Петр Кузнецов: Вот как важно все-таки находиться в прямом эфире -спасибо вам огромное! - тут же пишут: «Ничего он не соленый, Петр, вы что-то перепутали. Очень вкусный несоленый сыр». Спасибо, выяснили, сыр несоленый. Возвращаемся таким же образом, в прямом эфире, к вопросу «Какого российского кино вам не хватает?» Пишите, 5445, выбор за вами. Мария Карпова: А я точно знаю, какого кино сейчас хватает, – якутского. Потому что к нему сейчас повышенный интерес, оно получает всевозможные награды российских и зарубежных кинофестивалей. Как так вышло? Критики говорят, что немаловажная роль здесь в том, что у большинства создателей якутских кинокартин кино – это хобби. В кино много непрофессионалов, основная профессия которых, например, учитель в школе. Еще причинами якутского кино-чуда называют особенности этноса, мифы и быт жителей Якутии. Очень важное место здесь занимает еще и природа. Если суммировать - как мне кажется, я, конечно, не кинокритик – то просмотр такого фильма заменяет зрителям путешествие в этот регион. Подробнее на конкретном примере мы пытались разобраться в нашем сюжете. СЮЖЕТ Петр Кузнецов: Наш телезритель пишет из Иркутской области: «Якутское кино как вспыхнуло, так и погаснет». Мария Карпова: Почему это? Петр Кузнецов: Давайте от якутского кино оттолкнемся в беседе с нашим экспертом. Сергей Сычев, кинокритик, прямо сейчас с нами на связи. Здравствуйте, Сергей! Мария Карпова: Сергей, здравствуйте! Сергей Сычев: Здравствуйте! Петр Кузнецов: Сергей, скажите, пожалуйста, якутское кино: существовало оно, существовало, снимали, наверное, по тем же законам, по тем же формам, как и сейчас, и тут раз - кто-то обратил на него внимание, и теперь якутское кино на подъеме. В чем дело? Запросы изменились? Почему на него обратили внимание? Наверное, это так и работает в киноиндустрии: раз - и кто-то вспыхивает. Сергей Сычев: В случае с якутским кино все более-менее ясно, потому что были люди энтузиасты, у которых не было денег, но было желание их заработать, поэтому они подумали: «Мы будем снимать для людей, которые живут с нами в одном регионе, фильмы, на которые другие люди точно придут, купят билеты, мы вернем деньги, еще заработаем и снимем еще фильмы». За счет того, что они нашли этот рецепт, они стали, естественно, делать в основном криминальные фильмы, мелодрамы, какие-то свои комедии – в общем, жанровое кино. Но важно то, что для них эта связь со зрителем была не просто какой-то манифестарной установкой, а жизненной необходимостью. Все режиссеры, которые сейчас упоминались у вас в репортаже, не смогли бы выжить и снимать кино, если бы они не думали об их окупаемости. Конечно, прежде всего, якутское кино – это пример для всего российского кинематографа того, что нужно думать о зрителе, нужно думать о прокате, нужно думать о том, где будет премьера, где будут показы, о чем будет этот фильм. У нас сейчас в России существует большое недоверие к российскому кино, оно выражено в цифрах посещаемости. Если мы посмотрим, то посещаемость среднего российского фильма – где-то 5-8 человек, при том, что у среднего голливудского фильма раза в 2-3 выше. Это говорит о чем? О том, что люди не верят в наше кино, а наше кино, в свою очередь, не очень верит в зрителя, потому что оно уже получило деньги от Фонда кино или от Минкульта, и не нужно их возвращать, поэтому они могут как-то выпустить эти фильмы и все, дальше снимать новые. Разорвана связь со зрителем. Вот якутское кино должно научить нас этой связи со зрителем. Мария Карпова: А что делать в такой ситуации? Лишить всех кинематографистов каких-то грантов? То есть чтобы была такая система, как Америке: ты снимаешь, зарабатываешь и потом эти деньги вкладываешь в свое следующее кино. Сергей Сычев: Мне кажется отчасти эту проблему решили стриминги, потому что стриминги заинтересованы в приросте подписчиков, следовательно, стриминги берут известных ярких авторов - кстати говоря, почти все авторы российского авторского кино, так или иначе, работают со стримингами - и после этого стриминг этого режиссера просит снимать что-то такое, из-за чего количество подписчиков возрастет. Конечно, это будут какие-то «жареные» вещи: с матом, с криминалом, с политикой. Важно то, что эти режиссеры, которые раньше никогда не задумывались о том, чтобы быть востребованными и интересными, они сейчас понимают, что от этого напрямую зависит их будущее профессиональное, их востребованность. И стриминги, мне кажется, сейчас проводят ту работу, которую не может провести ни государство, ни кинотеатры в случае с нашим кино. Поэтому то, что выходит на стримингах, сейчас интересней, чем то, что выходит в кинотеатрах. Мария Карпова: Сергей, если очень коротко: 3 вещи, которых не хватает нашему кино, по вашему мнению? Буквально 3 слова. Сергей Сычев: Не хватает интереса к современности, не хватает смелости и, наверное, не хватает самоиронии. Мария Карпова: Спасибо большое! Сергей Сычев был с нами на связи, кинокритик. Петр Кузнецов: Спасибо большое! Мария Карпова: Будем смелыми, ироничными и... Петр Кузнецов: Смелыми? Нет? Я не помню, что первое было. Ладно, будем исправляться. Мария Карпова: Современности не хватает. Петр Кузнецов: Да. Продолжаем. Это программа «Отражение», это только понедельник, это только первый час, впереди второй. Оставайтесь с нами, буквально через 2-3 минуты снова в прямом эфире новые темы.