Марина Калинина: Различными методами социальной поддержки не пользуются 57% участников опроса, который провели «Росгосстрах Жизнь» и «Росгосстрах». Смотрите, каждый 5-й из этого числа, то есть из этих 57%, не считает нужным за ними обращаться, за этими льготами, а каждый 3-й заявил, что просто не знает, что может претендовать на какие-либо льготы, выплаты или налоговые вычеты. Иван Князев: Самые осведомленные в плане социальной поддержки – люди старше 60 лет. В этой возрастной категории не знают о положенных льготах только 28%. Почему так происходит? И должны ли нам рассказывать, на что мы имеем право? Кто и как должен это делать? Вот вы знаете, какие льготы вам положены? Пишите, звоните нам в прямой эфир. Марина Калинина: И если знаете, то легко ли их получить? То есть получаете вы их, не получаете, насколько это сложно, просто и т. д.? Людмила Пронина с нами на связи, государственный советник Российской Федерации 2-го класса, доктор экономических наук, профессор Института государственной службы и управления РАНХиГС. Здравствуйте. Людмила Пронина: Здравствуйте. Марина Калинина: Ну вот, Людмила Ивановна, почему такая ситуация в нашей стране складывается, что люди не знают, на что они могут рассчитывать? Не знают о льготах, не знают о налоговых вычетах, каких-то выплатах. Людмила Пронина: Ну, во-первых, причина состоит в том, что, конечно, множественность льгот, которые предоставляются различным категориям населения, более 500 видов различных льгот различного характера, и налоговых, и имущественных, и т. д., и т. д., и по социальным выплатам льгот, это первая причина такого как бы незнания. Во-вторых, мне кажется, все-таки то, что не все люди могут присоединяться, скажем, как москвичи, в других регионах крупных в результате отсутствия такой полной цифровизации, они не могут даже, как сказать, к порталам госуслуг своих территорий присоединиться. Ну и в-третьих, конечно, очень важно то, что определенная трудоемкость существует, множественность документов, которые необходимы. Но сейчас, кстати, вот эта тенденция снижается и преимущества цифровизации позволяют бездокументарное обращение предоставление льготы. Иван Князев: Ну, знаете… Марина Калинина: Людмила Ивановна, смотрите, вот примерно месяц назад, может быть, чуть больше, Михаил Мишустин на одном из совещаний сказал, что цифровизация, как раз ее распространение, ее внедрение как раз поможет вообще объединить вот эту систему с льготами и люди будут уже знать априори, что им положено, то есть чуть ли не эти льготы им будут автоматически предоставляться через какие-то там порталы. Это действительно так? То есть цифровизация нам поможет? Людмила Пронина: Это правда, вы знаете, коллега, это правда. Дело в том, что существовали даже до такой вот глобальной цифровизации, разрабатывались специальные программы для применения «онлайновского» метода обращения за льготами, и сейчас это все продолжает развиваться. Но все-таки, если мы сейчас, например, возьмем… Я не знаю, стоит ли рассказать вообще о системе льгот или прямо начать с того, как сейчас цифровизация влияет… Марина Калинина: Ну немножко расскажите, конечно. Людмила Пронина: Ну давайте как получится… Ой, вас плохо слышно, но ладно. Иван Князев: Система льгот. Марина Калинина: С системы льгот начните, пожалуйста. Людмила Пронина: Алло? Значит, важно иметь в виду то, что особенно по тем преимущественно, скажем так, актуализированным категориям населения сейчас очень сильно развивается вот эта вот тенденция цифровизации. Это правильно, и то, что Мишустин говорил, в частности, относится к семьям с детьми. Если мы посмотрим вот те категории граждан, которые сейчас, скажем, являются в сфере социальной политики, кстати, на эту сферу сейчас в бюджете, который внес, в проекте бюджета, будут затрачены достаточно серьезные средства, средства эти не будут уменьшаться… Значит, вот то, что относится к семьям с детьми, там тоже достаточно много льгот, и вы знаете, что они предоставляются не только вот для каких-то отдельных категорий граждан, есть же единовременная выплата, например, это были выплаты, которые связаны, семьям с детьми, они в прошлом году были от 3 до 7 лет… Там, правда, адресная помощь и предоставление этих льгот в зависимости от обеспеченности семьи. Есть и сейчас вот очень интересная такая льгота, уже с 1 сентября она была школьникам, выплаты школьникам, здесь уже без адресной помощи, и все эти денежки заложены в проекте федерального бюджета на 2022–2024-е гг. И здесь как раз вот подключение к системе, к порталам Госуслуг позволяет подавать даже без заявлений, вообще без подачи даже в такой электронной форме документов, а просто автоматическое предоставление льготы. Иван Князев: Ну автоматически начисляют, я думаю, многие наши граждане воспользовались таким способом… Людмила Пронина: Вот это вот самая интересная вещь, когда без обращения, в любой форме, не в документарной даже, а в этой электронной форме. Но все-таки самым трудным мне кажутся (не кажется, а на самом деле это так) льготы, которые связаны с налоговыми вычетами. Здесь вот у вас была такая табличка, она, конечно, очень интересная, что лучше всего пенсионеры, то есть пожилые люди старше 60 лет, по-моему, у вас было… Марина Калинина: Да-да. Людмила Пронина: …лучше всего осведомлены о льготах, лучше всего. Ну, здесь фактор такой действует, что пенсионеры все-таки в основном, особенно если они работающие, являются такими малообеспеченными, все-таки их можно причислить к малообеспеченным, они стремятся как бы каждый рубль сэкономить и стараются все-таки информацию получать. Опять же это очень важный фактор, именно желание получать информацию. И с этой точки зрения у пенсионеров существует много льгот, в том числе существуют и имущественные налоговые вычеты, и льготы, которые связаны с НДФЛ, у нас там целая система вычетов, стандартные, профессиональные, в том числе вот эти имущественные, то, что является с оплатой, скажем, одного вида жилья, если это есть, совершенно бесплатно, не платится налог на НДФЛ, а только на земельный участок, если это дом стоит на земельном участке, ну и масса других вещей. С другой стороны, вот здесь все-таки есть такая проблема, о которой хотелось бы сказать. Был внесен, может быть, даже в этом году был внесен, весной, летом, пожалуй, в июне, кажется, внесен законопроект, например, об индексации пенсий работающим пенсионерам. Это тоже нельзя сказать, что в чистом виде льгота, а в том смысле она важна, что возможность увеличения не просто размера пенсии работающим пенсионерам, а их индексация. Иван Князев: Но пока вроде до нее дело не дошло. Людмила Пронина: Ну вот, к сожалению, буквально недавно… Иван Князев: Людмила Ивановна, вы нас слышите? Людмила Ивановна, вы нас слышите? Людмила Пронина: Да-да-да. Иван Князев: Я просто предлагаю немножко прерваться, у нас очередь из звонков. Наши телезрители хотят рассказать, какими льготами они пользуются. Давайте послушаем их. Людмила Пронина: Хорошо. Надеюсь, я услышу. Марина Калинина: Елена из Астрахани с нами на связи. Елена, здравствуйте. Зритель: Здравствуйте. Это вам звонят из Астрахани. Вот я 40 лет проработала учителем. Когда пошла на пенсию в 2003 году, мне 1,5 года платили льготные за ЖКХ, 1,5 года. Потом так сказали: в Астрахани денег нет, когда они будут, тогда будем платить эти льготы. Прошло 9 лет, до сих пор денег нет и ничего не платят. Скажите, по Конституции имели право у меня отнимать льготы, которые мне уже давали, которые положены? Я здоровье потеряла со школьниками, сами знаете, какая работа. Правильно это сделали? И к кому теперь обращаться? Иван Князев: А вы когда в последний раз обращались вот за этой льготой, за тем, что вам положено? И что вам ответили? Зритель: А у нас все, вся Астрахань не получает. Все обращались к губернатору, который первым делом, когда пришел в Астрахань, Бабушкин, сказал: астраханцы живут плохо, каждый 6-й живет ниже, чем нищий… Ну, думали, все надеялись, что нам что-то сделают получше. А оказалось, все 9 лет мы все хуже и хуже живем, у нас полная нищета в Астрахани. Транспорта у нас нет, у нас нет вообще никакого, трамваев, троллейбусов, автобусов. У нас все было при советской власти, сейчас у нас ничего нет. Иван Князев: Понятно. Да, да, Елена, услышали вас, спасибо большое. Марина Калинина: Спасибо. Иван Князев: Людмила Ивановна… Людмила Пронина: Можно? Да, это очень серьезный… Можно отвечать? Марина Калинина: Да, конечно. Людмила Пронина: Это очень серьезный вид льгот, потому что плата за жилье у нас постоянно растет. Еще первая особенность в том состоит, что эти льготы выплачиваются из региональных бюджетов, поэтому вот дама, которая обратилась, она уже это почувствовала на себе, значит, в регионе в бюджете не хватает денег. Но другое дело, что здесь сейчас уже в регионах стали немножко идти на некоторые, скажем, ограничения, некоторые ограничения, то есть стали эти льготы предоставлять не всем (они, собственно говоря, так и были), а малоимущим семьям, в первую очередь одиноким гражданам. Поэтому я думаю, что причина именно в этом. И зависимость от региональных бюджетов очень сильная, здесь, конечно, сам пенсионер на это не может влиять. Но, вы знаете, здесь можно, так сказать, в индивидуальном порядке писать, долбать, как говорится, региональные власти, и местные власти в том числе, но вот эти ограничения достаточно сложно, потому что они установлены нормативными актами, трудно преодолеть. То есть малообеспеченным и одиноким семьям, очень серьезная проблема. Иван Князев: Людмила Ивановна, последний вопрос. Как повысить информированность наших граждан о льготах? И вот мне просто интересно, есть у нас какая-нибудь одна такая льгота, за которой ну вообще никто не обращается, о которой вообще никто не знает? Потому что вы сказали, что их больше 500, наверняка должна быть такая. Людмила Пронина: Можно начну с конца, за чем не обращаются. Как-то очень редко или практически не обращаются, особенно это в пандемию стало усиливаться, в этот период, льгота за посещение культурных различных мероприятий, театров и т. д., льгота, которая существует у нас для ряда категорий граждан. Теперь, вот начало вопроса вашего было… Так… Иван Князев: Информированность граждан как повысить? Людмила Пронина: А, информированность, да, информированность. Я хотела немножко о другом говорить, но ладно… Иван Князев: О том, что им положено. Потому что даже если обладаешь знаниями и залезешь на портал госуслуг… Людмила Пронина: Дело в том, что информированность сейчас вот очень доступна, она, как я уже говорила, начинала свой этот самый спич, в крупных городах все-таки есть цифровизация, ну не только в крупных, вообще в городах, где есть портал примерно, МФЦ хорошо работают, порталы вот эти госуслуг, государственных и муниципальных услуг. Это очень легко именно посмотреть на этих порталах, и предоставлять эти льготы через портал вообще очень легко и просто. А вот проблема стоит для тех регионов, в которых все-таки еще недостаточно развита эта сеть и даже компьютеров нет, там, где… населения нет, они просто не знают, куда обращаться. Поэтому информированность обязательно повышается, есть такая программа, есть госпрограмма, в том числе госпрограмма в национальном проекте соответствующем по информатизации, повысить информированность вот этих категорий граждан, пенсионеров, живущих в регионах таких труднодоступных и т. д. Поэтому только через это, только через цифровизацию, она нам здесь… Иван Князев: Спасибо. Людмила Пронина: Может быть, стоить покупать даже какие-то по льготным ценам пенсионерам и таким каким-то… Но опять же, понимаете, у этих муниципалов средств не хватает, бюджетов не хватает, везде всего. Только через портал госуслуг и через применение программ, которые у нас сейчас идут уже, в национальном проекте в том числе. Марина Калинина: Спасибо. Иван Князев: Спасибо. Людмила Пронина, государственный советник Российской Федерации 2-го класса, доктор экономических наук, была с нами на связи. Переходим к следующей теме.