Наши поезда самые… В этом году РЖД сохранили тарифы, повышения удалось избежать за счет налоговых льгот на ж/д перевозки. Чего ждать в будущем? Наш эксперт - председатель Союза пассажиров. Тамара Шорникова: Ну а сейчас такая летняя тема, период отпусков, слава богу, лето не календарное. И вот нам сообщают, что россияне стали чаще ездить по стране, многие выбирают в качестве транспорта поезд. В этом году приняты поправки, которые помогли установить невозвратные, а значит, более дешевые билеты не только на плацкарт, но и в купейные и СВ-вагоны. До этого льготами мог пользоваться лишь ограниченный круг россиян, это вот один из поводов, почему стали чаще ездить в том числе на поезде. Юрий Коваленко: Не только отпуска волнуют россиян, все-таки кто-то еще ездит в командировки, кто-то работает летом. Ну и, наверное, из-за этого в прошлом году "РЖД" установили рекорд по перевозке пассажиров за последние 7 лет – более 1 миллиарда человека. Лидируют путешественники, пользующиеся пригородным сообщением, и всего лишь 102 миллиона пассажиров пользовались поездами дальнего следования. Тамара Шорникова: В мае этого года перевозки пассажиров в поездах дальнего следования увеличились на 7% по сравнению с тем же периодом 2017-го, это 8.5 миллионов человек. Пассажиров на поездах дальнего следования стало больше почти на 2%, а пригородные перевозки подросли почти на 3.5%, это чуть больше 92 миллионов человек. Юрий Коваленко: Ну и о том, что же россияне предпочитают, как они выбирают и голосуют рублем, какими критериями качества они пользуются, будем сейчас говорить. У нас в гостях Кирилл Янков, председатель "Союза пассажиров", член Общественного совета при Минтрансе России, – здравствуйте. Тамара Шорникова: Здравствуйте. Кирилл Янков: Здравствуйте. Тамара Шорникова: У меня вот первый вопрос, который просится: вот тот самый прирост по количеству пассажиров – это потому что самолеты безумно подорожали, или все-таки хорошие услуги предлагают железные дороги, выгодные тарифы? Кирилл Янков: Нет, это не только потому что подорожали самолеты, это еще в целом улучшение предложения со стороны "РЖД", ее дочерних компаний. Основной перевозчик в дальнем следовании – Федеральная пассажирская компания. Кроме того, само акционерное общество "Российские железные дороги" осуществляет перевозки на скоростных поездах, есть еще несколько независимых перевозчиков. В целом предложения с каждым годом за последние 2-3 года становятся лучше и шире. Расширяется программа дневных перевозок прежде всего, вот она дает наибольший прирост. Прирост дают "Сапсаны", в этом году впервые после 7-летнего перерыва, например, запустили прямой "Сапсан" из Петербурга до Нижнего Новгорода. Прирост дают другие скоростные дневные поезда. Впервые, например, запущен дневной поезд "Москва – Иваново", увеличена частота на других направлениях; в конце прошлого года запущен дневной поезд "Великий Новгород – Петрозаводск"; запущена вот совсем недавно вторая уже "Ласточка" "Ростов – Новороссийск", была одна, сейчас запущена вторая. И вот в этом сегменте дневных перевозок, скоростных перевозок наблюдается рост. В сегменте очень длинных перевозок, свыше 2 тысяч километров, продолжается такое понятное, запланированное падение, потому что свыше 1.5-2 тысяч километров, конечно, самолет конкурентнее уже и по цене, и по времени в пути. Мы придем к тому, что ездить на сверхдальние расстояния, конечно, люди будут, но это будут или любители, или те, у кого аэрофобия. А вот на расстояниях 300, 400, 500, 800, 1 000 километров железная дорога очень даже конкурентоспособна, если она заботится о том, чтобы быть конкурентоспособной. Юрий Коваленко: Ну вот, кстати, давайте обратимся к телезрителям. Мы подготовили небольшой опрос, нравится ли вам путешествовать по железной дороге? – напишите нам в SMS "да" или "нет", в конце этого получаса подведем итоги. Ну а с поездами у нас получается что? Больше, дальше, быстрее? Мы развиваем инфраструктуру или все еще пользуемся чем-то таким архаичным? Почему поезда в целом всегда считались таким самым безопасным видом транспорта, поэтому, наверное, очень популярным? Вот мы развиваем это направление, или все же ездит и ездит? Кирилл Янков: Ну по безопасности это просто статистика: по авариям, по жертвам на один пассажиро-километр поезд опережает и авиацию, и значительно, примерно на порядок, раз в 10-12 опережает автобусный и автомобильный транспорт. Юрий Коваленко: Опережает в каком смысле? Кирилл Янков: Ну количество жертв на один пассажиро-километр, по такому удельному показателю. Количество аварий с жертвами, практически на поездах аварии с человеческими жертвами бывают крайне редко, один раз в несколько лет. К сожалению, с авиацией они бывают чаще, мы это с вами знаем, ну а что касается аварийности на наших автодорогах, тоже мы видим, что она, конечно, еще хуже. Юрий Коваленко: Но поезда-то стали новее, комфортабельнее? Как быстро это обновление доходит до отдаленных районов, до глубинки? Потому что все мы знаем, что да, в Москве и Петербурге прекрасные поезда, все чисто, все отлично, но… Тамара Шорникова: А вот Ростовская область прислала SMS: "Наши поезда самые старые в основном". Кирилл Янков: Ну процесс обновления идет. При этом вы понимаете, что нормативный срок службы пассажирского вагона приближается к 40 годам, возможны меры по модернизации, например, модернизация туалетных комплексов, установка кондиционеров, но это все равно такие частичные меры. Обновление подвижного состава не может быть одноразовым, оно может быть только плановым. Плановое обновление идет. Новые вагоны, которые поставляются в этом десятилетии, уже существенно лучше, уже давно у нас все вагоны снабжены кондиционерами, уже розетки в купе для зарядки мобильных устройств, ими никого не удивишь; уже экологически чистые туалетные комплексы, но опять-таки на новых вагонах. Старые вагоны будут продолжать ездить столько, пока их не надо будет списать. Понятно, что денег, чтобы обновить весь парк, нет, просто нет, но и то обновление идет, и это хорошо, оно идет значительно быстрее, чем оно шло 10-15 лет назад. Появились принципиально новые поезда, лет 6 назад появились 2-этажные поезда, я хочу напомнить, до этого их не было; появились скоростные поезда типа "Ласточка", "Сапсан" и "Ласточку" все знают, возможно, на подходе будут другие модели. Не все есть, например, нет нормального дизель-поезда с автономным питанием, который может ехать на неэлектрофицированных участках, как у нас "Ласточка" быстро ездит. Поэтому, например, для поезда "Москва – Иваново" такой странный вариант, когда во Владимире к "Ласточке" цепляют два тепловоза, ездит "Ласточка" с тепловозами. Ну вот на это пошли, хотя этот вариант дорогой и неэкономичный, но, наверное, у нас появится в конце концов и дизель-поезд, способный быстро ездить по неэлектрофицированным участкам. Юрий Коваленко: В советское время очень были развиты дизель-поезда, особенно при учете того, что не было развитой инфраструктуры электропоездов. Ну что же, нам дозвонился телезритель Виктор из Красноярского края. Виктор, здравствуйте. Зритель: Здравствуйте. Тамара Шорникова: Слушаем вас. Юрий Коваленко: Вы в эфире. Зритель: У меня вопрос: почему отменили поезд "Иркутск – Санкт-Петербург"? Его отменили года 4 назад. Мне пришлось ехать на поезде, когда он шел последним рейсом, и работники поезда сами были в недоумении, почему отменяют его, якобы нерентабельный. Он всегда был загружен, он шел через Красноярск. Тамара Шорникова: Виктор, а как сейчас добираетесь по тому же маршруту? Зритель: Эх… Из Красноярска до Омска, там ждем часа 4, идет поезд "Новокузнецк – Санкт-Петербург". Когда мы едем из Санкт-Петербурга, едем таким же поездом "Санкт-Петербург – Новокузнецк" до Омска, потом где-то часика 2 находимся в Омске и садимся на поезд "Омск – Красноярск". Тамара Шорникова: Итого сколько потеряли во времени и в средствах, затрачиваемых на поездку с отменой прямого? Зритель: Больше уходит времени, естественно, больше финансовые затраты. Юрий Коваленко: А как вы оцениваете в целом качество поездов в последнее время? В лучшую, в худшую сторону изменилось? Зритель: Да нет, в лучшую. Вы знаете, я удивляюсь: даже в лихие 1990-е гг. я обратил внимание, что все-таки поезда отлично справлялись со своей задачей, со своими функциями. Единственное, что вместо сахара там конфетку давали проводники, а все остальное было, как будто бы ничего и не менялось. Единственное, что сейчас, конечно, стали вагоны намного чище, более комфортабельными, с этими биотуалетами, не надо голову ломать, что скоро станция. Вот, действительно только положительные эмоции. Тамара Шорникова: Спасибо. Юрий Коваленко: Спасибо большое. Но все же логистика, наверное, здесь сыграла. Каким-то образом убрали поезд, который был очень важен людям, и ничего не дали взамен. Кирилл Янков: Да. Конечно, он был важен нашему телезрителю, но вопрос, сколько пассажиров были готовы ехать из Иркутска в Санкт-Петербург. Я хочу сказать, что если раньше, в советское время, по Транссибу ходили поезда 18-20 вагонов, сейчас посмотришь на Транссибе, типичное дело 6-7 вагонов поезда, редко 8 вагонов, поезд "Россия", например, 7 вагонов идет. Это говорит о том, что в целом спрос на эти дальние транссибирские перевозки существенно упал и продолжает падать. Конечно, на спрос можно реагировать гибче, можно было, отменив поезд "Санкт-Петербург – Иркутск", сделать беспересадочный прицепной вагон и перецеплять его, например, по тому же Омску между двумя поездами… Юрий Коваленко: …к тому же поезду "Новокузнецк – Петербург". Кирилл Янков: Да, к тому же поезду, конечно. Но, к сожалению, "РЖД" не очень любит прицепные вагоны, их отменяли много. Наверное, это неправильно. Конечно, это надо обсудить с "РЖД". Тамара Шорникова: Мы вот в этой же студии обсуждали как раз стратегию, разрабатываемую в Минтрансе, по поводу как раз вот этой самой логистики внутри страны, на чем выгоднее перемещаться, где лучше вместо поездов запустить автобусы или, например, авиацию. И как раз вот много было звонков, люди переживали, что случится то же самое, что взамен конкретного маршрута не будет предложено вовремя альтернативы. Вот на ваш взгляд, как много людей может столкнуться с таким в ближайшее время, постольку-поскольку наверняка таких маршрутов по нашей огромной стране немало? Кирилл Янков: Да, таких длинных маршрутов действительно много поотменяли. Скажем, когда-то давно был поезд "Харьков – Владивосток", потом его сократили до "Пенза – Владивосток", теперь он остался только на участке "Челябинск – Владивосток". Да, вот так же и с Петербургом: теперь от Петербурга восточнее Новокузнецка не уедешь. Юрий Коваленко: То есть получается, что это, скажем, "РЖД" делает благо, оно дает возможность походить несколько часов по какому-то городу, пока подъедет следующий состав? Измельчение маршрутов, для того чтобы было как-то логистически проще их распределять по железнодорожной карте, так получается? Тамара Шорникова: Я думаю, что в данном случае все-таки про выгоду больше разговор. Кирилл Янков: Да, я думаю, что в данном случае просто посчитали, что пассажиров не набирается на один поезд даже на 6 вагонов; может быть, посчитали, что набирается на 2-3 вагона, решили отменить, не введя взамен вот этого беспересадочного вагона. Юрий Коваленко: А вот вы говорите о том, что не набирается. С какого момента "РЖД" может принимать решение о том, что этот маршрут они отменяют? То есть когда не набирается 6 вагонов, 5 вагонов, 4 или сколько? Кирилл Янков: Меньше 5 вагонов практически уже не назначают поезда. Когда поезд надо уменьшить меньше чем до 5 вагонов, встает вопрос о его отмене. Юрий Коваленко: То есть это нерентабельно. Кирилл Янков: Конечно, потому что электровоз один, локомотивная бригада все равно одна, следовательно, каждый пассажиро-километр обходится все дороже и дороже, а тариф тоже сильно поднимать нельзя, он сейчас гибкий, кроме плацкартных и общих вагонов, но сильно тоже его не поднимешь, люди убегут на самолет. Юрий Коваленко: Ну страна у нас большая, как правило, летом все тянутся к морю, обязательно это или Черное море, или Каспий. И вот в разгаре все же курортный сезон, но не у всех есть деньги на авиабилеты дальнего следования, приходится брать билет на поезд. И здесь россияне, к сожалению, не без удивления обнаруживают, что в лучшую сторону изменилось не только качество и сервис купе, но и, казалось бы, отживших свое плацкартов. Наш корреспондент спросила отпускников и узнала мнение о поездах. ОПРОС Юрий Коваленко: Но вот все же коснулись вопроса плацкарта. Мы единственная страна в мире, которая пользуется плацкартом, или все-таки кто-то еще пользуется? Почему то, что у нас было в прошлом веке, сейчас до сих пор еще популярно? Неужели нельзя поднять все хотя бы до уровня среднего купе? Комфортнее же гораздо. Кирилл Янков: Хороший вопрос. Наша страна не единственная: во-первых, многие государства СНГ, во-вторых, страна, где аналог нашего плацкарта очень развит, это Индия, в Индии такие вагоны тоже очень любят. Но это не тот случай, с которого надо брать пример. Тут надо отметить следующее. С одной стороны, конечно, от плацкартных вагонов постепенно надо избавляться. С другой стороны, есть некоторая доля, которая предпочитает плацкарт не потому, что он дешевле. Вам не случалось встречать, например, такое выражение: "Нет, я свою дочку в купе не отправлю, только в плацкарте, потому что в купе к ней будут приставать"? Или, допустим, группа байдарочников, которые знают, что в плацкартном вагоне их байдарки поместятся на третью полку и спокойно там уедут, а в купе их негде будет положить. Есть вот такие специфические категории пассажиров (их немного), которые любят плацкарт и предпочитают ездить именно в нем. Тамара Шорникова: Ну для девушек уже появились женские купе, сейчас уже не так страшно все-таки. Юрий Коваленко: Ну тут получается, что в купе пристанут, в плацкарте обнесут. Обычно самый большой страх плацкарта – либо обворуют, либо напоют и вещи заберут, все остальное сделают. То есть это какой-то анахронизм, который в принципе у нас потихоньку отживает, да? Кирилл Янков: Я думаю, что рано или поздно в течение 20-30 лет, конечно, наша страна уйдет от плацкарта. Уйдет за счет чего? Во-первых, повысится доля дневных перевозок, когда люди будут ездить в креслах разных категорий и в общем салоне, и в купе. И во-вторых, на дальние расстояния, действительно ночью, люди также будут ездить в купейных вагонах, причем появится выбор купе: будут одноместные купе, необязательно люкс, а относительно недорогие, маленькие одноместные, двухместные купе с расположением полок одна над другой. И вот эти разработки новых вагонов, я знаю, осуществляются уже сейчас, и после 2020 года планируется вообще обнародовать новые серии вагонов, которые будут нас возить. Тамара Шорникова: А как все-таки это повлияет на стоимость билетов? Потому что если не брать в расчет барышень из пансиона и байдарочников, все-таки разница существенная между плацкартом и купе сейчас. Юрий Коваленко: Одноместное купе – это вообще моя мечта, я очень люблю поезда. Это наверняка будет стоить каких-то космических денег. Кирилл Янков: Нет, если это одноместное купе, как сейчас люксы с душем, то да. Но ведь вы знаете, что такое капсульный отель? Можно же скомпоновать вагон так, что там будут номера, как в капсульном отеле, где вы забираетесь спать, ложитесь, но вы совершенно один, закрыли дверь, вы один; да, места мало, зато вы один. То есть на разный вкус, на разные потребности может быть предложена разная компоновка вагона. Что касается цены, хочу сказать, что поезд практически везде конкурентен. 300-500 километров он в конкуренции с автобусом, а сейчас не только автобус, но и так называемые райдшеринг, перевозчики, которые вас везут. На расстоянии 800, 1-2 тысячи, тем более 5-6 тысяч километров поезд в конкуренции с самолетом, а в авиации у нас монополии нет, у нас за исключением некоторых самых дальних направлений, где у нас один "Аэрофлот", в общем, тоже конкурентная среда. Поэтому находясь в этих конкурентных условиях, невозможно до небес повысить стоимость, просто никто не поедет за деньги, которые в 3 раза дороже, чем самолет. Тамара Шорникова: Вот иной раз тоже так думаешь: "Ну невозможно же!" – а ведь умудряются как-то. Давайте послушаем телезрителей. Юрий Коваленко: Да, нам дозвонилась Марина из Ямала. Марина, здравствуйте. Зритель: Здравствуйте. Тамара Шорникова: Здравствуйте. Юрий Коваленко: Вы в эфире. Зритель: Я бы хотела задать два вопроса к вам. Первый вопрос: почему к нам на север идут ужасные поезда с вахтовиками? Я живу на Ямале в городе Ноябрьске, мне часто приходится в Тюмень ездить. И вот я иногда езжу на казанском ("Казань – Уренгой"), "Уфа – "Уренгой", "Оренбург – Уренгой": целые вагоны вахтовиков, конечно, они все едут к нам на работу, но вагоны ужасные! Второй вопрос. У нас есть фирменный поезд "Уренгой – Новосибирск", я туда с внуком езжу. Этот поезд фирменный, совсем недавно, несколько, пару лет назад сделали его еще и скорым. Билеты сумасшедшие! Плацкарт до Новосибирска 5 тысяч и больше, а купе и говорить, до 10. Но вагоны… Он уже давно этот поезд на этом маршруте, уже вагоны устарели, он уже не такой фирменный стал. Как же он может быть скорым, если до Тюмени он сутки идет? На каждой станции по часу, по полчаса стоит, он разгоняется только после Тюмени до Новосибирска. Вот у нас такой вопрос. А других поездов и нет. Тамара Шорникова: Спасибо. Юрий Коваленко: Спасибо. И вот сразу же тогда возьмем еще один звонок, Александр из Челябинской области нам дозвонился. Здравствуйте, Александр. Зритель: Добрый вечер. Тамара Шорникова: Добрый вечер. Зритель: У меня есть вопрос, но я хотел бы все-таки перед этим все-таки сделать реплику, заступиться за плацкартные воды. С чем сравнивать? Если бы вы прокатились в 2-этажном вагоне на втором этаже, вы бы поняли, какие райские условия в плацкарте. Почему-то ваш эксперт их похвалил, не знаю почему, но туда невозможно поставить вертикально даже дамскую сумку нормальных размеров, не говоря про все остальное; на второй полке пассажир особенно если крупного телосложения будет себя чувствовать просто как в гробу под этой покатой крышей прямо над лицом непосредственно. Поэтому в плацкарте далеко не все так плохо, не говоря про эти 2-этажные вагоны, на каком расстоянии контактная сеть находится, непосредственно над пассажиром, и как этот вагон в случае крушения весело закувыркается по сравнению с обычным, если такое произойдет. Ну а вопрос мой к эксперту, к вашему гостю: предпринимает ли что-то их организация для отмены такой постыдной, навязанной услуги, как обязательная продажа постельного белья в купейных вагонах? Насколько я слышал, Антимонопольная служба уже несколько лет назад штрафовала "РЖД", по-моему, на 2.5 миллиона за такую навязанную услугу, тем не менее ничего не меняется. Даже если ехать полчаса в купе, тебе обязательно это белье продадут, а иногда приходится, потому что других мест нет, кроме купейных. Что интересно, есть исключение только одно из этого случая, – это когда едут железнодорожники по своим служебным формам. Юрий Коваленко: Спасибо. Тамара Шорникова: Спасибо. Кирилл Янков: Да, мы знаем, мы занимались тоже проблемой с постельным бельем, с Антимонопольной службой в этой части работали. И тогда вот несколько лет назад как раз отменили обязательность постельного белья, то есть сейчас есть билеты разных категорий, с постельным бельем и без постельного белья. Но мы посмотрим, тут возможны хитрости, когда билеты без постельного белья быстро заканчиваются, их уже нет в продаже, если хочешь ехать, то покупай только с постельным бельем. Мы проведем мониторинг и на эту тему опять поработаем и с Антимонопольной службой. Отвечу сейчас на другие вопросы. Прежде всего по поводу безопасности 2-этажных вагонов: по нашей оценке они безопасны, проводились соответствующие испытания, тесты, сертификация… Юрий Коваленко: Но Александр с сарказмом сказал о комфорте в этих вагонах. Кирилл Янков: Да, вот с комфортом там проблемы, там действительно некуда положить громоздкий багаж. Да, там сейчас схемы, что есть багажные купе, размещайте, пожалуйста, багаж в багажных купе, но все равно, во-первых, это не очень удобно… Тамара Шорникова: Это за отдельную плату или включено в стоимость? Кирилл Янков: Это включено в стоимость, в стоимость включено до 36 килограммов, как известно, свыше 36 килограммов надо платить. Но, конечно, там меньше комфортно. Но эти 2-этажные вагоны, 2-этажные купе в принципе дешевле обычных купе, тут надо вот это сказать тоже. И в свое время, когда разрабатывались 2-этажные вагоны, в "РЖД" даже заявляли, что эти вагоны придут на смену плацкарту. Но как видим, они не заменили плацкарт, они не по всей сети могут пройти, потому что не везде есть соответствующие габариты. С точки зрения контактного провода все безопасно, но действительно они не везде могут проехать. И, конечно, скажу про север Тюменской области, про Ямал. Вы знаете, к сожалению, тут, видимо, такой подход, что если на Ямале литр молока стоит в 2 раза дороже, чем в Москве (в Москве 50 рублей, на Ямале 100 рублей), то… Тамара Шорникова: …то уж билет… Кирилл Янков: …то там можно уж драть за все дороже, люди там богатые, вахтовики, они за все заплатят. Юрий Коваленко: Но позвольте, в таком случае там поезда с золочеными унитазами должны ездить, это же на север. Тамара Шорникова: А ездят старые с вахтовиками. Кирилл Янков: Да. А с другой стороны, видимо, с глаз долой, подальше от начальства именно старые вагоны туда перевели: в Москву старые вагоны сейчас не пускают, их очень мало в Москве, практически нет, а вот с глаз долой, типа вахтовики вытерпят, пусть ездят в старых вагонах. Конечно, это неправильно, конечно, мы проверим еще время в пути поезда "Уренгой – Новосибирск", соответствует ли это стандарту скорого поезда, там определенная маршрутная скорость должна быть у скорого поезда, если она меньше, поезд нельзя объявлять скорым, он должен быть обычным пассажирским. Юрий Коваленко: А у вас есть какой-то портал, куда можно обратиться с жалобой? Кирилл Янков: Да-да, у нас есть сайт, пожалуйста, пишите, мы стараемся с каждой жалобой разобраться… Юрий Коваленко: Как сайт называется? Кирилл Янков: "Союз пассажиров" вводите, sopass.ru. Юрий Коваленко: Хорошо. Я думаю, что в ближайшее время вам напишут очень много всевозможного, работой вас обеспечат. Давайте подведем итоги голосования по поводу пользования железной дорогой: "да" сказали уверенно 72% россиян, они пользуются услугами пассажирского поезда, ну и 28% уверенно предпочитают либо автотранспорт, либо все же, наверное, авиабилеты. Тамара Шорникова: А может быть, сидят дома, домоседы. Юрий Коваленко: Или путешествуют пешком. Ну что же, спасибо большое. У нас в гостях был Кирилл Янков, председатель "Союза пассажиров", член Общественного совета при Минтрансе России. Спасибо большое. Тамара Шорникова: Спасибо. Кирилл Янков: Спасибо.