Колледж вместо вуза
https://otr-online.ru/programmy/segodnya-v-rossii/kolledzh-vmesto-vuza-62828.html
Марианна Ожерельева: В эфире программа «ОТРажение».
«Мимо вузов». Школьники предпочитают поступать в колледжи. Это выяснили специалисты международной исследовательской компании Ipsos. По их данным, причина очень простая: сдавать ЕГЭ не хотят, бояться. А еще те, кто выбирают колледж, уверены, что быстрее найдут себе работу, потому что уже освоят специальность.
Так ли это? И куда пойти учиться? Обсуждать будем в ближайшие полчаса. Звоните, пишите, будьте с нами на связи.
А со мной в студии Владимир Блинов, директор Научно-исследовательского центра профессионального образования и систем квалификации Федерального института развития образования РАНХиГС. Здравствуйте.
Владимир Блинов: Здравствуйте.
Марианна Ожерельева: Уже несколько сообщений. Краснодарский край: «У школьников из бедных семей выбора нет, вот и идут в колледжи». Далее, Псковская область: «В техникуме оплата вдвое меньше и учиться четыре года». Смоленская область: «Хватит нам этих бакалавров и магистров. Нам нужны слесари, токари, фрезеровщики и наконец сантехники, а не этот офисный планктон».
Как вы считаете, почему так получилось, что сегодня действительно возрастает интерес к колледжам? Это какая-то госпрограмма, какое-то денежное финансирование поспособствовало этому выбору? Или действительно, может быть, страшно сдавать ЕГЭ? «Ну его! И не надо мне это ваше высшее».
Владимир Блинов: Ну, у нас в нашей академии есть специальный центр такой, Центр экономических исследований непрерывного образования, где тоже задавались этим вопросом: может быть, боятся ЕГЭ? Какая-то «баба ЕГЭ», которая всех пугает.
Марианна Ожерельева: Так?
Владимир Блинов: Но выяснилось, что у «бабы ЕГЭ» есть весьма материальный, так сказать…
Марианна Ожерельева: Фон?
Владимир Блинов: Да. Это, в общем-то, финансовые проблемы.
Марианна Ожерельева: Подождите. То есть дорого учиться в вузе, а дешевле – в колледже?
Владимир Блинов: Получается так, что сама по себе сдача ЕГЭ сопряжена, например, с наймом репетиторов. Одна из целей «золотого стандарта», который был принят на днях, – это как раз избавиться от репетиторства. Дело в том, что старшая школа действительно осаждается репетиторами. Кто-то боится просто ЕГЭ, а у многих родителей возникают чисто финансовые страхи: ЕГЭ можно и не потянуть, потому что, конечно, надо много заниматься, к этому надо готовиться.
Но не только страх ЕГЭ. Вот удалось выяснить простую зависимость: в среднем профессиональном образовании учатся дети из разных семей, и только 2,9% наших обучающихся – это выходцы из семей обеспеченных. Треть – это просто пишем «обеспеченные семьи среднего уровня». А все остальные – это малообеспеченные. То есть первые два сообщения такого финансового характера…
Марианна Ожерельева: Правильные все-таки?
Владимир Блинов: Это правильно. Надо смотреть на причину страхов не в связи с какими-то страшилками. Это весьма понятные материальные причины.
Марианна Ожерельева: Скажите, а что сделано государством за последние годы для развития среднего профессионального образования? Как много колледжей по стране? Достаточно или переизбыток? И как все-таки привлекали? Ну, если не только деньги, если не только страх перед самой «бабой ЕГЭ», то что еще?
Владимир Блинов: Вы знаете, на второе место я, конечно, поставил бы престиж.
Марианна Ожерельева: Престиж колледжей?
Владимир Блинов: Да.
Марианна Ожерельева: То есть не престиж высшего учебного заведения?
Владимир Блинов: Да, а именно престиж колледжей.
Марианна Ожерельева: А в чем он выражается?
Владимир Блинов: Дело в том, что у вузов престиж и так достаточно высок. Мы провели такое исследование, задавали такой хитрый вопросик: «А вот если бы у вас и у ваших детей были все возможности для поступления в вуз?» – мы получили 94% ответов: «Если бы были, то пошли бы в вуз». Ну, чего-то не хватает. А с колледжами совсем не так.
Я хочу просто напомнить два слова истории. Дело в том, что у нас когда-то были профессионально-технические училища и техникумы. И пойти в ПТУ было очень непрестижно.
Марианна Ожерельева: Да. Какой-то второй сорт, действительно.
Владимир Блинов: Знаете, по секрету, расшифровывали: Помоги Тупому Устроиться.
Марианна Ожерельева: Тут нам и пишут: «Это все для слабоумных». Так?
Владимир Блинов: При этом техникумы были немножко в тени вузов, но это были очень сильные учебные заведения, если вдуматься. И после восьмого или вот сейчас, по нынешней нумерации, после девятого класса можно было пойти в техникум, стать специалистом среднего звена. Но жизнь сложилась так, что системы объединились, и теперь всегда надо задавать вопрос: а о чем идет речь? Мы говорим все-таки о техникумовском образовании или о вузовском?
И здесь простая цифра: у нас сегодня на одного рабочего приходится пять специалистов среднего звена, обучающихся в этой системе. То есть когда мы говорим СПО (среднее профессиональное образование), то мы, конечно же, имеем в виду прежде всего техникумовскую подготовку, серьезную и глубокую. Ну, может быть, она была тоже недостаточно престижна, но все-таки это не ПТУ.
Марианна Ожерельева: Владимир Игоревич, очень много сообщений вообще об образовании, о необходимости его иметь. А давайте сейчас посмотрим такой сюжет, потому что наши корреспонденты спросили жителей разных городов, вообще необходимо это высшее образование или нет. И вот какие ответы получили.
ОПРОС
Марианна Ожерельева: Какие хорошие и разные ответы!
У нас есть звонок из Новгородской области. Светлана, здравствуйте. А как вы считаете, высшее образование – все-таки необходимость или можно повременить?
Зритель: Ну не знаю. Высшее образование, мне кажется, только для того, чтобы немножко ориентироваться. Я, например, не жалею, что я закончила в Плесецке торгово-кулинарное училище. Всю жизнь проработала в магазине, была и заведующей. Я считаю, что не очень высокое образование помогло мне в жизни, например.
Марианна Ожерельева: Какой хороший пример! Светлана, тут очень много сообщений, пишут, что как-то вот непрестижно, вот как-то сын в колледже учится. А вас когда-тоэто трогало, в свое время? Или учились, все было хорошо?
Зритель: Мне сейчас почти 70 лет. Я считаю, что в советское время люди учились в техникумах, в училищах, в ПТУ…
Марианна Ожерельева: То есть было такое время.
Зритель: А?
Марианна Ожерельева: То есть тогда это была нормой некоей?
Зритель: Да, тогда была нормой.
Марианна Ожерельева: Спасибо большое вам за этот звонок.
Действительно, пишут все-таки: «О чем мы тут говорим? Где эти люди будут работать? Если мы говорим о технических специальностях, то где эти фабрики, заводы и другие производства?» Действительно, а куда они потом пойдут работать? Тоже вопрос.
Владимир Блинов: Да, это узловой момент.
Марианна Ожерельева: Офисный планктон, может быть, и пригодится.
Владимир Блинов: Я бы, во-первых, сказал, что давайте разделим историю на наличие диплома и собственно образование.
Марианна Ожерельева: То есть разделяем?
Владимир Блинов: Все имеет разную ценность.
Марианна Ожерельева: Так?
Владимир Блинов: Ну, когда-то можно было диплом купить и в переходе, сейчас это уже не получится.
Марианна Ожерельева: Упразднили.
Владимир Блинов: Да, эту возможность, слава богу, убрали. Образование нужно прежде всего для того, чтобы вовремя повышать квалификацию, менять, самостоятельно учиться и ориентироваться в профессии. Везет людям, которые пришли, в первый день встали к определенному оборудованию и ушли на пенсию от того же станка. Но сейчас это очень большая редкость.
Поэтому, конечно, ценность образования в непрерывности, в продолжении наращивания своего человеческого капитала. При этом стоимость диплома стремительно падает. У нас появились серьезные работодатели, которые перестали предъявлять требования к образованию.
Марианна Ожерельева: То есть вот то, о чем говорили в сюжете, что без вот этой «корочки» вузовской ты сегодня не трудоустроишься, – все-таки это уже не реальность?
Владимир Блинов: Ну, это уже реальность. При этом я сказал бы так: конечно, государственные учреждения, например наша академия…
Марианна Ожерельева: Вы возьмете?
Владимир Блинов: Нет, нет, не возьмем.
Марианна Ожерельева: Вот! Уже к вам не поступить на работу.
Владимир Блинов: Да. Но что касается некоторых IT-фирм, достаточно серьезных и богатых, то берут человека со способностями и с квалификацией, при этом не спрашивают, какой у него диплом.
Марианна Ожерельева: Вопрос: куда они пойдут работать? Вот они выпустились. А где работать-то? Места такие есть сегодня?
Владимир Блинов: У нас сегодня, к сожалению, есть проблемы, я бы сказал так. У нас сегодня даже по выходу из среднего профессионального образования, скажем так, трудоустраиваются сразу примерно 58% с небольшим. При этом в этих процентах одна четверть – это люди, которые идут на рабочие места, которые вообще в принципе не требуют образования.
Марианна Ожерельева: Это что за профессии такие?
Владимир Блинов: А две трети устраиваются не по специальности. То есть там нужна квалификация, нужно образование, но это не их специальность. То есть у нас сегодня большое несовпадение ожиданий рынка труда, с другой стороны, и номенклатуры той подготовки, что у нас на выходе. Это беда. То же самое и в высшем образовании: бакалавры, к сожалению, тоже устраиваются очень тяжело.
Марианна Ожерельева: То есть необходимо идти в магистратуру все-таки.
Из Башкирии звонок. Марат, здравствуйте.
Зритель: Здравствуйте.
Марианна Ожерельева: Слушаем вас.
Зритель: Вот здесь расшифровали ПТУ. Но мы его по-другому расшифровали, ГПТУ: Господи, Помоги… Вот в школе учился, и основная мотивация учителей была за хорошую учебу… Алло! Вы слышите?
Марианна Ожерельева: Конечно. Слушаем внимательно, Марат.
Зритель: Мотивация была такая: надо учиться хорошо, чтобы не попасть в ПТУ. То есть получалось, что самый-самый отстой попадает в ПТУ. Ну, я это пережил. Я хотел идти в ПТУ, но меня не взяли.
Марианна Ожерельева: Не взяли?
Зритель: Я хотел телемастером быть.
Марианна Ожерельева: А где вы учились, Марат?
Зритель: Я уже после армии стал работать. И получилось, что эти все пэтэушники на заводе работают, и они же добром не работают. Они что в школе учились через пень-колоду, так же и на производстве. Палкой надо гонять, чтобы что-то делали. А потом удивляемся: почему на нашей машине выехал, а она рассыпались? Квартиру получили, а надо окна делать заново.
Марианна Ожерельева: Понятно. То есть там надо еще и подумать, как их учат. Спасибо, Марат.
Действительно, тут были сообщения, что все-таки вообще нигде учиться не надо, образование в России не имеет никакого значения. И таких очень много. О квалификации все-таки. У тех, кто учат вот этих бывших школьников в тех самых профучилищах, у них квалификации сегодня достаточно? Кого они выпускают-то?
Владимир Блинов: Да, здесь, конечно, надо очень серьезно этот вопрос смотреть. И вот здесь о тех государственных мерах, которые были предприняты. Вот та программа «Молодые профессионалы», о которой много говорили, те 80 миллиардов. Ну, вроде бы сумма, конечно, большая, но на самом деле, если посмотреть, она не такая уж и большая.
Марианна Ожерельева: А это на что? На оборудование?
Владимир Блинов: На оборудование, прежде всего. Но оборудование влечет за собой необходимость повышения квалификации тех, кто учит на этом оборудовании.
Марианна Ожерельева: Погодите! Вот Марат говорит, что квартиры строят кто? Вот приходят. Получается, что оборудование у них есть, там они научились, а построить ничего не могут.
Владимир Блинов: Такое тут и там встречается. Я бы сказал, что это в большей степени вопрос не оборудования, а вопрос соотношения теории и практики, практикоориентированности подготовки. Конечно, есть такая проблема – такая склонность учить больше в теории, а дальше, дескать, квалификация доберется уже в процессе. Это одна из ахиллесовых пят.
Но появление нового оборудования, появление совершенно новых пространств для обучения, новых мастеров, которые освоили это оборудование и учились этому специально, на это тоже были заложены деньги, и продолжается эта работа, – конечно, здесь серьезные подвижки произошли. И хочу сказать, что изменился престиж наших колледжей, потому что это уже не те темные и, в общем-то, слабенькие учебные заведения.
Марианна Ожерельева: Владимир Игоревич, а если не брать Московский регион, близлежащие области, а все-таки по стране количество этих колледжей, если мы идем в восточную часть, их тоже достаточно? И престиж там тоже есть? Это равные значения в целом? Или мы опять говорим, что в центральной части с этим более или менее нормально, а вот далее?.. Потому что рабочая сила где нужна?
Владимир Блинов: У нас федеральное государство, и тут не бывает так, что везде все поровну, так сказать…
Марианна Ожерельева: …распределяется.
Владимир Блинов:У нас и зарплаты разные, и потребительские корзины…
Марианна Ожерельева: Да. Но это же образование.
Владимир Блинов: И с образованием тоже нет общей такой унификации, поэтому, конечно, мы в любом, практически в любом регионе обязательно найдем несколько хороших колледжей.
Марианна Ожерельева: Найдем все-таки?
Владимир Блинов: Это точно. Но количество хороших и слабых, вот это соотношение будет разным.
Марианна Ожерельева: Звонок из Нижнего Новгорода. Нина, здравствуйте. Слушаем вас.
Зритель: Здравствуйте. Я Нина Макаровна. Я преподаю языки, литературу, русский, английский и устраиваю студентов, наших студентов Нижегородского гуманитарно-технического колледжа на практику и на работу. Все они прекрасно остаются там работать, потому что и они знают, как работать, и специалисты им помогут, и с удовольствием предлагают им оставаться работать. Кроме того, у нас образование почти во всех колониях. Люди, которые отбывают наказание, многие учатся на заочном. И когда они освобождаются, у них, кроме справки об освобождении, еще наш колледж. Поэтому их тоже легче устроить на работу.
Марианна Ожерельева: Нина, позвольте вопрос.
Зритель: Да?
Марианна Ожерельева: Раз вы в этой среде, расскажите. Вы действительно видите в последние годы вот такой спрос именно на образование в колледже? И, на ваш взгляд, почему этот перекос случился?
Зритель: Не знаю. Мы были разочарованы, когда нашу современную гуманитарную академию превратили в колледж. Нам руководство города сказало, что «слишком много академий развелось», прямо такая фраза была фраза. И мы были разочарованы, но превратились в колледж.
Марианна Ожерельева: Вот как.
Зритель: Но по-прежнему после колледжа у нас студенты продолжают учиться и получают образование высшее, и в наших же стенах.
Марианна Ожерельева: Хорошо, спасибо большое. Очень хорошо, это замечательно!
Владимир Игоревич, сообщение, из Вологодской области нам пишут: «Вообще в целом по стране не хватает образованных. Надо учиться». Как бы важно – где? Все-таки это будет среднее профессиональное образование, это будет высшее учебное заведение? В целом вообще есть сегодня понимание, что образование тебе необходимо?
Владимир Блинов: Вы знаете, я скажу только одно слово: школа. Нам нужна хорошая школа общеобразовательная.
Марианна Ожерельева: То есть начальная ступень?
Владимир Блинов: Прежде всего – начальная школа. Это вот то место, где закладывается все, что потом в дальнейшем дает все плоды. И при этом мы понимаем, что есть знания, которые действительно дают широкую эрудицию, образованность. Есть знания, которые в большей степени для развития интеллекта применяются. Сейчас, конечно, есть проблемы, потому что мы даже в колледжах видим недостаточный уровень подготовки многих школьников даже для освоения программы, которая не вузовская, а, казалось бы, довузовская, профессиональное образование, а проблемы есть.
Марианна Ожерельева: А как сейчас? Окончив колледж, все-таки ребята идут действительно работать? Или большинство поступают уже потом в вузы?
Владимир Блинов: Есть просто такое достаточно серьезное обследование этого вопроса. И вообще у нас, как я уже говорил, порядка 60–70% попадают сразу на рабочие места. Надо по этому году сейчас посмотреть. Это точные данные, потому что они идут через Пенсионный фонд.
При этом мы видим, что 14% тех, кто поступает в вузы – это выпускники колледжей. То есть уже есть страта, которая в тот же год, в год окончания, они прямо попадают в вузы. Намерение поступать в дальнейшем, ну, до 30% высказывают. При этом, конечно, большинство говорит: «Нам хотелось бы совмещать все-таки труд на рабочем месте с образованием».
Марианна Ожерельева: Ну, логично.
Из Оренбургской области звонок. Анна, здравствуйте. Мы вас слушаем.
Зритель: Здравствуйте. Я бы хотела высказать свое мнение по поводу того, получать ли высшее образование либо среднее специальное. Я приведу свой личный пример. Я педагог с высшим образованием, у меня два образования. Дело в том, что заканчивала в Москве педагогический, а теперь переехала в деревню по состоянию здоровья ребенка. Училась я, получается, около 10 лет, когда жила в Москве. И получается, что училась, училась, а зарплата – 18 тысяч.
Или приведу в пример свою подругу, которая не училась, закончила обычное ПТУ, а теперь зарабатывает хорошие деньги, имеет квартиру в городе и хороший дом.
Марианна Ожерельева: Анна, вы сейчас так сказали: «Обычное ПТУ». А для вас все-таки обычное ПТУ – это что-то такое ниже среднего, да? И когда человек представляет, что он окончил вуз…
Зритель: Неважно, куда человек пойдет учиться – в институт он пойдет либо в колледж, либо в ПТУ пойдет. Все равно это дело случая, наверное.
Марианна Ожерельева: Абсолютно. То есть удача и случай? Спасибо за такое мнение.
Зритель: Потому что устроиться на работу даже с высшим образованием нереально!
Марианна Ожерельева: Спасибо вам большое, Анна. Очень интересное мнение.
Действительно, например, вспоминают опять Советский Союз, Ленинградская область: «ПТУ нужны. Мы в советское время, закончив ПТУ, учились в вузах и одновременно работали», – что действительно тоже правда. Нижегородская область: «Правильно, после колледжа надо зацепиться за работу, а потом уже по желанию идти и поступать в вуз». А из Пермского края нам пишут: «Высшее образование сегодня – это профанация».
Как часто это действительно дело случая и удачи в нашей стране имеет какую-то роль? Очень много еще, кстати, было: «Сегодня без связей по-прежнему на какое-то хорошее место не устроиться». И ниже примеры.
Владимир Блинов: Ну, тут уже, конечно, сложно комментировать. Я хочу начать с заработных плат. Мы опросили студентов колледжей: а сколько они хотели бы получать в месяц?
Марианна Ожерельева: Так?
Владимир Блинов: Они у нас, конечно, фантазеры.
Марианна Ожерельева: 55?
Владимир Блинов: Нет.
Марианна Ожерельева: 155?
Владимир Блинов: Они хотят 80. Но на деле они получают в среднем по стране 27. И даже в Москве они получают 37.
Марианна Ожерельева: В 20 лет он будет получать 27 тысяч?
Владимир Блинов: Да. И это те данные, которые, опять же, идут через Пенсионный фонд. То есть это, конечно, много ниже тех ожиданий, которые они себе воображают, но это больше 18. Давайте сразу отметим, что даже статистически это, конечно, выше.
Есть проблемы с продолжением образования. Я как преподаватель вуза могу сказать: заочное образование по качеству всегда отстает. А технологии современного самостоятельного образования мы пока не работали, и это проблема. Поэтому те, кто идет получать высшее образование, работая, имея квалификацию, должен понимать, что это серьезный выбор, это путь, по которому надо пройти. То есть тут, в общем-то, однозначно придется трудиться, придется работать, и работать самому. Поэтому вот это сочетание не для многих, давайте скажем прямо.
Насчет того, что «высшее образование – профанация». Ну, здесь…
Марианна Ожерельева: Вот устроиться не могут люди.
Владимир Блинов: Да, здесь надо внимательно смотреть, куда идешь все-таки. Конечно, выбирать вуз надо не из списка, а поездить, посмотреть, поговорить с выпускниками, посмотреть на реальное трудоустройство. Ну, тогда можно хоть какие-то предварительные выводы делать.
Марианна Ожерельева: Вы сказали об этом пути. Помню наши с вами встречи ранее, мы говорили о некоей профориентации. Вы говорили, что в школах необходимо этим уже заниматься. Из Ярославской области сообщение натолкнуло меня на эту мысль: «Необходимо больше кружков разных специальностей – и ребенку легче будет понять свою профессию».
Я к чему? Чтобы не страх семьи перед ЕГЭ и тем, что у них нет денег на репетиторов. Это действительно колоссальная проблема. Это не очень хорошо, что сдать ЕГЭ… То есть, по сути, ребенок без репетитора сегодня не может, учитывая, что все говорят в этой студии. Далее мы говорим о том, что дети боятся стресса, но нет денег, чтобы заплатить за частное образование в том же вузе.
А как сделать так на начальном этапе, чтобы к девятому классу ребенок действительно хотя бы предположительно осознавал, кем он хотел бы быть? Ну, это будет космос либо это будет что-то связанное с химией. Может быть, ему литература или история интересна. Можно ли вообще как-то эту профориентацию заложить и выявить на раннем этапе, а потом уже определяться?
Владимир Блинов: Буквально позавчера я был в Ямало-Ненецком округе, где поставлена задача: в школе учителей сделать экспертами по рынку труда и выбору профессии.
Марианна Ожерельева: Пугает, когда ставят задачи таким образом.
Владимир Блинов: Я просто увидел… Я, конечно, обрадовался внутреннее, что, может быть, хоть где-то это произойдет. Но я представляю, какой объем этой задачи. Что нужно сделать для того, чтобы стать экспертом, чтобы знать все нюансы, например, высшего образования в таком-то университете, трудоустройство, не знаю, на такое-то рабочее место, такой-то колледж? Это очень серьезная задача!
Но если говорить ближе к земле, то, во-первых, конечно же, у нас больше трети наших студентов среднего профессионального образования живет в сельской местности. И если всмотреться, то выбор-то у них очень и очень невелик. Чего выбирать-то?
Ну, та же Нижегородская область, город Лукоянов – что можно выбрать? Учительница начальной школы. Можно выбрать физическое… Как это называется? Ну, тоже учитель физической культуры. Можно выбрать бухгалтера. Можно выбрать какую-нибудь сельскохозяйственную специальность, связанную с сельским хозяйством. Вот и все. За всем остальным нужно ехать за 150–200 километров, никак не ближе. И это проблема.
Поэтому, конечно, хорошо иметь таких суперучителей, которые помогут выбрать, но давайте прямо скажем, что, в общем-то, достаточно низкая мобильность этих семей, она же и ограничивает выбор. Даже если мы откопаем серьезный талант, вполне возможно, что это не приходится.
Марианна Ожерельева: И последнее, из Коми: «Высшее образование важно, но на работу берут по блату и своих, без образования». Ранее мы сказали, что это не очень достойно комментария, но все-таки вот практическое и теоретическое… Надо ли говорить, что современные колледжи – это про практики, а современные вузы – это про что-то уже такое… ну, комплементарность знаний какая-то, то есть как-то это иначе устроено?
Владимир Блинов: Я хочу сказать, что фирма, которая берет безграмотных и по блату, долго не просуществует.
Марианна Ожерельева: Не протянет, да? «Рога и копыта».
Владимир Блинов: Особенно если это банк.
Во-вторых, хочу сказать, что очень разные вузы и очень разные дети. Вот только что на моих глазах девочка сама устроилась в банк, учится в бакалавриате. В общем-то, все сама, сама, сама, и без всякого, заметим, блата. Да, бывают какие-то случаи, когда кто-то кого-то куда-то устраивает. Ну, я думаю, что не надо за это цепляться и надеяться всю жизнь выехать на этом блате.
Марианна Ожерельева: Ну а куда учиться надо идти все-таки? Подскажите.
Владимир Блинов: Ближе к земле.
Марианна Ожерельева: К земле?
Владимир Блинов: Надо смотреть, где есть рабочие места, куда можно… Ведь мы говорим, что это первичный выбор профессии. Ничего страшного не произойдет. У нас сейчас самая востребованная, например, фармакология. Ну, это и химия, это и химические технологии, это и достаточно большое количество рабочих мест, удачное трудоустройство. Ну почему не начать свою жизнь, например, с фармакологии, если она такая успешная?
Марианна Ожерельева: Очень было бы хорошо, если это действительно интересно человеку.
Спасибо огромное вам. Говорили сейчас об очень важном: что выбирают современные школьники – вузы или колледжи? Со мной в студии был Владимир Блинов, директор Научно-исследовательского центра профессионального образования и систем квалификации Федерального института развития образования РАНХиГС.
Спасибо, что писали. Зачитаю напоследок несколько сообщений. «Дядя за пять лет работы токарем стал токарем высшего разряда на авиационном заводе», – из Белгородской области пишут. А из Ленинградской говорят: «После вузов выходят никчемные теоретики, а после сузов – практики». Вот такое мнение. И из Коми: «Высшее образование все-таки очень важно».
Оставайтесь с нами. Далее поговорим о том, что происходит у нас в сфере экологии и как будут бороться с мусорными свалками.