите, а мне сейчас сообщили...

Оксана Галькевич: Валерий, подождите, нам говорят, что вы дом купили.

Константин Чуриков: Да, что вы дом купили.

Оксана Галькевич: Ха-ха-ха.

Константин Чуриков: Это правда?

Зритель: Да, это было, только 5 лет назад.

Оксана Галькевич: А-а-а.

Константин Чуриков: А-а-а, это событие 5-летней давности...

Ладно, послушаем Валентину из Нижегородской области. Здравствуйте, Валентина.

Оксана Галькевич: Здравствуйте, Валентина.

Зритель: Здравствуйте.

Вы знаете, я хочу поделиться с вами своей радостью, своим событием, которое лично я ждала с марта месяца.

Оксана Галькевич: Так.

Зритель: И вот в ноябре месяца...

Алексей Зубец: ...родился ребенок.

Зритель: ...у меня родилась внучка долгожданная, ха-ха.

Константин Чуриков: Поздравляем.

Зритель: Это такое счастье!

Константин Чуриков: Как назвали?

Зритель: Назвали Виктория.

Константин Чуриков: «Победа».

Оксана Галькевич: «Победа».

Зритель: Это такое счастье большое! Это самое большое событие у меня этого года. Ну, еще летом я съездила в отпуск, отдохнула, была жарко, тепло, в общем, хорошо.

Алексей Зубец: Лето было хорошее, да.

Зритель: И сегодня я сделала прививку, это, ревакцинацию.

Константин Чуриков: Ой, замечательно.

Зритель: Произошло сегодня, и тем я очень довольна.

Оксана Галькевич: Валентина, спасибо вам за ваш замечательный звонок.

Константин Чуриков: Спасибо.

Оксана Галькевич: Мы вас еще раз поздравляем с рождением внучки. Желаем, чтобы счастья в вашей семье стало еще больше, пусть через год, два, три у вас будет еще внучка или внук, и дальше пусть не останавливаются ваши дети. Дети – это хорошо.

Константин Чуриков: Почему складывается ощущение, что звонят все пожаловаться? Ну просто, наверное, потому, что мы один из немногих, если не единственный телеканал, который говорит о проблемах, в общем, потому и называемся общественным.

Вы знаете, среди тех сообщений...

Оксана Галькевич: Я зачитаю просто сообщения, может быть. Ульяновская область: «Тяжело болела COVID».

Константин Чуриков: Вот.

Оксана Галькевич: Кировская область: «Событие года – убийство Рашкиным...»

Константин Чуриков: Лося.

Алексей Зубец: Лося.

Оксана Галькевич: Вот этого крупного, да... Липецкая область... Так, нет, Волгоградская область... Есть и, кстати, нерадостные совсем события у людей, вот у кого-то умерла жена, у кого-то мама.

Константин Чуриков: Много таких сообщений.

Оксана Галькевич: Белгородская: «Перешли жить в дом», – и т. д., да.

Константин Чуриков: Много сообщений как раз по поводу коронавируса. Он уже нас 2 года, 2 года мурыжит. Как люди стали, вы же социолог еще в том числе, как люди стали это все воспринимать?

Алексей Зубец: Смотрите, надо сказать, что народ пытается вытеснить COVID из своей жизни, ну построить стены между собой и COVID. Действительно, у нас избыточная смертность, превышение смертности над нормой, там больше 1 миллиона человек, это много, это совсем не хорошо. Но наше правительство предложило народу выбирать: либо мы облегченно прижимаем экономику и не вводим серьезных рестрикций, для того чтобы люди сидели по домам и COVID не распространялся, но экономика умрет, а второй вариант – это когда мы работаем, в общем, как не бывало, экономика нормально себя чувствует, но при этом, извините, бывает, что люди умирают.

Люди выбрали второй вариант, и мы видим реакцию, достаточно жесткую реакцию населения на попытки ввести QR-коды, а до этого осенью, в августе мы видели, социология показывала, резкий рост недовольства, связанный с обязательной вакцинацией врачей, учителей, преподавателей, которые должны были привиться, прежде чем войти в аудитории. Там был очень жесткий уровень недовольства, он выскочил, кратно вырос этот уровень недовольства. И потом правительство как-то это не то чтобы спустило на тормозах, но постаралось сделать так, чтобы последствия в части социального недовольства были минимальными. То есть наш народ предпочитает жить, как будто ничего не было.

Константин Чуриков: Подождите, это очень важно. Это вот, все это означает, что государство понимает, что происходит в народе?

Алексей Зубец: Абсолютно. Во-первых, понимает, во-вторых, пытается не конфликтовать с народом, и там, где возникает конфликт, государство отступает, ну как QR-коды в транспорте, которые сняты с рассмотрения в Государственной Думе.

Константин Чуриков: А рост цен на продукты тогда так сильно не беспокоит, мне кажется, нет? Или так же?

Алексей Зубец: Смотрите, если мы говорим о недовольстве, то сейчас... Вот смотрите, у нас цены на продукты начали расти...

Константин Чуриков: Просто об этом очень многие пишут.

Алексей Зубец: Да-да. Смотрите, у нас цены на продукты начали расти еще июль, август, сентябрь, и одновременно с этим вот мы меряем, про цены нам это известно, а с другой стороны мы меряем общественные настроения и готовность людей протестовать. Конец лета – начало осени, вплоть до ноября, было временем тиши невероятной, то есть уровень протестных настроений просто куда-то забился под плинтус, его просто не было.

И уровень протестных настроений начал расти в конце ноября – в декабре, и этому разные причины, но, в общем, инфляция не была источником какой-то серьезной протестной активности среди населения. То есть инфляция воспринимается, по большому счету, спокойно, не сказать, чтобы это какой-то нейтральный фактор, он, безусловно, отрицательный, тут нечего говорить, но каких-то серьезных всплесков недовольства инфляция не вызвала.

Оксана Галькевич: Алексей Николаевич, а как оценивать государству всплеск недовольства среди населения? Ведь никто у нас на площади не выходит, по улицам с маршами не передвигается. Как оценивается?

Константин Чуриков: Это опросы же.

Алексей Зубец: Опросы, да, социология.

Оксана Галькевич: А, просто по опросам.

Алексей Зубец: Конечно.

Константин Чуриков: Опросы-опросы. Там есть свои исследования, которые через ФСО, по-моему, да, они получают?

Алексей Зубец: Ну, у нас, да, крупнейшая социологическая контора – это не ВЦИОМ и не Росстат, а ФСО, которая, собственно, и делает исследования по недовольству по регионам, в чем причина.

Оксана Галькевич: И ФСО оценила, что у нас недовольство QR-кодами только... ?

Алексей Зубец: Я не знаю, я не представляю ФСО, я делаю сам социологические...

Константин Чуриков: Я думаю, что необязательно, Оксана.

Оксана Галькевич: Кто-то там по этим соцопросам оценили, что QR-кодами недовольны только на общественном транспорте?

Алексей Зубец: QR-кодами вообще недовольны, то есть любыми рестрикциями недовольны. Опять же дисклеймер, я не представляю ФСО и я не знаю, что они делают.

Константин Чуриков: Я думаю, для этого просто достаточно включить «Общественное телевидение России».

Алексей Зубец: Ха-ха.

Константин Чуриков: Мы каждый день про COVID беседуем, люди говорят то, что они думают.

Оксана Галькевич: Полина из Оренбургской области у нас на связи. Здравствуйте, Полина.

Зритель: Здравствуйте-здравствуйте. Я очень рада, что я до вас дозвонилась. Я хочу сказать о событии года.

Константин Чуриков: Так.

Зритель: В общем, я трусила COVID, не хотела прививаться, думала-думала, и наконец я первую прививку сделала 7 ноября, вторую 28-го, и я себя по-другому чувствую!

Константин Чуриков: Да вы что?

Оксана Галькевич: Спокойнее, наверное, да?

Зритель: Я просто геройски, геройски чувствую! И хочу всем сказать, чтобы никто не слушал вот этих балаболов, что нельзя делать прививки.

Оксана Галькевич: Ага. Спасибо.

Константин Чуриков: Так. А вы себя лучше чувствуете, имеется в виду как-то вот морально или физически?

Зритель: И физически я стала лучше чувствовать, а морально вообще, я как-то другой человек стала, потому что у меня трусость эта ушла постоянная.

Константин Чуриков: Это да.

Зритель: Я постоянно боялась выйти куда-то, кто-то чтобы пришел ко мне, кто-то чтобы заговорил со мной. Сейчас я свободно себя чувствую и хочу, чтобы все люди так чувствовали себя и делали прививки.

Константин Чуриков: Да, спасибо.

Оксана Галькевич: Спасибо вам большое.

Дальше по сообщениям давай пройдемся. Брянская область пишет, что событие года в том, что мировая элита как раз сделала первый, но нерешительный шаг к мировой войне, так считает наш зритель, ну потому что напряжение действительно какое-то вот растет в последнее время в воздухе. Башкирия – «Северный поток» достроили. Нижегородская область: «У меня событие, внук пошел в армию». Да, Костя, давай.

Константин Чуриков: Празднование 800-летия Нижнего Новгорода.

Оксана Галькевич: «Купили квартиру в Новой Москве», – Брянская область пишет. Кировская область: «Сама встретила любимого мужчину». «Свадьба сына»… Тоже вот много всяких личных.

Константин Чуриков: Ну, понятно, что личное преобладает над общественным.

А если брать все-таки общественно-политические события, какой масштаб людям в нашей стране больше интересен? Вряд ли, наверное, международная повестка, да? Или нет, потому что программы, которые о ней говорят, имеют большой рейтинг. Международная повестка, федеральная или вот локальные события в рамках города?

Алексей Зубец: Людям интересна федеральная повестка верхнего уровня и события региональные, местные. То есть их интересует как бы то, что делается на уровне страны, это смотрится как боевик, там никакого Голливуда не надо, с одной стороны. А с другой стороны, то, что происходит в их поселке, в их городе, течет канализация, плохие дороги, плохие школы и т. д., вот эти вещи их интересуют, потому что это касается напрямую их жизни. Середина, вот как бы региональная эта история, но это в основном для политологов, которые там занимаются политтехнологиями, организацией выборов. Народ вот какой-то средний уровень общественно-политической жизни в нашей стране не очень интересует.

Оксана Галькевич: «Инфляция превзошла все ожидания», – Краснодар. «Цены», – Ленинградская область. «Важное событие – я выжил», – это тоже COVID касается. «Дотянула до нового пенсионного возраста, сбылась мечта».

Константин Чуриков: Кроме вот этого, скажем так, ультиматума НАТО что для вас еще главное событие в этом году?

Алексей Зубец: Хорошая погода летом, прекрасный курортный сезон, который удался практически на всех российских курортах, и в Крыму, и на Черном море, и на Балтийском море.

Константин Чуриков: Прекрасно. Будем так же стремиться позитивно смотреть на жизнь, как вы. Спасибо большое.

Алексей Зубец, директор Института социально-экономических исследований Финансового университета при Правительстве, был у нас в эфире. Всю неделю опрос для проекта «Реальные цифры», главное событие года для вас.

Оксана Галькевич: Да, ждем, друзья, сообщений. А сейчас подведем некоторые итоги этого дня.