Каждый год наблюдаем одну и ту же картину - снег на дорогах сходит, а там ямы, а местами и ямищи внушительных размеров. Хуже, когда их не видно из-за огромных луж. По статистике каждая шестая авария на дороге происходит по причине разбитого дорожного покрытия. А водителям только и остается как ездить очень аккуратно, дабы не разбить в пух и прах подвеску своих автомобилей. О состоянии российских дорог - член общественного совета при Минтрансе России Кирилл Вадимович Янков. Мария Карпова: У нас на связи Кирилл Янков, член Общественного Совета при Минтрансе России. Петр Кузнецов: Успеете еще проголосовать, хорошие ли дороги в вашем регионе. «Да», «нет» – 5445. Мария Карпова: Кирилл Вадимович, здравствуйте. Кирилл Вадимович?.. Петр Кузнецов: Да, здравствуйте. Слышно нас, да? Кирилл Янков: Добрый день. Да. Петр Кузнецов: Скажите, пожалуйста, вот у нас сейчас все-таки нормально все с федеральными трассами. Можно так сказать, оценить состояние – нормально? А вот… ну это понятно, они финансируются из федерального бюджета, а в итоге там не соответствуют нормативам, я вот сейчас подглядываю, всего 17% федеральных трасс – не соответствуют, остальные – все в порядке. Но вот с дорогами регионального, местного значения совсем все плохо. Почему половина, даже больше, они там просто проф. непригодны? Кирилл Янков: Ну тут много причин. И исходное состояние было хуже. Но надо сказать, что некоторые региональные трассы сейчас передаются в федеральную собственность. Вот тут бегущей строгой была жалоба, например на дорогу «Киров-Пермь». Она федеральная трасса только 3 года. До этого она была региональной, и ее начали федералы («Росавтодор») приводить в порядок, но, видимо, между Кировом и Пермью еще не успели до конца это сделать. Регионы стараются передавать, конечно, трассы в федеральное ведение, потому что финансирование более стабильное – почти триллион рублей сейчас в федеральном дорожном фонде на содержание автодорог. А могут ли регионы выделать соответствующие суммы? Это проблема. Есть регионы бюджетно обеспеченные, их не так много, и там с дорогами тоже более-менее нормальная ситуация. А есть регионы, где региональный дорожный фонд за счет акцизов не наполняется, и его надо дополнять за счет других бюджетных источников. И тут, извините, есть выбор – то ли на школы, то ли на здравоохранение, то ли на дороги, и решают в разных регионах по-разному. Где-то это вот такие объективные причины, а где-то, конечно, это субъективное разгильдяйство, когда денег выделяется достаточно, но все равно дороги содержатся плохо. В причинах каждый раз надо разбираться. Петр Кузнецов: Есть еще и проблема бесхозных дорог, когда «это не моя трасса, я за нее не отвечаю, она вообще ничья». Кирилл Янков: Да, да. И бесхозные дороги очень не любят на себя органы власти брать. Они начинают «торговаться» – а кто эту дорогу построил, а пусть он приведет ее в нормативное состояние и только потом мы ее возьмем. А тот, кто ее построил – это могла быть какая-то организация, которая построила подъезд для себя, а после этого эта организация или обанкротилась, или с кем-то слилась, или вообще ликвидировалась, уже хозяина не найдешь, и идет вот такая вот «торговля» – да, возьмем, нет, не возьмем. Да такое и на федеральных трассах бывает. Я помню «торговались» в 2000 годы. «Росавтодор» не хотел брать на себя подземный переход в поселке Зеленый через автотрассу М-7, потому что подземный переход построила организация, располагающаяся в поселке Зеленый. И вот вроде бы это дорога должна была, «Росавтодор» должен был на себя взять, но не хотел. И вот так идет «торговля» во многих местах, и в итоге годами такие самостийные дороги никем не обслуживаются, разрушаются, становятся еще хуже и так далее. Да, эта есть проблема, безусловно. Петр Кузнецов: Еще один вопрос, очень коротко, если можно. Задавался он вам и в нашей студии неоднократно, но тем не менее, телезрители меняются, еще раз хочется пояснить. Почему у нас (или это заблуждение, кстати?) квадратный метр дороги такой дорогой, дороже чем на Западе том же? Ну то есть у них тоже, если мы берем Канаду какую-нибудь, США, у них тоже климат – не подарок. Кирилл Янков: Ну тут надо сопоставлять дороги аналогичного класса. Вот в сопоставлении, конечно, если у нас сопоставить квадратный метр на автостраде М-11, и квадратный метр на какой-нибудь обычной дороге в Канаде, у нас получится дороже. Если же сопоставлять в среднем, у нас в общем-то не дороже. Опять-таки в среднем, со странами с аналогичным климатом. Конечно, у нас дороже, чем где-нибудь в Греции, или в Португалии, потому что там снега нет, там зимы с переходом температуры через 0 нет. Петр Кузнецов: Дороги далеко не идеальные, кстати, – вот вы сейчас Грецию, Португалию вспомнили, да. Кирилл Вадимович, не успеваем. Спасибо вам огромное. Мария Карпова: Спасибо большое. Петр Кузнецов: Но вы пояснили, успели, да, спасибо. Член общественного совета при Минтрансе России.