Ксения Сакурова: Ну а мы не то что сейчас будем веселиться… Петр Кузнецов: Сейчас не до веселья, особенно родителям. Ксения Сакурова: Да, будем считать. Траты россиян на минимальный школьный набор за год выросли на 13%, вот это, кстати, уже подсчитали. В список товаров вошли канцелярия, карандаши, ручки, альбомы и школьная форма, в том числе, кстати, обувь, которая и стала одной из самых дорогих позиций. Петр Кузнецов: Что же касается остальных товаров, цена комплекта карандашей, ручек, альбомов в среднем составила 690 рублей, это на 6% выше, чем в прошлом году. Средний чек покупки дневника 107 рублей, на 3% выше. За пенал в среднем отдавали по 728 рублей, на 8% дороже, чем в прошлом году. Средний чек за набор тетрадей вырос на 6% и составил 306 рублей. За настольную лампу, это тоже очень важно, в среднем платили 1 580 рублей, рост тут составил 22%. Ксения Сакурова: Да, дорогая позиция. Школьная форма, комплект включает в себя: рюкзак, в среднем он стоит 1 692 рубля, сама школьная форма 1 651 рубль, блузка и рубашка к ней 817 рублей, детские брюки или юбка 1 081 рубль, детские кроссовки те самые 2 188 рублей, они больше всего подорожали, на 22%. А вот туфли либо ботинки стоят дешевле, 1 883 рубля. Петр Кузнецов: Конечно, минимальным набором мало кому удается ограничиться. Например, в 2019 году жители России потратили на сборы ребенка в школу 27 тысяч рублей в среднем, почти в 2 раза больше, чем в 2017 году, таковы результаты опроса, проведенного ВЦИОМ. А в прошлом году средняя стоимость сбора в школу составила в среднем около 35 тысяч рублей. Да, ну и вот нам уже пишет из Ленинградской области телезритель, мы уже, к сожалению, привыкли к тому, что видим официальные данные, видим подорожание, а там умножай на два, получишь реальную историю: «13 тысяч маловато, у нас минимум 25 тысяч рублей». Ксения Сакурова: Будем разбираться, сколько на самом деле придется потратить в этом году. И вот для начала истории из двух регионов, родители там уже начали собирать детей в школу и боятся, что в конце августа все будет еще дороже. СЮЖЕТ Петр Кузнецов: Да. С нами сейчас на связи Роман Орловский, заместитель председателя Всероссийского общественного движения «Национальный родительский комитет». Здравствуйте. Ксения Сакурова: Здравствуйте. Роман Орловский: Здравствуйте. Петр Кузнецов: Нам пишут: «На школьном наборе невозможно сэкономить: все, что дешевле, не хватает на полгода, дороже обходится потом». Марий Эл пишет: «Волжск, 1 класс, надо 30 тысяч». Ленинградская область: «Рюкзак, форма, две рубашки, галстук, сменка, кроссовки, ботинки осень плюс зима, спортивная одежда, портфель». «Дешевле 10 тысяч на год не хватает», – Челябинская область. И Москва наконец: «Без помощи президента детей в школу не собрать». Роман Олегович, скажите, пожалуйста, а в какой момент все это началось, все эти серьезные траты на школьную форму? Вот я вспоминаю свое постсоветское детство, ну, мне кажется, очень бюджетно было собрать меня в школу. Вот мама меня смотрит сейчас, я уверен, она подтвердит, ну не было никогда это проблемой собрать ребенка в школу. Когда, в какой момент случилась вся эта история с большими кредитами, с большими суммами на школьную форму, на рюкзаки и так далее? Роман Орловский: Коллеги, вы знаете, мы очень много обращений сейчас имеем от родителей, действительно это проблема, потому что очень большая проблема, насущно стоит именно у многодетных семей, как вы правильно отметили, когда не один ребенок в семье, а уже и пять, и шесть, и семь. В связи с этим, знаете как, мы предлагаем вот нашим депутатам, которые избираются в сентябре, мы все видим щиты, которые рекламируют ту или иную партию, того или иного кандидата, вот взять на своем избирательном участке и сделать именно адресную помощь, чтобы понять, где реально многодетные дети, где мамы-одиночки, которым нужно помочь. А вот если взять в целом проблему, то действительно она есть. Прежде всего она ложится на плечи родителей, здесь уже мы со своей стороны можем только посочувствовать тем родителям, которые не могут полноценно своих детей собрать в школу, это очень действительно, как вы правильно сказали, большая проблема сейчас, очень много семей обращаются именно с целью помощи. Ксения Сакурова: Роман Олегович, но это же не только проблема многодетных. Даже если мы говорим про те самые 12 тысяч, от которых мы отталкиваемся, хотя все понимают, что 12 тысяч – это ну настолько минимальный порог, что вряд ли кто-то сможет уложиться… Петр Кузнецов: Ну да, как потребкорзина, которую не хватает… Ксения Сакурова: Это же половина зарплаты во многих регионах, то есть это один ребенок, мы не говорим даже о многодетных семьях. То есть получается, что для того, чтобы ребенка собрать в школу, нужно либо копить на это сколько-то месяцев, либо нужны усилия всех родственников, которые понемножку даже этого одного ребенка помогают собирать в 1 класс. Роман Орловский: Вот мы, кстати, знаете как, коллеги, столкнулись с такой историей, что многие, у кого день рождения совпадает на эти даты, они просят родственников и знакомых именно покупать не просто игрушки, а именно уже какие-то вещи именно для сбора в школу. Здесь очень положительная динамика, что идет от государства помощь всем родителям на сбор в школу, но, как вы правильно сказали, этих денег, естественно, недостаточно. Здесь родители могут именно прибегнуть, именно на дне рождения откладывать деньги, какие-то такие решения. Петр Кузнецов: Скажите, пожалуйста, вот эти расходные статьи, все-таки они формируются на уровне как-то конкретной школы, на уровне дирекции школы, или это школа придумывает, или есть какой-то единый стандарт? Роман Орловский: Ну, в зависимости от школы, в некоторых школах вообще белый верх – черный низ, а есть, конечно, школы, где лицеи, где с именем, где есть корпоративная школа. Некоторые школы делают на этом даже бизнес, то есть они рекомендуют именно то ателье, где это должно шиться. Здесь совершенно нет регулятора никакого, который нам бы позволил сделать единую форму, как вот, например, в Китае и в Корее, там форма у школьников одинаковая, то есть там непонятно, школьник этот сын из богатой семьи или из бедной семьи, там специально сделали равенство. Может быть, нам имеет смысл тоже такую историю внедрить на уровне законодательства. Петр Кузнецов: Особенно в регионах, где доходы низкие, белый верх – черный низ, там элементарно футболка, джинсы, самое простое, но не такая дорогостоящая форма. Роман Орловский: Совершенно верно, да, коллеги. Но вот это хорошая инициатива, я предлагаю ее поддержать. И кстати, вот то, что я ранее говорил, что очень много мы видим сейчас щитов разных рекламных кампаний, любой кандидат в депутаты может с удовольствием очень получить обратную связь хорошую адресной помощи, если он реально насущной проблемой займется, это конкретно адресной помощью именно многодетным, потому что им больше всего, матерям-одиночкам, им больше всего тяжелее. Это можно организовать в рамках своего региона, в каждом регионе есть производители одежды, производители всех сопутствующих товаров, поэтому это просто нужно обращаться, писать, договариваться и предлагать депутатам, кандидатам нашим, чтобы они поддержали действительно важными делами. Ксения Сакурова: Роман Олегович, а может, нам нужно, как в Финляндии, в принципе когда ребенок приходит в школу, он в школе получает все необходимое: ему выдают рюкзак, ему выдают тетрадки, ему выдают все вплоть до последнего карандаша, и школа на самом деле обеспечивает ребенка всем необходимым, ничего покупать не надо, только приди. Может быть, нам тоже нужно перейти на какие-то минимальные наборы хотя бы? Петр Кузнецов: Ну да. Ксюш, ты даже не с Финляндией сравнивай, а с армией с нашей. Ксения Сакурова: Ха-ха, ну да, пришел в армию – на полном обеспечении. Роман Орловский: Вот, кстати, тоже хорошая инициатива. Представляете, вот сколько много инициатив мы уже с вами за один эфир придумали. Самое главное, чтобы нас услышали, чтобы реально в этом направлении как-то сдвинулось с мертвой точки, потому что из года в год ничего не меняется. Слава богу, что сейчас появилась эта выплата, это уже хорошая динамика, но ее бы поддержать и увеличить, это дорогого стоит, очень многие бы родители были признательны и дети тоже. Петр Кузнецов: Школы могут как-то, конкретные опять же школы, в этом случае помочь своим ученикам, тем, кто не может реально, полноценно собрать ребенка в школу? Роман Орловский: Ну, здесь тоже зависит от организационной структуры школы. У каждой школы есть выпускники, многие школы по 200–300 лет, соответственно, у каждой из них есть выпускники, многие из них успешные. Можно этим всем выпускникам сделать вечера какие-то памяти школы и, соответственно, на этих вечерах как раз-таки озвучить эту проблему, сформировать фонды при каждом, как и… Есть очень много инструментов, это некоммерческие организации, можно при каждой школе сделать некоммерческую организацию, которая будет решать как раз-таки эти проблемы. Ксения Сакурова: Но ведь у нас же образование – это то, что гарантировано основным законом. Петр Кузнецов: Ну да. Ксения Сакурова: Общее образование – это… Петр Кузнецов: Как и право на жизнь. Ксения Сакурова: Как право на жизнь, да, это то, что доступно для любого человека. Почему на то, чтобы собирать детей в 1 класс, этим должны заниматься, в частности, бывшие выпускники? Роман Орловский: Согласен с вами. Но мы, знаете как, мы должны придумывать какие-то решения, которые нам под силу. Наша задача – решить и не… В Финляндии очень классный метод, я думаю, в России все родители только «за» скажут, это просто идеально, классно. Плюс если сделать, что запретить каждой школе делать какую-то брендированную, свои ателье и так далее, то есть сделать единый ГОСТ, можно нашивки на черный верх, темный низ одевать, ну белый верх – темный низ. Поэтому здесь инициатив очень много, нужно делать, действовать… Ксения Сакурова: Опять же, зачем девочки на уроках труда фартуки шьют? – шили бы школьную форму, всем было бы легче. Спасибо большое. Петр Кузнецов: Да, спасибо. Роман Орловский, заместитель председателя Всероссийского общественного движения «Национальный родительский комитет». Ксения Сакурова: Продолжим обсуждать эту тему. С нами на связи Игорь Качалов, маркетолог, доктор экономических наук, президент центра «Ясные решения». Вот как раз по поводу решений будем говорить. Игорь Викторович, здравствуйте. Здесь среди сообщений наших зрителей есть и такие: а зачем все покупать сразу? Можно купить минимум, а потом в течение года докупать. Есть советы брать подержанную школьную форму у соседей, а канцелярию предлагают брать на работе, ну и такие прочие всякие экономические народные решения. Как вы считаете, какая стратегия вот в такой сложной ситуации могла бы быть эффективной? Как ребенка собрать в школу и не потерять последние деньги? Игорь Качалов: Прекрасный вопрос, и, кстати говоря, привели тоже интересные примеры наших с вами телезрителей. Но надо немножко сделать шаг дальше. Дело в том, что как экономист я вам могу сказать, вот эти все рассказы о товарной инфляции, подорожании покупательской корзины, набора первоклассника и так далее, они несколько лукавы. Дело в том, что они опираются на средний набор и средние цены в каком-то городе или даже в каком-то регионе. В реальности все чуточку глубже: даже в одном и том же городе, в одном и том же магазине цены могут быстро меняться. Например, самый простой пример, который делают многие интернет-магазины и начали делать обычные магазины, что цены со вторника по пятницу ниже, чем в пятницу, субботу и воскресенье, ну потому что мы действительно часто откладываем до последнего, например собрать ребенка в школу, и идем в последнюю субботу, в последний выходной. Конечно, в этот момент цены взлетают. Ну так пойдите на три дня раньше, во вторник, вы можете увидеть совсем другие цены, и это первая хитрость, которую стоит использовать. Ну а также стоит посоветовать обратить внимание, что в интернете появилось много помощников россиян в виде так называемых агрегаторов, в виде специальных порталов, которые отслеживают цены. Например, каждый из нас может зайти и набить «хочу купить такой-то школьный рюкзак, такой-то пенал» и так далее, и так далее, указать магазины, которые ему интересны, и потом включить отслеживание цен. И очень часто вы будете в течение недели получать сообщения о скидках и распродажах. Я так пробовал делать для себя, для своей семьи, в реальности можно иногда экономить до 30–40% в ценах. Поэтому если, скажем так, набор первоклассника стоит 20 тысяч, то на самом деле легко уложиться в 13–14. Ксения Сакурова: Но, я так понимаю, делать это нужно уже сейчас, потому что в августе… Игорь Качалов: Обязательно, чем раньше, тем лучше. Ксения Сакурова: А насколько может это все подорожать в августе? Игорь Качалов: Прекрасный тоже вопрос. На самом деле такой вот странный экономический и в то же время медицинский ответ: как всегда, виноват вирус, то есть коронавирус. Дело в том, что вот сейчас такие, например, популярные товары, как вы знаете, это маски, перчатки, бахилы, какие-то другие защитные элементы, те же самые тюбики с гелем, ну и многое другое, это все делается из целлюлозы и полимеров, так же как из целлюлозы и полимеров делается большинство школьных принадлежностей: ручки, пеналы, обложки для тетрадей, ну и так далее, те же фломастеры, в конце концов. И вот тут получается интересный момент: сверхъестественный, сверхвысокий спрос на медицинские принадлежности подстегнул стоимость сырья, ну полимеров тех же, целлюлозы, цена выросла в 1,5 раза на международных рынках, ну и в итоге рванула вверх стоимость школьных товаров. И вы правы, надо четко понимать, что к сентябрю они еще вырастут. Сейчас еще магазины держатся на старых закупках, некоторые даже на прошлогодних, нужно торопиться, вы были абсолютно правы. Петр Кузнецов: Ага. Игорь Викторович, я бы добавил, наверное, вот к этим махинациям в хорошем смысле, о которых вы говорили, которые помогут сэкономить: главное, чтобы они не противоречили всем этим стандартам Минпросвещения. Потому что мы вот сейчас говорили только о стандарте школьной формы, а их еще неизвестно сколько там, которые призваны вроде бы как улучшить качество образования, а, наоборот, они утяжеляют жизнь и детей, и родителей прежде всего в финансовом плане. Потому что мы еще не поговорили об учебниках, именно такие и такие учебники, именно сопутствующие пособия к этому учебнику нужно покупать там-то и там-то. Пенал купишь? – нет, пенал нужен такой-то, с кармашками, с ячейками, все это, конечно, от определенной школы зависит. Давайте узнаем, как конкретно дела у родителей, которые готовят, продолжают готовить или только начинают, а может быть, уже закончили детей к школе. Ольга из Москвы с нами на связи, наша телезрительница. Здравствуйте. Ксения Сакурова: Здравствуйте. Зритель: Здравствуйте, да, здравствуйте. Уважаемые ведущие, я хотела, конечно, тоже поделиться. У меня трое деток, одна, старшая дочка, идет в 3 класс, 8 лет, и 4 и 2 годика. Ну, нам еще предстоит всем пойти в школу, конечно, это проблема. Но хотелось бы вот сказать, уважаемые ведущие, вы вот вспомнили наше время советское, как мы собирались в школу, да, проблем не было, казалось все просто, потому что, мне кажется, ситуация в том была проста, что цены были урегулированы, то есть на каждом предмете стоял ценничек, нельзя было выше ставить цены, и так далее. Поэтому, конечно, мы хотим, просим помощи у президента, просим какой-то помощи у родственников. На самом деле, мне кажется, просто нужно урегулировать цены, чтобы не было какого-то резкого скачка либо удорожания, пределы какие-то должны быть у нас. Мы пойдем и можем в одном магазине одну вещь по одной цене купить, эту же вещь, мы идем, в магазине покупаем в 3 раза дороже. То есть получается, ну как бы, да, мы должны бегать, искать что-то, выгадать, где-то искать какую-то выгоду, где-то скидки, где-то раньше начинается, у кого-то нет возможности, позже, копить на это, откладывать… Но раньше же этого не было, просто были какие-то фиксированные цены. Петр Кузнецов: Да, Ольга, это я вот о постсоветском вспомнил. Со мной вот не согласился телезритель из Краснодарского края, он пишет: «Уважаемый ведущий, детей собрать в школу всегда было дорого, и 30 лет назад нам государство не помогало, как сейчас. Хватит ныть, молодежь». Зритель: Ну, не помогало, да, но цены так не росли, согласитесь, правильно? То есть у нас каждый год, каждый месяц, каждый сезон… Петр Кузнецов: Ну, я, конечно, плохо помню, но я все-таки уверен, что собрать было очень просто. Зритель: Намного проще. Ксения Сакурова: Ольга, но вы расскажите, вы к этому готовились не один месяц, всей семьей вы собираете детей в школу? Как у вас экономика этого процесса выстроена? Зритель: Ну, мы собираем как бы семьей своей, никого не просим. Мы немножко стараемся тоже где-то отложить, где-то купить заранее. Я, например, покупаю все заранее, стараюсь намного раньше, что-то на вырост беру, у меня все время там в запасе уже лежит какая-то блузочка или что-то, тетрадки в запасах стали, да, в подсчете, смотрю: так, надо докупить. То есть все делаю заранее, никогда вот это все на потом не оставляю, потому что потом это обязательно будет дороже в 2 или в 3 раза. Петр Кузнецов: Ага, ага. Я как раз хотел спросить, самое-то главное, расходный материал – обувь и одежда. Буквально нога растет очень быстро, буквально через полгода снова покупать… Зритель: Конечно. Петр Кузнецов: Снова покупать обувь, кеды на физру. Зритель: То есть каждый год надо новую обувь, да, физкультура, туфельки, потом что-то там… Опять же, у нас физкультура есть в спортзале, есть степ, там нужна другая обувь, более облегченная. То есть тоже вот много нюансов, какой-то спортивный костюм для улицы или для зала… Петр Кузнецов: И разные, да. Зритель: Это маечка, шортики, или на улицу штаны и как бы ветровка. То есть очень много нюансов и много надо приобрести. И конечно же, с учебниками тоже ситуация такая же, вот вы говорили уже про это, что прописи такие, вот именно этого издательства, вот этого автора, к ним вот такие вот книги… Ну а прописи, я не знаю, вот, например, английский язык в последнее время в нашей школе нам не нравятся, они непонятны, мы берем дополнительную литературу, сами покупаем, чтобы где-то правила недоступно… Петр Кузнецов: Ага, потому что не устраивают… Ксения Сакурова: Ольга, а в школе-то вам хоть что-то выдают? Вот вы и учебники сами покупаете, и прописи. Школа вам что дает? Зритель: Ну, в школе нам… Не знаю, мы на все собираем, прописи оплачиваем, все это, книги покупаем. Ксения Сакурова: То есть ни одного учебника вам из школьной библиотеки не выдают? Зритель: Нет, нам как многодетным, у нас питание бесплатное, за это спасибо, ха-ха, моим детям. Петр Кузнецов: Ну и выплата вас ждет к сентябрю президентская. Зритель: Да, ха-ха, тоже спасибо. Ксения Сакурова: Тоже помощь. Петр Кузнецов: Тоже помощь. Ксения Сакурова: Да, спасибо. Зритель: В общем, вот… Петр Кузнецов: Спасибо, спасибо. Ксения Сакурова: Спасибо большое, Ольга. Вот такие вот тоже народные, в общем-то, методы экономии. Давайте посмотрим, что еще пишут на нашем SMS-портале. Ленинградская область: «Дешевая форма, брюк хватает на 3 месяца, тем более дети растут». «Нужен компьютер, а он стоит 50 тысяч, это не считая формы». Так… «Раньше в школу собирали просто, школьная форма была для всех единая и на детские товары существовала дотация, а теперь все родители друг перед другом выделываются», – считает наш зритель; может, и правда стоит экономить. И Москва и Московская область: «Белый верх и черный низ – это хорошо, только одним комплектом не обойтись, после полугода стирок все превращается в тряпье. Проверено на себе». Петр Кузнецов: Мы возвращаемся к нашему эксперту. Игорь Викторович, скажите, пожалуйста, вот еще такой момент. Мы понимаем, что есть какие-то траты, скажем так, обязательные, без которых не обойтись, а есть ну такие теневые несколько, то есть мы имеем право в них не участвовать. Скорее к доктору экономических наук вопрос, как отличить поборы, скажем так, от сборов в рамках норм и требований, необязательные, факультативные какие-то вещи. Игорь Качалов: Вы имеете в виду типа сбор на ремонт класса или какие-то там дополнительные школьные так называемые сборы, вы про это? Петр Кузнецов: Да, цветы учителю, не знаю, на какой-нибудь праздник, посвященный началу учебного года… Ксения Сакурова: Шторы, шторы! Это каждый год новые должны быть. Игорь Качалов: Безусловно, важный вопрос. Но опять же, да, вот вы начали интересно проводить аналогию с советским временем. Было это и в советское время тоже: мы и ремонтировали, и родители наши ремонтировали, и там, где у родителей были возможности, присылали с завода что-то, какие-то там, может быть, даже дополнительные наглядные пособия или какие-то элементы для того же класса и так далее. То есть вот такого рода как бы в помощь школе, помощь школе всегда была. Ну, я еще был студентом, те же самые знаменитые стройотряды, те же самые знаменитые дополнительные какие-то уроки в школах, всегда была какая-то помощь от разного рода профсоюзов школам и так далее, и так далее. Сейчас, к сожалению, вот эта система общественной помощи в России, давайте будем говорить честно, разрушена, та общественная помощь, которая широко практиковалась в советское время. И вот тут-то действительно возникает вопрос, а как быть школе в этой ситуации, когда действительно элементарная нехватка тех же штор или каких-то элементов наглядных пособий в классе. Ну, тут уже, я думаю, на самом деле надо решать всем классом, как говорили исстари на Руси, всем миром. Если родители класса соберутся и всем миром решат, что это расходы, скажем так, разумные, обусловленные, что, грубо говоря, школа не проедает госпомощь, а ее использует, то почему бы и не поучаствовать. Такой же вопрос решал и я в свое время, будучи… Ксения Сакурова: А вот если в школе заставляют покупать учебники, насколько это законно? Или школа должна этим обеспечить? Игорь Качалов: Ой, боюсь, этот вопрос к юристам, я, честно говоря, не знаю текущие нормативы, текущие бонусы школам, какие-то льготы и так далее. Здесь я как экономист вам бесполезен. Ксения Сакурова: Спасибо большое. Петр Кузнецов: Спасибо, что были полезны как экономист. Игорь Качалов, маркетолог, доктор экономических наук, президент центра «Ясные решения». О том, как сложно нынче собрать ребенка в школу, мы говорили.