Петр Кузнецов: Киберспорт добрался до российских школ, и теперь там, кажется, будут проводить целые чемпионаты. В смысле – в школах. Если они, конечно, не закроются на карантин. За турниры ранее высказался Владимир Путин. Впрочем, кстати, если даже и закроют, киберспорт на то он и киберспорт. Ольга Арсланова: Очень удобно. Петр Кузнецов: Им можно заниматься дистанционно. Ольга Арсланова: Новый вид олимпиад, побед. И вполне возможно, что у нас будут свои чемпионы когда-нибудь. Президент пообещал, что власти постараются сделать так, чтобы школьники-киберспортсмены доходили и до международных соревнований. Петр Кузнецов: И помешает ли это увлечение учебе – раз. Два – есть ли в наших школах все необходимое оборудование. И смогут ли ученики зарабатывать, как профессиональные спортсмены. Сколько они зарабатывают, мы как раз до конца часа с помощью наших экспертов узнаем. Ольга Арсланова: С нами на связи Дмитрий Смит, президент Федерации компьютерного спорта России. Дмитрий, здравствуйте. Дмитрий Смит: Добрый день. Ольга Арсланова: Депутаты Госдумы сказали о том, что в школах нужно проводить соревнования по киберспорту. Как вы оцениваете эту поддержку? Можно ли это назвать серьезным заявлением, которое вы сейчас рассматриваете? Дмитрий Смит: Мы не только рассматриваем все серьезные заявления, которые к нам поступают. Мы со своей стороны уже давно работаем. Более того, сегодня мы анонсируем уже третий сезон школьной лиги по киберспорту. В прошлом сезону приняло участие более 2000 школьников. Мы их проводим по различным дисциплинам. Не только компьютерного спорта, который представлен соревновательными головоломками, стратегиями реального времени, боевой арены. Но здесь мы работаем точно так же с федерацией шахмат. Мы проводим соревнования по электронным шахматам. А также по поиску информации в интернет на время. Безусловно, здесь сразу оговорюсь, что никаких стрелялок у нас нет, и что работаем мы только с детьми от 14 лет. Такой закон. И с этой точки зрения мы получили очень хороший фидбэк по итогам первых двух сезонов и от родителей, и от преподавателей. Ну, естественно, и от самих школьников. Эта инициатива, безусловно, нам кажется правильной, дополнительная поддержка нам не помешает. Но уже сейчас вот этот сезон, который у нас проходит, он проходит при поддержке Фонда президентских грантов. Безусловно, здесь мы работаем в плотной связке со всеми министерствами. Это и министерство спорта, и министерство просвещения. Безусловно, здесь мы придерживаемся всех необходимых требований. Петр Кузнецов: Поясните важный момент. До внедрения киберспорта в школы школьники активно так или иначе принимают участие в различных турнирах. То есть они как-то самостоятельно объединяются в команды под чьей-то эгидой, да? Дмитрий Смит: В наше время существует большое количество сервисов, которые позволяют людям найти команду или собрать даже свою собственную. С этой точки зрения школьники – не исключение. Но еще раз подчеркну, что официально киберспортом можно заниматься с 14 лет. Поэтому да, здесь инициатива во многом идет от самих школьников. Они приходят на свои школьные советы, приходят к директорам школ, приходят на родительские комитеты и пытаются обосновать, что действительно киберспорт – это здорово. Мы со своей стороны предоставляем им такую информацию, такую возможность. На том же официальном сайте нашей федерации присутствует большое количество научных исследований на эту тему. Петр Кузнецов: Дмитрий Вячеславович, я сейчас позанудствую как родитель будущего школьника. Ольга Арсланова: Киберспортсмена. Петр Кузнецов: Киберспортсмена. Но это учебе-то не помешает? Потому что киберспорт, выражаясь подростковым языком – это прямо такое залипалово, что ты просто туда попадаешь, и тебе уже не до математики, не до литературы. Ольга Арсланова: И не до настоящего спорта. Ну я имею в виду, когда ты не сидишь на кресле, не двигаешься. Дмитрий Смит: Давайте сразу по порядку. Во-первых, мы проводили исследование вместе с компанией НАФИ, которое показало, что дети, которые занимаются нашим видом спорта, в 1.5 раза чаще занимаются каким-либо традиционным видом спорта. Поэтому здесь как раз наоборот: мы помогаем войти в том числе и в большой спорт. Что касается того, что это вредит учебе. Ну давайте разберемся, что есть гейминг, а есть киберспорт. И вот там, где, как вы сказали, человек залипает, это как раз гейминг. Ольга Арсланова: А в чем разница, расскажите. Родители многие интересуются. Дмитрий Смит: А разница именно в том, что когда человек занимается киберспортом, у него появляется команда, у него появляется система тренировок. В идеале у него должен появиться тренер. И они регулярно начинают этой командой выступать на соревнованиях. И вот, опять же, мы проводили исследования. Те ребята, у которых есть своя постоянная команда, за компьютером проводят, опять же, значительно меньше времени. Потому что чтобы собраться командой, им нужно заранее договориться. И, более того, когда они собираются командой, они не только играют. Это не только практика. Но это еще и теоретическая подготовка. Они разбирают свои игры, смотрят записи, понимают, где они ошиблись. Не ищут виноватого, а действительно пытаются улучшить свою игру. Точно так же, если они готовятся к соревнованию, они смотрят, какие соперники их ожидают, смотрят записи игр этих соперников, анализируют их уже стиль игры и пытаются сделать домашнюю заготовку. Петр Кузнецов: Понятно. В школах гейминга не будет. Дмитрий Смит: Гейминг в школах мы никоим образом не приветствуем. Ольга Арсланова: И последний вопрос, Дмитрий. Если обычный спорт развивает силу, выносливость, гибкость и далее что-то еще, что развивает киберспорт? Дмитрий Смит: Киберспорт развивает те навыки и компетенции, которые необходимы в нашем цифровом обществе. Это принятие решений в условиях неполной информации, в условиях нехватки времени. Это социальные навыки, которые вырабатываются, когда ребята играют в команде, особенно в случае, если команда проигрывает. Когда необходимо взять на себя свою часть ответственности, а не пытаться обвинить кого-то в этих неудачах. Здесь огромное количество вещей. Но в первую очередь, конечно же, это еще и дисциплина, как, в общем-то, и в любом другом виде спорта. Опять же подчеркну: не надо думать, что каждый киберспортсмен обязательно станет чемпионом. Когда я, например, своих детей воспитывал (у меня их двое), то, безусловно, киберспорт я приветствовал. Точно так же у меня младший, например, ходит, занимается футболом. Ну я же не рассчитываю, что из него выйдет профессиональный футболист. Точно так же как я не рассчитываю, что из него будет чемпион по киберспорту. Но те навыки, которые он получает на тренировках по спорту, а также по киберспорту, он сможет использовать в обычной жизни. Петр Кузнецов: У нас мало времени. Пожалуйста, очень коротко. Оборудования в школах достаточно будет для занятия киберспортом? Или мы сейчас говорим опять о Москве и Петербурге максимум? Дмитрий Смит: Нет, в большинстве школ этого оборудования вполне достаточно. Более того, в этом году мы ввели еще такую вещь, как мобильную дисциплину, которая играется на смартфонах. И здесь… Ольга Арсланова: А, понятно. Родители купят. Петр Кузнецов: Дмитрий Смит. Спасибо. Еще один Дмитрий – Дмитрий DM Дорохин, игрок VP.Prodigy по Dota 2. Йоу. Здравствуйте. Ольга Арсланова: Здравствуйте, Дмитрий. Как вам кажется, нужно ли в школах заниматься киберспортом? Или достаточно домашних тренировок? Дмитрий Дорохин: Меня слышно ведь? Ольга Арсланова: Да, слышно. Дмитрий Дорохин: Так вот. По поводу школы и домашних тренировок – на мой взгляд, это довольно-таки здравая идея. Я сейчас смотрел как раз репортаж Дмитрия до этого. Он говорил правильные вещи. Киберспорт развивает огромное количество навыков, начиная от социальных, то есть работа в команде, принятие решений в команде, подстраиваться к другим людям, принимать на себя иногда вину и так далее. Это в принципе навыки, которые понадобятся в жизни. Так и навыки, которые тебе в принципе помогут индивидуально. То есть быстрее мыслить, где-то моторика, где-то внимательность, где-то память. То есть, на мой взгляд, это было бы довольно-таки приятным дополнением к школьной программе. Я думаю, дети были бы согласны. Ольга Арсланова: Дмитрий, а сколько вы в день проводите за компьютером часов? Дмитрий Дорохин: Лично я провожу, учитывая, что играю профессионально, наверное, в районе 7-8. Но сейчас я не играю никакой турнир. Когда я играю турнир, провожу, наверное, часов 10. Ольга Арсланова: А результат какой? Сколько заработать можно на этом? Или это только ради удовольствия? Дмитрий Дорохин: Нет. Очевидно, если ты играешь в команде, то получаешь деньги. Ну, наверное, самый такой яркий пример того, что у нас было во время карантина. Мы играли онлайн-турнир. За онлайн-турниры призовые гораздо меньше, чем за основные. И мы получили за два месяца тысяч 25 баксов. Ну, на человека, очевидно. То есть каждый из пяти игроков. Ольга Арсланова: Вот отсюда, пожалуйста, поподробней. Я думаю, многие подростки были бы не против заработать, просто занимаясь любимым делом. Петр Кузнецов: Тысяч 10 баксов не против даже. Ольга Арсланова: Или есть какие-то издержки? Когда вы начинаете профессионально играть, это уже перестает такое удовольствие приносить? Дмитрий Дорохин: Нет, очевидно, когда начинаешь профессионально играть, удовольствие только возрастает. Потому что ты раньше просто играл и чувствовал, что, возможно, ты играешь неплохо и так далее. Когда ты играешь профессионально, у тебя есть условно уже команда с именем, результаты, и ты банально удовлетворен собой и своей жизнью больше, потому что еще получаешь деньги за это. Но очевидно, что чтобы пробиться в киберспорта, немаловажна удача и огромное количество времени, потраченное на это. То есть далеко не каждый может туда попасть. И не нужно слепо сидеть по 20 часов в сутки, играть в игры, думая, что «сейчас уж я ворвусь». То есть просто для примера. Прежде чем начать играть профессионально, я закончил 11 классов и поступил универ. То есть я не забрасывал сторонние дела. Петр Кузнецов: Вот я хотел как раз спросить, сколько все-таки времени прошло от новичка до члена профессиональной команды. Дмитрий Дорохин: Если так посмотреть, то в 2015 году я начал серьезно играть. И вот уже в… Петр Кузнецов: Серьезно – это уже в рамках турниров? Дмитрий Дорохин: Нет. Это просто я начал уделять много времени этому делу. Петр Кузнецов: Ага. Дмитрий Дорохин: Чтобы набить сначала рейтинг. Как и происходит. Обычно набиваешь рейтинг, тебя замечают, зовут в команду. Ну, и, собственно, в 15 лет где-то набил 200 место в Европе. И потом уже в 2017 году поехал на турнир, меня позвали, там заработал $4000 где-то за неделю в Китае. То есть уже первые деньги были в 17 лет довольно приятные. Петр Кузнецов: Вы инвестируете или как-то сразу тратите, не знаю, на допоборудование, на опции всякие? Дмитрий Дорохин: Допоборудование далеко не стоит столько. Очевидно, у меня есть от спонсоров клавиатура, мышка и так далее. Но я практически не трачу денег. Я трачу в основном на еду, на квартиру, там, ну, на погулять условно. Ольга Арсланова: Дмитрий, а можно последний вопрос? А все-таки профессия какая у вас будет? Вы кем хотите стать? Продолжать этим заниматься или еще что-то? Дмитрий Дорохин: Смотрите, по поводу профессии. Я планировал доучиться на заочке в универе, как минимум, для будущего. Но, насколько сейчас я вижу свою жизнь, я буду заниматься в этом направлении примерно до 30 лет, после чего я хотел бы стать аналитиком/тренером. И дальше, возможно, если мне это надоест, я уже буду учиться по профессии, которую получу сейчас заочно. Ольга Арсланова: Спасибо большое. Петр Кузнецов: Спасибо. Ольга Арсланова: Дмитрий Дорохин был у нас на связи. Петр Кузнецов: Спасибо всем телезрителям, которые провели с нами этот информационный насыщенный час. Оставайтесь с нами. В 13-15, сразу после новостей, большая тема. Будем говорить о патриотизме.