Каникулы. Ура?
https://otr-online.ru/programmy/segodnya-v-rossii/kanikuly-ura-46040.html Константин Чуриков: «Ура, каникулы?» – вот так вот со знаком вопроса мы решили озаглавить нашу первую тему, кстати, одну из главных сегодня. Дело в том, что мэр Москвы объявил со следующего понедельника внеплановые, одновременные для всех школ столицы 2-недельные каникулы. Они пройдут с 5 по 18 октября, и связано это, как несложно догадаться, с распространением коронавирусной инфекции.
Оксана Галькевич: Со стремительным довольно снова.
Константин Чуриков: Да.
Оксана Галькевич: Мотив у Сергея Собянина простой: с 5-го числа и так бы начались осенние каникулы во многих, так скажем, московских школах, которые учатся вот по этой модульной системе, и сейчас с учетом всего, с учетом этих угроз лучше это сделать для всех школ синхронно, сразу на пару недель, чтобы снизить заболеваемость. Мэр отдельно подчеркнул, что дистанционных занятий во время каникул не будет.
Константин Чуриков: Сейчас вот пол-Москвы, если не вся, выдохнула. Единственное, о чем попросил столичный градоначальник, я прямо процитирую: «Если гулять, то у себя во дворе или в ближайшем парке», и еще: «Не следует ради развлечения посещать торговые центры и кататься на общественном транспорте», – видимо, как многие у нас привыкли.
Оксана Галькевич: Уважаемые москвичи, ну и, в общем, жители нашей страны тоже, пожалуйста, присоединяйтесь к разговору. Расскажите, как вы считаете, это хорошая новость или не очень? Москвичи, лично к вам – вы этому рады или нет? Звоните-пишите, мы в прямом эфире с вами на связи. «Да» или «нет», ваши ответы на такой вопрос просим присылать: «Как вы считаете, такие каникулы лучше, чем дистанционка?» Номер SMS-портала 5445, ждем ваших сообщений.
Константин Чуриков: Ну а пока вы дозваниваетесь или голосуете, вызываем в эфир Леонида Перлова, это учитель высшей категории, почетный работник общего образования. Леонид Евгеньевич, здравствуйте.
Оксана Галькевич: Здравствуйте, Леонид Евгеньевич.
Леонид Перлов: Здравствуйте. Рад вас видеть.
Константин Чуриков: Взаимно.
Ваша реакция первая на новый указ мэра Москвы? Это хорошо ли для школьников? Для каких конкретно школьников? И для учителей?
Леонид Перлов: Ну, все познается в сравнении. Я вспоминаю нашу работу в марте-апреле-мае этого года, когда было введено некое странное свободное посещение, кто-то в школе, кто-то не в школе, а потом это сменилось всеобщим внезапным переходом на дистанционное обучение без подготовки и без объявления войны. С этой точки зрения, да, это шаг вперед, по крайней мере нас предупреждают о том, что 2 недели занятий не будет никаких.
Что касается учителей, для учителей, да, это, наверное, хорошо, особенно в том случае, если 2 недели будут с толком потрачены на то, чтобы их подготовить к неизбежному, на мой взгляд, переходу на дистант по окончании этих каникул.
Константин Чуриков: Это возможно, вы считаете?
Леонид Перлов: Я считаю, что это более чем возможно. Ситуация эпидемическая в городе легче не становится, наоборот, становится тяжелее, судя по официальным сообщениям, и я не вижу причин, по которым она в течение 2 недель резко сменится на ситуацию более облегченную, скорее всего...
Оксана Галькевич: Леонид Евгеньевич, вы говорите о том, что это время должно быть потрачено на подготовку к переходу на дистанционное обучение. Но в принципе ведь это можно было предположить еще в конце весны, где-то летом, что такая ситуация может повториться, что возможна вторая волна. Сейчас, наверное, уже не подготовка должна быть, а некая мобилизация?
Леонид Перлов: Ну, мобилизовать имеет смысл квалифицированных людей, все равно что мобилизовать необученных новобранцев и отправлять на фронт сразу, смысла особого не имеет.
Оксана Галькевич: Я к тому, что, наверное, подготовка и обучение уже должны были пройти в профессиональном сообществе, разъяснение алгоритмов, изучение платформ...
Леонид Перлов: Да-да-да, они должны были пройти, но, насколько я себе представляю ситуацию, в должном объеме, на нужном уровне эта подготовка летом проведена не была. Сентябрь мы начали примерно в таком состоянии, в котором закончили работу в мае месяце. Обеспечение техникой необходимой учителей и, особенно важно, семей не проведена, подготовка учителей к работе в этих условиях осталась на том же уровне, на котором она была. Качественного изменения в этом смысле не произошло.
Константин Чуриков: Еще такой важный вопрос: как быть с учениками 9–11-х классов, которым сдавать очень важные в их жизни экзамены, ОГЭ и ЕГЭ соответственно? Вот эта потеря 2 недель и последующий, как вы считаете, как вы предполагаете, наверное, додумываете, возможный дистант – вот что тогда делать детям? Или, может быть, пересматривать критерии экзаменов, жесткость их?
Леонид Перлов: Ну, в этом году обошлись без экзаменов в 9-х классах, и небо на землю не рухнуло, значит, это не критично, и я не вижу, почему бы не повторить этот же опыт и в будущем году. Школа от этого не развалится, и качество образования от этого не пострадает. Что касается подготовки к ЕГЭ, ну, 2 недели, конечно, довольно много, но в начале года это не критичный срок с точки зрения подготовки к ЕГЭ. С октября начинают работать бо́льшая часть курсов в вузах, только с октября, они наверняка будут дистанционными точно так же, как и учеба в школе. Я не вижу здесь особой проблемы.
Оксана Галькевич: Но все-таки это меняет некий подход к образованию не только в учительской среде, но и детям нужно пояснить: друзья, вот то, что раньше мы были готовы с вами обсуждать, вам объяснять, теперь во многом вы должны взять на себя. Детям как-то, так скажем, акценты расставить необходимо.
Леонид Перлов: Оксана, тут вся штука в том, что путаются часто два, в общем, разных понятия, образование дистанционное и образование удаленное. То, что мы имеем, и то, что мы, по всей вероятности, получим по окончании каникул, – это не дистанционное, а удаленное образование. То есть классика в методике, старые способы подачи информации, проверки усвоения и так далее, но только через монитор. Дистанционное образование в правильном смысле этого слова – это совсем не то, это другие алгоритмы работы, это другие методики, это другие пособия, это вообще все другое. К этому даже первые подходы пока сделаны очень слабые.
Константин Чуриков: Ну вот видите, видимо, предстоят еще какие-то подходы. Спасибо вам большое.
Оксана Галькевич: Спасибо.
Константин Чуриков: Леонид Перлов, учитель высшей категории, почетный работник общего образования.
Нам сейчас звонит Любовь из Санкт-Петербурга. Любовь, здравствуйте.
Оксана Галькевич: Здравствуйте, Любовь.
Зритель: Здравствуйте.
Константин Чуриков: В Петербурге у вас очень неспокойная ситуация. Вот как бы вы отнеслись к тому, чтобы в Петербурге, например, нечто подобное сделали?
Зритель: Я вообще-то очень против.
Константин Чуриков: Так.
Зритель: Потому что родители работают, а у кого-то есть бабушки, у кого-то их нет.
Константин Чуриков: Да, логично.
Зритель: Поэтому очень против даже.
Константин Чуриков: Любовь, с другой стороны, все-таки статистика заболеваемости действительно, я повторюсь, в Петербурге большая, статистика смертности очень большая, вот эти риски. Как бы вы действовали на месте руководителей наших?
Зритель: Ну, я думаю, что не надо каникул совершенно. Я не знаю, какая ситуация в Москве, но у нас, по-моему, лучше намного.
Оксана Галькевич: Ну, пока из Петербурга не приходило подобных новостей. Что ж, спасибо, Любовь.
Константин Чуриков: Спасибо.
Оксана Галькевич: Давайте подключим к нашему разговору заместителя председателя Всероссийского общественного движения «Национальный родительский комитет» Романа Галенкина. Роман Олегович, здравствуйте.
Роман Галенкин: Здравствуйте, коллеги, здравствуйте, дорогие зрители.
Константин Чуриков: Здравствуйте.
Оксана Галькевич: Я думаю, что... Мы тоже с Константином родители школьников...
Константин Чуриков: Мы люди заинтересованные.
Оксана Галькевич: У меня, кстати, как раз девятиклассник, вы представляете «Национальный родительский комитет», значит, мы сегодня примерно в одно время с вами вздрогнули, получив это сообщение. Как вы считаете, собственно, хорошо или плохо, нужно ли сейчас вводить эти каникулы?
Роман Галенкин: Ну, вы знаете, четкого ответа нет, хорошо или плохо. С одной стороны, конечно, это плохо, потому что люди сегодня получили новость, которой не ожидали, соответственно, все думали, что это первый звонок для какого-то ужесточения карантина и всего остального. Люди напуганы, все спрашивают, будет карантин, не будет, как вы помните, все вот эти мемы, что с 20-го числа всех закроют, соответственно, вроде только шутка успокоилась, и сейчас мы видим опять...
Константин Чуриков: Промахнулись на 9 дней, да.
Оксана Галькевич: Да, сегодня 29-е.
Роман Галенкин: Да, совершенно верно.
Какие плюсы, какие минусы? Из каждой ситуации всегда можно найти плюсы и найти минусы. Минусы – это нагрузка на родителей прежде всего возрастет, потому что родители, как уже коллеги сказали правильно, все работают, и свободное время у детей остается, они одни дома, гулять им запрещено, встречаться со сверстниками тоже не приветствуется. Соответственно, дети будут смотреть телевизор, играть в приставки. Для детей плюсы, дети в это время смогут побольше отдохнуть и, соответственно, больше настроиться на работу. Учителям тоже плюс.
То есть в принципе ситуация, знаете, прогнозируемая, потому что лучше остаться дома, чем отправить ребенка в школу, где он со всеми... Вы знаете, я очень часто просто вижу, как молодые люди здороваются, они же, мужчины, женщины, они все в рабочей среде, рукопожатие у них. А вот что касается молодых людей, это поцелуи в щечку, обнятия, рукопожатия, то есть у них распространение как раз-таки инфекции происходит достаточно быстро. Поэтому я считаю, что мера достаточно прогнозируемая и правильная.
Оксана Галькевич: А потом еще все это в семью к себе приносят, в этом смысле, к своим взрослым родителям, которые работают и разносят это дальше.
Роман Галенкин: Совершенно верно.
Оксана Галькевич: Ну логично.
Константин Чуриков: Ну понятно, да, лучше быть глупым и здоровым, чем умным и больным.
Какие содержательные предложения есть у «Национального родительского комитета»? Если, предположим, вот ситуация будет долгой и длинной...
Оксана Галькевич: Не закончится 2 неделями, да.
Константин Чуриков: Да-да-да, если это не 2 недели, если это опять, я не знаю, дистант, опять-таки родители на работе, какие могут быть компромиссные варианты, как вы считаете?
Роман Галенкин: Ну, вариантов прежде всего очень много. Первое: можно создать родительский чат, где детей можно подбадривать, делать какие-то челленджи, помогать по учебе и так далее, то есть здесь принятие именно родительской стороны участия. Потому что я вот на своем примере, у меня младший брат, которому сейчас 18 лет, у него успеваемость резко упала на дистанционном обучении, потому что когда учение происходит офлайн, то ему вроде более восприятен материал…
Константин Чуриков: Ага.
Роман Галенкин: …а когда онлайн происходит, дети засыпают, они что-то не понимают, они к этому не привыкли...
Константин Чуриков: Роман Олегович, но что касается челленджей, понимаете, я сразу предвижу один челлендж, это, значит, какая-то контрольная по физре, какое-то дистанционное задание, понимаете, рисование какое-то. То есть вот этих челленджей уже будет достаточно, куда еще.
Роман Галенкин: Ну это да, согласен с вами. Но тут знаете как, здесь можно знаете как? Я считаю, самый основной момент, что у детей, у нас вообще в нашей истории такого не было, мы с вами переживаем уникальное время, таких вот изменений, что все сидят дома под карантином, такого в принципе не было. И на наших детей идет огромная нагрузка, потому что они не понимают, что из этого дальше будет, где они будут работать, какую им специальность осваивать, удаленную или, наоборот, специальность, которая связана с присутствием на рабочем месте. Поэтому такая достаточно непонятная ситуация сейчас возникает, что у детей тоже непонятно какое образование получать...
Константин Чуриков: Ой, да.
Роман Галенкин: ...какая будет у них специальность, какая сейчас специальность будет популярная, или программист, или сотрудник, который сидит в офисе, юрист тот же самый. Где, куда им пойти? Этот вопрос очень многих мучает сейчас, сейчас профессии будущего больше связаны с удаленной работой. Поэтому это такой небольшой челлендж для них.
Оксана Галькевич: Да, то есть это, в общем, жизнь подкидывает нам пищу для размышлений. Спасибо.
Константин Чуриков: Спасибо.
Оксана Галькевич: Роман Галенкин, зампредседателя Всероссийского общественного движения «Национальный родительский комитет», был у нас на связи.
Подведем итоги нашего опроса. Мы спрашивали у вас, лучше ли уж каникулы, чем дистанционное обучение...
Константин Чуриков: ...и вполне ожидаемо подавляющее большинство наших зрителей считают, что уж лучше каникулы, – но, видимо, если только на 2 недели, не больше.
Нам еще звонят.
Оксана Галькевич: Звонок у нас есть, из Ростова-на-Дону Павел. Павел, здравствуйте.
Зритель: Добрый день, уважаемые ведущие. Большое спасибо, что вы обозначили эту проблему.
И ваши эксперты, и вы все говорите абсолютно правильно, но забываете одну маленькую вещь. Я кроме того, что самый преданный ваш телезритель, я еще являюсь к тому же мужем училки.
Константин Чуриков: Так.
Зритель: Да-да-да. Вот когда закончилась...
Константин Чуриков: А у вас какая «училка»-то?
Оксана Галькевич: Вы ее прямо «училкой» называете?
Константин Чуриков: Химичка, англичанка, какая?
Оксана Галькевич: Физичка? Математичка?
Зритель: Начальных классов, начальных классов.
Константин Чуриков: А, понятно.
Оксана Галькевич: А-а-а, началка.
Константин Чуриков: Началка. Так.
Зритель: Да, началка. И вот когда закончилось дистанционное обучение, я глубоко, всю жизнь был атеистом, но я пошел в церковь и поставил свечку, потому что все эти дни я понимал, что такое жить в учительской, понимаете?
То есть теперь технический вопрос. Вот когда вы переходите на дистанционную, вы решили, кто учителю выдаст компьютер? Вот хорошо у нас есть ноутбук, есть. Кто выдаст компьютер, кто будет оплачивать за интернет, кто будет оплачивать телефонную связь? Ведь звонки на удаленке длились по несколько часов, понимаете? А ведь когда наши министры принимают решение о переходе на удаленку, они почему-то забывают о том, что у этих учителей есть семьи, понимаете, которые вынуждены эти месяцы находиться в среде вот этого вот обучения.
Константин Чуриков: Фактически в классе, да, и вот это все слышать: «Петров, не засоряй эфир», – и так далее.
Оксана Галькевич: Павел, абсолютно резонны ваши замечания, но, понимаете, дело в том, что вместе с вашей женой вся страна впервые проходила, все-таки этого опыта у нас не было, что-то могло быть не сразу учтено. Надеемся, что, может быть, сейчас, если вдруг в Ростове-на-Дону до этого дойдет, действительно эти вопросы будут продуманы, потому что абсолютно резонно, правильно вы ставите вопросы.
Зритель: Хочу сказать по поводу вашего вопроса. Нельзя объять необъятное, нельзя решить одним махом два вопроса, и дать образование, и побороть COVID-19. Поэтому давайте мы лучше сделаем каникулы, за эти каникулы подготовимся... Почему наше министерство не разрабатывает программы для дистанционного обучения, понимаете? Все, все эти учителя мыкаются, они не знают, как вести, чего вести, нет методических рекомендаций.
Константин Чуриков: Павел, уверяют, что разрабатывают, уверяют, что летом разрабатывали, может быть, пока все не так скоро делается, к сожалению.
Зритель: Гнусно обманывают, поверьте мне.
Константин Чуриков: Да? Бессовестно врут, понятно.
Зритель: И вот лучше сейчас на каникулах посидеть, чем... Я не переживу второй раз дистанционное обучение, понимаете, у меня нервная система не выдержит.
Оксана Галькевич: Нет, подождите, Павел, семья, я надеюсь, не под угрозой...
Константин Чуриков: Как муж говорит нам.
Оксана Галькевич: Держитесь, Павел, поддерживайте вашу жену.
Константин Чуриков: Спасибо.
Оксана Галькевич: Вам сил, здоровья, жене вашей тоже...
Константин Чуриков: ...привет.
Оксана Галькевич: ...сил и здоровья, и привет, да. Спасибо, что позвонили.
Константин Чуриков: И привет, у нас следующая тема.
Оксана Галькевич: Да.