Петр Кузнецов: Вы уже, наверное, поняли, что сейчас речь пойдет о кинематографе. Министр культуры сказала, что кинотеатры в России будут открываться в самую последнюю очередь. Некоторые сети, которые устали терпеть все эти убытки и простой, начали переформатироваться, ну а что делать, в автокинотеатры, потому что ниша онлайн-кинотеатров в данном случае для офлайн-кинотеатров занята. И вот эти автокинотеатры могут появиться пока в крупных городах в ближайшее время, это Москва, Казань и Петербург. Билеты, как говорят, можно будет купить в Интернете и по ним же потом проехать на любое место на парковке. Сейчас этот проект находится на финальной стадии согласования уже с городскими властями. Ольга Арсланова: В прошлом году в России насчитывалось около 1 900 кинотеатров, это более 5 тысяч экранов. По прогнозам Ассоциации владельцев кинотеатров, 20% из них могут не открыться, это в лучшем случае, если ограничительные меры снимают в сентябре. А если удастся начать работу в июле, количество кинотеатров сократится на 10%. Петр Кузнецов: Вот мы начнем как раз о положении кинотеатров прежде всего. Также, конечно, поговорим о том, как поменяется кино после пандемии, какие фильмы будут в моде и востребованы. Но пока Олег Березин, председатель Ассоциации владельцев кинотеатров, с нами на связи, то, с чего все начинается, откуда идет кино по классическому формату. Здравствуйте, Олег Станиславович. Ольга Арсланова: Здравствуйте. Олег Березин: Добрый день. Ольга Арсланова: Смотрите, сейчас даже, кажется, какие-то кинофестивали планируют проводить онлайн, а кинотеатры, мы видим, что в нашей стране медленно перестраиваются. У нас пока не автокинотеатров не появилось, в общем, ничего не придумывают. Олег Березин: Нет, уже. Ольга Арсланова: Да, серьезно? Я просто подумала, может быть, они старые запасы пока проживают и более-менее нормально живут, ждут открытия. Олег Березин: Нет, уже 2 автокинотеатра есть в Калининграде и в Новосибирске. Надо сказать, что вообще это была такая не очень популярная тема, в лучшие годы у нас было около 11 кинотеатров всего. Петр Кузнецов: Автокинотеатров, да? Олег Березин: Да-да. Петр Кузнецов: А скажите, но ведь сейчас, если возвращаться к кинотеатрам в обычном их режиме, в формате, правда ли, что в некоторых городах уже начинают открываться кинотеатры, но там, соответственно, с ограничениями, не больше 50 человек? Ходит ли вообще народ даже вот в таком количестве, набирается ли в залах 50 человек? Как это работает и от кого зависит работа конкретного кинотеатра в конкретном городе? Олег Березин: Ну смотрите, вообще, конечно, процесс открытия кинотеатров окажется гораздо мучительнее, гораздо больнее как для самих кинотеатров, так и для зрителей, так и для продюсеров, режиссеров, чем их закрытие. Закрытие оказалось проще, нам всего неделя понадобилась на то, чтобы закрыть все кинотеатры в стране, а открываться мы будем, к сожалению, долго. Ольга Арсланова: Почему? Олег Березин: Во-первых, пока мы еще не имеем указания Роспотребнадзора, когда мы вообще открываемся, потому что, с одной стороны, по описаниям вот этих этапов, первого, второго и третьего, мы вроде бы попадаем в третий этап, когда будут разрешены массовые мероприятия, но еще будут ограничения. Но вот недавно глава Роспотребнадзора заявила, что кинотеатры откроются после третьего этапа, то есть когда будут сняты все основные ограничения, а это, как вы понимаете, уже, наверное, ближе к осени, получается. Второй момент: кинотеатры будут открываться не одновременно, они будут открываться регион за регионом. Вот вы говорили, где-то работают кинотеатры, – действительно, например, в Ленинградской области работает несколько кинотеатров, губернатор Ленинградской области разрешил их работу. В Смоленской области открыли кинотеатры, через 2 дня закрыли по требованию Роспотребнадзора. И вот этот процесс такого поэтапного открытия будет достаточно долгим и мучительным, и он, конечно, повлияет на те фильмы, которые показывают эти кинотеатры, потому что понятно, что пока какое-то большое количество кинотеатров в стране не откроется, сложно рассчитывать на большие премьеры отечественных фильмов, зарубежных фильмов. Поэтому весь этот процесс будет такой длинный и мучительный. Петр Кузнецов: Вы тем не менее, ну как вы, владельцы кинотеатров сейчас могут рассчитывать на государственную поддержку, потому что это пострадавшая отрасль считается. То есть это отсрочка по налогам, снижение размера страховых взносов (сейчас я, подожди, все зачитаю), отсрочка по их уплате, получение кредита на льготных условиях, арендные каникулы. Помогает ли это вам продержаться в этот период? Олег Березин: Ну, мы давно в кино работаем, поэтому мы привыкли уже к красивым текстам, изображениям. Петр Кузнецов: Я хотел сказать, что такого еще не было даже в кино, потом вспомнил, что нет, в кино такое было. Олег Березин: Да, но такого еще не было даже в кино. На самом деле, к сожалению, не все меры, которые декларируются, реально работают. То есть, например, да, мы попали в список пострадавших отраслей, но затем легким движением правительства 570-м постановлением нас убрали из льгот по НДС и убрали из рассрочек по страховым взносам, например. Пониженные страховые взносы мы платим как все предприятия малого и среднего бизнеса, которые получают в стране. То есть сказать, что мы что-то особенное сейчас получаем именно как пострадавшая отрасль, я бы не сказал, то есть мы получаем как все малые и средние предприятия, включая вот эти президентские 12 тысяч на сотрудника. То, что касается рассрочки арендных платежей, то они касаются государственного имущества, а я на самом деле не знаю ни одного кинотеатра, который бы арендовал государственное имущество, имеется в виду государственные здания и так далее. У нас было несколько кинотеатров таких, но сейчас их нет. Поэтому... Петр Кузнецов: В таком случае как бы вы все-таки оценили масштабы этого коронавирусного удара? Сколько кинотеатров не откроются? В процентах? Олег Березин: Да, я понял. Ну вот возвращаясь к тому, с чего мы начали, так как самое сложное будет вот этот этап открытия, в чем будет сложность? Несколько ситуаций. Мы не открываемся одновременно, значит, у нас нет такой массовой даты старта, массовых релизов каких-то вот прямо сразу, потому что режиссеры, продюсеры будут ждать, когда откроются Москва, Петербург, Урал, то есть такие большие регионы кинематографические, и уже под них будут подстраиваться с выпуском фильмов, а это еще займет месяц-полтора, потому что нужна рекламная кампания и так далее. Вторая проблема. Вот сейчас 2 месяца всем объясняли, что надо сидеть дома, и теперь вдруг резко всем надо сказать, что давайте теперь идите в кино. Нет, безусловно, если президент России в своем обращении скажет, что надо идти в кино, нам это будет хорошо… Вот нам нужен такой посыл, что все, можно ходить, это безопасно. Ольга Арсланова: А еще не факт, что люди массово захотят. Петр Кузнецов: Да, вот-вот. Ольга Арсланова: Ведь бояться будут друг друга в любом случае. Олег Березин: Нет, будут бояться, безусловно, для кинотеатров это такой очередной вызов и маркетинговый, и реальный вызов. То есть мы должны убедить зрителей в том, что посещение кинотеатра не только интересно и хорошо, но это и безопасно, и это потребует тоже какого-то времени. Петр Кузнецов: Ага. Олег Березин: И третья история как раз связана с тем, что те кинотеатры, которым разрешат работать, но им показывать особо нечего и зрителей пока еще мало, попадут под пресс арендодателей, в основном владельцев торговых сетей, которые скажут: «Ну вот, теперь вам можно работать, давайте нам платите все арендные платежи». И вот это скорее такая самая большая группа риска, которая, к сожалению, рискует не дожить до начала проката вообще в стране массового такого. Петр Кузнецов: Плюс еще неизвестно, давайте еще раз, прибыль кинотеатра складывается от собственно кассового сбора, да, плюс вот эти все напитки и попкорны, да? Это две основные... ? Олег Березин: Да. Петр Кузнецов: Если разрешат открыться, то наверняка люди еще долгое время будут в такие места ходить в масках, а это значит отсутствие попкорнов и напитков. Вот эта линия заработка – это существенно в прибыли? Олег Березин: Если мы говорим о прибыли, то она вообще очень существенна, потому что на самом деле ну так устроен кинотеатральный бизнес не только у нас, во всем мире, для кинотеатров сам показ фильмов, как правило, прибыли не приносит. То есть мы билеты продаем, но все эти деньги у нас уходят на расчеты с правообладателями, на содержание кинозалов, на оборудование и так далее. Основной доход вот именно как доход кинотеатр, конечно, получает от попкорна, газировки, ну и большие кинотеатры от показа рекламы, поэтому реклама для нас тоже очень важная составляющая бизнеса. Петр Кузнецов: Вы не боитесь, что онлайн-кинотеатры вас заменят? Ну то есть ускорен этот процесс в данном случае не благодаря, а из-за пандемии? Олег Березин: Есть, конечно, владельцы кинотеатров, которые очень боятся онлайна, очень переживают за счет его такого агрессивного входа в нашу жизнь. Но, с моей точки зрения, в этом есть как всегда хорошие новости. Первая новость заключается в том, что то обилие онлайна, которое нас сегодня окружает, и театр, и спектакли, и кино, и концерты, и лекции, все что угодно, вот оно уже за 2 месяца, зрители просто уже устали от этого, потому что невозможно в день столько смотреть. Во-вторых, вот этот онлайн будет еще долго теперь ассоциироваться с карантином, то есть вот эта вот подспудная необходимость сидеть дома перед экраном телевизора, вынужденная, многие даже, может быть, не будут осознавать эту вот причину, но они скажут: «Все, мы насмотрелись всего, чего можно, за эти 2 месяца, мы теперь хотим на волю». Это один момент. А второй момент... Петр Кузнецов: Извините, да, то есть дело не в фильме, а вот тот же самый фильм будет смотреться в кинотеатре совсем по-другому? Ольга Арсланова: Это же целое событие сходить в кино! Олег Березин: Да. Здесь другая история важна, потому что да, сейчас зрители поймут и понимают, что есть фильмы, которые можно очень хорошо смотреть дома, то есть это такие фильмы камерные, персонального такого восприятия. Но при этом есть фильмы, которые надо смотреть только в кинотеатре, то есть то, что мы говорим, надо смотреть в ширину, то есть это большие фильмы, которые как раз рассчитаны на большой экран и на коллективный просмотр, и ни один онлайн вот это вот ощущение коллективного просмотра... Ну представьте какую-то комедию, российскую комедию, даже вот «Холоп» выходил, все-таки самый кассовый фильм современного кинопроката, если зал весь смеется, то смешно и вам, вы испытываете какое-то коллективное чувство смеха, дома вы уже так это не воспринимаете. И вот это как раз большой плюс для кинотеатров, то есть вот если говорить о жанровых предпочтениях и чем должен увлекать зрителя кинотеатр, это как раз показом фильмов, которые надо смотреть в ширину и вместе, и вот это будет для нас прорыв такой в новую эпоху. Петр Кузнецов: Ага. Скажите, пожалуйста, в любом случае кинотеатры откроются. Подорожают ли билеты? Потому что мы выяснили уже, что зрителей явно будет меньше, выручка тоже будет меньше. Олег Березин: Билеты – это вообще такая тонкая штука. Надо сказать, что у нас за последние 10 лет цена билета вообще не менялась практически, вот она как была 250 рублей 10 лет назад, так она и сегодня 250 рублей несмотря на всю инфляцию и так далее. Безусловно, кинотеатры как любой нормальный бизнес в этой ситуации будут хотеть поднять цены на билеты, зрители будут хотеть платить меньше, и это опять будет баланс. То есть либо это будут те же, условно говоря, 250 рублей, потому что я не очень верю в рабочую схему, когда мы делаем цену билета 50 рублей, потому что не может хорошая услуга стоит 50 рублей в понимании любого потребителя, тем самым мы просто принизим ценность кинопоказа. Но для кинотеатра, конечно, большая задача, а что предложить зрителю такого, как ему предложить, чтобы зритель готов был заплатить больше. То есть это все-таки рынок зрителя, зритель диктует практически цену билета, кинотеатр не относится у нас к предметам первой необходимости, это времяпровождение. Поэтому здесь как раз опять вызов для кинотеатра, пересмотр каких-то своих концепций, как увлечь зрителя и предложить ему что-то, за что зритель заплатит больше. Петр Кузнецов: Ну что ж, в надежде на качественный продукт благодарим вас и прощаемся. Ольга Арсланова: Спасибо. Петр Кузнецов: Олег Березин, председатель Ассоциации владельцев кинотеатров в России. Ольга Арсланова: Кстати, вот мы затронули эту тему, пойдут ли люди после коронавируса, привыкнув к самоизоляции, в кинотеатры, где есть опасность заразиться. Так вот в Америке, на родине Голливуда, был проведен опрос «Пойдете ли вы на первые после пандемии кинопремьеры?»: 13% ответили «да», ну а 70% предпочли остаться дома и посмотреть новинки все-таки в домашней обстановке. О том, что в любом случае в кино будут ходить реже, сообщили 37%, о возможном отказе от их посещения в будущем упомянули 10% опрошенных. Интересно, что одним из важных факторов для возвращения зрителей в кинотеатры может стать жанровый репертуар: аудитории уже не нужны супергерои, главный запрос после пандемии – простые человеческие истории. Как говорится, мир никогда не будет прежним после пандемии, кино, видимо, тоже. Петр Кузнецов: Да, простые человеческие истории. Видимо, на ужастики, казалось бы, насмотрелись. У нас как раз небольшая сейчас афиша, давайте узнаем, что же нам подготовили после пандемии, если все будет хорошо. Ну, во-первых, стало известно, дорогие друзья, что первым фильмом, вышедшим в кинотеатрах после пандемии, станет картина «Довод» Кристофера Нолана, вот, так что, Оля, официально приглашаю. В ноябре должен выйти потенциальный хит тот самый о Джеймсе Бонде «Не время умирать», потому что его перенесли, он должен был выйти намного раньше. В списке перенесенных мировых премьер также, скорее всего тоже осенью, «Мулан», мультик «Кролик Питер 2» и три ужастика сразу: «Тихое место 2», «Оленьи рога» и «Новые мутанты». Вот из этих пяти новинок, обратите внимание, сразу 3 ужастика. Нет, понятно, что они были заготовлены еще до пандемии. Ольга Арсланова: Мало нам жизнь заготовила, да, еще вот. Петр Кузнецов: Ну вот... По цифрам потом можно посмотреть, будет ли спрос на них. Выход блокбастера «Форсаж 9» с бюджетом 200 миллионов долларов уже официально перенесли на следующий год, в этом не будет, любителям погоняться предложить нечего. А вот из российских картин пострадал «Преступный человек» Дмитрия Мамулия, участник Венецианского фестиваля, его тоже обещают осенью, а также будет фильм «Керосин» Юсупа Разыкова. И из широких таких премьер ожидаемых фильм «Общага» по роману Алексея Иванова «Общага-на-Крови», она тоже запланирована на осень. Вот так выглядит афиша кинотеатров после пандемии плюс-минус до конца этого года. Ольга Арсланова: В общем, кинопроизводители явно без дела не сидели, несмотря на то что проката не было, снимали фильмы, продюсеры тоже, видимо, работали. Давайте поговорим о том, что это был за период, с кинокритиком, продюсером, руководителем «КиноКлуба», у нас на связи Мария Безрук. Мария Семеновна, здравствуйте. Мария Безрук: Здравствуйте. Ольга Арсланова: Как вы пережили это время, которое еще не закончено, но по крайней мере... ? Мария Безрук: Я продолжаю переживать, я его переживаю с большим удовольствием, потому что в «боевые» периоды я очень мало общаюсь со своими детьми, и вот как раз в течение этих 2 месяцев, даже 2,5, я с огромным удовольствием занималась своими малышами и давала им то, что задолжала за долгие годы беспросветного труда в кинематографическом... Петр Кузнецов: Давайте теперь о тех, кто задолжал нам, ну так уж получилось. Сейчас вообще что-то снимается или все съемки остановлены? То есть насколько все эти запланированные премьеры на самом деле переносятся, или мы все-таки после пандемии будем смотреть все то, что должно было выйти в феврале, в марте? И что в итоге будет на «Оскаре», самое интересное, там, где представлены, собственно, лучшие фильмы года, наберутся ли они? Мария Безрук: Давайте начнем тогда с конца вашего вопроса. Петр Кузнецов: Да. Мария Безрук: Будет ли «Оскар», и будет ли он проходить в привычном формате, и будет ли он проходить в привычную дату, – это все открытые вопросы, на которые, я думаю, Американская киноакадемия вам сейчас не ответит, потому что вы знаете, что в Америке, к сожалению, самая большая статистика по заражениям, при том что карантина такого строго, как у нас, в Америке нет, он рекомендован, но необязателен к исполнению. Что касается нас, безусловно... и экономические, и физические, когда люди просто не имеют возможности заниматься съемками, потому что они сидят дома, они бьют очень серьезно по индустрии. Очень многие проекты не успели запуститься из тех, которые планировались сниматься весной и летом, а кинематографическая индустрия сопряжена не только с большими бюджетами, как вы знаете, но и часто с временем года. И те, кто, например, планировали снимать кино текущей весной и летом, большинство из них вынуждены перенести производство на следующий год. Многие картины, которые находились в производстве на момент включения вот этой кнопки карантинной либо готовились вот-вот к постпродакшену, они тоже встали. Собственно, если бы, например, завтра сняли карантин и сказали, что фестиваль «Кинотавр» можно провести в июне, он бы не смог состояться по той причине, что бо́льшая часть картин, которые планировались к конкурсному показу, просто не готовы физически. И вы прекрасно знаете, что наши основные кинофестивали, и «Московский международный кинофестиваль» ушел на осень, «Кинотавр» ушел на осень. Мы очень надеемся, что к этому моменту эти фестивали не только смогут быть проведены по закону, но и просто смогут набрать программу, потому что будут готовы новые картины соответствующего формата. Да, часть фильмов, которые планировались к релизу на весну, тот же «Стрельцов»..., почему-то не упомянули, чем меня испугали, это, кстати, один из крупнейших проектов Саши Петрова, на секундочку... Петр Кузнецов: Ох... Мария Безрук: Я надеюсь, что он тоже... Петр Кузнецов: Уже... Даже за пандемию не соскучились по нему, так что ничего страшного, еще снимется в пятидесяти фильмах. Мария Безрук: Ха-ха. Ну а по поводу производства во время пандемии, мне отрадно отметить, что невзирая на все сложности очень многие коллеги наши тем не менее продолжают работать. Как удачнейший пример я могу привести сериал платформы «Premier» «#СидЯдома», замечательная совершенно команда Гоши Куценко, Саши Робака и сотоварищей, они, на мой взгляд, создали абсолютный жанровый шедевр, по которому спустя годы люди будут судить и вспоминать о том, как мы все переживали этот карантин. Мне очень отрадно, что люди быстро находят, невзирая на все ограничения... Помните, как у Триера в фильме «Пять препятствий», препятствия катализируют творчество. Вот в данном случае мы видим, как люди, поставленные в очень жесткие рамки, тем не менее продолжают находиться в профессии, в творчестве, что-то придумывают, изобретают, это остроумно, смешно, очень актуально. Но и самое главное, что мне хочется сказать: дорогие дебютанты, талантливая молодежь, пока сейчас время для..., пока большие серьезные дядьки из больших серьезных компаний будут ждать большие транши от «Фонда кино» и Министерства культуры, у вас есть возможность заявить о себе. Поскольку сегодня кинематограф располагает возможностями снимать кино на телефон и на фотоаппарат, пишите замечательные истории, снимайте их своими силами, возможно, без денег, возможно, с минимальными затратами, и именно сейчас у вас есть шанс с вашими работами попасть на лучшие фестивали страны, а возможно, и мира. Не исключено, что такой возможности у вас потом не будет, так что вперед, молодые, дерзайте, придумывайте. Петр Кузнецов: У нас... Мы с Олей тоже можем, да, снять что-то, получается, на телефон? Мария Безрук: Конечно, если у вас накопились идеи, вперед. Петр Кузнецов: Мария, скажите, пожалуйста, очень коротко только, к сожалению, время у нас заканчивается: а жанровые предпочтения все-таки не публики вообще, а россиян изменятся как-то? Вот ужастиков много в афише, или что, или мы в жизни как-то за этот период уже ужастиков насмотрелись, чего-нибудь такого легкого захочется, то есть комедии будут преобладать? Мария Безрук: Смотрите, тут все очень просто: «киноходящая» аудитория будет смотреть ровно то, что она и смотрела. Петр Кузнецов: Ага. Мария Безрук: Потому что те, кто смотрит кино дома, он будет продолжать смотреть дома фильмы Юрия Быкова, условно говоря, артхаус, фестивальное кино и так далее. Те, кто любят смотреть аттракционное кино, комедии и какие-то романтические фильмы, мелодрамы с молодым человеком, те будут продолжать ходить в кино именно на этот жанр. Я думаю, что глобально жанровые предпочтения аудитории именно в кинотеатрах не изменятся. То есть, может быть, дома на компьютере, может быть, даже за деньги люди будут смотреть что-то другое, но в кинотеатры они будут ходить ровно на то, на что и ходили раньше. Главное, чтобы кинотеатры открылись! Ольга Арсланова: Да. Петр Кузнецов: Ну, в каком-то количестве все-таки, мы так поняли, откроются. Ольга Арсланова: Посетители точно будут. Нам из Татарстана пишут: «Мне 70, живут одна. Кино – спасение от одиночества, пойду обязательно», – вот видите, ничего человек не боится, вот она, тяга к кино. Мария Безрук: Ну, я точно знаю, что мои киноклубные зрители придут сразу, как только откроется кинотеатр «Иллюзион», мне дадут возможность проводить. Пока мне уже пишут, что они очень соскучились, потому что для них просмотр хорошего фильма и возможность обсудить его – это определенный интеллектуальный кайф, которого они совершенно не хотят лишаться. Ольга Арсланова: Спасибо вам. Петр Кузнецов: Спасибо вам. Мария Безрук, кинокритик, продюсер, руководитель «КиноКлуба», была с нами на связи. Это была получасовка, посвященная кино после коронавируса.