Кибермошенники: кого они чаще обманывают и как надёжно защититься?
https://otr-online.ru/programmy/segodnya-v-rossii/kibermoshenniki-kogo-oni-chashche-obmanyvayut-i-kak-nadyozhno-zashchititsya-47000.html Иван Князев: Кибермошенники развернулись вовсю в этом году. Больше 40% таких преступлений совершается с помощью средств мобильной связи. «Отмечен резкий рост случаев обмана с использованием расчетных карт, и эта тенденция требует особого внимания», – заявил зам. председателя Совета Безопасности России Дмитрий Медведев. Вот давайте посмотрим, уважаемые телезрители. В этом году больше всего выросло количество преступлений с применением ИТ-технологий; в период с января по сентябрь их совершено на 77% больше, чем годом ранее. В том числе с использованием Интернета – на 93% больше, при помощи средств мобильной связи – почти на 98%.
Анастасия Сорокина: Почему же активизировались кибермошенники? Кого они обманывают чаще всего? К каким уловкам прибегают? И, главное, как себя надежно защитить от них? Узнаем об этом и поговорим об этом прямо сейчас. Вы можете нам позвонить и рассказать, как вас обманывали по телефону, по Интернету, как это было, сильно ли вы пострадали. Делитесь вашими историями.
А я расскажу, что вот у меня на прошлой неделе буквально перед эфиром, за 15 минут, раздается мне звонок. Мне говорят: «Анастасия Александровна?» Я говорю: «Да, здравствуйте». – «Вас приветствует сотрудник безопасности Сбербанка. Переводили ли вы 5 минут назад вот такую-то сумму такому-то человеку?» Я говорю: «Да, переводила». Всё. Человек повесил трубку, больше мы с ним не разговаривали. И это уже был не первый звонок. К сожалению, надо констатировать факт, что они очень и очень настойчивы. Поэтому будьте бдительны.
Иван Князев: Вот интересно, что это было, Анастасия?
Анастасия Сорокина: А вот мы сейчас поговорим с нашим экспертом, узнаем, что же это был за преступник такой.
Иван Князев: Андрей Масалович у нас на связи, президент консорциума «ИНФОРУС», специалист по кибербезопасности. Андрей Игоревич, здравствуйте.
Анастасия Сорокина: Здравствуйте.
Андрей Масалович: Здравствуйте, здравствуйте.
Иван Князев: Слышали вот историю, которую Настя рассказала?
Андрей Масалович: Да, конечно. Но эту историю можно каждый раз рассказывать стократно, потому что, собственно, службы безопасности Сбербанка, похоже, целиком переместились в наши СИЗО и места не столь отдаленные. И операторы там себя неплохо до сих пор чувствуют.
Но на самом деле это не самое страшное, что сейчас происходит. Плохо то, что, во-первых, мы все перешли в мобильный мир и в удаленный доступ и, соответственно, гораздо больше используем мобильные устройства. И с неизбежностью число мошенничеств и число преступлений будет расти. Это раз.
А во-вторых, схемы мошенничества долго не живут. Просто, как только схема становится общеизвестной, она перестает работать, перестает приносить деньги, мошенники придумают что-то новое. Поэтому сейчас мошенники сказочно активизировались и каждую неделю что-то новенькое придумывают.
Анастасия Сорокина: Но вот, Андрей Игоревич, Дмитрий Анатольевич Медведев сказал: «Надо внимательно к этой проблеме отнестись». Ну, слушайте, 40% мошенничеств – через мобильную связь. Ну вот, хорошо, ты – человек, который в этом цифровом мире как-то ориентируешься, живешь. А ведь звонят людям, которые далеки от этого, которые сразу пугаются, сразу начинают действовать. Мы вот пишем «Инфопогоду» (Ваня не даст соврать), это рубрика в конце вечернего «ОТРажения». Когда ты читаешь новости в регионах – сумасшедшие суммы отдают пенсионеры, верят, совершают операции. Как их защитить? Может быть, просто уже казнить всех этих мошенников? Потому что это какие-то чудовища просто.
Андрей Масалович: Боюсь, что не поможет. Потому что два человека народятся новые или, там, какие-то успеют разбежаться.
Смотрите, вот когда пытаются ввести какие-то ограничительные меры, вроде бы идею делают правильную. Например, ограничить транзакцию пенсионера 10 тысячами. А на самом деле, а что мешает самому пенсионеру завести себе две карточки? Одна с деньгами, которая лежит дома, он ее никому не показывает, ни для чего не использует. И более того, в банке лежит там его заявление, что все операции с этой карты – только в моем присутствии в отделении. А на другой хранится, там, 3 тыс. руб., которые ему нужны на сегодня и завтра. Т. е. даже если он их потеряет, он потеряет ровно 3 тыс. Вот. Люди почему-то это не делают. Т. е. все сейчас, половина мошенничеств связана с тем, что у вас один общий кошелек и он привязан стопроцентно к плохо защищенному телефону. У тебя украли телефон – украли все.
Анастасия Сорокина: Андрей Игоревич, т. е. не класть все яйца в одну корзину. Это первый совет.
Иван Князев: Да.
Андрей Масалович: Да-да-да.
Иван Князев: Но нам, правда, много раз уже говорили, что собственная как бы грамотность, собственная настороженность нас от всего от этого спасет. Но ведь они все новые и новые какие-то ходы придумывают.
Андрей Масалович: Ну, вот попробуйте, чисто психологически, попробуйте собрать все деньги у себя дома и на одну ночь, а лучше на неделю, положить их на хранение все в почтовый ящик в подъезде. А что, он же закрыт, никто вроде не знает. Вы уже к утру первой ночи почувствуете, что что-то не так, не надо держать деньги на удаленно доступных устройствах. Вот. Не надо. Тем не менее, вот любой телефон, любой смартфон, который обеспечил удаленное управление вашими ресурсами, он уязвим. Это не касается вашей квалификации. Это вот просто такая константа.
Анастасия Сорокина: Андрей Игоревич, а вот в этой ситуации представители банков, представители операторов сотовой связи – они вообще никакой ответственности не несут?
Андрей Масалович: Они несут ответственность, если злоумышленник что-то нарушил из требований банка. А злоумышленник сделал так, что для банка ситуация неразличима: это вы набрали СМС-ку или вы ее кому-то скормили и он ее набрал. Т. е. банк даже расследовать не будет. Другое дело, что есть области, в которых уже есть коллективный разум. Например, есть так называемая ГосСОПКА, т. е. госпредприятия делятся между собой всякими схемами атак и подозрительными ситуациями. Есть ФинЦЕРТ: банки делятся между собой подозрительными ситуациями. В ФинЦЕРТе, кстати, 800 организаций, которые даже не банки, просто записались тоже послушать. А вот у самих банков по такому бытовому мошенничеству такого центра еще нет. Не так давно, кстати, Минсвязи хотело, чтобы подобное сделать, но пока не сделало. Просто обмен опытом по схемам.
Иван Князев: Андрей Игоревич, прошу прощения, давайте телезрителей послушаем. У нас есть…
Анастасия Сорокина: Елена из Москвы. Здравствуйте.
Зритель: Здравствуйте.
Иван Князев: Рассказывайте.
Анастасия Сорокина: Какая у вас была история? Обманывали вас мошенники?
Зритель: Мне 65 лет недавно исполнилось. Да, пытались обмануть. Но вот в чем дело. Дело в том, что за последние годы, лет 10-15, если вы помните, была такая ситуация, что начали, например, снимать с себя ответственность банки за то, что раньше они делали в качестве пакета услуг, – то сейчас они требуют страховку, например…
Анастасия Сорокина: Платную.
Зритель: …на деньги, которые у тебя лежат в этом банке. Сейчас, если ты страховку не сделал, то соответственно получается, что банк не несет ответственности за то, что делают их сотрудники. У меня знакомая, соседка моя, у нее сперли просто деньги с ее счета, как выяснилось потом, сотрудники банка. Но она компенсации не получила. Первое. Второе. Сотрудники банка были просто уволены. А ей-то что от этого?
И если банки раньше несли какую-то ответственность, то сейчас, в связи с расширением услуг и каких-то совершенно непонятных функций, они стали уже просто, извините, наглеть. Предлагают свои новые услуги и предлагают свои новые опции, типа, например, страховки какие-то, какие-то новые услуги по поводу вклада денег в ценные бумаги и т. д. Получается, что человеку просто путают мозги.
Анастасия Сорокина: Предлагают, но не защищают.
Зритель: И если раньше человек приходил в банк сохранять деньги, то сейчас ему предлагают кучу всего, и он уже не знает, за что несет ответственность конкретно этот банк. Вот у меня все.
Иван Князев: Спасибо вам, Елена.
Анастасия Сорокина: Спасибо, Елена, за звонок. Еще один из Красноярска у нас дозвонившийся. Здравствуйте.
Зритель: Здравствуйте. Меня зовут Ольга.
Иван Князев: Слушаем вас, Ольга.
Зритель: Ситуация была такая. Да, у меня проблемы, там, кредитная карта была, и я так волновалась за эти деньги. И мне позвонили мошенники и сказали, что это вот служба сопровождения, служба безопасности и т. д. Знаете, проблема в чем? Да, я им ответила, сама виновата. Но я когда положила трубку, то я сообразила, я в ту же секунду звонила в банк, на что мне банк ответил: «Через два дня обращайтесь». Это была суббота. «Через два дня обращайтесь в банк» и т. д. Но это кредитная карта. Они не могли мне ничего заблокировать, ничего. Я очень это просила сделать. Потом я звонила в тот банк (я узнала, куда деньги пошли), – там мне тоже отказали. Т. е. у меня такое чувство, что банкам это выгодно.
Анастасия Сорокина: Ольга, спасибо вам за звонок. Очень мало времени остается. Ситуация типичная.
Иван Князев: Да. Спасибо.
Анастасия Сорокина: Вот в таких случаях, Андрей Игоревич, что надо делать? Как можно помочь вообще, и можно ли помочь? Почему деньги не возвращают, если установлен факт мошенничества?
Андрей Масалович: Смотрите. Как это ни печально, но придется, наверное, потратиться на страхование вкладов и денег на картах именно в таких случаях. Потому что без этого чисто формально банк может ничего не делать, и очень трудно его призвать к порядку и деньги вернуть.
Иван Князев: А мошенников у нас этих вообще ловят или нет? Может, у нас из-за этого воруют, что они безнаказанность свою чувствуют?
Андрей Масалович: Ловят. Просто в данном случае мошенники пользуются тем, что разовый ущерб маленький. Чтобы на хищение в особо крупных набрать, надо 100 или 200 бабушек обтрясти. А 100-200 бабушек не могут объединиться и написать общий иск.
Иван Князев: Понятно.
Андрей Масалович: … будут чувствовать себя безнаказанно.
Анастасия Сорокина: Но будем надеяться, что по поручению Дмитрия Анатольевича Медведева наведут порядок, и преступлений станет меньше. Спасибо. Андрей Масалович, президент консорциума «ИНФОРУС», специалист по кибербезопасности.
Иван Князев: После большого выпуска новостей будем говорить о том, как улучшить показатели в нашей экономике. Тут некоторые экономисты предлагают, что увольнение людей поможет в этом. Узнаем.