Ксения Сакурова: В Москве начали тестировать новые камеры, которые будут фиксировать слишком шумных участников дорожного движения. Они помогут бороться с газующими мотоциклистами и любителями слишком громкой музыки, которые мешают спать ну пока что москвичам, но, я думаю, в любых российских городах такие найдутся. Виталий Млечин: Наверняка. Нарушителей будут штрафовать: законопроект, предусматривающий штраф от 5 тысяч рублей, рассмотрят депутаты Мосгордумы нового созыва на пленарном заседании уже 29 сентября, то есть это вот прямо быстро-быстро будет происходить. Ксения Сакурова: Сейчас существует ГОСТ для измерения уровня шума двигателей транспортных средств при их сертификации. Он составляет 96 децибел для легковых авто и мотоциклов, что сопоставимо с уровнем шума в движущемся вагоне метро. И 98 тысяч… Виталий Млечин: Нет-нет, 98–100 децибел для автобусов и грузовиков, это можно сопоставить с работающей бензопилой. Ну, станет ли тише на московских улицах и когда нововведение распространится уже по всей стране, доберется до других регионов, давайте узнавать. Кстати, напишите нам, пожалуйста, насколько для вас актуальна проблема, часто ли вам мешают спать по ночам любители громких автомобилей или мотоциклов. А мы сейчас поговорим с заведующим кафедрой управления качеством сертификации МИРЭА Максимом Назаренко. Максим Анатольевич, здравствуйте. Ксения Сакурова: Здравствуйте. Максим Назаренко: Добрый день. Виталий Млечин: Скажите, пожалуйста, почему сейчас? Ведь явно же не вчера эта проблема возникла. Максим Назаренко: Ну, когда-то технологии созревают, видимо, добрались до этого… Виталий Млечин: Ага, дело в технологиях! Вот расскажите, пожалуйста, как технически это возможно. То есть в принципе можно себе представить, да, что камера фиксирует на видео, предположим, как проезжает автомобиль или мотоцикл, микрофон записывает с него звук, но это в теории, ночью, когда одна машина или один мотоцикл. А в потоке? Максим Назаренко: Ну, в потоке это, конечно, сильно сложнее. Даже в теории, даже ночью, когда одна машина или один мотоцикл, это тоже все не так просто. Ну, вопрос, конечно, засечь номер, будем считать, что эту проблему решат успешно. Вопрос, будем говорить, про звук. Виталий Млечин: Да. Максим Назаренко: Звук надо… Я бы сказал так: надо серьезно поставить эксперименты, как будет засекаться звук, что такое звук, что такое громко. Но в конечном итоге, наверное, все придет к очень простому решению, точно так же как сейчас с превышением скорости: будет установлен некоторый предел как ограничение, но будут рассматривать зону, где начнут штрафовать, существенно выше этого предела, точно так же как сейчас с превышением скорости. То есть +20 километров в час – это вот как раз зона штрафа, ну и со звуком будет что-то такое. А там посмотрим, и первые судебные решения покажут о том, насколько недобрана технология. Будем надеяться, что ее как следует разработают, что их было не очень много. Ксения Сакурова: Максим Анатольевич, а вот едут две машины, да, рядышком, какая-то из них шумит, допустим, музыкой шумит громкой. Камера сейчас настолько совершенна, что она может понять, в какой из двух машин действительно слишком громко работает динамик? Максим Назаренко: Ну, если мы говорим про ту систему, которую показывали по средствам массовой информации, когда четыре микрофона на Х-образном крепеже стоят вокруг одной камеры, у меня вызывают глубокие сомнения, что они смогут, так сказать, доказать это все. Надо смотреть, как они будут применять такую технологию, слишком близко микрофоны находятся друг от друга. Ксения Сакурова: Ага. Максим Назаренко: Понятно, что такого рода источники шума лучше бы засекать на более длительном маршруте, для того чтобы они как-то расходились. Но если две машины действительно идут очень рядом и одна из шумит, а другая не нарушает режима тишины, то здесь очень большая проблема, которая, в общем-то… Давайте я вам приведу один пример, он известный, из флота, правда, это шум подводный. Бывают такие случаи, с ними сильно борются, решение сейчас существует, но на начальном этапе его не было, когда подводная лодка, находясь под кораблем, может зайти в охраняемый порт именно под, вот в буквальном смысле под, потому что шумы смешиваются и отделить невозможно. Был такой реальный случай, потом это, в общем, сильно тестировалось. Здесь пока не видно, чтобы подобного рода серьезные технологии применялись, но доберутся и до этого, потихоньку будет. Но превышение шума, когда два, когда колонна, когда вот… Ну вот представим колонну мотоциклистов, в центре идет кто-нибудь на большом круизере с хорошими колонками, а остальные вокруг просто слушают, и что дальше? Ну эта проблема, я думаю, нерешаема пока вот совсем никак. Ксения Сакурова: Давайте послушаем наших зрителей. Игорь из Москвы с нами на связи. Виталий Млечин: Здравствуйте, Игорь. Ксения Сакурова: Здравствуйте, Игорь. Виталий Млечин: Вам мешают по ночам мотоциклисты или автомобилисты? Зритель: Мотоциклисты и те, кто включают динамики в машинах. Я живу на одной из, скажем, очень оживленных улиц московских на проспекте Мира, и здесь ну просто жутко. Но я вот хочу спросить вашего гостя. Ну понятно, сейчас эксперимент проводится на улице, где одна машина проезжает, одна за другой, однополосное движение. А вот когда пять рядов в одну сторону и пять рядов в другую, они вообще будут распознавать или нет? Виталий Млечин: Спасибо большое. Ну, мне кажется, этот вопрос такой, может быть, даже самый актуальный, да, действительно. Максим Назаренко: Это очень сложный вопрос, и на самом деле распознавать машины… Вы понимаете, кто живет рядом с большими какими-то транспортными развязками и смотрит на них сквозь забор, они прекрасно поймут, о чем я говорю. Сейчас общий уровень шума, который создает дорога, при том что автомобили по ней могут ехать с выполнением всех норм и требований ГОСТ, общий шум дороги может быть избыточный. Здесь требуются дополнительные исследования и дополнительные работы по ГОСТам в частности. Снижение уровня шума до какого-то более комфортного для человека, до комфортного невозможно, но для более комфортного – это очень большая задача. И выделение одной машины из потока – это, я думаю, сейчас в принципе нерешаемо на коротком промежутке, то есть с одной камерой это совершенно невозможно. Виталий Млечин: Ага, хорошо. Павел из Московской области до нас дозвонился. Павел, здравствуйте. Зритель: Да, добрый день. Виталий Млечин: Что вы думаете? Зритель: Как раз рядом с дорогой у меня дом, и частенько, значит, у меня тут мотоциклы, машины, уже научился определять, мотоцикл громко поет или автомобиль. Виталий Млечин: Так. Ксения Сакурова: А вы марку автомобиля еще по звуку нет, не научились? Зритель: Ну, скорее всего, придурки на простых «Жигулях», вот которые новенькие… Ксения Сакурова: Понятно… Зритель: …хотят, чтобы их все видели. Ксения Сакурова: Понятно, так. Зритель: На дорогих машинах люди поскромнее, спокойно ездят. И безусловно, есть же дети, ночью особенно, разбудят маму ладно, папу ладно, а ребенка разбудят, которого уложили, это выбивает людей из колеи, и не на день, а надолго может выбить. Безусловно, вот это надо делать, и, безусловно, на длинных участках. И по поводу, вот я слышал по телефону, значит, до какого уровня шума, – до уровня шума, который обычно, без этих вот, так сказать, громогласных товарищей. Вот есть обычный шум движения потока машин, он бесшумный, я его не слышу. И безусловно, до такого уровня шума надо все вот это вот вводить, нормативы, и безжалостно этих людей, значит, наказывать, которые очень хотят… Виталий Млечин: Понятно, ваша мысль ясна. Ксения Сакурова: Да, спасибо, спасибо. Виталий Млечин: Спасибо вам большое. Ну кстати, шум от дороги на самом деле достаточно громкий, просто он равномерный, поэтому ухо его не слышит. Но вот действительно, люди нервничают, вот особенно указывают на то, что детей если разбудят. Ксения Сакурова: Да. Виталий Млечин: И все-таки идея наказывать, она поддержку находит. Ксения Сакурова: Но нервничают не только те, кто слышат, нервничают и автомобилисты, переживают, что будут приходить необоснованные штрафы. Мы правильно понимаем, что сейчас уже эта система тестируется и уже кому-то могут совсем скоро приходить действительно такие «счастливые» письма? Максим Назаренко: Нет, ну конечно нет. Система тестируется, но письма не могут приходить. Изменений нет в Кодексе об административных правонарушениях, это только будет рассматриваться Московской городской Думой, а дальше у нас есть федеральная Дума. Пока «письма счастья» за шум приходить в принципе не могут, нет такой статьи. Но в качестве эксперимента надо смотреть, какие результаты будут эксперимента. И здесь хотелось бы, чтобы все-таки они побольше раскрывались. Вопрос очень щекотливый, на мой взгляд. Виталий Млечин: Ну и, наверное, последний вопрос. Вот нам пишут: «А почему в Москве?» Почему в других городах эта система не тестируется? В других городах тоже актуально. Максим Назаренко: Это очень сложный вопрос, который связан, наверное, с очень большим количеством факторов. Может быть, в Москве проще, может быть, в Москве нашлись инициаторы, которым это все как-то вот совсем приперло и решили это дело подвинуть, неизвестно. Ну, решили сделать в Москве, это очень сложный эксперимент, может быть, тут хватит ресурсов и хватит терпения, а может быть и не хватит. Посмотрим, как получится. Виталий Млечин: Да, будем следить, естественно. Ксения Сакурова: Спасибо. Виталий Млечин: Спасибо вам большое! Максим Назаренко, заведующий кафедрой управления качеством и сертификацией МИРЭА. Ксения Сакурова: Буквально пара сообщений от наших зрителей. «А на деревни это распространяется? – спрашивают из Ростовской области. – Шум бензопилы, трактора, авто без глушителя?» – много чего наших людей беспокоит. Виталий Млечин: Еще бы… Ксения Сакурова: Иркутская область: «А вот мне мешают соседи, постоянно шумят». Виталий Млечин: Да, ну от этого никуда не денешься, к сожалению. Ну и, наверное, последнее: «Люди, слушающие громко музыку, мотоциклисты рычащие априори эгоисты». Мы призываем всех наших зрителей не быть эгоистами, ну и оставаться с нами, потому что программа «ОТРажение» вернется буквально через пару минут… Ксения Сакурова: …после новостей.