Сергей Гладков и Андрей Шелковый. Производство строительных герметиков: импортозамещение

Гости
Сергей Гладков
генеральный директор производственной компании «САЗИ»
Андрей Шелковый
исполнительный директор Ассоциации «Национальное объединение производителей строительный материалов, изделий и конструкций»

Рубрика «Промышленная политика». Где, как и в каких масштабах в России выпускаются строительные герметики? Сказались ли на этой подострасли кризис и импортозамещение? Что меняется в технологии производства? Все расскажет и покажет Марина Калинина и ее гости.

Марина Калинина: Здравствуйте, я Марина Калинина, это рубрика «Промышленная политика», в которой мы рассказываем о российских компаниях, которые успешно работают в нашей стране и производят достойную продукцию. Сегодня поговорим о производственной компании «САЗИ», они изготавливают герметики для строительства, машиностроения и производства стеклопакетов. У меня сегодня в гостях Сергей Александрович Гладков, генеральный директор производственной компании «САЗИ», здравствуйте.

Сергей Гладков: Здравствуйте.

Марина Калинина: И Андрей Николаевич Шелковый, исполнительный директор ассоциации «Национальное объединение производителей строительных материалов, изделий и конструкций». Здравствуйте.

Андрей Шелковый: Здравствуйте.

Марина Калинина: Давайте посмотрим сюжет о предприятии, потому уже в студии побеседуем на тему достижений, проблем, и так далее.

«СЮЖЕТ»

Марина Калинина: Ну, вот, можно быть спокойным за свой дом, что не будет холодно и все будет хорошо, как сказал один из ваших сотрудников. У меня вопрос, вот первый хотела бы задать вот какой. Говорил, в сюжете говорилось о том, что производство такое, ну, с особенностями. Что это не огромные цеха, это не огромное количество людей, ну, там не тысячи, да? Но объем производства действительно большой и удается поставлять себя во всю страну, это действительно от Калининграда до Сахалина и поставки большие, каждый день отгрузки и так далее. То есть, каков принцип современного производства вот сейчас, то, чем вы, то, что вы возглавляете? Как вы это создали?

Сергей Гладков: Ну, это не очень большие объемы. Цемента производится больше, но здесь особенность в том, что герметика расходуется совсем немного в каждой отдельной стройке, в каждом отдельном объекте, в каждом отдельном даже стеклопакете. Но они применяются по всей стране, действительно, от того моря до этого, и от южного до северного. Особенность производства, ну, в первую очередь это конечно высокий уровень автоматизации, вы почти не видите там людей, а наш завод 20 лет назад кишел, много было народу. Это первое. И это необходимость, потому, что герметики должны быть одинаковыми, высококачественными, и, ну, главное, что одинаковыми. Персонал. Вы извините, не персонал, наши коллеги, сотрудники, как правильно сказали, должны быть, наши коллеги, должны быть высококомпетентными, и чрезвычайно аккуратными и по сути заботиться о…

Марина Калинина: Ну, вы знаете, это не вошло в сюжет, но один из ваших сотрудников рассказал, что он обучался именно на предприятии. То есть, это практикуется у вас да? Вы берете людей и обучаете работе?

Сергей Гладков: Да. Как бы нигде не учат, нигде не учат производству герметиков, и ну да, мы учим сами. Нужны нам, мы берем специалистов с базовым образованием, если речь идет о специалистах, и уже на месте доводим, я сам когда-то такой был, доводился на месте.

Марина Калинина: Ну, понятно. Андрей Николаевич, вот такое предприятие насколько типично для страны, вот в плане производства стройматериалов? Или все-таки мы имеем еще такие громадные цеха, огромные, как раньше, или все-таки это вот такая тенденция?

Андрей Шелковый: Ну, вы знаете, тенденция действительно на автоматизацию, на повышение и качества своей продукции, и она действительно есть во всех видах материалов, там, да. Но, при этом, конечно у каждого производителя у него свой производственный цикл, своя технологическая цепочка, там, да? Хотя, действительно, сейчас уровень автоматизации очень высокий на подавляющем большинстве наших предприятий.

Марина Калинина: Насколько качество соответствует, насколько мы можем конкурировать с нашими зарубежными коллегами?

Сергей Гладков: Товарищами, коллегами, да, партнерами. Конкурировать можем, и мы конкурируем нормально, скажу я, так, мягко. Качество соответствует. Но, в общем, мы, мы крепко держим оборону страны от входа импорта.

Марина Калинина: Чтоб герметик был прочный и ничего не разваливалось.

Сергей Гладков: И российский.

Марина Калинина: И российский. Смотрите, на нас смотрят обычные люди, которые в общем, ну, простые, не специалисты в строительных материалах. Как объяснить вообще, что такое герметик, для чего он нужен и насколько он важен? И по качеству, естественно, то есть, в строительстве же он применяется.

Сергей Гладков: Ну, давайте разделим, разделим вопросы. Первое. Как объяснить про герметик, че это вообще за такое «животное»? Смотрите. Когда в стройке собирают 2 детали в одну, или в промышленности 2 детали в 1 и стягивают болтом, видимо делают это для того, чтобы между ними была, чтоб они разделяли одну часть от второй в пространстве. А там зазор есть, там нет плотности. И вот это место надо, ну, загерметизировать, слово то обычное русское слово, теперь уже, загерметизировать. Другое дело, что герметик сам по себе является тонкой вещью, потому, что там самые разные условия. Там все не просто. И там материалы разные, и среды разные, много чего происходит. Поэтому, знаете, как сказал один эксперт в области строительства, не российский эксперт, 99 проблем с разгерметизацией здания возникают в 1 проценте мест. Где? В стыках между элементами конструкции. Потому, что на герметик меньше обращают внимания, чем, например, на панель. Поэтому там будет белеть, там будет болезнь, а не сама панель.

Марина Калинина: А как понять, вот для потребителя, качественный герметик или развалится все? Есть какие-то тонкости, специфика?

Андрей Шелковый: Ну, смотрите, давайте я немножко внесу ложку дегтя, в наш разговор. Всегда, на самом деле…

Марина Калинина: А как все хорошо начиналось!

Андрей Шелковый: Да. Всегда, на самом деле, очень, очень приятно представлять компанию, действительно продукцией которой можно гордиться, да. с точки зрения качества, с точки зрения похода к производству там, и так далее, и так далее, и так далее. Но, наверное, если говорить в принципе, о рынке нашем, рынке строительных материалов, к сожалению, огромное количество фальсифицированной продукции. Фальсифицированная продукция, подразумевает под собой продукцию, не соответствующую тем или иным характеристикам, на самом деле, как бы основным, по качеству, прежде всего. При этом, в большинстве случаев обычный покупатель, как говорится, наверное, даже и не заметит, потому, что это не значит, что ему вместо какой-то смеси продадут пыль с дороги, там, да? Нет, просто тот продукт, ну, который зачастую действительно находится на этом рынке, он не соответствует, ну, тем характеристикам, которые прописаны. Это сейчас для нас огромная проблема. Более того, сейчас на самом деле на рынке уникальная ситуация сложилась, когда добросовестные производители строительных материалов, герметиков, цемента,

Марина Калинина: Да чего угодно.

Андрей Шелковый: Труб там, всего – всего. Всего там, да? Сами идут и просят, введите для нас обязательное подтверждение соответствия, чтобы мы обязаны были проходить сертификацию, чтобы мы обязаны были получать. То есть, другого способа борьбы практически, практически нету сейчас. Вот. С точки зрения, как говорится, вот такой совсем предметной, вопрос, как покупать эту продукцию, да? Хотя, на самом деле, гораздо больше волнения и опасения вызывает тот факт, что, к сожалению, эта продукция поступает не просто, извините, рынок, да, строительных материалов для собственных нужд. Для дачи там, для еще что-то, да?

Марина Калинина: Но и туда тоже поступает как бы?

Андрей Шелковый: Конечно, да. Вот, к сожалению, достаточно большой объем такой продукции идет и в госзакупки, идут и на строительство индустриальное, домостроение, и многоквартирные дома и так далее, и так далее.

Марина Калинина: А потом все трескается.

Андрей Шелковый: А?

Марина Калинина: А потом все трескается.

Сергей Гладков: Цена ошибки просто резко возрастает.

Андрей Шелковый: Цена ошибки на самом деле…

Сергей Гладков: одно дело, там одну квартиру загерметизирвать, или маленький сарайчик, а другое дело – пару кварталов. Крупные строительные компании.

Андрей Шелковый: Именно эта проблема подвигла, на самом деле, вот у нас уже в этом, в прошлом году, вступили в силу требования по обязательному подтверждению соответствия цемента. В этом году летом вступили по радиаторам отопления. В декабре будет обязательное подтверждение соответствия в виде декларации по сухим строительным смесям и теплоизоляционным материалам. То есть, это как раз меры, которые призваны, ну, скажем так, бороться вот как раз с этой некачественной продукцией. Это уже обязанность, да, и ответственность производителя, который декларируя характеристики своего товара, отвечает за то, что он написал и продает.

Марина Калинина: Ну, а вот обычному человеку, получается никак не понять какого качества?

Андрей Шелковый: Ну, смотрите, как. Визуально, на вкус и цвет – нет. Сразу, да? Вот. Но, сейчас на самом деле большинство производителей по видам материалов, вот ну мы в частности объединяем не только самих производителей, и гордимся такими членами, как группа компаний «САЗИ», по и профильные союзы и объединения производителей сухих смесей, пенополистирола, теплоизоляции, керамисты, и так далее и так далее.

Марина Калинина: Ну, а чиновники как-то помогают, участвуют в этом процессе? Они свою помощь…

Андрей Шелковый: Смотрите, я пытаюсь сейчас ответить на тот вопрос. Так вот ,благодаря уже вот профильным ассоциациям, очень многие действительно проводят огромную работу. У целого ряда ассоциаций есть возможность бесплатно направить образец приобретаемой продукции им на экспертизу, которую они проводят за свой счет, с предоставлением этой информации, ну, как бы подтвердить то, что тебе заявляет продавец. Понятно, наверное, что, ну, обычный человек, покупая там 3 метра трубы, ну, наверное, вряд ли будет направлять кусок на экспертизу, да? Но, если идет речь о, ну, достаточно каком-то там значимом объеме, наверное, это имеет смысл.

Марина Калинина: Да, Сергей Александрович, вы что-то хотели?

Сергей Гладков: Да, я хотел бы добавить. Вот про трубы, которые может быть покупатель, крупная компания закупает сразу 1000 километров, да, там есть возможность взять партию, взять от нее образец и испытать в специальном центре. Но вот в таких материалах, как герметики, ну, как герметики, как герметики, как краски, как малоиспользуемые в каждом конкретном объекте материалы, невозможно так проверить это в принципе. И в этой связи покупатель вынужден полагаться на сопроводительную документацию. Так, как бы, изъезженные уже сертификаты соответствия, так называемые, добровольная сертификация, которые на само деле не несут никакой уже, ой, редко несут достаточно корректную информация. И зачастую вводят просто в заблуждение людей. Это очень большая беда. И я хотел бы обратить внимание, что сейчас мы говорим именно о строительной промышленности. О строительстве и промышленности, именно об этом стыке. Мы производим продукцию для, герметики для самых разных отраслей. Она и в космос летает, и, в общем, везде просто. Везде, в серьезных отраслях.

Марина Калинина: То есть, секретики там у вас какие-то есть.

Сергей Гладков: Что?

Марина Калинина: Секретики у вас там.

Сергей Гладков: Секретики у нас там, да, достаточно, и даже здесь не надо про секретики. Давайте перейдем вот, почему в промышленности? Когда у нас наш материал покупает промышленник, он знает, как устроено промышленное производство, как у меня, у нас устроено производство, и он, понимая это, правильно проверяет продукцию. А у строителей иначе устроено. У нас это конвейер. В любом случае промышленное производство – конвейер. И в конвейере есть особенность, которую недооценивают, ну, например, строители ил просто люди, которые вот не вдумывались в это. Ни одно изделие, никакая продукция серийного промышленного производства не проверяется на соответствие качества.

Марина Калинина: А почему?

Сергей Гладков: А это плата за то, чтобы делать быстро. Чтобы герметик, вот партию герметика проверить на полное соответствие качеству, или как Андрей Николаевич сказал, там трубу проверить, скорее всего, уйдет полгода. Ну, у нас уходит пять месяцев. Полные испытания.

Марина Калинина: Нет, вот Андрей Николаевич с вами не согласен.

Сергей Гладков: Ну, я о герметиках. Здесь это так и поэтому, одна партия проверяется на соответствие, а затем все остальные проверяются на одну простую вещь – похожи ли они на эту партию. Вот это важное обстоятельство, не видя которого люди регулярно попадают в ситуацию обманутых. Здесь невозможно это рассказать, у нас очень много работы есть на сайте. Мы везде об этом кричим и не только в герметиках, потому, что не меньший вред наносится неправильным применением краски, шифера, там, я не знаю, там линолеума.

Марина Калинина: Слушайте, но это огромная ответственность в принципе каждого предприятия. Потому что, ну, построить дом, в котором будут жить люди, и не дай бог там что-то случится, это же ужас.

Сергей Гладков: А смотря, какие цели у предприятия. Есть же разные предприятия. Есть предприятия, с вашего позволения, как наше, которое хочет еще лет 100 проработать на рынке. А есть же другие цели у людей. Они пришли, что-то сделали, продали и ушли. Сколько мы такого слышим про банки, в промышленности то же самое. Такие тоже есть. Поэтому, разные цели, разные идеи, разные действия, вот.

Марина Калинина: Ну, вот вы, да?

Андрей Шелковый: Нет, ну тем не менее. Давайте так. Полгода проверки конечно, это Сергей Александрович…

Сергей Гладков: Ну, у герметиков 5 месяцев.

Андрей Шелковый: Вот, ну, это полная там, да?

Сергей Гладков: Полная.

Андрей Шелковый: Мы же сейчас, говорим, наверное, все-таки и о более широком спектре строительных материалов, там, да.

Марина Калинина: Ну, конечно.

Сергей Гладков: Да, конечно, конечно.

Андрей Шелковый: Вот, и проверка на какие-то ключевые показатели, да, тех же самых трубных систем и так далее, там это занимает незначительное, незначительное количество времени. Вот. Проблема на самом деле у нас сейчас в другом, в том, что те сертификаты, соответствия, которые теми или иными способами получают, давайте так говорить, недобросовестные производители, когда они получают его…

Марина Калинина: Они же, как-то все равно получают их?

Андрей Шелковый: Ну, есть, есть.

Марина Калинина: Левыми путями.

Андрей Шелковый: Ну, смотрите.

Сергей Гладков: Есть способы, способы есть.

Андрей Шелковый: Обманывают везде, не только при продаже стройматериалов, да? В любом, в любом магазине, да? И если недобросовестный производитель получил этот сертификат соответствия, добровольно, или даже там обязательный, действующая норма законодательства в принципе не позволяет его аннулировать при выявлении этого факта. То есть, если мы выявляем, что сертификат выдан органом, у которого в области аккредитации нету даже кодов на этот вид продукции…

Марина Калинина: То есть, бывает и такое?

Сергей Гладков: То есть, они не имели права выдавать.

Андрей Шелковый: Бывает, выданный сертификат, когда дата сертификата после того, уже предприятие ликвидировано, которое его выдало.

Марина Калинина: Ничего себе!

Андрей Шелковый: Вот. И, к сожалению, в данном случае, выявляя эти факты, вот о чем мы говорим, да, мы не можем, нету сейчас возможности признания его недействительным.

Марина Калинина: То есть, нет инструментов таких что ли?

Андрей Шелковый: Нету. Вот не поверите, нету! Вот мы уже давно об этом говорим, что это, это надо закрывать. Мы очень надеемся, что сейчас этой проблеме все-таки, мы надеемся, что ее уже услышали в этой части. Что будут внесены соответствующие изменения, но даже контролирующие орган сейчас не может признать недействительным сертификат, выданный с этими соответствиями. Я не говорю уже о более существенных, и, наверное, более опасных вещах, когда выявляется, что прописанные в этом сертификате характеристики материала, извините, такие, как горючесть, там, не соответствуют фактическому положению дел.

Марина Калинина: Ну, вам, наверное, сложно так, Сергей Александрович, конкурировать в такой среде, когда есть недобросовестные вот такие вот производители? Может, они там и цены демпингуют, по сравнению с тем, вы же за качество отвечаете, вам, наверное, сложно в ценовой политике так вот?

Сергей Гладков: Да, конечно. Если наш покупатель выбирает только по…

Марина Калинина: Цене?

Сергей Гладков: Цене, то…

Марина Калинина: То вы проигрываете?

Сергей Гладков: Дело в том, что покупатель в этот момент тратит деньги. Есть надежда, и она регулярно оправдывается, что покупатель просто не знает разницы. Когда мы ему рассказываем разницу, он перестает выбирать только по цене. Он начинает думать.

Марина Калинина: Ну, как, скупой платит дважды, да?

Сергей Гладков: Да, к сожалению, этот скупой может заплатить не за герметик второй раз, а за ремонт квартиры или дома. Там сложнее ситуация будет. И, в связи с этим, мой как бы вот, да, действительно, не отрегулировано законодательство. Но я всегда говорю нашим потребителям, ну, потребителям нашей продукции, это юридические лица, как правило, это предприятия.

Марина Калинина: Ну, понятно.

Сергей Гладков: Я говорю одну простую вещь. Да, действительно нельзя признать сертификат соответствия недействительным. Но, если вы видите в нем «душок», что называется, вы имеете право не покупать продукцию, вспомните об этом. Он имеет право делать такой сертификат, а вы имеет право не покупать, все. Не купили, отошли в сторону. Живем дальше.

Марина Калинина: Ну, я надеюсь, что эта проблема все-таки будет решена, и надеюсь, что вы к нам придете в студию, расскажете о своей победе.

Андрей Шелковый: Договорились.

Марина Калинина: Что наконец-то вы с этим справились. Спасибо вам большое.

Сергей Гладков: Спасибо.

Марина Калинина: Вот прислали вам много сообщений, прочитаю одно, потому, что времени уже мало – «Молодцы, если качество отличное, успехов вам в работе»!

Сергей Гладков: Мы будем стараться, спасибо!

Марина Калинина: Это наши зрители вам написали. Спасибо, у меня в студии был Сергей Александрович Гладков, генеральный директор производственной компании «САЗИ», и Андрей Николаевич Шелковый, исполнительный директор ассоциации «Национальное объединение производителей строительных материалов, изделий и конструкций». Спасибо вам еще раз, ну а прямо сейчас производственные портреты тех, людей, которые работает на предприятии «САЗИ».

Рубрика «Промышленная политика»