Виталий Млечин: Спрос на бумажные навыки растет. К такому выводу пришли британские исследователи. В прошлом году в Великобритании было продано 360 млн книг – это на 2% больше, чем в 2015. При этом читатели заплатили за книги на 100 млн фунтов больше, чем годом ранее. Ольга Арсланова: Но давайте все-таки поближе к России. Например, мне попалась новость о том, что цены на учебники в нашей стране за два года выросли больше, чем на треть. Но дело в том, что дорожают они все-таки из-за того, что дорожает сама бумага. А в Москве на днях как раз пройдет конференция "Книжная отрасль России: антикризисные стратегии". Не дожидаясь начала этой конференции, мы решили выяснить, что же в этой отрасли в нашей стране происходит. И в гостях у нас сегодня Надежда Михайлова, руководитель сети книжных магазинов "Московский дом книги". Надежда, здравствуйте. Надежда Михайлова: Здравствуйте. Виталий Млечин: Здравствуйте. Ольга Арсланова: Каждый раз, когда я захожу в книжный магазин в Москве, я как любитель именно книжных вариантов, бумажных книг, очень радуюсь, потому что я вижу очереди, я вижу спрос, я вижу интерес, причем людей разного поколения. То есть есть ощущение в Москве, что этот рынок уж точно не падает. Но, мне кажется, что не стоит судить только по Москве. В регионах, наверное, ситуация отличается. Надежда Михайлова: К сожалению, он действительно падает, потому что книжные магазины встроены в экономику страны, и существовать вне тенденций, которые происходят целиком в обществе, книжные магазины, конечно, не могут. Поэтому есть определенное сокращение количества посетителей и покупателей в книжных магазинах, с одной стороны. С другой стороны, если мы говорим о регионах, есть вообще проблема посещения книжных магазинов, потому как их там, скажем, не так много, а если честно, то совсем-совсем мало. Поэтому, когда на огромные пространства России нет книжных магазинах, то что говорить об интересе к чтению, если нет возможности купить книгу, купить любимого автора, полистать книгу. Виталий Млечин: Вообще, у нас кризис в стране. Книга – не товар первой необходимости. Понятно, что когда в целом доходы падают, цены растут, то в книжные магазины, наверное, будет ходить меньшее количество людей. Это действительно так? В кризис произошел какой-то скачок? Надежда Михайлова: Книга – действительно не товар первой необходимости, если формально к этому подходить. Что у нас в первую очередь? Наверное, еда. Виталий Млечин: Еда, конечно. Надежда Михайлова: Наверное, хлеб, молоко – это то, без чего вообще невозможно жить. У нас всегда так было, что вопросы культуры рассматриваются, к сожалению, всегда не в первых строчках. А книга все-таки относится к области культуры. Ольга Арсланова: Мы понимаем, что билет в кинотеатр и книга примерно сопоставимы по стоимости. При этом часто люди делают выбор… Надежда Михайлова: Вы знаете, по-разному. Я тут как-то выбралась в кинотеатр, и ахнула, сколько стоит билет. И подумала, что "Нет, мы еще в этом плане более доступные". Опять же, если смотреть просмотр фильма – это все-таки немножко другое, потому что в основе всего лежит книга. Будь-то сценарий фильма, будь-то постановка в театре – все равно это книга. Будь альбом по искусству – там тоже присутствуют альбомы, которые более доступны, чем музеи Эрмитаж или Третьяковская галерея. Поэтому все-таки книга лежит в основе остальных элементов культуры, что мы рассматриваем. И отсюда у нас получается, что мы в России не обеспечиваем равные конституционные права к культуре, в данном случае к литературе. Ольга Арсланова: Давайте к нашим зрителям обратимся. Виталий Млечин: Да. Обеспечены ли ваши конституционные права? Как ситуация обстоит с книжными магазинами в вашем регионе, в вашем городе есть ли, достаточно ли, продается ли то, что вы хотите купить? Что в основном покупают? Надежда Михайлова: Если смотреть на последние годы, то, прежде всего, хочется говорить о детской литературе и всем, что связано с детьми, потому что был такой период, когда в общем объеме ассортимента детская литература занимала самое последнее место. На сегодняшний день совершенно другая ситуация, и, слава богу, выросло поколение, которое понимает, что детей надо развивать, и, слава богу, раздел… Ольга Арсланова: И не только планшетом. Надежда Михайлова: И в первую очередь не планшетом. Поэтому сегодня спрос на детскую литературу, на все, что связано с воспитанием детей, с развитием интеллекта, творческих способностей, этот раздел литературы сегодня из всех жанров показывает стабильный рост. Ольга Арсланова: Надежда, вы сказали о конституционных правах, которые часто нарушаются в регионах. Это действительно то, на что наши зрители в прямом эфире часто жалуются, когда у нас есть рубрика книжные обзоры, и мы обсуждаем какие-нибудь новинки. Нам звонят из разных регионов и говорят: "А где эту книгу купить-то можно? У нас в регионе магазины можно по пальцам пересчитать". С чем это связано? Почему так мало магазинов? Это экономически обусловлено, или есть какие-то другие причины? Надежда Михайлова: К сожалению, я не первый раз говорю о том, что так сложилось, что у нас за последние два десятилетия книгу перестали относить к культуре и образованию. Отсюда отношение сложилось только как к бизнесу, как к коммерческой составляющей. И если сегодня рассматривать книжный магазин на фоне других коммерческих структур, предприятий, то книга в самом невыгодном положении, потому что из всего объема продаваемых книг порядка 20% книг, которые могут окупить себя на книжной полке, а все остальное, включая классику, классическую литературу, себя не окупает. Поэтому коммерческий ответ на это напрашивается в том, что раз это не пользуется таким спросом, то, наверное, на книжных полках это не должно быть. Поэтому сразу вступает в противоречие с тем, что книга – это все-таки культура и образование, и без книги, когда на книжной полке невозможно купить ту книжку, которая на сегодняшний день не отвечает каким-то коммерческим критериям – это, наверное, неправильно. Виталий Млечин: Давайте дадим слово нашим телезрителям. Нам дозвонился Виталий из Твери. Виталий, здравствуйте. Вы в эфире. Говорите, пожалуйста. - Добрый вечер. У меня вопрос к нашему сегодняшнему гостю в студии. Интересует наша русская классическая литература. Все-таки хочется привлечь не только молодежь, но и своих детей. Горький не зря писал: "Любите книгу — источник знания", то есть способности к развитию. По нашей русской классической литературе. В магазинах есть определенные произведения, которые доступны к покупке. Те произведения, которых в магазине нет, их можно взять, к сожалению, только в библиотеке, и только на определенный срок. Хотелось бы, чтобы наша русская классическая литература была, хотя бы самая популярная, в полном объеме в книжных магазинах по доступной цене. Спасибо большое. Надежда Михайлова: Это по существу та проблема, которую я озвучила, что если рассматривать книжный магазин как чисто коммерческое предприятие, то получается, что классической литературы там не будет. Поэтому сегодня стоит очень серьезная проблема создания экономических возможностей для существования книжных магазинов. Если относиться как к коммерции, то закроются или будут закрываться те книжные магазины, которые на сегодняшний день еще остались у нас в России. Ольга Арсланова: На то же жалуются из других регионов. "Не могу жить без книг, – пишет нам Сочи, – но они очень дорогие, покупаем редко. А так хочется читать". "А почему детские книги, детские издания очень дорогие?" – тоже на это жалуются. Жалуются на то, что в глубинке вообще с этим огромная проблема. Но многие уже полностью перешли на заказ в интернете. В частности об этом пишет Ростовская область. В Новосибирской области достаточно книжных магазинов, по крайней мере в городе. В районах намного меньше. Это то, что пишут нам зрители. Есть еще один звонок, давайте послушаем. Это уже Москва. Для репрезентативности картины послушаем Москву. Нина с нами на связи. Здравствуйте. Виталий Млечин: Здравствуйте, Нина. - Здравствуйте. Москва, Бибирево, Мурановская улица. Был у нас шикарный книжный магазин с Советского Союза. Он один в Бибирево у нас. И где-то месяц назад его закрыли. Жители возмущены – слов нет. Я сама часто туда заходила. Нужно было внуку книгу, задали им прочитать – нигде невозможно найти книгу. Магазин закрыли. Они говорят, что где-то в торговом центре открылся книжный магазин. Да там совсем не то. Это был действительно хороший магазин. Им пользовались, туда ходили. И там русские народные сказки. Можно было найти любую книгу, и историческую. Виталий Млечин: Что вместо него теперь? - Он просто закрыт, и все. Он уже там 1,5-2 месяца просто закрыт. Нет никакого объявления – ни ремонта, ничего. Закрыли, и все. Когда я обратилась в управу, говорю: "Я не поняла, почему? Объясните нам, почему такой магазин закрыли?", мне местный муниципальный депутат объяснил так, что он нерентабельный. Я говорю: "Извините, а кто его признал? Что значит нерентабельный?". Я знаю, что все туда ходят. Я вообще старшая по дому. И мне столько высказывали жители – просто возмущены. Виталий Млечин: Спасибо большое, что позвонили. Ольга Арсланова: Это тот случай, когда выживают какие-то крупные сетевые гиганты? И даже в Москве, к сожалению? Надежда Михайлова: Это я как раз и могу сказать, потому что это наш магазин. Мы действительно его закрыли 1,5 месяца назад, и именно потому что всегда в сетях мелких, крупных бывают более рентабельные книжные магазины или менее рентабельные книжные магазины. Мы, как известно, последнее государственное предприятие в отрасли России, и поэтому, когда какое-то время назад московские власти смотрели на оптимизацию, что еще можно оставить, а что, может быть, не имеет смысла оставлять – к сожалению, подошли к решению вопроса именно таким образом. И самое интересное, посмотрите, в спальных районах никто не открывает книжные магазины. Действительно, есть сети, которые дислоцируются на покупательских потоках, около метро и так далее. Наша сеть исторически была, так раньше подходили к решению об открытии книжного магазина – книжный магазин в шаговой доступности. Поэтому, когда посмотрели внутри финансовой деятельности нашего предприятия, то действительно определили, что есть блок, допустим, 25 книжных магазинов, которые оправдывают себя и рентабельные, и те книжные магазины, которые были именно в спальных районах, их признали нерентабельными, мы вынуждены были закрыть. Поэтому, к большому сожалению, это не от нас зависит. И мне это очень трудно было делать, потому что я очень давно в книжной отрасли, и закрытие каждого книжного магазина, когда мы прошли уж такие исторические кризисы – и мы выдерживали. Может быть, частично за счет существования книжного магазина на Новом Арбате, еще десятка, которые находятся в Центральном округе. К сожалению, у нас спальные районы остаются без книжных магазинов. И так сложилось, что мы закрыли часть книжных магазинов, и больше 3 млн посетителей, покупателей перестали ходить в книжный магазин. Виталий Млечин: В интернете можно же заказать все равно. Надежда Михайлова: В интернете можно. Но вы много в интернете заказываете? Наверное, когда вы знаете, что вам нужно что-то конкретное, то закажете через интернет магазин. Виталий Млечин: Я просто к тому, что не то, что люди вообще остались без возможности купить книгу, они остались без возможности рядом с домом сходить в магазин. Надежда Михайлова: Совершенно верно. Ольга Арсланова: Для многих это определяющий фактор. Надежда Михайлова: Абсолютно верно. Приехать в центр для тех, кто живет на наших далеких окраинах – это уже проблема. И то, что мы до последнего времени держали книжные магазины, там, где, может быть, нам и не очень это было выгодно – я считала, что это такая наша правильная позиция – культурная, образовательная. Ольга Арсланова: Мы спрашиваем у наших зрителей, и продолжаем спрашивать: покупаете ли вы бумажные книги, и какую книгу, возможно, вы последнюю купили, и сколько она стоила? У нас тоже спрашивают, какие книги мы покупали. Честно говоря, последняя книга, которую я приобрела… Правда, это была не ваша сеть. Надежда Михайлова: Какая разница? Ольга Арсланова: Но цены, я думаю, примерно такие же. Надежда Михайлова: Не имеет значения, да. Ольга Арсланова: В одной книге "Тихий Дон" Шолохова. Это большая книга, но она довольно на посредственной бумаге напечатана, стоила 1000 рублей. Я полагаю, что очень многие предпочтут скачать бесплатно в интернете. И об этом вопрос наших зрителей. Как вы относитесь к продаже книг на электронных носителях, и как вы относитесь к электронному пиратству? Насколько это вашему бизнесу мешает? Надежда Михайлова: К пиратству никак нельзя хорошо относиться, и это действительно нарушение тех законов и норм, по которым живет общество. Что касается того, что тяжело купить толстую книжку по деньгам, и ее перекачают – это опять предпочтение каждого. Вы читаете, допустим, печатный формат – вы никогда не купите электронный формат, скорее всего. И наоборот, кто предпочитает электронный формат, реже покупает бумажный. Это право выбора любого читателя, и мы не вправе это, может быть, комментировать. Что касается цены книги, то если у нас мало книжных магазинов в стране, а цена книги и тираж книги – один из основных показателей, – то сегодня, когда тираж книги 3000 экземпляров на 146 млн населения – это много или мало? Виталий Млечин: Какая часть из этого тиража еще раскупается? Вот вопрос. Надежда Михайлова: Это тоже следующий вопрос, это тоже издержки издательства. Но возвращаясь все-таки. Чем меньше тираж, тем дороже книжка. Поэтому, естественно, при таком количестве населения и количестве изданных экземпляров книг она, к большому сожалению, не может быть тяжелой. И отдельно вопрос по поводу детских книг, потому что, во-первых, детская аудитория – это одна из самых сложных аудиторий, потому что, во-первых, тут не может быть миллионных тиражей и огромных тиражей, потому что мы знаем нашу демографию, знаем, сколько у нас в стране детей, и какие возрастные группы. Эти возрастные группы тоже не столь многочисленные, потому что книги для детей 3-5-10 лет – это совершенно разные книги, и тиражи отсюда получаются у нас не такими большими. Виталий Млечин: Давайте обратимся к нашим зрителям. Мы спрашивали у вас: "Покупаете ли вы бумажные книги?", и вот какие ответы были. (ОПРОС.) Ольга Арсланова: Вот еще немного географии. Разные зрители пишут из разных регионов: "Покупаю книги редко – дорого. Слушаю аудиокниги в социальных сетях", то есть вообще бесплатно, я так понимаю. Это Владимирская область. "Последняя купленная книга – "Моя Италия" Джейми Оливера, стоила 1200 руб.", – это Москва. Питер: "В прошлом году на день рождения попросила детей подарить сборник стихов Симонова. Нашли только в магазине "Старая книга", издание 1990 года". Надежда Михайлова: В букинистическом. Ольга Арсланова: Видимо, невыгодно переиздавать. И спрашивает Барнаул: "Почему Библия стоит так дорого?". По тем же причинам, вероятно. Надежда Михайлова: По тем же причинам. Во-первых, Библия не выходил массовым тиражом, и ее издают всегда специально на какой-то бумаге при определенном оформлении. Конечно, это не стоит дешево. Отсюда такая стоимость. Но там тоже есть разные цены – дороже, дешевле. Мне хотелось прокомментировать пару высказываний. Когда молодой человек сказал: "Почему читаю печатные книги? А я не знаю, почему. Почему-то мне это интереснее". Тут, может быть, такая выборка была. Все-таки в основном люди сказали, что читают печатные книги. Другое дело, что сетуют на то, что дорогие книги, что времени не хватает. Но так сложилось, что сегодняшние опросы – я считаю, что это сегодня тенденция времени, – что люди все-таки стали понимать, осознавать и возвращаться к печатной книге. И сознательно или бессознательно, но это связано именно с тем, что формат печатной книги делает человека более интеллектуально развитым, потому что задействованы те участки головного мозга, которые отвечают за глубину понимания текста, за запоминание, за системность мышления. Это то, что не дает электронный формат – быстрый формат, быстрая информация, которая вошла и тут же вышла. Виталий Млечин: Плюс само ощущение от книги в руке, переворачивания страниц. Ольга Арсланова: Особенно если ты карандашик возьмешь, еще какие-то моменты себе отметишь. Как привыкли читать. Надежда Михайлова: Совершенно верно. Это как раз то, когда чтение печатной книги делает человека более глубоким. Ольга Арсланова: Немаловажный вопрос о бумаге. Наши зрители спрашивают: "Делают ли бумагу у нас, или по-прежнему импортируют?". Можно ли как-то повлиять на цену книги, отрегулировав эту сферу? Надежда Михайлова: Можно было бы, конечно, если бы. Все как всегда. Поэтому, действительно, очень много бумаги, и в основном она идет у нас из-за рубежа. И это та проблема, которую всегда трудно понять и объяснить, потому что имея тот природный ресурс, который у нас есть, и те возможности, которые у нас есть, мне кажется, неразумно привозить бумагу откуда бы то ни было. Поэтому мне казалось, что развитие наших производств – это один из тех скрытых или явных резервов, которые в экономике России можно было бы использовать. И это напрямую связано с ценой книги, потому что одно с другим как всегда связано. Виталий Млечин: У нас осталось буквально 30 секунд. Давайте подведем итог: бумажная книга умрет? Надежда Михайлова: Нет. Никогда. Виталий Млечин: На этой радостной ноте мы завершаем. Надежда Михайлова была у нас в гостях, руководитель сети книжных магазинов "Московский дом книги", президент Ассоциации книгораспространителей России. Говорили мы о книгах. Спасибо, что пришли. Ольга Арсланова: Спасибо большое. Надежда Михайлова: Спасибо.