Виталий Млечин: Камер на дорогах станет еще больше, по крайней мере в Москве: столичные власти решили выделить более 4 миллиардов рублей на новую систему наблюдения за дорожными инцидентами. Ксения Сакурова: Интеллектуальная система видеонаблюдения будет использовать возможности нейросети и выявит ДТП, пробки, мусор, животных на дорогах, остановившиеся на МКАДе автомобили, а также пожары и вторжения транспортных средств в запрещенную зону. Заработает все это уже в следующем году. Виталий Млечин: Возможности новых камер не будут использованы для вынесения штрафов, но сигналы о происшествиях будут передавать в полицию и коммунальные службы, об этом рассказали в мэрии. Как это все будет работать? Насколько эффективно? Будем обсуждать прямо сейчас. Как вы относитесь к тому, что на каждом углу висит камера? Такое будущее ждет явно совершенно крупные города, возможно, и не только крупные, потому что эти все технологии, конечно, внедряются сейчас очень активно. 8-800-222-00-14 – бесплатный телефон прямого эфира, 5445 – бесплатный номер для ваших SMS-сообщений. С нами на прямой связи Роман Ромачев, генеральный директор агентства «Р-Техно». Роман Владимирович, здравствуйте. Ксения Сакурова: Здравствуйте. Роман Ромачев: Добрый день. Виталий Млечин: Скажите, пожалуйста, вот эта новая система, на которую выделено, в общем, достаточно немало денег, судя по всему, 4 миллиарда рублей, – это что такое? Это новые какие-то камеры повесят или старые переоборудуют? Вот как это все должно функционировать? Роман Ромачев: Ну, если нам заявляют, что новая система не будет использоваться для того, чтобы штрафовать граждан, то мы смело можем подразумевать, что это будут новые камеры, абсолютно новая система, которая не будет взаимосвязана с прежней. Но я очень сомневаюсь в том, что новая система не будет приносить денег в бюджет, поскольку она потребует немаленьких вложений, для того чтобы это все обустроить, и рано или поздно от этой системы потребуют власти то, чтобы она стала самоокупаемой. И здесь как раз будет уже вопрос, а будет ли она штрафовать либо не будет. Скорее всего, я полагаю, что будет. Ксения Сакурова: У меня вот большой вопрос: а зачем вообще нам, ну или не нам, властям, знать о том, что животное на дороге? Ну то есть, наверное, эта информация в принципе полезная, но так ли уж она нужна, чтобы на нее выделять такие деньги? Те же, не знаю, ДТП, мусор... Ну, ДТП – понятно, опять же важно, но, мне кажется, как только случается ДТП, информация об этом поступает куда следует просто с телефона либо участников этого ДТП, либо с телефона людей, которые стали свидетелями. Нужны ли для всего этого такие дорогостоящие технологии? Роман Ромачев: Вы абсолютно правы. Сейчас есть все технологии, уже они действуют, это и через навигаторы, когда вы отмечаете, что произошло ДТП, когда вы отмечаете, что какой-то инцидент есть на дороге, и таким образом эта информация сразу же поступает во все смартфоны и во все приложения, которыми пользуются водители. Поэтому дублирование этой информации мне кажется излишним. Эта информация, доступ к этой информации будут иметь в первую очередь власти. Я сомневаюсь, что простой гражданин сможет воспользоваться этой информацией. Скорее всего, это сделано из-за того, что это нужно в первую очередь, скажем, органам ГИБДД, для того чтобы, скорее всего, более оперативно действовать. Но опять же повторюсь, вся эта информация и так к ним поступает. Другой пример я из своей жизни приведу. Я живу на юге Москвы возле МКАД, и у нас возле МКАД где-то в сентябре, прямо буквально-таки 10 метров от МКАДа, примерно 30 грузовиков, может быть, даже 50, вывалили мусор, то есть на МКАДе сейчас лежит огромная-огромная свалка. Все граждане жалуются через всевозможные приложения, но эти жалобы не проходят модерацию, то есть эта свалка до сих пор полгода валяется. Она лежит на границе между Московской областью и городом Москвой, соответственно, я подозреваю, что данный инцидент, а камер там стоит порядка 5–10 штук, то есть это все видно, кто выгружал, кто приезжал, но тем не менее никаких действий не предпринимается. То есть, возможно, из-за того, что данный инцидент произошел на пограничной территории, власти одного субъекта валят на другой субъект. То есть в данном случае камеры есть, но действий никаких не предпринимается. Поэтому такая инициатива, мне кажется, больше нацелена на то, чтобы освоить бюджетные средства, потому что те компании, которые занимаются внедрением камер, они уже достаточно много их установили... Ксения Сакурова: Они уже «навнедряли». Виталий Млечин: Ха-ха. Роман Ромачев: Да, они уже «навнедряли», каждые пять метров, собственно, не воткнешь, поэтому придумывают новые креативные идеи так называемые. Ксения Сакурова: Я вот еще хотела спросить. Чисто технически это возможно или нет взять уже существующую камеру и как бы ее как-то домодернизировать, докрутить, для того чтобы она вот это вот все тоже умела делать? Роман Ромачев: Совершенно верно. Камера – это ведь что? Камера – это просто приемник, он принимает информацию, а уже компьютер, который обрабатывает эту информацию, ее уже можно разделить. Например, одну часть информации анализирует дорожная обстановка, а другое приложение анализирует, скажем, животное на дороге либо тот, кто вывалил мусор, это уже делает стороннее приложение. Тем не менее, эти данные могут быть использованы с одной камеры, поэтому необходимо ставить, я не вижу выделять огромные, миллиардные средства на это. Ксения Сакурова: Вот у нас люди уже с юмором пишут из Ленинградской области: «Лоси, Ксения, лоси! Кабаны вообще распоясались на кольцевой!» – видимо, все это для того, чтобы следить за животными. Я, правда, не знаю, насколько... Тут еще... Виталий Млечин: Вообще-то это бывает время от времени, редко, но бывает. Ксения Сакурова: Это бывает. Но вот у меня еще один вопрос. Ну, допустим, эту систему установят, хорошо, она начнет работать, но ведь камера сама по себе, без человека, который как-то эту информацию анализирует и на нее как-то реагирует, это все бесполезно. Вот у нас хватит ресурсов, для того чтобы реагировать соответствующим службам на вываливающийся из кузова мусор, на лося, выбегающего на дорогу, на машину, которая там где-то на МКАД остановилась? Виталий Млечин: А самое главное, как на это реагировать. Ксения Сакурова: И как, да. Виталий Млечин: Вот выбежал лось на дорогу, что делать? Ксения Сакурова: Вот и дальше-то что? Роман Ромачев: Да, вы абсолютно правы. То есть для того, чтобы обрабатывать информацию с четырех камер, нужен как минимум один человек, 24 часа в сутки – это минимум четыре смены, скорее всего, необходимо. Поэтому в данном случае человека заменит только искусственный интеллект. Искусственный интеллект – это очень дорогое удовольствие, то есть одно дело его создать, а куда большее – это обучить. То есть для того, чтобы обучить систему распознавать мусор, кабана, собаку либо лося, для этого необходимо обучать, то есть необходимо перед камерой проводить учения в виде пробежки лося через дорогу, для того чтобы камера понимала, что это бежит лось, например, а не старик, бабушка идет с клюшкой. Поэтому вот этот процесс обучения, он стоит куда дороже, нежели сама техника и сама система. Виталий Млечин: Но в теории это все-таки возможно или пока нет? Роман Ромачев: В теории это все-таки возможно, где-то, в каком-то идеальном мире, когда отсутствует коррупция, отсутствует желание властей нажиться за счет штрафов. То есть, я думаю, может быть, когда-нибудь мы до этого доживем. Ксения Сакурова: Понятно. Спасибо большое. Виталий Млечин: Спасибо большое. Роман Ромачев, генеральный директор агентства «Р-Техно», был с нами на прямой связи. Ксения Сакурова: Буквально пара SMS-сообщений. Виталий Млечин: Конечно. Ксения Сакурова: Кемеровская область, вот есть люди, которые поддерживают эту идею: «Камеры нужны везде, может быть, люди станут более дисциплинированными и ответственными». Ну а москвичи уже все посчитали: «5 миллиардов – это 500 квартир, вот и решайте, что нужнее жителям города». Виталий Млечин: Ну, вообще, за чистотой, конечно, хорошо бы следить, и за тем, чтобы правила не нарушали, да. Но 4 миллиарда, конечно, деньги серьезные.