Кем быть?
https://otr-online.ru/programmy/segodnya-v-rossii/kem-byt-60864.html
Марианна Ожерельева: И последнее в этом выпуске программы «ОТРажение»: стартовала приемная кампания в российские вузы. Подать документы можно разными способами: классическим…
Виталий Млечин: По старинке.
Марианна Ожерельева: Вот как мы, одного года выпуска. Прийти в учебное заведение можно, по почте отправить, на сайте вузов можно, а также еще и суперсервис, как заявили власти, «Поступление в вуз онлайн» портала «Госуслуги». Тем временем Рособрнадзор представил предварительные итоги ЕГЭ. По физике и истории, кстати, результаты улучшили, стобалльников стало в 1,5 раза больше.
Виталий Млечин: Ничего себе.
Марианна Ожерельева: А самый популярный экзамен – это информатика, о чем мы уже говорили. Сегодня, кстати, последний день сдачи ЕГЭ и как раз эта информатика.
Виталий Млечин: Ну и вот статистика вузов. Много информации об увеличении бюджетных мест по техническим специальностям, медицине. Вот вы сейчас видите на ваших экранах. Лидеры по числу бюджетных мест – инженеры, 251 тысяча для них выделено бюджетных мест, педагоги тоже нужны – 75 тысяч мест, медики – 53 тысячи мест выделено для них.
Давайте обсуждать. Пожалуйста, если ваши дети или внуки поступают в этом году в высшее учебное заведение, поделитесь, пожалуйста, опытом, как этот процесс происходит: 8-800-222-00-14 – бесплатный телефон прямого эфира, 5445 - короткий номер для ваших СМС-сообщений. Если ваши близкие только готовятся к поступлению, тоже расскажите, насколько это сейчас сложный, волнительный процесс.
Мы представим нашего гостя. У нас в гостях Александр Милкус, обозреватель Издательского дома «Комсомольская правда», заведующий лабораторией ВШЭ, автор книги «Как мы перестраивали советское образование и что из этого вышло». Александр Борисович, здравствуйте!
Александр Милкус: Здравствуйте!
Марианна Ожерельева: Интересно, что же вышло после всей этой перестройки, и вроде как грядет очередная, да?
Виталий Млечин: Давайте попробуем разобраться.
Александр Милкус: Нет-нет, вот давайте не будем пугать. Я очень надеюсь, и Министерство образования много раз меня заверяло: никаких резких шагов, как было в 2000-х годах, не будет.
Марианна Ожерельева: Давайте тогда об итогах того, что было сделано, уже с учетом, какая сейчас идет приемная кампания в российские вузы. Все-таки ребята выбирают для сдачи физику, биологию, IT-технологии, а при этом, мы говорили о рынке труда, дефицит именно в этих специальностях.
Александр Милкус: Ну да.
Марианна Ожерельева: Почему так сложилось? Они же не первый год… Биология, химия лидируют не первый год.
Александр Милкус: Слушайте, биология, химия давно уже… То есть сейчас это после большой пропагандистской информационной волны стало популярно, а раньше это были одни из самых непопулярных экзаменов. И это связано еще с тем, что у нас очень не хватает, серьезно не хватает, учителей химии, биологии на уровне таком, чтобы можно было подготовить для поступления в хороший химический вуз или в хороший сильный медицинский вуз.
Сейчас ситуация потихонечку поправляется, но мы еще далеки от того, чтобы говорить, что у нас с этим направлением все хорошо. А с IT нам все равно не хватает и долго не будет хватать специалистов. Я напомню, что у нас уже во многих колледжах стали готовить специалистов в IT и все равно…
Вот я участвовал в прошлом году осенью в Восточном экономическом форуме, там только в одном Дальневосточном федеральном округе больше 3 тысяч вакансий для начала, то есть ребята, которые могут прийти еще без опыта, просто окончив вуз или колледж. В IT у любого 3 тысячи специальностей, и начальная зарплата была 70-80 тысяч.
Марианна Ожерельева: Неплохо.
Александр Милкус: А дальше уже и так далее. Так что нам этот дефицит закрывать, закрывать и закрывать.
Марианна Ожерельева: А по физикам?
Александр Милкус: С физиками тоже. Вот подготовка физиков тоже не очень у нас хороша. Не очень.
Марианна Ожерельева: А стобалльников стало больше, лучше стали готовить.
Александр Милкус: Давайте не проводить связь между количеством стобалльников и средним баллом, потому что, смотрите, у нас хорошая, еще с советских времен, система работы с одаренными детьми, показывающих выдающиеся достижения. И мы эту систему очень хорошо сейчас развиваем и настраиваем. Это и СУНЦы, которые открывались во многих городах, это специальные учебные научные центры, были в советское время в Новосибирске и в Москве, сейчас и в Екатеринбурге, и в других городах. И сеть «Сириусов», центров по работе с талантливыми детьми.
Мы это умеем, мы можем сделать, но это небольшая прослойка, а нам нужно массовое количество ребят, которые хорошо знают физику. Опять же, повторюсь, с учителями физики, как, впрочем, с учителями математики, русского языка, у нас до сих пор проблемы, у нас очень серьезный дефицит и очень серьезный дефицит хорошо подготовленных учителей.
Марианна Ожерельева: Подождите, учителя – понятно, школьники, но вот они стали абитуриентами, они поступают, они сдали ЕГЭ и дальше выбирают ту или иную специальность. То есть, получается, все равно же они идут в мехмат, например, они выбирают какие-то биологические направления, они же делают этот выбор – где эти специалисты? Я к тому, что все пытаюсь от первого оттолкнуться. Они же не первый год, такие специалисты, должны появляться уже.
Александр Милкус: Ну они появляются. Слушайте, во-первых, они появляются, во-вторых, все равно мест гораздо больше, чем тех, кто появился, потом далеко не все готовы работать по уже полученной специальности. Ребята, которые поступают в вузы в 17 лет, далеко не все готовы через 4 года согласиться с тем выбором, который они сделали в подростковом возрасте.
Вот у нас же в последние годы, напомню, все больше и больше вузов культивируют систему «2+2+2». Это такая гибкая система, гибкая возможность: первые два года – это серьезные фундаментальные знания по широкому направлению, а только потом уже, в 19-20 лет, ребята окончательно выбирают свое направление подготовки.
Пубертатный период растет. Вот я общаюсь со студентами, абитуриентами, ребята поступают в ВШЭ, начинаю расспрашивать «а зачем?», «почему?» – «ну вот я иду на журналистику, потому что мне учительница в 7 классе сказала, что я хорошо пишу сочинения». То есть человек абсолютно не представляет себя… У них хорошие баллы по ЕГЭ, но абсолютно человек не представляет, чем будет заниматься и зачем. Вот мотивация, что ты хорошо пишешь сочинения, – наверное, не самая лучшая.
Виталий Млечин: А это только сейчас так? То есть раньше дети в школе уже знали, кем хотят стать? Или это всегда так было?
Александр Милкус: Давайте мы будем исходить из такой мысли: в советское время высшее время было элитарным. В советское время только 18% выпускников 10 классов, а я напомню, что многие после 8 класса уходили в колледжи и техникумы, далеко не все попадали в 9-10 класс, в старшую школу, и только 18% процентов выпускников 10 классов поступали в вузы.
Сейчас, с 90-х годов, высшее образование стало массовым. Если ты закончил 11 класс, если ты не поступил в вуз, то, в общем, это трагедия. Поэтому мы должны понимать, что очень сильно изменилась ситуация с отношением к высшему образованию. И высшее образование – это образование, которое позволяет работать даже на рабочих специальностях теперь. Теперь рабочие специальности: станки с ЧПУ, программируемые станки требуют на космических предприятиях… Многие относительно рабочие специальности требуют хорошего высшего образования, инженерного.
Марианна Ожерельева: Звоночек у нас из Москвы. Наталья, здравствуйте!
Зритель: Добрый день! У меня вот дочка поступает в этом году в институт. Она выбрала литературу русского языка. Она долго выбирала, но она хотела быть сначала физкультурником, потом этим, потом этим, и все-таки выбрала профессию учителя литературы.
Марианна Ожерельева: Какой благородный выбор.
Виталий Млечин: Да, вообще здорово.
Марианна Ожерельева: Как сдала ЕГЭ?
Зритель: Вот последний экзамен сейчас сдает, и скоро у них будет выпускной.
Марианна Ожерельева: Ожидания у нее какие от того, как она прошла эти испытания? Уверена в себе?
Зритель: Да, уверена была.
Марианна Ожерельева: Ну здорово, это хороший пример. Спасибо большое!
Виталий Млечин: Спасибо!
Марианна Ожерельева: Вот видите как, еще есть кто выбирает и такие направления своей трудовой деятельности.
Александр Милкус: Нет, это хорошо, что выбирают, и может быть, девочка будет учителем литературы хорошим. А может, пойдет еще в другие направления, может быть, библиотекарем, у нас очень большой дефицит библиотекарей современных. Вот многие библиотеки сейчас перестраиваются, туда приходят молодые ребята, там такой драйв сейчас вообще, просто заходишь – выйти не получается.
Марианна Ожерельева: Это точно. Подключим еще эксперта к нашей беседе?
Виталий Млечин: Да, пора это сделать. С нами на прямой связи Елена Громова, ответственный секретарь Приемной комиссии Волжского филиала Волгоградского государственного университета. Елена Аркадьевна, здравствуйте!
Марианна Ожерельева: Здравствуйте!
Елена Громова: Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Виталий Млечин: Расскажите, пожалуйста, как у вас в регионе, кем хотят стать молодые люди?
Елена Громова: Основная часть абитуриентов желает поступить на дисциплины по направлениям, связанным с языками, лингвистика пользуется большим спросов, психология. Ну в целом хочу сказать, что наиболее популярными остаются те направления, которые обеспечены бюджетом: IT-технологии, экология и природопользование. Экономика и юриспруденция также есть в запросах, но они, как мы знаем, мало обеспечены бюджетными местами, поэтому с набором на данные группы профессий есть определенная сложность.
Марианна Ожерельева: Про бюджетные места мы как раз анонсировали истории, что сейчас количество бюджетных мест увеличивается. Конкретно у вас в вузе с этим получше по некоторым направлениям становится или нет?
Елена Громова: Да, на направления магистратуры выделены…
Марианна Ожерельева: Ну сколько было и сколько стало? Давайте, чтобы мы увеличение осознали.
Елена Громова: Ну вот в этом году выделены дополнительные места на магистратуру по IT-технологиям в головной вуз, а так на направлениях бакалавриата уменьшилось количество мест.
Виталий Млечин: А скажите, пожалуйста, молодежь, которая в вуз приходит, она все-таки понимает, кем она хочет быть, кем она хочет работать, для чего, почему выбрана именно такая специальность? Или как-то более случайный выбор происходит? Поступил в вуз – и ладно.
Елена Громова: Вы знаете, процентов 30 строго мотивированы, так скажем, есть очень много неопределившихся абитуриентов, все зависит от того, насколько успешно они сдали ЕГЭ.
Марианна Ожерельева: А вузы же отслеживают потом, насколько заняты те, кто у них учился? Вот у вас по статистике все-таки выпускники-то ваши устроены или нет? Просто много сообщений, что а зачем вообще сегодня получать высшее образование, работы нет. У вас ситуация другая?
Елена Громова: Да, у нас более 70% трудоустраиваются по направлению подготовки.
Марианна Ожерельева: Это хороший процент, 70%?
Александр Милкус: Я считаю, что очень хороший, но мне кажется, что выстраивать прямую линии с тем, что закончил, допустим, историка, получил диплом историка, работаешь историком в архивном каком-нибудь учреждении или в школе – это не совсем правильно. Я считаю, что хороший историк может быть и хорошим чиновником, потому что у него хорошее образование, историческое, он понимает суть событий.
Поэтому когда хороший математик работает аналитиком в банке – это, наверное, тоже по его специализации, но он не работает в научном институте, а при отслеживании вуз будет записывать: он работает не по специальности. На самом деле, он использует тот аналитический аппарат, которому его научили в вузе.
Я вот, кстати, циферки принес некоторые. Значит, смотрите. У нас очень серьезное за последние годы увеличение бюджетных мест. В этом году 11 тысяч прибавили, в прошлом году – 40 тысяч и из них 73% – это места региональных вузов. Мы подтягиваем и региональные вузы для того, чтобы они давали качественное образование. Очень серьезное прибавление в магистратуре, на программах специалитета.
И еще одна фишка последних двух лет, в этом году тоже будет. Я не очень, честно говоря, согласен с этим, но Министерству образования виднее. Это донабор. Если у вуза после зачисления… Зачисление, я напомню, будет происходить с 1 по 7 августа в этом году и волна будет одна, хотя до ковида было две. Если останутся бюджетные места, вуз сможет в конце августа, в сентябре сделать донабор. Мне кажется, что это не совсем правильно. Вот было исследование, мониторинг поступления, которое проводило Министерство и Высшая школа экономики, оно было опубликовано в январе. Так вот на донабор приходят ребята с очень низкими баллами.
Виталий Млечин: Александр Борисович, сейчас мы у Елены Аркадьевны тоже спросим. Скажите, пожалуйста, к вам приезжают из вашего региона студенты или из других тоже? И вот как вы к этой идее донабора тоже относитесь, интересно ваше мнение.
Елена Громова: Знаете, у нас небольшой вуз, филиал, но несмотря на это территория, география наших студентов очень обширна. В основном, конечно, регионы, а так и из Сахалина, и из Ханты-Мансийска, и из прочих регионов есть контингент.
К идеи донабора относимся положительно, поскольку это возможность для региональных вузов все-таки осуществить набор. И знаете, к нам приходят наоборот с большими баллами. Это такая своеобразная замена доковидной, как вы сказали, двойной процедуры набора.
Виталий Млечин: Спасибо большое! Елена Громова, ответственный секретарь Приемной комиссии Волжского филиала Волгоградского государственного университета из Волжска, была с нами на прямой связи.
Марианна Ожерельева: Звоночек у нас тоже из Краснодарского края. Виктор, здравствуйте!
Виталий Млечин: Здравствуйте, Виктор!
Марианна Ожерельева: Не дождался Виктор. Наталья из Санкт-Петербурга. Наталья, вы дождались нас? Мы вас слушаем.
Виталий Млечин: Здравствуйте, Наталья!
Зритель: Добрый день! У меня ребенок перешел в 8 класс, 13 лет, но направление уже выбрано – он хочет быть инженером. Он занимается программированием уже второй год, нравится физика, алгебра. Но мальчик очень творческий, много читает, ему нравится история, он занимается на флейте, для него это как хобби.
Я хотела спросить: как же нам быть? Как определиться? Есть ли у нас какая-то профориентация на хорошем уровне? Чтобы он прошел ряд тестов, ряд собеседований, чтобы можно было понять, кем быть, потому что ему нравится все, и даже география.
Виталий Млечин: Идеальный ребенок: нравится все. Классно, вам очень повезло!
Александр Милкус: Ну тут ответ очень простой. Первое: в Министерстве просвещения достаточно давно занимаются помощью с профориентацией, у нас есть бесплатные профессиональные психологические тесты, которые позволяют ребенку определиться с направлением, к кому он ближе.
Марианна Ожерельева: А где эти тесты?
Александр Милкус: В интернете есть. Просто набрать «профессиональные тесты», и они могут помочь. Это первое. Второе: если человек в 8 классе уже занимается программированием и т. д., то, конечно, мой совет: идти после 9 класса в колледж.
Марианна Ожерельева: Это почему?
Александр Милкус: У нас 60% выпускников 9 классов последние 2-3 года уходят в колледжи. Дело в том, что у нас из 5 тысяч колледжей почти 800 – это колледжи экстра-класса, которые дают очень важные, очень интересные профессии, и человек после окончания колледжа, в общем, выходит на рынок труда и, на самом деле, получает зарплату в среднем выше, чем средний выпускник вузов.
Виталий Млечин: А на рынок труда он кем выходит, по какой специальности?
Александр Милкус: У нас очень много, допустим, идет подготовки айтишников. Раньше считалось, что айтишник – это надо закончить какой-то великий инженерный вуз. Сейчас те способы подготовки и те возможности, которые есть, они позволяют готовить айтишников: системных администраторов, программистов, разработчиков за 4 года в хорошем колледже.
У нас есть, допустим, в Подмосковье колледж «Энергия», туда поступать на направление подготовки IT… Конкурс больше, чем в вуз. У нас есть Первый московский образовательные комплекс в Москве, в Медведково, там творческие специальности: фотографы, модельеры, повара. До 28 человек на место, какой вуз-то?
Виталий Млечин: Ничего себе, это больше, чем в МГУ, наверное.
Александр Милкус: Да-да. Поэтому ты идешь в колледж, ты там получаешь больше общеобразовательную программу, но ты получаешь ее в очень интересной, актуальной специальности. И ты уже попробовал и дальше ты решаешь: пойдешь ты в вуз или не пойдешь.
Марианна Ожерельева: А вот практика, нам пишут, на заводах, как раньше было: «Вот надо как в Советском Союзе: я получала профессию на заводе, сейчас этого нет, надо возрождать».
Александр Милкус: Это абсолютно точно, и вот как раз когда идет разговор сейчас о переходе с болонской системы, то как раз дополнительный год или год, который может быть прибавлен, это как раз год, когда ребята будут проходить практику.
Мы когда срочно в 2000-х годах переделывали программы пятилетние на четырехлетние, выкидывали как раз практику, к сожалению. Ну там несколько причин было: во-первых, негде было проходить эту практику, предприятия закрывались, во-вторых, специалистов не хватало. Сейчас надо возвращаться к этому. 3-4 курс, я уверен, это должна быть хорошая практика на предприятии с реальной работой уже по тем направлениям, где ты можешь потом работать.
Виталий Млечин: С реальной работой или с реальной зарплатой еще к тому же?
Александр Милкус: Смотрите, у нас, если мы говорим про такие отрасли, которые сейчас достаточно активно развиваются, допустим, ракетно-космическое, так, в общем-то, начальная зарплата 38-40 тысяч у молодого специалиста.
Виталий Млечин: Да, но практика часто подразумевает то, что человек работает бесплатно.
Александр Милкус: Ну подождите, если человек нужен предприятию, предприятие найдет возможность его подключить, ему заплатить. Это первое. Второе: я напомню, у нас в последние годы, по-моему, года 3-4, развивается такая система, как целевый набор. У нас раньше был целевой прием, то есть выделялось 10% бюджетных мест и туда шли по знакомству ребята со средним баллом ЕГЭ «троечка».
Сейчас эта система поменялась. Сейчас можно попасть в целевики и на 3, и на 4 курсе. То есть ты приходишь на предприятие, предприятие видит, что это человек, который должен прийти к нам, заключается договор, ему предприятие выплачивает стипендию, помогает с социальными всякими плюшками. Зато он потом приходит на предприятие, уже зная, где он работает, он знает коллектив. И это сейчас очень популярно. То есть ты на 3-4 курсе заключаешь договор и ты уже знаешь, где ты будешь работать, в каком коллективе, с какой зарплатой. Это очень важная история.
Марианна Ожерельева: По зарплате, кстати, сегодня было много и звонили когда нам: и 100 тысяч хотят, и 140 хотят.
Виталий Млечин: Конечно, все хотят, да миллион все хотят, кто же откажется, если предложат.
Марианна Ожерельева: Никогда не думала даже про такие цифры.
Александр Милкус: Ну начинается сейчас зарплата хорошего айтишника, это дефицит большой, – это больше 120 тысяч. И это не Москва, я знаю точно Рязань, Волгоград. Но это начальная.
Виталий Млечин: Ну что ж, нам надо переварить эту информацию.
Марианна Ожерельева: И эти суммы.
Виталий Млечин: Да. Спасибо вам огромное! Александр Милкус был у нас в гостях, обозреватель издательского дома «Комсомольская правда», заведующий лабораторией ВШЭ, автор книги «Как вы перестраивали советское образование и что из этого вышло».
Марианна Ожерельева: Ну и напоследок сообщение от нашего, я так понимаю, постоянного телезрителя Михаила из Краснодарского края: «Кем быть? – вопрос. Надо быть человеком с честью и совестью».
Виталий Млечин: Ну мне кажется, что в рамках нашей сегодняшней беседе никто не усомнится в этом, вряд ли это кому-то придет в голову.
Марианна Ожерельева: Согласны же? Должны эти качества тоже присутствовать обязательно.
Виталий Млечин: Спасибо большое! Пора нам завершать. Увидимся завтра. До свидания!
Марианна Ожерельева: До свидания!