Когда полетим? На каких условиях возобновятся регулярные рейсы в страны СНГ

Гости
Антон Корень
генеральный директор Центра стратегических разработок в гражданской авиации
Александр Фридлянд
директор Научного центра экономического мониторинга, анализа и прогнозирования ФГУП «Государственный научно-исследовательский институт гражданской авиации»

Иван Гостев: «Когда полетим за границу?» Росавиация предлагает постепенно возобновлять международное авиасообщение, а начать – со стран СНГ. Когда летать по миру будет безопасно? В России число заболевших снижается, а в Европе новая вспышка инфекции.

Тамара Шорникова: И уже появляются новости о банкротстве зарубежных авиакомпаний. Что будет с нашими? На чем будем летать? И сколько будут стоить билеты? Все это будем обсуждать сейчас. Как вы думаете, когда нужно открывать границы страны? С какими странами эти границы нужно открывать? Ждем ваших мнений. И если сейчас уже собрались или собираетесь на курорты, просматриваете билеты, то поделитесь, что там с ценами на наши внутренние перелеты.

Подключаем экспертов к нашему разговору. Антон Корень выходит с нами на связь, генеральный директор Центра стратегических разработок в гражданской авиации. Здравствуйте.

Иван Гостев: Здравствуйте, Антон Владимирович. И первый вопрос, который бы вам хотелось задать. Учитывая текущую эпидобстановку… Я себе записал данные: Белоруссия – более 60 тысяч заболевших; Армения – более 20 тысяч зараженных (ежедневный прирост – около тысячи); Казахстан – ну, примерно 20 тысяч зараженных. Вы считаете, не рано ли вообще говорить о том, чтобы возобновлять авиасообщение со странами СНГ, когда столько заболевших?

Антон Корень: Эпидемиологическая ситуация достаточно сложная. Решения будут приниматься коллегиально…

Тамара Шорникова: Так, у нас пока проблемы со звуком.

Иван Гостев: Проблемы со связью, к сожалению.

Тамара Шорникова: Сейчас переподключим нашего эксперта на телефонную связь. А пока – SMS.

Вот только начали обсуждать тему – и уже: «Закрыть до конца года! Мы не можем ввезти заразу еще раз. Это слишком опасно». Нижегородская область: «А где деньги на поездки? Может быть, и откроют границы, а летать-то на что будем?»

Иван Гостев: Беспокоятся в основном наши слушатели, наши телезрители касаемо цен, потому что… Во-первых, действительно, сколько будут стоить эти поездки? Мы об этом поговорим немножко позднее. И, конечно же, важный вопрос – это…

Тамара Шорникова: Сейчас пока с границами разберемся.

Иван Гостев: Да, с границами давайте и с эпидемиологической обстановкой, потому что здоровье – это все-таки самое важное.

Тамара Шорникова: Готов снова выйти на связь с нами эксперт Антон Корень. Антон Владимирович, слышите нас?

Иван Гостев: Антон Владимирович? Пока – нет. Налаживаем связь.

Тамара Шорникова: Хорошо. А пока – новости из-за рубежа.

Кто еще предлагает открыть с нами границу? Кто еще хочет увидеть наших туристов? С 15 июля Греция готова принимать россиян. Турция также проработает сейчас с российской стороной возможность возобновления авиасообщения, обещает с 1 июля установить в своих главных аэропортах, в важных аэропортах бесплатные пункты для сдачи анализа на коронавирус. Соответственно, говорят: «Безопасность обеспечим». А согласится ли на это наша страна? Будем выяснять.

А пока – телефонный звонок от телезрителя.

Иван Гостев: Слушаем. Сергей из Москвы нам звонит. Сергей, здравствуйте, вы в прямом эфире.

Зритель: Добрый день. Мое мнение такое: рано выпускать туристов за рубеж. Лучше всего что сделать? Перепланировать авиарейсы внутри страны, снизить цену на билеты и снизить цены на отели, чтобы здесь в России отдохнули. Я, честно сказать, еще три месяца не хочу сидеть в изоляции.

Тамара Шорникова: Понятно.

Зритель: Неизвестно, сколько привезут оттуда тих болячек. И потом, если вторая волна осенью будет, то сколько мы их вывозить оттуда будем еще? Ну потерпите до следующего лета, а потом поедете, будете отдыхать, когда все затихнет.

Внутри страны пусть цены снизят. В Сочи отдохнуть нельзя, цены бешеные. Ну нормальные цены сделайте – и все.

Иван Гостев: Интересно, наши телезрители согласны с Сергеем относительно «потерпеть до следующего лета»? Пишите нам, пожалуйста, звоните. Интересно будем об этом поговорить.

Тамара Шорникова: Подожди, не отпускай Сергея!

Иван Гостев: Но Сергея мы еще не отпускаем, мы с вами продолжаем разговаривать. Вы уже затронули тему внутреннего туризма, обсуждали ее вчера в эфире. Как вы считаете, может быть, это действительно хорошая возможность как-то перестроить отрасль, чтобы она стала более привлекательной? Потому что сейчас есть вопросы – ну что уж душой кривить? – и к сервису, и к инфраструктуре.

Тамара Шорникова: Свое мнение уже высказал по этому поводу наш телезритель.

Зритель: Я могу добавить только одно. Если отели снизят цены и будет сервис на уровне, допустим, как турецкий, то тогда люди поедут. А кто поднимет цены, а сервис будет плохой – туда не поедут. Вот и все. Наши отели хорошие заработают. Вот и все.

Тамара Шорникова: Хорошо. Вы сейчас цены изучали? Что с ними? На ваш взгляд, насколько их можно было бы снизить, чтобы они стали доступными для вас?

Зритель: Ну, хотя бы процентов на тридцать цены в России можно снизить, потому что отели отобьют их за счет массовости. А если поднимут, то поедут те, у кого деньги есть, а основная масса будет сидеть на дачах. А так люди поехали, отдохнули и принесли бы прибыль. И сами люди бы отдохнули, и прибыль бы отели получили. Массовый приток будет. Я считаю, что это правильно было бы.

Иван Гостев: Сергей, спасибо большое за ваше мнение.

Мы, похоже, подключились к Антону Кореню. Вы снова на связи. Антон Владимирович, вы нас слышите? Вот как вы можете прокомментировать мнение нашего телезрителя? Он считает, что до следующего лета разумно не открывать границы за рубеж, чтобы не было заражений массовых.

Тамара Шорникова: И переориентировать самолеты авиакомпаний на внутренние рейсы.

Антон Корень: Сейчас на самом деле уже переориентировались…

Тамара Шорникова: Нет, к сожалению, есть проблемы со связью. Давайте попробуем по телефону подключить нашего эксперта.

А пока будем общаться с вами, телезрители. Что вы думаете по этому поводу? Когда нужно открывать границы? Согласны ли вы с Сергеем, что нужно потерпеть до следующего лета?

Иван Гостев: Годик.

Тамара Шорникова: Да, годик. Готовы на такое?

Иван Гостев: Вот, например, нам пишут: «Еще рано снимать ограничения и лететь за заграничные курорты. Нужно подумать о здоровье. Коронавирус никуда не ушел».

Тамара Шорникова: «Мы хотели бы полетать по своей стране, но, к сожалению, слишком дорого». Есть, правда, и обратные мнения, уже такие контраргументы, которые приходят к нам на SMS-портал.

Иван Гостев: Что пишут?

Тамара Шорникова: Пишут, что очень дорогие путевки по стране. Кстати, вот пишут, что в Европе единицы случаев, поэтому туда лететь безопаснее, чем в СНГ. Ну, сегодня, например, в ВОЗ заявили, что вспышки очередные, новые вспышки коронавирусной инфекции отмечены по Европе. Так что это направление, похоже, тоже становится небезопасным.

Иван Гостев: Тоже под вопросом уже.

Тамара Шорникова: Подключаем следующего эксперта. Александр Фридлянд, директор Научного центра экономического мониторинга, анализа и прогнозирования Государственного научно-исследовательского института гражданской авиации. Здравствуйте. По телефону Александр Абрамович.

Иван Гостев: Александр Абрамович, здравствуйте. Вот вопрос, который хотелось бы вам задать.

Авиаотрасль – безусловно, одна из самых пострадавших. Мы это все понимаем, все видим. Издержки по-разному компенсируют. Например, в США уже некоторые авиакомпании обанкротились, а некоторые просят их поддержать в размере 50 миллиардов долларов. В России убытки российских авиакомпаний могут превысить 100 миллиардов рублей.

У меня такой вопрос. Скажите, пожалуйста… Огромные убытки, огромные потери, которые сейчас несут авиакомпании. Не получится ли так, что в конечном итоге все эти издержки будем компенсировать мы – простые граждане, которые будут платить совершенно космические цены за билеты?

Александр Фридлянд: Ну, во-первых, убытки могут быть гораздо больше 100 миллиардов, и это надо иметь в виду. Потому что когда компания не летает, у нее все равно накапливаются долги, во-первых, по зарплатным начислениям, поскольку людей не увольняют. Ну, может быть, их уводят на сокращенный режим оплаты, но все равно эти расходы идут. Плюс еще 30% – начисления.

Плюс к этому – лизинг. Статья лизинга – это практически больше четверти себестоимости. И не останавливается эта статья. Поэтому будет больше 100 миллиардов рублей.

Вопрос в том, не придется ли пассажирам платить за это. Я думаю, что вряд ли придется, потому что такие астрономические суммы пассажир в своих карманах не найдет. И авиакомпании, как только появится возможность летать, они будут цепляться за пассажира, не будут его пугать чрезмерными тарифами там, где это возможно.

Иван Гостев: Ну хорошо. А кто компенсирует эти издержки многомиллиардные? Только государство? Или как?

Тамара Шорникова: Александр Абрамович, вот смотрите. Сейчас премьер заявил об отсрочке по налогам…

Иван Гостев: Сейчас давай послушаем, что скажем эксперт.

Александр Фридлянд: Сейчас-сейчас. Государство предоставляет аэропортам где-то порядка 11 миллиардов рублей (такое решение принято), а авиакомпаниям – порядка 23 миллиардов рублей. Эти деньги выдаются не сразу, а выдавливаются по капле. Они не спасут авиакомпании. Эти суммы в сравнении с убытками очень незначительные. А пассажиры тем более не смогут найти эти деньги в своем кармане. Поэтому, как будет выкручиваться гражданская авиация в этой ситуации, пока мы достоверно сказать не можем.

Тамара Шорникова: Понятно. А сколько продержатся авиакомпании без открытых границ? Вот зритель предложил на год оставить их закрытыми. Такой срок выдержат?

Александр Фридлянд: Ну, далеко не все, скажем так, далеко не все. «Аэрофлот» выдержит, у него есть дополнительные источники подпитки. У остальных авиакомпаний дополнительных источников подпитки, кроме денег в кармане акционеров, нет.

Иван Гостев: То есть, в общем, мы сможем столкнуться с применением на практике знаменитой фразы «авиакомпании по осени считают», да? Когда банкротство «Трансаэро» было у нас, да?

Александр Фридлянд: Да, да, да.

Иван Гостев: А давайте послушаем звонок телезрителя. У нас звонок.

Тамара Шорникова: Вместе. Не отключайтесь, пожалуйста. Хабаровск.

Иван Гостев: Алла из Хабаровска нам звонит.

Зритель: Да-да-да, я слушаю, слушаю.

Тамара Шорникова: Мы вас внимательно слушаем. Что вы думаете? Когда открывать границы? Какими должны быть цены?

Зритель: Я думаю, что как можно быстрее.

Тамара Шорникова: Почему?

Зритель: Я семь лет летаю во Вьетнам, и мне это обходится очень дешево.

Тамара Шорникова: Дешево. А насколько безопасно сейчас?

Зритель: Я уже 30 лет не была в Москве и не знаю, что она из себя представляет. Я с удовольствием летаю. И про Вьетнам не слышала, чтобы у них был коронавирус. Мне 66 лет, я ходила по магазинам и не болею никаким коронавирусом. Дочь у меня болела коронавирусом, она медсестрой работает.

Иван Гостев: Ну, дай бог вам здоровья.

Александр Фридлянд: Спасибо таким пассажирам. Чем их больше, тем лучше авиакомпаниям. Но, к сожалению, большинство пассажиров не такие оптимисты.

Тамара Шорникова: Хорошо. Александр Абрамович, ваши сроки по открытию границ? И с какими странами в первую очередь их нужно открывать?

Александр Фридлянд: Ну, в первую очередь будут открываться и уже объявили об открытии страны, где меньше проблем с коронавирусом. Это страны Центральной Европы. Вот они хотят открыться. Вопрос: разрешат ли они полеты наших авиакомпаний? Это зависит от того, как будет дальше продолжаться пандемия у нас. Она же не иссякла. Иностранные власти с тревогой за этим наблюдают, поэтому не сразу будут для нас открывать. Это двухстороннее решение об открытии границ.

Иван Гостев: Александр Абрамович, вот такой вопрос, коль скоро вы затронули ситуацию у нас в России. А насколько захотят эти страны, страны СНГ, если мы сейчас говорим об обращении Росавиации, открывать с нами границы? Потому что у нас-то, в общем-то, суточный прирост самый высокий.

Александр Фридлянд: Ну не знаю. Я думаю, что страны СНГ в первую очередь захотят открываться с нами, потому что много гастарбайтеров ездит. Те страны, откуда ездят, они захотят.

Тамара Шорникова: Да, понятно. Спасибо большое. Будем следить, ждать. Тут остается только ждать.

Иван Гостев: Спасибо большое.

Тамара Шорникова: Александр Фридлянд, директор Научного центра экономического мониторинга, анализа и прогнозирования Государственного научно-исследовательского института гражданской авиации.

Переходим к следующей теме.

Будут ли билеты по карману обычным гражданам?