Кого возьмут на работу?

Кого возьмут на работу? | Программы | ОТР

Какие качества будущих сотрудников нужны работодателям?

2020-12-07T17:40:00+03:00
Кого возьмут на работу?
На МКС пора ставить крест? Деньги на свалку. Маньяк выходит на свободу. Страна под снегом. Как победить бедность
Сергей Лесков: Любой памятник - это некая точка единения нации. Если памятник служит возникновению напряжения в обществе, ему нет места на площади
Что такое бедность и как с ней бороться?
27 февраля - Всемирный день НКО
МКС переработала свой ресурс
Дорогая передача: Нам мешают парковки!
Свободен и особо опасен
ТЕМА ЧАСА: Страна под снегом
Чёрные дыры МКС
Новый техосмотр отложили
Гости
Иван Алехин
генеральный директор компании «Новые технологии»
Валентина Митрофанова
кандидат экономических наук, юрист, директор Института профессионального кадровика

Тамара Шорникова: «Умный и целеустремленный сотрудник, лишенный честности, – угроза для всей компании». Так считает Уоррен Баффетт, американский предприниматель и инвестор. «Я найму человека, если пойму, что сам готов на него работать». Это уже другая цитата. Это мнение Марка Цукерберга, миллиардера и основателя Facebook. «Каждый сотрудник должен быть главным инженером», – это уже высказывание Илона Маска. Думаю, в представлении не нуждается.

Иван Князев: Ну, не бедные, в общем-то, такие люди, так или иначе руководители крупнейших компаний, миллиардеры.

А вот интересно, чем руководствуются наши работодатели? Данные опроса портала Superjob: и работодатели, и рядовые сотрудники на первое место поставили ответственность; на втором – коммуникабельность; на третьем – целеустремленность. Также руководители высоко оценивают важность лояльности к начальству. А для соискателей это, наоборот, второстепенное качество. Кроме того, с точки зрения нанимателей, в карьере сильно помогают стрессоустойчивость и обучаемость. Сотрудники же считают более важными интуицию и внешние данные.

Тамара Шорникова: Как вы считаете, какие качества должны быть у хорошего сотрудника? Что поможет хорошей карьере? Работодатели, тоже звоните. Чем вы руководствуетесь, когда нанимаете людей? Хотим разные мнения с обеих сторон.

И вот что уже пишут нам телезрители, какие сообщения прислали. Краснодарский край: «На работу берут того, кто будет прогибаться. Честные и добропорядочные как раз не нужны», – уверен Михаил. Свердловская область: «На работу берут тех, у кого имеется опыт работы». Ну, в общем, это логично. Это Андрей, Свердловская область. «На работу берут по блату, если есть вакансии», – Челябинская область.

Иван Князев: И тут уже не важно – честный ты, нечестный, инициативный, неинициативный.

Тамара Шорникова: И вот еще одна цитата, уже от нашего телезрителя… вернее, от классика, но привел ее наш телезритель: «Честность – хорошая вещь, когда вокруг меня все честные, а я один среди них жулик». Это Гете. Ну, нужно проверить. Знаешь, вот эти цитаты из соцсетей…

Иван Князев: Из Нижегородской области пишут: «Без вредных привычек сейчас стали работодатели брать».

Тамара Шорникова: Проверим, правильно ли то, что мы думаем о работодателях. Спросим у эксперта.

Валентина Митрофанова, директор Института профессионального кадровика, эксперт по трудовому законодательству. Здравствуйте.

Валентина Митрофанова: Здравствуйте, коллеги.

Иван Князев: Валентина Васильевна, вот смотрите, мнения крупных руководителей на Западе и у нас – они все-таки немножко различаются. А от чего это зависит? Может, поэтому они там так хорошо все развивают?

Тамара Шорникова: А наши что-то неправильно делают, да?

Иван Князев: Да.

Валентина Митрофанова: Я считаю, что на самом деле, конечно, люди, которые говорят о тех характеристиках, которые для них важны, сами не занимаются подбором основного персонала, а, скорее всего, нанимают только людей, которые занимают топовые позиции, поэтому их выбор личных характеристик понятен.

Если мы сейчас с вами поговорим о том, на какую позицию претендует кандидат и кого ищет компания, то, конечно, эти требования будут абсолютно разными для топ-менеджеров, для среднего менеджмента и для рядовых работников.

Тамара Шорникова: Хорошо. Смотрите, такое мнение… Я думаю, что поддержат многие сейчас. Очень просто рассуждать о том, что честность, креативность, какая-то общая идея, которая будет нас всех прямо объединять. Это здорово обсуждать, когда ты правда компания-миллиардер с уверенной позицией на рынке, с известным именем и так далее. Уже можно думать о высоком.

А когда ты начинаешь или у тебя производство какое-то, чапельники производишь, как в известном фильме, то как-то сначала нужно на ноги встать, наверное. А для этого нужно что? Пахать, пахать, пахать и так далее. То есть как бы не до философствований.

Или я не права? Или все-таки отталкиваться нужно от таких базисных, каких-то психологических вещей, может быть, и тогда придет успех?

Валентина Митрофанова: Я считаю, что вы абсолютно правы. Потому что если мы посмотрим на алгоритм, по которому осуществляют подбор специалисты по подбору, то в первую очередь они смотрят – на что? – на опыт работы специалиста. Есть ли у него опыт именно в той сфере, на которую он сейчас претендует?

Второе – очень интересный критерий, который всем нужно учитывать, – это частота смены работы. То есть для специалистов по подбору персонала, если работник (и неважно, на какой позиции – топовый или рядовой) меняет работу каждые полгода или даже год, то это является очень плохим показателем для потенциального работодателя.

И отсюда тоже можно сделать вывод о том, что, например, некая стабильность работника очень принципиально важна. Это, кстати, второй критерий, по которому у нас оценивают специалисты по подбору персонала.

Иван Князев: Это очень интересно! А это только в нашей стране вот так? Потому что есть такая тенденция, такой тренд, что чем чаще человек меняет работу, тем он более мобильный, быстро схватывает…

Тамара Шорникова: Каждые три года, как советуют нам известные коучи и так далее.

Валентина Митрофанова: Два-три года, абсолютно точно. Даже два года сейчас, срок все сокращается и сокращается. Два года являются нормальным периодом для смены работы.

Но при этом мы не говорим о том, что человек должен покинуть компанию. То есть как минимум через два года у него должна быть какая-то ротация. То есть он должен накопить определенные знания и навыки, как минимум двинуться или по карьерной лестнице вверх через два года, или начать осваивать какие-то горизонтальные квалификации – например, получить еще какую-то специальность. То есть каждые два года действительно должно происходить какое-то кадровое движение у работника. Тогда это хороший показатель его мобильности, обучаемости.

Иван Князев: А если просто коллектив не подошел, атмосфера не понравилась? Мы же сейчас себя бережем.

Тамара Шорникова: И бизнес схлопнулся, в конце концов.

Иван Князев: Ну да.

Валентина Митрофанова: Согласна. Так, конечно, бывает. Но, согласитесь, если к вам сейчас будет устраиваться человек, которому не подошел коллектив, и это произошло в последних пяти местах работы каждые полгода, то это напряжет любого человека. И вряд ли работодатель будет готов поэкспериментировать и взять себе вот того работника.

Иван Князев: Ну, может, он ищет коллектив своей мечты. И вот этот коллектив будет тем самым.

Тамара Шорникова: Что ищет Екатерина – давай узнаем. Новгородская область на связи. Давайте вместе послушаем звонок от телезрительницы. Здравствуйте.

Иван Князев: Слушаем вас.

Зритель: Здравствуйте. Милые, уважаемые, любимые, пожалуйста, выслушайте. Вы знаете, прекрасного специалиста возьмут на работу, у которого большой стаж и все остальное, опыт, специальность хорошая. Но все равно к 60 годам или сократят, или переведут на маленькую зарплату, чтобы пенсия была минималка. Понимаете? Это продажный капитализм, больше ничего. И все равно человека в старости забьют в пух и прах. И будут пользоваться молодыми, пока есть возможность, последние соки из человека выжать, как из лимона. Вот и все.

Это продажный капиталистический гадюшник! Уберите буржуазный капитализм. Вот и все. И больше ничего не поможет. Если Путин не хочет, чтобы его заменили роботом, так пускай подумает, пускай нас не заменяют роботами, чтобы не было безработных.

Иван Князев: Спасибо вам за ваше мнение, спасибо большое.

Тамара Шорникова: Давай еще немного SMS. Ивановская область: «Я двинулась по карьерной лестнице, но направлением ошиблась», – пишет телезрительница. Ярославская область: «К непьющим было недоверие», – мол, они шифровались. Интересно!

Иван Князев: Да, было такое. «Не пьет – значит, что-то с ним не то».

Тамара Шорникова: А как? Прямо на собеседовании спрашивали: «Пьете?»

Иван Князев: Не знаю.

Тамара Шорникова: Или сразу графин ставили, такая проверка?

Иван Князев: Не знаю, не сталкивался. Из Приморского края: «Работодателю главное, чтобы работник был предан, как собака», – вот так и написали.

Тамара Шорникова: Ну, много таких сообщений: «На работу берут тех, кто готов стать рабом». И так далее.

Иван Князев: Валентина Васильевна, за красивые глаза у нас еще нанимают на работу?

Валентина Митрофанова: Ну, наверное, нанимают, но все-таки это не является таким массовым явлением, и опять же не на все профессии. За красивые глаза…

Иван Князев: Ну, особенно женщин.

Тамара Шорникова: По тонкому льду ходишь, Иван!

Валентина Митрофанова: Нанимают на те должности, на которых действительно требуется, чтобы… Ну, например, это администраторы в фитнес-центрах (такая известная позиция) или, например, секретари на топовых позициях.

Иван Князев: Ну подождите! Ну правда, что ли? Вот если работодатель мужчина, ему нужна секретарша или просто какой-то специалист – и тут приходит красивая и эффектная женщина, параметры одинаковые, как и соискателя-мужчины. Кого возьмут?

Валентина Митрофанова: Я думаю, что это точно зависит от конкретного работодателя и от того, какие приоритеты он устанавливает в работе. Я могу назвать на самом деле достаточно много руководителей, у которых секретари и личные помощники – это женщины, причем практически в предпенсионном и пенсионном возрасте. И это абсолютно точно говорит о том, что человек ценит опыт, ценит квалификацию, устойчивость этого человека.

Иван Князев: Нет, это говорит о том, что у него жена ревнивая.

Спасибо вам большое. Валентина Митрофанова, директор Института профессионального кадровика, эксперт по трудовому законодательству, была с нами.

Тамара Шорникова: Давайте лучше Андрея из Свердловской области послушаем. Может, дельное что-то скажет. Андрей, слушаем вас.

Зритель: Я бы хотел сказать о том, что на работу берут только специалистов с большим стажем работы по специальности.

Тамара Шорникова: Ну, это логично. Хорошо же, да?

Зритель: Да.

Тамара Шорникова: Вот и поговорили. Спасибо.

Зритель: А молодежь брать не хотят.

Тамара Шорникова: Ах вот оно что! Да, трудно устроиться. Понятно.

«Каким должен быть хороший сотрудник?» – это уже наш опрос, уже проведенный опрос телезрителей в Хабаровске, Омске и Симферополе. И вот какие ответы получили наши корреспонденты.

Иван Князев: Давайте посмотрим.

ОПРОС

Тамара Шорникова: Вот так, да?

Иван Князев: Интересно, по каким критериям набирает своих сотрудников наш следующий эксперт – Иван Алехин, генеральный директор компании «Новые технологии». Сейчас узнаем.

Иван Алехин: День добрый, здравствуйте.

Иван Князев: Здравствуйте, Иван Петрович.

Иван Алехин: Слушайте, я очень рад вашему эфиру, потому что, знаете, более юмористичного эфира я давно не видел. Я думаю, что Comedy Club просто отдыхает на самом деле, потому что очень смешно!

Тамара Шорникова: Так, это хорошо или плохо? Вы взяли бы нас на работу?

Иван Князев: Я тоже пытаюсь понять. Это комплимент или нет?

Иван Алехин: Да, это лучшее, что может быть. То есть Петросян нервно стоит в сторонке, Мартиросян там же. То есть вся армянская диаспора сейчас сильно нервничает касательно вашего эфира на самом деле.

Смотрите. Хороший работник – это всегда раб. Вот у нас президент – хороший работник или плохой? Многие считают, что хороший; многие – что плохой. А он говорит, что он раб на галерах.

Вот хороший работник – это раб, который получает низкую зарплату. При всем при этом он ходит счастливый и довольный, и вообще всем рассказывает, какой он крутой и классный. Этот раб, разумеется, весь в кредитах, весь в ипотеке. У него еще трое детей, собственно говоря. И все. И это самый лучший работник, потому что рабство рулит. То есть рабу не нужно платить зарплату. Раба не нужно кормить, он сам как-то прокормится. Это самый лучший работник.

А если мы говорим про сотрудников…

Тамара Шорникова: Вы сейчас как-то антирекламу производству своему, по-моему, даете. И все: «Так, понятно, понятно. Там без выходных, без премий, без всего». Да?

Иван Алехин: Нет, не так. Смотрите. Есть психологическая установка: «Я работник или я сотрудник? Если я сотрудник компании, то тогда я сотрудничаю. Я делаю действия, которые приводят к моему успешному сотрудничеству. Тогда я сотрудник. А если я работник, то тогда я раб». Ну, потому что слова оттуда идут сами по себе.

Поэтому в данном случае я набираю к себе на работу только сотрудников, у меня работников нет. Более того, мне никакие работники абсолютно не нужны, потому что их эффективность очень низкая. Более того, у меня нет ни одного сотрудника, работающего за зарплату. Вы можете себе представить? То есть у нас в трудовых договорах прописано только процентное соотношение его эффективности и прибыльности самой по себе компании.

Основные сотрудники в компании, которые работают, – это продавцы, потому что продавцы генерируют живую наличность. Кстати, всем предпринимателям, действующим или будущим предпринимателям: всегда задумывайтесь о том, сколько процентов продавцов у вас работает. То есть у вас должно быть 80–90% сотрудников-продавцов. А остальные сотрудники – обслуживающие работу продавцов. Потому что продавцы генерируют выручку, собственно говоря. А все остальные – тунеядцы, которые приспосабливаются и время которых сокращено.

Допустим, бухгалтеры. Обратите внимание, что данная профессия скоро уйдет в Лету, потому что это будет все автоматизировано. Юристы? Практически все корпоративные юристы так или иначе уходят в Лету сами по себе. Опять же это профессия вымирающая.

Остаются только продавцы, потому что продавец всегда коммуницирует с покупателем. И то в настоящее время электронные онлайн-продажи, конечно, бьют все рекорды. И в этом случае уже не продавец, а такой все-таки аккаунт-менеджер. Но аккаунт-менеджер – это уже не сотрудник, это уже раб, уже работник.

Тамара Шорникова: Хорошо. А как вы таких сотрудников для себя, которые точно вам подойдут, находите? Что вас цепляет в резюме или на собеседовании? Может быть, какие-то тестовые задания выдаете своим сотрудникам будущим?

Иван Алехин: Я в свое время, когда был наемным менеджером, проходил «полевые испытания». У нас группы отправляли «в поля» и говорили: «Идите, заработайте. Как хотите, продавайте что хотите, но вы должны принести больше всего денег».

В общем, я использую ровно такую же методологию. Те сотрудники, которые у меня проходят собеседование, в течение трех дней стажируются в том, что… Собирается группа потенциальных сотрудников, они уходят «в поля» и начинают зарабатывать деньги. Причем задача достаточно честная: чтобы люди шли и не из собственного кармана деньги доставали, а что-то продавали и потом зафиксировали, как они это продали. У них на все это есть буквально четыре часа. И так три дня по четыре часа.

Поверьте, отсеиваются 99,99%, потому что ровно этот процент готов деньги получать. А мне надо, чтобы они зарабатывали мне на мою сладкую жизнь, собственно говоря, и зарабатывали чуть-чуть себе на свою подслащенную жизнь. Иначе быть не может, потому что только владельцы несут все убытки и также несут все прибыли. Поэтому если у владельца бизнеса убытки – значит, у него не сладкая, а горькая жизнь. А если у него прибыль, то у него жизнь сладкая.

Тамара Шорникова: Иван Петрович, вы говорите, что забавный эфир. А мне, честно говоря, немного страшновато. Вы сейчас за рулем, простите?

Иван Алехин: Я? Да. Не поверите, я еду прямо за рулем.

Тамара Шорникова: Так как мы сейчас в этом эфире являемся вашими соучастниками, то, может быть, мы будем слушать телефонный звонок, а вы все-таки припаркуетесь? Как бы чего… Ну, мало ли.

Иван Алехин: Не бойтесь, не бойтесь. Вы не соучастники. Я беру всю ответственность на себя, собственно говоря. Говорю прямо официально в эфире.

Иван Князев: Хорошо. Телефонный звонок мы тем не менее послушаем. У нас на связи Валентин.

Иван Алехин: Давайте.

Тамара Шорникова: Валентина, Белгородская область.

Иван Князев: Валентина. Прошу прощения.

Зритель: Да.

Тамара Шорникова: Слушаем вас, Валентина. Вы работодатель, работник, сотрудник?

Зритель: Я хочу вам задать вопрос такой. Вот человек закончил институт и пять месяцев не может устроиться на работу, требуют опыт работы. А где после института опыт?

Тамара Шорникова: Понятно, Валентина.

Иван Петрович, что посоветуете?

Иван Алехин: Я посоветую молодому человеку пойти на рынок, начать торговать… Алло.

Тамара Шорникова: Да, слушаем.

Иван Алехин: Я здесь. Я посоветую молодому человеку пойти на рынок, начать торговать, с одной стороны. А с другой стороны, устроиться в такси и начинать предпринимательскую деятельность хотя бы в качестве таксиста, чтобы понять монетизацию, понять стоимость труда, понять, сколько можно зарабатывать, а не получать.

Самое худшее, что может быть – это сидеть на пятой точке ровно, собственно говоря, и говорить: «Все так плохо. Я закончил институт, а теперь я никому не нужен». Ну, логично, что он никому не нужен, потому что у нас в институтах не учат деньги зарабатывать. У нас даже в школах не учат деньги зарабатывать. У нас учат различным знаниям, которые впоследствии очень сложно монетизировать, если ты не идешь, конечно, в преподаватели или в учителя.

А в целом жизнь прекрасна, поэтому, пожалуйста, либо на рынок торговать, либо таксистом. Для начала неплохая практика. По крайней мере, поймет, как зарабатываются живые деньги.

Иван Князев: Еще один звонок у нас.

Тамара Шорникова: И, возможно, еще один ваш совет для Виктора из Екатеринбурга.

Иван Алехин: У меня экстремальные советы.

Тамара Шорникова: Виктор, слушаем вас. Алло. Видимо, Виктор услышал ваш предыдущий радикальный совет, и он подумал…

Иван Князев: Напугала ты нашего телезрителя.

Иван Петрович, вот такой вопрос. Наверное, не во всех же сферах такой подход применим. Знаете, бывают, например, такие сферы, где… Ну не знаю, научная сфера. Человек может долго-долго сидеть, быть тихеньким, что-то думать, а потом возьмет и через десять лет выстрелит в чем-нибудь, прорыв какой-нибудь.

Иван Алехин: Есть, есть. Причем, вы знаете, такой прорыв возможен в таких компаниях, как «Лукойл», «Газпром нефть», «Роснефть», «Роснано» и так далее – при условии, что сыночек сидит где-нибудь на Рублевке или в Лондоне. Сидит такой себе, а потом – бах! – и выстрелил. Нифига себе! И он отвечает за целый департамент чего-нибудь, такая светлая голова!

Иван Князев: Я не про это.

Иван Алехин: Бывает, бывает.

Иван Князев: Я не про это. Я про какие-нибудь исследовательские институты, где продавать ничего не нужно, где нужно головой думать.

Иван Алехин: Нет, друзья мои, давайте я вас просто спущу с небес на землю. Вам известна фамилия Попов? Такой известный человек был, создавший радио в России.

Иван Князев: Ну конечно.

Иван Алехин: И никому это радио не нужно было. Сикорский с вертолетом никому не нужен был. Даже Саша Галицкий, создавший вайфай, живущий ныне и нормально себя чувствующий. И никому не нужен был этот вайфай. Вайфай создан в СССР, понимаете, в 91-м году.

Иван Князев: Так же, как и «Тетрис».

Иван Алехин: Абсолютно. Поэтому в нашей стране… Знаете, есть такой анекдот про гиблое место. В нашей стране никому ничего не нужно.

Более того, у нас в стране появилось слово «блат». Вы не поверите, оно вернулось! «Если у тебя нет блата, то забудь про какую-либо карьерную лестницу». Вот и все. Поэтому если мы говорим про карьеру великих и талантливых людей, вспомним, пожалуйста, господина Дурова, который создал «ВКонтакте». Ну и где он сейчас? Подданным какой страны он сейчас является? Понимаете?

Иван Князев: Ну, где-нибудь на острове живет, загорает.

Тамара Шорникова: Иван Петрович, вас послушаешь… Есть амбиции – пакуй чемоданы, что ли?

Иван Алехин: Есть две амбиции. Первое: если у тебя золотая голова, куча идей и ты предприниматель – пакуй чемоданы и езжай туда, где твой труд ценится. Второй вариант: ты патриот, и ты прямо весь такой за Россию-матушку, или ты студент, как предыдущий молодой человек был, – пожалуйста, иди и занимайся предпринимательством, предпринимай шаги для того, чтобы зарабатывать деньги.

Ну а если ты хочешь в нашей стране быть рядовым менеджером, то, во-первых, готовься к корпоративным войнам, готовься портить себе карму, подсиживать, как-то подгаживать – и, разумеется, ты куда-нибудь пробьешься, не без этого.

Но давайте посмотрим на очень простую вещь. Мы в нашей стране очень быстро беднеем. Вы себе не представляете, с какой скоростью. Еще семь лет назад зарплата 60 тысяч – это было 2 тысячи долларов, а на сегодняшний день 60 тысяч рублей – это целых 800 долларов. Добро пожаловать в рай! Понимаете? Вот так.

Тамара Шорникова: Тем не менее ваша куртка подсказывает мне, что вы едете не по улицам Лос-Анджелеса. Вас и тут неплохо кормят? Вы патриот? Почему вы здесь строите свой бизнес?

Иван Алехин: Да я на самом деле скажу вам просто: потому что в нашей стране самая дешевая рабочая сила. И даже сотрудники стоят настолько дешево, что производить в нашей стране намного выгоднее. А продавать выгодно за рубеж. То есть, грубо говоря, зарплату платим в рублях, а продаем в евро и долларах. Вот и все.

Главное – в чем ты прибыль получаешь. Прибыль нельзя получать в рублях. Это порча собственной бизнес-кармы. Прибыль можно получать только в инвалютных рублях или чеках, чтобы потом в «Березке» отовариваться. У нас скоро «Березка» наступит, понимаете, магазины закроют. А вы что думали? У нас же комсомол рулит всем процессом, поэтому комсомолу прикольно, чтобы мы в «Березке» отоваривались.

Тамара Шорникова: А много у вас сотрудников?

Иван Алехин: У меня? Не очень. 31 человек.

Иван Князев: Хорошо зарабатывают?

Иван Алехин: Ну, в среднем… По российским меркам – да. Средняя зарплата – 120.

Тамара Шорникова: Текучка имеется?

Иван Алехин: Чтобы было понятно: раньше это было 4 тысячи долларов, а теперь это две, даже меньше. Понимаете? А мне это абсолютно выгодно.

Текучки нет, потому что сейчас всех увольняют, всех сокращают, и мы всех перевели, как я чуть ранее сказал, не на окладную составляющую, а на чисто премиальную. То есть окладов в нашей компании вообще уже как год нет. То есть ноль окладов, только процент от чистой прибыли компании.

Иван Князев: Спасибо, спасибо вам большое. Иван Алехин, генеральный директор компании «Новые технологии», был с нами на связи.

Тамара Шорникова: Это как коуч-сессия, да?

Иван Князев: Да. Говорили о том, какими качествами нужно обладать, чтобы сделать карьеру, какие качества способствуют карьерному росту и какие подходы есть у современных работодателей в подборе персонала.

Тамара Шорникова: Это были темы дневного эфира. А прямо сейчас расскажем, о чем наши коллеги будут говорить вечером.

Авторизуйтесь, чтобы быстро и удобно комментировать
Авторизуйтесь, чтобы быстро и удобно комментировать
Комментарии (0)