Марина Гордеева: Сегодня 229 организаций по стране работают с Детским телефоном доверия. И дозвониться может абсолютно любой
https://otr-online.ru/programmy/segodnya-v-rossii/kapitan-doverie-eto-27248.html Александр Денисов: Переходим к первой теме нашего обсуждения – "Когда в семье короткие гудки". Ежегодно в Службу доверия для несовершеннолетних за советом обращается один миллион подростков. В июле стартовала акция "Капитан Доверие". Теплоход с командой Фонда поддержки детей отправился по волжским городам, пришвартуется в Ульяновске, Тольятти, Самаре, Сызрани, чтобы рассказать о Службе экстренной психологической помощи для детей. Ее специалисты принимают звонки по единому общероссийскому номеру – 8-800-2000-122. Все звонки бесплатные из любой точки страны.
Теплоход уже побывал в Казани. Телефон доверия для детей крупно написан на борту двухпалубного судна. Когда оно пришвартовалось, на берег сошли "пираты". Они проводили конкурсы для детей.
СЮЖЕТ
Александр Денисов: Единая служба доверия для подростков и детей была создана в 2010 году. Ее специалисты приняли уже около 7 миллионов звонков. Еще раз напоминаем номер – 8-800-2000-122. Звонок из любой точки страны бесплатный.
А у нас сегодня в гостях – Марина Владимировна Гордеева, председатель правления Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. С ней сегодня и поговорим про психологическую помощь, в которой нуждаются подростки. Вот эта цифра – 1 миллион в год – меня ужаснула. Мне кажется, это не мало, а это много.
Марина Гордеева: Ну, у нас и страна большая, и детей много. И проблем, кстати, много, ведь взросление детское – это нелегкая пора. И те даже, казалось бы, для взрослых и незначительные события, для подростка приобретают планетарное звучание.
Поэтому с чем обращаются дети на телефон доверия? Это вопросы, связанные с одиночеством. Первые влюбленности неразделенные. Проблемы со сдачей экзаменов, ЕГЭ, волнение. Как сегодня говорят – троллинг в школе, то есть издевательства детей в школьной среде.
Кстати, на детский телефон доверия обращаются не только дети, но и взрослые. Если по статистике посмотреть, то 60% – это детские звонки, а все остальные – это родительские (родственники, бабушки и дедушки, знакомые). А взрослые обращаются по вопросам воспитания, по вопросам межличностных отношений, в том числе и супружеских. Вы сказали, извините, что это экстренная психологическая помощь. Но ответы или вопросы бывают необязательно экстренного звучания. И разговаривают со всеми бесплатно и со стационарного номера, и с мобильного.
Тамара Шорникова: А в каком возрасте чаще всего звонят ребята? Вот какой возраст считается таким проблемным? Где проблем больше?
Марина Гордеева: Ну, конечно, подростковый, после 10 – это 12, 14–15 лет. Хотя надо сказать, что это же анонимные звонки. И в принципе, ни фамилии, ни места жительства, ни возрастов те, кто звонят, не обязаны говорить. Собственно говоря, и психологи, которые ведут консультирование, они не настаивают на этой информации. Только если чувствуют, что необходимо возможная очная помощь, предлагают такие возможности, которые есть по месту жительства – вот оттуда, откуда поступает звонок.
Александр Денисов: Марина Владимировна, если я бы у своего ребенка в телефоне или где-то увидел записанный этот номер, я бы ужаснулся. То есть это был бы явный сигнал, что что-то пошло не так, что контакт потерян, что ребенок надеется на кого-то другого, а не на меня. Вот почему это происходит? Почему они не к родителям приходят со своими проблемами, а к вам?
Марина Гордеева: Вы знаете, что вы ответственный родитель и вас это беспокоит. Но есть родители, которые как бы не совсем озабочены психологическим состоянием своего ребенка. Да, накормлен, напоен, в школу ходит, и вроде бы все нормально. Чего ему еще нужно? Поэтому здесь вопросы и разговоры с родителями – и не только по телефону, но и, наверное, в других аудиториях, особенно с заинтересованными родителями.
Конечно, надо вспомнить себя в этом возрасте. А если не вспомнить, то чтобы кто-то бы рассказал, все-таки какие специфические реакции на ситуации, как болезненны и как трагичны иногда бывают конфликты с ребятами во дворе или же с девочками/мальчиками, которые тебе понравились и которые выказывают тебе пренебрежение.
Александр Денисов: Вы знаете, я однажды посмотрел зарубежный фильм (американский) про полицейского, у которого развалилась семья. И меня поразил один момент. Он в конце жизни говорит: "Я понял, что мой главный грех был не измена жене, а грех невнимания". Вот он осознал это. С чего начинается этот грех невнимания, когда родитель должен понять, что все, этот щелчок прозвучал, и он должен обращать внимание?
Марина Гордеева: Наверное, все-таки уметь чувствовать и слушать своих детей. И не считать, что это ерунда – вот то, что заботит ребенка. "Ну, подумаешь! У меня-то проблемы куда как сложнее – и ничего". Понимать, что доброе слово иногда гораздо более востребовано, чем деньги, гаджеты или же еще какие-то такие вещественные формы. Вот так вот.
А когда это случается? Как это понять, этот звоночек? Наверное, замкнулся. Наверное, время не уделяют родители ребенку. На работе, поздно возвращаемся, да? Но все равно надо находить и силы, и время, и понимание, что твое личное внимание, что родитель – вообще-то, главный человек в жизни и ребенка, и взрослого тоже.
Александр Денисов: Вот уже дети пишут. Сразу понятно, что подросток написал: "Телефон доверия в реале помогает подростку!" – Иван, Нижегородская область. В реале или не в реале?
Марина Гордеева: Еще раз повторяю – в реале психологически. То есть если ты хочешь получить консультирование дальнейшее какое-то или вмешательство в свою судьбу – это уже, так сказать, следующий шаг. Но первый – снять остроту реакции, с тем чтобы тебя услышали и с тобой поговорили.
Тамара Шорникова: А есть ли какие-то тревожные моменты, сигналы в поведении ребенка, которые могут натолкнуть родителей на мысль, что с ним что-то не так, нужно либо вызвать на разговор, либо обратиться к кому-то?
Марина Гордеева: Ну, я не психолог, прямо вам скажу.
Тамара Шорникова: Но наверняка вы часто…
Марина Гордеева: И я не буду умничать на эту тему.
Александр Денисов: То есть вы не Капитан Доверие?
Тамара Шорникова: Боцман.
Марина Гордеева: Но, наверное, из жизни понятно, что если человек замкнулся, если ты не знаешь, как проводит время твой ребенок, что, собственно говоря, его волнует в сей момент, то это уже более чем сигнал.
Тамара Шорникова: В последнее время, наверное, кто-то сталкивался в Интернете с жуткими роликами избиения подростков, с жестокостью подростков. Много ли таких звонков, жертв насилия?
Марина Гордеева: Их не так много. Конечно же, не так много, но они есть, и мы их как бы видим. Их отдельно учитывают. И психологи умеют работать с такими ситуациями. И здесь, кстати, бывают такие случаи, обратная связь тоже случается, когда собственно начался разговор: "Меня в классе избивает одноклассник", – и психолог смог найти слова для того, кто запрос прислал, внутренние силы и "разрулить", что ли, эту психологическую ситуацию. И потом уже как бы мы друзьями становятся.
Но, конечно, жизнь сложнее, и не всегда розовые картинки в конце кино случаются. Но, в общем, пробовать надо в любых ситуациях. И хочу сказать, что это особое умение – вести анонимно по телефону, то есть вербально реагировать. Во-первых, это очень эмоционально затратно для людей, которые ведут эти разговоры. И главная задача все-таки – чтобы не прервался этот разговор, чтобы не повесили трубку: "Все, мне тут не помогли".
Александр Денисов: Сергей из Самары к нам дозвонился. Сергей, добрый вечер.
Зритель: Добрый вечер. Скажите, пожалуйста, теплоход, который сейчас путешествует по Волге, когда будет в Самаре?
Марина Гордеева: Когда будет в Самаре? Сейчас у меня списка нет перед глазами. Зайдите, пожалуйста, на портал "Детский телефон доверия" – там информация об этих событиях. И, соответственно, график передвижения будет у вас перед глазами.
Александр Денисов: Сергей, вас интересует, когда прибудет к вам теплоход. Вы с детьми хотите сходить туда или по какой причине?
Зритель: Да хотел бы и сам посмотреть. У меня уже внуки, не только дети, поэтому меня эта проблема очень интересует. И это очень интересное и важное дело.
Александр Денисов: Скажите, а вот вы как отреагировали бы, если бы, например, вы узнали, что ваш внук звонил в Службу доверия для детей и подростков, что-то пытался там решить, какую-то проблему? Вы бы как отреагировали?
Зритель: Очень спокойно. И решил бы с ним поговорить и выяснить все-таки, по какой причине он сделал это сам, без моего вмешательства.
Тамара Шорникова: Сергей, а на ваш взгляд, вот сейчас легко ли выстроить диалог с современными детьми? У вас бывают проблемы, непонимание?
Зритель: И да, и нет. Потому что, конечно, какие-то проблемы наверняка придется решать со специалистами вместе, с детьми, с внуками, точнее. А что-то могу я и сам сделать, потому что я сам педагог по образованию.
Тамара Шорникова: Повезло вашим детям и внукам. Скажите, а с какими, на ваш взгляд, самыми серьезными проблемами сейчас сталкиваются родители?
Зритель: Ой, с большими. Поколение, которое сегодня растет, – это все-таки другое поколение, чем то, к которому принадлежу я. И вполне понятно, что сегодня и подходы изменились к жизни и к другим каким-то вещам, и к учебе, и отношение к своим друзьям, товарищам, учителям школьным и так далее. Все это требует иных подходов, чем те, которые мне известны по моим далеким теперь от моего сегодняшнего возраста детству и юности.
Тамара Шорникова: И где обновляете информацию, где черпаете вдохновение для разговоров?
Зритель: Ну, где? В основном, конечно, это телевидение, немножко Интернет и, конечно, какая-то литература специальная. А потом – мои коллеги, которые связаны с этой проблемой. Я имею доступ к этим коллегам и, конечно, пытаюсь с ними консультироваться, точнее – у них консультироваться.
Тамара Шорникова: Спасибо.
Александр Денисов: Сергей, такой вопрос: а как узнать, чем живут ваши внуки, чем дышат, так сказать, что у них происходит в жизни, какие у них друзья, что у них там в социальных сетях творится? Вот вы как-то пытаетесь узнать? Или…
Зритель: Конечно, пытаюсь. Это просто личные контакты, беседы. Беседы весьма, конечно, осторожные, которые не могут детей наших и внуков спровоцировать на то, что какое-то возникает недоверие к взрослым. Нет, к ним нужно найти особый, я считаю, в наше сегодняшнее непростое время подход.
Александр Денисов: Понятно, спасибо.
Тамара Шорникова: Спасибо огромное. И вот сразу вопрос от телезрителя, который пришел на наш SMS-портал: "А как работает телефон доверия?" Вот каков механизм? Ребенок позвонил – и что дальше?
Марина Гордеева: Общероссийский номер – 8-800-2000-122. Интеллектуальная система связи посылает звонок в ближайший от звонящего регион. И если не ответила служба первая, то перекоммутируют на вторую, подключенную к этому номеру.
Хочу сказать, что сегодня 229 организаций по стране работают с этим номером. И любой может дозвониться, еще раз повторяю, и со стационарного телефона, и с мобильного. 66 служб из перечисленных… вернее, в 66 регионах службы эти работают круглосуточно. Это особенно важно в вопросах суицидальных состояний. И далее, собственно говоря, трубку берет психолог, подготовленный для такого разговора.
Разговор анонимный – никаких записей, никаких фиксаций, откуда шел звонок, не происходит. Есть только два человека, которые налаживают между собой доверительный контакт и снимают острое состояние.
Александр Денисов: Вот насчет анонимности вопрос. А может быть, стоит выяснять контакты позвонившего? Ну, если ситуация требует вмешательства полиции, социальных служб…
Марина Гордеева: Если вмешательства полиции требует, то, во-первых, люди знают, куда звонить. И у службы доверия тоже есть, так сказать… Понимаете, особенность этой службы – это анонимность. Есть масса других, знаете: заболели – "скорая помощь", полиция – известно, горит – это МЧС. Сейчас единый номер 112 на все случаи жизни. Это для вот такого мгновенного, острого реагирования на катастрофические ситуации. А здесь психологический контакт. Но я еще раз повторяю: люди, которые…
Александр Денисов: А может быть, он больше никому не позвонит, кроме вас?
Марина Гордеева: Есть возможность связаться, но выявлять – никогда. Ну, это базовый в принципе работы, понимаете, иначе не будет доверия, не будет конфиденциальности, не будет. Ну, вы себя представьте. Ведь вы тоже иногда хотите… Ребенок – это тот же взрослый. Мы как-то барьер между нами ставим, но психологически мы, вот какие были в детстве, такие, наверное, и остаемся, только опыт прибавляется. Мы какие-то вопросы… Вот вы обращали внимание дедушки. Не всегда в подростковом возрасте есть… Ну, как бы бывает, что какие-то вопросы задать стеснительно.
Александр Денисов: Ну, есть грань, чтобы в душу не залезть.
Марина Гордеева: Да, да, да. И вот здесь можно, не стыдясь, задать любой вопрос – и любой вопрос будет воспринят серьезно и как бы уважительно. И это тоже принцип работы службы.
Александр Денисов: А вот что касается случаев суицидальных, как вы упомянули. Нет желания все-таки проконтролировать, что с ребенком дальше происходит? Один раз он позвонил, а потом он исчез – и все.
Марина Гордеева: Все-таки давайте договоримся, что нет универсальных…
Александр Денисов: Моделей.
Марина Гордеева: Моделей, да. Это вопрос снятия психологического… Это психологическое состояние человека. Снять это психологическое состояние, потому что это важно очень сделать – дать понять, что ты не один, что есть выходы, есть решения, что мы вместе, что называется ("мы" – это в широком понимании), и что ты не один. Это, кстати, относится и к родителям, и к взрослым – понять, что ты не один. Но не персонифицированно – вот служба государственная, да? Это же государственные, вообще, организации, это не общественны работают. Есть и общественные, но их небольшое количество, которые ведут эти звонки. Поэтому давайте как бы эту самость сохранять. Она нужна в таком виде.
А вот реакции экстренные… Давайте агитировать людей знать эти номера срочные на территориях. Кстати сказать, вы тоже, наверное, знаете, что они разнятся. Ведь не везде одинаковые номера для "скорой помощи", службы спасения. Ну, 112 сейчас продвигают, да.
Тамара Шорникова: Вот вопрос пришел из Ростовской области, сообщение: "Скажите, пожалуйста, на каком сайте можно ознакомиться с имеющимися вакансиями в службах доверия? Достаточно ли для работы только педагогического образования?"
Марина Гордеева: Ну, в данном случае все-таки службы эти принадлежат, относятся к ведению территорий, субъектов федерации, так сказать. Если брать такую формальную сторону, то фонд запустил этот проект, оплачивает трафик и обучение специалистов, обучение еще этих консультантов и супервизоров, а работу службы обеспечивает территория. И здесь, конечно, надо смотреть на ресурсах, которые в территориях есть, центры, где расположены эти службы доверия, и уже интересоваться вакансиями. Мы не содержим всю сеть по стране.
Александр Денисов: У нас еще один звонок, Антон к нам дозвонился. Антон, добрый вечер.
Зритель: Здравствуйте.
Тамара Шорникова: Добрый вечер.
Зритель: Я хотел бы рассказать о своем опыте обращения на телефон доверия. Это было давно, в 13 лет, я в школе учился. И нам собственно в школе дали номер, по которому можно обращаться к психологам на телефон доверия, если вдруг возникнут какие-то жизненные сложные ситуации. Я поругался с девушкой. Ну, тогда, в 13 лет, только как бы начинались вот эти отношения, такие даже больше дружеские, с девочками. Я поругался, позвонил и спросил, как мне с ней помириться. И специалист на телефоне доверия мне ответил: "Как поругался – так и помирись". Вот весь разговор в этом и заключался. Так что у меня после этого не очень положительные впечатления от телефонов доверия.
Александр Денисов: Антон, такой вопрос: а почему у родителей не спросил, у старших товарищей, как с девушкой помириться? Цветы подарить.
Зритель: Ну, вы знаете, со старшими товарищами мы обсуждали, с друзьями. Они какие-то советы давали, подшучивали, говорили, что это ерунда…
Александр Денисов: Антон, не очень сейчас хорошо было слышно. Можешь говорить погромче в трубку?
Зритель: Да. Алло?
Александр Денисов: Да-да-да.
Зритель: С друзьями я обсуждал это, но они, ну, как друзья советы давали и просто подшучивали. А я хотел все-таки со специалистом пообщаться, когда позвонил на телефон, именно с психологом. Ну, по той же причине и с родителями это не обсуждал – потому что они не психологи, а я хотел именно со специалистом. Но мои ожидания, к сожалению, не оправдались.
Александр Денисов: Так чем история вся закончилась, чем роман закончился с девушкой?
Зритель: Ну, мы с ней все-таки помирились, потом как-то между собой договорились. Ну, это не совсем роман был, а это больше даже дружеские отношения были, просто симпатия такая. В общем-то, все нормально закончилось. Ну, можно было и не обращаться на телефон доверия.
Александр Денисов: Ты и сам справился. Спасибо, Антон.
Марина Гордеева: Вы знаете, это было все-таки достаточно давно. Сейчас, конечно, ситуация поменялась. И это специализированный детский телефон доверия. И он запущен в 2010 году, вот эта сеть. И специально, так сказать, подготовка людей вести детский разговор. Телефонов доверия много ведь. Кстати сказать, это единый номер, но есть в территориях еще…
Александр Денисов: И свои региональные.
Марина Гордеева: Свои региональные. И в Москве, кстати сказать, не один даже. Ну, в жизни всякое бывает. Я сожалею, мне неудобно перед звонящим. Ну да, ошибочка вышла.
Александр Денисов: Но обычно в таких случаях все-таки помогают и советуют?
Марина Гордеева: Нет, сегодня это не вопрос, это обязательно. Тот, кто звонит, конечно, получает консультацию психологическую.
Александр Денисов: То есть более развернутый ответ?
Марина Гордеева: Конечно, конечно.
Тамара Шорникова: Вот еще один негативный опыт из Кировской области: "Моей дочери ответили "терпи", когда она обратилась по телефону". Правда, неизвестно, по какому поводу она звонила. Как-то контролируете разговоры? Записываются ли они? Проводите ли мониторинг общения с детьми? Переподготовка специалистов?
Марина Гордеева: Да, это хороший вопрос. Шире, конечно, я скажу. Да, важно готовить. Понимаете, в институтах не готовят специально психологов для такой работы. Требуется доподготовка специализированная. И мы собственные ресурсы тратим на доучение и повышение профессиональных навыков работающих.
Есть еще один человек, который участвует в этой работе. Я уже его называла – супервизор. Вот супервизор – это человек более высокой квалификации, который консультирует, следит, отвечает и разбирает, разбор полетов ведет с психологами, особенно в трудных ситуациях, как вести разговор, к чему, так сказать, подводить. То есть это человек более высоких знаний. Такие люди в штатах есть. Они тоже имеют свой круг общения и возможность повышать свою квалификацию, безусловно. Это важно. Тут на месте стоять нельзя.
Я еще хочу сказать, что телефон телефоном, но жизнь наша движется так, что подростки многие и не знают. Мобильный – да, но так-то больше компьютер. И в ряде случаев онлайн-консультирование тоже ведется в ряде территорий. Вот в Тюменской области. Кстати, там объединен и телефонный номер с возможностью онлайн-консультирования. И здесь выбор звонящего, каким образом он будет общаться со специалистами.
Александр Денисов: Спасибо, Марина Владимировна. Обсуждали тему экстренной психологической помощи детям и подросткам с председателем правления Фонда поддержки детей Мариной Владимировной Гордеевой.