Кликнул - и немедленно выпил
https://otr-online.ru/programmy/segodnya-v-rossii/kliknul-i-nemedlenno-vypil-48343.html Петр Кузнецов: И тоже, разумеется, народный. Алкоголь уходит на дистанционку. Минпромторг поддержал легализацию онлайн-торговли спиртным. Ранее с таким предложением выступили в Общественной палате Ленобласти. Там считают, что такая мера в данном случае помогла бы профилактике коронавируса.
Елена Медовникова: И вообще положительно бы повлияла на отечественный бизнес. Напомним: онлайн-продажа алкоголя запрещена была в России с 2007 года, а в конце 2019 Минфин разработал законопроект по отмене ограничений. Но вот Минздрав и Роспотребнадзор выступили против.
Петр Кузнецов: А пару недель назад временно отменить запрет на дистанционные алкопродажи попросила Ассоциация компаний Интернет-торговли. Что же изменит в России легализация онлайн-торговли спиртным, будем узнавать. Игорь Косарев, президент Союза производителей алкогольной продукции, с нами сейчас на связи. Здравствуйте, Игорь Борисович.
Елена Медовникова: Здравствуйте.
Игорь Косарев: Добрый день.
Петр Кузнецов: А вот если честно говоря, а что, разве нельзя сегодня на дом заказать вместе с продуктами (между прочим, от крупных сетей) алкоголь?
Игорь Косарев: Действительно, таких запросов, как фиксирует тот же самый АКИТ, в Интернете находится примерно 600 тыс. Но вся продукция, которая продается, она вся нелегальна. Потому что существует законодательный запрет на продажу алкогольной продукции, и ни один из легальных производителей на сегодняшний день этого себе позволить не может. Кроме того, выход продукции из ЕГАИС тоже не предусмотрен в рамках продажи Интернет-торговли. С 2017 года у нас есть законодательное решение относительно внесудебной блокировки сайтов, которые работают нелегально. Тем не менее, количество этих сайтов каждый год увеличивается в 2 раза. И возникает такая парадоксальная ситуация, когда самые жесткие законодательные ограничения на запрет продажи алкоголя в Интернете не работают, все легальные производители торговать не могут, а акциз, который находится в бутылке стоимостью 230 руб., 180 огромный. И поэтому этот новый, все время развивающийся канал активно используется бутлегерами для продажи нелегального алкоголя.
Таким образом, нам представляется, что очень логично разрешить легальным производителям работать с алкоголем. Тем более, что тот лавинообразный рост продажи дистанционной, который сейчас происходит в продуктах питания, во всех других вещах, он, конечно, диктует возможность и целесообразность каждого человека купить товар дома, а не ездить в магазин, не рисковать. Вдобавок ко всему продукты питания, если в корзине будет алкоголь, будут дешевле, потому что алкоголя оплачивают доставку, и стоимость доставки снизится где-то с 20 до 7%, таким образом люди совершенно спокойно смогут покупать продукты питания по более дешевым ценам, нежели чем они покупают их на сегодняшний день.
Петр Кузнецов: Считается, видимо, что дистанционная продажа будет делать алкоголь, наверное, принципиально более доступным?
Игорь Косарев: Да.
Елена Медовникова: Т. е. получается очень интересная ситуация. Мы стремились, стремились к тому, чтобы все это как-то ограничить, чтобы ограничить нашу молодежь в том числе, да, от употребления спиртных напитков, но а теперь открываем продажу через Интернет. Бери – не хочу. Или все-таки…
Петр Кузнецов: Пока не открываем, но…
Елена Медовникова: Ну, говорим об этом, да. Или все-таки могут быть какие-то ограничения? Может быть, надо будет вводить данные паспорта, я не знаю…
Игорь Косарев: В законопроекте, который подготовил Минфин, предусмотрены все ограничения без исключения, которые существуют на сегодняшний день в законодательстве. А именно. Представьте себе, Интернет-торговлей алкоголем будет заниматься организация, обладающая производственной или оптовой лицензией. Таких организаций порядка тысячи в стране. Потерять вот такую лицензию от того, что ты продал алкоголь человеку, не достигшему 18-летнего возраста, естественно, ни одной из этих организаций не приснится в кошмарном сне. Поэтому…
Елена Медовникова: Но вы верите, что это как-то будет контролироваться. Ну, мне кажется, это смешно.
Игорь Косарев: Нет, это очень просто. Почему? Потому что даже сейчас магазины шантажируют, подсылая девочек, которые выглядят на 20, а на самом деле им 16, и после этого долго требуют с них деньги за то, чтобы не потерять лицензию.
Елена Медовникова: Но это магазины. А мы-то говорим об онлайн-торговле.
Игорь Косарев: Магазину лицензия стоит 65 тыс. руб. А лицензия на оптовое или на производственное – это миллионы. Поэтому те, кто будут заниматься доставкой, безусловно, в первую очередь позаботятся о том, чтобы законодательство было соблюдено на 100%. Я имею в виду и время доставки, я имею в виду и возраст того, кто заказывает, и т. д. В законопроекте четко прописаны все критерии и все требования, которые предусматриваются для того, чтобы ничего из законодательства не было нарушено.
Петр Кузнецов: Иными словами, система контроля над всеми процессами онлайн-торговли подобной продукции – она уже продумана и ее только запустить.
Елена Медовникова: Приехал курьер и спрашивает: предъявите паспорт.
Петр Кузнецов: Спасибо, Игорь Борисович. Игорь Косарев. Артем Соколов, президент Ассоциации компаний Интернет-торговли, сейчас с нами на связи. Здравствуйте, Артем Вячеславович.
Артем Соколов: Да, здравствуйте.
Елена Медовникова: Здравствуйте.
Петр Кузнецов: Насколько велик спрос в Интернете сейчас на алкоголь?
Артем Соколов: Ну, всем известно: заходишь в первый же поисковик, забиваешь строчку «Купить алкоголь онлайн», и вываливается огромное количество объявлений. Сейчас около 12 тыс. активных объявлений, на которых можно что-то заказать. Собственно, люди же не задумываются, они заказывают так, как умеют. А как умеют? Зашел в поисковик, набрал, заказал. И некоторые даже и знать не знают о том, что у нас алкоголь запрещено доставлять. По сути, они потребляют ровно то, что им предлагает Сеть. Сеть предлагает ровно то, что она может предложить. Легально удовлетворить этот спрос сейчас невозможно. Соответственно, значит это ровно одно: что этим могут заниматься только нелегальные компании, которые не несут ответственность вообще ни за что. Ни за качество той продукции, которую они доставляют, ни за ваши отношения как покупатель и продавец, они чеки вам не дают, они налоги не платят. Ну, о чем вообще тут мы говорим? Я это вообще как понимаю. Вот почему-то есть такое мнение, что онлайн-торговля как-то увеличит потребление алкоголя. Да вообще никак она не увеличит. Что я так схожу в магазин, куплю себе там полную корзину и алкоголь в том числе…
Петр Кузнецов: Нет, тем более (извините) сейчас же, например, можно оформить на сайте, прийти забрать свой заказ в магазин. Не совсем понимаю, чем отличается, если бы я все то же самое сделал, но я бы не приезжал в магазин, а мне бы привезли.
Артем Соколов: Так в этом и смысл, что вообще ничего не меняется. Меняется просто канал, по которому вы заказали. Так вы сходили сами, ногами, и в руках донесли эти сумки домой, а так вам эти сумки доставили домой в то время, когда это вам удобно. И таким образом у вас меньше контактов, вам лишний раз на улицу выходить не нужно, вы экономите время, рационально распоряжаетесь в принципе своим днем. Больше времени с семьей проводите, а не ходите по магазинам. И уж тем более, там, ни с кем не контактируете. Сейчас это, кстати, особенно актуально.
Петр Кузнецов: Артем Вячеславович, вы упомянули крупные сети. А правда ли, что крупные сети тоже могут сейчас вместе с едой все-таки алкоголь поставлять? Они торгуют легальной продукцией, они фиксируют даже продажи через ЕГАИС, но потом включается какой-то нелегальный канал продажи?
Артем Соколов: Нет, это запрещено. Запрещено. Такой легальной схемы нет. И такой легальной альтернативы сейчас нет. Именно о ней мы и говорим, когда говорим о том, что нам нужно людям дать нормальную альтернативу. Сейчас есть только нелегальный рынок, черные компании, которые могут удовлетворить этот спрос. А спрос достаточно высокий. И когда вот этот высокий спрос сталкивается с законодательным ограничением, мы с вами получаем только одно: развитие теневого рынка…
Петр Кузнецов: Вот.
Артем Соколов: …и отсутствие какой-либо ответственности в принципе за все…
Петр Кузнецов: Как раз о будущем теневого рынка, если легализация произойдет. Что с ним будет? С одной стороны, не нужно будет на сомнительных сайтах лазить и в каких-то группах ВКонтакте искать алкоголь. Но, с другой стороны, у нелегальщиков такой простор появляется дополнительный вместе с легализацией.
Артем Соколов: Нет никакого простора. На самом деле все очень просто. Делается реестр, в нем, там, 30 компаний, которые могут доставлять. Всем остальным запрещено. Все. Как только 31-я появилась, она блокируется по умолчанию, без каких-либо предупреждений. Чтобы вообще никаких не было вопросов.
Но, на мой взгляд, все эти механизмы уже давно существуют, они апробированы, работают на практике. 24 часа нужно для того, чтобы заблокировать полностью ресурс, и никуда он не денется. А уж объявление найти в Интернете – это еще проще. Просто сейчас непонятно, кого блокировать, потому что есть очень много витрин всевозможных и прочего. Нужно нормальный реестр сделать, чтобы – вот это список тех, кто имеет право доставлять; вот это список витрин, которые просто, как производители, демонстрируют свой ассортимент. Все. Больше ни… Вот кто-то третий там появился…
Петр Кузнецов: Если можно, коротко, пожалуйста, созрел такой вопрос (как виски в бочке, созрел). А может ли алкоголь в случае легализации стать вообще драйвером онлайн-продаж? Т. е. конкуренция будет выше, и, может быть, в общем цены поползут вниз?
Артем Соколов: Ну, я бы так сказал. По продуктовой корзине – совершенно точно да. Потому что, когда мы приобретаем алкоголь, мы приобретаем что-то в совокупности с ним: и закусить, и запить. И понятно, что чек на такую продуктовую корзину, конечно, будет выше и, естественно, люди будут больше тратить. Второй момент – это возможность в принципе удовлетворить все свои потребности, не выходя из дома. Потому что сейчас абсолютно все категории товаров продавать в Интернете можно. Вы знаете, даже лекарства теперь можно в Интернете купить. В прошлом году эта возможность была легализована. Поэтому по сути аудитория Интернета будет больше, вот те, кто заказывает, и те, кто вынужден сейчас до этого магазина физически дойти, просто получат альтернативный канал обслуживания, такого дистанционного обслуживания.
Петр Кузнецов: Чье решение сейчас нужно, чтобы легализация произошла? Или это еще долго проходить инстанции?
Артем Соколов: Это и решение правительства, это и решение Государственной Думы. Здесь и законодатели, и, конечно…
Петр Кузнецов: Ваш прогноз: произойдет это?
Артем Соколов: Ну, будем очень стараться.
Петр Кузнецов: Артем Соколов, президент Ассоциации компаний Интернет-торговли. Спасибо за ваш комментарий. Еще одна тема впереди.