Тамара Шорникова: Итак, сходу важная информация. Треть родителей хотят, чтобы их сыновья стали IT-специалистами, 10% мечтают о военной карьере для мальчишек, ну или в МЧС – почти столько же проголосовали за такое будущее для сыновей. Константин Чуриков: Родителей опросили специалисты Superjob.ru. В исследовании есть отдельная статистика по желаемым профессиям для дочек, для девочек. Так вот, значит, дочек своих родители хотят видеть в будущем врачами - это самый популярный ответ. Дальше с большим отрывом идут работа IT-шницей, если так можно сказать, то есть, компьютерщицей, юристом, педагогом. Но учеными вот вообще никто не хочет быть. А я вот обратил внимание, что в силовики все-таки 10% хотят обязательно, при любой погоде. Тамара Шорникова: А теперь давайте сравним. В это время загрустили дети у телеэкранов. Константин Чуриков: Заскучали. Тамара Шорникова: Заскучали. Ну куда, какие IT-специалисты. Кем хотят быть наши дети? И что думают об этом их родители? Опрос в Волгограде проводили, в Кургане и в Нижнем Новгороде. Константин Чуриков: Ответы очень любопытные. ОПРОС Константин Чуриков: Вот почему столько девушек работают в этом окошке как раз, когда ты вылетаешь за границу. Они же пограничники, пограничницы, ФСБ, все понятно. Тамара Шорникова: У меня просто коротко отдельное обращение для мальчика, который хочет стать саксофонистом: «Не сдавайся! Не сдавайся!» Константин Чуриков: И тренируй легкие. А у нас сейчас в эфире будет Александр Сафонов, профессор Финансового университета при Правительстве. И добавим также – многодетный отец. Александр Львович, здравствуйте! Александр Сафонов: Здравствуйте! Константин Чуриков: Вот мы сейчас узнали, о чем мечтают дети, о чем и какое будущее готовят для них родители. Давайте сначала комментарии. Вот примета времени – блогеры, силовики, там, ФСБ. О чем это говорит, как вы думаете? Александр Сафонов: Это говорит о том, что мир постоянно повторяет историю. И я вот вспомню 90-е годы, когда дети хотели, как ни странно это прозвучит, стать бандитами. Константин Чуриков: Да! Александр Сафонов: Лицами антисоциального поведения. Константин Чуриков: С пониженной социальной ответственностью. Александр Сафонов: Да-да, с пониженной социальной ответственностью. Почему? Потому что из средств массовой информации, вообще бытовая жизнь подсказывала, что это люди, которые зарабатывают достаточно много по сравнению с обычными профессиями. Была какая-то романтика, налет романтики. А потом все это схлынуло. И, например, уже начиная с второго десятилетия 2000-х годов, мы видели совершенно другой расклад. Люди, дети, старшеклассники, ориентировались уже на государственную службу. Там был перечень не только работников ФСБ, в том числе МВД, прокуроры, там, работники министерств, ведомств, все хотели губернаторами становиться. Почему? Потому что опять общественное сознание формировало представление об успешности карьеры, связанное с госслужбой. Почему? Потому что стабильная занятость, есть возможность зарабатывать деньги разными способами. Поэтому постоянно, так сказать, мы видим в своих детях отражение нашей жизни, той жизни, в которой мы сами находимся. И, естественно, что родители тоже рассматривают будущее своих детей с точки зрения успешности карьеры тех людей, которые для них являются своеобразным таким эталоном, идеалом успешности. Константин Чуриков: Нет, никто не хочет сказать, что служить в ФСБ – это плохо, нет, конечно. Просто плохо, когда мотив какой, что за это квартиры дают, да, много денег заработать. Наверное, когда этими критериями человек в юном возрасте мыслит, наверное, что-то не то. Давайте сейчас послушаем звонок первый. Вера из Саратовской области. Здравствуйте! Зритель: Здравствуйте! Вот вы говорите, кем быть. Я вот хочу, чтобы мой сын работал со мной, ездил по вахтам. Чтобы он знал, как тяжело достаются деньги. Потому что я сама отработала в Москве пять вахт, и хочу, чтобы мой сын почувствовал себя в моей шкуре, деньги потому что достаются очень тяжело. Вот так вот. Тамара Шорникова: А кем работаете, Вера? Зритель: Я работаю в городе Ногинске рыбообработчиком. Обрабатываю рыбу. Константин Чуриков: Так, а сын вам что на это говорит? Зритель: Сын пока еще говорит, ну ему десять лет. Константин Чуриков: А! Зритель: Я хочу, чтобы он съездил. Он маленький еще у меня. Константин Чуриков: Десять лет уже, скоро будет большой. Спасибо! Спасибо за звонок! Александр Львович, а как многодетный папа, ответьте, какие у вас, например, расчеты на ваших детей и кем они хотят быть? Александр Сафонов: По крайней мере, двое из них уже определились со своим будущим. Старшая дочь у меня работает экономистом, хотя когда-то хотела быть юристом. Но здесь я, наверное, повлиял на нее, описывая красоту своей профессии, и, в конечном итоге, она со мной согласилась, и, слава богу, не пожалела о своем выборе. Потом призналась мне в том, что я был прав. В отношении младшей дочери – ей предоставили самостоятельный выбор – она решила стать переводчиком. Но даже вот по окончанию – уже близок период, когда она должна закончить вуз – она все еще в раздумьях, чего же она еще хочет, находится в поисках. Человек творческий, и мы не мешаем особо ей искать себя. Потому что очень важно не только, скажем так, мнение родителей, мнение общества. Человек должен быть в профессии счастливый. А счастье определяется не только количеством денег, которое он зарабатывает, но и с каким настроением он идет на работу, с каким настроением находится на работе. Тем не менее, все равно, как родители, мы ведем разговор о том, что нужно осознавать, что детство закончилось, и нужно нести ответственность за свой выбор, тем более, что это выбор ее был. Что касается младших сыновей, мы с ними тоже ведем разговоры. Правда, с совсем младшими еще рано вести разговоры. Но, по крайней мере, со школьниками, двумя школьниками, беседуем на эту тему. Один из них решил стать специалистом в области информатики. Его интересуют все процессы, связанные с обработкой и аналитикой информации. Второй пока еще в раздумьях, чем он хочет заниматься. Константин Чуриков: А вопрос знаете какой? Родители вообще должны на это влиять, транслировать свою волю, как-то подталкивать или нет? Как вы считаете, что правильнее? Александр Сафонов: Вы знаете, что правильно давать видение, широкое видение вариантов. Обсуждать с детьми плюсы и минусы той или иной профессии. Вот если подталкивать, то, в конце концов, можно получить такую ситуацию очень неприятную, когда дети будут винить родителей в, скажем так, неуспешной карьере. То есть, они будут обращаться не в себя, потому что в значительной степени любая успешность зависит от того, какие усилия ты прилагаешь для того, чтобы познать и азы профессии, потом развиваться в этой профессии. В данном случае психология человека устроена так, что он ищет себе оправдание. Родители могут, в конечном итоге, выступить именно таким оправдательным участником этого процесса, когда дети будут говорить: «Ну вы же выбрали эту профессию, теперь отвечайте за мою жизнь». Поэтому очень важно, безусловно, родителям, во-первых, смотреть, к чему дети склонны и пытаться помогать им развивать их компетенции в этой части, знания, умения, даже интересы обычные, знакомить их с теми профессиями, которыми они заинтересовались. Во-вторых, все-таки, если они сомневаются в правильности этого выбора, очень мягко показывать альтернативы, то есть, заинтересовывать ребенка посмотреть вокруг себя еще в какие-то другие направления профессионального роста. Константин Чуриков: «Сынок, ну зачем тебе быть библиотекарем? Давай сейчас просто сделаем селфи и выложим в интернет. Посмотрим, сколько лайков, и завтра мы заработаем больше». Понятно. Спасибо! Тамара Шорникова: Александр Сафонов, профессор Финансового университета при Правительстве. Спасибо огромное! Приглашаем к разговору еще одного эксперта. Светлана Симоненко, кандидат психологических наук, разработчик профориентационной методики «Lifewriter». Константин Чуриков: Светлана Игоревна, здравствуйте! Такое серьезное название. И по-английски, как мы любим. Что стоит за вашей профориентационной методикой и как вообще протестировать, понять, кем хочет быть ребенок? Светлана Симоненко: Здравствуйте! Ну, на самом деле у ребенка, конечно, есть определенные задатки, которые можно увидеть. Но обращаться к этому надо не раньше, чем ему исполнится лет тринадцать-четырнадцать, когда уже начинают задумываться о профессии, о выборе профильных классов, например, родители, тогда это уже имеет смысл. Константин Чуриков: А почему раньше нельзя? Извините, Светлана Игоревна. Мне кажется, чем раньше, тем лучше, нет? Светлана Симоненко: Понимаете, вы очень интересный сейчас вопрос задаете, потому что сейчас очень модно говорить о ранней профориентации. Даже есть публикации на эту тему. Но я считаю, что родитель как раз должен создать максимальные возможности для ребенка и максимальный выбор. Нельзя предопределять его судьбу в тот момент, когда ребенок еще не осознает, что такое работа. У него еще нет понимания относительно своего взрослого будущего. Дайте ему прожить детство, как это полагается. И когда он уже будет думать об этом самостоятельно, у него начнут возникать такие вопросы, он будет задумываться о том, как он будет зарабатывать, он будет строить планы относительно своей семьи. Константин Чуриков: Светлана Игоревна, сейчас детство – это такая очень длинная, такая, целая жизнь, понимаете? Если его не разбудить, не раскачать до тринадцати-четырнадцати лет, понимаете, он так вообще будет до твоей пенсии, как говорится, в детство играть. Как все-таки по уму это сделать? И как протестировать, я вот об этом вас спросил. Как понять? Светлана Симоненко: Хорошо. Еще раз, первое, что хочу сказать, что психологический возраст ребенка во многом определяет возможности его принять решение и сделать какой-то выбор. Поэтому, пока он формируется, формируется его сознание, лучше просто давать ему всю палитру, расширять его кругозор. Потому что выбор профессии, в том числе, определяется и кругозором ребенка, и кругозором родителей. Это первое. Дальше мы, существуют психологические методики, в частности, методика “Lifewriter” тоже как раз была разработана для того, чтобы просканировать личностные качества человека и определить, какие задачи этот человек будет решать наиболее успешно. Ну, например, если человек выбирает творческую профессию, то у него должно быть определенная склонность, как воображение, например, он должен достаточно легко принимать решение, отвлекаясь от фактической какой-то информации, для того, чтобы можно было придумать какие-то идеи. Потому что очень сложно бывает, когда ребенок, допустим, выбирает профессию и дальше упирается в какой-то тупик. И, наоборот, например, если вы хотите, чтобы ваш ребенок занимался чем-то материальным, как говорил предыдущий эксперт, что он направил свою дочь в экономику, ну, как минимум, у ребенка должны быть развиты математические способности, ему должно быть это интересно. Тамара Шорникова: Светлана Игоревна, мне кажется, что в творчество редко кто идет по принуждению. Родители вряд ли когда-то хотят, чтобы ребенок писал картины или играл на саксофоне. Как раз все больше к прикладному к чему-то подталкивают. Но, например. А всегда ли твои какие-то задатки, способности, говорят о предрасположенности к какой-то профессии? Условно, да, ребенок, дается ему легко математика. Константин Чуриков: Или башню строит в кубики. Тамара Шорникова: Это не значит, что ему интересно этим заниматься, просто у него хорошо получается это. Светлана Симоненко: Вы знаете, здесь есть несколько таких ловушек. Во-первых, нельзя судить о способностях ребенка по тому, как он успевает в школе. Потому что школьная программа, учителя, та обстановка, которая есть в классе, на это очень сильно влияют. Поэтому да, тот предмет, по которому он успевает, то, что у него легко получается, это лишь один из признаков, в этом вы абсолютно правы. Кстати, не соглашусь, что родители не подталкивают к творческим профессиям. У меня как раз есть сейчас пример, когда я вижу детей, которых именно родители направили по своим стопам, тоже принадлежа к такого рода профессии, считая, что это хорошее образование, в том числе. То есть, на самом деле, в каждой абсолютно профессии есть родители, которые хотят, чтобы ребенок занимался именно ею. Потому что они сами верят в это, они верят этому образованию и так далее. Тамара Шорникова: Ну это династии, это отдельная история. Давайте послушаем Галину. Константин Чуриков: Галина, Ростовская область. Здравствуйте! Зритель: Здравствуйте! Алло! Тамара Шорникова: Да, слушаем вас! Зритель: Ой, как хорошо, что я до вас дозвонилась! Константин Чуриков: Мы тоже так считаем! Зритель: Я хотела сказать, что моя дочка всегда мечтала быть врачом, младшая. Она закончила мединститут у нас в Ростове-на-Дону. А в Москву поступила на бюджет в ординатуру, в Московский институт имени Пирогова. Закончила ординатуру. И сейчас она работает в Москве у меня, врачом-педиатром. Очень довольна! Константин Чуриков: Очень здорово! Вот как раз воплотилась в жизнь мечта! Замечательно! Тамара Шорникова: Хотела – получила. Константин Чуриков: Светлана Игоревна, а как быть с этой такой сермяжной правдой жизни, да? Дети сейчас не глупые, они смотрят, где какие зарплаты, вот нам зрители пишут, что в классе у ребенка 99% учеников хотят быть блогерами. Как объяснить, что есть зарплаты, что есть работающие бедные. Как не спугнуть эту мечту у ребенка? Как знать? Может, через десять лет все наладится, и учитель будет получать наконец много денег? Светлана Симоненко: Вы знаете, первое, что я хочу сказать, что деньги действительно не определяют счастье и здоровье. И тема денег, на самом деле, далеко не всегда определяется детьми. Она очень часто транслируется в семье, потому что родители, конечно, как хорошие родители, хотят обеспечить своего ребенка, хотят показать, как надо зарабатывать, чтобы быть уверенными, что ребенок сам себя обеспечит, когда они это сделать уже не смогут. Женщина как раз звонила, говорила: «Я хочу, чтобы ребенок мой увидел, как зарабатываются деньги, чтобы он знал, что такое труд». Это довольно мощный посыл, идущий от родителей. Поэтому они, конечно, ориентируются на те тренды, которые существуют в моменте. Недаром этот опрос показал, что сейчас в моде у нас айтишники и медики. И им кажется, что если ребенок изберет эту профессию, то он точно будет обеспечен. Но, если посмотреть, не на перспективу не трех-пяти лет или сегодняшнего момента, а заглянуть чуть дальше, а что будет с ребенком, например, через десять лет, через двадцать лет, и посмотреть, как развиваются профессии. Например, если говорить про программистов, на сегодняшний день уже существуют программы искусственного интеллекта, которые сами пишут алгоритмы. И такая программа, например, зарегистрирована уже в России. То есть, программисты сами говорят о том, что уже очень скоро традиционные программисты, которые занимаются написанием алгоритмов, скоро уже будут не нужны, их заменит искусственный интеллект. И родители могут не думать об этом. Например, программисты, которые осваивали профессию Data Science, это анализ больших данных, сейчас уже говорят о том, что и эта профессия сейчас уже постепенно заменяется существующими программными продуктами. То есть, это меняется очень быстро. Константин Чуриков: Уважаемые зрители, кем у вас хотят стать дети? Пожалуйста, напишите пару сообщений. Нижегородская область: «У нас дочь хочет стать прокурором». Тоже туда же. Тамара Шорникова: «Только армия и силовики, иначе в нищете до пенсии». Москва так считает. Константин Чуриков: Пятилетний человечек, сынок заявил, что хочет стать миллионером. Такая профессия. Тамара Шорникова: Светлана Игоревна, а как успеть в этом быстро меняющемся мире? Условно. Костя говорит, может, пораньше профориентацию проводить? Ну ты провел, протестировал ребенка в семь, вы поняли, что вот такие способности, вы начали к этому готовиться, а оказалось, что, пока он условно вырос, поступать уже и бессмысленно на эту профессию, она уже не в приоритете, не актуальна, видоизменилась и так далее. Как успеть? Светлана Симоненко: Абсолютно верно вы говорите. Именно поэтому я говорю, что надо ориентироваться на психологические особенности ребенка, на то, чем ему нравится заниматься и откуда он черпает энергию. То есть, просто наблюдая за ним и показывая ему всю палитру возможностей, чтобы у него была множественность выбора. Потому что, когда у ребенка кругозор сужен, то он выбирает, условно, между парикмахером, продавцом и учителем. Тамара Шорникова: Хорошо, еще такой момент поворотный. Чем нравится заниматься. Вот у нас многие ребята сказали в опросе: «Я хочу быть кондитером, потому что мне нравятся сладости». Константин Чуриков: Это был прекрасный ответ, это был замечательный ребенок. Тамара Шорникова: Прекрасный ответ, но это же не значит, что этому ребенку в реальной профессии будет хорошо. Потому что кондитер – это большой конвейер, это тяжелая работа, это не приготовить шарлотку раз в месяц вместе с мамой. Светлана Симоненко: Конечно. И поэтому я говорю, что роль родителей как раз показывать все аспекты профессии. Я вам приведу такой пример. Одна девочка очень хотела стать архитектором. Это вот реальный случай консультации, которую мы оказывали. Ей хотелось творить. Ей казалось, что эта такая интересная творческая профессия. Что сделала мама? Она нашла архитекторов, которые закончили, образование профильное получили, и в настоящий момент работают архитектором. И пригласила для того, чтобы этот человек рассказал ее дочери, из чего состоит профессия. И оказалось, что творческого там в реальной жизни не так уж много. Что ты один раз делаешь проект, а дальше ты следишь за стройкой, ты общаешься с бригадами строителей, ты занимаешься выбором стройматериалов, и женского, творческого, воздушного, там совсем не так много. Тем самым, конечно, все фантазии ребенка развеялись. То же самое, как многие хотят быть актрисами, певицами, и не очень понимают, что это на самом деле очень большой труд, что очень велика вероятность удачи. Или там шанс, который тебе выпадет или не выпадет, что часто бывает. И готов ли ты, например, ты хочешь быть балериной, ты думаешь о том, что ты будешь примой, а готов ли ты стоять в кордебалете? Константин Чуриков: Или там вместо Гамлета сыграть роль «кушать подано»? Светлана Симоненко: Да. Вот этим должны заниматься родители. Просвещением. То есть идти за его интересом и показывать ему, показывать ему вот эту всю палитру возможностей. Но, вот, недаром я сказала про психологические особенности ребенка, потому что каждый из нас скроен под свою задачу. Кому-то нравится сидеть часами читать, кому-то нравится общаться. Это те качества, которые ребенок неизбежно проявляет, и родители это, конечно, видят. Константин Чуриков: Светлана Игоревна, давайте сейчас успеем принять звонок. Нам звонит Татьяна из Подольска. Татьяна, здравствуйте! Вам регламент полминуты, слушаем. Зритель: Добрый день! Я хотела бы сказать, рассказать свою историю. Рассказать, что я была таким бестолковым ребенком, долго не могла определиться со своей профессией, потому что мне нравились все предметы, в общем-то, в школе, у меня практически по всем предметам были пятерки, я увлекающийся такой была человек. И совершенно к 16 годам не представляла себе, кто я могу быть по профессии. И у меня родители-инженеры. По этой причине они меня засунули, извините за такое слово, в бухгалтерию, где я до сих пор страдаю. Потому что годам к тридцати я поняла, что это совсем не мое. Не мое. Я гуманитарий по своей сути, я очень хорошо рисую, хотя, кроме школы, нигде не училась рисовать. Я пишу сказки, этим всем занимаюсь, тихо складываю в стол. Константин Чуриков: А в бухгалтерии там рисовать что-то лишнее, пририсовывать очень опасно, Татьяна, да. Тамара Шорникова: Татьяна, а не было желания сменить профессию? Ну да, отучилась, ну что. Зритель: Было, было. Я несколько раз пробовала. Я несколько раз пробовала. Но у нас же в стране кризис за кризисом. У меня даже был момент, когда я поднакопила денег, я пыталась учиться. Но у нас, бац, 98-й год, потом бац, еще что-нибудь, разве можно? Константин Чуриков: Со страной не повезло, Татьяна. Понятно. Спасибо! Зритель: Да нет, не со страной. Просто эпоха перемен. Константин Чуриков: Понятно. Поняли вас, просто так шутим, чтобы не было так грустно. Татьяна из Подольска. Светлана Игоревна, в итоге все-таки ваши рекомендации – наблюдать лет до 13-14. Дальше что? Дальше как вот действовать? Светлана Симоненко: Дальше можно пройти профориентацию, можно ребенка протестировать. Или можно с ним пройтись по каким-то профессиям, которые он выбрал, записать в кружки профильные, для того, чтобы он попробовал это делать. Для того, чтобы он мог выбирать сам. Очень важно, оставлять выбор за ребенком. Как говорил Александр, чтобы ответственность все-таки лежала на нем, и родитель должен ему только подстраивать, помогать. И самое важное, что родитель может дать ребенку, это научить его учиться. Потому что, когда мир очень быстро меняется, вот вы как раз спрашивали, как успеть, вы не знаете, что будет через пять лет. Вы не знаете, что будет через десять лет, но, если вы будете знать, что вы сможете в любой момент что-то изучить, вы будете знать, где это посмотреть, и вы будете знать, что нет ничего страшного, вы профессию выбираете не раз и навсегда. Сейчас уже мы говорим о том, что каждые пять лет человек будет выбирать новую профессию, новые знания. Соответствующе тому, как мы раньше когда-то получали высшее образование, просто это будет все быстрее. Константин Чуриков: Спасибо! Светлана Симоненко, кандидат психологических наук. Уважаемые подрастающие люди, дети! Смотрите, какие еще есть профессии. Сейчас нашу аппаратную вам покажем. Есть профессии режиссера, продюсера, редактора. Замечательные профессии! Тамара Шорникова: Звукорежиссера, оператора. Константин Чуриков: Еще есть профессия ведущего. Ведущие сегодня были Тамара Шорникова. Тамара Шорникова: Константин Чуриков. Константин Чуриков: До завтра. Смотрите «ОТРажение». Пока!