Книги под угрозой

Гости
Владимир Григорьев
вице-президент Российского книжного Союза

Ксения Сакурова: Вернемся к длинным выходным. Разоряют они не только владельцев кафе, ресторанов, салонов красоты: на многомиллионные убытки пожаловались книгоиздатели. Оказывается, интернет-продажи не приносят такой выручки, как закрывающиеся на выходные книжные магазины.

Виталий Млечин: Кстати, это очень неожиданная новость, что книжные магазины до сих пор приносят большие деньги. Казалось бы, все уже уходит в интернет. Но нет, до новых ограничений издательства прогнозировали рост книжного рынка аж на 20%. Теперь на значительную прибыль рассчитывают только интернет-сервисы, которые предлагают не бумажные, естественно, а электронные книги.

Ксения Сакурова: А вы какие книги читаете, бумажные, электронные? И вообще читаете ли? Ну и где эти самые книги берете, если все-таки вас чтение увлекает? Напишите, позвоните, расскажите.

Ну а мы приветствуем в нашем эфире Владимира Григорьева, вице-президента Российского книжного союза. Владимир Викторович, здравствуйте.

Виталий Млечин: Здравствуйте.

Владимир Григорьев: Добрый день, коллеги.

Виталий Млечин: Скажите, пожалуйста, действительно книжные магазины по-прежнему приносят большую прибыль? Действительно много людей ходят в эти самые книжные магазины и покупают бумажные книги?

Владимир Григорьев: Более половины книг в стране реализуются через книжные магазины до сих пор. Я бы немножко уточнил ваше заявление о том, что в основном читают книги через интернет. Конечно же, сейчас очень удобные платформы, включая «ЛитРес», MyBook, которые предоставляют такую услугу по скачиванию любого характера текстов, любых книг. Но тем не менее рынок электронной книги в России сегодня не превышает 10%. Много это или мало? Ну это такой среднеевропейский уровень. Чуть ниже, конечно, чем в Великобритании, гораздо ниже, чем в Соединенных Штатах Америки, но отнюдь не ниже, чем в Италии, во Франции, в Испании.

Что же касается книжной торговли, здесь очень важно понять, что книги могут покупать люди в книжных, читатели в книжных магазинах или заказывать через онлайн в интернет-компаниях. Так вот по результатам прошлого года это более 50% книг было реализовано в книжных магазинах, и по результатам этого года приблизительно то же самое будет. Заказы онлайн, к большому сожалению, не компенсируют потери читателей в книжных магазинах.

Что это в деньгах? Это достаточно немного. Если в год книжные магазины продают книг приблизительно на 50–60 миллиардов, то, соответственно, 10-дневный локдаун, считайте, это, наверное, более 1 миллиарда рублей, может быть, 1,5 миллиарда рублей, которые будут вынуты из книжной индустрии. То есть эти деньги недополучат издатели, авторы, сами книжные магазины, книжные сети. Поэтому, конечно же, совершенно логично, издатели сетуют на то, что этот локдаун сильно ударит по их плану. Самое печальное…

Ксения Сакурова: Вы знаете, мне, простите, немножко странно. Почему? Потому что ну люди покупают книги обычно не спонтанно, то есть это не такая вот история, когда человек идет-идет, «ой, вот пойду книжку куплю». Мне кажется, человек идет за книгой целенаправленно, вот ему кто-то порекомендовал, он где-то увидел обзор, и вот он ее пошел купил. И в этом смысле купил он ее в книжном магазине или заказал в интернете, наверное, для издателя разницы нет. Или я не права?

Владимир Григорьев: В этом смысле вы правы, в том, что для издателя разницы особой нет. Издатель получит средства, которые он разделит с художниками, редакторами, авторами.

Но в чем вы неправы? То есть мотивацией похода в книжный магазин необязательно является поход за конкретным изданием. Более половины читателей, которые идут в книжный магазин, выбор свой делают уже на месте, они просто хотелось бы познакомиться с тем, что появилось сегодня из новинок, или чего он пропустил, или, может быть, сходить и посмотреть, что из классической или современной русской литературы ему, в общем-то, недостает в домашней библиотеке, что он хотел бы приобрести. Или идти за подарком, опять же мотивация выбора подарка может происходить на месте. Поэтому бывает это по-разному.

И хорошо это или плохо? Ну, все-таки наш читатель сохранил вот это вот удивительное ощущение тактильности: взять книжку с полки, посмотреть, посмотреть на качество издания, на бумагу, на которой напечатана книга, подержать ее в руках, а потом уже сделать выбор.

Виталий Млечин: Давайте посмотрим небольшой материал. Наши корреспонденты спрашивали у людей на улицах, какие книги они читают, бумажные или электронные.

ОПРОС

Виталий Млечин: Ну, насчет места, которое книги занимают, это, конечно, да, одна электронная книга может заменить целую библиотеку. Но наши зрители нам пишут, Самара: «Покупаю бумажные книги по привычке, так удобнее читать книги, на компьютере и на телефоне не люблю, пробовала». «Читаю много книг в бумажном варианте, беру в библиотеке», – это из Воронежской области. Также вот нам пишут: «Очень люблю бумажные книги. Книга – лучший подарок. Всегда в подарок выбираю хорошую книгу». Из Саратовской области: «Люблю и читаю бумажные книги, так же как и мои дети и внуки». То есть то, что книга бумажная уходит в прошлое, все-таки это пока не подтверждается, правильно мы понимаем?

Владимир Григорьев: Совершенно правильно, и в этом есть, по-моему, какая-то радость, счастье передачи генокода от нашего поколения новому поколению. …бумажная книга сохранится, давайте ее сбережем, не только в библиотеке.

Виталий Млечин: А есть какой-то аргумент, условно говоря, вот почему бумажная книга лучше, чем электронная? Ну понятно, кроме традиционного ощущения от перелистывания страниц, запах книги, это каждый сам для себя решает. А объективно есть ли какое-то конкурентное преимущество у книги обычной, бумажной?

Владимир Григорьев: Вы знаете, объективных пока нет данных. То есть в принципе мы исходим из того в правительстве Российской Федерации, что главное, что мы читаем, чтобы читали школьники, чтобы читало молодое поколение, передать вот эту вот тягу к чтению. Читать с экрана гаджетов, или читать с экрана компьютера, или читать бумажную книгу… Значит, педагоги-психологи в принципе не сходятся в едином мнении, то есть аргументов не хватает, потому что не хватает еще исследований. Например, Сингапур в свое время решил, что надо избавить школьников от тяжести ранцев и перенести все учебники в гаджеты. Школьники пользуются компьютером, упали тут же результаты тестирования глубины усвоения тех или иных дисциплин, опять перешли к бумажной книге.

Виталий Млечин: Ага.

Владимир Григорьев: Эксперименты проходят в разных областях даже России, по миру, но еще таких объективных данных, которые бы подтверждали отличия текстов, считываемых с компьютера или с бумаги, пока недостаточно.

Ксения Сакурова: Владимир Викторович…

Владимир Григорьев: Многие сходятся на том, что вот как раз учебную литературу усваивать лучше с бумаги.

Ксения Сакурова: Вот совсем мало у нас времени, но не могу не спросить – почему так дорого? Вот нам люди пишут: «При доходе 11 тысяч книгу за 500 рублей не купишь». Почему сейчас такие цены?

Владимир Григорьев: Ну, что вам сказать… Это, с одной стороны, объективная реальность, потому что бумага за последние 3–4 года подорожала практически в 2 раза. Подорожали цены на электроэнергию, типографии закупают очень много… То есть оборудования полиграфического в стране не существует, то есть не производится, надо покупать либо в Японии, в Индии, в Западной Европе…

Виталий Млечин: Понятно, в общем, подорожали все материалы.

Владимир Григорьев: В общем, и т. д., и т. д. Все составляющие подготовки бумажной книги сильно подорожали за последние 5 лет.

Виталий Млечин: Понятно…

Ксения Сакурова: Да, спасибо большое.

Виталий Млечин: Да, спасибо вам большое! Владимир Григорьев, вице-президент Российского книжного союза, был с нами на прямой связи.

Очень много сообщений о том, что люди любят читать книги, это прекрасно. Но вот мы все прекрасно понимаем, что книги дорожают, а тиражи падают, и от этого тоже никуда не денешься. Но вот мы сейчас слышали…

Ксения Сакурова: Ну, библиотеки работают.

Виталий Млечин: …что книги все-таки никуда не уходят.

Ровно в час дня по Москве новости, потом будем говорить о коронавирусе. Пожалуйста, никуда не уходите.

Издатели заявляют о многомиллионных потерях из-за локдауна. Что ждёт бумажную книгу?