Кирилл Янков: До Крыма поезд доезжает за две ночи, но есть резерв для того, чтобы это было быстрее
https://otr-online.ru/programmy/segodnya-v-rossii/kirill-yankov-40527.html Александр Денисов: Прежде чем перейти к первой теме, требуется пояснение. Мы обычно цитату даем. Я процитировал знакомую моей мамы, которая сказала, что у нее мечта – чтобы под Новый год отключили свет и газ. Мне пишут: «С огорчением узнали, что друзья вашей мамы – радикалы». Поясняю: она просто готовить не хотела, она не радикальная, просто не хотелось ей суетиться и мучиться под Новый год.
Первая тема – «Поезд на Крым в пути». На данный момент уже как минимум пять часов он движется. Первый состав в Севастополь отправился из Петербурга и пересечет Крымский мост спустя полтора суток. Билеты на первые поезда разлетелись подчистую в первые же дни. Вот сейчас пролетим над Крымским мостом, полностью готовым. Вот с одной стороны автомобильная часть, а с другой – железнодорожная. Мы видим, что слева автомобильная, а справа железнодорожная. Пока поездов там нет, но, как мы повторили, через полтора суток уже пройдет первый поезд. Еще летом поезда доходили только до Анапы, а дальше все пересаживались на автобусы и часов семь-восемь катились по трассе до Евпатории, например. Все! Теперь с этого дня никаких больше пересадок, едем спокойно до Крыма и там отдыхаем.
Анастасия Сорокина: Движение по Крымскому мосту сегодня открыл Владимир Путин. Первый поезд прошел над Керченским проливом из Крыма в Краснодарский край. Пока это не регулярный рейс. Железную дорогу на самом длинном мосту Европы и в России проинспектировал президент. Строительство перехода через перелив началось почти четыре года назад и обошлось в 228 миллиардов рублей. В мае 2018-го по мосту пошли легковые автомобили и автобусы. В октябре того же года открылось движение грузовиков.
Владимир Путин, президент Российской Федерации: «И вы показали, что мы можем на основе своей собственной технологической базы осуществлять такие масштабные проекты. Это вселяет, без всякого преувеличения, практически в каждого из нас уверенность в том, что мы и другие подобного рода проекты можем и обязательно будем делать в будущем. Спасибо вам большое за вашу настойчивость, за ваш талант – всем».
Александр Денисов: Владимир Путин в режиме телемоста наблюдал, как из Санкт-Петербурга тронулся в путь первый регулярный пассажирский поезд в Крым. 530 пассажиров едут в нем. Над Керченским проливом пройдут послезавтра. В тот же день состав прибудет в Севастополь. Следующий поезд «Москва – Симферополь» отправится завтра. Компания-оператор продала на ближайшие дни почти 60 тысяч билетов туда и обратно. Раньше российские поезда в Крым ходили через территорию Украины, как мы знаем. После того как Киев запретил транзит, сообщения не было, на полуострове работали только электрички. С 1 июля следующего года Россия планирует пустить по Крымскому мосту также грузовые поезда.
Анастасия Сорокина: Обсуждаем это вместе с вами. Звоните и задавайте вопросы. Я уверена, что их очень много.
А в студии у нас – Кирилл Янков, заведующей лабораторией Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, член Общественного совета при Минтрансе России. Кирилл Вадимович, добрый вечер.
Кирилл Янков: Добрый вечер.
Александр Денисов: А давайте…
Анастасия Сорокина: Первый вопрос, который, наверное, интересен абсолютно всем, Саша: цены. Сколько будет стоить дорога по Крымскому мосту?
Кирилл Янков: Цены вполне сопоставимые с ценами на курорты Черноморского побережья Кавказа. Примерно пять, шесть, семь, восемь тысяч – цена плацкартного и купейного билета. Цены не отличаются сильно. Есть такие нюансы. Просто немножко ближе доехать, скажем, до Керчи (хотя в Керчи пока нет остановки), до Феодосии, а немножко дальше до Симферополя и до Севастополя. Цены все те же самые, знакомые россиянам по поездкам на Черное море, на Кавказ.
Александр Денисов: Давайте сравним цены с авиабилетами. А сейчас посмотрим… Мы уже начали рассказывать, как строился мост. Вот эти четыре года за 30 секунд.
Анастасия Сорокина: За 30 секунд.
Александр Денисов: Да. Проскочим, посмотрим, как это было, и восхитимся.
ВИДЕО
Александр Денисов: Видим, как пролеты моста задвигают с помощью судов. Весну сменяет лето, зима – смены сезонов. Все это началось с 2015 года. И смотрите – сегодня уже первый поезд отправился. Темпы вызывают восхищение. Вот это как раз автомобильная часть слева быстро налаживается, а вот уже железнодорожная часть. Мы видим, как снято из кабины машиниста. Как раз такой вид был у президента, он же сегодня проехался как раз на этом нерегулярном маршруте, так сказать, опробовал первый поезд.
Кирилл, сейчас уже начинают сравнение. Настя про цены спросила. Всех интересуют цены, все сравнивают с самолетами. Есть даже мнение, что…
Анастасия Сорокина: Ну самолетом дешевле, лоукостером каким-нибудь.
Кирилл Янков: Ну, самолетом дешевле не в сезон, а зимой. Не в сезон можно и за 4 тысячи улететь. Я думаю, в сезон цены и на самолет будут выше. Ну, цены будут сопоставимые. Может быть, плацкарт будет немного дешевле самолета, а купе, может быть, немного дороже самолета. Сейчас свободное ценообразование, прежде всего у авиаторов свободное ценообразование. На железной дороге есть так называемое динамическое ценообразование. Цены тоже зависят от сезона. Думаю, что поскольку у государства есть рычаги и по железнодорожным тарифам, и в меньшей степени по авиатарифам, цены будут поддерживаться на приемлемом уровне и не отличаться никак принципиально от цен в Сочи и в Анапу.
Александр Денисов: Давайте сделаем сразу оговорку про цены, чтобы было понятно. Так сказать, на пальцах все разложим. Смотрите. Лоукостер – первое Настя упомянула. Может быть, если лоукостером лететь, дешевая компания, то будет сопоставимая цена. С лоукостером чемодан не возьмешь. А если ты летишь семьей, то там уже не один чемодан. Сразу цена подскакивает минимум в два раза. В поезд бери, пожалуйста, сколько тебе влезет.
Во-вторых, обычно эти самолеты вылетают в неудобное время, глубокой ночью, прилетаешь тоже рано утром. Приходится еще сидеть и ждать, пока автобусы пойдут – ну, если есть желание сэкономить, конечно, такси не брать. Совершенно неудобно. Самолет очевидно проигрывает, потому что поезд отходит удобно, с комфортом приехал, добрался до места назначения. А от аэропорта еще нужно доехать до Феодосии, до Евпатории. Поезд, по-моему, прекрасное средство передвижения.
Кирилл Янков: Да. Для деловых людей поезд мало подходит, потому что это время. А для тех, кто едет на отдых и готов пожертвовать одним-двумя днями, поезд – это удобно. Акклиматизация быстрее происходит. И вообще люди в России, наши соотечественники любят ездить поездами.
Вот на Черноморском побережье Кавказа (опять-таки сравню) количество отдыхающих там сопоставимо с Крымом. За лето в Крыму отдыхает около 5 миллионов, а на Черноморском побережье Кавказа – 11 с чем-то миллионов. Так вот, на Черноморское побережье Кавказа летом около трех десятков поездов – и в Анапу, и в Сочи, и в Новороссийск. А зимой там полтора десятка поездов ходит. Ну, в Крым, допустим, в два с половиной раза меньше турпоток, но это означает, что 5–6 поездов будут востребованы даже зимой, а летом будут востребованы 10–15 поездов каждый день.
Александр Денисов: Даже докажу на личном примере. Вот этим летом (Насте не даю сказать) у меня был такой затяжной отдых в Крыму, отдыхал в Евпатории как раз. И я все откладывал свое возвращение домой, отдыхал прекрасно. Думаю: ну, еще через пару недель… Естественно, думаю: билет на самолет возьму. Когда захочу, тогда и возьму. Ну и что? В итоге цена практически под 20 тысяч была, если везти мой чемодан и прочее. Очень дорого! Я пришел в кассу, когда еще не было прямого сообщения, там нужно было на автобусе, потом в Анапе садишься. 7 тысяч всего! Спокойно день в день сел и уехал. Всего 7 тысяч, Кирилл. Такая же цена и останется.
Кирилл Янков: Конечно, авиакомпании тут практикуют гораздо больший разброс. Действительно, за сутки авиакомпания может очень сильно вздуть цены. Железные дороги так не делают. И вы правы, пунктов в Крыму, куда ездят отдыхающие, много. Пока поезда пошли в Симферополь и Севастополь, они пока не пошли ни в Евпаторию, ни в Феодосию. Ну, насколько нам объявили летом, с мая они уже будут ходить и в Евпаторию, и в Феодосию. Что делает более удобным подъезд во многие популярные места в Крыму.
Анастасия Сорокина: Не значит ли это, что когда будут разрастаться направления и появится действительно вот тот самый спрос, то все-таки начнет расти и ценообразования? За какое время, условно говоря, нужно покупать эти билеты, чтобы точно не прогадать и быть уверенным, что ты в заложенную сумму на отдых уложишься, покупая билеты на поезд?
Кирилл Янков: По-моему, за 60 дней сейчас открываются продажи в Крым. Вот за 60 дней их и надо начинать покупать. Конечно, в августе они будут дороже. Понимаете, цена не может быть одинакова в течение всего года, потому что цена – это еще и стимул больше ездить не в сезон. Понимаете, если сделать одинаковую цену весь год, то билеты на август будут распродаваться в мае, в июне, а билеты на март, допустим, будут до последнего лежать, и поезда в марте будут ходить пустыми. Поэтому дифференциация ценообразования в зависимости от времени года – это разумная вещь. Но другое дело, что она должна быть также и в разумных пределах, не в 10 раз.
Анастасия Сорокина: Поговорим с нашим корреспондентом?
Александр Денисов: Да, в Крыму. На связи у нас Олег Зайковский. Он расскажет нам, как ждут первый поезд, как будут его встречать. Олег?
Олег Зайковский: Да, коллеги, приветствую.
Александр Денисов: Да, Олег, привет.
Анастасия Сорокина: Добрый вечер.
Александр Денисов: Вот первый поезд в Севастополь прибудет.
Олег Зайковский: Да, именно так. 25-го числа в 9:25 утра.
Александр Денисов: И мы с удивлением… точнее, не с удивлением, а ожидаемо вполне, что все билеты на ближайшие поезда… Почти 60 тысяч билетов раскуплено туда и обратно. То есть люди ждали. Даже сейчас не сезон, тем не менее сколько желающих поехать-то оказалось. Удивительно, да?
Олег Зайковский: Ну, это не удивительно, потому что крымчане и вообще все россияне… Это такое событие большое. Я могу вам сказать, что завтра начинается продажа лимитированной серии вина и шампанского «Крымский мост». Так вот, я сегодня уже узнавал, что люди записываются в очередь, чтобы купить вино, у которого отличие от обычного – всего лишь, грубо говоря, этикетка. То есть у этой лимитированной серии такой дикий успех, хотя никто не ожидал. Это волна патриотизма и как бы радость за успехи наших мостостроителей, железнодорожников, она имеет место быть. Это, конечно, хорошо.
Александр Денисов: А сколько стоит такая лимитированное вино, бутылка? Интересно просто.
Олег Зайковский: Оно практически не отличается по цене от обычного вина, скажем так. Скажем, у «Массандры» это «Мускат Белый Красного Камня». Там, по-моему, разница в цене – 50 или 100 рублей за бутылку. То есть совсем немного.
Анастасия Сорокина: А как готовятся к этому первому прибытию? Что-то заявлено в программе? Будет ли какая-то торжественная часть для первых пассажиров?
Олег Зайковский: Торжественная часть наверняка будет. Ну, выступят представители городских властей и так далее. В Симферополе планируют встречать 26-го двухэтажный поезд из Москвы. Я знаю, что там силачи-богатыри будут тянуть железнодорожный состав на определенное расстояние. А если говорить о том, как готовятся к встрече поездов сами железнодорожники, то за последний год где-то был проведен капитальный ремонт всех шести вокзалов полуострова – в Симферополе, Севастополе, Феодосии, Евпатории, Керчи и Джанкое. Также сделали ремонт пассажирских зданий. Что делали на вокзалах? Обновляли тротуарную, освежали ремонт внутри зданий, снаружи красили, уложили новую тактильную плитку. То есть провели большой объем работ.
Александр Денисов: Олег, я не знаю, в Севастополе не был на железнодорожном вокзале, но был в Симферополе. Ты же из Симферополя сейчас выходишь с нами на связь, правильно?
Олег Зайковский: Да.
Александр Денисов: Да-да. И вокзал, конечно, выглядел там грустно, пустынно, собака лежит посреди большущего зала. То есть в ближайшие недели и месяцы ситуация поменяется? Все-таки люди…
Анастасия Сорокина: …заполнят вокзал. Ты это хочешь сказать?
Александр Денисов: Да-да-да.
Олег Зайковский: Да, конечно, людей станет больше. Сейчас изменили немножко логистическую схему, откуда заходить в здание вокзала, откуда выходить. Кроме этого, почистили… Раньше там были незаконные ларьки, торговля еще при Украине. Сейчас эту ситуацию улучшили. Обещают в новом году еще улучшить, чтобы максимально мало было незаконной торговли, которая людям мешает. И конечно же, я думаю, уже через неделю станет больше как пассажиров на вокзале, так и людей, которые могут им что-то предложить, а именно таксистов, каких-то людей, которые предлагают разные другие услуги. Кстати, я забыл упомянуть, что башня вокзала, которую вы только что видели на экране, она тоже реставрирована. Она является памятником архитектуры. С ней были проблемы, но сейчас она уже приведена в порядок.
Александр Денисов: Олег, спасибо большое.
Анастасия Сорокина: Спасибо. На связи с нами был Олег Зайковский, корреспондент Общественного телевидения России.
Александр Денисов: Ждем от Олега репортаж про силачей, которые потащат первый поезд, затащат его в Севастополь.
Анастасия Сорокина: А у нас уже ждут зрители, давайте дадим слово. Очень много звонков. Первой дадим высказаться Светлане из Москвы. Здравствуйте.
Зритель: Здравствуйте, ребята. Я так рада, что теперь из Москвы в Крым можно доехать на поезде! Я пенсионерка, 80 лет, в прошлом инженер-строитель. Алло.
Анастасия Сорокина: Да, мы слышим вас.
Зритель: Мы с мужем поколесили по всему Союзу, строили очень много, во многих местах. Короче говоря, очень рада. Я благодарна прежде всего вашему каналу, всей вашей редакции. И вас, ребята, поздравляю с наступающим Новым годом. Желаю вам здоровья, самое главное, и продолжать вашу неутомимую работу.
Анастасия Сорокина: Спасибо вам, Светлана.
Зритель: Привет вам! Светлана.
Александр Денисов: Спасибо, Светлана, спасибо вам от души.
Анастасия Сорокина: Из Тверской области Виталий еще. Можно, Саша?
Александр Денисов: Конечно. Я разрешаю.
Анастасия Сорокина: Виталий, добрый вечер.
Зритель: Добрый вечер. Будьте добры, пожалуйста, вопрос гостю в студии. Скажите, пожалуйста, будут ли регулярные рейсы поездов на Крым через Крымский мост из разных регионов России – из Москвы, из Казани, из Нижнего Новгорода, из Краснодара, Новосибирска, например? Или поезд будет ходить только из Санкт-Петербурга? Спасибо.
Анастасия Сорокина: Спасибо, Виталий.
Кирилл Янков: Да, конечно. Примерно с мая (об этом была уже предварительная информация) будут запущены еще несколько поездов. Предварительная география включает Нижний Новгород, Пермь, Екатеринбург, Челябинск, Архангельск. Под вопросом, возможно, Мурманск и Смоленск, а еще Кисловодск. Вот такая возможная география маршрутов. Точнее мы об этом узнаем позже. Но хочу сказать, что из Твери, откуда наш телезритель обратился, как раз доехать уже можно.
Александр Денисов: Конечно. Это по дороге из Петербурга.
Кирилл Янков: Петербургский поезд там останавливается.
Александр Денисов: Вот любопытно. Компания, чьи поезда отправляются, отправились уже в Крым, – «Гранд Сервис Экспресс». Почему не «РЖД», а некая «Гранд Сервис Экспресс»? Что это вообще такое?
Кирилл Янков: Это следствие международных правовых проблем, скажем так. Почему «Сбербанк» не работает в Крыму? Вот не работает. По той же причине.
Александр Денисов: Ни один российский банк там не работает.
Кирилл Янков: Нет, есть парочка, но основных банков там нет – ни «Сбербанка», ни «ВТБ» там нет. И «РЖД» по тем же причинам, связанным с международным правовым, санкционным режимом, по той же самой причине «РЖД» в Крыму тоже не работает.
Александр Денисов: А чего они опасаются? Что им запретят маршруты в Вену или в Берлин?
Анастасия Сорокина: Какие-то штрафные санкции?
Кирилл Янков: Ну, в Вену или Берлин вряд ли запретят. «Аэрофлоту» не запретили никуда летать, хотя он летает в Симферополь.
Александр Денисов: Конечно.
Кирилл Янков: Я думаю, что у «РЖД», кроме этого, есть ряд значимых международных проектов по строительству всяческих международных линий, начиная от Индонезии и заканчивая Бразилией. Возможно, такие очень широкие международные связи «РЖД» диктуют им воздерживаться от того, чтобы быть в Крыму. Там же отдельное госпредприятие «Крымская железная дорога». И хочу сказать, что сам факт, что другой перевозчик – это позитивный фактор у нас. А позитивный почему? Появляется чуть больше конкуренции между разными перевозчиками.
Александр Денисов: А он совсем другой? Или это просто «дочка» такая?
Кирилл Янков: Нет, «Гранд Экспресс» – это не дочка «РЖД». Смотрите. Допустим, на участке от Москвы до Воронежа или от Москвы до Ростова теперь появилась конкуренция: можно ехать поездами «Федеральной пассажирской компании» («дочки» «РЖД»), а можно ехать идущими в Крым поездами «Гранд Экспресса». То есть в этом есть и свой позитив.
Анастасия Сорокина: Вот этот уникальный проект – 19 километров, самый большой мост в Европе – это, скажем так, сейчас такое достижение? Или это один из показателей того, что у нас сейчас действительно такие невероятные технологии есть и возможности создавать очень качественные дороги, и это не последний проект, которым мы будем гордиться?
Кирилл Янков: Ну, нет задачи – строить мосты длиннее. Каждый раз перед инженерами, перед проектировщиками стоит задача – выбрать оптимальное решение и по длине, и по стоимости, и по всяким инженерным вопросам (почва, грунты и так далее). Безусловно, современные технологии позволяют строить мосты длиной любой, хоть 50 километров. Ну, имеется в виду – на небольшой глубине. Понятно, что на океанских глубинах мосты никто строить не будет. Ну, по такому мелководью можно хоть поперек Азовского моря построить мост, пожалуйста. Можно было из Ростова в Керчь по Азовскому морю построить. Это позволяют технологии.
Но экономика в данном случае, экономический расчет диктовал именно это направление – через косу Тузла, южнее Керчи. Хотя самое короткое расстояние между берегами севернее, где коса Чушка, где паромная переправа. И по причинам геологии, и по причинам течений, ветров в Керченском проливе было выбрано именно это направление.
Вряд ли в России в ближайшее время появится более длинный мост. Мост на Сахалин, мне кажется, все-таки не стоит в повестке дня, потому что там нет потенциального пассажиропотока и грузопотока, там нет столько пассажиров, которые готовы несколько дней ехать на Сахалин поездом. Мост через Лену в Якутске тоже обещает быть одним из самых длинных, но, пожалуй, он будет все-таки короче Керченского моста.
Александр Денисов: 60 тысяч билетов уже распродали, хотя только-только началось сообщение железнодорожное. Что же будет летом тогда?
Кирилл Янков: Значит, летом станет больше поездов. Понятно, что перевозчик коммерческий. Да, чем больше поездов, тем лучше. Но тут есть определенный предел. Дело в том, что нельзя иметь запас вагонов, которые выпускаются на рельсы только два месяца в году (июль и август), а десять месяцев стоят на приколе. Просто это слишком дорого. Так что, видимо, действительно летом не всем хватит билетов. И тем, кто хотят ехать в июле и августе, лучше покупать билеты заранее.
Александр Денисов: А поезда будут все те же, такого же типа? Вот эти двухэтажные, современные? Я на таком ехал, прекрасный поезд.
Кирилл Янков: Двухэтажный «Москва – Симферополь». Поезд «Петербург – Севастополь» одноэтажный. И, насколько я знаю, другие поезда тоже будут больше одноэтажные, чем двухэтажные: и в Екатеринбург, и в Нижний Новгород. Двухэтажные поезда востребованы по очень немногим маршрутам, где есть стабильный спрос в течение всего года.
Александр Денисов: Нашего производства поезда?
Кирилл Янков: Да, они нашего, они тверского производства, тверского завода.
Анастасия Сорокина: И там также плацкарт, СВ, купе – все классы?
Кирилл Янков: В двухэтажных поездах нет плацкарта, там купе. Но надо сказать, что купе там дешевле купе в одноэтажных поездах, потому что оно более тесное. И там есть проблема в том, куда положить багаж. Там делают специальные багажные купе. Тем не менее это хороший вариант, недорогой. Он стоит чуть дороже плацкарта, но дешевле купе.
Там есть СВ. Там есть вагоны-рестораны. Существует компоновка сидячих вагонов с креслами в двухэтажных поездах. Ну, они эксплуатируются на направлении Москва – Воронеж, например. Думаю, до Крыма будет задействована обычная компоновка с купе и СВ. А одноэтажные поезда будут включать в себя и плацкарту, конечно.
Александр Денисов: Кстати, там душевые кабины есть, в этих двухэтажных поездах. То есть вообще не проблема. Хоть неделю катайся.
Анастасия Сорокина: Путешествуй с комфортом.
Александр Денисов: Да-да-да.
Кирилл Янков: Ну, поезд две ночи идет, он идет достаточно долго. Если до Сочи поезд доезжает за 24 часа, то пока для Крыма, надо сказать, две ночи. И есть резервы сделать так, конечно, чтобы он шел быстрее.
Александр Денисов: А за счет чего?
Кирилл Янков: Во-первых, за счет того, что недотянут электропровод. Через Крымский мост и дальше до станции Джанкой поезд едет под тепловозом, там пока не сделана электрификация. Еще много чего нужно сделать. Дальше он заходит на станцию Джанкой, там меняется тепловоз на электровоз, и последние 100 километров до Симферополя он едет под электровозом. Вот когда будет сплошная электрификация сделана, то можно будет от Симферополя до Ростова или даже до Москвы ехать под одним электровозом, и таких стоянок для смены локомотивов можно будет избежать.
Александр Денисов: Спасибо большое, Кирилл.
Анастасия Сорокина: Спасибо. У нас в студии был Кирилл Янков, заведующий лабораторией Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, член Общественного совета при Минтрансе России. Спасибо, что были с нами.
Александр Денисов: Спасибо, Кирилл.