Ольга Арсланова: И снова добрый вечер! Продолжаем сегодня говорить о Калининградской области. Такое ощущение, что сегодня день рождения, да, у Калининграда, все слова только о нем, потому что это наш проект, посвященный российским регионам, и вот как раз с самой западной части мы решили начать. Калининград входит в 25 крупнейших промышленных центров России. Почти весь мировой запас янтаря там, это 500 тысяч тонн ежегодно. Завод «АВТОТОР», который уже 4 года работает на экспорт. Это незамерзающий порт, а значит, один из важнейших рыбохозяйственных комплексов страны. И еще в этом году область приняла 1,5 миллиона туристов и побила свой рекорд. Вот о ресурсах, об успехах этого региона будем говорить до конца часа, следующего часа. Александр Денисов: Да, 1,5 миллиона. Но вот уже есть сведения, обновленные цифры, что 1,8 и даже 2, вот тут такие цифры заявляют. Насчет рождения. Вот одна из жительниц, Тамара Николаевна Огаркова, сказала мне в Калининградской области, в Зеленоградске, говорит: «Вот мне 75, и область моя ровесница, ей тоже 75 лет в этом году». Если собираетесь открывать бизнес в Калининградской области, то самое там и место открыть его. Здесь особая экономическая зона с нулевым налогом на имущество, прибыль и землю, льготные страховые взносы под 7,6% и невысокий порог входа: для высокотехнологичных компаний 1 миллион, для здравоохранения 10 миллионов рублей, сельского хозяйства и туризма – 50 миллионов рублей. Ольга Арсланова: И это еще не все. На территории Калининградской области так называемая офшорная зона, для бизнеса действуют программа «Восток» со льготным кредитованием до 10 лет под 1% годовых и программа по восстановлению культурного наследия, а там, как мы с Сашей увидели, много чего есть восстанавливать… Александр Денисов: Есть наследие. Ольга Арсланова: Программа обширная, наследие есть, вот кирхи, памятники культуры, их восстановление кредитуют до 1 миллиарда рублей на 15 лет, 0% годовых, так что и этим заниматься тоже интересно и выгодно. Александр Денисов: Да, интересно заниматься там всем, в том числе и автомобилестроением. «АВТОТОР», российский автогигант – российский, подчеркиваем, не немецкий – построит в Калининградской области еще 11 новых заводов, 4 из которых уже в этом году. Калининградская компания «ЭнКОРГрупп» строит завод по выпуску кремниевых пластин и ячеек для солнечной энергетики. На территории недостроенной Балтийской АЭС «Росатом» запустим в 2026-м производство литий-ионных аккумуляторов для отечественных автопроизводителей, ну которые будут электрокары собирать. Ольга Арсланова: Продолжаем, это еще не все! В Калининградской области у поселка с таким говорящим названием Янтарный сосредоточены до 90% мирового запаса янтаря, как уже сказали, 500 тысяч тонн янтаря в год. Калининградский янтарный комбинат – это единственное в России и крупнейшее на планете предприятие по промышленной добыче и переработке янтаря. Камень поставляют за границу, реализуют на торгах, на электронной бирже Санкт-Петербурга и различных аукционов. В общем, не преувеличением будет сказать, что практически весь янтарь мира сосредоточен именно здесь. Александр Денисов: Да, и главные потребители туда приезжают, китайцы любят там закупаться. Не обойдем добрым словом Балтийский флот. Балтфлот ведет свою историю с 18 мая 1703 года. Все началось с того, что солдаты Семеновского и Преображенского полков под руководством, ну кого еще, Петра I, конечно, захватили два военных корабля шведов. В том же спустили на воду и первый фрегат «Штандарт». В Калининграде расположен сейчас штаб флота, военно-морские базы в незамерзающем порту Балтийска. На вооружении 64 надводных судна, 1 подводная лодка, также морская авиация и ПВО. Задачи Балтфлота – стратегические в широком смысле: обеспечивать и нашу безопасность, и безопасность наших проектов. Охраняли, в частности, строящийся трубопровод «Северный поток – 2». Ну, раз его запустили, значит, охраняли на «отлично», доблестно. Ольга Арсланова: Еще одно направление – это туризм. Популярное место. А во время пандемии, вот нам рассказали, в Калининградской области было столько приезжих, никогда такого не видели. Вообще Калининград занял пятое место в рейтинге популярных городов, где россияне отдыхали по программе «тур кешбэка», первое место в рейтинге TripAdvisor растущих мировых направлений, в топ-3 самых популярных регионов России для иностранных туристов. Ну и сезон туристический действительно стал рекордным для региона, заполняемость отелей 100%, турпоток 2 миллиона. Посмотреть можно вот что угодно. Александр Денисов: Можно много что посмотреть, вот Куршскую косу, знаменитое место, куда везут в первую очередь туристов. Так что много куда можно съездить, посмотреть. Ольга Арсланова: Вот она, кстати, показывают, смотри, давай посмотрим. Это песчаная отмель, длина 98 километров, между Балтийским морем и Куршским заливом. От Зеленоградска (мы там были, да, как раз снимали) до Клайпеды (туда не доехали). Александр Денисов: Да, мы там на досках для серфинга катались, да. Ольга Арсланова: Природа в первозданном виде, памятник ЮНЕСКО. Отмель самая длинная, высокие дюны в Европе. В общем, есть смысл туда приехать на целый день и посмотреть. Александр Денисов: Да. Особенности региона экономические и прочие обсудим с Дмитрием Анатольевичем Журавлевым, научным руководителем Института региональных проблем. Дмитрий Анатольевич, добрый вечер. Ольга Арсланова: Добрый вечер, Дмитрий Анатольевич. Дмитрий Журавлев: Добрый вечер. Ольга Арсланова: Нам тут сообщение, вот хотела сразу к нему прицепиться, пока не забыли, в предыдущей нашей беседе нам написали зрители о том, что едут в Калининградскую область в том числе из Москвы, и это плохо для местных жителей, потому что квартиры резко подорожали, местные себе уже не могут позволить, откладывают-откладывают… Я знаете, что хотела сказать? – а в Воркуте вот за эти деньги, сколько ты сказал, Саш, 12 миллионов квартира? Александр Денисов: Двухкомнатная в Зеленоградске, в Калининграде дешевле значительно. Ольга Арсланова: Вот, ну хорошо, вот в Зеленоградске, в красивом городе у море, 12 миллионов. Да за эти деньги в Воркуте можно подъезд многоэтажного дома купить, но что-то никто не торопится. Дмитрий Журавлев: Правильно. Дело в том, что в Воркуте для того, чтобы отдать квартиру государству, нужно доплатить, потому что так не заберут. Ольга Арсланова: Ну то есть зря жалуются? Дмитрий Журавлев: Разные регионы, да. Причем если квартиры стали стоить 12 миллионов, значит, нынешняя квартира того, кто жалуется, тоже не подешевела. Александр Денисов: Конечно, подросли. Дмитрий Журавлев: Скорее всего, подорожала. Я понимаю, что проблема, вообще жилье в России очень дорогое, ну по отношению к зарплатам граждан, но Калининград здесь отнюдь не самое страшное место. Понятно, что у человека, которому жить негде, он там в однокомнатной квартире впятером, ему от моих слов ни жарко ни холодно. Но я ему хочу сказать, что вообще-то ему еще крупно повезло. Вот если бы у него квартира была в каком-то другом регионе, не будем называть, чтобы никого не обидеть, в той же Воркуте, он бы понял свое счастье. Ольга Арсланова: Что там делать? А в Калининграде есть чем заняться. Дмитрий Журавлев: Есть чем заняться, потому что действительно очень красиво. Я бывал неоднократно в Калининграде и в Светлогорске, тоже удивительный, еще немецкий курортный городок. Я, к сожалению, не знаю, не помню, как он назывался при немцах… Александр Денисов: Зеленоградск? Дмитрий Журавлев: Светлогорск. Там, понимаете ли, климат удивительный, странный с нашей точки зрения, но удивительный, потому что… Вы представьте себе, не очень жарко, а по улице идут толпы сильно загорелых людей, вот это вот Светлогорск 3–4-летней давности, потому что загар там особый, очень сильный. Ольга Арсланова: Подсказывают нам коллеги, Раушен бывшее название Светлогорска. Дмитрий Журавлев: Да? История, есть что посмотреть, вы уже сказали. Но, кроме того, просто посмотреть на море. Знаете, как раньше? Раньше же не купались, в конце XIX века, люди гуляли вдоль моря. Вот Калининградская область, Восточная Пруссия – это такой курорт XIX века по сути своей, технологически он много лучше многих наших нынешних… Александр Денисов: В том числе и русский курорт, туда богатые русские ездили и строили… Дмитрий Журавлев: Да, конечно. Александр Денисов: И многие дома, которые мы считаем немецкими, на самом деле построены нашими соотечественниками… Дмитрий Журавлев: Да. И там и немецкие дома прекрасные есть, хотя война там была тяжелейшая, но далеко не все погибло, и это очень красиво. Кроме того, вот эти самые туристические толпы и переезжающие люди – это еще рабочие места. Вы сказали об автомобильном заводе, это… об автомобильном кластере, потому что там завод не один. Но ведь туризм – это тоже рабочие места. Третье – это анклав. В этом есть свои минусы очень существенные, есть очень хорошие плюсы, вы простите, вокруг вас Европа. Вы знаете, когда я работал в Комиссии по переселению соотечественников, соотечественники из Центральной Азии рвались именно в Калининград. На вопрос, как, ребята, тут климат другой, вы же вот строго континентального климата, вы же там болеть будете, – ничего, мы потерпим. И через годы я там встречал людей, которые по этой программе в Калининград переехали. Да, потому что интересно, это другой мир, вот посмотреть… Но не только исторические памятники, не только климат, просто мир другой, другой дух остался несмотря на то, что Советский Союз очень сильно устанавливал там свой дух. Ольга Арсланова: Представляете, вот только что нам написал зритель из Москвы: «Пять лет подряд по полгода проживу в Зеленоградске. Обожаю Балтику!» Представляете, то есть полжизни, ну полжизни последние 5 лет, человек проводит именно там. Дмитрий Журавлев: Полжизни, да. Ольга Арсланова: А многие уезжают и насовсем, кто может. Дмитрий Журавлев: Вы понимаете, если вы человек небедный, потому что правильно, это не самый дешевый регион, то провести вторую половину жизни там, наверное, разумно, потому что в первую очередь вот тот самый дух. Это дух покоя. Ты ходишь мимо этих деревьев, даже моря не видно, ты вот по городу ходишь, все равно ты как будто в таком парке. Я не очень понимаю, как это удалось сохранить, потому что Калининград советский – это все-таки промышленный регион, но как-то вот удалось. Александр Денисов: Дмитрий Анатольевич, чтобы проанализировать успехи региона, они очевидные, налицо, можем оттолкнуться от конкретного примера, конкретной истории одной семьи. Вот в научной сфере говорят… Сейчас мы посмотрим материал, он не вошел в фильм, но достаточно любопытный, показательный. Как говорят в научной сфере, главное не деньги, а идея. Похоже, сходный принцип действует и в экономике. За примером ходить далеко не нужно, достаточно отправиться на рыбное хозяйство «Рай», где семья Титовых, вот вы видите их, разводят форель, осетров и карпов, поставляет в калининградские рестораны таких вот «тарелочников», рыбу, которая аккуратно помещается в тарелку. Посмотрим. ВИДЕО Снежана Титова, директор рыбного хозяйства: Это – карп зеркальный. Александр Денисов: Тоже ресторанный? Снежана Титова: Тоже ресторанный. Это вот в навеске идет, он так и называется «тарелочник», чтобы вот хвост и голову отрезать, как раз получается порционная рыбка. Александр Денисов: Так вот об идее, которая решает больше, чем деньги. Сколько бы специалистов по разведению рыбы, ихтиологов, ни нанимали Титовы и сколько бы ни платили, платили по 70 тысяч рублей, результат был неважный, пока сама дочь фермеров, школьница Ольга, не подкинула идею самостоятельно следить за уровнем кислорода в искусственных озерах, их там 20 штук, и химическим составом, и спасла как раз семью от разорения прошлой осенью, когда у всех остальных соседей, которые тоже разводят рыбу в районе, рыба передохла из-за кислотных дождей. Послушаем. ВИДЕО Ольга Титова: Помимо аммония, там может вырасти фосфор, железо то же самое, что негативно сказывается на рыбе и вот на всем остальном. Александр Денисов: По химии пятерка? Ольга Титова: По химии нет, к сожалению, четверка была. Александр Денисов: Как так вышло? Ольга Титова: Ну, учителя не признавали мои способности и постоянно занижали оценки. Александр Денисов: Понятно. На iPhone на новый заработала, значит? Ольга Титова: На iPhone на новый заработала, ха-ха. Александр Денисов: Да, тут нужно пояснить, что родители после этого стали выплачивать дочери, вы видите, у них там пробирки, лаборатория, зарплату 35 тысяч в месяц, средняя по региону как раз зарплата, 11-й iPhone купила себе и довольна. Дмитрий Анатольевич, я все про деньги – что решающее? Вот физик Максим Назаренко тут у нас в эфире сказал, что в науке решают не деньги, а идеи. Получается, здесь тоже решает идея, даже здесь, в бизнесе? Дмитрий Журавлев: Понимаете, в современном бизнесе денег в действительности очень много. Вот все крупные страны, фирмы, они ищут не где бы взять денег, а куда бы их вложить. Поэтому действительно сегодня идея важнее, потому что мне приходилось с иностранными инвесторами общаться, вот они готовы вкладывать в разные регионы, в том числе России, именно потому, что дома-то там все уже занято. А идея – это что? Это значит новое поле, новое поле деятельности. Вот идея поворачивает немножко ситуацию, новая идея – это новый взгляд. Александр Денисов: А что идея у школьницы появилась, вас не удивляет, у которой даже по химии четверка, но она спасла все хозяйство? Дмитрий Журавлев: Не удивляет, потому что чем моложе человек, тем больше у него идей. Вопрос в том, что, во-первых, их надо выслушать, что мы, взрослые, делаем крайне редко, потому что мы заняты, мы работаем, не потому, что мы плохие люди и детей своих не любим, просто мы работаем. А во-вторых, довериться. Вот представьте себе, она пришла: «Папа-мама, я знаю, как делать», – а у них ихтиолог на зарплате, профессионал… Александр Денисов: 70 тысяч платили. Дмитрий Журавлев: 70 тысяч платили. Вот как они должны были отнестись к идее ребенка? «Молодец, хорошая девочка, посиди рядом, поучись у специалиста». А они ей поверили, именно поэтому… Выиграла-то даже не идея, выиграло доверие к идее, вот где интересно. Вот, кстати, может быть, это отчасти тоже специфика региона: они как-то легче на подъем, вот по идеям, не по делам, а по идеям. То есть вот для них внедрить что-то новое, для людей, которые там живут, это очень, ну да, так надо и делать, а как еще? Мы же более традиционны, мы более инертны. Это неплохо, в этом есть куча своих плюсов, но мы другие, мы будем семь раз примеривать, пока один раз отрежем, а там люди более энергичные. Может быть, потому, что Европа рядом. Ведь там же границы для местных не очень сильно закрыты, они ездят, они видят эту Европу. Другой рынок сбыта. Вот люди рыбу… Почему эту рыбу в Вологде, например, нельзя? – а куда они ее повезут из Вологды? А здесь если свои не возьмут, польские рестораны заберут. Александр Денисов: Все 20 озер просто пустые, вот они выловили для нас пару рыбок, распродали все по ресторанам. Дмитрий Журавлев: Я про то и говорю. Еще вот узкий рынок, может быть, он полностью закрывается их рыбой, поскольку у других она передохла, но если паче чаяния он не закроется, они всегда знают, что вот за углом Польша, они отвезут все что нужно. Александр Денисов: Дмитрий Анатольевич, из этого рыбного хозяйства выудим еще одну тему. Там как раз нам попался один из работников, по картинке можно было увидеть, в кепке такой, Юрий, переселенец с Донбасса, вот переехал. Сложно ли… Ну понятно, Донбасс – это уж особая территория, наши, но тем не менее соотечественникам из Европы… ? Вот вы говорите, что вы занимались проблемами соотечественников, – сложно ли перебраться, да и из других стран СНГ, в ту же Калининградскую область, преодолеть вот эти административные барьеры? Дмитрий Журавлев: Я все-таки занимался 10 лет назад этим, я к тому, что я не знаю, в каком состоянии сейчас программа. Потому что была государственная программа, которой очень многие немало… Александр Денисов: Ну, сейчас Калининградская область на 2021–2024-е гг. есть. Дмитрий Журавлев: Да. Не все, но многие. И было не то что сложно, а, понимаете, желающих поехать именно в Калининград всегда было очень много. Он все-таки не бесконечен, да. Вот поехать в Центральную Россию желающих было сильно меньше. Причем, я же говорю, меня вот удивляло, что люди из Центральной Азии едут, хотя климат просто другой, то есть по здоровью своему они удар наносили тяжелейший, но они хотели именно в этот регион. Поэтому сложности теперь, думаю, будут связаны исключительно с одним, что найдутся ли места еще и для тех, кто приедет, в общем-то, в анклавном регионе. Ольга Арсланова: Пишут нам из Ленинградской области: «Хорошая программа, немного комплиментарная, побольше бы о проблемах». Собственно, о проблемах все понятно. Вот при тех условиях, которые существуют, это окруженность Европой, это льготы экономические, вот эти вот возможности, связанные с природой, с богатствами, и при этом всего 40 тысяч средняя зарплата. Ну, в общем, люди там, честно говоря, не жируют. Могли бы лучше, правильно? Дмитрий Журавлев: Могли бы лучше. Но надо тоже иметь в виду одно обстоятельство. Я случайно с этим сталкивался. Дело в том, что продукты в основном покупают в Польше, где цены ниже. Ольга Арсланова: Вот это удивительно, даже для нас с нашими зарплатами. Дмитрий Журавлев: Понимаете, и эти 40 тысяч в действительности сильно больше, чем 40 тысяч в Смоленске, потому что общий рынок. Ольга Арсланова: Слушайте, ну неужели не обидно, что в Польше при этом продукты дешевле, чем в России, а зарплаты в России ниже? Дмитрий Журавлев: Обидно, обидно, конечно. Но конкретно Калининграду это скорее помогает, вот нам это скорее мешает, Калининграду это скорее помогает. Потому что не при нынешнем, при предыдущем губернаторе, я вот, помню, смотрел их потребительскую корзину и очень удивлялся на цифры. Он говорит: «Ты же не понимаешь, здесь же половина не у нас будет куплена. Тут все правильно, мы не ошибаемся, просто ты смотришь на цены в наших магазинах, а это не под эти цены сделано». Кстати, анклавность, к сожалению, дает много проблем, потому что ты не так много чего можешь возить, вот тоже на экспорт гораздо легче машины делать, чем для России, из-за анклавности. Александр Денисов: Почему? Дмитрий Журавлев: Наш автомобильный рынок… Ну потому что везти через Прибалтику придется, через Литву, а там тоже люди живут, и они считают, что ты должен им платить вообще-то за провоз… Ольга Арсланова: То есть для того, чтобы продавать на территории России это все? Дмитрий Журавлев: Да. А смотрите, самое простое: мы же, например, туда, извините, возим солдат, мы их возим самолетами. Потому что если товары еще как бы наши соседи пропускают, то военных… А у нас же там не только Балтийский флот, там военные части стоят. Как с этим? То есть не скажу, что проблемы, но свои сложности… Понимаете… Помните, как у Джерома: у этого лабиринта выход там, где вход. Помните, они там в лабиринте выход искали? Вот это примерно то же самое в Калининграде. Плюсы и минусы – это практически две стороны одного и того же. Отличия, которые создают плюсы, они же создают местные минусы. Александр Денисов: Вот на примере региона мы с вами говорили, что идеи важнее, чем деньги, я все опять про деньги, буду сравнивать, что важнее, деньги или люди. Вот с руководителем предприятия общался, производят они электроколяски для инвалидов, и он мне стал показывать: вот у нас из окна видны домики, которые мы построили для тех инвалидов, там у них соотношение 30 к 70, 30 людей с ограниченными возможностями, 70 остальные, могут жить здесь. Потом они перестроили, у них там реабилитационный центр, у них еда бесплатная, прочее. Я смотрел на это… А, и плюс он мне еще про зарплату, он рассказал, говорит: «Вот сейчас мы платим 45 тысяч, но в следующем году мы на тысячу штук увеличим партию, вот сейчас 1,5, а будет 2,5 тысячи, и я увеличу на 50% зарплату». И я как-то ему поверил, потому что мы же это все показываем и прочее, то есть тут не соврешь. И я его спросил, я говорю: «А вам зачем это нужно? Либо бизнес, либо люди». Он говорит: «Вы откуда?» Я говорю: «Я из Москвы». Он говорит: «Я понял. А мы из Калининграда». То есть, Дмитрий Анатольевич, работает и бизнес, и люди одновременно, если захотеть? Дмитрий Журавлев: Понимаете, в чем дело? Бизнес работает против людей в одном-единственном случае – когда он живет поквартально. Помните старую шутку: «А я не отвечаю за всю жизнь, я отвечаю за каждый квартал в отдельности»? Если стратегический горизонт больше, то люди это тоже, извините, очень значимая часть бизнеса, потому что если у тебя людей, которым хочется у тебя работать, которые хотят работать хорошо, не будет, то получится только копание ям, то есть малотехнологичные вещи, ну просто ее либо выкопал, либо не выкопал. Любая сложная работа, при условии, что работнику неинтересно ее делать, может всегда делаться легче, дешевле, но более низкого качества. Это вечная проблема сложного труда, ее уж описывали, ну 200 лет об этом пишут как минимум. Почему рабовладение погибло? – потому что со сложным трудом были сложности, извините за каламбур, он плохо при рабовладении действует. И тогда… А почему? Потому что раб – он не человек, работает как может, помрет – и бог с ним. А все, как только сложный труд начинается, эта система не работает. Александр Денисов: Причем, вы знаете, он мне еще сказал, мы когда с ним ездили по предприятию, он на коляске, меня подцепил еще сзади на платформу, говорит: «Вон, заодно мощь испытаем нашей «электрички»», – так они называют электроколяски. Он говорит: «У меня тут не богадельня, я больше людей с ограниченными возможностями набирать не буду, вот 30 и 70». Причем этот человек все-таки это называет бизнесом. Вот удивительно, и дома, и прочее. Дмитрий Журавлев: Ну как? А вы вспомните наших купцов, которые районы в Москве строили для своих рабочих. И это был расчет. То есть они, наверное, и люди были хорошие, не знаю, но в первую очередь это был расчет, потому что рабочему, который живет в этом доме… Понимаете, для того, чтобы работать просто, ничего не надо, для того, чтобы работать сложно, нужно не только необходимое, но и излишнее. Вот нужно, чтобы были чистые комнаты, светлые окна, книжки к тому же и т. д., и т. д. И это понимали русские купцы в конце XIX века, это понимает и этот человек. Но он работает надолго. То есть вот вопрос заработать сейчас, потом продать, купить что-нибудь другое, вот это все тогда не нужно, ни домов, ни бесплатных столовых, ничего, это только лишние затраты денег. А вот если он думает, что он этим предприятием будет руководить 70 лет, а потом передаст потомкам, вот тогда все правильно. Поэтому все зависит от горизонта стратегического планирования. Ольга Арсланова: Зрители из Калининградской области нас забросали SMS, поправляют. Пишут, что продукты у них свои, они давно ничего в Польше не покупают, контрсанкции, введение эмбарго; продукты ввозятся из России, льгот практически нет; цены выше, чем в Вологодской области. Цены на билеты космос, вот о чем еще пишут, что в Россию оттуда в остальную не уедешь. И про зарплаты вот тоже уточнение (сейчас сразу все это скопом прочитаю и обсудим): откуда взяли 40 тысяч? Это официальные данные Росстата. А по факту, пишут медики, от 10 до 17, получают 40 тысяч – это такая фейковая зарплата, пишут нам зрители. Дмитрий Журавлев: Ну, что касается билетов, вот тут двумя руками, двумя ногами, головой, всем «за». Да, это вообще проблема. К сожалению, вот эти дорогие билеты и в Калининграде, и на Дальнем Востоке, – это проблема, между прочим, меньше всего экономическая, это проблема социальная и политическая. Потому что я, по-моему, как-то вам рассказывал на одном из эфиров, что в одном регионе страны мне молодой сказал: «Вы знаете, а я в Москве никогда не был, я этим деньгам найду лучшее применение». Вот при таком подходе вы понимаете, что для него федерация – это абстракция, вот то же самое и здесь. То есть билеты-то дотировать надо в таких регионах, как Калининградская область, тем более что самолет, извините, все-таки основное средство передвижения, не поезд. Ольга Арсланова: Нет, а потом объясните мне, пожалуйста, вот этот механизм экономический. Владивосток – так это лететь 9,5 часов, а здесь 1,5 часа и Москва. Это из-за того, что нужно пролетать, не знаю, другие государства? В чем проблема? Почему нельзя сделать это дешевле? Дмитрий Журавлев: Да нет, можно сделать, только это делать надо, понимаете. Вот это как раз та история, о которой говорилось. Вот тот, кто руководит этим вопросом в авиационной отрасли, он живет от квартала до квартала, он прибыль получил, а там хоть не рассветай. Его вот эти всякие стратегические заморочки не интересуют. Ольга Арсланова: Ну вы представьте себе, даже группу детей вывезти, например, на спортивные соревнования из региона в регион. Дмитрий Журавлев: Да, причем на автобусе вы их, скорее всего, не вывезите, вам придется лететь самолетом. Ольга Арсланова: Нужен самолет. Дмитрий Журавлев: Да. Поэтому я и говорю, что должны дотировать, точно так же, как и на Дальний Восток должны дотировать. Вы знаете, что есть во многих европейских странах авиационные компании, не буду называть, я просто знаю точные страны, убыточные? Они их содержат, потому что им нужно страну целиком держать. Простите, страны там сильно меньше, чем наша, ха-ха, да? Вот парламент одного европейского государства каждый год обсуждает один и тот же вопрос: закрываем местную авиакомпанию или все-таки опять будем ее дотировать. И каждый раз ответ второй – будем дотировать. Вот так и надо, понимая, что это не бизнес, но авиация в нашей стране – это не бизнес, это политика. Александр Денисов: А с другой стороны, Дмитрий Анатольевич, если сесть на борт, отправляющийся в Калининград, будучи… Ну вот, например, я чиновник, отвечаю за субсидирование – чего там субсидировать? Они летают битком набитые, все нормально. Ольга Арсланова: Ха-ха. Александр Денисов: У людей и так все хорошо, Дмитрий Анатольевич. И даже вот про пандемию… Дмитрий Журавлев: Ну да, если учесть, что половина из них военнослужащие, которым за это платит государство… Ольга Арсланова: Ага. Дмитрий Журавлев: Во-вторых, те, кто летят, – а они что, а куда? Все равно у тебя только один путь. Надо дотировать все равно, я понимаю. Я же говорю, я летел в самолете, полсамолета было солдат, как сейчас помню. Александр Денисов: Бывает, да, что они в форме сидят… Дмитрий Журавлев: Не всегда, не всегда, но бывает. Да, конечно, что тут дотировать, за них Минобороны платит. Но ведь так нельзя делать. Что касается зарплат, мы, к сожалению, можем пользоваться только данными Росстата, потому что, даже если ты туда приезжаешь, ты можешь оценить размеры цен, но не зарплат, вот. Данные Росстата ведь не из воздуха появляются, я сейчас не защищаю ведомство, не мое это дело, но они же не из воздуха появляются. Да, это подсчеты средние, просто то, что есть разрыв между низом и верхом, – это плохо, но без него все равно не обойдемся. Да, надо повышать зарплаты нижней части населения, но в свое время Советский Союз это делал, кончилось крайне плохо, потому что просто пропали товары. Это очень непростая задача. То есть это не значит, что этого делать не надо, но это очень непросто сделать. Дело не просто в том, чтобы нарисовать деньги и раздать, это тоже надо делать, но это ох как непросто. То, что при этом зарплаты маленькие, – это вопрос, в общем, к тарифным сеткам. Я тоже согласен с тем, что в анклавном регионе, который оторван от России, который общается с соседними государствами, наверное, нужно держать уровень зарплат высокий, хотя все, кто живет в России, сейчас на меня, наверное, обиделись и сказали: «А мы чем хуже?» Но ведь это вообще проблема, к сожалению, России огромная. К сожалению, в регионе, где много бедных, трудно развивать экономику. Кстати, косвенное доказательство того, что, в общем, все не так плохо, потому что если бы там все были бедные, экономики бы не было, потому что главное – это спрос. Но все равно я согласен, что есть, наверное, маленькие зарплаты, и этому надо противостоять. Но противостоять – это вопрос к правительству. Александр Денисов: Еще… Дмитрий Журавлев: Я не думаю, что вот на этих автомобильных заводах маленькие зарплаты, вот что-то мне подсказывает, что вряд ли. Ольга Арсланова: Нам сегодня рассказали, что 45 тысяч, да, у рабочих, руководителей предприятий. Дмитрий Журавлев: Вот видите. А медицина? Ведь если недостаточный объем финансирования медицины, она дотируется из федерального бюджета, это закон. Почему тогда маленькие зарплаты? Это надо смотреть. Александр Денисов: Дмитрий Анатольевич, насчет тоже субсидирования. На примере Калининградской области можно тоже рассмотреть. Титов сказал, что если мы закрываем на неделю, с 30-го, всех на домашний режим, бизнес тоже, нужно субсидировать бизнес. Вот смотрите, в Калининградской области вот эти рестораны, забитые посетителями, то есть там нельзя просто зайти, хотя там QR-коды введены, ты заходишь, тебе говорят: «Вы заказывали или нет?» Если не заказывали, у вас время, допустим, час-полтора быстро все это съесть и убраться со своими спутниками или спутницами. То есть, несмотря на пандемию, бизнес все равно работает. Как можно рассматривать этот пример, и успешный причем? Дмитрий Журавлев: Понимаете, в чем дело? Я вообще… Мне кажется, я не бизнесмен, но мне кажется, что как раз те регионы, в которых не вводились, ну до какого-то момента, понятно, что может быть очень плохо, не дай бог, надо все вводить, не вводились формальные ограничения, они вообще развиваются лучше. Вот Москва, например, у нас же не было формальных ограничений до последнего времени, вот то же самое Калининград. Это не значит, что все, все свободны, бегаем и целуемся друг с другом, как вот «ковидные вечеринки» в начале ковидной эпохи. Это значит, что вы вместо формальных ограничений создаете некие косвенные, которые позволяют вам рассадить людей… Александр Денисов: QR-коды вы косвенными назвали. Дмитрий Журавлев: QR-коды вводите, которые вас не останавливают, они у вас есть, вы с ними проходите. Ольга Арсланова: Ага. Александр Денисов: Правила, так сказать. Дмитрий Журавлев: Да, вместо запрета правило, вот вы очень хорошую формулу ввели. Александр Денисов: Я такой, да. Дмитрий Журавлев: Да, вместо запрета правило. И это дает эффект, естественно, экономический, потому что вы мало теряете, а может, и ничего не теряете, но при этом у вас-то все работает. Почему так много туристов? – потому что там можно пойти по ресторанам. Вот вы куда пойдете там, где все закрыто? Какой это туризм? Кто вам… ? Сидеть в гостинице все время? Это же связанные вещи. То есть, чтобы бизнес развивался, должна быть определенная экономическая свобода потребителя, ну того, кто платит. И то, что они вот так мягко это делали, это плюс для экономики региона. Просто я понимаю, что это просто рассказывать, вот когда кто-то уже сделал, вот сейчас мы рассуждаем, все класс вообще. Александр Денисов: Анализируем. Дмитрий Журавлев: А вот сделать это гораздо труднее, именно поэтому я привел Москву и привел Калининград, потому что вот в других больших и довольно развитых регионах это получилось. Это получится не везде, это трудно сделать, но видите, срабатывает. Александр Денисов: Сейчас у нас бизнес на проводе, свяжемся сейчас, буквально один вопрос. Дмитрий Анатольевич, чтобы далеко не убегать: вот если анализировать, вы сравнили Москву и Калининград, Калининградский регион, у нас Сергей Семенович человек опытный, тут совсем молодой, но тоже опытный. Вот о губернаторе, видимо, все-таки как эффективные решения? Команда помогает принимать или… ? Вот тут вы как специалист по регионам. Ольга Арсланова: Тем более что губернатор сам-то из Москвы. Александр Денисов: Как видите. Ольга Арсланова: Недавно в Калининграде. Александр Денисов: Вот оно все и объяснилось. Ольга Арсланова: Ха-ха. Дмитрий Журавлев: Относительно недавно, относительно недавно, да. Он… Во-первых, он имеет некоторый опыт, он молодой в смысле привычного возраста наших губернаторов. Ольга Арсланова: Он в 29 лет стал губернатором, исполняющим обязанности. Дмитрий Журавлев: Да, вот. Он имеет некоторый опыт. Во-вторых, у него менее зашоренный взгляд. Вот у Сергея Семеновича в чем плюс большой? – он шел с федерального уровня, он привык рассматривать проблемы как раз в более длительном временно́м лаге. Александр Денисов: То есть опять же за горизонт, да? Дмитрий Журавлев: Да. А здесь человек просто более молодой, а их учат уже не так, как учили 20–30 лет назад, когда говорили: «Слушай, твоя задача выжить, добиться денег, а там все равно что-нибудь сгорит, поэтому быстро убегай». Александр Денисов: Ближайший квартал, короче. Дмитрий Журавлев: Да. Вот в чем разница, у него более стратегическое мышление. «Более стратегическое» я не в смысле, плохой или хороший человек, но это поколенческое. Но это не значит, что завтра надо всех 29-летних, значит, сделать губернаторами и будет нам хорошо, все, к сожалению, сложнее. Но вот это вот поколенческое свойство, да. Из разных источников, но один и тот же результат. Смотреть дальше, потому что как только вы смотрите на короткую, то ничего не нужно, вообще и школы с больницами тоже лишние, они мешают, на них тратиться надо… Ольга Арсланова: Ха-ха. Дмитрий Журавлев: А вот ты давай деньги зарабатывай, складывай и уноси подальше. Ольга Арсланова: Ну, кстати, мы когда разговаривали с жителями региона и спрашивали честно, что нравится в губернаторе и что не нравится, и критики было тоже очень много. Многие ему и не доверяли, потому что вот такой, да, варяг… Дмитрий Журавлев: Да и молодой еще, не только варяг. Ольга Арсланова: Молодой еще, да. Есть вопросы по социалке. Но вот несколько человек подряд сказали: «При нем такие дороги хорошие стали, шикарные дороги, шикарная инфраструктура». Это я к чему? У нас сейчас на связи член Общественного совета при Министерстве транспорта России, руководитель рабочей группы по дорожной инфраструктуре и автотранспорту Леонид Степанюк. Леонид Павлович, здравствуйте. Сергей Лютаревич: … Ольга Арсланова: Добрый вечер… Сергей Лютаревич: … Ольга Арсланова: А, нет-нет-нет, значит, Леонид Павлович с нами будет чуть позже, простите. Александр Денисов: Да, это Сергей Николаевич Лютаревич у нас на связи, генеральный директор рыболовецкого колхоза «За Родину». Сергей Николаевич, мы уже рыбную отрасль отчасти осветили, показывали рестораны ваши и судостроительный завод «Янтарь», который делает ну вот сейчас гигантский траулер для камчатского рыбсовхоза. Заказываете ли вы суда на «Янтаре» для себя? И что вообще на Балтике сейчас, хороший ли улов у рыболовецких компаний, вообще как дела идут? Сергей Лютаревич: Добрый день. Вы знаете, Балтика, несмотря на то, что она не такое богатое море на биоресурсы, как Охотское, как Баренцево, но тем не менее из того, что мы ловим, такие как салака, мы стараемся максимально извлечь пользу. Это производство рыбных консервов, в основном это делает Калининградская область, шпроты так любимые. Можно сказать, можно поделить на две вещи, на две даты, до 2014 года и после 2014 года. Мы начали развиваться, конечно, когда ввели контрсанкции на рыбную продукцию, мороженную рыбу. Тогда начал развиваться и… на Балтике, и вся береговая инфраструктура. Поэтому мы по контрсанкциям, конечно, выиграли, можно сказать, что Калининград начал вылавливать ровно в 3 раза больше рыбы, ну и, соответственно, производить рыбные консервы. По судостроению, по «Янтарю». «Янтарь» – это большой очень завод, ну завод бывший военный, он и сейчас военные корабли строит, поэтому там мы не заказываем, но заказываем на других судоверфях. В Калининграде целый кластер развивается по судостроению, судоремонту. Поэтому да, мы заказываем новые суда и работаем в рамках программы, смотрим в будущее. Мы считаем, что развитие рыбной отрасли для Калининградской области очень важно. Сегодня один рыбак, который работает в море, создает на берегу около семи рабочих мест. Поэтому Калининградская область – это рыбная отрасль, это династии рыбаков, ну и, конечно же, мы смотрим в будущее… Ольга Арсланова: Сергей Николаевич, вашу рыбу наша, например, съемочная группа просто пакетами, ха-ха, брала в аэропорту и увозила как сувенир в Москву. Меня знаете, что волнует? Вот это вот название, слово в названии «колхоз». Это такой рекламный ход, попытка как-то сыграть на настроениях вот таких ностальгических, или у вас действительно колхоз? Сергей Лютаревич: Нет, нам 74 года в этом году, это рыболовецкий колхоз «За Родину», он ровесник Калининградской области, это первые переселенцы, которые его создавали, он действительно так и называется. Мы ведем промысел сегодня в Балтийском море, … в Калининградском заливе, и наши рыбаки уже сегодня работают в Каспийском море, мы там возрождаем рыбную отрасль, работаем сегодня в Усть-Луге, то есть в Ленинградской области. Поэтому это действительно рыболовецкий колхоз «За Родину», которому 74 года и который сегодня является флагманом по добыче и переработке рыбы в Балтийском море. Александр Денисов: Да, Сергей Николаевич, главное, что не полный колхоз, наверное, вот это тревожит, «За Родину» это не тревожит, «колхоз», да. Ольга Арсланова: Ха-ха. Александр Денисов: Слава богу, вот мы говорим, камчатский есть совхоз имени Ленина, который траулер заказал на «Янтаре», хотя такое крупное военное предприятие, где я не бывал, где с рыбой имеют дело. Вот, например, фермерское хозяйство, там разводят осетров, форель, карпов зеркальных, мне объясняли, говорят: «Нет, ну что вы, сейчас в Балтике как бы не очень улов и вообще, вот только у нас заказывают, только в ресторанах вот этих «тарелочников» (ну примерно с руку величиной рыба, отсечь голову и хвост) и подают». А в ресторане владелец, он сам и добывает тоже рыбу, он говорит: «Ну нет, что вы, только балтийскую можно есть, а все, что из этих фермерских хозяйств, – это совсем не то, вам даже не советую». Рассудите, где тут правда, Сергей Николаевич. Сергей Лютаревич: Ну, дикая рыба всегда считается, что она более качественная, более жирная, более дорогая должна быть. Поэтому мы, конечно, предпочитаем балтийскую рыбу, дикую, поэтому, может быть, чуть-чуть разбалованные, чем на другой территории Российской Федерации. Но у нас есть там и треска, и судак, и килька, салака, угорь наш тоже очень классная, вкусная рыба. Поэтому мы больше предпочитаем дикую рыбу, поэтому и развитие аквакультуры в Калининградской области очень ограничено, потому что есть много дикой. Ну как можно выращивать карпа за 200–250 рублей, если у нас сегодня свежий лещ стоит 60–80 рублей за 1 килограмм? Поэтому аквакультура – это параллельно, но мы больше предпочитаем дикую рыбу. Александр Денисов: Да, вот Дмитрий Анатольевич согласно кивал. Дмитрий Анатольевич, вы тоже любите дикую? Дмитрий Журавлев: Вы понимаете, это давно известно, что рыба в прудах менее здоровая, все-таки это искусственные условия. Почему, кстати, американцы запрещают искусственную рыбу выпускать возле своей территории? – чтобы она не испортила им неискусственную. Александр Денисов: То есть в водоемы нельзя? Дмитрий Журавлев: Экологически чистая все-таки дикая рыба считается, потому что все зависит еще от того, как она там выращивается в этих аквакультурах. Но в принципе, вот если совсем усилия не прилагать, лучше дикую, потому что вот были исследования по красной рыбе, какая она дикая и какая она в садках, там просто иногда страшно было смотреть. Но вот конкретно, может быть, у той семьи, о которой мы с вами говорили до уважаемого директора колхоза, может быть, у них хорошо получается, если они там за каждой рыбкой смотрят, может быть. Но в принципе опасность заболеваний при любом промышленном производстве как курятины, так и рыбы, она всегда выше, чем при том, что вы ее ловите в море. Александр Денисов: Да. И еще, Сергей Николаевич, сейчас к вам тоже вернемся. Еще один вкусный такой момент, что касается балтийской рыбы, она недорогая сравнительно в ресторане. Ну за блюдо вот любому москвичу скажи, 300 рублей… Ольга Арсланова: 300–400 максимум. Александр Денисов: ...за блюдо с гарниром, это здоровенный судак или… Дмитрий Журавлев: Чашка кофе. Александр Денисов: Да, или здоровенная половина трески свежей, свежевыловленной – ну это вообще ничего. Дмитрий Журавлев: Чашка кофе в Москве. Сергей Лютаревич: Ну, я с вами согласен. Я даже больше вам бы рекомендовал, конечно, килечку пряного полоса, это еще в разы дешевле и не менее вкусно. Я думаю, что сегодня визитной карточкой Калининградской области также является килька, угорь, судак, вы сказали уже. Но в ресторанах, я думаю, №1 – это все-таки наша килечка, которую мы производим и отдаем в рестораны, да и рестораны уже сами тоже ее прекрасно готовят. Ольга Арсланова: Ага. А нам вот написали зрители из Москвы: «Обалденные у вас шпроты, одобряем». Вот шпроты и килька у нас пока в SMS-портале делят первое и второе место по популярности именно вашего производства. Сергей Лютаревич: Большое спасибо! Мы действительно сегодня, во-первых, самый крупный производитель шпрот, особенно после того, когда с прилавков ушли латвийские шпроты, мы увеличили выпуск почти в 3 раза, сейчас еще запускаем одну линию по шпротам. Мы делаем в основном из свежей рыбы… Ну представьте, что примерно через 8 часов после вылова мы уже ее коптим и укладываем в баночку. Поэтому, конечно, наши шпроты качественные и мы стараемся соответствовать нашему названию «За Родину». Александр Денисов: Да, если с полки снять даже вот у нас в магазинах и написано «Рижские», смотришь, кто изготовил, – это Калининградская область. Вы зачем это пишете? Сергей Лютаревич: Ну, это заказ, это торговые марки больше нам заказывают такую продукцию. Вы знаете, вот постепенно, конечно, меняется, что не только рижские шпроты могут быть качественными. Мы уже производим, повторюсь, на протяжении, наверное, последних 20 лет тоже не хуже, а даже я считаю, что и лучше шпроты. Но люди так привыкли, что шпроты – это рижские. Но уже меняется ситуация, и мы стараемся привлечь, вот именно написать «калининградские шпроты», все-таки привязывать именно к морю, к месту производства. Но, к сожалению, шпроты сейчас уже делают и в других городах России, которые не имеют отношения к морю, поэтому, наверное, все-таки вот они и пишут «рижские». Мы в меньшей степени пишем «рижские», мы стараемся писать «калининградские», ну и нашу торговую марку «За Родину». Ольга Арсланова: Да, «балтийские» можно просто написать шпроты, давайте… Сергей Лютаревич: Можно «балтийские», мы сейчас «янтарные». Но мы думаем, как все-таки привязать, потому что немногие могут похвастаться, что через 8 часов от вылова рыбка уже находится в банке. Поэтому, конечно, и качество лучше, и будем привязываться к Балтийскому морю, к месторасположению нашего предприятия. Ольга Арсланова: Вопрос у нас у зрителя. Александр Денисов: Сергей Николаевич, а вы так и пишите. (Да, вот сейчас ответите Ольге из Петербурга.) Вы так и пишите: в банке через 8 часов после моря – все, народ расхватает просто нереально, это же лучший вариант… Дмитрий Журавлев: Если поверит. Александр Денисов: Ха-ха-ха! Ольга Арсланова: Ха-ха. Сергей Лютаревич: Нам поверят, поверят! Мы очень много показываем информации, и видеоролики прямо с промысла, у нас уже капитаны все обучены, мы достаточно активные пользователи в Instagram, везде. Ну и мы кильку в томатном соусе делаем обжаренную тоже по ГОСТам того Советского Союза, тоже очень вкусный, хороший продукт. Александр Денисов: Сергей Николаевич, прямо хочется выпить и закусить. Дадим слово Ольге, ей тоже хочется… Ольга Арсланова: Попозже, Саша, сейчас не время. Александр Денисов: Ей тоже хочется. Ольга? Ольга Арсланова: Добрый вечер. Зритель: Здравствуйте. Александр Денисов: Да, здравствуйте. Зритель: Очень вкусная продукция, но в Санкт-Петербурге не могу найти. Подскажите, куда можно обратиться, чтобы купить эту вкусную продукцию. Спасибо. Александр Денисов: Ольга, подскажите ваш адрес, Сергей Николаевич вам пришлет, колхоз «За Родину» все-таки за Родину болеет. Называйте адрес, ха-ха. Зритель: Санкт-Петербург… Ольга Арсланова: Ха-ха. Зритель: Господи… Сейчас… Ольга Арсланова: Вот. Зритель: Улица Федора Абрамова, дом 8, квартира 801. Александр Денисов: Да. Федора Абрамова… Ольга Арсланова: Сергей Николаевич, теперь все, понимаете, не выкрутитесь. Сергей Лютаревич: И телефон, пожалуйста. Александр Денисов: Да-да-да. Зритель: 905-215-48-23. Ольга Арсланова: Ха-ха! Дмитрий Журавлев: Все. Александр Денисов: 215-48-23, правильно? Сергей Лютаревич: Да. Ольга Арсланова: Ребят, я хочу операторам нашим сказать – выключайте телефон, ха-ха, сейчас из всех регионов будут звонить. Александр Денисов: Ха-ха-ха! Сергей Лютаревич: Все, заказ оформлен. Александр Денисов: Да. Сергей Николаевич, самых лучших, вот те, которые через 8 часов. Ольга Арсланова: Да. Сергей Николаевич, а вот мы все рижские не рижские, смотрите, нам пишут: ««За Родину» – какое воинственное название!» Но с восхищением зритель пишет: «Типа все выловим, ничего не оставим ни полякам, ни литовцам». Ваша цель такая, ха-ха? Сергей Лютаревич: Ну так и есть. В Балтийском море сегодня российский флот является лидером по добыче, как раз балтийский… Ну, он называется шпрот, килечка… Поэтому да, мы стараемся все выловить, все переработать и послать нашим зрителям, особенно вот в Санкт-Петербург, я точно записал и гарантирую, что продукция будет у вас на столе в ближайших 3 дня. Александр Денисов: Сергей Николаевич, спасибо вам большое! Ольга Арсланова: Спасибо! Александр Денисов: С удовольствием, со вкусом все нам рассказали. Сергей Лютаревич, генеральный директор рыболовецкого колхоза «За Родину», был у нас на связи. Дмитрий Анатольевич, завидуем мы Ольге, конечно… Дмитрий Журавлев: Конечно, конечно. Причем, заметьте, я еще помню советские времена, когда рыба в Союзе была очень дешевая, и когда я первый раз попал в Европу, я понял, сколько она стоит, потому что… Александр Денисов: Ого! Дмитрий Журавлев: Ах! Вот те самые банки, та самая килька, шпроты, там цены были сильно больше, чем у нас. Ольга Арсланова: Вот так времена измеряются, да? По стоимости… Александр Денисов: А ледяная рыба, помните, копейки стоила, мы считали ее дармовой, а сейчас она стоит… Дмитрий Журавлев: Котов кормили. Александр Денисов: Ха-ха, котов кормили – по 2–3 тысячи килограмм сейчас стоит. Дмитрий Журавлев: Да. А это почему? Именно потому, что добывать стали меньше, потому что в 1990-е гг. погибли многие суда, ну то есть после… Александр Денисов: И субсидии были, Дмитрий Анатольевич, государственные. Хотя все государственное тогда было, господи. Дмитрий Журавлев: Все было государственное, но даже на Балтике, где, правильно говорит человек, который этим занимается, все-таки богатства меньше, чем на Дальнем Востоке, и там все равно это было рентабельно, при том что это было очень дешево. И сейчас слава богу, если это возвращается, потому что, я вот говорю, я ходил по Венгрии, где «дешевая рыба» для них было непонятное словосочетание, а для нас это были копейки. Но это было именно тогда, когда наш рыболовецкий флот был самый большой в мире. Александр Денисов: Вот удивительно, Дмитрий Анатольевич, рыбки вам захотелось, в Венгрию пошли посмотреть, ха-ха. Дмитрий Журавлев: Нет, у меня просто дядюшка был капитаном такого корабля, поэтому это некоторая семейная информация. Самый большой флот в мире был рыболовецкий в СССР. Александр Денисов: У нас. Дмитрий Журавлев: Да, по всему миру ловили, не только в Балтике и на Дальнем Востоке, только вдоль своих границ. Но это вот требовало судостроительных верфей, учебных заведений и кучу-кучу чего, что в начале девяностых тихо начало умирать. И то, что сейчас это восстанавливается, – это большой успех. Ольга Арсланова: Но согласитесь, есть огромный соблазн, вот особенно в таких территориях, и во Владивостоке, кстати, такой же соблазн, и здесь, в Калининграде, быстренько продать соседям. Дмитрий Журавлев: Ну, вот это же все… Ольга Арсланова: Прямо вот не возвращаясь… Дмитрий Журавлев: Это все та же самая тема, тема о долготе анализа. Мы как, мы отвечаем за каждый квартал в отдельности или отвечаем за всю жизнь. Во втором случае быстренько продать себе во вред в конце концов получится, потому что ее же вы и будете есть, но только с наценкой той страны, которой быстренько продали. Ольга Арсланова: Ну да, то есть если ты думаешь о своем кармане, в итоге сам же из этого кармана и потеряешь, просто чуть позже. Дмитрий Журавлев: Да. Если думаешь линейно о своем кармане, вот совсем простенько, вот сейчас продать, а потом хоть не рассветай. Александр Денисов: Еще о горизонте, куда уходят дороги, уходят ли они в горизонт и отличные… Ольга Арсланова: Все-таки, да, обещали мы Леонида Павловича Степанюка в эфир вывести. Александр Денисов: Да. Член Общественного совета при Министерстве транспорта Российской Федерации, руководитель рабочей группы по дорожной инфраструктуре и автотранспорту. Леонид Павлович, добрый вечер. Ольга Арсланова: Добрый вечер. Леонид Степанюк: Добрый вечер. Александр Денисов: Да, вышли к нам на связь. Леонид Павлович, одно из достижений Калининградской области зрители называют дороги. Вот, единственное, хотят, чтобы соединили Балтийск… Ольга Арсланова: …с Янтарным. Александр Денисов: Да, с Янтарным, вот замкнули это транспортное кольцо. Мы по нему ездили, по разным городам, действительно быстро доезжаешь, скорость хорошая, дорога аккуратная, вот там еще хотят достроить. Что ж предыдущий-то губернатор, что же у него не строилось, а у этого, вроде и молодой, и все, и пошло? Леонид Степанюк: Ну, я хотел бы сказать, что тогда… Нет, до Антона Андреевича не существовало или начинал только отрабатываться, разрабатываться проект, это национальный проект, в том числе и как раз по строительству дорог качественных. Ну, можно сказать, что мы обсуждаем эту тему в Минтрансе, как раз реализация нацпроекта, и я очень много слышу негативных вещей по другим регионам. У нас, мы, наверное, в лидерах находимся, потому что у нас идет плановая реализация правильным образом, но кто здесь был, он видит, наверное, самое главное, одно из главных достояний – это прекрасные дороги, автобаны, который сейчас замкнет Калининград до Балтийска, до балтийского порта, «Балтийская строительная компания», и до Пионерска. И более того, планируется построить мост через залив и вообще замкнуть Калининград этот прекрасной дорогой. Поэтому да, у нас дороги, я считаю, лучшие в России и не уступают ни в чем польским, литовским, европейским. Александр Денисов: Да, почему они должны уступать. Мало того, не просто от жителей, а от таксистов слышали, это уж главные и требовательные клиенты ваши, они хвалили. Леонид Степанюк: Вы знаете, когда я... Мы часто ездим все по этим дорогам, по автобану кольцевому, всегда возникает вопрос: а как же мы ездили по этим маленьким дорожкам, которые соединяли Зеленоградск, Светлогорск, Калининград, Балтийск, Пионерск? Просто удивительно, потому что уже достаточно большое, интенсивное движение. Ну это гордость наша, да. Хотелось бы, чтобы быстрее все закончилось. И надо сказать, что последние 2–3 года мы очень интенсивно реализуем этот проект, мы полагали, что это гораздо дольше будет. Поэтому мы очень гордимся дорогами, да, и Антону Андреевичу большое спасибо. Александр Денисов: Леонид Павлович, задам вам вопрос, уже подходим к финалу, обсуждаем развитие Калининградской области. Спрашивал директора серфинг-школы в Зеленоградске, потому что у них неплохо, хорошо дела идут, даже сейчас много туристов, катаются на волнах, спросил, говорю: как считаете, регион на волне развития? Он без размышлений, сразу сказал: «Однозначно». Вы как ответите на этот вопрос? Леонид Степанюк: Да, на волне развития, это точно, он правильно сказал. Потому что как раз сейчас мы стали заниматься развитием инфраструктуры региона, это МАПы морские, автомобильные международные пункты пропуска, реализация паромного движения, новые паромы запускаются, новые направления, Шелковый путь развивается. Много вещей, которые реально позволяют нам очень сильно развиваться. Ну хотя бы взять тот же международный аэропорт, хаб, это же после строительства просто огромный рывок и скачок. У нас такой аэропорт был смешной, можно сказать, в центре Европы. Поэтому здесь есть чем гордиться. У нас, все-таки в этом мы прочитали и видели стратегию развития, в этом году продолжается финансирование строительства пионерского порта, мы очень надеемся, что и здесь в скором будущем появится современный грузопассажирский порт, который с учетом… Остановится, надеюсь, пандемия, и мы наконец реализуем этой очень амбициозный, глобальный проект по движению грузопассажирских судов, в том числе в Европу и в Калининград. Поэтому он абсолютно правильно говорит. Чего только стоит Шелковый путь сегодня, который на сегодня мы реализуем транзитную тему, о которой много говорили. Наверное, вот конкретная проблема, и кризис помог нам немного, и на сегодня Калининград перерабатывает 150 поездов, которые транзитом следуют из Китая, Антон Андреевич об этом говорил, из Китая в Европу, то есть железной дорогой приходят сюда поезда, отгружаются на фидеры, на суда или по суше ставятся на другую узкую колею и отправляются в Европу. А с учетом возможностей развивающей модернизации всей инфраструктуры, в том числе дорог, МАПов, в том числе модернизации железной дороги мы полагаем, что этот объем Шелкового пути удвоится, и вполне по силам нам перевозить и 300 поездов. То есть по всем направлениям у нас еще есть большой задел, большие возможности. Поэтому сегодня же или вчера на Госсовете Владимир Владимирович Путин сказал, что таможня, например, она помогла развивать…, потому что там 2 часа оформляется, у нас 12 часов, многократно увеличился порт. Поэтому у нас огромные резервы. Если в конечном итоге мы реализуем в том числе оформление таможенное, то у нас грузы пойдут транзитом гораздо больше. Поэтому да, чувствуется очень большая перспектива, большая динамика, в том числе в транспортно-логистическом комплексе. Я вам хочу сказать, что касается развития экономики региона, вы знаете, в разные периоды в структуре валового регионального продукта транспортный комплекс зарабатывал примерно, имел долю 8,5% примерно, 10–12%, даже 14% в Калининградской области, а соседняя Литва 14,5%. Поэтому я посмотрел сейчас статистику, например, в 2019 году уже 10% делал транспортный комплекс в составе ВРП. Для сравнения, торговля 10% делает, обрабатывающее производство 20%. Ну а с учетом промышленности, громадного роста, просто скачок, я бы сказал, я с 2013-го по 2016-е гг. возглавлял экспертную группу АСИ, и мы внедряли стандарт инвестиционный, и видели, как тяжело идет как-то и насколько сейчас быстро все это, скажем так, покатило. И такие огромные предприятия заходят в Калининград… Поэтому, конечно же, нам ничего не остается делать, как продолжать развивать более большими темпами транспортно-логистический комплекс. Вы слышали, что сейчас новые железнодорожные паромы пойдут. По реализации Пионерска, нового порта грузопассажирского, мы надеемся, у нас появятся линии прямые. Вот как раз к тому вопросу возвращаясь об изоляции, прямые. Как ранее были четыре паромных сообщения, Скандинавия, Германия, на киль будет, я надеюсь, ходить грузопассажирский паром. У нас появится помимо железнодорожного грузопассажирский паром и на Усть-Лугу, когда может любой гражданин на машине, избегая сложностей пересечения Европейского союза страны, сесть, приехать, встать на паром вечером, утром выгрузиться в Петербурге и поехать по России путешествовать. Поэтому по всем направлениям мы видим динамику и очень позитивно, оптимистично рассматриваем развитие, и никакой изоляции нам не грозит. Александр Денисов: Леонид Павлович… Леонид Степанюк: …потому что вот эти как раз проекты позволяют нам, наверное, заставить быть сговорчивыми соседей и вести паритетную политику в области тарифов, каких-то международных отношений и прочее, прочее. Александр Денисов: Леонид Павлович, спасибо вам большое, Леонид Павлович! Леонид Степанюк: Я хочу сказать последнее слово про транзитный проект. Это тоже огромный проект, который позволит привлекать ежесуточно 100 машин, а в перспективе от 1 до 3 и даже до 4 тысяч машин дополнительно, будет работать вот этот огромный транзитный проект. Ольга Арсланова: Спасибо. Александр Денисов: Леонид Павлович, как запустите… Леонид Степанюк: Бесконечно можно перечислять. Александр Денисов: Да. Как запустите, приглашайте нас, порадуемся вместе вашим успехам. Леонид Степанюк, член Общественного совета при Министерстве транспорта Российской Федерации, был на связи. Дмитрий Анатольевич, вы говорите, а как машины, – вот видите, теперь паромы появятся. Дмитрий Журавлев: Ну, понимаете, что касается Шелкового пути, то это проект гигантский. Ведь китайцы что хотят? Они хотят в Европу по Шелковому пути поставлять столько же товаров, сколько они поставляют в Соединенные Штаты. Представляете себе масштаб? Это объем товаров, превосходящий вообще-то производство Российской Федерации в разы. Все, что у нас производится, здесь будет намного больше. И поэтому, конечно, тот, кто будет сидеть на Шелковом пути, это нефтяная вышка, которая никогда не закончится, это же не… Александр Денисов: Золотая жила, даже скажем. Дмитрий Журавлев: Поэтому так многие страны вокруг этого играют в разных частях, путь-то длинный, все хотят, чтобы по их территории прошло. Поэтому я прекрасно понимаю эксперта по транспорту, там вопрос, чтобы в Калининграде места хватило, чтобы это все перевозить. Александр Денисов: Да, потому что порт, если прогуляться, он достаточно небольшой, там есть ли возможность расширять… Ну, наверное, есть, все просчитали, видимо. Дмитрий Журавлев: Ну да. Повезут не только через Калининград, но нужно, чтобы и Калининград свою часть получил, потому что вот это огромные доходы, это гигантские средства. Ольга Арсланова: Слушайте, а еще удивительная вещь – это лавировать между всякими политическими нюансами, санкциями, вот этими хитросплетениями и продолжать сотрудничать с соседями, которые ну не всегда, скажем прямо, дружелюбно настроены. Дмитрий Журавлев: Ну, соседи политически сотрудничать не очень хотят, та же Польша… Ольга Арсланова: …а экономически куда они денутся? Дмитрий Журавлев: Вот экономически им очень хочется. Я знаю одну страну рядом, которая с нами в очень сложных отношениях, но до сих пор сохранила нашу колею, потому что поставка товаров через их порт для них гораздо интереснее политических разногласий. Ольга Арсланова: Это кто? Дмитрий Журавлев: Эстония. Ольга Арсланова: А. Дмитрий Журавлев: И предыдущий глава «РЖД», между прочим, был почетным эстонцем. Потому что транспорт – это очень серьезно, это огромные доходы. Еще раз повторяю, доходы, которые не нуждаются в том, чтобы что-то из земли вытаскивать. Александр Денисов: Да, единственное только, на востоке нужно нам железнодорожную инфраструктуру все-таки расширять, потому что тяжела еще, не протолкнуться. Дмитрий Журавлев: Да, потому что Транссиб, конечно, перегружен. Это еще один губернатор говорил: «У меня одна задача – чтобы через Транссиб поезда пропихивать с тем, что мы производим в нашем регионе». Александр Денисов: Да, вот парадокс. Дмитрий Журавлев: У губернатора других задач нет. Ольга Арсланова: Спасибо вам. Александр Денисов: Чтобы хорошо было на Западе, нужно, чтобы на Востоке было прекрасно. Дмитрий Журавлев: Ну так транспорт, его особенность, он должен быть везде хорошим. Ольга Арсланова: Спасибо вам, спасибо! Дмитрий Журавлев, научный руководитель Института региональных проблем, был у нас в эфире. У нас был сегодня День Калининграда.