Кирилл Янков: До Крыма поезд доезжает за две ночи, но есть резерв для того, чтобы это было быстрее

Кирилл Янков: До Крыма поезд доезжает за две ночи, но есть резерв для того, чтобы это было быстрее
Карантин за свой счёт. Экономика взаперти. Кредит для зарплаты. Наварились на гречке. Отпущение грехов. Кому паёк?
«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Продолжение
Выживание бизнеса: хватит ли помощи от государства?
Сергей Лесков: Закрытие религиозных учреждений может посеять ту самую панику, которая лучший союзник любого вируса
Как трудности меняют человека?
Ажиотажный спрос и курс доллара никак не могут влиять на цену крупы, которая уже расфасована и лежит на складах
Личный контроль: безопасность мегаполисов
Экономика взаперти
Селфи на пляже больше не в тренде. Как соцсети реагируют на карантин
Робот - друг ребёнка
Гости
Кирилл Янков
заведующий лабораторией Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, член общественного совета при Минтрансе России

Александр Денисов: Прежде чем перейти к первой теме, требуется пояснение. Мы обычно цитату даем. Я процитировал знакомую моей мамы, которая сказала, что у нее мечта – чтобы под Новый год отключили свет и газ. Мне пишут: «С огорчением узнали, что друзья вашей мамы – радикалы». Поясняю: она просто готовить не хотела, она не радикальная, просто не хотелось ей суетиться и мучиться под Новый год.

Первая тема – «Поезд на Крым в пути». На данный момент уже как минимум пять часов он движется. Первый состав в Севастополь отправился из Петербурга и пересечет Крымский мост спустя полтора суток. Билеты на первые поезда разлетелись подчистую в первые же дни. Вот сейчас пролетим над Крымским мостом, полностью готовым. Вот с одной стороны автомобильная часть, а с другой – железнодорожная. Мы видим, что слева автомобильная, а справа железнодорожная. Пока поездов там нет, но, как мы повторили, через полтора суток уже пройдет первый поезд. Еще летом поезда доходили только до Анапы, а дальше все пересаживались на автобусы и часов семь-восемь катились по трассе до Евпатории, например. Все! Теперь с этого дня никаких больше пересадок, едем спокойно до Крыма и там отдыхаем.

Анастасия Сорокина: Движение по Крымскому мосту сегодня открыл Владимир Путин. Первый поезд прошел над Керченским проливом из Крыма в Краснодарский край. Пока это не регулярный рейс. Железную дорогу на самом длинном мосту Европы и в России проинспектировал президент. Строительство перехода через перелив началось почти четыре года назад и обошлось в 228 миллиардов рублей. В мае 2018-го по мосту пошли легковые автомобили и автобусы. В октябре того же года открылось движение грузовиков.

Владимир Путин, президент Российской Федерации: «И вы показали, что мы можем на основе своей собственной технологической базы осуществлять такие масштабные проекты. Это вселяет, без всякого преувеличения, практически в каждого из нас уверенность в том, что мы и другие подобного рода проекты можем и обязательно будем делать в будущем. Спасибо вам большое за вашу настойчивость, за ваш талант – всем».

Александр Денисов: Владимир Путин в режиме телемоста наблюдал, как из Санкт-Петербурга тронулся в путь первый регулярный пассажирский поезд в Крым. 530 пассажиров едут в нем. Над Керченским проливом пройдут послезавтра. В тот же день состав прибудет в Севастополь. Следующий поезд «Москва – Симферополь» отправится завтра. Компания-оператор продала на ближайшие дни почти 60 тысяч билетов туда и обратно. Раньше российские поезда в Крым ходили через территорию Украины, как мы знаем. После того как Киев запретил транзит, сообщения не было, на полуострове работали только электрички. С 1 июля следующего года Россия планирует пустить по Крымскому мосту также грузовые поезда.

Анастасия Сорокина: Обсуждаем это вместе с вами. Звоните и задавайте вопросы. Я уверена, что их очень много.

А в студии у нас – Кирилл Янков, заведующей лабораторией Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, член Общественного совета при Минтрансе России. Кирилл Вадимович, добрый вечер.

Кирилл Янков: Добрый вечер.

Александр Денисов: А давайте…

Анастасия Сорокина: Первый вопрос, который, наверное, интересен абсолютно всем, Саша: цены. Сколько будет стоить дорога по Крымскому мосту?

Кирилл Янков: Цены вполне сопоставимые с ценами на курорты Черноморского побережья Кавказа. Примерно пять, шесть, семь, восемь тысяч – цена плацкартного и купейного билета. Цены не отличаются сильно. Есть такие нюансы. Просто немножко ближе доехать, скажем, до Керчи (хотя в Керчи пока нет остановки), до Феодосии, а немножко дальше до Симферополя и до Севастополя. Цены все те же самые, знакомые россиянам по поездкам на Черное море, на Кавказ.

Александр Денисов: Давайте сравним цены с авиабилетами. А сейчас посмотрим… Мы уже начали рассказывать, как строился мост. Вот эти четыре года за 30 секунд.

Анастасия Сорокина: За 30 секунд.

Александр Денисов: Да. Проскочим, посмотрим, как это было, и восхитимся.

ВИДЕО

Александр Денисов: Видим, как пролеты моста задвигают с помощью судов. Весну сменяет лето, зима – смены сезонов. Все это началось с 2015 года. И смотрите – сегодня уже первый поезд отправился. Темпы вызывают восхищение. Вот это как раз автомобильная часть слева быстро налаживается, а вот уже железнодорожная часть. Мы видим, как снято из кабины машиниста. Как раз такой вид был у президента, он же сегодня проехался как раз на этом нерегулярном маршруте, так сказать, опробовал первый поезд.

Кирилл, сейчас уже начинают сравнение. Настя про цены спросила. Всех интересуют цены, все сравнивают с самолетами. Есть даже мнение, что…

Анастасия Сорокина: Ну самолетом дешевле, лоукостером каким-нибудь.

Кирилл Янков: Ну, самолетом дешевле не в сезон, а зимой. Не в сезон можно и за 4 тысячи улететь. Я думаю, в сезон цены и на самолет будут выше. Ну, цены будут сопоставимые. Может быть, плацкарт будет немного дешевле самолета, а купе, может быть, немного дороже самолета. Сейчас свободное ценообразование, прежде всего у авиаторов свободное ценообразование. На железной дороге есть так называемое динамическое ценообразование. Цены тоже зависят от сезона. Думаю, что поскольку у государства есть рычаги и по железнодорожным тарифам, и в меньшей степени по авиатарифам, цены будут поддерживаться на приемлемом уровне и не отличаться никак принципиально от цен в Сочи и в Анапу.

Александр Денисов: Давайте сделаем сразу оговорку про цены, чтобы было понятно. Так сказать, на пальцах все разложим. Смотрите. Лоукостер – первое Настя упомянула. Может быть, если лоукостером лететь, дешевая компания, то будет сопоставимая цена. С лоукостером чемодан не возьмешь. А если ты летишь семьей, то там уже не один чемодан. Сразу цена подскакивает минимум в два раза. В поезд бери, пожалуйста, сколько тебе влезет.

Во-вторых, обычно эти самолеты вылетают в неудобное время, глубокой ночью, прилетаешь тоже рано утром. Приходится еще сидеть и ждать, пока автобусы пойдут – ну, если есть желание сэкономить, конечно, такси не брать. Совершенно неудобно. Самолет очевидно проигрывает, потому что поезд отходит удобно, с комфортом приехал, добрался до места назначения. А от аэропорта еще нужно доехать до Феодосии, до Евпатории. Поезд, по-моему, прекрасное средство передвижения.

Кирилл Янков: Да. Для деловых людей поезд мало подходит, потому что это время. А для тех, кто едет на отдых и готов пожертвовать одним-двумя днями, поезд – это удобно. Акклиматизация быстрее происходит. И вообще люди в России, наши соотечественники любят ездить поездами.

Вот на Черноморском побережье Кавказа (опять-таки сравню) количество отдыхающих там сопоставимо с Крымом. За лето в Крыму отдыхает около 5 миллионов, а на Черноморском побережье Кавказа – 11 с чем-то миллионов. Так вот, на Черноморское побережье Кавказа летом около трех десятков поездов – и в Анапу, и в Сочи, и в Новороссийск. А зимой там полтора десятка поездов ходит. Ну, в Крым, допустим, в два с половиной раза меньше турпоток, но это означает, что 5–6 поездов будут востребованы даже зимой, а летом будут востребованы 10–15 поездов каждый день.

Александр Денисов: Даже докажу на личном примере. Вот этим летом (Насте не даю сказать) у меня был такой затяжной отдых в Крыму, отдыхал в Евпатории как раз. И я все откладывал свое возвращение домой, отдыхал прекрасно. Думаю: ну, еще через пару недель… Естественно, думаю: билет на самолет возьму. Когда захочу, тогда и возьму. Ну и что? В итоге цена практически под 20 тысяч была, если везти мой чемодан и прочее. Очень дорого! Я пришел в кассу, когда еще не было прямого сообщения, там нужно было на автобусе, потом в Анапе садишься. 7 тысяч всего! Спокойно день в день сел и уехал. Всего 7 тысяч, Кирилл. Такая же цена и останется.

Кирилл Янков: Конечно, авиакомпании тут практикуют гораздо больший разброс. Действительно, за сутки авиакомпания может очень сильно вздуть цены. Железные дороги так не делают. И вы правы, пунктов в Крыму, куда ездят отдыхающие, много. Пока поезда пошли в Симферополь и Севастополь, они пока не пошли ни в Евпаторию, ни в Феодосию. Ну, насколько нам объявили летом, с мая они уже будут ходить и в Евпаторию, и в Феодосию. Что делает более удобным подъезд во многие популярные места в Крыму.

Анастасия Сорокина: Не значит ли это, что когда будут разрастаться направления и появится действительно вот тот самый спрос, то все-таки начнет расти и ценообразования? За какое время, условно говоря, нужно покупать эти билеты, чтобы точно не прогадать и быть уверенным, что ты в заложенную сумму на отдых уложишься, покупая билеты на поезд?

Кирилл Янков: По-моему, за 60 дней сейчас открываются продажи в Крым. Вот за 60 дней их и надо начинать покупать. Конечно, в августе они будут дороже. Понимаете, цена не может быть одинакова в течение всего года, потому что цена – это еще и стимул больше ездить не в сезон. Понимаете, если сделать одинаковую цену весь год, то билеты на август будут распродаваться в мае, в июне, а билеты на март, допустим, будут до последнего лежать, и поезда в марте будут ходить пустыми. Поэтому дифференциация ценообразования в зависимости от времени года – это разумная вещь. Но другое дело, что она должна быть также и в разумных пределах, не в 10 раз.

Анастасия Сорокина: Поговорим с нашим корреспондентом?

Александр Денисов: Да, в Крыму. На связи у нас Олег Зайковский. Он расскажет нам, как ждут первый поезд, как будут его встречать. Олег?

Олег Зайковский: Да, коллеги, приветствую.

Александр Денисов: Да, Олег, привет.

Анастасия Сорокина: Добрый вечер.

Александр Денисов: Вот первый поезд в Севастополь прибудет.

Олег Зайковский: Да, именно так. 25-го числа в 9:25 утра.

Александр Денисов: И мы с удивлением… точнее, не с удивлением, а ожидаемо вполне, что все билеты на ближайшие поезда… Почти 60 тысяч билетов раскуплено туда и обратно. То есть люди ждали. Даже сейчас не сезон, тем не менее сколько желающих поехать-то оказалось. Удивительно, да?

Олег Зайковский: Ну, это не удивительно, потому что крымчане и вообще все россияне… Это такое событие большое. Я могу вам сказать, что завтра начинается продажа лимитированной серии вина и шампанского «Крымский мост». Так вот, я сегодня уже узнавал, что люди записываются в очередь, чтобы купить вино, у которого отличие от обычного – всего лишь, грубо говоря, этикетка. То есть у этой лимитированной серии такой дикий успех, хотя никто не ожидал. Это волна патриотизма и как бы радость за успехи наших мостостроителей, железнодорожников, она имеет место быть. Это, конечно, хорошо.

Александр Денисов: А сколько стоит такая лимитированное вино, бутылка? Интересно просто.

Олег Зайковский: Оно практически не отличается по цене от обычного вина, скажем так. Скажем, у «Массандры» это «Мускат Белый Красного Камня». Там, по-моему, разница в цене – 50 или 100 рублей за бутылку. То есть совсем немного.

Анастасия Сорокина: А как готовятся к этому первому прибытию? Что-то заявлено в программе? Будет ли какая-то торжественная часть для первых пассажиров?

Олег Зайковский: Торжественная часть наверняка будет. Ну, выступят представители городских властей и так далее. В Симферополе планируют встречать 26-го двухэтажный поезд из Москвы. Я знаю, что там силачи-богатыри будут тянуть железнодорожный состав на определенное расстояние. А если говорить о том, как готовятся к встрече поездов сами железнодорожники, то за последний год где-то был проведен капитальный ремонт всех шести вокзалов полуострова – в Симферополе, Севастополе, Феодосии, Евпатории, Керчи и Джанкое. Также сделали ремонт пассажирских зданий. Что делали на вокзалах? Обновляли тротуарную, освежали ремонт внутри зданий, снаружи красили, уложили новую тактильную плитку. То есть провели большой объем работ.

Александр Денисов: Олег, я не знаю, в Севастополе не был на железнодорожном вокзале, но был в Симферополе. Ты же из Симферополя сейчас выходишь с нами на связь, правильно?

Олег Зайковский: Да.

Александр Денисов: Да-да. И вокзал, конечно, выглядел там грустно, пустынно, собака лежит посреди большущего зала. То есть в ближайшие недели и месяцы ситуация поменяется? Все-таки люди…

Анастасия Сорокина: …заполнят вокзал. Ты это хочешь сказать?

Александр Денисов: Да-да-да.

Олег Зайковский: Да, конечно, людей станет больше. Сейчас изменили немножко логистическую схему, откуда заходить в здание вокзала, откуда выходить. Кроме этого, почистили… Раньше там были незаконные ларьки, торговля еще при Украине. Сейчас эту ситуацию улучшили. Обещают в новом году еще улучшить, чтобы максимально мало было незаконной торговли, которая людям мешает. И конечно же, я думаю, уже через неделю станет больше как пассажиров на вокзале, так и людей, которые могут им что-то предложить, а именно таксистов, каких-то людей, которые предлагают разные другие услуги. Кстати, я забыл упомянуть, что башня вокзала, которую вы только что видели на экране, она тоже реставрирована. Она является памятником архитектуры. С ней были проблемы, но сейчас она уже приведена в порядок.

Александр Денисов: Олег, спасибо большое.

Анастасия Сорокина: Спасибо. На связи с нами был Олег Зайковский, корреспондент Общественного телевидения России.

Александр Денисов: Ждем от Олега репортаж про силачей, которые потащат первый поезд, затащат его в Севастополь.

Анастасия Сорокина: А у нас уже ждут зрители, давайте дадим слово. Очень много звонков. Первой дадим высказаться Светлане из Москвы. Здравствуйте.

Зритель: Здравствуйте, ребята. Я так рада, что теперь из Москвы в Крым можно доехать на поезде! Я пенсионерка, 80 лет, в прошлом инженер-строитель. Алло.

Анастасия Сорокина: Да, мы слышим вас.

Зритель: Мы с мужем поколесили по всему Союзу, строили очень много, во многих местах. Короче говоря, очень рада. Я благодарна прежде всего вашему каналу, всей вашей редакции. И вас, ребята, поздравляю с наступающим Новым годом. Желаю вам здоровья, самое главное, и продолжать вашу неутомимую работу.

Анастасия Сорокина: Спасибо вам, Светлана.

Зритель: Привет вам! Светлана.

Александр Денисов: Спасибо, Светлана, спасибо вам от души.

Анастасия Сорокина: Из Тверской области Виталий еще. Можно, Саша?

Александр Денисов: Конечно. Я разрешаю.

Анастасия Сорокина: Виталий, добрый вечер.

Зритель: Добрый вечер. Будьте добры, пожалуйста, вопрос гостю в студии. Скажите, пожалуйста, будут ли регулярные рейсы поездов на Крым через Крымский мост из разных регионов России – из Москвы, из Казани, из Нижнего Новгорода, из Краснодара, Новосибирска, например? Или поезд будет ходить только из Санкт-Петербурга? Спасибо.

Анастасия Сорокина: Спасибо, Виталий.

Кирилл Янков: Да, конечно. Примерно с мая (об этом была уже предварительная информация) будут запущены еще несколько поездов. Предварительная география включает Нижний Новгород, Пермь, Екатеринбург, Челябинск, Архангельск. Под вопросом, возможно, Мурманск и Смоленск, а еще Кисловодск. Вот такая возможная география маршрутов. Точнее мы об этом узнаем позже. Но хочу сказать, что из Твери, откуда наш телезритель обратился, как раз доехать уже можно.

Александр Денисов: Конечно. Это по дороге из Петербурга.

Кирилл Янков: Петербургский поезд там останавливается.

Александр Денисов: Вот любопытно. Компания, чьи поезда отправляются, отправились уже в Крым, – «Гранд Сервис Экспресс». Почему не «РЖД», а некая «Гранд Сервис Экспресс»? Что это вообще такое?

Кирилл Янков: Это следствие международных правовых проблем, скажем так. Почему «Сбербанк» не работает в Крыму? Вот не работает. По той же причине.

Александр Денисов: Ни один российский банк там не работает.

Кирилл Янков: Нет, есть парочка, но основных банков там нет – ни «Сбербанка», ни «ВТБ» там нет. И «РЖД» по тем же причинам, связанным с международным правовым, санкционным режимом, по той же самой причине «РЖД» в Крыму тоже не работает.

Александр Денисов: А чего они опасаются? Что им запретят маршруты в Вену или в Берлин?

Анастасия Сорокина: Какие-то штрафные санкции?

Кирилл Янков: Ну, в Вену или Берлин вряд ли запретят. «Аэрофлоту» не запретили никуда летать, хотя он летает в Симферополь.

Александр Денисов: Конечно.

Кирилл Янков: Я думаю, что у «РЖД», кроме этого, есть ряд значимых международных проектов по строительству всяческих международных линий, начиная от Индонезии и заканчивая Бразилией. Возможно, такие очень широкие международные связи «РЖД» диктуют им воздерживаться от того, чтобы быть в Крыму. Там же отдельное госпредприятие «Крымская железная дорога». И хочу сказать, что сам факт, что другой перевозчик – это позитивный фактор у нас. А позитивный почему? Появляется чуть больше конкуренции между разными перевозчиками.

Александр Денисов: А он совсем другой? Или это просто «дочка» такая?

Кирилл Янков: Нет, «Гранд Экспресс» – это не дочка «РЖД». Смотрите. Допустим, на участке от Москвы до Воронежа или от Москвы до Ростова теперь появилась конкуренция: можно ехать поездами «Федеральной пассажирской компании» («дочки» «РЖД»), а можно ехать идущими в Крым поездами «Гранд Экспресса». То есть в этом есть и свой позитив.

Анастасия Сорокина: Вот этот уникальный проект – 19 километров, самый большой мост в Европе – это, скажем так, сейчас такое достижение? Или это один из показателей того, что у нас сейчас действительно такие невероятные технологии есть и возможности создавать очень качественные дороги, и это не последний проект, которым мы будем гордиться?

Кирилл Янков: Ну, нет задачи – строить мосты длиннее. Каждый раз перед инженерами, перед проектировщиками стоит задача – выбрать оптимальное решение и по длине, и по стоимости, и по всяким инженерным вопросам (почва, грунты и так далее). Безусловно, современные технологии позволяют строить мосты длиной любой, хоть 50 километров. Ну, имеется в виду – на небольшой глубине. Понятно, что на океанских глубинах мосты никто строить не будет. Ну, по такому мелководью можно хоть поперек Азовского моря построить мост, пожалуйста. Можно было из Ростова в Керчь по Азовскому морю построить. Это позволяют технологии.

Но экономика в данном случае, экономический расчет диктовал именно это направление – через косу Тузла, южнее Керчи. Хотя самое короткое расстояние между берегами севернее, где коса Чушка, где паромная переправа. И по причинам геологии, и по причинам течений, ветров в Керченском проливе было выбрано именно это направление.

Вряд ли в России в ближайшее время появится более длинный мост. Мост на Сахалин, мне кажется, все-таки не стоит в повестке дня, потому что там нет потенциального пассажиропотока и грузопотока, там нет столько пассажиров, которые готовы несколько дней ехать на Сахалин поездом. Мост через Лену в Якутске тоже обещает быть одним из самых длинных, но, пожалуй, он будет все-таки короче Керченского моста.

Александр Денисов: 60 тысяч билетов уже распродали, хотя только-только началось сообщение железнодорожное. Что же будет летом тогда?

Кирилл Янков: Значит, летом станет больше поездов. Понятно, что перевозчик коммерческий. Да, чем больше поездов, тем лучше. Но тут есть определенный предел. Дело в том, что нельзя иметь запас вагонов, которые выпускаются на рельсы только два месяца в году (июль и август), а десять месяцев стоят на приколе. Просто это слишком дорого. Так что, видимо, действительно летом не всем хватит билетов. И тем, кто хотят ехать в июле и августе, лучше покупать билеты заранее.

Александр Денисов: А поезда будут все те же, такого же типа? Вот эти двухэтажные, современные? Я на таком ехал, прекрасный поезд.

Кирилл Янков: Двухэтажный «Москва – Симферополь». Поезд «Петербург – Севастополь» одноэтажный. И, насколько я знаю, другие поезда тоже будут больше одноэтажные, чем двухэтажные: и в Екатеринбург, и в Нижний Новгород. Двухэтажные поезда востребованы по очень немногим маршрутам, где есть стабильный спрос в течение всего года.

Александр Денисов: Нашего производства поезда?

Кирилл Янков: Да, они нашего, они тверского производства, тверского завода.

Анастасия Сорокина: И там также плацкарт, СВ, купе – все классы?

Кирилл Янков: В двухэтажных поездах нет плацкарта, там купе. Но надо сказать, что купе там дешевле купе в одноэтажных поездах, потому что оно более тесное. И там есть проблема в том, куда положить багаж. Там делают специальные багажные купе. Тем не менее это хороший вариант, недорогой. Он стоит чуть дороже плацкарта, но дешевле купе.

Там есть СВ. Там есть вагоны-рестораны. Существует компоновка сидячих вагонов с креслами в двухэтажных поездах. Ну, они эксплуатируются на направлении Москва – Воронеж, например. Думаю, до Крыма будет задействована обычная компоновка с купе и СВ. А одноэтажные поезда будут включать в себя и плацкарту, конечно.

Александр Денисов: Кстати, там душевые кабины есть, в этих двухэтажных поездах. То есть вообще не проблема. Хоть неделю катайся.

Анастасия Сорокина: Путешествуй с комфортом.

Александр Денисов: Да-да-да.

Кирилл Янков: Ну, поезд две ночи идет, он идет достаточно долго. Если до Сочи поезд доезжает за 24 часа, то пока для Крыма, надо сказать, две ночи. И есть резервы сделать так, конечно, чтобы он шел быстрее.

Александр Денисов: А за счет чего?

Кирилл Янков: Во-первых, за счет того, что недотянут электропровод. Через Крымский мост и дальше до станции Джанкой поезд едет под тепловозом, там пока не сделана электрификация. Еще много чего нужно сделать. Дальше он заходит на станцию Джанкой, там меняется тепловоз на электровоз, и последние 100 километров до Симферополя он едет под электровозом. Вот когда будет сплошная электрификация сделана, то можно будет от Симферополя до Ростова или даже до Москвы ехать под одним электровозом, и таких стоянок для смены локомотивов можно будет избежать.

Александр Денисов: Спасибо большое, Кирилл.

Анастасия Сорокина: Спасибо. У нас в студии был Кирилл Янков, заведующий лабораторией Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, член Общественного совета при Минтрансе России. Спасибо, что были с нами.

Александр Денисов: Спасибо, Кирилл.

Авторизуйтесь, чтобы быстро и удобно комментировать
Авторизуйтесь, чтобы быстро и удобно комментировать
Комментарии (1)
Виктор-1941
Поезд на Крым - это, несомненно, историческое событие. Кроме того, оно нивелирует некоторое падение рейтинга действующей власти после повышения пенсионного возраста и отказа от введения прогрессивной шкалы налогообложения доходов граждан.

Выпуски программы

  • Все видео
  • Полные выпуски