Марианна Ожерельева: Продолжаем выпуск программы «ОТРажение» и спрашиваем: «Тепло ли вам?». Осень вот как-то резко, в частности, в Москве изменила погоду. Дожди и ветер очень холодный, как-то холодно и на улице, и дома, всякий раз хочется где-то согреться. Все ждут, включат ли отопление. Вот в некоторых регионах, кстати, уже тепло, например, в Магадане, Якутске. Подача тепла началась, а мы задаем вопрос очень актуальный: а коммунальные службы-то готовы? И главное – инфраструктура к этому самому отопительному сезону? Об этом поговорим прямо сейчас. Со мной в студии Константин Крохин, председатель Союза жилищных организаций Москвы, юрист. Здравствуйте! Константин Крохин: Здравствуйте! Марианна Ожерельева: Какой правильный вопрос, мне кажется, да? Вроде бы все мы ждем это тепло, а всякий раз говорим о том, что износ сети. У нас, кстати, какой износ? Сколько в неисправном, так скажем, состоянии? Какой процент по стране? Константин Крохин: Вот процент по стране каждый раз называется разный. Марианна Ожерельева: 40 видела отметку, 40%. Константин Крохин: Вот 40 – это последняя цифра, перед этим всегда говорили – 60 или 70. Марианна Ожерельева: Получше стало? Константин Крохин: Получше стало. Ну, я думаю, что считать стали лучше, потому что все-таки вот эти алармистские цифры, они часто не основаны на конкретном расчете. Просто берется бухгалтерский подход, что 2% в год – это норма амортизации, ввели в эксплуатацию, там, 50-60 лет назад. Значит, по мнению тех, кто об этом говорит, уже 60%. Марианна Ожерельева: Вот графику сейчас показываем, источник – Kremlin.ru, износ, да, действительно 40%. Ежегодно в негодность приходит 3%, казалось бы, как мало, а для кого-то покажется и как много. Ну вот заменены на новые 2%, получается, не успевают за износом. Как вы считаете, все-таки насколько готовы-то? Вот если так по-честному взять и всю страну, на нее посмотреть так сверху, зима-то, она тоже все-таки близко, и у нас сейчас уже прохладненько так. Константин Крохин: Ну если говорить о сетевом хозяйстве. Марианна Ожерельева: Да. Константин Крохин: Если говорить о подготовке, а что такое подготовка? Это, в том числе, испытания, это, в том числе… Марианна Ожерельева: Это когда мы без воды горячей сидим? Константин Крохин: Да. Марианна Ожерельева: Тоже же готовились у нас? Константин Крохин: Да, все вот это лето. Марианна Ожерельева: Мы сидим, ждем. Константин Крохин: Вся система готовилась, и плюс выявлялись какие-то проблемы. Марианна Ожерельева: Да. Константин Крохин:В этот период проходил ремонт. Где-то ремонт идет и сейчас. То есть, если говорить в целом про страну, то ситуация улучшилась, статистика об этом говорит. И количество аварий уменьшилось. Поэтому в целом ситуация улучшилась, она, мы как бы количество износа, процент износа не уменьшился до 20, 30, потому что это требует более длительного времени и инвестиций. Но то, что безопасность и надежность системы повысилась, это факт. Марианна Ожерельева: Уважаемые телезрители, вижу ваши смс, спасибо, что их пишете. Сейчас зачитаю. 5445 бесплатный смс-портал. Пожалуйста, позвоните, вот у вас тепло уже в регионе или нет? 8-800-222-00-14. Ленинградская область, сообщение: «Каждый год в сентябре замерзаем, в мае плавимся от перетопа. Это уже стало доброй традицией». От традиции, даже хоть и доброй, можно как-то уйти? Константин Крохин: Ну вот именно в сфере отопления, где у нас по закону естественная монополия, то есть все теплоснабжающие организации региональные – это местные монополисты. И поменять их крайне сложно, ну, очень часто и невозможно. Поэтому перетоп – это что за явление? Это когда уже тепло, весной поставляют теплоэнергию, которая потребителям не нужна, но за нее приходится платить. Марианна Ожерельева: И несколько сообщений, что люди уже боятся, какая им придет квитанция за отопление. Константин Крохин: Да, да, да. К сожалению, с этим вот в ближайшее время вряд ли что-то изменится, потому что последние действия государства, порядок расчетов, ужесточения при проведении собраний – все направлено на то, что поменять управляющую компанию сложно, а поменять ресурсоснабжающую и невозможно. Марианна Ожерельева: И невозможно. Вот видите, когда и какой-то отчасти замкнутый круг. Мы сказали, что в ряде регионов уже начали топить. Сейчас с нами на связи из Чебоксар наш корреспондент Марина Рябцева. Марина, здравствуйте! Марина Рябцева: Здравствуйте! Марианна Ожерельева: Хочется… Марина Рябцева: У нас… Марианна Ожерельева: Да, вот у вас как-то тепло уже в квартирах и в спецучреждениях или прохладненько пока? Марина Рябцева: Нет, нам отопление еще не дали. Вот сегодня, сейчас среднесуточная температура +12, но это потеплело буквально вчера-сегодня. А до этого вот с 1 сентября у нас резко пришла осень, и было днем где-то +5, +8, ночью заморозки на почве. Дома было очень холодно, вот лично я даже грела квартиру электрообогревателем, дома все ходили в шерстяных носках, очень холодно. Но я не видела, чтоб где-то в соцсетях люди жаловались и требовали, чтобы дали отопление, потому что, ну, видимо, все ждут, как всегда, будет бабье лето. И если отопление в это время уже включат, то будем греть улицу, открывать окна, а затем уже получим платежки с большими суммами уже за сентябрь. Вообще нам обещают дать отопление где-то в конце сентября, когда вот, как по правилам, будет пять дней ниже 8 градусов. Ну и когда все объекты будут готовы, потому что сейчас, например, жилой фонд готов на 78%, до сих пор ведутся работы, где-то отключают горячую воду. Люди, конечно, жалуются, холодно, а горячей воды нет. Марианна Ожерельева: Ужас какой. Марина Рябцева: Учреждения образования на 91% готовы, медицинские – на 95. Вообще работы на теплосетях, конечно, много. Проблема в том, что очень изношены трубы, например, износ на трубопроводах составляет в городе 81%. И большая проблема – это то, что они в коррозии, и вот, например, в прошлом году часто были свищи. Это когда небольшое отверстие, там небольшая трещина, и из нее хлещет горячая вода. И говорят как коммунальщики, один свищ может оставить без отопления целые районы. Вот было, что по нескольку домов оставались так без горячих труб, батарей. И вот только в одном месте отремонтируют, свищ появляется в другом, поэтому все нужно менять глобально. Это делают, у нас теплосети отданы по концессионному соглашению в одну крупную компанию. Например, в этом году они должны были самые ветхие теплосети, 15 км заменить. На сегодняшний день сделано 7 км, это лишь 45%. Но они обещают, что до начала отопительного сезона успеют. Ну а тут осталось на все про все недели две. Будем надеяться, действительно успеют, и мы тут все не замерзнем в Чебоксарах. Марианна Ожерельева: Марина, вот замечательная была фраза у вас в финале: «Но они обещают». Мне нравится вот русский человек – «они обещают». Есть закон, да? И должно быть некое исполнение, вот должен наступить отопительный сезон. Вы такие прекрасные цифры назвали, у вас, в частности, школы, детсады, значит, на 91%, 78% квартиры. А подскажите, вообще статистика как-то в лучшую сторону? Может быть, мы с экспертом сидим и где-то в облаках витаем, да? Говорим, что вот лучше становится, там, износ раньше был 60% сетей, сегодня 40. А вот по Чувашии конкретно? Может быть, у вас было все совсем хорошо, а стало хуже? Либо наоборот было плохо, а стало лучше? Марина Рябцева: Ну вообще плохо было долго, и поэтому, видимо, у нас создали теплосети вот концессионное соглашение на 25 лет с компанией, которая сейчас 25 лет должна все менять. И поэтому пока рано делать выводы, насколько это станет лучше. Работ еще очень много. Марианна Ожерельева: Но они хотя бы что-то делают, да, сейчас? То есть концессия запущенная, какие-то результаты могут быть, вы думаете? Марина Рябцева: Ну вот, но пока говорю, которые из 15 километров сделаны 7 сегодня. Марианна Ожерельева: 7, да. Марина Рябцева: Ну да. Но до этого других много было работ, там, когда какие-то распределительные какие-то станции делались. Они там в большем проценте готовы, а вот теплосети непосредственно, если успеют. Марианна Ожерельева: Спасибо, Марина! Ну, желаем вам, чтоб все-таки включили вовремя. Марина Рябцева, наш корреспондент из Чебоксар. Константин Викторович, вот все, в принципе, соотносится с тем, о чем мы и говорим, да? Но у меня все равно вопрос, вот как у гражданина, мы же за это платим? Я помню вашу историю о том, что мы платим не полную, надо платить больше, тогда будет все лучше. Но даже при том, что платеж увеличивается, но лучше вот для каждого как-то вроде и не становится. Где-то там по стране – да, мы говорим: «Было 60, сегодня 40». А где оно? Почему мы мерзнем? Константин Крохин: Дело в том, что стартовые условия разные. Вот видите, в Чебоксарах 81% износ. Это очень большой процент. И практика показала, что сети ремонтируются там, где есть массовое новое строительство. Ну почему в московском регионе лучше ситуация с сетями? Потому что здесь больше строят. Или там, в Московской области. Я думаю, что в Сочи очень много строят, и много новых сетей, и прочее. А там, где мало строят, там и замена. И без помощи государства, без инвестиций, или вот как в данном случае, государственно-частное партнерство, концессия – это как раз такой вариант, когда государство и частный бизнес, они пытаются решить эту проблему. То есть без этого вот такие регионы, где 80% и выше износ, эту проблему не решить. Но что-то движется. Марианна Ожерельева: Послушаем звонок из Самарской области. Лариса, здравствуйте! Зритель:Здравствуйте! Марианна Ожерельева:А как у вас ситуация? Меняется что-то в лучшую сторону? Или тоже? Зритель: Нет, у нас не меняется, у нас в худшую сторону. Вот в этом году нас отключили в середине апреля. И мы так мерзли пол-апреля и май, еще и июнь был холодный. Мы очень мерзли. Вот у меня какой вопрос. Я живу в однокомнатной квартире. Марианна Ожерельева: Так. Зритель: Во-первых, значит, у нас однокомнатные квартиры подключают всегда гораздо позже во всех домах. Однокомнатные квартиры позже на неделю где-то. Марианна Ожерельева: Как так? Зритель: Это, знаете, такой холод, вот я не знаю, с чем это связано. Вот город Похвистнево, в котором я живу, Самарской области. И вот еще что. Дело в том, что у нас область очень большая, край области на юге, и вот я живу на востоке. У нас что летом, что зимой температура, разница на 10 градусов ниже на востоке. Это Предуралье в общем-то. Вот. И у нас также, если не позже, подключают отопление, чем на юге. Марианна Ожерельева: Лариса, а можно вам вопрос? Все-таки вы, как житель такой наблюдательный, я так понимаю, все-таки вам объяснили, почему в апреле, вы говорите, было холодно, но отключили? Может быть, так положено? Вот что-то узнали? Может быть, какая-то авария случилась? Зритель: Объяснений никаких не было. Были в интернете, в общем-то, такая обида была, почему так. Марианна Ожерельева: То есть недовольство граждан было? Зритель: Вот да. И вот, я говорю, поздно подключают. Я в прошлом педагог, я работала в школе. И вот всегда раньше у нас подключали 15 сентября и отключали 15 мая. А сейчас вот подключают в конце сентября – в начале октября, а вот однокомнатные квартиры на неделю позже. Марианна Ожерельева: Какая-то удивительная ситуация. Спасибо вам! Как считаете, такая ситуация действительно могла бы быть? Может быть, мы что-то недопоняли или как-то? Константин Крохин: Ну, в отношении однокомнатных, первое, что хотел сказать. Что, ну нет такого норматива и нет таких правил, в зависимости от количества комнат какую-то очередность подключения. Может быть, в конкретном доме есть проблема конкретного стояка. Потому что обычно однокомнатные квартиры, они на одном стояке. То есть они друг на друге, и так далее. Может быть, в конкретном жилом доме есть некая проблема, с оборудованием связанная. Марианна Ожерельева: Куда обращаться, чтоб проверили? Вот конкретно Ларисе? Константин Крохин: Жилищная инспекция. То есть как только Ларисе необходимо, ну, как бы, я понимаю, что человеку трудно, свои дела, но в принципе, если это произошло два раза в год, сначала рано отключили в апреле, потом поздно включают, надо обратиться в жилищную инспекцию региональную с жалобой, с проверкой. Выяснить, в чем причина. Ну и вот технологически или нормативно никакого, скажем, неравенства в отношении количества комнат в квартирах, то есть однокомнатные не должны. Марианна Ожерельева: Не должно быть, конечно. Сейчас с нами на связи Якутск, и наш корреспондент Роман Кутуков. Роман, здравствуйте! Роман Кутуков: Здравствуйте, Марианна! Марианна Ожерельева: Первый вопрос: какая температура воздуха сейчас в Якутске? Роман Кутуков: Ну, в самом холодном регионе в это время года достаточно холодно. Ну, днем это плюсовая температура, значения доходят примерно до 10-12 градусов. Ночью же у нас температура уже отрицательная, до 5 градусов холода. Марианна Ожерельева: И? Отопление дали? Роман Кутуков: Ну да, естественно, у нас в Якутии отопительный сезон традиционно начинается рано, в этом году он начался еще раньше. Марианна Ожерельева: Когда? Роман Кутуков: Первым запустили Аллаиховский район, это самый север Якутии, там отопительный сезон стартовал 8 августа. Но надо сказать, что по нормативам у нас в Якутии, как, впрочем, и везде, при достижении среднесуточных температур 8 градусов тепла отопительный сезон стартует по умолчанию. Так вот, по всей Якутии именно с 11 сентября стартовал отопительный сезон. Сейчас тепло запущено во все 1164 котельных, тепло подается. У нас в Якутске отопительный сезон тоже начался, он начался с 1 сентября. Тепло запустили в социальные учреждения. И с 5 сентября начало поступать в жилые дома. Сегодня к теплу подключено 99% жилого фонда. Вот власти Якутска обещают запустить окончательно тепло во все дома к 15 сентября, это было распоряжение мэра. А сейчас, к сожалению, тепло не доходит до некоторых потребителей. Но всему виной, естественно, это износ. Службы продолжают устранять эти последствия, износ труб у нас составляет, ну, не как в Чебоксарах, 80%, чуть пониже, около 60%. Если речь идет о многоквартирных каменных домах, относительно новых, то там все хорошо, а вот в частном секторе или в старых домах, к сожалению, ситуация достаточно печальная. Вот как видим, сегодня снимали, котельная работает, все хорошо, тепло есть в домах. Но трубы все-таки капают, течь идет. Вот обход, по словам местных жителей, практически энергетики не совершали. Видимо, это придется делать с наступлением зимы, как обычно, зима наступит неожиданно. Марианна Ожерельева: Конечно, и как обычно «вовремя». Роман, последний вопрос, про износ. Как часто в период уже отопительного сезона случаются какие-то крупные аварии в регионе в целом? Роман Кутуков: Ну это, на самом деле, такие казусы были. Наш самый большой подсознательный страх о том, что в нашу холодную зиму -50 градусов вдруг резко уйдет тепло, это будет, конечно, ЧС всероссийского масштаба. Да, коммунальные аварии случаются, это было всегда. Год от года приходится одной зимой меньше аварий, другой больше, но аварии есть. И вот всему виной, естественно, это изношенность труб, коммуникаций. Приходится устранять, очень серьезные бывают аварии, прямо целые поселки остаются. Но это могут быть как изношенность труб, так и, например, пожар на котельной. Или нехватка угля, например. Эти аварии бывали и будут, но все зависит от масштабов. Марианна Ожерельева: Спасибо вам за такую конкретику! Роман Кутуков из Якутска, наш корреспондент, был сейчас на связи. А мы послушаем Тамару из Ярославля. Тамара, здравствуйте! Зритель:Здравствуйте! Я хочу сказать, что у нас отопительный сезон начался благодаря губернатору. Но меня он, допустим, не обрадовал. Марианна Ожерельева: Почему? Зритель: Как на пороховой бочке сижу. Потому что у меня с 17 марта этого года заявка в управляющую компанию о том, что у меня гнилой стояк отопительный. И вот на протяжении всего лета никто не отказывался, слесарь приходил, сказал, что вот даст …, тут надо участок трубы менять, закажем и все сделаем. Лето прошло. Марианна Ожерельева: Так. Зритель: То в отпуске, то на больничном то мастер, то слесарь, то сварщик. В результате, когда сказали, что дадут отопление, инженеру звоню управляющей компании. Он говорит: «Не беспокойтесь, у нас несколько заявок по вашему дому, до включения отопления мы все сделаем. Не сделаем – дом не включим». Отопление дали, дом включили. Марианна Ожерельева:А у вас что? Зритель:В результате у меня пол замок, промочило линолеум. Я живу одна, 72 года. Мне пришлось все поднимать, весь линолеум самой. Аварийную вызвала, они поставили маленький хомутик сантиметра там, значит, ржавчина где-то 15 см, с резиночкой. Труба течет. Марианна Ожерельева: По-прежнему? Зритель: По-прежнему течет. Ну, не в такой степени, но все равно постоянно с тряпками вымакиваю эту воду. Марианна Ожерельева: Спасибо, Тамара! Давайте мы сейчас у эксперта спросим, что в этом случае можно сделать? Чтобы действительно эффект-то был, какой-то результат. Константин Крохин: Ну, я посоветовал Тамаре и в этом случае, и в другом подобном случае, это вопиющий случай, это безобразие. Марианна Ожерельева: Конечно, 72 года человеку, что будет? Константин Крохин: Да дело даже не в этом, а зима, отопительный сезон уже, да. Они не должны были включать дом. Он же правильно говорил, этот товарищ из управляющей компании, что дом не запустим. И то, что они запустили, это нарушение, административный штраф и нарушение лицензионных требований. Поэтому надо обращаться в жилищную инспекцию. Если жилищная инспекция как-то не реагирует или покрывает недобросовестную управляющую компанию, в прокуратуру. Потому что это вопиющий случай и явное нарушение всех правил. Нужно обращаться в надзорные органы. Марианна Ожерельева: Еще по регионам пройдемся. Значит, Чебоксары нам пишут, что у них комфортно, подключили батареи. Вологодская область нам пишет тоже, что подключили, и им все нравится. И Нижегородская область отчитывается, что с 9 сентября у них уже есть отопление. Но на фоне вашего заявления о том, что, значит, про износ и вообще про еще есть некий монополизм в сфере коммунальных услуг, нас спрашивают: «А как с этим бороться, – из Астраханской области, – в сфере отопления, например? Никак, мы все зависим от монополистов-капиталистов». Так это и есть? Вот можно много говорить об инвестициях, о том, что они должны прийти, но зима-то, она всегда наступает, осень всегда наступает холодная. Что же делать-то нам? Константин Крохин: Есть две проблемы в этой сфере. Первая – технологическая. Наше централизованное отопление и горячее водоснабжение так построено, что мы не можем отказаться. Вот труба проложена в этот дом, и вот кто владеет этой трубой, вот тот и монополист. Раньше таким монополистом было государство, и мы могли обращаться к государству. Но в результате реформ жилищно-коммунального хозяйства получилось так, что многие производители бывшие государственные стали акционерными обществами. И у этих акционерных обществ есть акционеры. Ну, как говорит зритель, капиталисты. И конечно, гражданин, вот в отличие от других сфер, он единолично никак здесь не может решить. И даже собравшись вместе, граждане, если они могут теоретически поменять управляющую организацию, то поставщика коммунальных ресурсов поменять невозможно. Это компетенция государства. Поэтому надо чаще обращаться в органы власти, освещать эти проблемы в СМИ и говорить о недостатках работы этих монополистов. Потому что над монополистами есть опять же государственные надзорные органы, которые по идее должны следить. Вот кроме как обсуждения этой проблемы я пока не вижу таких простых решений. Марианна Ожерельева: Когда мы обсуждаем эту тему, всегда помню, есть сообщение из Тверской области. Вот сейчас оно есть. Тверскую область буквально вымораживают. Там какая-то, правда, беда с трубами, потому что город периодически копан-перекопан, каждый раз там латают какие-то дыры. Что не так в Тверской области? Почему действительно, по заявлениям наших телезрителей, область просто вымораживают? Константин Крохин: Ну, как правило, это всегда зависит от руководства. То есть, есть губернатор, есть мэр. И в этом году принято решение в значительной степени, примерно по 150 миллиардов федеральные власти будут выделять, ну, правда, на всю Россию, но тем не менее. Марианна Ожерельева: Деньги огромные. Константин Крохин: Да. Марианна Ожерельева: Хочется понять, куда они уходят? Почему из года в год мы эту проблему обсуждаем? 150 миллиардов. Константин Крохин: Ну, это только вот сейчас 150 миллиардов на 5 лет, то есть это 750 миллиардов, сумма огромная, но это только сейчас. И конечно, есть регионы, которые чувствуют себя уверенно в отсутствие таких инвестиций от федерального центра. То есть все зависит от хозяйственной смекалки, от воли. Марианна Ожерельева: То есть холодно, потому что… Константин Крохин: Потому что плохое руководство. Марианна Ожерельева: Руководство исключительно? Константин Крохин: Да, конечно. Марианна Ожерельева: Что может сделать гражданин в этом случае? Куда он должен обратиться? Опять же в инспекцию? Константин Крохин: Если, значит, если люди обращались к губернатору, к мэру, в жилищную инспекцию… Марианна Ожерельева: Надо письмо писать коллективное? Константин Крохин: Жалобы. Марианна Ожерельева: Жалобы. Константин Крохин: Не письма, а жалобы. Потому что жалоба – это другое обращение, там другой контроль. И конечно, когда не работает надзор жилищный, обращайтесь в прокуратуру, потому что прокуратура – это орган общего надзора. Ну хоть какая-то управа на нерадивых работников. Марианна Ожерельева: Да, вот еще одно сообщение из Твери: «Отопления нет, мерзнем и болеем». Еще нас спрашивают из Пермского края: «Почему угловые квартиры в панельном доме отапливаются так же, как и весь дом? В них всегда холоднее». Есть такая проблема? Константин Крохин: Есть проблема торцевых квартир, ну или угловых квартир. Учитывая, что обычные квартиры, у них по бокам, сверху, снизу их обогревают другие квартиры, то у торцевых как минимум три угла, они холодные. То есть сама стена, и где окна. Марианна Ожерельева: Да. Константин Крохин: И получается, что да, действительно, если вопрос теплоснабжения и вопрос теплового проекта при строительстве дома решен не совсем компетентно, если при строительстве качество панелей, швов также плохое, то есть у нас и в Москве такие случаи есть, когда люди годами, там, вот им холодно, потому что выдувает. То есть при совокупности этих факторов, при совпадении да, будет в таких квартирах холоднее. И часто при покупке, при обмене всегда говорили: «Не предлагать торцевые, не предлагать угловые». Значит, как это решить? Если есть возможность через проектное решение, но это переустройство, перепланировка, усилить батареями, при согласовании, тогда этот путь вполне возможен. Но если стены дырявые, и если швы дырявые, и управляющая компания за этим не следит, то здесь уже ничем не поможешь, все время будет немного прохладней. Я не скажу, что холоднее, это неправильно будет сказать. Но то, что будет прохладней, чем в других комнатах этой же квартиры, или в других квартирах, это факт. Марианна Ожерельева: Факт. Константин Крохин: И для успокоения, как бы, вот такой справедливости, хочу сказать, что и в новостройках сегодня то же самое. Если у тебя торцевая квартира, как ты ни крути, там прохладнее. Марианна Ожерельева: Стены тоньше. Из Иркутской области нам говорят: «Прокуратура и другие надзорные органы не работают, пишут отписки». И это тоже правда. Константин Крохин: Да, я хочу вам ответить. Я недавно тоже на эту тему выступал, что, к большому сожалению, даже здесь, в Москве мы получаем очень много отписок не только от жилищных инспекций, но, в том числе, и от прокуратуры. При этом прокуратура ссылается на то, что сегодня, по 336 постановлению Правительства, нельзя кошмарить бизнес, и поэтому мы даем только предостережения. Но предостережения – это не предписания, они не влекут за собой никакой административной ответственности. Поэтому мы пытаемся обращать внимание органов власти, и обращаемся часто к Президенту, когда уже прокуратура футболит, для того, чтобы все-таки прокуратуре дали возможность работать и проводить проверки. Потому что на сегодняшний день это просто футбол. Марианна Ожерельева: Из Свердловской области вам вопрос: «Почему с нас берут плату за тепло с коэффициентом 1,4? Ведь это не вода, и потребить больше тепла просто невозможно. У нас двухэтажные дома, нам говорят: «Установка счетчиков на тепло нецелесообразна»». Константин Крохин: Это очень странное предложение, потому что, ну, нет такого правила, что необходимо с коэффициентом именно для двухэтажных домов. Такого правила нет. Есть какая-то особенность этого строения, может быть, это таунхаус, ну, двухэтажные дома – это редкость. Марианна Ожерельева: Так. Константин Крохин: Либо это старый фонд, совершенно старый фонд, либо это таунхаусы. Но, значит, с 2013-го года у нас все дома, все многоквартирные дома, если мы говорим о многоквартирных домах, должны быть оснащены общедомовыми приборами учета тепла. Поэтому, если у них по каким-то причинам нет этих приборов тепла, вопрос к управляющей организации и возможность жалобы в жилищную инспекцию. И второй момент. Если говорить о квартирных приборах учета тепла, то сегодня запрета на установку квартирных приборов… Марианна Ожерельева: Вот этих индивидуальных как раз? Константин Крохин: Индивидуальных, его нет. Другое дело, что Минстрой выпустил такую формулу, что, если многоквартирный дом, и много квартир, то никакой экономии это не дает. Это дает расходы. Расходы на поверку счетчика, которые очень дорогие, и так далее. То есть путь, на мой взгляд, Минстрой должен выпустить более адекватную формулу для того, чтобы те, кто устанавливает приборы учета в квартирах, имели экономию, имели экономический смысл это делать. Сегодня формула такова, что, если меньше 95% установили приборы, а таких в обычных домах достигнуть практически невозможно, только в новостройках можно больше 95, то практически невыгодно ставить счетчики. Марианна Ожерельева: Минута до завершения первого часа эфира программы «ОТРажение». Из Коми нам пишут: «Управляющие компании вообще ничего не делают, лишь квитанции присылают». И о квитанциях десятки сообщений, что все это очень дорого. Люди не понимают, почему они платят больше, а качество лучше не становится. У вас минута. Почему это происходит, и что мы можем правда изменить? Константин Крохин: Значит, вот то, о чем мы говорим, монополизм. И последнее, с 1 сентября вступившие в силу изменения Жилищного кодекса говорят о том, что сменить управляющую компанию стало еще сложнее. Нужно, чтобы более 50% от всех собственников проголосовали. То есть надо бороться с монополизмом. Мы сегодня все в одной лодке, это большая проблема, очень много нарушений со стороны управляющих компаний, и сменить их сложно. Поэтому надо чаще обращаться в надзорные органы, чаще пользоваться тем, чтобы обращаться к губернатору, Президенту России. И указывать, что вот этот монополизм вредит нам. Марианна Ожерельева: Спасибо вам огромное! Константин Крохин, председатель Союза жилищных организаций Москвы, юрист, был сейчас со мной в студии. Зачитаю напоследок несколько сообщений. Ивановская область: «Возмущает то, что оплачиваем круглый год, мерзнем, и стены покрываются плесенью». Колоссальная проблема тоже. И Забайкальский край: «Платим круглый год, в квартире холодно», люди включают обогреватели, соответственно, платят потом еще и за электроэнергию потребляемую, еще и потом за отопление будут платить. И Самарская область: «Сидят люди в ледяных квартирах, дети простужены и болеют». Также нам пишут, что все-таки, как мы говорили, нужно к властям обращаться, писать жалобы. Но не всегда люди готовы на это идти, потому что есть некий такой страх, что тоже оправдано. Не переключайтесь, потому что дальше поговорим о сбережениях, у кого оно есть, расскажите нам, все-таки как вы смогли накопить, а у кого нет, будем спрашивать и слушать тех, кто уже смогли.