Советский автопром начал активно развиваться после Великой Отечественной. В 1946 году Горьковский автозавод выпускает знаменитую «Победу - ГАЗ-20», в Москве с конвейера сходит «Москвич-400». Через 10 лет появляется первая «Волга», «ГАЗ-21». Но большинство советских граждан на всю эту технику могли только любоваться. Во-первых, дорого, а во-вторых - ждать своей очереди на получение автомобиля нужно было несколько лет. Варвара Мокшадт, руководитель экскурсионного отдела музея техники: «Неоднозначная история про Юрия Алексеевича Гагарина, у которого была «21-я Волга» черного цвета. Но и то до конца непонятно, то ли он ее сам купил на те деньги, которые ему заплатили за его полет, то ли ему все-таки эту машину подарили». Чтобы стать счастливым владельцем личного автомобиля придумывали самые разные, не всегда законные схемы. Варвара Мокшадт, руководитель экскурсионного отдела музея техники: «Инвалидная мотоколяска СМЗ, которая вообще инвалидам давалась бесплатно, она перепродавалась различными способами, то есть люди изощрялись, пытались найти какую-то альтернативу». Альтернатива появилась только в 1960 году. Запорожский завод начал выпуск первых советских малолитражек. Единственным народным автомобилем в Советское время был «Запорожец». Моделей было немного, всего три. 965 в народе прозвали «горбатым» из-за его специфической формы, 968 – «ушастым», вот из-за этих воздухозаборников на заднем крыле. Третью модель 968-м, «мыльницей», все из-за того, что в наименовании присутствует буква М. После деноминации 1961 года Запорожец стоил 1800 рублей. Семья со средним достатком могла накопить на него за два года. А вот Волга в то время стоила в три раза дороже. Через несколько лет «горбатого» или «ушастого» можно было встретить практически в каждом дворе. Даже первый советский рекламный ролик был именно про «Запорожец». В начале 70-х годов с конвейера Волжского автозавода вышла знаменитая «копейка», ВАЗ-2101. И сразу начала активно конкурировать с «Москвичом». Кстати, ее и сегодня можно встретить на московских улицах. Вот, смотрите, модели почти полвека, а она все еще на ходу. Но в 70-х «Жигули» уступали по цене только «Волге» и никак не могли называться народным автомобилем. Вот так водители-испытатели «АвтоВАЗ» популяризировали первые «Жигули». Шоу «автородео» в 80-х годах колесило по всем городам страны. Каскадеры демонстрировали, на что способна новая техника. Конвейер Автоваза работает и сейчас. За все время завод выпустил несколько десятков модификаций «Жигулей» и «Лады». Алексей Дашенко, Максим Вознюк, Сергей Зайцев, ОТР.